X-PDF

Рабочая программа Окружающий мир 4 класс

Поделиться статьей

 

Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение-Долботовская средняяобщеобразовательная школа Погарского района , Брянской области

                                                           

                                            Утверждаю

                                                                                   Директор МБОУ-Долботовская СОШ

                                                                            ____________/Е.В. Ашитко/

                                                                                Приказ №_____от____________

 

 

 

Рабочаяпрограмма

поокружающему миру

4 класс

 

Составитель: Хохлова Татьяна Михайловна

 

Согласовано

Зам.директора поУР

МБОУ-ДолботовскаяСОШ

___________/С. А.Козлова/

«___»_____2022г.

 

Рассмотрено назаседании МО

Протокол№___от______2022г

РуководительМО_______/Н. В. Аверина/

 

Рассмотренона заседании педагогического совета

Протокол№______от_________2022г

 

 

 

2022-2023учебный год

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Рабочаяпрограмма по предмету «Окружающий мир» для 4 классасоставлена на основе Федерального государственного образовательногостандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственногоразвития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатовначального общего образования;

    -учебного плана на 2022-2023 учебный год;

-Положения о рабочей программе и других локальных нормативных  актов,регулирующих учебно-воспитательный процесс в МБОУ – Долботовская СОШ;

     — Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации»;

       — приказа Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении ивведении в действие федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования»;

      — приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесенииизменений в федеральный государственный образовательный стандарт начальногообщего образования, утвержденный приказом Министерства образования и наукиРоссийской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

       — приказа Минобрнауки России от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесенииизменений в федеральный государственный образовательный стандарт начальногообщего образования, утвержденный приказом Министерства образования и наукиРоссийской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

      — приказа Минобрнауки России от 18 декабря 2012 года № 1060

«Овнесении изменений в федеральный государственный образовательный стандартначального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования инауки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»

      — приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1643 «О внесенииизменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федеральногогосударственного образовательного стандарта начального общего образования»;

      — приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утвержденииПорядка организации и осуществления образовательной деятельности по основнымобщеобразовательным программам — образовательным программам начального общего,основного общего и среднего общего образования»;

       — СанПиН  2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям иорганизации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главногогосударственного санитарного  врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано вМинюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);

 Авторская программа «Окружающий мир» ПлешаковаА. А., входящая в состав УМК «Школа России» (Сборник рабочих программ «ШколаРоссии», 1- 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012).

На изучение окружающего мира в 4классе программойотведено 68  часов (2 ч. в неделю).

Цели:

—формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основеединства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысленияребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

—духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России вусловиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Основные задачи:

1)формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, вкотором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современнойжизни;

2)осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира,своего места в нём;

3)формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различныхопасных и чрезвычайных ситуациях;

4)формирование психологической культуры и компетенции для обеспеченияэффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты освоенияучебного предмета, курса

Личностные результаты

·        основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» какгражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурногонаследия;

·        умение осознанно использовать обществоведческую лексику длявыражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, оправах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;

·        чувства сопричастности к отечественной истории через историю своейсемьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредствомзнакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;

·        осознание своей этнической принадлежности в контексте принципароссийской гражданственности «Единство в многообразии»;

·        понимание себя наследником ценностей многонациональногороссийского общества и всего человечества, в том числе на основе формированияпонятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»;

·        целостный, социально ориентированный взгляд на мир в егоорганичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в томчисле на основе построения и сопоставления картины мира с точки зренияастронома, географа, историка, эколога;

·        уважительное отношение к истории и культуре народов России и мирачерез понимание их взаимной связи и представление о необходимости историческойпреемственности в жизни общества;

·        начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся иразвивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческомразвитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностяхсобственного участия в построении её будущего;

·        осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика(действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни),мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;

·        самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки,сохранность объектов природы, будущее России;

·        эстетические потребности, ценности и чувства через восприятиеприроды России и родного края, знакомство с культурой регионов России,развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;

·        этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственнаяотзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомствас историей Отечества и Смоленского края, образами великих соотечественников,картинами жизни людей в разные исторические периоды;

·        навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разныхсоциальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы изспорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видахвнеурочной деятельности;

·        установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний оприродном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природныхусловий;

·        мотивация к творческому труду, работе на результат, бережноеотношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природными культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в созданиематериальных и духовых ценностей родной страны и родного края.

Метапредметные результаты.

Регулятивные.

Выпускникнаучится:

·        понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

·        сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока попросьбе учителя);

·        выделять из темы урока известные знания и умения;

·        планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, ачто потом);

·        планировать свои действия на отдельных этапах урока(целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрениюучителя);

Познавательные.

Выпускникнаучится:

·        понимать и толковать условные знаки и символы, используемые вучебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом,оформление в рамки и пр.); 

·        находить и выделять  необходимую информацию из текстов, иллюстраций,в учебных пособиях и пр.;

·        понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словеснойформе;

·        понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применятьполученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради илизаданий, предложенных учителем;

·        анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительныхпризнаков;

·        проводить сравнение и классификацию объектов по заданнымкритериям;

·        устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные.

Выпускник научится:

·        включаться в диалог с учителем;

·        формулировать ответы на вопросы;

·        слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, необрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

·        договариваться и приходить к общему решению;

·        излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

·        признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибкиуказывают другие;

·        употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини,пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я егообязательно учту» и др.;

 

Предметные результаты.

1.      пониманиеособой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости занациональные свершения, открытия, победы;

2.      сформированностьуважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре,природе нашей страны, ее современной жизни;

3.      осознаниецелостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности,элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, нормздоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4.      освоениедоступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение,опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейныхархивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5.      развитиенавыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

 

 

 

 

Содержание учебного предмета,курса

Земля и человечество(9ч).

Мир глазами астронома.

Что изучает астрономия. Небесные тела:звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна —естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причинысмены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география.Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределениесолнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история.Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога.Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающейсреды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в областиохраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Природа России.

Разнообразие и красота природы России.

Важнейшие равнины и горы, моря, озера иреки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зонаарктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь,субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон.Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания вразных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанныес природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охранаприроды, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России.Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правилабезопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесиии необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Родной край — часть большойстраны.(15ч)

Наш край на карте Родины. 

Карта родного края. Формы земнойповерхности в нашем крае. Природные особенности: географическое положение,площадь, рельеф и климат . Изменение поверхности края в результате деятельностичеловека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров,предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значениев природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельностичеловека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, ихосновные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Полезныеископаемые Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края(подзолистые, черноземные и т. д.). . Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса,луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологическиесвязи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края,связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений.Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохраненияокружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли(разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство,рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями иживотными леса, их распознавание в природных условиях с помощьюатласа-определителя;

знакомство с растениями и животными луга,их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя;

знакомство с растениями и животнымипресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощьюатласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картойкрая; рассматривание образцов полезных

Страницы всемирной истории(5ч)

Представление о периодизации истории.

Начало истории человечества: первобытноеобщество.

Древний мир: древние сооружения —свидетельства прошлого.

Средние века: о чем рассказываютхристианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина.

Новое время: достижения науки и техники,объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество,телеграф. Великие географические открытия.

Новейшее время. Представление о скоростиперемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечествомответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России(20ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне.Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и населениеДревней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев —столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве.Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII—XV вв. Нашествиехана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. КнязьАлександр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русскихземель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единогоРусского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII—XV вв.

Наше Отечество в XVI — XVII вв.Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новойцарской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт инравы страны в XVI—XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый —царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение Россииимперией. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы:А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX — начале XX в. Отечественнаявойна 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель АлександрВторой. Культура, быт и нравы России в XIX — начале XX в. 

Россия в XX в. Участие России в Первоймировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г.Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. ВеликаяОтечественная война 1941 — 1945 гг.

Наша страна в 1945 — 1991 гг. Достиженияученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А.Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в.Культура России в XX в. Прошлое родного края. История страны и родного края вназваниях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностямиродного края (города, села).

Современная Россия (9ч)

Мы — граждане России. Конституция России —наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанностигражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России:Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны(флаг, герб, гимн). .

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь,Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг ЕвропейскойРоссии. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитыелюди, памятники культуры в регионах.

 Всемирное наследие в России. Краснаякнига в России. Заповедники и национальные парки в России. Всемирное наследиеза рубежом. Международная Красная книга. Национальные парки мира. Как защищаютприроду.  Мой атлас-определитель. Мои «Зелёные страницы». Чему меня научилиуроки экологической этики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол – во часов

Дата

по плану

факт

                                     Земля и человечество.(9ч)

 Мир глазами астронома.

1

 

 

Планеты Солнечной системы.

1

 

 

Звȅздное небо – Великая книга Природы. П/р «Знакомство с картой звездного неба».

1

 

 

Мир глазами географа. П/р « Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географических картах».

1

 

 

Входной контроль(тест).Мир глазами историка.П/р «Знакомство с историческими картами»

1

 

 

 Когда и где?Лента времени

1

 

 

Мир глазами эколога.

1

 

 

Сокровища Земли под охраной человечества.

1

 

 

Проверим себя по разделу «Земля и человечество». 

1

 

 

           10

                                           Природа России.(10 ч)

 Равнины и горы России. П/р « Поиск и показ изучаемых объектов на географических картах.»

1

 

 

Моря,  озёра и реки России. Реки и озера

1

 

 

Природные зоны России. П/р « Поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России.»

1

Представленная информация была полезной?
ДА
58.68%
НЕТ
41.32%
Проголосовало: 1072

 

 

Зона арктических пустынь.

1

 

 

Тундра.

1

 

 

Леса России.

1

 

 

Лес и человек.Правила поведенитя в лесу.

1

 

 

Зона степей.

1

 

 

Пустыни.

1

 

 

У Черного моря.Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России». 

1

 

 

 

                Родной край – часть большой страны. (15ч)

 

 

20

 Наш край

1

 

 

21

Поверхность нашего края .

1

 

 

   22

Водные богатства нашего края.

1

 

 

23

Наши подземные богатства. Важнейшие полезные ископаемые.

1

 

 

24

Земля – кормилица.

1

 

 

25

Экскурсия в лес и на луг.

1

 

 

26

Жизнь леса. Красная книга.

1

 

 

27

Жизнь луга. Работа с атласом -определителем.

1

 

 

28

Жизнь в пресных  водоёмах. Работа с атласом -определителем.

1

 

 

29

Экскурсия к водоёму.

1

 

 

30

Растениеводство в нашем крае. Смоленский лен. Выращивание льна.

1

 

 

31

Животные нашего леса.

1

 

 

32.   

Луг- природное сообщество

 

1

 

 

33.   

Растениеводство в нашем крае.

 

1

 

 

  34

Животноводство в нашем крае.Проверим себя по разделу «Родной край – часть большой страны».

1

 

 

 

35

                          Страницы всемирной истории(5ч)

 

Начало истории человечества.

 

 

 

1

 

 

 

 

36

Мир древности: далёкий и близкий.

1

 

 

37

Средние века: время рыцарей и замков.

1

 

 

38

Новое время: встреча Европы и Америки.

1

 

 

39

Новейшее время: история продолжается сегодня.

1

 

 

                Страницы истории России(20ч)

 

 

 Жизнь древних славян. Восточные славяне — наши предки.

1

 

 

Во времена Древней Руси.

1

 

 

Страна городов.

1

 

 

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

1

 

 

Трудные времена на Русской земле.

1

 

 

Русь расправляет крылья.

1

 

 

Куликовская битва. П/р « Поиск и показ изучаемых объектов на исторических  картах.»

1

 

 

Иван Третий.

1

 

 

Мастера печатных дел.

1

 

 

Патриоты России.

1

 

 

Пȅтр Великий.

1

 

 

Михаил Васильевич Ломоносов.

1

 

 

Екатерина Великая.

1

 

 

Отечественная война 1812 года.  П/р « Поиск и показ изучаемых объектов на исторических  картах».

1

 

 

Страницы истории XIX века.

1

 

 

Россия вступает в XX век.

1

 

 

Страницы истории 1920 – 1930-х годов.

1

 

 

Великая Отечественная война и Великая Победа.

1

 

 

Освобождение Европы.Страна, открывшая путь в космос.

1

 

 

Промежуточная аттестация (тест)Проверим себя по разделу «Страницы истории России».

1

 

 

                        Современная Россия(9ч).

 

 

60

 Основной закон России и права человека.

1

 

 

61

Мы  — граждане России.

1

 

 

62

Славные символы России.

1

 

 

63

Такие разные праздники.

1

 

 

64

65

Путешествие по России. Регионы и города.

2

 

 

66

Народы России

1

 

 

67

Обобщающий урок по разделу «Современная Россия

1

 

 

Урок-викторина

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.68%
НЕТ
41.32%
Проголосовало: 1072

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет