Муниципальное бюджетноеобщеобразовательное учреждение
«Школа № 8 для обучающихся сограниченными возможностями здоровья»
УТВЕРЖДЕНО
Директор_________ И.Е. Мурашкина
Приказ№ 144 от 31.08.2021
М.П
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Речевая практика»
4 класс «Б»
начальное общее образование
Составитель: А.И. Киричок
учитель начальных классов
2021-2022 учебный год
Пояснительнаязаписка.
Данная рабочая программа разработана наоснове:
· Федерального государственного образовательного стандарта;
· Адаптированной основной общеобразовательной программыобразования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) (вариант 1) муниципального бюджетногообщеобразовательного учреждение «Школа№8 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
· Федерального перечня учебников, утвержденных (допущенных) киспользованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,реализующих АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) (вариант 1);
· Учебного плана МБОУ Школа №8.
Рабочая программаориентирована на учебник «Речевая практика» 4 класс для общеобразовательныхорганизаций, реализующих основные общеобразовательные программы, авторС.В.Комарова, Москва Просвещение, 2019г.
Количество часов по программе 3 часа в неделю, 95 часов вгод.
Увеличены часы на учебный предмет «Речевая практика » на 1час за счет части, формируемой участниками образовательных отношений. (95 часов).
Основная целькурса « Речевая практика» в начальных классах – развитие речевой коммуникацииучащихся как способности использовать вербальные невербальные средства дляосуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях;
— заложитьосновы интеллектуального, эмоционального, речевого, духовно-нравственногоразвития младших школьников, их умения пользоваться устной и письменной речью.Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных и предметныхрезультатов освоения программы по « Речевой практике», а также успешностьизучения других предметов в начальной школе.
Задачикурса «Речевая практика»:
— развитие звукопроизносительной исмысловой стороны речи ( обогащение, закрепление, активизация словаря);
— совершенствование грамматическиправильной речи, формирование разговорной ( диалогической) и контекстной (монологической) форм речи;
— профилактика и коррекция нарушенийчтения и письма.
— расширять кругчтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующеевозрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающееусловия для формирования универсальных учебных действий.
— созданиеусловий у учащихся для развития умений отвечать на вопросы учителя в процессебеседы;
-расширить представления детей о правилах поведения в обществе;
-развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессеинсценирования сказки;
-обогащать лексический запас учащихся словами;
— научитьстроить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план;
— научитьсоставлять рассказы из личного опыта;
Формаорганизации образовательного процесса.
Основной, главнойформой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессеобучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
Øсловесныйметод ( рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
Øнаглядныйметод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
Øпрактическийметод (упражнения, практическая работа);
Øрепродуктивныйметод (работа по алгоритму);
Øколлективный,индивидуальный; творческий метод;
I. Планируемые предметные результатыосвоения обучающимися предмета «Речевая практика».
Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний сиспользованием этикетных слов и выражений;
участие в ролевых играх в соответствии сречевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов;ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
выразительное произнесение чистоговорок,коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
участие в беседах на темы, близкие личномуопыту ребенка;
ответы на вопросы учителя по содержаниюпрослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
пониманиесодержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы навопросы;
пониманиесодержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
выборправильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевойситуации;
активноеучастие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказываниесвоих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания,извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
участиев коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный иликартинно-символический план
Личностные результаты
1) осознаниесебя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитаниеуважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированностьадекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимомжизнеобеспечении;
4) овладениеначальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладениесоциально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владениенавыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способностьк осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятиесоответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятиеи освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивовучебной деятельности;
9) сформированностьнавыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальныхситуациях;
10) воспитаниеэстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитиеэтических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственнойотзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированностьустановки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческомутруду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовнымценностям;
13) проявлениеготовности к самостоятельной жизни.
14)Формирование ответственного отношения к учению, понимание значениянравственно-волевого усилия в выполнении учебных обязанностей.
15)Воспитание бережного отношения к природе.
16) Формированиеуважительного отношения к родному языку, истории, культуре своего народа, косновам культурного наследия народов России.
II.Содержание учебного материала.
Аудирование и понимание речи. Выполнениепростых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненныхдействиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители.Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки,соответствующей слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельныхслогов, слов, предложений.
Слушаниенебольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей.Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикцияи выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики.Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силыголоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов вобщении.
Общениеи его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правиларечевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.).Условные знаки в общении людей.
Общениена расстоянии. Кино, телевидение, радио».Виртуальное общение. Общение всоциальных сетях. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания.«Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомымвзрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии).Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные)обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональныеобращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастныхобращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление вречевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»).Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие.Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашениепознакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание.Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата(взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания».Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствияи прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться,посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер»,«Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют»,«счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» идр. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетныхформул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощьюобращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Какдела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании«Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение.Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание.Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание спомощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам истаршим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд,доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Яхочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления иподарки.
Одобрение, комплимент.Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор.Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналовтелефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражениепросьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…»,«Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощьюприветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение спросьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение спросьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близкимлюдям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы«Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я…».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо»,«большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки(«Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы.Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. какмотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание(«Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя(Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы«извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания.Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование формобращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение имотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение.Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент.Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Каккрасиво!»
Примерные темы речевыхситуаций
«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение вшколе, в секции, в творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращениеза помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах(кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, влесу)
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развитиякоммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни.Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетныхформ знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайтепознакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темойречевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевойситуации.
Актуализация,уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составлениепредложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулированиевопросов учителю, одноклассникам.
Конструированиедиалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выборатрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры,его вариативности.
Моделированиеречевой ситуации.
Составлениеустного текста (диалогического или несложного монологического) по темеситуации.
III. Тематическоепланирование.
№ п/п |
Наименование раздела |
Часы учебного времени |
1. |
Я дома. Формирование ответственного отношения к учению, понимание значения нравственно-волевого усилия в выполнении учебных обязанностей.
|
21час |
2. |
Я в мире природы. Воспитание бережного отношения к природе.
|
18 часов |
3. |
Мы писатели. Восприятие русского языка как явления национальной культуры.
|
8 часов |
4. |
Я за порогом дома. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. |
23 часа |
5. |
Играем в сказку. Формирование уважительного отношения к родному языку, истории, культуре своего народа, к основам культурного наследия народов России.
|
10 часов |
6. |
Я и мои товарищи. Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей. |
10 часов |
Итого: |
95 часов |
Календарно-тематическое планирование.
№ урока, занятия |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
Дата |
Стр. учебника |
Примечание |
|||
1 триместр |
||||||||
Я дома . |
||||||||
1 |
«Делимся новостями Упражнения на активизацию словаря. Формирование ответственного отношения к учению, понимание значения нравственно-волевого усилия в выполнении учебных обязанностей. |
1 |
02.09.2021 |
5 |
|
|||
1. |
«Делимся новостями Составление предложений по картине. |
1 |
03.09.2021 |
6 |
|
|||
2. |
«Делимся новостями Составление устного рассказа по плану. |
1 |
06.09.2021 |
7 |
|
|||
3. |
Обобщение по теме: «Делимся новостями . |
1 |
09.09.2021 |
8-9 |
|
|||
4. |
«Я выбираю книгу». Упражнения на активизацию словаря. |
1 |
10.09.2021 |
11 |
|
|||
5. |
«Я выбираю книгу». Составление предложений по опорным словам.. |
1 |
13.09.2021 |
12-13 |
|
|||
6. |
«Я выбираю книгу». Составление устного рассказа по картине. |
1 |
16.09.2021 |
14 |
|
|||
7. |
Моя любимая книга. Восприятие русского языка как явления национальной культуры.
|
2 |
17.09.2021 20.09.2021 |
|
|
|||
8. |
Обобщение по теме: «Я выбираю книгу». |
1 |
23.09.2021 |
11-14 |
|
|||
Играем в сказку. |
||||||||
9. |
Знакомство со сказкой «Петушок — Золотой гребешок». |
1 |
24.09.2021 |
17 |
|
|||
10. |
Упражнения на активизацию словаря. Формирование уважительного отношения к родному языку, истории, культуре своего народа, к основам культурного наследия народов России. |
1 |
27.09.2021 |
|
|
|||
11. |
Составление предложений. |
2 |
30.09.2021 01.10.2021 |
18 |
|
|||
12. |
Инсценировка сказки «Петушок золотой гребешок» |
2 |
11.10.2021 14.10.2021
|
19-21 |
|
|||
13. |
Мои любимые сказки. |
3 |
15.10.2021 18.10.2021 21.10.2021 |
|
|
|||
14. |
Обобщение по теме: Петушок –Золотой гребешок». |
1 |
22.10.2021 |
17-21 |
|
|||
Мы писатели. |
||||||||
15. |
Сочиняем сказку. Упражнения на активизацию словаря. Восприятие русского языка как явления национальной культуры. |
1 |
25.10.2021 |
23 |
|
|||
16. |
Сочиняем сказку Составление предложений. |
2 |
28.10.2021 29.10.2020 |
24 |
|
|||
17. |
Я пишу свою сказку. Собеседование по итогам 1 триместра. |
2 |
01.11.2021 08.11.2021
|
24-27 |
Представленная информация была полезной? ДА 58.59% НЕТ 41.41% Проголосовало: 1053 |
|||
18. |
Я пишу свою сказку. |
2 |
11.11.2021 12.11.2021 |
24-27 |
|
|||
2 триместр |
||||||||
19. |
Сказка ложь, да в ней намек. |
1 |
22.11.2021 |
23-27 |
|
|||
20. |
Викторина по сказкам. |
1 |
25.11.2021
|
|
|
|||
21. |
Обобщение по теме Сочиняем сказку. |
1 |
26.11.2021 |
|
|
|||
Я дома. |
||||||||
22. |
«У телевизора». Упражнения на активизацию словаря. |
1 |
29.11.2021
|
27 |
|
|||
23. |
У телевизора. Составление предложений по теме. Осознание языка как основного средства человеческого общения. |
2 |
02.12.2021 03.12.2021 |
29 |
|
|||
24. |
У телевизора. Полезные и вредные телепередачи. |
1 |
06.12.2021 |
27-30 |
|
|||
25. |
Составление телевизионной программы. |
2 |
09.12.2021 10.12.2021
|
|
|
|||
26. |
Мои любимые передачи. |
1 |
13.12.2021 |
|
|
|||
27. |
Детские познавательные передачи. Формирование уважительного отношения к родному языку, истории, культуре своего народа, к основам культурного наследия народов России. |
3 |
16.12.2021 17.12.2021 20.12.2021 |
|
|
|||
28. |
Обобщение по теме: У телевизора. |
1 |
23.12.2021 |
27-32 |
|
|||
Я за порогом дома. |
||||||||
29. |
Я — помощник. Упражнения на активизацию словаря. |
1 |
24.12.2021
|
35 |
|
|||
30. |
Знаки помощники. Уточнение и расширение представлений по теме. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. |
1 |
27.12.2021
|
35-36 |
|
|||
31. |
Правила дорожного движения достойны уважения. |
2 |
30.12.2021 10.01.2022
|
36-39 |
|
|||
32. |
Обобщение по теме Знаки-помощники. |
1 |
13.01.2022 |
35-39 |
|
|||
В мире природы. |
||||||||
33. |
В гостях у леса. Уточнение и расширение представлений по теме. |
1 |
14.01.2022
|
42 |
|
|||
34. |
В гостях у леса. Активизация словаря. Воспитание бережного отношения к природе.
|
2 |
17.01.2022 20.01.2022
|
43 |
|
|||
35. |
В гостях у леса. Составление предложений по картинкам. |
2 |
21.01.2022 24.01.2022
|
44 |
|
|||
36. |
В гостях у леса. Составление рассказа по частям. |
2 |
27.01.2022 28.01.2022 |
45 |
|
|||
37. |
Пословицы и поговорки о природе. |
3 |
31.01.2022 03.02.2022 04.02.2022 |
|
|
|||
38. |
Стихи, рассказы, сказки о природе. |
1 |
07.02.2022 |
|
|
|||
39. |
Собеседование по итогам 2 триместра. |
1 |
10.02.2022 |
|
|
|||
40. |
Стихи, рассказы, сказки о природе. |
2 |
11.02.2022 14.02.2022 |
|
|
|||
41. |
Лесные загадки.
|
1 |
17.02.2022
|
|
|
|||
42. |
Обобщение по теме В гостях у леса. |
1 |
18.02.2022 |
42-45 |
|
|||
3 триместр |
||||||||
Я и мои товарищи. |
||||||||
43. |
Задушевный разговор. Рассматривание картинки, обсуждение первых впечатлений. |
3 |
28.02.2022 03.03.2022 04.03.2022 |
47 |
|
|||
44. |
Задушевный разговор. Составление предложений по картинке. Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей. |
2 |
10.03.2022 11.03.2022 |
48 |
|
|||
45. |
Слушание и обсуждение рассказа В.Осеевой Волшебное слово. |
2 |
14.03.2022 17.03.2022 |
48-49 |
|
|||
46. |
Игра Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу. |
2 |
18.03.2022 21.03.2022 |
|
|
|||
47. |
Обобщение по теме Задушевный разговор. |
1 |
24.03.2022 |
47-51 |
|
|||
Я за порогом дома. |
||||||||
48. |
Приглашение. Уточнение и расширение представлений по теме. |
1 |
25.03.2022 |
53 |
|
|||
49. |
Приглашение. Упражнения на активизацию словаря. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. |
2 |
28.03.2022 31.03.2022
|
54 |
|
|||
50. |
Приглашение. Составление устного рассказа по картине. |
2 |
01.04.2022 11.04.2022 |
|
|
|||
51. |
Составление приглашений. |
3 |
14.04.2022 15.04.2022 18.04.2022 |
54-55 |
|
|||
52. |
Обобщение по теме Составление приглашений |
1 |
21.04.2022 |
55-57 |
|
|||
53. |
Поздравляю. Уточнение и расширение представлений по теме. |
2 |
22.04.2022 25.04.2022
|
59 |
|
|||
54. |
Поздравляю. Упражнения на активизацию словаря. |
2 |
28.04.2022 29.04.2022 |
60 |
|
|||
55. |
Поздравляю. Составление предложений по картинкам. Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей. |
2 |
05.05.2022 06.05.2022 |
|
|
|||
56. |
Поздравляю. Составление устного рассказа. |
2 |
12.05.2022 13.05.2022 |
|
|
|||
57. |
Собеседование по итогам года. |
1 |
16.05.2022 |
|
|
|||
58. |
Составление поздравлений к празднику. |
3 |
19.05.2022 20.05.2022 23.05.2022 |
61 |
|
|||
59. |
Обобщение по теме Поздравляю. |
2 |
26.05.2022 27.05.2022
|
59-63 |
|
|||