X-PDF

Рабочая программа по родной литературе 10 класс

Поделиться статьей

Рабочая программаразработана на основе примерной рабочей программы по родной литературе О. М. Александровой, О. В. Загоровской, С. И. Богданова и др. – М.: Просвещение, 2018.

Рабочая программа, согласно учебномуплану, рассчитана на 17 часов в год (0,5 часа в неделю).

При реализации рабочей используетсяучебник: Родная русская литература, 10класс О.М. Александрова, М.А. Аристова, Н.В. Беляева / 10 класс МоскваПросвещение

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

– формирование российской идентичности,способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме,чувство причастности к историко- культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

       уважение к своему народу,чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящеемногонационального народа России, уважениек государственным символам(герб, флаг, гимн);

            формирование уваженияк русскому языку как государственному языку РоссийскойФедерации, являющемуся основой российской идентичности и главным факторомнационального самоопределения;

              гражданственность,гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права иобязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические идемократические ценности, готового к участиюв общественной жизни;

            признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека,которые принадлежат каждому отрождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласнообщепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая иполитическая грамотность;

    мировоззрение, соответствующее современному уровню развитиянауки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а такжеразличных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

             ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив,инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строитьжизненные планы;

            готовностьи способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой иответственной деятельности;

–готовность и способность обучающихся котстаиванию личного достоинства, собственного мнения,готовность и способность вырабатывать собственную позициюпо отношению к общественно-политическим событиямпрошлого и настоящего на основе осознанияи осмысления истории,духовных ценностей и достижений нашей страны;

            готовностьи способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческимиценностями и идеалами гражданского общества;

   готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,на протяжении всей жизни; сознательное отношение кнепрерывному образованию как условиюуспешной профессиональной и общественной деятельности;

   приверженность идеям интернационализма, дружбы,равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношенияк национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

    готовность обучающихсяпротивостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

             нравственное сознаниеи поведение на основе усвоенияобщечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведенияв поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другимилюдьми, достигать в нем взаимопонимания, находитьобщие цели и сотрудничать для ихдостижения;

    принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

      способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям;

             формированиевыраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознанияи поведения на основе усвоенияобщечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

            развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и другихвидах деятельности;

   бережное отношения к родной земле,природным богатствам России и ми- ра; пониманиевлияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, нетерпимое отношение кдействиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивныеуниверсальные учебные действия

 Выпускникнаучится:

            самостоятельноопределять цели, задавать параметры и критерии, по которым можноопределить, что цель достигнута;

           оценивать возможныепоследствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики иморали;

             ставить иформулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

       оценивать ресурсы,в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной2цели;

            выбиратьпуть достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные инематериальные затраты;

            организовыватьэффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

             сопоставлятьполученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательныеуниверсальные учебные действия

Выпускник научится:

        искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационныйпоиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

            критически оцениватьи интерпретировать информацию с разных позиций,распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

           использоватьразличные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

            находить и приводить критические аргументы в отношениидействий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношениисобственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

           выходитьза рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностейдля широкого переноса средств и способов действия;

              выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитываяограничения со стороныдругих участников и ресурсные ограничения;

–менятьи удерживать разныепозиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальныеучебные действия

Выпускник научится:

   осуществлять деловую коммуникацию каксо сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);

       подбирать партнеровдля деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

      при осуществлении групповойработы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

   координировать и выполнять работув условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

   развернуто, логично и точно излагать свою точку зренияс использованием

адекватных (устных и письменных) языковых средств;

           распознавать конфликтные ситуации и предотвращать конфликты до их активнойфазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

 

ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

Выпускник на базовом уровне научится:

              демонстрироватьзнание произведений родной литературы (русской), приводя примеры двух или болеетекстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

              пониматьзначимость чтения на родном языке (русском) и изучения родной литературы (русской) для своегодальнейшего развития; осознавать потребность всистематическом чтении как средстве познаниямира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

               осознаватьродную литературу (русскую) как одну из основных национально- культурных ценностей народа,как особого способа познания жизни;

                обеспечению культурной самоидентификации, осознанию коммуникативно- эстетических возможностей родногоязыка (русского) на основе изучениявыдающихся произведений культурысвоего народа;

                  навыкам пониманиялитературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции;

            в устнойи письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

                                       обосновыватьвыбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так иего проблематику (содержащиеся в нем смыслыи подтексты);

                                    использовать для раскрытия тезисовсвоего высказывания указаниена фрагменты произведения, носящие проблемный характери требующие анализа;

                                      давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделятьдве (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействиеи взаимовлияние, в итоге раскрывая сложностьхудожественного мира произведения;

                                   анализироватьжанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения:места и времени действия, способыизображения действия и его развития,способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

                                     определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественномпроизведении (включая переносные и коннотативные значения), оцениватьих художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловойнаполненности, эстетической значимости;

                                         анализировать авторскийвыбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствуетформированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя(например, выбор определенного зачина и концовкипроизведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытымфиналом);

                                   анализироватьслучаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличатьто, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм,аллегория, гипербола и т.п.);

       осуществлять следующую продуктивную деятельность:

    давать развернутые ответы навопросы об изучаемом на уроке произведении илисоздавать небольшие рецензиина самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостноевосприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения клитературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

                                       выполнять проектныеработы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Выпускник на базовом уровнеполучит возможность научиться:

     давать историко-культурныйкомментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);

     анализировать художественное произведение в сочетаниивоплощения в нем объективных законовлитературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

   анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областямигуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

   анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая,как интерпретируется исходный текст.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)

 

Раздел I.Проблемно-тематический блок «Личность» 3 часа:

И.С.Тургенев. Рассказ «Гамлет Щигровского уезда». Тема «лишнегочеловека».

Ф.М. Достоевский. Роман «Подросток».Судьба и облик главного героя романа – Аркадия Макаровича Долгорукого.

Раздел II.Проблемно-тематический блок «Личностьи семья»: 8 часов

А.Н.Островский. Комедия «ЖенитьбаБальзаминова» («За чем пойдѐшь, то и найдѐшь»). Своеобразие конфликта и система образов в комедии.

И.С.Тургенев. «Первая любовь». Душевныепереживания юного героя.Неразрешимое столкновение с драматизмом и жертвенностью взрослой любви.М.Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы». Роман-хроника помещичьего быта.

А.В. Сухово-Кобылин. «СвадьбаКречинского». Семейные и родственные отношения в комедии.

Л.Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича».Место человека в семье и обществе. А.П. Чехов. Рассказы «Любовь», «Душечка»,  «П5опрыгунья»,  драма «Три сестры».

Мужчина и женщина, любовьи доверие в жизничеловека; поколения и традиции.

Раздел III.Проблемно-тематический блок «Личность общество государство»3 часа:

И.С.Тургенев. «Рудин». Картина общественно-политической жизни в романе.Н.Г.Чернышевский.

«Русский человек на rendez-vous».История отношений Тургенева и Чернышевского:столкновение двух мировоззрений.

Д.В. Григорович. «Гуттаперчевыймальчик»: влияние социальной среды на личностьчеловека.

Раздел IV.Проблемно-тематический блок «Личность – природа – цивилизация» 2 часа: И.А. Гончаров. Очерки «Фрегат «Паллада»(фрагменты). Изображение жизни, занятий, чертхарактера коренных народов Сибири, их нравственной чистоты. Контактыразных      слоев русского населенияСибири с местными

жителями.«Русский» путь цивилизации края, его отличие отевропейского. В.М.Гаршин. «Красныйцветок». Отражение сущности современного автору общества в рассказе.

Раздел V.Проблемно-тематический блок «Личность – история – современность» 1 час: Н.С. Лесков. Рассказ «Однодум». «Праведник» какнациональный русский тип. Влияние христианских заповедей на становление характерагероя рассказа.

Г.И. Успенский. Особенности творчества.Эссе «Выпрямила». Рассказ «Пятница». Рассуждения о смыслесуществования человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

С УЧЁТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

№ п/п

Тема

Количество часов

I

Раздел I. Проблемно-тематический блок «Личность»

Раздел II. Проблемно-тематический блок «Личность и семья»

Раздел III. Проблемно-тематический блок «Личность – общество – государство»

Раздел IV. Проблемно-тематический блок «Личность природа цивилизация»

Раздел V. Проблемно-тематический блок «Личность история современность»

3

II

8

III

3

IV

2

V

1

ИТОГО

17

 

 


 

Рабочая программа по русскому языку для 9класса составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

1. Федерального закона от 29.12.2012 №273- ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации».

2. Приказ Минобрнауки России от17.05.2012 № 413 «Об утверждении ивведении в действие федерального государственного образовательного стандартасреднего общего образования» (с изменениями идополнениями).

3. ПостановлениеГлавного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания иобучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.

4. Приказа министерства просвещения РФ от28.12.2018 №345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованныхк использованию при реализации имеющих государственную аккредитациюобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общегообразования».

5. Положения о структуре, порядкеразработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (модулей)групповых занятий МАОУ СОШ с.Томичи (протокол № 11 педагогического совета от28.05.2021 г).

6. Основной образовательной программы среднегообщего образования МОАУ СОШ с.Томичи на 2020 – 2022 годы.

7. Учебного плана МОАУ СОШ с.Томичи на2021-2022 учебный год.

 

Рабочаяпрограмма согласно учебному плану рассчитана на 18 часов в год (0,5 часов внеделю).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностныерезультаты:

 –формирование российской идентичности, способности к осознанию российскойидентичности в поликультурном социуме, чувство причастности кисторико-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм,готовность к служению Отечеству, его защите;

–  уважение  к  своему  народу,  чувство ответственности  перед  Родиной,

гордостиза свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народаРоссии, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

–формирование уважения к русскому языку как государственному языку РоссийскойФедерации, являющемуся основой российской идентичности и главным факторомнационального самоопределения;

–гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного членароссийского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционныенациональные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,готового к участию в общественной жизни;

–признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежаткаждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод безнарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права исвободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормаммеждународного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации,правовая и политическая грамотность;

–мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки иобщественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных формобщественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

–ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив,инициативность, креативность, готовность и способность к личностномусамоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

–готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь впроцессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

–готовностьи способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственногомнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношениюк общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания иосмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

–готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию всоответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

–готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,

напротяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию какусловию успешной профессиональной и общественной деятельности;

–приверженность  идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощинародов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей,их чувствам, религиозным убеждениям;

–готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

–нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческихценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовностии способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

–принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательноеотношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

 –способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям;

–формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числеспособности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения наоснове усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,справедливости, милосердия и дружелюбия);

–развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,проектной и других видах деятельности;

–бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной исоциальной среды,  нетерпимое отношение к действиям, приносящим вредэкологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.

Метапредметныерезультаты

Метапредметныерезультаты освоения программы представлены тремя группами универсальных учебныхдействий (УУД).

Регулятивныеуниверсальные учебные действия

Обучающийся научится:

–самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можноопределить, что цель достигнута;

–оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики иморали;

–ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности ижизненных ситуациях;

–  оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,

необходимыедля достижения поставленной цели;

–выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

–организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достиженияпоставленной цели;

Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

–сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательныеуниверсальные учебные действия

Обучающийсянаучится:

–  искать и  находить  обобщенные способы решения задач, в том числе,осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые(учебные и познавательные) задачи;

–критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

–использовать различные модельно-схематические средства для представлениясущественных связей и отношений, а также противоречий, выявленных винформационных источниках;

–находить и приводить критические аргументы в отношении действий и сужденийдругого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношениисобственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

–выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поисквозможностей для широкого переноса средств и способов действия;

–выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения состороны других участников и ресурсные ограничения;

–менятьи удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативныеуниверсальные учебные действия

Обучающийсянаучится:

–осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (каквнутри образовательной организации, так и за ее пределами);

– подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображенийрезультативности взаимодействия, а не личных симпатий;

– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом командыв разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт ит.д.);

–координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и

комбинированноговзаимодействия;

–развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованиемадекватных (устных и письменных) языковых средств;

–распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активнойфазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностныхоценочных суждений.

Предметныерезультаты

Обучающийсяна базовом уровне научится:

–демонстрировать знание произведений родной литературы (русской), приводяпримеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

 –понимать значимость чтения на родном языке (русском) и изучения роднойлитературы (русской) для своего дальнейшего развития; осознавать потребность всистематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

 –осознавать родную литературу (русскую) как одну из основныхнационально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

 –обеспечению культурной самоидентификации, осознанию коммуникативно-эстетическихвозможностей родного языка (русского) на основе изучения выдающихсяпроизведений культуры своего народа;

 – навыкам понимания литературных художественных произведений, отражающих разныеэтнокультурные традиции;

– вустной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, аименно:

·        обосновывать выбор художественного произведения для анализа,

приводяв качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику(содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

·        использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указаниена фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

·        давать объективное изложение текста: характеризуя произведение,

выделятьдве (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие входе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложностьхудожественного мира произведения;

·        анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрыватьособенности развития и связей элементов художественного мира произведения:места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способывведения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

·        определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых вхудожественном произведении (включая переносные и коннотативные значения),оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны,эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

·        анализировать авторский выбор определенных композиционныхрешений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязьопределенных частей текста способствует формированию его общей структуры иобусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выборопределенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой илитрагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

·        анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автораи/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что внем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола ит.п.);

–  осуществлять следующую продуктивную деятельность:

·        давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на урокепроизведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанныепроизведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мирапроизведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению(течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

·        выполнять проектные  работы  в  сфере литературы  и  искусства, предлагать свои собственные обоснованныеинтерпретации литературных произведений.

Обучающийсяна базовом уровне получит возможность научиться:

–давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и сиспользованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, историческихдокументов и т. п.);

–анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в немобъективных законов литературного развития и субъективных черт авторскойиндивидуальности;

–анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другимиобластями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

–анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирическогопроизведения (например, кинофильм или театральную постановку; записьхудожественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, какинтерпретируется исходный текст.


 

Содержание учебного предмета«Родная литература (русская)»

Врабочей программе по учебному предмету «Родная литература (русская)» предложенмодульный принцип формирования рабочей программы: структура каждого модуляопределена логикой освоения конкретных видов читательской деятельности ипоследовательного формирования читательской компетентности, т.е. способностисамостоятельно осуществлять читательскую деятельность на незнакомом материале.Содержание рабочей программы оформляется  в проблемно-тематические блоки,обусловленные историей России, ее культурой и традициями:

·        Личность (человек перед судом своейсовести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и другой, индивидуальность и«человек толпы», становление личности: детство, отрочество, первая любовь;судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и Высшиеначала).

И.С.Тургенев.Рассказ «Гамлет Щигровского уезда». Тема «лишнего человека».

·        Личность и семья (место человека всемье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина, женщина, ребенок,старик в семье; любовь и доверие в жизни человека, их ценность; поколения,традиции, культура повседневности).

Н.Островский.Комедия «Женитьба Бальзаминова» («За чем пойдёшь, то  и найдёшь»).Своеобразие конфликта и система образов в комедии.

А.В.Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречинского». Семейные и родственные отношения вкомедии.

Л.Н.Толстой. «Смерть Ивана Ильича». Место человека в семье и обществе.

А.П.Чехов. Рассказы «Любовь», «Душечка», «Попрыгунья», драма  «Три сестры».

Мужчинаи женщина, любовь и доверие в жизни человека;  поколения и традиции.

·        Личность –  общество  –  государство (влияние социальной среды на личность человека; человек и государственнаясистема; гражданственность и патриотизм; интересы личности, интересыбольшинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и государственныезаконы; жизнь и идеология).

И.С.Тургенев.«Рудин». Картина общественно-политической жизни в романе.

Н.Г.Чернышевский.«Русский человек на rendez-vous». История отношений Тургенева и Чернышевского:столкновение двух мировоззрений.

Личность – природа  –  цивилизация  (человек иприрода; проблемы освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти;комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы). 

И.А.Гончаров. Очерки «Фрегат «Паллада» (фрагменты). Изображение жизни, занятий,черт характера коренных народов Сибири, их нравственной чистоты. Контактыразных  слоев  русского  населения Сибири с местными жителями. «Русский» путь цивилизации края, его отличие от европейского.

В.М.Гаршин.«Красный цветок». Отражение сущности современного автору общества в рассказе

·        Личность – история – современность (времяприродное и историческое; роль личности в истории; вечное и историческиобусловленное в жизни человека и в культуре; свобода человека в условияхабсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего).

·        Н.С. Лесков. Рассказ «Однодум». «Праведник» как национальныйрусский тип. Влияние христианских заповедей на становление характера героярассказа.

Данныетематические блоки определяются, исходя из современного состояния отечественнойкультуры, нацелены на формирование восприятия русской литературы каксаморазвивающейся эстетической системы,  на получение знаний об основныхпроизведениях отечественной литературы, их общественной икультурно-исторической значимости.

 

 

 

Тематическое планирование

Родная ( русская) литература

10 класс (17 часов)

п/п

Тема урока

Скорректи-рованные

сроки прохожде-ния

Плановые

сроки

прохождения

«Личность» — 2ч.

1.

Тема «лишнего человека» в рассказе И.С.Тургенева «Гамлет Щигровского уезда».

 

2.

Приём самоиронии в рассказе И.С.Тургенева «Гамлет Щигровского уезда».

 

«Личность и семья» — 7 ч.

3

А.Н.Островский. Комедия «Женитьба Бальзаминова» ( «За чем пойдёшь, то и найдёшь»). Своеобразие конфликта и система образов в комедии.

 

4

Образ Мишеньки Бальзаминова  в комедии.

 

5

А.В.Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречинского». Драматические обстоятельства в судьбе автора в период написания комедии.

 

6

Семейные и родственные отношения в комедии «Свадьба Кречинского».

 

7

Л.Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича». Место человека в семье и обществе.

 

8

История жизни Ивана Ильича — «история самая простая и обыкновенная и самая ужасная».

 

9

Герасим в повести как образ, продолжающий галерею толстовских персонажей из народа.

 

«Личность –  общество  –  государство» — 3 ч.

10

И.С.Тургенев. «Рудин». Картина общественно-политической жизни в романе.

 

11.

Образ главного героя романа. Отзывы в критике.

 

12.

Особенности композиции, индивидуальный авторский язык в романе.

 

 «Личность –  природа  –  цивилизация» — 3ч.

13.

И.А. Гончаров. Очерки «Фрегат «Паллада» (фрагменты). Изображение жизни,  занятий,  черт  характера  коренных народов Сибири, их нравственной чистоты.

 

14.

«Русский» путь цивилизации края, его отличие от европейского в очерках «Фрегат «Паллада».

 

15

Отражение сущности современного автору общества в рассказе В.М.Гаршина «Красный цветок».

 

 «Личность – история – современность» — 2 ч

16

Н.С. Лесков. Рассказ «Однодум». «Праведник» как национальный русский тип.

 

17

Влияние  христианских заповедей на становление характера героя рассказа.

 

 

Учебно-методическоеобеспечение.

1.         Литература. 10—11 классы :рабочая программа / Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова, В. М.Шамчикова ; под ред. Б. А. Ланина. — М. : Вентана-Граф, 2017. —1142.

2. Литература: 10 класс: учебник дляучащихся общеобразовательных учреждений:./ Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред.проф. Б.А.Ланина. -М.: «Вентана-Граф», 2015.

3.         Миронова Н.А. Литература втаблицах: 5 – 11 классы (справочные материалы) М., Астрель, 2015

4.         Зинин С.А. Федеральный банкэкзаменационных материалов 2016. Литература. Экзаменационные задания. М.,Эксмо, 2018

5.         Михайлов Е.В. ЕГЭ – 2018.Литература. Сдаем без проблем. М., Эксмо, 2018

6.         Зинин С.А., Новикова Л.В.,Марьина О.Б. Литература. Типичные ошибки при выполнении заданий Единогогосударственного экзамена. М., ООО «ТИД», «Русское слово», 2018

7.         ЕГЭ. Сдаем Единыйгосударственный экзамен. Литература. 2-е издание «Дрофа» Федеральный институтпедагогических измерений. М., 2019

8.         Турьянская Б.И., ГороховскаяЛ.Н., Миллионщикова Т.М. Литература в 10 – 11 классе. Урок за уроком. В 2-хчастях М., ООО «ТИД» «Русское слово», 2018

9.         Егораева Н.В., Золотарева И.В.Поурочные разработки по русской литературе: XX век 10 – 11 класс М., ВАКО, 2016

10.       Храмцова Р.Д. Материалы курса«Анализ поэтического текста в 5 – 11 классах» (лекции) М., Педагогическийуниверситет «Первое сентября», 2015

11.     Обучающие диски Компакт-диск«Уроки литературы КиМ» (10 класс).

Компакт-диск «Уроки литературы КиМ» (11класс).

12.   Электронные наглядные пособия сприложением

(компакт-диск, слайды, методическиерекомендации) — М. :

Новый диск — ИДДК, 2000—2003.

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО учителей

русского языка и литературы

Протокол № 1

от «25»  августа  2020 года

Руководитель ШМО

__________(Е.Н. Муранова)

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________(Н.В. Лукьянова)

«  26 »  августа    2020 года

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет