Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программапо математике для 3 класса разработана на основе:
1) Федеральногогосударственного образовательного стандарта начального общего образования(приказ Министерства образования и науки РФ № 17785 от 6 октября 2009 г.);
2) Положения о рабочейпрограмме по предмету;
3) Авторской программы М. И.Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой;
4) Математика 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч./ М. И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова.-М.:Просвещение, 2021;
5) Учебного плана МАОУ«Улентуйская средняя общеобразовательная школа» на 2022-2023 учебный год.
Цель:
-математическое развитие младших школьников
-формирование системы начальных математическихзнаний
-воспитание интереса к математике, кумственной деятельности
Задачи:
-формирование элементов самостоятельнойинтеллектуальной деятельности
-развитие основлогического мышления
-развитие основпространственного воображения
-развитиематематической речи
-формированиесистемы начальных математических знаний
— формирование ушкольников пространственных представлений;
-ознакомление снекоторыми свойствами геометрических фигур;
-развитиеабстрактного мышления;
-формированиеосознанных и прочных навыков вычислений;
-осознание техвещей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями, развитие умениясопоставлять, сравнивать, противопоставлять связанные между собой понятия,действия и задачи, выяснять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
Центральной задачей при изучении этих тем являетсяизучение внетабличного умножения и деления.
Перед изучениемвнетабличного умножения и деления дети знакомятся с разными способами умноженияили деления суммы на число (в случае, когда каждое число-слагаемое делится наэто число).
Наряду с устнымиприёмами в программе уделяется большое внимание обучению детей письменнымвычислениям.
При обученииматематике важно научить детей самостоятельно находить пути решенияпредлагаемых программой задач, применять простейшие общие подходы к их решению.
Важным понятиемкурса является понятие величины. Рассматриваются соотношения между единицамикаждой величины. Программой предусмотрено также изучение сложения и вычитаниявеличин, выраженных в одних и тех же единицах (длины, массы, времени и др.),умножение и деление значений величины на однозначное число.
Геометрическийматериал предусмотрен программой для каждого класса. При формированиипредставлений о фигурах большое значение придаётся выполнению практическихупражнений, связанных с построением, вычерчиванием фигур, с рассмотрениемнекоторых свойств изучаемых фигур. В III классе решаютсязадачи на нахождение периметра многоугольника и площади прямоугольника(квадрата). Нахождение площади прямоугольника (квадрата) связывается сизучением умножения, задача нахождения стороны прямоугольника (квадрата) по егоплощади – с изучением деления.
В теме «Числа от 1до 100» программой предусмотрено решение уравнений на основе знанийвзаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Место курсаучебного предмета в учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Математика» отводится 4 часа внеделю. Всего на изучение программногоматериала отводится 136 часов. Рабочаяпрограмма по предмету «Математика» 3 класс разработана на основеПрограммы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторскойпрограммы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И.Волковой, С. В. Степановой. Программа рассчитана на 1 год
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
За последние десятилетия вобществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования ипутях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итоговобразования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовкиобучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию,успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, бытьготовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынкатруда.
Ценностные ориентиры начальногообразования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказсистеме образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основнойобразовательной программы, и отражают следующие целевые установки системыначального общего образования:
· формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ иисторию, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразиикультур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждогонарода;
· формирование психологических условий развития общения,сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям,готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышатьпартнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения сучётом позиций всех участников;
· развитие ценностно-смысловой сферы личности на основеобщечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательногоучреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле каксобственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этическихчувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасногочерез знакомство с национальной, отечественной и мировой художественнойкультурой;
· развитие умения учиться как первого шага к самообразованиюи самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы илюбознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организациисвоей деятельности (планированию, контролю, оценке);
· развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия еёсамоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительногоотношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию,критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам идействиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости вдостижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям,представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, впределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность кинформации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализацияценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения ивоспитания, познавательного и личностного развития обучающихся наоснове формирования общих учебных умений, обобщённых способов действияобеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Включение регионального компонента в содержание обучениялитературному чтению: Для реализациинационально–регионального компонента в программе предусмотрено 10% от учебноговремени, с целью расширения и углубления основных базовых компонентовсодержанияначального образования. Национально–региональный компонент дает возможность реализоватьпроекты по изучению родного края. При изучении темы «Площадь прямоугольника» науроках будут использоваться задачи с краеведческим содержанием. Решение данноговида задач даст учащимся представление о планировании строительства дома, о егоремонте.Решение краеведческих задач при обучении математике не только знакомитучеников с новыми данными и характеристиками того или иного процесса, объекта,но и развивает учебные умения. Арифметическая задача, содержащая конкретныеданные из окружающей действительности, практики, личного опыта ребенка, может вдальнейшем помочь использовать подобные сведения во многих жизненных ситуациях.При изучении темы «Числа от 1 до 1000. Умножение и деление» на уроках будутиспользоваться задачи с местным материалом на развитие логического мышления,смекалки, памяти, воображения.