X-PDF

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ (8-9 классы)

Поделиться статьей

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЖУРАВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

КИРОВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

 по УВР

____________________________

Топчи Э.А

«31»08. 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

____________________

З.Т.Кийк

Приказ № 136о/д

от «31».08.2022 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа курса

По внеурочной деятельности

 

ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

 

8-9классы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программусоставил(а) учитель: Карпук Ирина Леонидовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Журавки 2022г.

 

Пояснительнаязаписка

Актуальность

Понятиефункциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годовпрошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей.Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связываласьс профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний иумений в этой сфере.

             В дальнейшем этотподход был признан односторонним.

Функциональная грамотность сталарассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность,политическую, экономическую грамотность и т.д.

Втаком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальнойориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего)с многоплановой человеческой деятельностью.

Мониторинговымисследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос:«Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общееобразование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценногофункционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазоназадач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальныхотношений?», — является PISA (ProgrammeforInternationalStudentAssessment). И функциональнаяграмотность понимается PISAкак знанияи умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современномобществе. PISAв своихмониторингах оценивает  и естественнонаучную грамотность.

Проблемаразвития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальныхцелях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечитьглобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение РоссийскойФедерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».

Посколькуфункциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений,обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ееразвитие у школьников необходимо не только для повышения результатовмониторинга PISA, как фактадоказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентомзадач, но и для развития российского общества в целом.

Низкийуровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет ихадаптацию и социализацию в социуме.

Современномуроссийскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимальнореализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональнойдеятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитиюстраны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональнойграмотности у школьников на уровне общества.

Результатылонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISAпоказали, что результаты оценкифункциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикаторомдальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния. Любойшкольник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокийуровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальностьразвития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъектыобразовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальныхдостижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

 

     Цели курса: формирование научнойкартины мира; развитие познавательных интересов и метапредметных компетенцийобучающихся через практическую деятельность; расширение, углубление и обобщениезнаний из области естественных наук; формирование устойчивого интереса к профессиональнойдеятельности в области естественных наук.

       Задачи курса:

 ·углубить знания учащихся в области естественно-научных предметов;

·сформировать умение применять соответствующие естественнонаучные знания дляобъяснения явления;

 ·сформировать умение распознавать, использовать и создавать объяснительныемодели и представления;

·сформировать умение делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процессаили явления;

·сформировать умение объяснять принцип действия технического устройства илитехнологии;

·сформировать умение распознавать и формулировать цель данного исследования;

·сформировать умение предлагать или оценивать способ научного исследованияданного вопроса;

·сформировать умение выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы ихпроверки;

·сформировать умение описывать и оценивать способы, которые используют учёные,чтобы обеспечить надёжность данных и достоверность объяснений;

·сформировать умение анализировать, интерпретировать данные и делатьсоответствующие выводы;

·сформировать умение преобразовывать одну форму представления данных в другую; · сформировать умение распознавать допущения,доказательства и рассуждения в научных текстах;

·сформировать умение оценивать c научной точки зрения аргументы и доказательстваиз различных источников.

Программа нацелена наразвитие:

способностичеловека формулировать, применять и интерпретировать физику в разнообразныхконтекстах. Эта способность включает физические рассуждения, использование физических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить ипредсказать явления. Она помогает людям понять роль физики в мире, высказыватьхорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимыконструктивному, активному и размышляющему гражданину;

способностичеловека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них изаниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знанияи возможности, участвовать в социальной жизни;

способности человека осваивать ииспользовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов,для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений иформулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи сестественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознаниякак формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, чтоестественные науки и технология оказывают влияние на материальную,интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию прирассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучнаяграмотность);

способностичеловека принимать эффективные решения в разнообразныхфинансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучияличности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Характеристикаобразовательного процесса

Программа рассчитана на 1 год обучения , реализуетсяиз части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношенийи/или внеурочной деятельности и включает  модуль: естественнонаучнаяграмотность.

Разработанный учебно-тематический план программыописывает содержание модуля из расчета 0,5  часа в неделю в каждом класс-комплекте.

Таким образом, количество часов на один год обучения водном класс —  17 ч, т.е по 0,5 ч в неделю:

Программа предполагает поэтапное развитие различныхумений, составляющих основу функциональной грамотности.

Обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различногопредметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм,представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используютсятексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена вразличном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство,общество и др.).

Формируется умение применять знания о физических,естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленныхперед учеником практических задач.

Обучающиеся учатся анализировать и обобщать(интегрировать) информацию различного предметного содержания в разномконтексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать исинтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так инациональный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальнымиспособами анализа информации и ее интеграции в единое целое.

Школьники учатся оценивать и интерпретироватьразличные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.

Формируется умение оценивать, интерпретировать, делатьвыводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явленийформируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметныхобластей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретныхпроблем.

Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты,круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.

Всоответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 рабочиепрограммы курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются наоснове требований к результатам освоения основной образовательной программыосновного общего образования с учетом основных программ, включенных в ееструктуру. В связи с этим, разработчики считают целесообразным проведениетекущей (выполнение заданий в ходе урока), рубежной (по окончании каждогомодуля), промежуточной (по окончании года обучения) и итоговой аттестации поданному курсу в форматах, предусмотренным методологией и критериями оценкикачества общего образования в общеобразовательных организациях на основепрактики международных исследований качества подготовки обучающихся.

 

                

 

Планируемыерезультаты:

        Личностныерезультаты

8 класс- имеет опытсамообразования, устойчивые познавательные интересы;

— имеет опыт совершения действий ипоступков, направленных на улучшение взаимоотношения людей;

— знает и понимает свои творческиеинтересы и способности;

— регулярно применяет навыкитворческой деятельности в повседневной жизни, в т.ч. в процессе обучения.

9 класс— осознаетценности исторического наследия и готов к их передаче будущим поколениям;

— имеет осознанное представление онаправлении своей будущей профессиональной деятельности;

— владеет простейшими навыками и инструментамисамопознания, целеполагания, планирования;

— выбирает уважительное,доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению,гражданской позиции, основываясь на внутренней мотивации;

— понимает ценность своего влиянияна социум, знает, какой конкретно вклад хотел бы внести в развитие социума;

— испытывает потребность втворческой самореализации;

— имеет устойчивые интересы к темили иным видам творческой деятельности.

 

Метапредметныерезультаты

Регулятивные УУД

8 класс — Осознаетистинную мотивацию своей познавательной, творческой и иной деятельности;

— самостоятельно применяет навыкицелеполагания в текущей учебной, познавательной, творческой и инойдеятельности;

— умеет самостоятельно обосновыватьи осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;

— умеет определять потенциальныезатруднения, которые могут возникнуть в ходе решения задач и находить средствадля их устранения;

— умеет находить и использоватьвнутренние и внешние ресурсы для решения задачи;

— регулярно применяет навыкипланирования в текущей учебной и познавательной деятельности;

— регулярно осуществляет осознанныйконтроль и коррекцию своих действий;

— самостоятельно принимает решенияв учебной ситуации и несет за них ответственность;

Самостоятельно подбирает иприменяет приемы регуляции психофизиологических / эмоциональных состояний.

9 класс — Ставитближние и дальние цели учебной, познавательной, творческой и иной деятельностина основе определенной проблемы и существующих возможностей;

— может помочь другому понять сутьпроблемы и определить желаемый результат;

— планирует и корректирует своюиндивидуальную образовательную траекторию;

— может описать свой опыт, оформляяего для передачи другим людям в виде технологии решения практических задачопределенного класса;

— выстраивает жизненные планы накраткосрочное будущее;

— самостоятельно определяет причинысвоего успеха или неуспеха и находит способы выхода из ситуации неуспеха;

— может помочь другим осуществитьоценку своей деятельности.

Может помочь другим осуществитьрегуляцию психофизиологических / эмоциональных состояний.

Познавательные УУД

8 класс — Можетопределить направленность своих интересов и выбрать актуальную для себяисследовательскую проблему; имеет опыт самостоятельной организации и реализацииисследовательских проектов;

— самостоятельно осуществляетвыборку из поисковых источников и проводят ее анализ в ходе своей деятельностив рамках заданной ситуации;

— самостоятельно переводитинформацию из одного вида в другой;

— знает и применяет в учебнойдеятельности навыки критической оценки содержания текста: связывает информациюиз текста с другими знаниями;

— применяет умение формулироватьпонятия, умение обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать вповседневном общении в учебной и познавательной деятельности;

— строит рассуждение на основесравнения предметов и явлений; осуществляет причинно-следственный анализ;делает аргументированный вывод на основе критического анализа разных точекзрения.

9 класс -Применяет символьно-графические способы работы с информацией в учебной ипроектной деятельности;

— владеет культурой активногоиспользования поисковых систем;

— владеет навыками смысловогочтения и критического анализа текста и применяет их в повседневной учебной и познавательнойдеятельности;

— с помощью наводящих вопросовможет: обучить другого навыкам создавать обобщения, устанавливать аналогии,помочь другому провести критический анализ причинно-следственных связей.

КоммуникативныеУУД

8 класс -Самостоятельно организовывает учебное взаимодействие в группе (определяет общиецели, распределяет роли и т.д.)

— самостоятельно применяетразличные речевые инструменты, вербальные и невербальные средства вповседневной жизни при решении задач;

— самостоятельно применяетразличные средства ИКТ в учебной деятельности с учетом этических норм и правил.

9 класс— Можетпомочь другим организовать учебное или познавательное сотрудничество в группе;имеет опыт организации сотрудничества с другими людьми при решении учебных,познавательных, творческих, проектных задач за пределами класса;

— имеет опыт осознанногоиспользования речевых средств при решении коммуникативных задач за пределамиучебного учреждения;

— может обучить других правиламсоздания тех или иных информационных продуктов.

 

Предметные

Обучающийсянаучится:

8класс

                распознаватьмеханические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойстваили условия протека­ния этих явлений: передача давления твёрдыми телами,жидкостями и газа­ми, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твёрдыхтел, колебательное движение, резонанс, волновое движение;

  • анализировать свойства тел, механические явления и про­цессы, используя физические законы и принципы: закон Паскаля, закон Архи­меда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • применять  физические законы для анализа конкретной ситуации;
  • распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания
    этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение,
    влажность воздуха, различные способы теплопередачи;
  • распознавать электромагнитные явления и объяснять на ос­нове имеющихся знаний основные свойства или условия про­текания этих явлений: прямолинейное распространение света, отражение и преломление света.

9 класс

                    распознаватьмеханические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойстваили условия протека­ния этих явлений: равномерное и равноускоренное прямоли­нейноедвижение, свободное падение тел, невесомость, равномерное движение поокружности, инерция, взаимодействие тел;

                    распознаватьэлектромагнитные явления и объяснять на ос­нове имеющихся знаний основныесвойства или условия про­текания этих явлений;

                    анализироватьсвойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы;

                    распознаватьквантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства илиусловия протека­ния этих явлений: естественная и искусственная радиоактив­ность;

                    приводитьпримеры проявления в природе и практического использования радиоактивности,ядерных и термоядерных ре­акций;

                    различатьосновные признаки суточного вращения звёздно­го неба, движения Луны, Солнца ипланет относительно звёзд

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 965

Обучающийсяполучит возможность научиться:

8 класс

  • использовать знания о механических явлениях в повсед­невной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окру­жающей среде;
  • владеть приёмами поиска и формулирования доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.
  • использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с при­борами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окру­жающей среде;
  • приводить примеры практического использования физи­ческих знаний о тепловых явлениях;

 


9 класс

  • использовать знания о механических явлениях в повсед­невной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окру­жающей среде;
  • приводить примеры практического использования физи­ческих знаний о механических явлениях и физических законах, использования возобновляемых источников энергии, экологических последствий исследования космического пространства;
  • владеть приёмами поиска и формулирования доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.
  • использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами;
  • использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами (счётчик ионизирующих ча­стиц, дозиметр) для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
  • соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
  • приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиме­тра;
  • понимать экологические проблемы, возникающие при ис­пользовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.
  • указывать общие свойства и различия планет земной группы и планет-гигантов, малых тел Солнечной системы и больших планет;
  • пользоваться картой звёздного неба при наблюдениях
    звёздного неба;
  • различать основные характеристики звёзд (размер, цвет,
    температура); соотносить цвет звезды с её температурой;
  • различать гипотезы о происхождении Солнечной системы

 

 

Тематическоепланирование курса внеурочной деятельности

«Основыфункциональная грамотность», 9 класс

на2022-2023 учебный год

 

занятия в году

Тема занятия

Виды деятельности

1.

Занимательное электричество.

Ситуация «Багдатская батарейка»

Разбор ситуации, отработка умений, практикум.

2.

Ситуация «Электрический ток»

Разбор ситуации, отработка умений, практикум.

3.

Ситуация «Магниты»

Разбор ситуации, отработка умений, практикум.

4.

Гидроэлектростанции. Экологические риски при строительстве гидроэлектростанций.

Ситуация «Гидроэлектростанция»

Разбор ситуации, отработка умений, практикум.

5

Нетрадиционные виды энергетики, объединенные энергосистемы.

Ситуация ««Голубая»  электростанция»

Разбор ситуации, отработка умений, практикум.

6

Молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов. Мини-задания «Шкатулка задач»

Разбор ситуации, отработка умений, практикум.

7

Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.

Ситуация «Соленые огурцы»

Разбор ситуации, отработка умений, практикум.

8

Закон Паскаля. Гидростатический парадокс. Сообщающиеся сосуды.

Ситуация « Как заставить воду течь вверх»

Разбор ситуации, отработка умений, практикум.

9

Механическое движение.

Ситуация «Кто дальше? кто быстрее?

Разбор ситуации, отработка умений, практикум.

10

Механическое движение.

Ситуация « В метро»

Разбор ситуации, отработка умений, практикум.

11

Деформация тел.

Ситуация «Сапоги скороходы»

Разбор ситуации, отработка умений, практикум.

12

Статика.

Ситуация «Рычаги в природе и в быту»

Разбор ситуации, отработка умений, практикум.

13

На сцену выходит уран. Радиоактивность.

Ситуация « Радиоактивность в жизни человека»

Разбор ситуации, отработка умений, практикум.

14

Искусственная радиоактивность.

Ситуация « Мирный атом»

Разбор ситуации, отработка умений, практикум.

15

Виды излучений

Ситуация «Инфракрасный термометр»

Разбор ситуации, отработка умений, практикум.

16

Модель солнечной системы.

Ситуация «Солнечная активность»

Разбор ситуации, отработка умений, практикум.

17

Ситуация «Метеороиды и кратеры»

Разбор ситуации, отработка умений, практикум.

18

Проведение рубежной аттестации

 

Итого

 

 

 

 

 

Тематическоепланирование курса внеурочной деятельности

«Основыфункциональная грамотность», 8 класс

на2022-2023 учебный год

 

занятия в году

Тема занятия

Виды деятельности

1.

Законы отражения света.

Ситуация «Зеркальное отражение»

Разбор ситуации, отработка умений, практикум.

2.

Световые явления

Ситуация «лазерная указка»

Разбор ситуации, отработка умений, практикум.

3.

Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома. Мини — задания

Разбор ситуации, отработка умений, практикум.

4.

Тепловые явления.

Ситуация «Температура»

Разбор ситуации, отработка умений, практикум.

5

Плавление и отвердевание.

Ситуация « Что такое снег»

Разбор ситуации, отработка умений, практикум.

6

Испарение и конденсация. Кипение

Ситуация «Волшебный кувшин»

Разбор ситуации, отработка умений, практикум.

7

Ситуация «Вода на стеклах»

Разбор ситуации, отработка умений, практикум.

8

Влажность воздуха.

Ситуация «Бег в жаркую погоду»

Разбор ситуации, отработка умений, практикум.

9

Сила Архимеда. Плотность.

Ситуация «Капмллярность»

Разбор ситуации, отработка умений, практикум.

10

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

Сила Архимеда. Плотность.

Ситуация «Воздушные «шары счастья»

Разбор ситуации, отработка умений, практикум.

11

Атмосферные явления Ветер. Направление ветра.

Ситуация «Парусные корабли»

Разбор ситуации, отработка умений, практикум.

12

Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов. Структура подводной сферы.

Ситуация «Плавание рыб»

Разбор ситуации, отработка умений, практикум.

13

Исследование океана.

Ситуация «Исследование морских глубин с помощью батискафов»

Разбор ситуации, отработка умений, практикум.

14

Звуки живой и неживой природы.

Ситуация «Колебания и волны»

Разбор ситуации, отработка умений, практикум.

15

Слышимые и не слышимые звуки

Ситуация «УЗИ»

Разбор ситуации, отработка умений, практикум.

16

Ситуация «Звуки музыки»

Разбор ситуации, отработка умений, практикум.

17

Шум и его воздействия на человека

Ситуация «Слуховая система человека»

Разбор ситуации, отработка умений, практикум.

18

Проведение рубежной аттестации

 

Итого

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 965

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет