Раздел1. Пояснительная записка
Рабочаяпрограмма по предмету «Русский язык» для 3 класса составлена на основе:
1) Федеральногогосударственного образовательного стандарта начального общего образования(приказ Министерства образования и науки РФ № 17785 от 6 октября 2009 г.);
2) Положения о рабочейпрограмме по предмету;
3) Примерной программыначального общего образования по русскому языку для образовательных учрежденийс русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений «Русскийязык. 1-4 классы» (УМК «Школа России»), авторы В.Г.Горецкий, В.П.Канакина;
4) Русский язык. 3 класс :учеб. для общеобразоват. учреждений в 2 ч. /В.П.Канакина, В.Г.Горецкий – М. :Просвещение, 2021;
5) Учебного плана МАОУ«Улентуйская средняя общеобразовательная школа» на 2022-2023 учебный год.
Целямиизучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
— ознакомлениеучащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основезнаково-символического воспитания и логического мышления учащихся;
— формированиекоммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи,монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочногописьма как показателя общей культуры человека.
Содержание программы представлено следующимисодержательными линиями:
система языка (основы лингвистическихзнаний): фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика(морфология и синтаксис);
— орфографияи пунктуация;
— развитиеречи.
Программа направлена на реализациюсредствами предмета «Русский язык» основных задач образовательнойобласти «Филология»:
— формированиепервоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурногопространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитиедиалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитиекоммуникативных умений;
— развитиенравственных и эстетических чувств;
— развитиеспособностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач,решение которых обеспечит достижение основных целейизучения предмета:
— развитиеречи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка всоответствии с целями, задачами и условиями общения;
— освоениепервоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
— овладениеумениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложныемонологические высказывания и письменные тексты-описания и повествованиянебольшого объема;
воспитание позитивногоэмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности ксохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса кязыку, стремления совершенствовать свою речь.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязисо всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти двапредмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучениерусского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературнымобразованием.
Местокурса в учебном плане
Всоответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитанана 170 часов в год при 5 ч. в неделю.
Для реализациипрограммного содержания используется учебное пособие: Канакина В.П., Горецкий В.Г.Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-хчастях. — М.: Просвещение, 2014.
Ценностныеориентиры содержания учебного предмета
За последние десятилетия вобществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования ипутях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итоговобразования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовкиобучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию,успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, бытьготовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынкатруда.
Ценностные ориентиры начальногообразования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказсистеме образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основнойобразовательной программы, и отражают следующие целевые установки системыначального общего образования:
- формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ иисторию, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразиикультур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям,готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышатьпартнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения сучётом позиций всех участников;
- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательногоучреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле каксобственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этическихчувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасногочерез знакомство с национальной, отечественной и мировой художественнойкультурой;
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы илюбознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организациисвоей деятельности (планированию, контролю, оценке);
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительногоотношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию,критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам идействиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости вдостижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям,представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, впределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность кинформации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализацияценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения ивоспитания, познавательного и личностного развития обучающихся наоснове формирования общих учебных умений, обобщённых способов действияобеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможностьсаморазвития обучающихся.
Предмет«Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установокначального образования: становлении основ гражданской идентичности имировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организациисвоей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младшихшкольников.
Содержание предметнаправлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативнойкомпетентности. Русский язык является для младших школьников основой всегопроцесса обучения, средством развития их мышления, воображения,интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализацииличности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно черезпосредство отечественного языка, и. наоборот, мир, окружающий дитя, отражаетсяв нем своей духовной стороной только через посредство той же средыотечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Ценностныеориентиры содержания учебного предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
ознакомлениеучащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основезнаково-символическою восприятия и логического мышления учащихся;
формированиекоммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологическойи диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма какпоказателя обшей культуры человека.
Включение регионального компонента в содержание обучениялитературному чтению: в программе предусмотрено 10% отучебного времени, с целью расширения и углубления основных базовых компонентов содержанияначального образования. Национально–региональный компонент представлен в такихразделах «Имя существительное», «Глагол»,«Слово в языке и речи» сиспользованием материалов родного края. Учащиеся получат возможностьреализовать свои проекты по изучению истории своего края: будут собиратьпословицы, поговорки, скороговорки, чистоговорки. Учащиеся будут готовитьсообщения, презентовать свои работы.