X-PDF

Рабочая программа по математике 5 класс

Поделиться статьей

Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение

“Кировскаяшкола-гимназия  №2” Кировского района Республики Крым

 

РАССМОТРЕНА

Заседание МО

естественно-математического цикла

МБОУ «Кировская школа-гимназия №2»

(протокол от 22   августа 2022г. № 4)

 

 

УТВЕРЖДЕНА

приказ

от 22 августа  2022г. №125-о/д

Директор МБОУ «Кировская школа-

гимназия №2»

_______  Н.Б.Радченко

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по предмету

Математика

5 класс

Количество часов в год: 170 часов вкаждом классе (5 часов в неделю)

 

 

 

 

Составители: Алибаев И.М.,

Учитель информатики и математики первойквалификационной категории

 

 

 

 

Планированиесоставлено на основе авторской программы для общеобразовательныхучреждений: Математика. Сборник рабочих программ. 5—6 классы: пособие для учителейобщеобразоват. организаций / [сост. Т. А. Бурмистрова]. — 3-е изд. — М.:Просвещение, 2014. — 80 с.

 

Используемыйучебник:

1.Математика.5 класс: учеб. для учащихся общеобразовательных организаций/ Н.Я. Виленкин,В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 35-е изд., стер. – М.: Мнемозина,2016. – 280 с.

 

 

 

 

 

 

 

2022-2023 учебный год


 

Пояснительнаязаписка

Рабочая программа поматематике составлена для 5 классов Муниципального бюджетногообщеобразовательного учреждения “Кировская школа-гимназия №2” Кировского районаРеспублики Крым.

Рабочая программасоставлена на основе следующих нормативных документов:

1. Основнаяобразовательная программа основного общего образования МБОУ “Кировскаяшкола-гимназия №2;

2. Учебный план МБОУ«Кировская школа-гимназия №2»;

3. Примерная рабочаяпрограмма основного общего образования по предмету «математика» (базовыйуровень);

5. Программавоспитания МБОУ“Кировская школа-гимназия №2» на 2020-2025 год.

Рабочая программаориентирована на учебники:

1.        Математика. 5 класс: учеб.для учащихся общеобразовательных организаций/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 35-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2016. – 280 с.

Цели и особенностиизучения учебного предмета «математика». 5 классы

Приоритетными целямиобучения математике в 5 классах являются:

1)            Продолжение формированияосновных математических понятий (число, величина, геометрическая фигура), обеспечивающихпреемственность и перспективность математического образования обучающихся;

2)            Развитие интеллектуальныхи творческих способностей обучающихся, познавательной активности,исследовательских умений, интереса к изучению математики;

3)            Подведение обучающихся надоступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира;

4)            Формированиефункциональной математической грамотности: умения распознавать математическиеобъекты в реальных жизненных ситуациях, применять освоенные умения для решенияпрактико-ориентированных задач, интерпретировать полученные результаты иоценивать их на соответствие практической ситуации.

Место учебногопредмета «математика» в учебном плане

В  соответствии сФедеральным государственным образовательным стандартом основного общегообразования математика является обязательным предметом на данном уровнеобразования. Настоящей программой предусматривается выделение в учебном планена изучение математики в 5 классах 5 учебных часов в неделю в течение каждогогода обучения, всего 340 учебных часов.

 

1.Содержание учебного предмета

 

5 класс

Натуральныечисла и нуль

Натуральное число. Ряднатуральных чисел. Число 0. Изображение натуральных чисел точками накоординатном луче.

Позиционная системасчисления. Римская нумерация как пример непозиционной системы счисления.Десятичная система счисления. Сравнение натуральных чисел, сравнениенатуральных чисел с нулём. Способы сравнения. Округление натуральных чисел.

Сложение натуральныхчисел; свойство нуля при сложении. Вычитание как действие, обратное сложению.Умножение натуральных чисел; свойства нуля и единицы при умножении. Деление какдействие, обратное умножению. Компоненты действий, связь между ними. Проверкарезультата арифметического действия. Переместительное и сочетательное свойствасложения и умножения, распределительное свойство умножения относительносложения.

Использование букв дляобозначения неизвестных компонент и записи свойств арифметических действий.Делители и кратные числа, разложение на множители. Простые и составные числа.Признаки делимости на 2, 5, 10, 3, 9. Деление с остатком.

Степень с натуральнымпоказателем. Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых. Числовое выражение.Вычисление значений числовых выражений; порядок выполнения действий.Использование при вычислениях переместительного и сочетательного свойствасложения и умножения, распределительного свойство умножения.

Дроби

Представление о дробикак способе записи части величины. Обыкновенные дроби. Правильные инеправильные дроби. Смешанная дробь; представление смешанной дроби в виденеправильной дроби и выделение целой части числа из неправильной дроби.Изображение дробей точками на координатном луче. Основное свойство дроби.Сокращение дробей. Приведение дроби к новому знаменателю. Сравнение дробей.Сложение и вычитание дробей. Умножение и деление дробей; взаимно-обратныедроби. Нахождение части целого и целого по его части.

Десятичная записьдробей. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной. Изображениедесятичных дробей точками на координатной прямой. Сравнение десятичных дробей.

Арифметическиедействия с десятичными дробями. Округление десятичных дробей.

Решениетекстовых задач

Решение текстовыхзадач арифметическим способом. Решение логических задач. Решение задачперебором всех возможных вариантов. Использование при решении задач таблиц исхем.

Решение задач,содержащих зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние;цена, количество, стоимость. Единицы измерения: массы, объёма, цены;расстояния, времени, скорости. Связь между единицами измерения каждой величины.

Решение основных задачна дроби.

Представление данных ввиде таблиц, столбчатых диаграмм.

Нагляднаягеометрия

Наглядныепредставления о фигурах на плоскости: точка, прямая, отрезок, луч, угол,ломаная, многоугольник, окружность, круг. Угол. Прямой, острый, тупой иразвёрнутый углы.

Длина отрезка,метрические единицы длины. Длина ломаной, периметр многоугольника. Измерение ипостроение углов с помощью транспортира. Наглядные представления о фигурах наплоскости: многоугольник; прямоугольник, квадрат; треугольник, о равенствефигур.

Изображение фигур, втом числе на клетчатой бумаге. Построение конфигураций из частей прямой,окружности на нелинованной и клетчатой бумаге. Использование свойств сторон иуглов прямоугольника, квадрата.

Площадь прямоугольникаи многоугольников, составленных из прямоугольников, в том числе фигур,изображённых на клетчатой бумаге. Единицы измерения площади. Наглядныепредставления о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед, куб,многогранники. Изображение простейших многогранников. Развёртки куба ипараллелепипеда. Создание моделей многогранников (из бумаги, проволоки,пластилина и др.).

Объём прямоугольногопараллелепипеда, куба. Единицы измерения объёма.


 

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Освоение учебногопредмета «Математика» должно обеспечивать достижение на уровне основного общегообразования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательныхрезультатов:

Личностныерезультатыосвоенияпрограммы учебного предмета «Математика» характеризуются:

патриотическоевоспитание:

проявлением интереса кпрошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением кдостижениям российских математиков и российской математической школы, киспользованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.

гражданское идуховно-нравственное воспитание:

готовностью квыполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математическихосновах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданскогообщества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем,связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важностиморально-этических принципов в деятельности учёного.

трудовоевоспитание:

установкой на активноеучастие в решении практических задач математической направленности, осознаниемважности математического образования на протяжении всей жизни для успешнойпрофессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознаннымвыбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных плановс учётом личных интересов и общественных потребностей.

Эстетическоевоспитание:

способностью кэмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач,решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.

Ценности научногопознания:

ориентацией вдеятельности на современную систему научных представлений об основныхзакономерностях развития человека, природы и общества, пониманиемматематической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития изначимости для развития цивилизации; овладением языком математики иматематической культурой как средством познания мира; овладением простейшиминавыками исследовательской деятельности.

Физическоевоспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

готовностью применятьматематические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образажизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярнаяфизическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своегоправа на ошибку и такого же права другого человека.

Экологическоевоспитание:

ориентацией наприменение математических знаний для решения задач в области сохранностиокружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий дляокружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем ипутей их решения.

личностныерезультаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиямсоциальной и природной среды:

готовностью кдействиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентностичерез практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции изопыта других;

необходимостью вформировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы обобъектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственныхзнаний и компетентностей, планировать своё развитие;

способностьюосознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов,требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия,формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

Метапредметныерезультатыосвоения программы учебного предмета «Математика» характеризуются овладением универсальнымипознавательными действиями, универсальными коммуникативнымидействиями иуниверсальными регулятивнымидействиями.

Универсальные познавательные действияобеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоениеметодов познания окружающего мира; применение логических, исследовательскихопераций, умений работать с информацией).

Базовые логические действия:

·                   выявлять и характеризоватьсущественные признаки математических объектов, понятий, отношений междупонятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенныйпризнак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимогоанализа;

·                   воспринимать,формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные,единичные, частные и общие, условные;

·                   выявлять математическиезакономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях иутверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

·                   делать выводы сиспользованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений,умозаключений по аналогии;

·                   разбирать доказательстваматематических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельнонесложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию,приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения;

·                   выбирать способ решенияучебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболееподходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовыеисследовательские действия:

·                   использовать вопросы какисследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующиепротиворечие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное,формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;

·                   проводить посамостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшоеисследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостейобъектов между собой;

·                   самостоятельноформулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов иобобщений;

·                   прогнозировать возможноеразвитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новыхусловиях.

Работа синформацией:

·                   выявлять недостаточность иизбыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;

·                   выбирать, анализировать,систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и формпредставления;

·                   выбирать формупредставления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами,иной графикой и их комбинациями;

·                    оценивать надёжностьинформации по критериям, предложенным учителем или сформулированнымсамостоятельно.

Универсальные коммуникативныедействияобеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся.

общение:

·                   воспринимать иформулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно,точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах,давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;

·                   в ходе обсуждения задаватьвопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказыватьидеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениямидругих участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; вкорректной форме формулировать разногласия, свои возражения;

·                   представлять результатырешения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбиратьформат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории.

сотрудничество:

·                   понимать и использоватьпреимущества командной и индивидуальной работы при решении учебныхматематических задач; принимать цель совместной деятельности, планироватьорганизацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться,обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей;

·                   участвовать в групповыхформах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.); выполнятьсвою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды;оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированнымучастниками взаимодействия.

Универсальные регулятивныедействияобеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности.

самоорганизация:

·                   самостоятельно составлятьплан, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётомимеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректироватьварианты решений с учётом новой информации.

самоконтроль:

·                   владеть способамисамопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;

·                   предвидеть трудности,которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельностьна основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;

·                   оценивать соответствиерезультата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причиныдостижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённомуопыту.

Предметныерезультатыосвоенияпрограммы учебного предмета «Математика»

Освоение учебногокурса «Математика» в 5—6 классах основной школы должно обеспечивать достижениеследующих предметных образовательных результатов:

5класс

Числа ивычисления

·               Понимать и правильноупотреблять термины, связанные с натуральными числами, обыкновенными идесятичными дробями.

·               Сравнивать и упорядочиватьнатуральные числа, сравнивать в простейших случаях обыкновенные дроби,десятичные дроби.

·               Соотносить точку накоординатном луче с соответствующим ей числом и изображать натуральные числаточками на координатном луче.

·               Выполнять арифметическиедействия с натуральными числами, с обыкновенными дробями в простейших случаях.

·               Выполнять проверку,прикидку результата вычислений.

·               Округлять натуральныечисла.

Решениетекстовых задач

·               Решать текстовые задачиарифметическим способом и с помощью организованного конечного перебора всехвозможных вариантов.

·                Решать задачи, содержащиезависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние; цена,количество, стоимость.

·                Использовать краткиезаписи, схемы, таблицы, обозначения при решении задач.

·                Пользоваться основнымиединицами измерения: цены, массы; расстояния, времени, скорости; выражать одниединицы величины через другие.

·                Извлекать, анализировать,оценивать информацию, представленную в таблице, на столбчатой диаграмме,интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач.

Нагляднаягеометрия

·               Пользоватьсягеометрическими понятиями: точка, прямая, отрезок, луч, угол, многоугольник,окружность, круг.

·                Приводить примерыобъектов окружающего мира, имеющих форму изученных геометрических фигур.

·               Использовать терминологию,связанную с углами: вершина сторона; с многоугольниками: угол, вершина,сторона, диагональ; с окружностью: радиус, диаметр, центр.

·               Изображать изученныегеометрические фигуры на нелинованной и клетчатой бумаге с помощью циркуля илинейки; строить окружность заданного радиуса.

·               Находить длины отрезковнепосредственным измерением с помощью линейки, строить отрезки заданной длины;строить окружность заданного радиуса.

·               Использовать свойствасторон и углов прямоугольника, квадрата для их построения, вычисления площади ипериметра.

·               Вычислять периметр иплощадь квадрата, прямоугольника, фигур, составленных из прямоугольников, в томчисле фигур, изображённых на клетчатой бумаге.

·               Пользоваться основнымиметрическими единицами измерения длины, площади; выражать одни единицы величинычерез другие.

·               Распознаватьпараллелепипед, куб, использовать терминологию: вершина, ребро грань,измерения; находить измерения параллелепипеда, куба.

·               Вычислять объём куба,параллелепипеда по заданным измерениям, пользоваться единицами измеренияобъёма.

·               Решать несложные задачи наизмерение геометрических величин в практических ситуациях.


 

2.       Тематическоепланирование

5 класс

№ п/п

Раздел, тема урока

Количество часов

Количество контрольных работ

1

Натуральные числа. Действия с натуральными числами

43

3 (включая СКР)

2

Наглядная геометрия. Линии на плоскости

12

1

3

Обыкновенные дроби

48

2 (включая РКР)

4

Наглядная геометрия. Многоугольники.

10

1

5

Десятичные дроби

38

2

6

Наглядная геометрия. Тела и фигуры в пространстве.

9

0

7

Повторение и обобщение

10

Итоговая контрольная работа

 

Итого

170

10

 


 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет