ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ФРУНЗЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
УТВЕРЖДАЮ:_________________
Директор ГОУ ЛНР « Фрунзенская
средняяшкола»
А.В.Кисельников
«___» _______________ 2020 г.
Рабочая программа
по внеурочнойдеятельности
«Тропинка ксвоему Я»
по психологии в4 классе
на 2020-2021учебный год
Составитель: Яковенко О.В.
учитель русского языка и
литературы, специалист
высшей категории,
старший учитель
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Важнейшейзадачей современной системы образования является формирование универсальныхучебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитиюи самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активногоприсвоения учащимися социального опыта .
Актуальностьпроблемы обусловлена
— возрастанием явлений школьнойдезадаптации, причины которой объясняются низким уровнем школьной зрелости,недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению;
— возрастанием требований ккоммуникационному взаимодействию и толерантности членов общества, степениответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. Низкий уровенькоммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детейс высокой социальной и межличностной тревожностью.
Все чащенаблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассниками, переживанияодиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Все
это придает особуюактуальность воспитанию умения сотрудничать и работать в группе, бытьтолерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера,свободно, чётко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.
Начало обучения в школе –один из наиболее значимых моментов жизни человека. Сегодня многие педагоги иродители недооценивают качественные изменения, происходящие в ребёнке в периодобучения в начальной школе. Гораздо больше внимания уделяют количественномунакоплению знаний и умений детей. Однако именно качественные изменения оченьважны для ребёнка, они могут сыграть как позитивную, так и негативную роль,могут укрепить психологическое здоровье или же нарушить его. И если пробелы взнаниях можно впоследствии восполнить, то возникшие психологические нарушениямогут иметь стойкий характер, с трудом поддаваться коррекции.
Наиболее существенныеизменения происходят в сфере самосознания. Наиболее интенсивно развиваются тризвена самосознания: потребность, осознание прав и обязанностей, осознаниевремени. Депривация потребности в признании может вызвать у младшихшкольников не только снижение самооценки, но и появление неадекватных защитныхреакций. Обязанности в представлении детей связываются в основном со школой исемьёй, а права с улицей. Впоследствии это может привести это может привести кформированию стойкого негативного отношения к школе в сочетании с потребностьюполностью «раскрепощаться» на улице. Неизбежно меняется и осознание времени младшими школьниками. Ребёнок устремлён в будущее, но оно для него дольно абстрактно ине побуждает к конкретным действиям, не влияет на его поведение.
Для начального периодаобучении в школе происходят изменения в общении ребёнка со взрослыми, в первуюочередь, с родителями. Родители в это время как бы становятся «новыми людьми»,поскольку их взаимодействие с ребёнком во многом теперь опосредуются школой. Ксожалению, чаще отношения с родителями становятся конфликтными. Многиесовременные родители стремятся удовлетворить своё социальное честолюбие черезуспешность ребёнка в школе. Соответственно ребёнок должен достигать успехов вшколе, чтобы соответствовать ожиданиям родителей. Успешность награждаетсялюбовью, неуспешность приводит к её лишению. Такая ситуация становится факторомриска и может привести к нарушению психологического здоровья. Особо значимы длямладших школьников взаимоотношения с учителем. Учитель, по его мнению, знает иумеет абсолютно всё, не должен иметь недостатков. Поэтому, оценка учителя дляребёнка особо значима: она может способствовать формированию у него уверенностив себе или же, наоборот, чувство собственной неумелости, беспомощности.Последнее может порождать у ребёнка обиду, злость и даже страх перед учителем.Поэтому для сохранения психологического здоровья ребёнка необходимо помочь емуизбежать развития страха перед учителем. Помочь увидеть учителя как обычногочеловека, со своими достоинствами и недостатками. И как следствие этого –принять его.
Насколько важны дляребёнка в этот период взаимоотношения со сверстниками? С одной стороны, они вомногом опосредуются взаимоотношениями с педагогом, то есть принимаемый имребёнок, будет популярен среди школьников. И наоборот, отвергаемый педагогомребёнок, вероятнее всего, становится классным изгоем. С другой стороны, младшиешкольники – это всё ещё дети, которым необходимо играть. Поэтому невозможностьпообщаться, а значит, и поиграть с ребятами воспринимается остро.
Современная жизнь наполненамногочисленными факторами, заставляющими людей чувствовать неуверенность,шаткость собственного существования. Все чаще употребляются такие выражения,как «психологическая безопасность», «психологический комфорт». Проблемадетского стресса становится с каждым годом все острее.
Исследования показали,что возникновение школьной дезадаптации в устойчивой форме все чаще приводит квозникновению дезадаптации социальной. Многие качества, присущие современнымдетям, не позволяют им находить эффективные способы решения жизненных проблем,делают их уязвимыми к стрессовым воздействиям. Немалую роль в психологическойнеустойчивости детей играют и постоянная интенсификация труда школьника, явноеили скрытое увеличение школьных нагрузок, дополнительные занятия вне школы,повседневные проблемы среднестатистической российской семьи и т.д. Всложившейся ситуации знания и умения противостояния стрессовой ситуациистановятся особенно необходимыми.
В заключение обсуждения факторов риска нарушения психологического здоровья в младшем школьном возрастеобратим внимание на одну из важнейших проблем – проблему сохранения«внутреннего ребёнка». Ребёнок умеет радоваться, бескорыстно любить, оноптимист, умеет видеть «сердцем». Потеря контакта со свои «внутренним Ребёнком»может обернуться не только существенными нарушениями психологического здоровья,но и приведёт к снижению способности к творчеству и продуктивности.
Чтобы помочь ребёнку найти егоуникальную, счастливую дорогу в первые школьные годы, была составленапрограмма для групповых занятий с обучающимися 4 класса «Тропинка к своемуЯ». В основе программыпсихологических занятий лежат материалы, опубликованные в книге ХухлаевойО.В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1 – 4)», В.А.Родионова, М.А. Ступницкой и К.Р. Ступницкой « Прививка от стресса».
Цель программы:сохранение и укрепление психологического здоровья младших школьников,предупреждение школьной дезадаптации.
Задачи:
· помочь младшим школьникам научитьсяпонимать себя и других людей;
· формировать развивать навыки взаимодействиясо сверстниками, учителями и родителями;
· развивать навыки саморегуляции исамоконтроля, в том числе в стрессовых ситуациях
· стабилизировать эмоциональное состояние,оптимизировать уровень тревожности
и агрессии;
· развитиерефлексии учащихся, формирование адекватной самооценки.
Тематика и содержание групповых занятий соответствует возрастным особенностями специфике проблем четвероклассников.
Главнаяособенность четвероклассников – появление глубинного интереса к своемувнутреннему миру. Для них теперь важны не столько успехи в учёбе, сколькопризнание окружающими их внутренней ценности и уникальности. Поэтому впрограмму психологических занятий для четвёртого класса введены беседы обидеалах, чести и достоинстве, об интеллигентности. Многие дети приближаются кстадии пребубертата. Дети требуют подчёркнутого уважения к себе со сторонывзрослых; настаивают на своих правах, нередко игнорируя обязанности. Поэтомувведена тема «Права и обязанности», помогающая детям уяснить необходимостьравновесия гармоничного сочетания прав и обязанностей в жизни человека. Врезультате проводимых занятий дети обогащают представления о собственныхспособностях и возможностях, составляют определённый личностный идеал вкачестве внутреннего ориентира поведения и поступков, приобретают способностьделать собственный выбор в сложных ситуациях.
Методы и техники,используемые на занятиях.
· Упражнения на взаимодействие.
· Упражнения на самопознание, самопринятие исамоидентификацию;
· Телесно-ориентированные упражнения.
· Арт-терапевтические упражнения.
· Упражнения, направленные на саморегуляциюи самопомощь при стрессе.
· Ролевые игры.
· Работа со сказкой.
· Двигательные игры.
· Беседы.
· Задания — вопросы.
· Задания — выборы.
· Интеллектуальные задачки.
· Задания — сочинения.
Структура занятия:
· Приветствие.
· Разминка.
· Основная часть.
· Рефлексия.
· Прощание.
Критериямиэффективности программы являются уровень адаптированности обучающихся кшкольным условиям, уровень межличностных отношений в классе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Предполагаемый результат:
· повышение уровня учебной мотивации;
· оптимизация уровня тревожности, агрессии и самооценки;
· овладение навыками взаимодействия сосверстниками, учителями и родителями;
· снижение конфликтности в классе;
· овладение навыками саморегуляции и самоконтроля, в том числе в стрессовых ситуациях
· улучшение межличностных отношений вклассе, повышение социометрического статуса школьника.
Оценка эффективности работы:
Эффективность работыотслеживается по данным психологической диагностики, проводимой перед началом курса реабилитации и по завершению занятий:
· тест школьной тревожности (Прихожан А.М.)
· тест уровнясамооценка (Дембо-Рубинштейна )
· тест школьной мотивации (Лускановой Н.Г.)
· наблюдение (Н.Семаго).
СОДЕРЖАНИЕ.
4класс.
Тема1. Кто я? Мои силы, мои возможности.
Цель:
-помощь детям в усвоении понятия «способности», исследование своих способностейи возможностей;
-помощь каждому ребёнку осознать свою уникальность и неповторимость.
Занятие1. Моё лето.
Цель:осознание детьми особенности позиции школьника — четвероклассника;
Занятие2 . Кто я?
Цель:представление детьми своих новых умений
Занятие3 . Кто я – большой или маленький?
Цель:обсуждение понятий «большой – маленький».
Занятие4-5. Мои способности.
Цель:обсуждение понятий «способности».
Занятие6-7 . Мой выбор, мой путь.
Цель:развитие навыка самостоятельного выбора и принятия решений.
Занятие8 . Мой внутренний мир.
Цель:осознание своей уникальности и неповторимости.
Занятие9 . Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира.
Цель:осознание своей уникальности и неповторимости.
Занятие10. Кого я могу впустить в свой внутренний мир?
Цель:осознание своей уникальности и неповторимости.
Занятие11 . Что значит верить?
Цель:обсуждение понятия «вера в свои силы»
Тема2. Я расту, я изменяюсь..
Цель:
-помощь детям научиться осознавать происходящие в них изменения;
-помощь детям научиться планировать цели и пути самоизменения.
Занятие12-13. Моё детство.
Цель:работа с воспоминаниями о детстве.
Занятие14. Я изменяюсь.
Цель:помощь детям научиться осознавать происходящие в них изменения.
Тема3. Моё будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?
Цель:
-дать детям возможность задуматься о будущем, обсудить варианты будущего;
-помощь детям в понимании, что будущее начинается в настоящем;
-введение понятия «жизненный выбор»
Занятие15- 16. Моё будущее.
Цель:дать детям возможность задуматься о будущем, обсудить варианты будущего
Занятие17-19. Хочу вырасти здоровым человеком.
Цель:осознание детьми взаимосвязи физического психологического здоровья.
Тема4. Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно?
Цель:
-помощь в сознании детьми понятия интеллигентный человек;
-обсуждение проблемы идеалов.
Занятие20. Кто такой интеллигентный человек?
Цель:работа с понятием «интеллигентный человек»
Занятие21-22. Хочу вырасти интеллигентным человеком.
Цель:обсуждение смысла интеллигентности.
Занятие23. Что такое идеальное Я?
Цель:обсуждение проблемы идеалов
Тема5. Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно?
Цель:
—помощьв сознании детьми личной свободы и свободы другого человека;
-помощь детям в понимании того, что свобода часто связана с наличиемобязанностей;
-помощь в сознании детьми необходимости признавать и уважать права других людей.
Занятие24. Кто такой свободный человек?
Цель:работа с понятием «свободный человек»
Занятие25-26. Права и обязанности школьника.
Цель:- актуализация личного опыта выполнения прав и обязанностей.
—помощь в сознании детьми необходимости признавать и уважать права других людей.
Занятие27-28. Что такое «право на уважение»?
Цель:работа с понятием «право на уважение»
Занятие29-30. Права и обязанности.
Цель:обсуждение соотношения прав и обязанностей.
Занятие31. Нарушение прав других людей может привести к конфликтам.
Цель:обсуждение различных конфликтных ситуаций и причин их возникновения
Занятие32. Как разрешать конфликты мирным путём?
Цель:актуализация личного опыта детей в разрешении конфликтных ситуаций;
Занятие33. Итоговое.
Цель:обобщение основных знаний и навыков, полученных в течение года.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. АсмоловА.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальныеучебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя —М., Просвещение, 2008
2. ГрецовА.Г. Тренинг общения для подростков – СПб., «Питер», 20
3. ДубровинаИ.В. Школьная психологическая служба. — М., 1991.
4. ЛевановаЕ.А., Волошина А.Г., Плешаков В.А., Соболева А.Н., Телегина И.О. Игра втренинге. Возможности игрового взаимодействия – СПб., «Питер», 2008.
5. МолодцоваН.Г. Практикум по педагогической психологии — СПб., «Питер», 2007
6. МонинаГ.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником — СПб.,«Речь», 2005
7. МайороваН.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно-важным навыкам. СПб.:«Образование-культура», 2002.
8. РодионовВ.А., Ступницкая М.А., Ступницкая К.Р. Прививка от стресса. – Ярославль:«Академия развития», 2006.
9. СеменоваЕ.М. Тренинг эмоциональной устойчивости – М., «Психотерапия», 2006.
10. ХухлаеваО.В. Тропинка к своему Я : уроки психологии в начальной школе (4кл.) –М.:Генезис, 2011. 344с.
11. М.,ШитоваЕ.В. Работа с детьми – источник удовольствия. – Волгоград: «Панорама», 2006.
12. ФопельК. Технология ведения тренинга. Теория и практика. М., 2003.
Календарно-тематическоепланирование
Тропинкак своему «Я»
4класс
№ п/п |
№ урока в теме |
Тема урока |
Дата |
Примечание |
|
По плану |
По факту |
||||
Кто я? Мои силы, мои возможности (9ч.) |
|||||
1. Представленная информация была полезной? ДА 58.72% НЕТ 41.28% Проголосовало: 1066 |
1. |
Моё лето. |
04.09 |
|
|
2. |
2. |
Кто я? |
11.09 |
|
|
3. |
3. |
Кто я – большой или маленький? |
18.09 |
|
|
4. |
4. |
Мои способности. |
25.09 |
|
|
5. |
5. |
Мой выбор, мой путь. |
02.10 |
|
|
6. |
6. |
Мой внутренний мир. |
09.10 |
|
|
7. |
7. |
Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира. |
16.10 |
|
|
8. |
8. |
Кого я могу впустить в свой внутренний мир? |
23.10 |
|
|
9. |
9. |
Что значит верить? |
06.11 |
|
|
Я расту, я изменяюсь (2ч.) |
|||||
10. |
1. |
Моё детство. |
13.11 |
|
|
11. |
2. |
Я изменяюсь. |
20.11 |
|
|
Моё будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? (2ч.) |
|||||
12. |
1. |
Моё будущее. |
27.11 |
|
|
13. |
2. |
Хочу вырасти здоровым человеком. |
04.12 |
|
|
Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно? (3ч.) |
|||||
14. |
1. |
Кто такой интеллигентный человек? |
11.12 |
|
|
15. |
2. |
Хочу вырасти интеллигентным человеком. |
18.12 |
|
|
16. |
3. |
Что такое идеальное Я? |
25.12 |
|
|
Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно? (6ч.) |
|||||
17. |
1. |
Кто такой свободный человек? |
15.01 |
|
|
18. |
2. |
Права и обязанности школьника. |
22.01 |
|
|
19. |
3. |
Что такое «право на уважение»? |
29.01 |
|
|
20. |
4. |
Права и обязанности. |
05.02 |
|
|
21. |
5. |
Нарушение прав других людей может привести к конфликтам. |
12.02 |
|
|
22. |
6. |
Как разрешать конфликты мирным путём? |
19.02 |
|
|
Развивающие занятия (11ч.) |
|||||
23. |
1. |
Упражнения на развитие вербально — понятийного мышления. |
26.02 |
|
|
24. |
2. |
Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями. |
05.03 |
|
|
25. |
3. |
Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза). |
12.03 |
|
|
26. |
4. |
Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза). |
19.03 |
|
|
27. |
5. |
Упражнения на развитие вербально – смыслового анализа. |
02.04 |
|
|
28. |
6. |
Упражнения на развитие логического мышления. |
09.04 |
|
|
29. |
7. |
Упражнения на развитие логического мышления. |
16.04 |
|
|
30-31. |
8. |
Упражнения на развитие быстроты реакции. |
23.04 30.04 |
|
|
32. |
9. |
Итоговая диагностика и тестирование. |
07.05 |
|
|
33. |
10. |
Итоговая диагностика и тестирование. |
14.05 |
|
|
34. |
11. |
Итоговое. |
21.05 |
|
|
Рассмотрено Согласовано:___________
назаседании методического Заместитель директора
объединенияучителей по учебно -воспитательной
начальныхклассов работе
Протокол№ ___ от «__» _______ 2020г. «__» ___________2020г.