X-PDF

Рабочая программа кружка Классная газета

Поделиться статьей

                                             П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А

 

 ФедеральногоЗакона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от01.05.2017);

 Федеральногогосударственного образовательного стандарта основного общего образования,утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897 (ред. от 31.12.2015 № 1577) «Об утверждении и введении вдействие федерального государственного образовательного стандарта основногообщего образования»;

 Санитарно-эпидемиологических правили нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно — эпидемиологические требования кусловиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врачаРоссийской Федерации от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015);

 

Направленность программы — социальная- направлена на развитие коммуникативных и интеллектуальных способностейобучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досугадетей. Эта деятельность способствует социальной адаптации, гражданскомустановлению подрастающего поколения.

Данная программа является социальной,в отличие от базового образования, остающегося предметно ориентированным.Органичное сочетание в школе обоих видов образования поможет как развитиюотдельного подростка, так и образовательного учреждения.

Актуальность программы.

Возрастающая доступностьобразовательных ресурсов в настоящее время стала характерной особенностьюсовременного общества.

Использование информационныхтехнологий привело к увеличению объема информации, к еѐ быстрому старению ипостоянному обновлению. Изменение информационной структуры общества требуетнового подхода к формам работы с детьми. Сегодня от учащихся начальной школытребуются не только знания, но и активность, инициативность, способностьпринимать решения в трудной ситуации.

Во многих школах, клубах выпускаютсятематические стенгазеты, информационные листы, рассказывающие о событияхшкольной жизни, о проблемах молодежи, об интересных людях. Газета дает детям  возможностьреализовать свои способности, включиться в систему новых социальных отношений.Но школьникам не хватает знаний в области публицистики. Данная программапредусматривает не только знакомство с теорией журналистики и малых жанровхудожественной литературы, но и обучение основам журналистского ремесла, ориентированана создание детской художественно-публицистической газеты «Классные новости».Именно в сочетании социальной, культурологической, профориентационной идосуговой направленности данной программы заключается ее своеобразие.

В программе последовательнореализуется принцип социализации, предполагающий установку на творческийпродукт. Поэтому в практической части указывается конкретный ожидаемыйрезультат исследовательской и творческой работы учащихся.

Подразделы, посвященные теориижурналистики и литературы, предлагают понятия, без которых невозможно овладетьосновами журналистского и писательского мастерства.

Специфика журналистской деятельностизаключается в сборе информации для публицистических работ, поэтому программапредусматривает выездные занятия.

Концепция данной программыпредполагает проектирование занятий с использованием информационных технологий,обучение в сотрудничестве, создание ситуаций исследования и творчества.

 

 

 Цель программы:

 Развитие личности ребенка,способного к творческому самовыражению через овладение основами журналистскогомастерства и в процессе создания классной газеты

 

Задачи:

Предметные:

 способствоватьовладению учащимися навыками создания школьной газеты;

 формироватьнавыки создания собственного текста в различных жанрах публицистики ихудожественной литературы;

 формировать систему знаний поосновам журналистики;

 

Метапредметные:

 развиватьэмоциональные качества, чувственный опыт учащихся;

 приобщатьучащихся к классической художественной литературе и публицистике, развивать ихэстетический вкус;

 развиватькоммуникативные качества;

 развивать интеллектуальные итворческие способности.

 

Личностные:

 формировать гражданскую позициюучащихся;

 воспитатьчувство ответственности, толерантности;

 воспитатьнравственные качества учащихся;

 формировать осознанное отношение кпрофессии журналиста;

 

формировать потребность в постоянном повышении уровня информированности.

Принципыпостроения программы:

художественно-эстетический принцип, основанный на установлении связей междувсеми видами искусства, предполагающий формирование личностной культурыучащихся;

литературоведческий принцип, предполагающий анализ художественного ипублицистического текста;

принцип социализации, предполагающий первоначальное знакомство с профессиейжурналиста, формирующий потребности в самостоятельной продуктивной творческойдеятельности.

 

Формы и методы проведения занятий

Словесные: лекции по историижурналистики, беседы, анализ текстов различных жанров публицистики ихудожественной литературы.

Наглядные: демонстрациявидеоматериалов, работа по образцу.

Практические: выпуск классной газеты«Классные новости» практикумы по корректированию собственного, чужого текста,презентация газеты

Исследовательские: групповые ииндивидуальные проекты на основе самостоятельной исследовательской и творческойработы.

Формы работы.

Социологический опрос, индивидуальнаяи групповая работа, связанная со сбором и анализом информации, выпуск школьнойгазеты, творческая мастерская, консультация, презентация, литературная игра,лекция, беседа, экскурсия, ролевая игра, творческий отчет.

Содержание программы:

1.Введение в программу.

Теория: Ознакомление с направлениямидеятельности кружка «Юный журналист», цель и задачи. Правила работы и поведенияв коллективе. Правила по технике безопасности. Решение организационных вопросов.

2.История журналистики вРоссии.

Теория: Выпуск первой газеты в России.Разнообразие способов печати в процессе развития

книгопечатания. Разновидности газет.Начало книгопечатания на Руси.

3.Газета в моих руках.

Современные газеты

Практическая работа: рассматривание разных видовгазет, их оформление, назначение, ориентированность наопределенный кругчитателей, тираж, рубрики, привлекательность.

Составление плана для рассказа опечатном издании.

Презентация «Газета в моей семье».

Практическая работа: презентациявыбранной газеты (публично выступление, построенное по составленному напредыдущем занятии плану).

4.Журналистика как профессия.

Работа редакции.

Теория: формирование представлений опрофессии журналиста. Ознакомительная презентация функциональных обязанностейчленов редакции газеты.

Практическая работа: выборприоритетных направлений работы для каждого кружковца в редакции школьнойгазеты.

Юнкор школьной газеты.

Теория: компетентность,объективность, соблюдение профессиональных этических норм, владениелитературным языком, знания в области русского языка и литературы.

Практическая работа: ролевая игра«Журналист берет интервью» (положительные и отрицательные стороны личностижурналиста с анализом ситуации).

Презентация газеты.

Практическая работа – подготовкакружковцев к ответственной миссии

– презентация школьной газеты длявсех учащихся школьного звена с целью привлечения к чтению школьной газетыбольшого круга читателей и проведение презентации газеты (выступлениеагитбригады кружковцев).

Посвящение в юные журналисты.

Практическая работа: подготовкаклятвы юного корреспондента, организация мероприятия, проведение мероприятияперед школьниками всех классов. Вручение юнкорам рабочих инструментов: рабочегоблокнота журналиста и профессиональной ручки.

Функции журналистики.

Теория: Функции журналистики -информационная, коммуникативная, выражение мнений определенных групп,формирование общественного мнения. Факт как объект интереса журналиста и основадля его работы.

Практическая работа: на примеревыпусков центральных печатных изданий провести анализ некоторых статей дляопределения направленности каждой из них, учить определять какую функциювыполнял журналист при работе над статьѐй, заметкой.

Способы сбора информации.

Теория: Основные методы — этонаблюдение (два вида наблюдения: открытое и скрытое), работа с документами,интервьирование, опрос, анкетирование.

Практическая работа: составлениеанкет, подготовка и проведение опросов по разным темам, подготовка к интервью.

Деловые игры с выбором наиболеедоступных и подходящих к обстановке способов сбора информации (применительно квыбранной теме). Переписка. Обработка корреспонденции.

Мастерская информационныхгазетных жанров.

Заметка.

Теория: Заметка как один из газетныхжанров, передающих информацию. Виды заметок: заметка –информация,заметка-благодарность, заметка-критика, заметка на обсуждение.

Практическая работа: разбор видовзаметок — работа с газетной продукцией в кружке. Работа со справочнымматериалом буклета «Заметка.

Как еѐ написать?» Оформление заметкина выбранную тему.

Интервью.

Теория : Особенности жанра, его виды:интервью – монолог, интервью

–диалог, интервью-зарисовка,коллективное интервью, анкета.

Практическая работа: обучениекружковцев проведению интервью- диалога (условия, от которых зависит успехинтервью, приемы установления доверительных отношений с интервьюируемым,постановка вопросов и их предъявление).

Цитирование. Способы передачи чужоговысказывания в

письменной речи. Работа со справочнымматериалом буклета «Золотые правила для проведения интервью» . Подготовка дляпубликации интервью на выбранную тему.

Репортаж.

Теория: отличие репортажа от другихинформационных жанров. Характерные особенности жанра —оперативность,динамичность, наглядность происходящего, активно действующее авторское «я»,которое помогает создавать так называемый «эффект присутствия», позволяет

читателю как бы находиться рядом срепортером и вместе с ним видеть, ощущать событие.

Практическая работа: упражнениекружковцев в написании репортажа на определенную тему, разбор речевых иорфографических ошибок в

процессе организации проверки готовыхстатей, дидактические игры для расширения словарного запаса юного журналиста.Работа со справочным

материалом буклета «Я пишу репортаж».

Отчѐт.

Теория: Отчѐт — это развернутоеинформационное сообщение о событии сферы окружающей действительности. Главноетребование к автору отчета — точность передачи сути высказываний говорящих.Виды отчета.

Практическая работа: учить кружковцевсоставлять прямой информационный отчет о каком-то общешкольном мероприятии(например, интеллектуальной олимпиаде). Самостоятельная работа с документами.

Культура речи.

Теория :Знакомство с термином«газетный язык». Требования к языку СМИ.

Газетные штампы. Выразительныесредства газетного языка.

Практическая работа: Формы речи:устная и письменная (особенности). Речевые ошибки в тексте. Упражненияпоформированию выразительной письменной речи. Функционально-смысловые типытекстов: определение основных отличительных особенностей.

Знакомство с оформительскимделом.

Структура газеты. Макет.

Теория: Ознакомление с понятиями«страница», «колонка», «рубрика»,

«заголовок», «тираж», «шрифт»,«иллюстрации», «макетирование».

Практическая работа: создание макетаномера газеты (на бумажном носителе).

Заголовок.

Теория: Понятие и основные функциизаголовка.

Практическая работа: Придумываниезаголовков к заметкам, статьям с ориентировкой на содержание (творческая работакружковцев).

Иллюстрация в газете.

Теория: Роль и функцияфотоиллюстраций в школьной газете. Фотокорреспондент. Что такое «композиция»,«портрет», «пейзаж». Дизайн газеты. Понятие «компьютерная обработка фотографийи рисунков».

Практическая работа: Формирование изакрепление умений и навыков работы с газетной иллюстрацией. Фотографированиеобъектов, просмотр работ, выбор более удачных.

Самостоятельный подбор иллюстраций навыбранную тему для оформления газеты.

Специальные техническиеустройства на вооружении

корреспондента газеты.

Теория: Устройство фотоаппарата,видеокамеры и диктофона. Основные технические термины. Правила работы саппаратурой.

Практическая работа: Обучениеосновным приемам работы с фотоаппаратом, видеокамерой и диктофоном (работа вподгруппах).

Подготовка статей дляшкольной газеты.

Практическая работа: Определениерубрик, выбор темы для освещения в газете, написание статьи, обсуждение ипроверка на наличие речевых ошибок. Подбор иллюстративного материала.

Подпись под фотографией (рисунком).Цветовое оформление проекта. Просмотр проектов, их обсуждение. Оформлениеназвания газеты и подбор

Подведение итогов работыкружка

Теория: Подведение итогов занятий загод.

Практика: Анкетирование «Мои успехи вжурналистике». Обработка анкет. Участие в презентации «Портфель творческихуспехов». Награждение самых активных кружковцев.

4.Планируемые результаты

В результате изучения курса «Юныйжурналист» (при условии регулярного посещения

занятий) должны быть достигнутыопределенные результаты.

 

Ожидаемыйрезультат:

Практическим выходом реализациипрограммы является издание школьной газеты «Классные новости» (1 раз в месяц) испецвыпусков газеты, посвященных одной выбранной теме (по мере поступленияважной оперативной информации или на тему важного события в стране), а такжеучастие в конкурсах для юных журналистов.

Список использованной литературы:

М. Мирошниченко. Азбука журналистики

Свой голос. Каким быть пресс-центрудетских и юношеских организаций. Екатеринбург. 1992 г.

Косырев А.Н., Черняева А.И.Социально-педагогическая программа базового молодежного объединения «Новыйдень». Самара. 1999 г. Лепилкина О.И., Умнова Е.Ю. Программа профильнойподготовки «Азбука журналистики».

Олешко В.Ф. Основы журналистики.М.,2003.

Олешко В.Ф. Журналистика кактворчество. М.,2003.

Рухленко М.Н. Организация работыкружка юных корреспондентов. Журнал

«Практика административной работы в школе» № 6. 2005г.

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план работы кружка

№ занятия

Тема

Вид работы

Дата проведения

план

факт

1

Введение в

программу

Объяснение

 

 

2

История журналистики в России

Объяснение

 

 

3

История журналистики в России

Объяснение

 

 

5

Подготовка статей

Написание и редактирование статей

 

 

6

Подготовка статей

Написание и редактирование статей

 

 

7

Современные газеты

Презентация

 

 

8

Работа в редакции

 

 

 

9

Работа в редакции

 

 

 

10

Работа в редакции

 

 

 

11

Подготовка статей

Написание и редактирование статей

 

 

12

Подготовка статей

Написание и редактирование статей

 

 

13

Способы сбора информации (анкетирование, опрос, интервью и работа с корреспонденцией)

Ролевые игры

 

 

14

Способы сбора информации (анкетирование, опрос, интервью и работа с корреспонденцией)

Ролевые игры

 

 

15

 Способы сбора информации (анкетирование, опрос, интервью и работа с корреспонденцией)

Ролевые игры

 

 

16

Подготовка статей

Написание и редактирование статей

 

 

17

Подготовка статей

Написание и редактирование статей

 

 

18

Мастерская информационных газетных жанров

Анализ  жанровых текстов

 

 

19

Мастерская информационных газетных жанров

Анализ  жанровых текстов

 

 

20

Мастерская информационных газетных жанров

Анализ  жанровых текстов

Представленная информация была полезной?
ДА
58.55%
НЕТ
41.45%
Проголосовало: 982

 

 

21

Мастерская информационных газетных жанров

Анализ  жанровых текстов

 

 

22

Подготовка статей

Написание и редактирование статей

 

 

23

Подготовка статей

Написание и редактирование статей

 

 

24

Культура речи, газетный язык

Разбор речевых ошибок

 

 

25

Культура речи, газетный язык

Разбор речевых ошибок

 

 

26

Культура речи, газетный язык

Разбор речевых ошибок

 

 

27

Подготовка статей

Написание и редактирование статей

 

 

28

Подготовка статей

Написание и редактирование статей

 

 

29

Упражнения по формированию выразительной

письменной речи

Разбор речевых ошибок

 

 

30

Упражнения по формированию выразительной

письменной речи

Разбор речевых ошибок

 

 

31

Упражнения по формированию выразительной

письменной речи

Разбор речевых ошибок

 

 

32

Подготовка статей

Написание и редактирование статей

 

 

33

Подготовка статей

Написание и редактирование статей

 

 

34

Знакомство с оформительским делом. Структура газеты.

Презентация

 

 

35

Знакомство с оформительским делом. Структура газеты.

Презентация

 

 

36

Знакомство с оформительским делом. Структура газеты.

Презентация

 

 

37

Знакомство с оформительским делом. Структура газеты.

Презентация

 

 

38

Знакомство с оформительским делом. Структура газеты.

Презентация

 

 

39

Подготовка статей

Написание и редактирование статей

 

 

40

Подготовка статей

Написание и редактирование статей

 

 

41

Иллюстрация в газете

Презентация

 

 

42

Иллюстрация в газете

Презентация

 

 

43

Иллюстрация в газете

Презентация

 

 

44

Специальные технические устройства на вооружении корреспондента газеты

Показ приѐмов работы с техникой

 

 

45

Специальные технические устройства на вооружении корреспондента газеты

Показ приѐмов работы с техникой

 

 

46

Специальные технические устройства на вооружении корреспондента газеты

Показ приѐмов работы с техникой

 

 

47

Специальные технические устройства на вооружении корреспондента газеты

Показ приѐмов работы с техникой

 

 

48

Подготовка статей

Написание и редактирование статей

 

 

49

Подготовка статей

Написание и редактирование статей

 

 

50

Подготовка статей

Написание и редактирование статей

 

 

51

Макетирование номера газеты

Ролевая игра

 

 

 

Макетирование номера газеты

Ролевая игра

 

 

52

Макетирование номера газеты

Ролевая игра

 

 

53

Макетирование номера газеты

Ролевая игра

 

 

54

Презентация газеты

Выступление на публику

 

 

55

Презентация газеты

Выступление на публику

 

 

56

Презентация газеты

Выступление на публику

 

 

57

Подготовка статей

Написание и редактирование статей

 

 

58

Подготовка статей

Написание и редактирование статей

 

 

59

Подготовка статей

Написание и редактирование статей

 

 

60

Функционально- смысловые типы текстов

Анализ, обобщение и систематизация материалов

 

 

61

Функционально- смысловые типы текстов

Анализ, обобщение и систематизация материалов

 

 

62

Функционально- смысловые типы текстов

Анализ, обобщение и систематизация материалов

 

 

63

Функционально- смысловые типы текстов

Анализ, обобщение и систематизация материалов

 

 

64

Подготовка итогового выпуска

Написание и редактирование статей

 

 

65

Подготовка итогового выпуска

Написание и редактирование статей

 

 

66

Подготовка итогового выпуска

Написание и редактирование статей

 

 

67-67

Подведение итогов работы кружка

Анализ работы кружка

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.55%
НЕТ
41.45%
Проголосовало: 982

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет