Утверждена Утверждаю
Решениемпедагогического совета Директор___________________
Протокол№____ от____________г. ___________________________
Приказ №_____от_____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«ЛЕГОконструирование»
Направлениеобщеинтеллектуальное
3 класс
Составитель: БулатоваЯна
Сергеевна
1.Пояснительная записка
Настоящий курс предлагает использование образовательныхконструкторов LEGO как инструмента для обучения школьников конструированию,моделированию на занятиях Лего – конструирования.
Курс является пропедевтическим для подготовки кдальнейшему изучению ЛЕГО — конструирования с применением компьютерных технологий.
Целью курса «ЛЕГО» является всестороннее развитие личности учащегося(развитие навыков конструирования, развитие логического мышления, мотивация кизучению наук естественно – научного цикла: окружающего мира, краеведения, физики, информатики, математики).
2. Общая характеристика учебного курса.
Применение конструкторов LEGO во внеурочнойдеятельности в школе, позволяет существенно повысить мотивацию учащихся,организовать их творческую и исследовательскую работу. А также позволяет школьникамв форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые вдальнейшей жизни навыки.
Актуальность программы
Очень важным представляется тренировка работы в коллективе иразвитие самостоятельного технического творчества. Простата в построение моделив сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детямв конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняетпоставленную ими же самими задачу.
Изучая простые механизмы, учащиеся учатся работать руками(развития мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторскоемышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.
Основные задачи курса:
· познакомить сосновными принципами механики;
· развиватьумения работать по предложенным инструкциям по сборке моделей;
· развиватьумения творчески подходить к решению задачи;
· развиватьумения довести решение задачи до работающей модели;
· развиватьумения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точкузрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросыпутем логических рассуждений;
· развиватьтворческие способности и логическое мышление учащихся;
· развивать уменияработать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности;
· подготовить кдальнейшему изучению Лего — конструирования с применением компьютерныхтехнологий;
· подготовить кизучению
· обеспечиватькомфортное самочувствие учащегося.
Основным направлением курса «ЛЕГО — конструирование»во внеурочной деятельности является проектная и трудовая деятельность младшихшкольников.
Основныеформы и приемы работы с учащимися:
· Беседа
· Ролеваяигра
· Познавательнаяигра
· Заданиепо образцу (с использованием инструкции)
· Творческоемоделирование (создание модели-рисунка)
· Викторина
· Проект
Методическая основа курса
– деятельностный подход,т.е. организация максимально продуктивной творческой деятельности детей,начиная с первого класса.
Деятельность учащихся первоначально имеет,главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доляколлективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – проектов.
Для успешного продвижения учащегося в егоразвитии важна как оценка качества его деятельности на занятии, так и оценка,отражающая его творческие поиски. Оцениваются освоенные предметные знания иумения, а также универсальные учебные действия.
3.Описание места учебного курса в Учебном плане
Настоящая программа учебного курса предназначена дляучащихся 3 класса основной общеобразовательной школы, которые впервые будутзнакомиться с LEGO – технологиями. Программа рассчитана на 34 часа.
4.Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности
В процессе решения практических задач и поискаоптимальных решений младшие школьники осваивают понятия баланса конструкции, ееоптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности, а такжепередачи движения внутри конструкции. Изучая простые механизмы, дети учатсяработать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарноеконструкторское мышление, фантазию.
Обучающая среда ЛЕГО позволяет учащимся использовать иразвивать навыки конкретного познания, строить новые знания на привычномфундаменте. В то же время новым для учащихся является работа над проектами. Ихотя этапы работы над проектом отличаются от этапов, по которым идет работа надпроектами в средней школе, но цели остаются теми же. В ходе работы надпроектами дети начинают учиться работать с дополнительной литературой. Идетактивная работа по обучению ребят анализу собранного материала и аргументации вправильности выбора данного материала. В ходе занятий повышаетсякоммуникативная активность каждого ребенка, происходит развитие его творческихспособностей. Повышается мотивация к учению. Занятия ЛЕГО-конструированиемпомогают в усвоении математических и логических задач, связанных с объемом иплощадью, а так же в усвоении других математических знаний, так как длясоздания проектов требуется провести простейшие расчеты и сделать чертежи. Уучащихся, занимающихся ЛЕГО-конструированием, улучшается память, появляютсяположительные сдвиги в улучшении почерка (так как работа с мелкими деталямиконструктора положительно влияет на мелкую моторику), речь становится болеелогической.
Образовательная система LEGO предлагает такие методикии такие решения, которые помогают становиться творчески мыслящими, обучаютработе в команде. Эта система предлагает детям проблемы, дает в рукиинструменты, позволяющие им найти своё собственное решение. Благодаря этомуучащиеся испытывают удовольствие подлинного достижения.
5. Личностные,метапредметные и предметные результаты изучения курса внеурочной деятельности
Программаобеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных ипредметных результатов.
Личностные:
· формированиеуважительного отношения к иному мнению;
· принятиеи освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельностии формирование личностного смысла учения;
· развитиенавыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, уменияне создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
· наличиемотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению кматериальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
· овладениеспособностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поискасредств её осуществления;
· освоениеспособов решения проблем творческого и поискового характера;
· формированиеумения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствиис поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболееэффективные способы достижения результата;
· формированиеумения понимать причины успеха, неуспеха учебной деятельности и способностиконструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
· освоениеначальных форм познавательной и личностной рефлексии;
· использованиезнаково-символических средств представления информации для создания моделейизучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
· умениеработать в материальной и информационной среде начального общего образования (втом числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретногоучебного предмета.
Предметные:
· использованиеприобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающихпредметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных ипространственных отношений;
· овладениеосновами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения,прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разнойформе (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов;
· умениявыполнять и устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать,распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами,графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать иинтерпретировать данные;
· приобретениепервоначальных навыков работы на компьютере.
6. Содержаниеизучаемого курса внеурочной деятельности
· Вводноезанятие. Правила работы на занятиях Лего-конструирования. Знакомство с ЛЕГО.
· Знакомство с ПервоРоботомWeDo, его составляющими частями.
· Знакомство с ЛЕГОпродолжается
· (Спонтанная индивидуальнаяЛЕГО-игра)
· Элементы конструктора ПервоРоботLEGO WeDo™ (LEGO Education WeDo Software): Коммутатор LEGO® USB Hub,Мотор, Датчик наклона, Датчик движения
· Устойчивость LEGO моделей.Изготовление модели «Танцующие птицы».
· Изготовление модели «Голодныйаллигатор»
· Изготовление модели «Обезьянка– барабанщица»
· Изготовление модели «Порхающаяптица»
· Изготовление модели «Рычащийлев»
· Изготовление модели «Умнаявертушка»
· Изготовление модели «Непотопляемыйпарусник»
· Изготовление модели «Спасениесамолета»
· Изготовление модели «Спасениеот великана»
· Изготовление модели «Вратарь»
· Изготовление модели «Нападающий»
· Изготовление модели «Ликующиеболельщики»
· Проект «LEGO и сказки».Защита проектов.
