X-PDF

Рабочая программа Тропинка к своему Я (4 класс)

Поделиться статьей

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ФРУНЗЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

 

                                                                              

                                                                           

                                                                

               УТВЕРЖДАЮ:_________________

                                                                          Директор ГОУ ЛНР « Фрунзенская

                                                                         средняяшкола» 

                                                                                А.В.Кисельников

 

 «___» _______________ 2020 г.

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по внеурочнойдеятельности

«Тропинка ксвоему Я»

по психологии в4 классе

на 2020-2021учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Составитель:  Яковенко О.В.

                                                                              учитель русского языка и

литературы, специалист

высшей категории,

старший учитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

 

Важнейшейзадачей современной системы образования является формирование универсальныхучебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитиюи самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активногоприсвоения учащимися социального опыта .

Актуальностьпроблемы обусловлена

                    возрастанием явлений школьнойдезадаптации, причины которой объясняются низким уровнем школьной зрелости,недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению;

                     возрастанием требований ккоммуникационному взаимодействию и толерантности членов общества, степениответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. Низкий уровенькоммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детейс высокой социальной и межличностной тревожностью.

Все чащенаблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассниками, переживанияодиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Все

это придает особуюактуальность воспитанию умения сотрудничать и работать в группе, бытьтолерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера,свободно, чётко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.

            Начало обучения в школе –один из наиболее значимых моментов жизни человека. Сегодня многие педагоги иродители недооценивают качественные изменения, происходящие в ребёнке в периодобучения в начальной школе. Гораздо больше внимания уделяют количественномунакоплению знаний и умений детей. Однако именно качественные изменения оченьважны для ребёнка, они могут сыграть как позитивную, так и негативную роль,могут укрепить психологическое здоровье или же нарушить его. И если пробелы взнаниях можно впоследствии восполнить, то возникшие психологические нарушениямогут иметь стойкий характер, с трудом поддаваться коррекции.

            Наиболее существенныеизменения происходят в сфере самосознания. Наиболее интенсивно развиваются тризвена самосознания: потребность, осознание прав и обязанностей, осознаниевремени. Депривация потребности в признании может вызвать у младшихшкольников не только снижение самооценки, но и появление неадекватных защитныхреакций. Обязанности в представлении детей связываются в основном со школой исемьёй, а права с улицей. Впоследствии это может привести это может привести кформированию стойкого негативного отношения к школе в сочетании с потребностьюполностью «раскрепощаться» на улице. Неизбежно меняется и осознание времени младшими школьниками. Ребёнок устремлён в будущее, но оно для него дольно абстрактно ине побуждает к конкретным действиям, не влияет на его поведение.

            Для начального периодаобучении в школе происходят изменения в общении ребёнка со взрослыми, в первуюочередь, с родителями. Родители в это время как бы становятся «новыми людьми»,поскольку их взаимодействие с ребёнком во многом теперь опосредуются школой.  Ксожалению, чаще отношения с родителями становятся конфликтными. Многиесовременные родители стремятся удовлетворить своё социальное честолюбие черезуспешность ребёнка в школе. Соответственно ребёнок должен достигать успехов вшколе, чтобы соответствовать ожиданиям родителей. Успешность награждаетсялюбовью, неуспешность приводит к её лишению. Такая ситуация становится факторомриска и может привести к нарушению психологического здоровья. Особо значимы длямладших школьников взаимоотношения с учителем. Учитель, по его мнению, знает иумеет абсолютно всё, не должен иметь недостатков. Поэтому, оценка учителя дляребёнка особо значима: она может способствовать формированию у него уверенностив себе или же, наоборот, чувство собственной неумелости, беспомощности.Последнее может порождать у ребёнка обиду, злость и даже страх перед учителем.Поэтому для сохранения психологического здоровья ребёнка необходимо помочь емуизбежать развития страха перед учителем. Помочь увидеть учителя как обычногочеловека, со своими достоинствами и недостатками. И как следствие этого –принять его.

            Насколько важны дляребёнка в этот период взаимоотношения со сверстниками? С одной стороны, они вомногом опосредуются взаимоотношениями с педагогом, то есть принимаемый имребёнок, будет популярен среди школьников. И наоборот, отвергаемый педагогомребёнок, вероятнее всего, становится классным изгоем. С другой стороны, младшиешкольники – это всё ещё дети, которым необходимо играть. Поэтому невозможностьпообщаться, а значит, и поиграть с ребятами воспринимается остро.

Современная жизнь наполненамногочисленными факторами, заставляющими людей чувствовать неуверенность,шаткость собственного существования. Все чаще употребляются такие выражения,как «психологическая безопасность», «психологический комфорт». Проблемадетского стресса становится с каждым годом все острее.

            Исследования показали,что возникновение школьной дезадаптации  в устойчивой форме все чаще приводит квозникновению дезадаптации социальной. Многие качества, присущие  современнымдетям, не позволяют им находить эффективные способы решения жизненных проблем,делают их уязвимыми к стрессовым воздействиям. Немалую роль в психологическойнеустойчивости детей играют  и постоянная интенсификация труда школьника, явноеили скрытое увеличение школьных нагрузок, дополнительные занятия вне школы,повседневные проблемы среднестатистической российской семьи  и т.д. Всложившейся ситуации знания и умения противостояния стрессовой ситуациистановятся особенно необходимыми.

            В заключение обсуждения факторов риска нарушения психологического здоровья в младшем школьном возрастеобратим внимание на одну из важнейших проблем – проблему сохранения«внутреннего ребёнка». Ребёнок умеет радоваться, бескорыстно любить, оноптимист, умеет видеть «сердцем». Потеря контакта со свои «внутренним Ребёнком»может обернуться не только существенными нарушениями психологического здоровья,но и приведёт к снижению способности к творчеству и продуктивности.

Чтобы помочь ребёнку найти егоуникальную, счастливую дорогу в первые школьные годы,  была составленапрограмма для групповых занятий  с  обучающимися   4 класса «Тропинка к своемуЯ».  В основе программыпсихологических  занятий лежат материалы, опубликованные в книге ХухлаевойО.В.  «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1 – 4)»,  В.А.Родионова, М.А. Ступницкой и  К.Р. Ступницкой « Прививка от стресса».

 

Цель программы:сохранение и укрепление психологического здоровья младших школьников,предупреждение школьной дезадаптации.

Задачи:

·                   помочь младшим школьникам научитьсяпонимать себя и других людей;

·                   формировать развивать навыки взаимодействиясо сверстниками, учителями и родителями;

·                   развивать на­выки саморегуляции исамоконтроля, в том числе в стрессовых ситуациях

·                   стабилизировать эмоциональное состояние,оптимизировать уровень тревожности

            и агрессии;

·                   развитиерефлексии учащихся, формирование адекватной самооценки.

 

Тематика и  содержание групповых занятий соответствует возрастным особенностями специфике проблем  четвероклассников.

            Главнаяособенность четвероклассников – появление глубинного интереса к своемувнутреннему миру. Для них теперь важны не столько успехи в учёбе, сколькопризнание окружающими их внутренней ценности и уникальности. Поэтому впрограмму психологических занятий для четвёртого класса введены беседы обидеалах, чести и достоинстве, об интеллигентности. Многие дети приближаются кстадии пребубертата. Дети требуют подчёркнутого уважения к себе со сторонывзрослых; настаивают на своих правах, нередко игнорируя обязанности. Поэтомувведена тема «Права и обязанности», помогающая детям уяснить необходимостьравновесия гармоничного сочетания прав и обязанностей в жизни человека. Врезультате проводимых занятий дети обогащают представления о собственныхспособностях и возможностях, составляют определённый личностный идеал вкачестве внутреннего ориентира поведения и поступков, приобретают способностьделать собственный выбор в сложных ситуациях.

Методы  и техники,используемые на занятиях.

·                   Упражнения на взаимодействие.

·                   Упражнения на самопознание, самопринятие исамоидентификацию;

·                   Телесно-ориентированные упражнения.

·                   Арт-терапевтические упражнения.

·                   Упражнения, направленные на саморегуляциюи самопомощь при стрессе.

·                   Ролевые игры.

·                   Работа со сказкой.

·                   Двигательные игры.

·                   Беседы.

·                   Задания — вопросы.

·                   Задания — выборы.

·                   Интеллектуальные задачки.

·                   Задания — сочинения.

Структура занятия:

·                   Приветствие.

·                   Разминка.

·                   Основная часть. 

·                   Рефлексия.

·                   Прощание.

Критериямиэффективности программы являются уровень адаптированности обучающихся кшкольным условиям, уровень межличностных отношений в классе.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

Предполагаемый результат:

·                   повышение уровня учебной мотивации;

·                   оптимизация  уровня тревожности, агрессии и самооценки;

·                   овладение  навыками  взаимодействия сосверстниками, учителями и родителями;

·                   снижение конфликтности в классе;

·                   овладение  навыками саморегуляции и самоконтроля, в том числе в стрессовых ситуациях

·                   улучшение межличностных отношений вклассе, повышение социометрического статуса школьника.

 

Оценка эффективности работы:

Эффективность работыотслеживается по данным психологической диагностики,    проводимой перед началом курса реабилитации и по завершению занятий:

 

·                   тест школьной тревожности  (Прихожан А.М.)

·                   тест уровнясамооценка  (Дембо-Рубинштейна )

·                   тест школьной мотивации (Лускановой Н.Г.)

·                   наблюдение (Н.Семаго).

 

СОДЕРЖАНИЕ.

4класс.

 

Тема1.  Кто я? Мои силы, мои возможности.

Цель:

-помощь детям в усвоении понятия «способности», исследование своих способностейи возможностей;

-помощь каждому ребёнку осознать свою уникальность и неповторимость.

 

Занятие1. Моё лето.

Цель:осознание детьми особенности позиции школьника — четвероклассника;

Занятие2 . Кто я?

Цель:представление детьми своих новых умений

Занятие3 .  Кто я – большой или маленький?

Цель:обсуждение понятий «большой – маленький».

Занятие4-5. Мои способности.

Цель:обсуждение понятий «способности».

Занятие6-7 . Мой выбор, мой путь.

Цель:развитие навыка самостоятельного выбора и принятия решений.

Занятие8 .  Мой внутренний мир.

Цель:осознание своей уникальности и неповторимости.

Занятие9 .  Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира.

Цель:осознание своей уникальности и неповторимости.

Занятие10. Кого я могу впустить в свой внутренний мир?

Цель:осознание своей уникальности и неповторимости.

Занятие11 . Что значит верить?

Цель:обсуждение понятия «вера в свои силы»

 

Тема2.  Я расту, я изменяюсь..

Цель:

-помощь детям научиться  осознавать происходящие в них изменения;

-помощь детям научиться планировать цели и пути самоизменения.

Занятие12-13. Моё детство.

Цель:работа с воспоминаниями о детстве.

Занятие14. Я изменяюсь.

Цель:помощь детям научиться  осознавать происходящие в них изменения.

 

Тема3.   Моё будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?

Цель:

-дать детям возможность задуматься о будущем, обсудить варианты будущего;

-помощь детям в понимании, что будущее начинается в настоящем;

-введение понятия «жизненный выбор»

Занятие15- 16. Моё будущее.

Цель:дать детям возможность задуматься о будущем, обсудить варианты будущего

Занятие17-19. Хочу вырасти здоровым человеком.

Цель:осознание детьми взаимосвязи физического психологического здоровья.

 

Тема4.  Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно?

Цель:

-помощь в сознании детьми понятия интеллигентный человек;

-обсуждение проблемы идеалов.

Занятие20. Кто такой интеллигентный человек?

Цель:работа с понятием «интеллигентный человек»

Занятие21-22. Хочу вырасти интеллигентным человеком.

Цель:обсуждение смысла интеллигентности.

Занятие23. Что такое идеальное Я?

Цель:обсуждение проблемы идеалов

 

Тема5.  Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно?

Цель:

помощьв сознании детьми личной свободы и свободы другого человека;

-помощь детям в понимании того, что свобода часто связана с наличиемобязанностей;

-помощь в сознании детьми необходимости признавать и уважать права других людей.

Занятие24. Кто такой свободный человек?

Цель:работа с понятием «свободный человек»

Занятие25-26.  Права и обязанности школьника.

Цель:- актуализация личного опыта  выполнения прав и обязанностей.

         —помощь в сознании детьми необходимости признавать и уважать права других  людей.

Занятие27-28. Что такое «право на уважение»?

Цель:работа с понятием «право на уважение»

Занятие29-30. Права и обязанности.

Цель:обсуждение соотношения прав и обязанностей.

Занятие31. Нарушение прав других людей может привести к конфликтам.

Цель:обсуждение различных конфликтных ситуаций и причин их возникновения

Занятие32. Как разрешать конфликты мирным путём?

Цель:актуализация личного опыта детей в разрешении конфликтных ситуаций;

Занятие33. Итоговое.

Цель:обобщение основных знаний и навыков, полученных в течение года.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                 АсмоловА.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальныеучебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя —М., Просвещение, 2008

2.                 ГрецовА.Г. Тренинг общения для подростков – СПб., «Питер», 20

3.                 ДубровинаИ.В. Школьная психологическая служба. — М., 1991.

4.                 ЛевановаЕ.А., Волошина А.Г., Плешаков В.А., Соболева А.Н., Телегина И.О. Игра втренинге. Возможности игрового взаимодействия – СПб., «Питер», 2008.

5.                 МолодцоваН.Г. Практикум по педагогической психологии — СПб., «Питер», 2007

6.                 МонинаГ.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником — СПб.,«Речь», 2005

7.                 МайороваН.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно-важным навыкам. СПб.:«Образование-культура», 2002.

8.                 РодионовВ.А., Ступницкая М.А., Ступницкая К.Р. Прививка от стресса. – Ярославль:«Академия развития», 2006.

9.                 СеменоваЕ.М. Тренинг эмоциональной устойчивости – М., «Психотерапия», 2006.

10.             ХухлаеваО.В. Тропинка к своему Я : уроки психологии  в начальной школе (4кл.) –М.:Генезис, 2011. 344с.

11.             М.,ШитоваЕ.В. Работа с детьми – источник удовольствия. – Волгоград: «Панорама», 2006.

12.              ФопельК. Технология ведения тренинга. Теория и практика. М., 2003.

 

Календарно-тематическоепланирование

Тропинкак своему «Я»

4класс

п/п

№ урока

в теме

Тема урока

Дата

Примечание

По плану

По факту

Кто я? Мои силы, мои возможности (9ч.)

1.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

1.

Моё лето.

04.09

 

 

2.

2.

Кто я?

11.09

 

 

3.

3.

Кто я – большой или маленький?

18.09

 

 

4.

4.

Мои способности.

25.09

 

 

5.

5.

Мой выбор, мой путь.

02.10

 

 

6.

6.

Мой внутренний мир.

09.10

 

 

7.

7.

Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира.

16.10

 

 

8.

8.

Кого я могу впустить в свой внутренний мир?

23.10

 

 

9.

9.

Что значит верить?

06.11

 

 

Я расту, я изменяюсь (2ч.)

10.

1.

Моё детство.

13.11

 

 

11.

2.

Я изменяюсь.

20.11

 

 

Моё будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? (2ч.)

12.

1.

Моё будущее.

27.11

 

 

13.

2.

Хочу вырасти здоровым человеком.

04.12

 

 

Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно? (3ч.)

14.

1.

Кто такой интеллигентный человек?

11.12

 

 

15.

2.

Хочу вырасти интеллигентным человеком.

18.12

 

 

16.

3.

Что такое идеальное Я?

25.12

 

 

Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно? (6ч.)

17.

1.

Кто такой свободный человек?

15.01

 

 

18.

2.

Права и обязанности школьника.

22.01

 

 

19.

3.

Что такое «право на уважение»?

29.01

 

 

20.

4.

Права и обязанности.

05.02

 

 

21.

5.

Нарушение прав других людей может привести к конфликтам.

12.02

 

 

22.

6.

Как разрешать конфликты мирным путём?

19.02

 

 

Развивающие занятия (11ч.)

23.

1.

Упражнения на развитие вербально — понятийного мышления.

26.02

 

 

24.

2.

Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями.

05.03

 

 

25.

3.

Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза).

12.03

 

 

26.

4.

Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза).

19.03

 

 

27.

5.

Упражнения на развитие вербально – смыслового анализа.

02.04

 

 

28.

6.

Упражнения на развитие логического мышления.

09.04

 

 

29.

7.

Упражнения на развитие логического мышления.

16.04

 

 

30-31.

8.

Упражнения на развитие быстроты реакции.

23.04

30.04

 

 

32.

9.

Итоговая диагностика и тестирование.

07.05

 

 

33.

10.

Итоговая диагностика и тестирование.

14.05

 

 

34.

11.

Итоговое.

21.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрено                                            Согласовано:___________

назаседании методического                   Заместитель директора

объединенияучителей                            по учебно -воспитательной

начальныхклассов                                          работе

Протокол№ ___ от «__» _______ 2020г.         «__» ___________2020г.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет