Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Моя первая экология» разработана наосновании:
1.Закона Луганской Народной Республики от 30.09.2016 № 128-II «Об образовании» (сизменениями).
2.Государственного образовательного стандарта Луганской Народной Республики,утвержденными приказом Министерства образования и науки Луганской НароднойРеспублики от 21.05.2018 № 495-ОД, зарегистрированным в Министерстве юстицииЛуганской Народной Республики 13.06.2018 за № 200/1844.
3.Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основнымобщеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,основного общего и среднего общего образования в общеобразовательныхорганизациях (учреждениях) Луганской Народной Республики, утверждённым приказомМинистерства образования и науки Луганской Народной Республики от 06.03.2017 №86, зарегистрированным в Министерстве юстиции Луганской Народной Республики29.03.2017 за № 151/1202.
4.На основании приказа Министерства образования и науки Луганской НароднойРеспублики от 22.08.2022 г. № 828-од «Об организованном начале 2022-2023учебного года в общеобразовательных организациях Луганской НароднойРеспублики».
5.Приложения к приказу Министерства образования и науки Луганской НароднойРеспублики № 06-7335 от 01.09.22 года «Методические рекомендации попреподаванию учебных предметов в 2022–2023 учебном году в условиях перехода наобновленные ФГОС НОО, ФГОС»
6. Авторской программы «Моя первая экология» В.А.Самкова (Сборник программвнеурочной деятельности: 1-4 классы /под ред.Н.Ф.Виноградовой.- Вентана-Граф, 2012г)
Общая характеристикафакультатива
«Моя первая экология» — интегрированный курс для младшихшкольников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм,красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания,развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младшихшкольников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностногоотношения младших школьников к природе, воспитания основ экологическойответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Программа рассчитана на 66часов, 2 часа в неделю. Она дополняет и расширяет содержание отдельных темпредметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знанияестественнонаучного характера обогащаются благодаря введению элементовзнаний математического и гуманитарно-эстетического циклов.
Ценностнымиориентирами содержания факультатива в начальной школе являются:
— развитие у учащихся эстетическоговосприятия окружающего мира;
— формирование представлений оприроде как универсальной ценности;
— изучение народных традиций,отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных сизучением окружающей среды;
— развитие устойчивогопознавательного интереса к окружающему миру природы;
— развитие представлений оразличных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
— формирование элементарных умений, связанных с выполнениемучебного исследования;
— вовлечение учащихся вдеятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Задачи программы:
Обучающие:
— расширить представления об окружающем мире;
— сформировать представления о природных сообществахобласти;
— познакомить об охраняемых территориях России и своейобласти;
— сформировать умения и навыки природоохраннойдеятельности;
Развивающие:
— развитьмотивацию к экологически грамотному поведению и здоровому образу жизни;
— развить мышление, наблюдательность, внимание, память;
— развить способность принимать и сохранять цели и задачиучебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-развить самостоятельность и личную ответственность за своипоступки.
Воспитательные:
— развивать интерес к изучению природы родного края, пониманиеактивной роли человека в природе;
— формироватьуважительное отношение к чужому мнению;
— воспитать бережное отношение к окружающей среде;
— воспитать в каждом учащемся активную гражданскую позициюи любовь к Родине,
— сформировать установки на безопасный, здоровый образжизни, мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношениюк материальным и духовным ценностям.
Общая характеристикакурса внеурочной деятельности
Программа «Моя первая экология» призванарасширить экологические представления учащихся начальных классов, которые ониполучают на уроках окружающего мира. В процессе наблюдений, опытов, элементарнойисследовательской деятельности, экологических игр и экскурсий дети начинаютпонимать разнообразие взаимоотношений человека с миром природы, усваиваютсистему нравственных правил поведения в среде обитания, учатся сопереживать,сочувствовать, помогать живым существам, проводить элементарную созидательнуюдеятельность в природе
Изучение данного курса создаёт условия дляформирования ценностного отношения учащихся к природе, воспитания основэкологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна:состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого являетсяобщество.
Содержание программы выстроено в рамках единой логики:
«Первые шаги по тропинке открытий»
«Экология моего дома»
«Неживое в природе. Жизнь растений и грибов»
«Познавательная экология»
Основные принципы содержания программы:
• принцип единства сознания и деятельности;
• принцип наглядности;
• принцип личностной ориентации;
• принцип системности и целостности;
• принцип экологического гуманизма;
• принцип краеведческий;
• принцип практической направленности.
Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:
• Земля — единая экосистема.
• Человек – существо, биосоциальное частьэкологической системы.
• Уникальная ценность природных существ вне зависимостиот формы проявления.
Спецификой курса является подход к выбору педагогическихсредств реализации содержания программы, учитывающий действенную,эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активностькаждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности иповедения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческуюатмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии сприродой.
В соответствии с таким подходом содержание программыреализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии вовзаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствийповедения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению кприроде.
Практическая, деятельностная направленность курсаосуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы иопытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны:индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.
Одним из основных методов обучения являются систематическиефенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе ипозволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный виддеятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классныхуголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей«Дневник юного эколога».
Средствами эффективного усвоения программы курса являютсяролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты ипрактические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок изприродных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование,разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологическиеакции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток.Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологическойдеятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах напришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь воборудовании и озеленении классных комнат, являющейся местом проведениязанятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летнихзаданий.
Личностные и метапредметные результаты освоениякурса внеурочной деятельности
Личностные:
— самостоятельность и личная ответственность за своипоступки, установка на здоровый образ жизни;
— экологическая культура: ценностное отношение к природномумиру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного,здоровьесберегающего поведения;
— гражданская идентичность в форме осознания «Я» какгражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ иисторию;
— уважительное отношение к иному мнению, истории и культуредругих народов;
— эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
-предвосхищать результат.
— адекватновоспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей поисправлению допущенных ошибок.
-концентрация воли для преодоления интеллектуальныхзатруднений и физических препятствий;
— стабилизация эмоционального состояния для решенияразличных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать своизатруднения;
— предлагать помощь и сотрудничество;
— определять цели, функции участников, способывзаимодействия;
— договариваться о распределении функций и ролей всовместной деятельности
— формулировать собственное мнение и позицию;
— координировать и принимать различные позиции вовзаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия:
— ставить и формулировать проблемы;
— осознанно и произвольно строить сообщения в устной иписьменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
— узнавать, называть и определять объекты и явленияокружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в томчисле с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанныйтекст.
— установление причинно-следственных связей.
Содержание курса внеурочной деятельности
(1 класс)
Раздел1. Первые шаги по тропинке открытий
1.1Готовимся наблюдать и изучать
Знакомствос оборудованием, необходимым для работы на природе: полевой дневник, компас,лупа, определители растений и животных, справочники, карта местности и др.Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемыхявлений.
1.2Какие качества необходимы юному исследователю
Четыреосновных качества, необходимые каждому во время проведения исследований влесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество.
1.3 Учимся наблюдать
Наблюдение — основной метод работы на природе. Его цель, планирование.Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, накоторые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что?где? и как наблюдать?
1.4 Тренируемнаблюдательность
Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с природой»,«Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом наперёд»,«Прогулка вслепую» и др.
1.5 Десять заповедейдрузей леса
Знакомство с правилами поведения на природе на основе анализа заповедей,составленных учёным-экологом Ф. Тасси.
Раздел2. Природа в наших ощущениях
2.1 Как мывоспринимаем окружающий мир
Каждый человек связан с окружающей средой посредством органовчувств. Сенсорное восприятие — один из путей существования в гармонии сокружающим миром.
2.2 Тренируем органычувств
Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождениеобъектов по заданным признакам. Упражнения на расширение опыта сенсорноговзаимодействия с использованием слуха, обоняния, осязания, вкуса.
2.3 Какого цвета лес?
Восприятие цвета и формы различных природных объектов. Цветалеса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников.Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зелёногоцвета — основного цвета леса, коричневого — цвета коры и почвы, голубого —цвета неба.
2.4 Что такоегармония?
Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природекак «связь», «стройность», «соразмерность».
Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельныхчастей, пропорциональность форм.
2.5 Рисуемвпечатления
Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразитьсвоё впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером,использование трафаретов и пр.
2.6 Учимсяпользоваться приборами
Использованиеразличных оптических приборов — биноклей, ручных и бинокулярных луп,микроскопов — для изучения различных микро- и макрообъектов.
2.7 «Микроскоп» изпластикового стаканчика
Изготовление модели, позволяющей понять принцип действия увеличивающихлинз микроскопа. Изготовление простейшего «микроскопа» из пластмассовогостаканчика, прозрачной плёнки и резинового колечка.
Игра «Давайте познакомимся»
Игра проводится с использованием «чёрного ящика» — «волшебногомешочка», в котором находятся пластиковые игрушки небольшого размера изразличных наборов (дикие и домашние животные, морские обитатели, насекомые ит. п.). Дети садятся в круг и по очереди «вслепую» достают одну игрушку и на ощупьопределяют название животного. Если возникают затруднения, учитель задаётнаводящие вопросы. Затем каждый участник игры готовит небольшое (три-четырепредложения) выступление от имени этого животного, представляя его наиболееинтересным образом.
Раздел3. Геометрия живой природы
3.1 Что такоесимметрия?
Элементарные представления о симметрии. Ось симметрии. Основныетипы симметрии: двусторонняя и лучевая. Симметрия в природе. Двусторонняясимметрия в различных органах животных и строении растений. Использование прямоугольногокарманного зеркальца для определения типа симметрии у различных природныхобъектов (листья, цветки, насекомые и др.).
3.2 Лучевая симметрия
Лучевая симметрия в строении растений и органов животных. Цветкирастений, имеющие различное количество лучей симметрии (остролист — три луча,пастушья сумка — четыре, яблоня, шиповник — пять и т. д.). Животные, имеющиелучевую симметрию: гидры, актинии, медузы. Связь образа жизни и типа симметрииживых организмов.
3.3 Живая спираль
Примеры спирали в живой и неживой природе (рога винторогогокозла, барана, раковины моллюсков; сворачивающиеся спиралью змеи, хвостхамелеона и т. п.). Примеры спирального расположения отдельных органов растенийи животных: расположение листьев на побеге, почек на клубне картофеля. Спиральв движении, росте и развитии растений (усики растений, бутоны цветков, листья врастительной почке, вайи папоротника и др.). Спираль как способ достижениядополнительной жёсткости и устойчивости в пространстве (ножки грибов, побегирастений).
3.4 Такие разныелистья
Строение листьев растений: листовая пластинка и черешок. Разнообразиеформ листьев деревьев и кустарников. Сопоставление формы листьев сгеометрическими фигурами (овальные, треугольные, круглые и т. д.) и другимиобъектами окружающего мира.
3.5 Различаем деревьяпо кроне
Описание разнообразия форм кроны деревьев и кустарников. Используютсянаиболее широко распространённые виды: берёза, липа, тополь, клён, яблоня,сосна, ель, можжевельник. Обращается внимание на то, что в условиях города илина дачном участке человек часто изменяет форму кроны в декоративных или иныхцелях, используя для этого обрезку.
3.6 О кронах, густыхи ажурных
Определение различной степени густоты кроны деревьев и кустарниковс использованием простейшей трёхбалльной шкалы (густая, средняя, сквозистая).
3.7 Организм и средаобитания
Выявление на доступных примерах зависимости особенностей внешнегостроения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни.
Раздел4. Природа и её обитатели
4.1 Учимсяпланировать наблюдение
Поэтапное обсуждение с учителем плана наблюдений. Планированиеконкретных наблюдений за растениями в соответствии с целью, поставленнойучителем или предложенной учениками.
4.2 Наблюдаем заживотными
Наблюдения за животными (насекомыми, птицами, домашними питомцами)по согласованному с учителем плану.
4.3 Изучаем условияобитания растений
Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений— одиночные или образуют заросли, угнетён ли рост и т. д.).
4.4 Всё связано совсем
Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов(сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.).
4.5 – 4.6 Изучаем поведение животных и растений
Выявление в ходе наблюдений особенностей поведения живых организмов.Обращается особое внимание на то, что и у растений также можно изучатьповедение: это разнообразные формы движения побегов и листьев, открывание изакрывание цветков и т. п.
4.7Чья «столовая»?
Изучение типов повреждений растений насекомыми, грибами и микроорганизмами.
4.8 Что и кто влияетна живой организм?
Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания,от видов растений и животных, существующих в ближайшем окружении.
Выявление примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных.
Раздел5. Лесные ремёсла
5.1 Лес в работенародных умельцев
Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву,бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение.
5.2 Лесные мотивы
Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписипавловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка,сергиевопосадские матрёшки.
5.3- 5.4 Животные и растения в народном творчестве
Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве.Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательнымичеловеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативномотношении к некоторым животным (отношения неприязни, брезгливости, отвращения,безразличия и т. п.).
5.5 Лесная палитра
Растения-красители. Красильная мастерская в работе — окрашиваемткани. Рисуем природными красками.
5.6 Лес —кормилец и врачеватель
Лесное«меню». Лекарственные растения леса.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
66 часов (2 часа внеделю)
№п/п |
№ занятия в теме |
Тема занятия |
Дата проведения |
Примечание |
|
|
1 раздел. Первые шаги по тропинке открытий
|
|
|
1 |
1-2 |
Готовимся наблюдать и изучать
|
|
|
2 |
3-4 Представленная информация была полезной? ДА 59.43% НЕТ 40.57% Проголосовало: 1166 |
Какие качества необходимы юному исследователю
|
|
|
3 |
5-6 |
Учимся наблюдать
|
|
|
4 |
7-8 |
Тренируем наблюдательность
|
|
|
5 |
9-10 |
Зачем?Что?Где?Как наблюдать?Основные вопросы при наблюдении.
|
|
|
6 |
11-12 |
Десять заповедей друзей леса
|
|
|
|
|
2 раздел. Природа в наших ощущениях
|
|
|
7 |
13-14 |
Как мы воспринимаем окружающий мир
|
|
|
8 |
15-16 |
Тренируем органы чувств
|
|
|
9 |
17-18 |
Какого цвета лес?
|
|
|
10 |
19-20 |
Что такое гармония?
|
|
|
11 |
21-22 |
Техники рисования для выражения впечатлений при посещении леса: монотипия, акватипия и т.д. |
|
|
12 |
23-24 |
Рисуем впечатления
|
|
|
13 |
25-26 |
Учимся пользоваться приборами
|
|
|
14 |
27-28 |
«Микроскоп» из пластикового стаканчика
|
|
|
15 |
29-30 |
Игра «Давайте познакомимся»
|
|
|
|
|
3 раздел. Геометрия живой природы
|
|
|
16 |
31-32 |
Что такое симметрия?
|
|
|
17 |
33-34 |
Лучевая симметрия
|
|
|
18 |
35-36 |
Живая спираль
|
|
|
19 |
37-38 |
Такие разные листья
|
|
|
20 |
39-40 |
Различаем деревья по кроне
|
|
|
21 |
41-42 |
О кронах, густых и ажурных
|
|
|
|
|
4 раздел. Природа и её обитатели
|
|
|
22 |
43-44 |
Учимся планировать наблюдение
|
|
|
23 |
45-46 |
Наблюдаем за животными
|
|
|
24 |
47-48 |
Изучаем условия обитания растений
|
|
|
25 |
49-50 |
Всё связано со всем
|
|
|
26 |
51-52 |
Изучаем поведение животных и растений
|
|
|
27 |
53-54 |
Чья «столовая»?
|
|
|
28 |
55-56 |
Что и кто влияет на живой организм?
|
|
|
|
|
5 раздел. Лесные ремёсла
|
|
|
29 |
57-58 |
Лес в работе народных умельцев
|
|
|
30 |
59-60 |
Лесные мотивы
|
|
|
31 |
61-62 |
Животные и растения в народном творчестве
|
|
|
32 |
63-64 |
Лесная палитра
|
|
|
33 |
65-66 |
Лес — кормилец и врачеватель
|
|
|