X-PDF

Рабочая программа по Русскому языку 5 класс

Поделиться статьей

Рабочая программа разработана наоснове примерно программе по русскому языку. Рабочие программы. Предметнаялиния учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой. 5-9классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений, — М.: Просвещение,2012.

Рабочаяпрограмма, согласно учебному плану, рассчитана на 170 часов в год (5 часов внеделю, из них диктантов — 3, тестовых – 6; практических – 10, словарныхдиктантов – 10, сочинений – 8, изложений – 11, итоговых тестирований -1).

При реализациирабочей используется учебник: Русский язык. 5 класс. В 2 частях: учебник дляобщеобразовательных организаций / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. — М.:Просвещение, 2016.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 (УЧЕБНОГО КУРСА, УЧЕБНОГОМОДУЛЯ)

5 класс (170 часов)

Раздел I.  Язык и общение (2ч)

 Язык и человек. Общениеустное и письменное. РР. Стили речи.

Раздел II. Вспоминаем, повторяем, изучаем  (20ч)

Звуки и буквы.Произношение и правописание. Орфограмма. Правописание проверяемых безударныхгласных в корне слова. Правописание проверяемых согласных в корне слова.

Правописаниенепроизносимых согласных в корне слова. Буквы И, У, А после шипящих.

Разделительные ъ иъ. Раздельное написание предлогов с другими словами. Диктант«Правописание корней». Анализ диктанта. РР. Что мы знаем о тексте.

РР. Написание обучающегоизложения (по тексту Г. Скребицкого) и его анализ. Части речи. Глагол. -Тсяи-тьсявглаголах. Личные окончания глаголов. Тема текста. Имя существительное. Имяприлагательное. РР. Написание сочинения по картине А. Пластова «Летом» и егоанализ. Диктант с грамматическим заданием по разделу «Вспоминаем, повторяем,изучаем». Анализ диктанта. Основная мысль текста.

Раздел III. Синтаксис. Пунктуация.Культура речи  (30ч)

Синтаксис. Пунктуация.Словосочетание. Разбор словосочетания. Предложение.

РР. Написание сжатогоизложения по тексту В. Катаева и его анализ. Виды предложений по целивысказывания. Восклицательные предложения. Члены предложения. Главные членыпредложения. Подлежащее. Сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.Нераспространѐнные и распространѐнные предложения. РР. Устный анализ темсочинений. Написание сочинения на тему по выбору. Второстепенные членыпредложения. РР. Анализ сочинения. Устный отзыв о сочинении. Дополнение.Определение. Обстоятельство. Предложения с однородными членами. Знакипрепинания в предложениях с однородными членами. Предложения с обращениями. РР.Письмо. Синтаксический разбор простого предложения. РР. Написание сочинения покартине Ф. Решетникова «Мальчишки» и его анализ сочинения. Пунктуационныйразбор простого предложения. Простые и сложные предложения. Синтаксический разборсложного предложения. РР. Прямая речь. РР. Диалог. Повторение по разделу«Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». Диктант по разделу «Синтаксис.Пунктуация. Культура речи». Анализ диктанта.

Раздел IV Фонетика. Орфоэпия.Графика. Орфография. Культура речи.  (14ч) Фонетика. Гласные звуки. Согласные звуки. Изменение звуков впотоке речи. Согласные твѐрдые и мягкие. РР. Повествование. РР. Написаниеизложения по тексту К. Паустовского «Шкатулка» и его анализ. Согласные звонкиеи глухие. Графика. Алфавит. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкогознака. Двойная роль букв е, ѐ, ю, я. Орфоэпия. Фонетический разборслова. Повторение раздела «Фонетика». Тестирование по разделу «Фонетика». РР.Описание предмета. РР. Написание сочинения – описания предмета.

Раздел V Лексика. Культура речи. (8ч)

РР. Анализ сочинения.Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое ипереносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. РР. Написание изложения«Первый снег».

Раздел VI Морфемика. Орфография.Культура речи (21 ч).

Морфема — наименьшаязначимая часть слова. Изменение и образование слов. Окончание. Основа слова.Корень слова. Суффикс. РР. Рассуждение. РР. Написание сочинения по личнымвпечатлениям в форме письма и его анализ. Приставка. Чередование звуков. Беглыегласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слова. РР. Написание выборочногоизложения с изменением лица «Последний лист орешника» и его анализ.Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы з и снаконце приставок. Буквы а — о в корне -лаг-, -лож-. Буквы а — о в корне -раст-,-рос-, -ращ-. Буквы ѐ — о после шипящих в корне. Буквы и — ы после ц.Повторение пройденного в разделе «Морфемика». Тестирование по разделу«Морфемика».

Раздел VII. Морфология.

Имя существительное. (20ч) Имя существительное как часть речи. РР.Доказательства в рассуждении. Имена существительные одушевлѐнные инеодушевлѐнные. Имена существительные собственные и нарицательные. Большаябуква в именах собственных. Род имѐн существительных. Имена существительные, которыеимеют форму только множественного числа. Имена существительные, которые имеютформу только единственного числа. Три склонения имѐн существительных. РР.Написание сжатого изложения «Перо и чернильница». Падеж имѐн существительных.РР. Анализ изложения. Правописание гласных в падежных окончанияхсуществительных в единственном числе. Правописание гласных в падежныхокончаниях существительных в единственном числе. Множественное число имѐнсуществительных. Нормы употребления существительных во множественном числе.Правописание о е после шипящих и ц в окончанияхсуществительных. Морфологический разбор имени существительного. Повторениепройденного материала в разделе «Имя существительное». Контрольный диктант сграмматическим заданием по теме «Имя существительное». Анализ диктанта. РР.Подготовка к сочинению. РР. Написание сочинения по картине Г. Нисского«Февраль. Подмосковье».

Имя прилагательное. (13ч)

Имя прилагательное какчасть речи. Роль имѐн прилагательных в тексте. Правописание гласных в падежныхокончаниях прилагательных. РР. Описание животного.

РР. Написание сочинения –описания животного и его анализ. Устный отзыв о сочинении. Прилагательныеполные и краткие. Синтаксическая роль кратких имѐн прилагательных.Морфологический разбор имени прилагательного. Повторение пройденного по теме«Имя прилагательное». Подготовка к диктанту. Итоговый мониторинг. Диктант закурс 5 класса.

Глагол. (35ч)

Глагол как часть речи. Нес глаголами. РР. Рассказ. Неопределѐнная форма глагола. Правописание -тся и-ться в глаголах. Виды глагола. Буквы е — и в корнях с чередованием. Словарныйдиктант с самопроверкой «Правописание корней с чередованием». РР. Невыдуманныйрассказ (о себе). РР. Написание сочинения – рассказа «Как я однажды». РР.Анализ сочинения. Время глагола. Прошедшее время. Настоящее время. Будущеевремя. Спряжение глагола. Как определить спряжение глагола с безударным личнымокончанием. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Тестирование ссамопроверкой «Спряжение глагола». Морфологический разбор глагола. РР.Подготовка к изложению.

РР. Написание сжатогоизложения с изменением лица «Шоколадный торт». РР. Анализ изложения. Мягкийзнак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа.

Употребление времѐн.Употребление «живописного настоящего» в повествовании. Повторение пройденногопо теме «Глагол». Диктант и его анализ с грамматическим заданием по теме«Глагол». Написания сочинения – рассказа по рисунку «Не взяли на рыбалку».

Раздел VIII. Повторениеи систематизация изученного.  (7ч)


 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА(УЧЕБНОГО КУРСА, УЧЕБНОГО  МОДУЛЯ)

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результатыосвоения Примерной рабочей программы по русскому языку основного общегообразования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельностив соответствии с традиционными российскими социокультурными идуховно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормамиповедения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,формирования внутренней позиции личности.

Личностныерезультаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку для основногообщего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоватьсясистемой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на еёоснове и в процессе реализации основных направлений воспитательнойдеятельности, в том числе в части:

Гражданскоговоспитания:

готовность квыполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свободи законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в томчисле в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях,написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представлениеоб основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах иправилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональномобществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературныхпроизведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразнойсовместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарнойдеятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).

Патриотическоговоспитания:

осознаниероссийской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональномобществе, понимание роли русского языка как государственного языка РоссийскойФедерации и языка межнационального общения народов России; проявление интересак познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуресвоего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»;ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, кнауке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числеотражённым в художественных произведениях; уважение к символам России,государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам,традициям разных народов, проживающих в родной стране.

Духовно-нравственноговоспитания:

ориентация наморальные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовностьоценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а такжеповедение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых нормс учётомосознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;свобода и ответственностьличности в условиях индивидуального иобщественного пространства.

Эстетическоговоспитания:

восприимчивостьк разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важностихудожественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознаниеважности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; пониманиеценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурныхтрадиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видахискусства.

Физическоговоспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценностижизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственноеотношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровоепитание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий иотдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятиевредных привычек (употреб­ление алкоголя, наркотиков, курение) и иных формвреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности,в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессешкольного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовымситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в томчисле осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умениепринимать себя и других, не осуждая;

умениеосознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в томчисле опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русскомязыке; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку итакого же права другого человека.

Трудовоговоспитания:

установка наактивное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города,края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес кпрактическому изучению профессий и труда ­раз­личного рода, в том числе наоснове применения изучае­мого предметного знания и ознакомления с деятельностьюфилологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовойдеятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траекторииобразования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов ипотребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.

Экологическоговоспитания:

ориентация наприменение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач вобласти окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможныхпоследствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точкузрения на экологические проблемы;

повышениеуровня экологической культуры, осознание глобального характера экологическихпроблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающейсреде, в том числе сформированное при знакомстве с литературнымипроизведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятиедействий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданинаи потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальнойсред; готовность к участию в практической деятельности экологическойнаправленности.

Ценностинаучного познания:

ориентация вдеятельности на современную систему научных представлений об основныхзакономерностях развития чело­века, природы и общества, взаимосвязях человека сприродной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладениеязыковой и читательской культурой, навыками ­чтения как средства познания мира;овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом спецификишкольного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений,поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального иколлективного благо­получия.

Адаптацииобучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоениеобучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правилобщественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включаясемью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также врамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

потребность вовзаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровнясвоей компетентности через практическую деятельность, в том числе умениеучиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыкии компетенции из опыта других; необходимость в формировании новых знаний,умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах иявлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знанийи компетенций, планирование своего развития; умение оперировать основнымипонятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивогоразвития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики,оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целейи преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способностьосознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и ихпоследствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; восприниматьстрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса,корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать рискии последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейсяситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

1. Овладениеуниверсальными учебными познавательными действиями

Базовыелогические действия:

выявлять ихарактеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений ипроцессов;

устанавливатьсущественный признак классификации языковых единиц (явлений), основания дляобобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковыеединицы по существенному признаку;

выявлять закономерностии противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагатькритерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлятьдефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи;

выявлятьпричинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы сиспользованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений поаналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельновыбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов,разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальныйвариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.

Базовыеисследовательские действия:

использоватьвопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулироватьвопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состояниемситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формироватьгипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументироватьсвою позицию, мнение;

составлятьалгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить посамостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлениюособенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостейобъектов между собой;

оценивать наприменимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистическогоисследования (эксперимента);

самостоятельноформулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов иобобщений;

прогнозироватьвозможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичныхили сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новыхусловиях и контекстах.

Работа синформацией:

применятьразличные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётомпредложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать,анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,представленную в текстах, таб­лицах, схемах;

использоватьразличные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрениядостоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоениянеобходимой информации с целью решения учебных задач;

использоватьсмысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации изодного или нескольких источников с учётом поставленных целей;

находитьсходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию)в различных информационных источниках;

самостоятельновыбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация,таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оцениватьнадёжность информации по критериям, пред­ложенным учителем или сформулированнымсамостоятельно;

эффективнозапоминать и систематизировать информацию.

2. Овладениеуниверсальными учебными коммуникативными действиями

Общение:

воспринимать иформулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целямиобщения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устноймонологической речи и в письменных текстах;

распознаватьневербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

знать ираспознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вестипереговоры;

пониматьнамерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректнойформе формулировать свои возражения;

в ходе диалога/дискуссиизадавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные нарешение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлятьсвои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие исходство позиций;

публичнопредставлять результаты проведённого языкового анализа, выполненноголингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельновыбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностейаудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты сиспользованием иллюстративного материала.

Совместнаядеятельность:

понимать ииспользовать преимущества командной и ин­дивидуальной работы при решенииконкретной проблемы, ­обосновывать необходимость применения групповых форм ­взаимодействияпри решении поставленной задачи;

принимать цельсовместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совмест­нойработы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовностьруководить, выполнять поручения, подчиняться;

планироватьорганизацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений ивозможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членамикоманды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,«мозговой штурм» и иные);

выполнять своючасть работы, достигать качественный результат по своему направлению икоординировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качествосвоего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированнымучастниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вкладкаждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственностии проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.

3. Овладениеуниверсальными учебными регулятивными действиями

Самоорганизация:

выявлятьпроблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироватьсяв различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения вгруппе, принятие решения группой);

самостоятельносоставлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решенияучебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельносоставлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

делать выбор ибрать ответственность за решение.

Самоконтроль:

владеть разнымиспособами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

даватьадекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

предвидетьтрудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптироватьрешение к меняющимся обстоятельствам;

объяснятьпричины достижения (недостижения) результата дея­тельности; понимать причиныкоммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённомуречевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условийобщения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения.

Эмоциональныйинтеллект:

развиватьспособность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять ианализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека,анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.

Принятие себя идругих:

осознанноотноситься к другому человеку и его мнению;

признавать своёи чужое право на ошибку;

принимать себяи других, не осуждая;

проявлятьоткрытость;

осознаватьневозможность контролировать всё вокруг.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Общие сведения о языке

Осознаватьбогатство и выразительность русского языка, приводить примеры,свидетельствующие об этом.

Знать основныеразделы лингвистики, основные единицы языка и речи (звук, морфема, слово,словосочетание, предложение).

Язык и речь

Характеризоватьразличия между устной и письменной речью, диалогом и монологом, учитыватьособенности видов речевой деятельности при решении практико-ориентированныхучебных задач и в повседневной жизни.

Создаватьустные монологические высказывания объёмом не менее 5 предложений наоснове жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной инаучно-популярной литературы.

Участвовать вдиалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и в диалоге/полилоге наоснове жизненных наблюдений объёмом не менее 3 реплик.

Владетьразличными видами аудирования: выборочным, ­ознакомительным, детальным —научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типовречи.

Владетьразличными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.

Устнопересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 100 слов.

Пониматьсодержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстовразличных функционально-смысловых типов речи объёмом не менее 150 слов: устно иписьменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы посодержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в письменнойформе содержание исходного текста (для подробного изложения объём исходноготекста должен составлять не менее 100 слов; для сжатого изложения — не менее110 слов).

Осуществлятьвыбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темойи коммуникативным замыслом.

Соблюдать написьме нормы современного русского литературного языка, в том числе во времясписывания текста объёмом 90—100 слов; словарного диктанта объёмом 15—20 слов;диктанта на основе связного текста объёмом 90—100 слов, составленного с учётомранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные втечение первого года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыминаписаниями); уметь пользоваться разными видами лексических словарей; соблюдатьв устной речи и на письме правила речевого этикета.

Текст

Распознаватьосновные признаки текста; членить текст на композиционно-смысловые части(абзацы); распознавать средства связи предложений и частей текста (формы слова,однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова);применять эти знания при создании собственного текста (устного и письменного).

Проводитьсмысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количествомикротем и абзацев.

Характеризоватьтекст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главноймысли, грамматической связи предложений, цельности и относительнойзаконченности); с точки зрения его принадлежности к функ­ционально-смысловомутипу речи.

Использоватьзнание основных признаков текста, особенностей функционально-смысловых типовречи, функциональных разновидностей языка в практике создания текста (в рамкахизученного).

Применятьзнание основных признаков текста (повествование) в практике его создания.

Создаватьтексты-повествования с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опоройна сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 3 и болеепредложений; классные сочинения объёмом не менее 70 слов).

Восстанавливатьдеформированный текст; осуществлять корректировку восстановленного текста сопорой на образец. 

Владетьумениями информационной переработки прослушанного и прочитанногонаучно-учебного, художественного и научно-популярного текстов: составлять план(простой, сложный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста вустной и письменной форме; передавать содержание текста, в том числе сизменением лица рассказчика; извлекать информацию из различных источников, втом числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использоватьеё в учебной деятельности.

Представлятьсообщение на заданную тему в виде презентации.

Редактироватьсобственные/созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования ихсодержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста— целостность, связность, информативность).

Функциональныеразновидности языка

Иметь общеепредставление об особенностях разговорной речи, функциональных стилей, языкахудожественной литературы.

Система языка

Фонетика. Графика.Орфоэпия

Характеризоватьзвуки; понимать различие между звуком и буквой, характеризовать системузвуков.

Проводитьфонетический анализ слов.

Использоватьзнания по фонетике, графике и орфоэпии в практике произношения иправописания слов.

Орфография

Оперироватьпонятием «орфограмма» и различать буквенные и небуквенные орфограммы припроведении орфографического анализа слова.

Распознаватьизученные орфограммы.

Применятьзнания по орфографии в практике правописания (в том числе применять знание оправописании разделительных ъ и ь).

Лексикология

Объяснятьлексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов; подборсинонимов и антонимов; определение значения слова по контексту, с помощьютолкового словаря).

Распознавать однозначныеи многозначные слова, различать прямое и переносное значения слова.

Распознаватьсинонимы, антонимы, омонимы; различать многозначные слова и омонимы; уметьправильно употреблять слова-паронимы.

Характеризоватьтематические группы слов, родовые и видовые понятия.

Проводитьлексический анализ слов (в рамках изученного).

Уметьпользоваться лексическими словарями (толковым словарём, словарями синонимов,антонимов, омонимов, паро­нимов).

Морфемика.Орфография

Характеризоватьморфему как минимальную значимую единицу языка.

Распознаватьморфемы в слове (корень, приставку, суффикс, окончание), выделять основу слова.

Находитьчередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулём звука).

Проводитьморфемный анализ слов.

Применятьзнания по морфемике при выполнении языкового анализа различных видов и впрактике правописания неизменяемых приставок и приставок на -з (-с); ы — ипосле приставок; корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми,чередующимися гласными (в рамках изученного); корней с проверяемыми,непроверяемыми, непроизносимыми согласными (в рамках изученного); ё — о послешипящих в корне слова; ы — и после ц.

Уместноиспользовать слова с суффиксами оценки в собственной речи.

Морфология.Культура речи. Орфография

Применять знанияо частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическомзначении слова, о сис­теме частей речи в русском языке для решенияпрактико-ориентированных учебных задач.

Распознаватьимена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Проводитьморфологический анализ имён существительных, частичный морфологический анализимён прилагательных, глаголов.

Применятьзнания по морфологии при выполнении языкового анализа различных видов и вречевой практике.

Имясуществительное

Определятьобщее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическиефункции имени существительного; объяснять его роль в речи.

Определятьлексико-грамматические разряды имён существительных.

Различать типысклонения имён существительных, выявлять разносклоняемые и несклоняемые именасуществительные.

Проводитьморфологический анализ имён существительных.

Соблюдать нормысловоизменения, произношения имён существительных, постановки в них ударения (врамках изученного), употребления несклоняемых имён существительных.

Соблюдать нормыправописания имён существительных: безударных окончаний; о — е (ё)после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях; суффиксов —чик— — —щик-, —ек— — —ик-(-чика // о: —лаг  ложраст  ращ  росгар  гор-, —зар  зор-клан-  -клон--скак-  -скоч-ь на конце имён существительныхпосле шипящих; слитное и раздельное написание не с именамисуществительными; правописание собственных имён существительных.

Имяприлагательное

Определятьобщее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическиефункции имени прилагательного; объяснять его роль в речи; различать полную икраткую формы имён прилагательных.

Проводитьчастичный морфологический анализ имён прилагательных (в рамках изученного).

Соблюдать нормысловоизменения, произношения имён прилагательных, постановки в них ударения(в рамках изучен­ного).

Соблюдать нормыправописания имён прилагательных: безударных окончаний; о — е послешипящих и ц в суффиксах и окончаниях; кратких форм имёнприлагательных с основой на шипящие; нормы слитного и раздельногонаписания не с именами прилагательными.

Глагол

Определятьобщее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическиефункции глагола; объяснять его роль в словосочетании и предложении, а также вречи.

Различатьглаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные.

Называтьграмматические свойства инфинитива (неопределённой формы) глагола, выделять егооснову; выделять основу настоящего (будущего простого) времени глагола.

Определятьспряжение глагола, уметь спрягать глаголы.

Проводитьчастичный морфологический анализ глаголов (в рамках изученного).

Соблюдать нормысловоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамкахизученного).

Соблюдать нормыправописания глаголов: корней с чередованием е // иь после шипящих как показателя грамматическойформы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа; -тся и -ться вглаголах; суффиксов -ова— — —ева-, -ыва- — -ива--л- в формахпрошедшего времени глагола; слитного и раздельного написания не сглаголами.

Синтаксис.Культура речи. Пунктуация

Распознаватьединицы синтаксиса (словосочетание и предложение); проводить синтаксическийанализ словосочетаний и простых предложений; проводить пунктуационный анализпростых осложнённых и сложных предложений (в рамках изученного); применятьзнания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различныхвидов и в речевой практике.

Распознаватьсловосочетания по морфологическим свойствам главного слова (именные,глагольные, наречные); простые нео­сложнённые предложения; простые предложения,осложнённые однородными членами, включая предложения с обобщающим словом приоднородных членах, обращением; распознавать предложения по цели высказывания(повествовательные, побудительные, вопросительные), эмоциональной окраске(восклицательные и невосклицательные), количеству грамматических основ (простыеи сложные), наличию второстепенных членов (распространённые инераспространённые); определять главные (грамматическую основу) ивторостепенные члены предложения, морфологические средства выражения подлежащего(именем существительным или местоимением в именительном падеже, сочетаниемимени существительного в форме именительного падежа с существительным илиместоимением в форме творительного падежа с предлогом; сочетанием именичислительного в форме именительного падежа с существительным в формеродительного падежа) и сказуемого (глаголом, именем существительным, именемприлагательным), морфологические средства выражения второстепенных членовпредложения (в рамках изученного).

Соблюдать на письмепунктуационные нормы при постановке тире между подлежащим и сказуемым, выборезнаков препинания в предложениях с однородными членами, связаннымибессоюзной связью, одиночным союзом и, союзами анооднакозатода (взначении и), да (в значении ноиноаоднакозатода


 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

№ п/п

Раздел

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

I

Раздел I Язык и общение

Международный день распространения грамотности

3ч.

1 ч.

https://resh.edu.ru/

II

Раздел II Повторение изученного материала в начальных классах

20 ч.

https://resh.edu.ru/

III

Раздел III Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

100-летие со дня рождения академика Российской академии образования Эрдниева Пюрвя Мучкаевича.

День рождения Ф.М. Достоевского.

30 ч.

1 ч.

 

 

1 ч.

https://resh.edu.ru/

IV

Раздел IV Фонетика. Орфоэпия. Графика. Культура речи.

Всемирный день азбуки Брайля.

14 ч.

 

1 ч.

https://resh.edu.ru/

V

Раздел V Лексика. Культура речи.

8 ч.

https://resh.edu.ru/

VI

Раздел VI Морфемика. Орфография. Культура речи.

21 ч.

https://resh.edu.ru/

VII

Раздел VII Морфология

79 ч.

 

1

Имя существительное.

Международный день родного языка

20 ч.

1 ч.

https://resh.edu.ru/

2

Имя прилагательное

13 ч.

https://resh.edu.ru/

3

Глагол

35 ч.

https://resh.edu.ru/

VIII

Раздел VIII Повторение изученного материала

6 ч.

https://resh.edu.ru/

ИТОГО

170

 

 

Календарно-тематическоепланирование

урока

Дата

проведения

Тема

Кол-во

уроков

План

Факт.

1

 

 

Язык и человек. Общение устное и письменное.

1

2

 

 

РР. Стили речи.

1

Повторение изученного материала в начальных классах (17ч+3ч)

3

 

 

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

1

4

 

 

Орфограмма.

1

5

 

 

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Словарный диктант упр.1.

1

7

 

 

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

1

8

 

 

Правописание непроверяемых гласных и согласных в корне слова.

1

9

 

 

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

1

10

 

 

Буквы И, У, А после шипящих.

1

11

 

 

Разделительные Ъ и Ь.

1

12

 

 

Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

13

 

 

Части речи. Глагол.

1

14

 

 

ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.

1

15

 

 

РР. Тема текста. Редактирование текста

1

16

 

 

Личные окончания глаголов.

1

17

 

 

Контрольная работа по теме«Орфография».

1

18

 

 

Анализ контрольной работы. Р.Р.Изложение Хитрый заяц.

1

19

 

 

Р.Р.Изложение Хитрый заяц.

1

20

 

 

Имя существительное.

1

21

 

 

Имя прилагательное.

1

22

 

 

Местоимение.

1

23

 

 

Контрольная работа по теме «Повторение изученного материала  в начальных классах».

1

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (24ч+6ч)

24

 

 

 Синтаксис. Пунктуация

1

 

25

 

 

Контрольный диктант упр.2 по «Повторение изученного материала  в начальных классах».

1

26

 

 

 Анализ контрольного диктанта по теме «Повторение изученного материала  в начальных классах».Словосочетание

1

27

 

 

Разбор словосочетания.

1

28

 

 

Предложение.

1

29

 

 

РР.  Сжатое изложение по тексту   В.П. Катаева.

1

 

30

11.10

 

 Анализ сжатого изложения. Виды предложений по цели высказывания.

1

 

 

31

12.10

 

Р.Р. Устный отзыв о сочинении товарища

1

32

14.10

 

Члены предложения.

1

33

16.10

 

Главные  члены предложения. Подлежащее.

1

34

17.10

 

Сказуемое.

1

35

18.10

 

Р.Р. Сочинение «Действия человека»

1

36

19.10

 

Анализ сочинений. Тире между подлежащим и сказуемым.

1

 

37

21.10

 

Нераспространенные и распространенные предложения.

1

 

38

23.10

 

Второстепенные члены предложения. Словарный диктант упр.2

1

39

24.10

 

Дополнение.

1

40

25.10

 

Определение.

1

41

26.10

 

Контрольный диктант упр.3 «Второстепенные члены предложения»

1

42

28.10

 

Обстоятельство.

1

43

06.11

 

Р.Р. Устный рассказ с использованием второстепенных членов предложения

1

44

07.11

 

Предложения с однородными членами.

1

 

45

08.11

 

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

 

46

09.11

 

Предложения с обращениями.

1

47

11.11

 

РР. Сочинение «Письмо товарищу»

1

48

13.11

 

 Анализ сочинения-письма. Синтаксический и пунктуационный разбор простого и сложного предложений.

1

49

14.11

 

Прямая речь.

1

50

15.11

 

Диалог.

1

51

16.11

 

Р.Р. Выборочное изложение

1

52

18.11

 

Контрольная работа упр.2 с грамматическим заданием или тестирование по изученной теме.

1

53

20.11

 

Анализ изложения и контрольной работы

1

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. (11ч+3ч)

54

21.11

 

Фонетика. Гласные звуки.

1

55

22.11

 

Согласные звуки.

1

56

23.11

 

Изменение звуков в потоке речи. Словарный диктант упр.3

1

57

25.11

 

Согласные твердые и мягкие.

1

58

27.11

 

РР Повествование. Обучающее изложение по тексту К. Г. Паустовского.

1

59

28.11

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

 

 Анализ обучающего изложения по тексту К. Г. Паустовского. Согласные звонкие и глухие.

1

60

29.11

 

Графика. Алфавит.

1

61

30.11

 

РР Сочинение — описание предмета.

1

62

02.12

 

 Анализ сочинения-описания предмета. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

1

63

04.12

 

Двойная роль букв е, е, ю, я.

1

64

05.12

 

Орфоэпия.

1

65

06.12

 

Фонетический разбор слова.

1

66

07.12

 

Повторение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия».

1

67

09.12

 

Р.Р. Устное описание картины

1

 

Лексика. Культура речи. (6ч+2ч)

68

11.12

 

 Слово и его лексическое значение.

1

69

12.12

 

Однозначные и многозначные слова.

1

70

13.12

 

Прямое и переносное значение слов.

1

71

14.12

 

Омонимы

1

72

16.12

 

Синонимы. Антонимы

1

73

18.12

 

РР Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

1

74

19.12

 

Анализ сочинений. Повторение изученного материала по теме «Лексика». Словарный диктант упр. 4

1

75

20.12

 

РР Подробное изложение по тексту К.Г. Паустовского « Первый снег ».

1

 

Морфемика. Орфография. Культура речи.(18ч+3ч)

76

21.12

 

Анализ изложений. Морфема как наименьшая значимая часть слова.

1

77

23.12

 

 Изменение и образование слов.

1

78

25.12

 

Окончание.

1

79

26.12

 

РР Сочинение-рассуждение

1

80

27.12

 

Анализ устного сочинения-рассуждения. Основа слова.

1

81

28.12

 

Корень слова.

1

82

09.01

 

 Суффикс

1

83

10.01

 

Приставка.

1

84

11.01

 

РР Выборочное изложение текста с изменением лица.

1

85

13.01

 

 Анализ выборочного изложения. Чередование звуков.

1

 

86

15.01

 

Беглые гласные. Варианты морфем.

1

87

16.01

 

Морфемный разбор слов.

1

88

17.01

 

Правописание гласных и согласных в приставках.

1

89

18.01

 

Буквы з и с на конце приставок.

1

90

20.01

 

Буквы а-о в корне лаг-лож.

1

91

22.01

 

Буквы а-о в корне -раст-рос-.

1

92

23.01

 

Буквы  е-о  после шипящих в корне слова.

1

93

24.01

 

Буквы ы-и после ц. Словарный диктант упр.5

1

94

25.01

 

Повторение изученного материала по теме «Морфемика. Орфография».

1

95

27.01

 

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

96

29.01

 

РР Сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень».

1

Имя существительное (16ч+4ч)

97

30.01

 

 Анализ сочинения — описания.  Имя существительное как часть речи.

1

 

98

31.01

 

РРДоказательства в рассуждении. Сочинение-рассуждение.

1

99

01.02

 

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

1

100

03.02

 

Имена существительные собственные и нарицательные.

1

101

05.02

 

Род имен существительных.

1

102

06.02

 

Имена существительные, имеющие форму множественного числа. Словарный диктант упр.6.

1

103

07.02

 

РР Сжатое изложение по тексту Е. Пермяка «Перо и чернильница».

1

104

08.02

 

Имена существительные, имеющие форму только единственного числа.

1

105

10.02

 

Три склонения имен существительных.

1

106

12.02

 

Падеж имен существительных.

1

107

13.02

 

Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе.

1

108

14.02

 

РР Изложение текста с изменением лица.

1

109

15.02

 

Множественное число имен существительных. Анализ изложения.

1

110

17.02

 

Правописание о-е после шипящих и  ц  в  окончаниях имен существительных.

1

111

19.02

 

Словарный диктант упр.8

1

112

20.02

 

Правописание о-е после шипящих и  ц  в  окончаниях имен существительных.

1

113

21.02

 

Морфологический разбор имени существительного.

1

114

22.02

 

Повторение изученного материала по теме  «Имя существительное».

1

115

26.02

 

Повторение изученного материала по теме  «Имя существительное».

1

116

27.02

 

Р.Р. Сочинение-отзыв на устное описание товарища

1

Имя прилагательное (10ч+3ч)

117

28.02

 

Анализ диктанта и работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи.

1

118

01.03

 

Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных.

1

119

03.03

 

РР Описание животного.  Подробное изложение.

1

120

05.03

 

 Анализ подробного изложения. Прилагательные полные и краткие.

1

 

121

06.03

 

Прилагательные полные и краткие.

1

122

07.03

 

РР Сочинение. Описание животного на основе изображенного на картине А.Н. Комарова «Наводнение».

1

123

12.03

 

Анализ сочинений. Морфологический разбор имени прилагательного.

1

124

13.03

 

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

125

14.03

 

Повторение изученного материала по теме  «Имя прилагательное».

1

126

15.03

 

Повторение изученного материала по теме  «Имя прилагательное».

1

127

17.03

 

Контрольная работа упр.3 по теме «Имя прилагательное»

1

128

19.03

 

Анализ контрольной работы.

1

129

20.03

 

РР Сочинение-описание «Мой четвероногий друг».

1

Глагол (29ч+6ч)

130

21.03

 

 Анализ сочинения — описания. Глагол как часть речи.

1

 

131

22.03

 

Не с глаголами.

1

132

24.03

 

РР Рассказ. Составление рассказа по сюжетным рисункам.

1

133

26.03

 

 Р.р. Анализ устного рассказа по сюжетным рисункам. Словарный диктант упр.7.

1

134

27.03

 

Неопределенная форма глагола. Правописание  -тся- и –ться-.

1

135

28.03

 

Правописание  -тся- и –ться-.

1

136

02.04

 

Виды глаголы.

1

137

03.04

 

Виды глаголы.

1

138

04.04

 

Буквы е-и в корнях с чередованием.

1

139

05.04

 

Буквы е-и в корнях с чередованием.

1

140

07.04

 

Буквы е-и в корнях с чередованием.

1

141

09.04

 

РР Невыдуманный рассказ о себе.

1

142

10.04

 

Контрольная работа упр.4 по теме «Глагол».

1

143

11.04

 

Анализ контрольной работы и невыдуманного рассказа о себе.

1

144

12.04

 

Время глагола.

1

145

14.04

 

Прошедшее время глагола.

1

146

16.04

 

Настоящее время глагола.

1

147

17.04

 

Будущее время глагола.

1

148

18.04

 

Спряжение глагола.

1

149

19.04

 

Спряжение глагола.

1

150

21.04

 

Правописание личных безударных окончаний глаголов.  Словарный диктант упр.8

1

151

23.04

 

Правописание личных безударных окончаний глаголов.

1

152

24.04

 

Правописание личных безударных окончаний глаголов.

1

153

25.04

 

Морфологический разбор глагола.

1

154

26.04

 

Морфологический разбор глагола.

1

155

28.04

 

РР Сжатое изложение с изменением формы лица по тексту А.Ф.Савчук «Шоколадный торт».

1

156

03.05

 

 Анализ сжатого изложения. Мягкий знак после шипящих  в глаголах во 2 лице единственного числа.

1

157

05.05

 

Употребление времен.

1

158

07.05

 

Употребление времен.

1

159

08.05

 

Повторение изученного по теме «Глагол».

1

160

10.05

 

Повторение изученного по теме «Глагол». Словарный диктант упр.9

1

161

12.05

 

Контрольный работа упр. 5 по теме «Глагол».

1

162

14.05

 

Анализ контрольной работы.

1

163

15.05

 

РР Сочинение-рассказ по рисунку  О. Попович «Не взяли на рыбалку».

1

164

16.05

 

  Анализ сочинения – рассказа «Не взяли на рыбалку».

1

 

 

 

Повторение изученного материала (5ч+1ч)

 

165

 

 

Орфограммы в приставках, корнях.

1

166

 

 

РР Сочинение на одну из тем по выбору.

1

167

 

 

Анализ сочинений. Орфограммы в суффиксах, окончаниях.

1

168

 

 

Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.

1

169

 

 

Итоговая контрольная работа упр.6 по теме «Повторение изученного материала в конце учебного года»

1

170

 

 

Анализ результатов

1

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет