МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 21»
142400, Московская область, г. Ногинск, ул.Климова, д.48, 8 (496) 515 – 62 – 83,
bgrd_mbou_21@mosreg.ru
«СОГЛАСОВАНО» На заседании педагогического совета МБОУ ЦО № 21
Протокол № ____ от _30__ _08__ 2022 г |
«СОГЛАСОВАНО» Председатель Управляющего Совета
Протокол № __ от __30_ _08__ 2022 г |
«УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ ЦО № 21
_______________ /Т.Л. Пак/ Приказ № ____ от _31__ _08__ 2022 г |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Наследие мастеров русского и народного искусства»
для1–4-х классов
Направление: художественно—эстетическая творческая деятельность
Форма организации: кружок
Разработал:
учитель внеурочной деятельности
БорисоваВарвара Вячеславовна
2022 год
Пояснительная записка
Рабочая программа данного курса внеурочной деятельностиразработана в соответствии с требованиями:
· Федерального закона от 29декабря 2012 года № 273 «Об образованиив Российской Федерации»;
· Стратегии развития воспитания в РоссийскойФедерации на период до 2025 года,утвержденной распоряжением Правительства от 29 мая2015 года № 996-р;
· Федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31мая 2021 года № 286;
· Методических рекомендаций по уточнениюпонятия и содержания внеурочной деятельности в рамкахреализации основных общеобразовательных программ, в томчисле в части проектной деятельности, направленныеписьмом Минобрнауки от 18 августа 2017 года № 09-1672;
· основной образовательной программы начального общего образованияМБОУ «Центр образования № 21», утвержденной приказом от 06.04.2022года № 551/3, в томчисле с учетом рабочей программы воспитания.
Предлагаемый курс является важным педагогическим средством, которое расширяетвозможности распространения знаний об искусстве, способствует всестороннему развитию учащихся, расширяя базовый уровеньшкольной программы, учит детей видеть красоту произведений искусства русскихживописцев, свободно и правильно выражать свои мысли, чувства и переживания в устной и письменной форме, рождая образыкартин, развивает у учащихсявкус к точному, образному языку, расширяя кругозор учащихся.
Материал,рекомендуемый для работы, доступен детскому восприятию и содержит большуюэстетическую ценность, имеет воспитательную направленность и способствуетформированию идейно-нравственных, эстетических, патриотических ценностейучащихся.
Цель учебного курса: художественно- эстетическоеразвитие личности обучающегося на основе приобретенных ими знаний, умений,навыков в области мировой культуры и искусства.
Задачи учебного курса:
— пробудить интерес и любовь к народномутворчеству;
— познакомить с биографией русскиххудожников;
— расширять кругозор учащихся и словарныйзапас;
— развивать наблюдательность, эстетическийвкус, воображение;
— развивать навыки выразительного чтения.
Принципы, лежащие в основепостроения рабочей программы:
· личностно-ориентированные: разностороннее развитие ребенка;
· дидактические: наглядность;
· творчества (креативности): ориентация на творческоеначало в учебной деятельности обучающихся;
· деятельностно-ориентированные: освоение обучающимися знаний,умений, навыков преимущественно в игровой формеи в форме практической .деятельности;
· вариативности: развитие у детейвариативного мышления, то есть пониманиявозможности различных вариантов решения задачи и уменияосуществлять систематический перебор вариантов.
Местоучебного курса в плане внеурочной деятельностиМБОУ «Центр образования № 21»: учебный курс предназначен дляобучающихся 1–4-х классов; рассчитан на 1 часв неделю.
Содержаниеучебного курса
Народноетворчество
Познакомитьс народным и праздничным костюмами (презентация). Орнамент. Вышивка крестом,гладью, тамбурным швом. Ручное ткачество. Украшение жемчугом и бисером. Отделкамехом. Пояс в народном костюме.
Игра «Одень барыню/ купца» (из бумаги).Народная игра с платочком. Познакомить сустройством дома. Убранство, утварь, орудия труда. Труд как творчество:художественный образ вещи. Мультфильм «Терем-теремок» 1971. Рассказать пропекарное мастерство, его значение. Игра «Каравай», пословицы о хлебе,аппликация «Испекли мы каравай». Познакомить с малыми жанрами фольклора. колыбельныепесни, пестушки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки, скороговорки,загадки, пословицы и поговорки.
Русскоеискусство
Познакомитьс репродукциями популярных фресок (презентация). Фреска как разновидностьмонументальной живописи. Познакомить с зарождением иконописного творчества.Иконы как первый шаг к портретному искусству. Познакомить с работами ФеофанаГрека, Андрея Рублева, Даниила Черного (Презентация). Рассказать, кактрансформировалось иконописное творчество в портретное. Сходства и отличия. Познакомитьс особенностями каждого из видов, показать репродукции (презентация). Игра«Найди отличия». Познакомить с произведениями классицизма (репродукции),рассказать об особенностях этого стиля (презентация). Соотнести произведениялитературного, музыкального и художественного искусства. Познакомить сособенностями жанра, показать репродукции (презентация). Путешествие повиртуальному пространству Государственного Русского музея. Знакомство сбиографией художников; показ презентации репродукции картин; беседа посодержанию картин. Учимся описывать картины: самостоятельно описать одну изпонравившихся картин. Тропинин: «Кружевница», «Гитарист», «Женщина с горшкомроз», портрет сына Арсения. Венецианов: «Жнецы», «На пашне», «На жатве»,«Спящий пастушок», «Утро помещицы». Брюллов: «Портрет А. Скрябина»,«Итальянский полдень», «Всадница», «Последний день Помпеи».Федотов: «Вдовушка»,«Завтрак аристократа», «Портрет Жданович», «Сватовство майора», «Разборчиваяневеста», «Свежий кавалер». Творчество Левитана, Поленова, Серова, Шишкина,Васнецова, Билибина, Саврасова Айвазовского, Сурикова, Кустодиева, Пластова,Куинджи, Малевича.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные
Готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретениепервоначального опыта деятельности на их основе,в том числе в части:
1. Гражданско-патриотического воспитания:
· становление ценностного отношения к своейРодине — России;
· осознание своей этнокультурной и российскойгражданской идентичности;
· сопричастность к прошлому,настоящему и будущему своей страны и родногокрая;
· уважение к своему и другимнародам;
· первоначальные представления о человекекак члене общества, о правах и ответственности,уважении и достоинстве человека, о нравственно-этическихнормах поведения и правилах межличностных отношений.
2. Духовно-нравственного воспитания:
· признание индивидуальности каждого человека;
· проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
· неприятие любых форм поведения, направленных на причинениефизического и морального вреда другим людям.
3. Эстетического воспитания:
· уважительное отношение и интереск художественной культуре, восприимчивость к разнымвидам искусства, традициям и творчествусвоего и других народов;
· стремление к самовыражению в разныхвидах художественной деятельности.
4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоциональногоблагополучия:
· соблюдение правил здорового и безопасного(для себя и других людей) образа жизни в окружающейсреде (в том числе информационной);
· бережное отношение к физическомуи психическому здоровью.
5. Трудового воспитания:
· осознание ценности труда в жизничеловека и общества, ответственное потребление и бережноеотношение к результатам труда, навыки участия в различныхвидах трудовой деятельности, интерес к различнымпрофессиям.
6. Экологического воспитания:
· бережное отношение к природе;
· неприятие действий, приносящих ей вред.
7. Ценности научного познания:
· первоначальные представления о научнойкартине мира;
· познавательные интересы, активность, инициативность,любознательность и самостоятельность в познании.
Метапредметные
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1. Базовые логические действия:
· сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения,устанавливать аналогии;
· объединять части объекта (объекты) по определенномупризнаку;
· определять существенный признак для классификации,классифицировать предложенные объекты;
· находить закономерности и противоречияв рассматриваемых фактах, данных и наблюденияхна основе предложенного педагогическимработником алгоритма;
· выявлять недостаток информации для решения учебной (практической)задачи на основе предложенного алгоритма;
· устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях,поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту,делать выводы.
2. Базовые исследовательские действия:
· определять разрыв между реальным и желательнымсостоянием объекта (ситуации) на основепредложенных педагогическим работником вопросов;
· с помощью педагогического работникаформулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
· сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболееподходящий (на основе предложенных критериев);
· проводить по предложенному плану опыт, несложноеисследование по установлению особенностей объекта изученияи связей между объектами (часть —целое, причина — следствие);
· формулировать выводы и подкреплятьих доказательствами на основерезультатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации,сравнения, исследования);
· прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствияв аналогичных или сходных ситуациях.
3. Работа с информацией:
· выбирать источник получения информации;
· согласно заданному алгоритму находить в предложенномисточнике информацию, представленную в явномвиде;
· распознавать достоверную и недостовернуюинформацию самостоятельно или на основаниипредложенного педагогическим работником способа ее проверки;
· соблюдать с помощью взрослых (педагогическихработников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся)правила информационной безопасности при поиске информации в сетиИнтернет;
· анализировать и создаватьтекстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствиис учебной задачей;
· самостоятельно создавать схемы, таблицы для представленияинформации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1. Общение:
· воспринимать и формулироватьсуждения, выражать эмоции в соответствиис целями и условиямиобщения в знакомой среде;
· проявлять уважительное отношение к собеседнику,соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
· признавать возможность существования разных точек зрения;
· корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
· строить речевое высказывание в соответствиис поставленной задачей;
· создавать устные и письменныетексты (описание, рассуждение, повествование);
· готовить небольшие публичные выступления;
· подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к текстувыступления.
2. Совместная деятельность:
· формулировать краткосрочные и долгосрочныецели (индивидуальные с учетом участия в коллективныхзадачах) в стандартной (типовой) ситуации на основепредложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
· принимать цель совместной деятельности, коллективно строитьдействия по ее достижению:распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результатсовместной работы;
· проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
· ответственно выполнять свою часть работы;
· оценивать свой вклад в общийрезультат;
· выполнять совместные проектные задания с опоройна предложенные образцы.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1. Самоорганизация:
· планировать действия по решениюучебной задачи для получения результата;
· выстраивать последовательность выбранных действий.
2. Самоконтроль:
· устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
· корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные
· умение ориентироваться в видах искусства;
· овладение умением описывать произведения искусства;
· выполнение творческих работ с использованием различных материалови творческих заданий.
Тематическоепланирование
№ |
Тема |
Кол-во часов |
ЦОР/ ЭОР |
Народное творчество |
|||
1 |
«По одежке встречают». Народные костюмы. Русский, татарский, башкирский, якутский, дагестанский костюмы. |
2 |
РЭШ, МЭШ |
2 |
«Мой дом – моя крепость». Рубленный дом, терем, лабаз, юрта, чум. |
2 |
РЭШ, МЭШ |
3 |
«Хлебушко – Батюшко». Каравай. Калач. Русская печка. |
2 |
РЭШ, МЭШ |
4 |
Фольклор русского народа. |
2 |
РЭШ, МЭШ |
Русское искусство |
|||
5 |
Викторина «Народное творчество» |
1 |
РЭШ, МЭШ |
6 |
Фрески. |
1 |
РЭШ, МЭШ |
7 |
Иконы в Древней Руси. |
1 |
РЭШ, МЭШ |
8 |
Расцвет московской иконописной школы. |
1 |
РЭШ, МЭШ |
9 |
От иконы к портрету. |
1 |
РЭШ, МЭШ |
10 |
Женский и мужской портреты. |
1 |
РЭШ, МЭШ |
11 |
Классицизм. |
1 |
РЭШ, МЭШ |
12 |
Парадные портреты |
1 |
РЭШ, МЭШ |
13 |
В.А. Тропинин |
1 |
РЭШ, МЭШ |
14 |
А. Г. Венецианов |
1 |
РЭШ, МЭШ |
15 |
К.П.Брюллов |
1 |
РЭШ, МЭШ |
16 |
П. А. Федотов |
1 |
РЭШ, МЭШ |
17 |
И. И. Левитан |
1 |
РЭШ, МЭШ |
18 |
В. Д. Поленов |
1 |
РЭШ, МЭШ |
19 |
В. А. Серов |
1 |
|
20 |
И. И. Шишкин |
1 |
РЭШ, МЭШ |
21 |
А. М. Васнецов, И Билибин. |
1 |
|
22 |
А. К. Саврасов |
1 |
РЭШ, МЭШ |
23 |
И. К. Айвазовский |
1 |
РЭШ, МЭШ |
24 |
В. И. Суриков |
1 |
РЭШ, МЭШ. Виртуальный Русский музей |
25 |
|
1 |
РЭШ, МЭШ |
26 |
А. А. Пластов |
1 |
РЭШ, МЭШ |
27 |
А. И. Куинджи |
1 |
РЭШ, МЭШ, Виртуальный Русский музей |
28 |
К. Малевич |
1 |
РЭШ, МЭШ |
29 |
Викторина «Творчество русских художников» |
1 |
|
30 |
Малая картинная галерея. «Русская живопись». |
1 |
РЭШ, МЭШ |