X-PDF

Рабочая программа по предмету Речевая практика. 4 класс

Поделиться статьей

Муниципальное  бюджетноеобщеобразовательное учреждение

 «Школа № 8 для обучающихся сограниченными возможностями здоровья»

 

 

УТВЕРЖДЕНО

 

 Директор_________ И.Е. Мурашкина

Приказ№ 144   от  31.08.2021

 

М.П

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Речевая практика»

4 класс «Б»

начальное  общее образование

 

 

 

 

Составитель: А.И. Киричок

 учитель начальных классов

 

 

 

 

2021-2022 учебный год

Пояснительнаязаписка.

Данная рабочая  программа  разработана наоснове:

·        Федерального государственного образовательного стандарта;

·        Адаптированной основной общеобразовательной программыобразования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) (вариант 1) муниципального бюджетногообщеобразовательного учреждение «Школа№8 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

·        Федерального перечня учебников, утвержденных (допущенных) киспользованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,реализующих АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) (вариант 1);

·        Учебного плана МБОУ Школа №8.

Рабочая программаориентирована на учебник «Речевая практика» 4 класс для общеобразовательныхорганизаций, реализующих основные общеобразовательные программы, авторС.В.Комарова, Москва Просвещение, 2019г.                                                      

Количество часов по программе 3 часа в неделю, 95 часов вгод.

Увеличены часы на учебный предмет «Речевая практика » на 1час за счет части, формируемой участниками образовательных отношений. (95 часов).

Основная целькурса « Речевая практика» в начальных классах – развитие речевой коммуникацииучащихся  как способности использовать вербальные невербальные средства дляосуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях;

— заложитьосновы интеллектуального, эмоционального, речевого, духовно-нравственногоразвития младших школьников, их умения пользоваться устной и письменной речью.Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных и предметныхрезультатов освоения программы по « Речевой практике», а также успешностьизучения других предметов в начальной школе.

Задачикурса «Речевая практика»:

— развитие звукопроизносительной исмысловой стороны речи ( обогащение, закрепление, активизация словаря);

— совершенствование грамматическиправильной речи, формирование разговорной ( диалогической) и контекстной (монологической) форм речи;

— профилактика и коррекция нарушенийчтения и письма.

— расширять кругчтения учащихся, создавать «литературное пространство», соот­ветствующеевозрастным особенностям и уровню       подготовки учащихся и обеспечивающееусловия для формирования универсальных учебных действий.

— созданиеусловий у учащихся для развития умений отвечать на вопросы учителя в процессебеседы;

-расширить представления детей о правилах поведения в обществе;

-развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессеинсценирования сказки;

-обогащать лексический запас учащихся словами;

— научитьстроить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план;

— научитьсоставлять рассказы из личного опыта;

Формаорганизации образовательного процесса.

Основной, главнойформой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессеобучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:

Øсловесныйметод ( рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);

Øнаглядныйметод (метод иллюстраций, метод демонстраций);

Øпрактическийметод (упражнения, практическая работа);

Øрепродуктивныйметод (работа по алгоритму);

Øколлективный,индивидуальный; творческий метод;

I.  Планируемые предметные результатыосвоения обучающимися предмета «Речевая практика».

Минимальный уровень:

формулировка просьб и желаний сиспользованием этикетных слов и выражений;

участие в ролевых играх в соответствии сречевыми возможностями;

восприятие на слух сказок и рассказов;ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

выразительное произнесение чистоговорок,коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

участие в беседах на темы, близкие личномуопыту ребенка;

ответы на вопросы учителя по содержаниюпрослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.

Достаточный уровень:

пониманиесодержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы навопросы;

пониманиесодержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;

выборправильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевойситуации;

активноеучастие в диалогах по темам речевых ситуаций;

высказываниесвоих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания,извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

участиев коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

составление рассказов с опорой на картинный иликартинно-символический план                        

Личностные результаты

1) осознаниесебя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитаниеуважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированностьадекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимомжизнеобеспечении;

4) овладениеначальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладениесоциально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владениенавыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способностьк осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятиесоответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятиеи освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивовучебной деятельности;

9) сформированностьнавыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальныхситуациях;

10) воспитаниеэстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитиеэтических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственнойотзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированностьустановки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческомутруду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовнымценностям;   

13) проявлениеготовности к самостоятельной жизни.

14)Формирование ответственного отношения к учению, понимание значениянравственно-волевого усилия в выполнении учебных обязанностей.

15)Воспитание бережного отношения к природе.

16) Формированиеуважительного отношения к родному языку, истории, культуре своего народа, косновам культурного наследия народов России.

 

 

II.Содержание учебного материала.

Аудирование и понимание речи. Выполнениепростых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненныхдействиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители.Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде. 

Соотнесение речи и изображения (выбор картинки,соответствующей слову, предложению).

Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельныхслогов, слов, предложений.

Слушаниенебольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей.Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.

Дикцияи выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики.Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силыголоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов вобщении.

Общениеи его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правиларечевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.).Условные знаки в общении людей.

Общениена расстоянии. Кино, телевидение, радио».Виртуальное общение. Общение всоциальных сетях. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.

Организация речевого общения

Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания.«Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомымвзрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии).Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные)обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональныеобращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастныхобращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление вречевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»).Обращение в письме, в поздравительной открытке.

Знакомство, представление, приветствие.Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашениепознакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание.Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата(взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания».Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствияи прощания. Этикетные правила приветствия:  замедлить шаг или остановиться,посмотреть в глаза человеку.

Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер»,«Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют»,«счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» идр. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетныхформул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощьюобращений. 

Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Какдела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании«Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».

Приглашение, предложение.Приглашение домой. Правила поведения в гостях. 

Поздравление, пожелание.Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание спомощью обращения по имени и отчеству.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам истаршим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками.  Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд,доброжелательность тона.

Поздравительные открытки.

Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Яхочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления иподарки.

Одобрение, комплимент.Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.

Телефонный разговор.Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналовтелефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражениепросьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…»,«Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощьюприветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».

Просьба, совет. Обращение спросьбой к учителю, соседу по парте  на уроке или на перемене. Обращение спросьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близкимлюдям.

Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы«Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я…».

Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».

Благодарность. Формулы «спасибо»,«большое спасибо», «пожалуйста».  Благодарность за поздравления и подарки(«Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы.Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. какмотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание(«Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя(Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формулы«извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания.Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование формобращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение имотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение.Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.

Одобрение, комплимент.Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Каккрасиво!» 

Примерные темы речевыхситуаций

«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)

«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение вшколе, в секции, в творческой студии)

«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращениеза помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в  общественных местах(кино, кафе и др.) 

«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, влесу)

Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развитиякоммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни.Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетныхформ знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайтепознакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».  

Алгоритм работы над темойречевой ситуации

Выявление и расширение  представлений по теме речевойситуации.

Актуализация,уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.

Составлениепредложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулированиевопросов учителю, одноклассникам.

Конструированиедиалогов, участие в диалогах по теме ситуации.

Выборатрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры,его вариативности. 

Моделированиеречевой ситуации.

Составлениеустного текста (диалогического или несложного монологического) по темеситуации. 

 

 

 

 

III. Тематическоепланирование.

 

№ п/п

Наименование раздела

Часы учебного времени

1.

Я дома. Формирование ответственного отношения к учению, понимание значения нравственно-волевого усилия в выполнении учебных обязанностей.

 

21час

2.

Я в мире природы. Воспитание бережного отношения к природе.

 

18 часов

3.

Мы писатели.  Восприятие русского языка как явления национальной культуры.

 

8 часов

4.

Я за порогом дома.  Формирование  ценности здорового и безопасного образа жизни.

23 часа

5.

Играем в сказку. Формирование уважительного отношения к родному языку, истории, культуре своего народа, к основам культурного наследия народов России.

 

 

10  часов

6.

Я и мои товарищи.  Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.

10 часов

Итого:

95 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование.

№ урока, занятия

Наименование

разделов и тем

Кол-во часов

Дата

Стр. учебника

Примечание

1 триместр

Я дома .

1

«Делимся новостями Упражнения на активизацию словаря.  Формирование ответственного отношения к учению, понимание значения нравственно-волевого усилия в выполнении учебных обязанностей.

1

02.09.2021

5

 

1.       

«Делимся новостями Составление предложений по картине.

1

03.09.2021

6

 

2.       

«Делимся новостями Составление устного рассказа по плану.

1

06.09.2021

7

 

3.       

Обобщение по теме: «Делимся новостями .

1

09.09.2021

8-9

 

4.       

«Я выбираю книгу». Упражнения на активизацию словаря.

1

10.09.2021

11

 

5.       

«Я выбираю книгу». Составление предложений по опорным словам..

1

13.09.2021

12-13

 

6.       

«Я выбираю книгу». Составление устного рассказа по картине.

1

16.09.2021

14

 

7.       

Моя любимая книга.  Восприятие русского языка как явления национальной культуры.

 

 

2

17.09.2021

20.09.2021

 

 

8.       

Обобщение по теме: «Я выбираю книгу».

1

23.09.2021

11-14

 

Играем в сказку.

9.       

Знакомство со сказкой «Петушок — Золотой гребешок».

1

24.09.2021

17

 

10.   

Упражнения на активизацию словаря.  Формирование уважительного отношения к родному языку, истории, культуре своего народа, к основам культурного наследия народов России.  

1

27.09.2021

 

 

11.   

Составление предложений.

2

30.09.2021

01.10.2021

18

 

12.   

Инсценировка сказки «Петушок золотой гребешок»

2

11.10.2021

14.10.2021

 

19-21

 

13.   

Мои любимые сказки.

3

15.10.2021

18.10.2021

21.10.2021

 

 

14.   

Обобщение по теме: Петушок –Золотой гребешок».

1

22.10.2021

17-21

 

Мы писатели.

15.   

Сочиняем сказку.

Упражнения на активизацию словаря.  Восприятие русского языка как явления национальной культуры.

1

25.10.2021

23

 

16.   

Сочиняем сказку

Составление предложений.

2

28.10.2021

29.10.2020

24

 

17.   

Я пишу свою сказку.

Собеседование по итогам 1 триместра.

2

01.11.2021

08.11.2021

 

24-27

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

18.   

Я пишу свою сказку.

2

11.11.2021

12.11.2021

24-27

 

 

                                                                         2 триместр

19.   

Сказка ложь, да в ней намек.

1

22.11.2021

23-27

 

20.   

Викторина по сказкам.

1

25.11.2021

 

 

 

21.   

Обобщение по теме Сочиняем сказку.

1

26.11.2021

 

 

Я дома.

22.   

«У телевизора». Упражнения на активизацию словаря.  

1

29.11.2021

 

27

 

23.   

У телевизора.

Составление предложений по теме. Осознание языка как основного средства человеческого общения.

2

02.12.2021

03.12.2021

29

 

24.   

У телевизора. Полезные и вредные телепередачи.

1

06.12.2021

27-30

 

25.   

Составление  телевизионной программы.

2

09.12.2021

10.12.2021

 

 

 

26.   

Мои любимые передачи.

1

13.12.2021

 

 

27.   

Детские познавательные передачи. Формирование уважительного отношения к родному языку, истории, культуре своего народа, к основам культурного наследия народов России.

3

16.12.2021

17.12.2021

20.12.2021

 

 

28.   

Обобщение по теме: У телевизора.  

1

23.12.2021

27-32

 

Я за порогом дома.

29.   

Я — помощник. Упражнения на активизацию словаря.  

1

 

24.12.2021

 

35

 

30.   

Знаки помощники. Уточнение и расширение представлений по теме. Формирование  ценности здорового и безопасного образа жизни.

1

27.12.2021

 

35-36

 

31.   

Правила дорожного движения достойны уважения.

2

30.12.2021

10.01.2022

 

36-39

 

32.   

Обобщение по теме Знаки-помощники.

1

 13.01.2022

35-39

 

В мире природы.

33.   

В гостях у леса. Уточнение и расширение представлений по теме.  

1

 

14.01.2022

 

42

 

34.   

В гостях у леса. Активизация словаря.  Воспитание бережного отношения к природе.

 

2

17.01.2022

20.01.2022

 

43

 

35.   

В гостях у леса. Составление предложений по картинкам.

2

21.01.2022

24.01.2022

 

44

 

36.   

В гостях у леса. Составление рассказа по частям.

2

27.01.2022

28.01.2022

45

 

37.   

Пословицы и поговорки о природе.

3

31.01.2022

03.02.2022

04.02.2022

 

 

38.   

Стихи, рассказы, сказки о природе.

1

07.02.2022

 

 

39.   

Собеседование по итогам 2 триместра.

1

10.02.2022

 

 

40.   

Стихи, рассказы, сказки о природе.  

2

11.02.2022

14.02.2022

 

 

41.   

Лесные загадки.

 

1

17.02.2022

 

 

 

42.   

Обобщение по теме В гостях у леса.

1

18.02.2022

42-45

 

 

                                                                 

                                                              3 триместр

Я и мои товарищи.

43.   

Задушевный разговор. Рассматривание картинки, обсуждение первых впечатлений.  

3

28.02.2022

03.03.2022

04.03.2022

47

 

44.   

Задушевный разговор. Составление предложений по картинке. Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.

2

10.03.2022

11.03.2022

48

 

45.   

Слушание и обсуждение рассказа В.Осеевой Волшебное слово.

2

14.03.2022

17.03.2022

48-49

 

46.   

Игра Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу.

2

18.03.2022

21.03.2022

 

 

47.   

Обобщение по теме Задушевный разговор.  

1

24.03.2022

47-51

 

Я за порогом дома.

48.   

Приглашение. Уточнение и расширение представлений по теме.  

1

25.03.2022

53

 

49.   

Приглашение. Упражнения на активизацию словаря. Формирование  ценности здорового и безопасного образа жизни.

2

28.03.2022

31.03.2022

 

54

 

50.   

Приглашение. Составление устного рассказа по картине.

2

01.04.2022

11.04.2022

 

 

51.   

Составление приглашений.

3

14.04.2022

15.04.2022

18.04.2022

54-55

 

52.   

Обобщение по теме Составление приглашений

1

21.04.2022

55-57

 

53.   

Поздравляю. Уточнение и расширение представлений по теме.

2

22.04.2022

25.04.2022

 

59

 

54.   

Поздравляю. Упражнения на активизацию словаря.  

2

28.04.2022

29.04.2022

60

 

55.   

Поздравляю. Составление предложений по картинкам. Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.

2

05.05.2022

06.05.2022

 

 

56.   

Поздравляю. Составление устного рассказа.

2

12.05.2022

13.05.2022

 

 

57.   

Собеседование по итогам года.

1

16.05.2022

 

 

58.   

Составление поздравлений к празднику.

3

19.05.2022

20.05.2022

23.05.2022

61

 

59.   

Обобщение по теме Поздравляю.  

2

26.05.2022

27.05.2022

 

59-63

 

 

    

    

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет