Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
г. Бородино Красноярского края
Рассмотрено на заседании методического объединения (протокол №_____) «___» ____________2022 г. Руководитель МО _______________ Е.Б. Сермина |
Согласовано Заместитель директора школы ____________Т.Г. Селедцова |
Утверждаю Директор школы ____Т.Ф. Жакова Приказ №_______ от «___»________ 20___ г.
|
Рабочая программа
учебного курса
среднего общего образования
по основам безопасностижизнедеятельности
на базовом уровне
для учащихся 10-11 класса
на 2022-2023 учебный год
Рабочую учебную программусоставил учитель Рыбалко А.И.
2022 г.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по основамбезопасности жизнедеятельности на базовом уровне для 10-11классов составлена наоснове
¾ Федеральногогосударственного образовательного стандарта среднего общего образования(утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.05.2012. № 413 в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 № 1645, от31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017 № 613),
¾ Примерной основной образовательной программы среднего общегообразования (сайт Министерства образования и науки Российской Федерации,«Реестр примерных общеобразовательных программ»; одобрена решением федеральногоучебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28 июня2016 г. № 2/16-з),
¾ Рабочейпрограммы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности. Базовый уровень:рабочая программа. 10 – 11 классы: учебно-методическое пособие» /С.В. Ким. –М.: Венета-Граф, 2019. – 105 с. – (Российский учебник).
¾ ОсновнойОбразовательной Программы СОО МБОУ «СОШ № 1».
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Личностныерезультаты:
— развитиедуховных и физических качеств, определяющих готовность и способность обучающихсяк саморазвитию и личностному самоопределению на основе социально одобряемых ирекомендуемых моделей безопасного поведения, определяющих качество формированияиндивидуальной культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности человека всреде обитания;
— формированиепотребности и осознанной мотивации в следовании правилам здорового образажизни, в осознанном соблюдении норм и правил безопасности жизнедеятельности вучебной, трудовой, досуговой деятельности;
— развитиеготовности и способности к непрерывному самообразованию с целью совершенствованияиндивидуальной культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности;
— воспитаниеответственного отношения к сохранению своего здоровья, здоровья других людей иокружающей природной среды обитания;
— формированиегуманистических приоритетов в системе ценностно-смысловых установокмировоззренческой сферы обучающихся, отражающих личностную и гражданскую позиции в осознании национальной идентичности, соблюдениепринципа толерантности во взаимодействии с людьми вполикультурном социуме;
— воспитаниеответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к здоровьюкак к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметныерезультатыпредполагают формирование универсальных учебных действий, определяющих развитиеумения учиться. Таким образом, учащиеся приобретают:
умения познавательные, интеллектуальные (аналитические,критические, проектные, исследовательские, работы синформацией: поиска, выбора, обобщения, сравнения,систематизации и интерпретации):
— формулироватьличныепонятия о безопасности и учебно-познавательную проблему (задачу);
— анализироватьпричинывозникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
— обобщатьи сравнивать последствияопасных и чрезвычайных ситуаций;
— выявлятьпричинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасностьжизнедеятельности человека;
— генерироватьидеи, моделировать индивидуальные решения по обеспечению личнойбезопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
— планировать–определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни ив различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
— выбиратьсредствареализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности вобеспечении личной безопасности;
— находить,обобщать иинтерпретировать информацию с использованием учебной литературы побезопасности жизнедеятельности, словарей, Интернета, СМИ и другихинформационных ресурсов;
— применятьтеоретическиезнания в моделировании ситуаций по мерам первой помощи исамопомощи при неотложных состояниях, по формированию здорового образа жизни;
умения коммуникативные:
— взаимодействоватьс окружающими,вести конструктивный диалог, понятно выражать свои мысли, слушать собеседника,признавать право другого человека на иное мнение;
— выполнятьразличныесоциальные роли в обычной и экстремальной ситуациях, в решении вопросов пообеспечению безопасности личности, общества, государства;
умениярегулятивные (организационные):
— саморегуляцияи самоуправление собственным поведением и деятельностью – построениеиндивидуальной образовательной траектории;
— владениенавыками учебно-исследовательскойи проектной деятельности;
— владениенавыками познавательнойрефлексии (осознание совершаемых действий имыслительных процессов, границ своего знания и незнания) для определения новыхпознавательных задач и средств их достижения;
— владениепрактическими навыками первой помощи, физической культуры, здоровогообраза жизни, экологического поведения, психогигиены.
Предметные результаты предполагаютформирование основ научного (критического, исследовательского) типа мышления наоснове научных представлений о стратегии и тактике безопасностижизнедеятельности; о подходах теории безопасности жизнедеятельности к изучениюопасных и чрезвычайных ситуаций; о влиянии их последствий на безопасность личности,общества и государства; о государственной системе обеспечениязащиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; осоциально-демографических и экологических процессах на территории России; оподготовке населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, включаяпротиводействие экстремизму, терроризму, наркотизму; о здоровом образе жизни;об оказании первой помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях гражданв области безопасности жизнедеятельности, о военно-силовых ресурсах государствапо защите населения и территорий;
в ценностно-ориентационной сфере:
— ценностныеустановки, нравственные ориентиры, стратегические приоритеты, мотивы,потребности, принципы мышления и поведения, обеспечивающие выработкуиндивидуальной культуры безопасности жизнедеятельности, экологическогомировоззрения и мотивации, антиэкстремистского поведения, гражданской позиции,умения предвидеть опасные ситуации, выявлять их причины ивозможные последствия, проектировать модели безопасного поведения;
— осознаниеличной ответственности за формирование культуры семейных отношений;
в коммуникативной сфере:
— умениенаходить необходимую информацию по вопросам безопасности здоровья, адекватноинформировать окружающих и службы экстренной помощи об опасной ситуации;
— умениесотрудничать с другими людьми, выполнять совместно необходимые действия поминимизации последствий экстремальной ситуации;
— стремлениеи умение находить компромиссное решение в сложной ситуации;
в эстетической сфере:
— умениеоценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающегомира;
— умениеразличать эргономичность, эстетичность и безопасность объектов и среды обитания(жизнедеятельности);
в бытовой, трудовой и досуговой сфере:
— грамотноеобращение с бытовыми приборами, техническими устройствами;
— соблюдениеправил дорожного движения и поведения на транспорте;
— соблюдениеправил отдыха в загородной зоне;
— знаниеномеров телефонов для вызова экстренных служб;
— умениеоказывать первую помощь;
— правоохранительноеповедение в социальной и природоохранной сфере;
в сфере физической культуры и здорового образа жизни:
— накоплениеопыта физического и психического совершенствования средствамиспортивно-оздоровительной деятельности, здорового образа жизни;
— выработкапривычки к соблюдению правил техники безопасности при развитии физическихкачеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, координации, скоростныхкачеств, обеспечивающих двигательную активность;
— соблюдениерационального режима труда и отдыха для того, чтобы выдерживать высокуюумственную нагрузку старшеклассников, осуществлять профилактику утомления идистресса здоровыми способами физической активности;
— умениеправильно оказывать первую помощь при травмах на занятиях физической культурой ив экстремальных ситуациях.
Планируемыерезультаты освоения предмета.
Врезультате изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»на уровне среднего общего образования выпускник на базовом уровненаучится:
Основыкомплексной безопасности:
— комментировать назначениеосновных нормативных правовых актов, определяющих правила и безопасностьдорожного движения;
— использовать основныенормативные правовые акты в области безопасности дорожного движения дляизучения и реализации своих прав и определения ответственности;
— оперировать основнымипонятиями в области безопасности дорожного движения;
— объяснять назначение предметовэкипировки для обеспечения безопасности при управлении двухколеснымтранспортным средством;
— действовать согласноуказанию на дорожных знаках;
— пользоваться официальнымиисточниками для получения информации в области безопасности дорожного движения;
— прогнозировать и оцениватьпоследствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира или водителятранспортного средства в различных дорожных ситуациях для сохранения жизни издоровья (своих и окружающих людей);
— составлять модели личногобезопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных ичрезвычайных ситуациях на дороге (в части, касающейся пешеходов, пассажиров иводителей транспортных средств);
— комментировать назначениенормативных правовых актов в области охраны окружающей среды;
— использовать основныенормативные правовые акты в области охраны окружающей среды для изучения иреализации своих прав и определения ответственности;
— оперировать основнымипонятиями в области охраны окружающей среды;
— распознавать наиболеенеблагоприятные территории в районе проживания;
— описывать факторыэкориска, объяснять, как снизить последствия их воздействия;
— определять, какие средстваиндивидуальной защиты необходимо использовать в зависимости от поражающегофактора при ухудшении экологической обстановки;
— опознавать организации,отвечающие за защиту прав потребителей и благополучие человека,природопользование и охрану окружающей среды, для обращения в случаенеобходимости;
— опознавать, для чегоприменяются и используются экологические знаки;
— пользоваться официальнымиисточниками для получения информации об экологической безопасности и охранеокружающей среды;
— прогнозировать и оцениватьсвои действия в области охраны окружающей среды;
— составлять модель личногобезопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и при ухудшенииэкологической обстановки;
— распознавать явные искрытые опасности в современных молодежных хобби;
— соблюдать правилабезопасности в увлечениях, не противоречащих законодательству РФ;
— использовать нормативныеправовые акты для определения ответственности за противоправные действия иасоциальное поведение во время занятий хобби;
— пользоваться официальнымиисточниками для получения информации о рекомендациях по обеспечениюбезопасности во время современных молодежными хобби;
— прогнозировать и оцениватьпоследствия своего поведения во время занятий современными молодежными хобби;
— применять правила ирекомендации для составления модели личного безопасного поведения во времязанятий современными молодежными хобби;
— распознавать опасности,возникающие в различных ситуациях на транспорте, и действовать согласнообозначению на знаках безопасности и в соответствии с сигнальной разметкой;
— использовать нормативныеправовые акты для определения ответственности за асоциальное поведение на транспорте;
— пользоваться официальнымиисточниками для получения информации о правилах и рекомендациях по обеспечениюбезопасности на транспорте;
— прогнозировать и оцениватьпоследствия своего поведения на транспорте;
— составлять модель личногобезопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных ичрезвычайных ситуациях на транспорте.
Защитанаселения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций:
– комментировать назначениеосновных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий отопасных и чрезвычайных ситуаций;
– использовать основныенормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от опасных ичрезвычайных ситуаций для изучения и реализации своих прав и определенияответственности; оперировать основными понятиями в области защиты населения итерриторий от опасных и чрезвычайных ситуаций;
– раскрывать составляющиегосударственной системы, направленной на защиту населения от опасных ичрезвычайных ситуаций;
– приводить примеры основныхнаправлений деятельности государственных служб по защите населения и территорийот опасных и чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита,эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения;
– приводить примеры потенциальныхопасностей природного, техногенного и социального характера, характерных длярегиона проживания, и опасностей и чрезвычайных ситуаций, возникающих приведении военных действий или вследствие этих действий;
– объяснять причины ихвозникновения, характеристики, поражающие факторы, особенности ипоследствия;
– использовать средстваиндивидуальной, коллективной защиты и приборы индивидуального дозиметрическогоконтроля;
– действовать согласнообозначению на знаках безопасности и плане эвакуации;
– вызывать в случаенеобходимости службы экстренной помощи;
– прогнозировать и оцениватьсвои действия в области обеспечения личной безопасности в опасных ичрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
– пользоваться официальнымиисточниками для получения информации о защите населения от опасных ичрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
– составлять модель личногобезопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций мирного ивоенного времени.
Основыпротиводействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации:
– характеризоватьособенности экстремизма, терроризма и наркотизма в Российской Федерации;
– объяснять взаимосвязьэкстремизма, терроризма и наркотизма;
– оперировать основнымипонятиями в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму вРоссийской Федерации;
– раскрывать предназначениеобщегосударственной системы противодействия экстремизму, терроризму инаркотизму;
– объяснять основныепринципы и направления противодействия экстремистской, террористическойдеятельности и наркотизму;
– комментировать назначениеосновных нормативных правовых актов, составляющих правовую основупротиводействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
– описывать органыисполнительной власти, осуществляющие противодействие экстремизму, терроризму инаркотизму в Российской Федерации;
– пользоваться официальнымисайтами и изданиями органов исполнительной власти, осуществляющихпротиводействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации,для обеспечения личной безопасности;
– использовать основныенормативные правовые акты в области противодействия экстремизму, терроризму инаркотизму в Российской Федерации для изучения и реализации своих прав,определения ответственности;
– распознавать признакивовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность;
– распознавать симптомыупотребления наркотических средств;
– описывать способыпротиводействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность,распространению и употреблению наркотических средств;
– использовать официальныесайты ФСБ России, Министерства юстиции РФ для ознакомления с перечнеморганизаций, запрещенных в Российской Федерации в связи с экстремистской итеррористической деятельностью;
– описывать действия гражданпри установлении уровней террористической опасности;
– описывать правила ирекомендации в случае проведения террористической акции;
– составлять модель личногобезопасного поведения при установлении уровней террористической опасности иугрозе совершения террористической акции.
Основыздорового образа жизни:
– комментировать назначениеосновных нормативных правовых актов в области здорового образа жизни;
– использовать основныенормативные правовые акты в области здорового образа жизни для изучения иреализации своих прав;
– оперировать основнымипонятиями в области здорового образа жизни;
– описывать факторыздорового образа жизни;
– объяснять преимуществаздорового образа жизни;
– объяснять значениездорового образа жизни для благополучия общества и государства;
– описывать основные факторыи привычки, пагубно влияющие на здоровье человека;
– раскрывать сущностьрепродуктивного здоровья;
– распознавать факторы,положительно и отрицательно влияющие на репродуктивное здоровье;
– пользоватьсяофициальными источниками для получения информации о здоровье, здоровом образежизни, сохранении и укреплении репродуктивного здоровья.
Основы медицинскихзнаний и оказание первой помощи:
– комментировать назначение основных нормативных правовыхактов в области оказания первой помощи;
– использовать основныенормативные правовые акты в области оказания первой помощи для изучения иреализации своих прав, определения ответственности;
– оперировать основнымипонятиями в области оказания первой помощи;
– отличать первую помощь отмедицинской помощи;
– распознавать состояния,при которых оказывается первая помощь, и определять мероприятия по ее оказанию;
– оказывать первую помощьпри неотложных состояниях;
– вызывать в случаенеобходимости службы экстренной помощи;
– выполнять переноску (транспортировку)пострадавших различными способами с использованием подручных средств и средствпромышленного изготовления;
– действовать согласноуказанию на знаках безопасности медицинского и санитарного назначения;
– составлять модель личногобезопасного поведения при оказании первой помощи пострадавшему;
– комментировать назначениеосновных нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологическомблагополучия населения;
– использовать основныенормативные правовые акты в сфере санитарно-эпидемиологического благополучиянаселения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
– оперировать понятием«инфекционные болезни» для определения отличия инфекционных заболеваний отнеинфекционных заболеваний и особо опасных инфекционных заболеваний;
– классифицировать основныеинфекционные болезни;
– определять меры,направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционныхзаболеваний;
– действовать в порядке и поправилам поведения в случае возникновения эпидемиологического или бактериологическогоочага.
Основы обороныгосударства:
– комментировать назначениеосновных нормативных правовых актов в области обороны государства;
– характеризовать состояниеи тенденции развития современного мира и России;
– описывать национальныеинтересы РФ и стратегические национальные приоритеты;
– приводить примеры факторови источников угроз национальной безопасности, оказывающих негативное влияние нанациональные интересы России;
– приводить примеры основныхвнешних и внутренних опасностей;
– раскрывать основные задачии приоритеты международного сотрудничества РФ в рамках реализации национальныхинтересов и обеспечения безопасности;
– разъяснять основныенаправления обеспечения национальной безопасности и обороны РФ;
– оперировать основнымипонятиями в области обороны государства;
– раскрывать основы иорганизацию обороны РФ;
– раскрывать предназначениеи использование Вооружённых Сил РФ в области обороны;
– объяснять направлениевоенной политики РФ в современных условиях;
– описывать предназначение изадачи Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов вмирное и военное время;
– характеризовать историюсоздания Вооружённых Сил РФ;
– описывать структуру ВооружённыхСил РФ;
– характеризовать виды ирода войск Вооружённых Сил РФ, их предназначение и задачи;
– распознавать символы ВооружённыхСил РФ;
– приводить примеры воинскихтрадиций и ритуалов Вооружённых Сил РФ.
Правовыеосновы военной службы:
– комментировать назначениеосновных нормативных правовых актов в области воинской обязанности граждан ивоенной службы;
– использовать нормативныеправовые акты для изучения и реализации своих прав и обязанностей до призыва,во время призыва, во время прохождения военной службы, во время увольнения своенной службы и пребывания в запасе;
– оперировать основнымипонятиями в области воинской обязанности граждан и военной службы;
– раскрывать сущностьвоенной службы и составляющие воинской обязанности гражданина РФ;
– характеризоватьобязательную и добровольную подготовку к военной службе;
– раскрывать организациювоинского учета;
– комментировать назначениеОбщевоинских уставов Вооружённых Сил РФ;
– использовать Общевоинскиеуставы Вооружённых Сил РФ при подготовке к прохождению военной службы попризыву, контракту;
– описывать порядок и срокипрохождения службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы;
– объяснять порядокназначения на воинскую должность, присвоения и лишения воинского звания;
– различатьвоенную форму одежды и знаки различия военнослужащих Вооружённых Сил РФ;
– описывать основаниеувольнения с военной службы;
– раскрывать предназначениезапаса;
– объяснять порядокзачисления и пребывания в запасе;
– раскрывать предназначениемобилизационного резерва;
– объяснять порядокзаключения контракта и сроки пребывания в резерве.
Элементы начальнойвоенной подготовки:
– комментировать назначениеСтроевого устава Вооружённых Сил РФ;
– использовать Строевойустав Вооружённых Сил РФ при обучении элементам строевой подготовки;
– оперировать основнымипонятиями Строевого устава Вооружённых Сил РФ;
– выполнять строевые приемыи движение без оружия;
– выполнять воинскоеприветствие без оружия на месте и в движении, выход из строя и возвращение встрой, подход к начальнику и отход от него;
– выполнять строевые приемыв составе отделения на месте и в движении;
– приводить примеры командуправления строем с помощью голоса;
– описывать назначение,боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова;
– выполнять неполнуюразборку и сборку автомата Калашникова для чистки и смазки;
– описывать порядок храненияавтомата;
– различать составляющиепатрона;
– снаряжать магазинпатронами;
– выполнять мерыбезопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в повседневнойжизнедеятельности и при проведении стрельб;
– описывать явление выстрелаи его практическое значение;
– объяснять значениеначальной скорости пули, траектории полета пули, пробивного и убойного действияпули при поражении противника;
– объяснять влияние отдачиоружия на результат выстрела;
– выбирать прицел иправильную точку прицеливания для стрельбы по неподвижным целям;
– объяснять ошибкиприцеливания по результатам стрельбы;
– выполнять изготовку кстрельбе;
– производить стрельбу;
– объяснять назначение ибоевые свойства гранат;
– различать наступательные иоборонительные гранаты;
– описывать устройстворучных осколочных гранат;
– выполнять приемы и правиласнаряжения и метания ручных гранат;
– выполнять мерыбезопасности при обращении с гранатами;
– объяснять предназначениесовременного общевойскового боя;
– характеризоватьсовременный общевойсковой бой;
– описывать элементыинженерного оборудования позиции солдата и порядок их оборудования;
– выполнять приемы «К бою»,«Встать»;
– объяснять, в каких случаяхиспользуются перебежки и переползания;
– выполнять перебежки ипереползания (по-пластунски, на получетвереньках, на боку);
– определять стороныгоризонта по компасу, солнцу и часам, по Полярной звезде и признакам местныхпредметов;
– передвигаться по азимутам;
– описывать назначение,устройство, комплектность, подбор и правила использования противогаза,респиратора, общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого защитногокостюма (Л-1);
– применять средстваиндивидуальной защиты;
– действовать по сигналамоповещения исходя из тактико-технических характеристик (ТТХ) средствиндивидуальной защиты от оружия массового поражения;
– описывать состав и областьприменения аптечки индивидуальной;
– раскрывать особенностиоказания первой помощи в бою;
– выполнять приемы по выносураненых с поля боя.
Военно-профессиональнаядеятельность:
– раскрывать сущностьвоенно-профессиональной деятельности;
– объяснять порядокподготовки граждан по военно-учетным специальностям;
– оценивать уровень своейподготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению квоенно-профессиональной деятельности;
– характеризовать особенностиподготовки офицеров в различных учебных и военно-учебных заведениях;
– использовать официальныесайты для ознакомления с правилами приема в высшие военно-учебные заведения ВооружённыхСил РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России.
Выпускник на базовомуровне получит возможность научиться:
Основыкомплексной безопасности:
– объяснять, какэкологическая безопасность связана с национальной безопасностью и влияет нанеё.
Защита населенияРоссийской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций:
– устанавливать ииспользовать мобильные приложения служб, обеспечивающих защиту населения отопасных и чрезвычайных ситуаций, для обеспечения личной безопасности.
Основы обороныгосударства:
– объяснять основныезадачи и направления развития, строительства, оснащения и модернизации ВооружённыхСил РФ;
– приводить примерыприменения различных типов вооружения и военной техники в войнах и конфликтахразличных исторических периодов, прослеживать их эволюцию.
Элементыначальной военной подготовки:
– Приводить примерысигналов управления строем с помощью рук, флажков и фонаря;
– определять назначение,устройство частей и механизмов автомата Калашникова;
– выполнять чистку исмазку автомата Калашникова;
– выполнять нормативынеполной разборки и сборки автомата Калашникова;
– описывать работу частейи механизмов автомата Калашникова при стрельбе;
– выполнять нормативснаряжения магазина автомата Калашникова патронами;
– описывать работу частейи механизмов гранаты при метании;
– выполнять нормативынадевания противогаза, респиратора и общевойскового защитного комплекта (ОЗК).
Военно-профессиональнаядеятельность:
– Выстраиватьиндивидуальную траекторию обучения с возможностью получения военно-учетнойспециальности и подготовки к поступлению в высшие военно-учебные заведения ВооружённыхСил РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России;
– оформлять необходимыедокументы для поступления в высшие военно-учебные заведения Вооружённых Сил РФи учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России.
III. Содержание учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Базовый уровень
Содержание курса. 10 класс
Раздел 1. Основы безопасности личности,общества, государства
Глава 1. Научные основы обеспечения безопасностижизнедеятельности человека в современной среде обитания. Культурабезопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания.Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности. Экологическиеосновы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в средеобитания. Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека всреде обитания.
Глава 2. Законодательные основы обеспечениябезопасности личности, общества, государства. Праваи обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасностижизнедеятельности. Защита национальной безопасности государства от военныхугроз. Защита личности, общества, государства от угроз социального характера.Противодействие экстремизму. Противодействие терроризму, наркотизму вРоссийской Федерации.
Глава 3. Организационные основы защиты населения итерриторий России в чрезвычайных ситуациях. Единаягосударственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций(РСЧС). Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения итерриторий в чрезвычайных ситуациях. Защита населения и территорий отчрезвычайных ситуаций природного характера. Защита населения и территорий отчрезвычайных ситуаций техногенного характера. Чрезвычайные ситуации наинженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование.
Раздел 2. Военная безопасность государства
Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характера ибезопасность. Защита населения и территорий от военнойопасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения.Защита населения и территорий от радиационной опасности. Средства коллективнойзащиты от оружия массового поражения. Защита населения и территорий отбиологической и экологической опасности. Средства индивидуальной защиты органовдыхания и кожи.
Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации назащите государства от военных угроз. Вооруженные СилыРоссийской Федерации: организационные основы. Состав Вооруженных Сил РоссийскойФедерации. Воинская обязанность и военная служба. Права и обязанностивоеннослужащих. Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Раздел 3. Основы медицинских знаний издорового образа жизни.
Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья:инфекционные и неинфекционные заболевания.Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. Здоровыйобраз жизни и его составляющие. Инфекционные заболевания: их особенности и мерыпрофилактики. Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики.Профилактика заболеваний, передающихся половым путем.
Глава 7. Оказание первой помощи при неотложныхсостояниях. Первая помощь при неотложных состояниях:закон и порядок. Правила оказания первой помощи при травмах. Первая помощь прикровотечениях, ранениях. Первая помощь: сердечнолегочная реанимация. Перваяпомощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах.
Содержание курса. 11 класс
Раздел 1. Основы комплексной безопасностиличности, общества, государства
Глава 1. Научные основы формирования культурыбезопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания.Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека всовременной среде обитания. Этические и экологические критерии безопасностисовременной науки и технологий. Общенаучные методологические подходы к изучениюпроблем безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Основныеподходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде жизнедеятельности.Основы управления безопасностью в системе «человек — среда обитания».
Глава 2. Комплекс мер взаимной ответственностиличности, общества, государства по обеспечению безопасности.Обеспечение национальной безопасности России. Обеспечение социальной,экономической и государственной безопасности. Меры государства попротиводействию военным угрозам, экстремизму, терроризму. Защита населения итерриторий в чрезвычайных ситуациях. Поисково-спасательная служба МЧС России.Международное сотрудничество России по противодействию военным угрозам,экстремизму, терроризму.
Глава 3. Экстремальные ситуации безопасность человека. Экстремальные ситуации криминогенного характера. Экстремизм, терроризм и безопасностьчеловека. Наркотизм и безопасность человека. Дорожно-транспортная безопасность.Вынужденное автономное существование в природных условиях.
Раздел 2. Военная безопасность государства
Глава 4. Вооруженные Силы Российской Федерации назащите государства от военных угроз. Основные задачиВооруженных Сил. Правовые основы воинской обязанности. Правовые основы военнойслужбы. Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная.Требования воинской деятельности к личности военнослужащего.
Глава 5. Особенности военной службы в современнойРоссийской армии. Особенности военной службы попризыву и альтернативной гражданской службы. Военные гуманитарные миссии Россиив «горячих точках» мира. Военные операции на территории России: борьба с терроризмом.Военные учения Вооруженных Сил Российской Федерации. Боевая слава российскихвоинов.
Раздел 3. Основы медицинских знаний издорового образа жизни
Глава 6. Основы здорового образа жизни Демографическаяситуация в России. Культура здорового образа жизни.Культура питания. Культура здорового образа жизни и репродуктивное здоровье.Вредные привычки. Культура движения.
Глава 7. Первая помощь при неотложных состоянияхМедико-психологическая помощь. Первая помощь приранениях. Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими веществами, прихимических и термических ожогах, обморожении. Первая помощь придорожно-транспортном происшествии. Первая помощь при отравлении никотином,алкоголем, лекарствами, ядами, наркотическими веществами.
Рабочейпрограммой предусмотрены письменные (тестовые) работы в концекаждого раздела.
Тематическоепланирование
10 класс.
№ |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Раздел 1. |
Основы безопасности личности, общества, государства |
15 |
Глава 1 |
Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. |
5 |
Глава 2 |
Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства |
5 |
Глава 3 |
Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях |
4 |
Раздел 2. |
Военная безопасность государства |
10 |
Глава 4 |
Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность |
5 |
Глава 5 |
Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз |
5 |
Раздел 3. |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. |
9 |
Глава 6 |
Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания. |
4 |
Глава 7 |
Оказание первой помощи при неотложных состояниях. |
5 |
Итого: |
34 |
|
По окончании 10 класса проводятся учебные сборы по основам военной службы продолжительностью 35 часов |
11 класс.
№ |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Раздел 1 |
Основы комплексной безопасности личности, общества, государства |
15 |
Глава 1 |
Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания |
5 |
Глава 2 |
Комплекс мер взаимной ответственности личности, общества, государства по обеспечению безопасности. |
5 Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1167 |
Глава 3 |
Экстремальные ситуации безопасность человека. |
4 |
Раздел 2 |
Военная безопасность государства |
10 |
Глава 4 |
Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз. |
5 |
Глава 5 |
Особенности военной службы в современной Российской армии. |
5 |
Раздел 3 |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. |
8 |
Глава 6 |
Основы здорового образа жизни Демографическая ситуация в России. |
4 |
Глава 7 |
Оказание первой помощи при неотложных состояниях. |
4 |
Итого: |
33 |
Календарно-тематическое планирование
уроков ОБЖ на базовом уровне в 10 классе
В 2022-2023 учебном году 34учебные недели.
Итого в 1полугодии 16 часов, во 2 полугодии 18 часов.
Итого — 34 часа за учебный год наизучение ОБЖ в 10 классе (1 час в неделю).
№ урока |
Дата |
Тема урока |
Примечание |
Раздел I. Основы безопасности личности, общества, государства – 15 часов |
|||
Глава 1. Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания – 5 |
|||
1 |
|
Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. |
|
2 |
|
Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности. |
|
3 |
|
Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. |
|
4 |
|
Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. |
|
5 |
|
Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. |
|
Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства – 5 |
|||
6 |
|
Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности. |
|
7 |
|
Защита национальной безопасности государства от военных угроз. |
|
8 |
|
Защита личности, общества, государства от угроз социального характера. |
|
9 |
|
Противодействие экстремизму. |
|
10 |
|
Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации. |
|
Глава 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях |
|||
11 |
|
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). |
|
12 |
|
Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. |
|
13 |
|
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера. |
|
14 |
|
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. |
|
15 |
|
Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование. |
|
Раздел II. Военная безопасность государства – 10 часов |
|||
Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность – 5 |
|||
16 |
|
Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения. |
|
17 |
|
Защита населения и территорий от радиационной опасности. |
|
18 |
|
Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. |
|
19 |
|
Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности. |
|
20 |
|
Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. |
|
Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз – 5 |
|||
21 |
|
Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы. |
|
22 |
|
Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. |
|
23 |
|
Воинская обязанность и военная служба. |
|
24 |
|
Права и обязанности военнослужащих. |
|
25 |
|
Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. |
|
Раздел III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни – 9 часов |
|||
Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания – 6 |
|||
26 |
|
Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. |
|
27 |
|
Здоровый образ жизни и его составляющие. |
|
28 |
|
Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики. |
|
29 |
|
Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики. |
|
30 |
|
Промежуточная аттестация. Тест. |
|
31 |
|
Профилактика заболеваний, передающихся половым путем. |
|
Глава 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях – 3 |
|||
32 |
|
Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок. |
|
33 |
|
Правила оказания первой помощи при травмах. Первая помощь при кровотечениях, ранениях. |
|
34 |
|
Первая помощь: сердечно-легочная реанимация. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах. |
|
Календарно-тематическое планирование
уроков ОБЖ на базовом уровне в 11 классе
В 2022-2023 учебном году 34учебные недели.
Итого в 1 полугодии16 часов, во 2 полугодии 18 часов.
Итого — 34 часа за учебный год наизучение ОБЖ в 11 классе (1 час в неделю).
№ урока |
Дата |
Тема урока |
Примечание |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности личности, общества, государства 15 часов |
|||
Глава 1.Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания (5 ч) |
|||
1 |
|
Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания |
|
2 |
|
Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий |
|
3 |
|
Общенаучные методологические подходы к изучению глобальных проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания |
|
4 |
|
Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде жизнедеятельности |
|
5 |
|
Основы управления безопасностью в системе «человек — среда обитания» |
|
Глава 2. Комплекс мер взаимной ответственности личности, общества, государства по обеспечению безопасности (5 ч) |
|||
6 |
|
Обеспечение национальной безопасности Росси |
|
7 |
|
Обеспечение социальной, экономической и государственной безопасности |
|
8 |
|
Меры государства по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму |
|
9 |
|
Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Поисково-спасательная служба МЧС России |
|
10 |
|
Международное сотрудничество России по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму |
|
Глава 3. Экстремальные ситуации и безопасность человека (5 ч) |
|||
11 |
|
Экстремальные ситуации криминогенного характера |
|
12 |
|
Экстремизм, терроризм и безопасность человека |
|
13 |
|
Наркотизм и безопасность человек |
|
14 |
|
Дорожно-транспортная безопасность |
|
15 |
|
Вынужденное автономное существование в природных условиях |
|
Раздел 2. Военная безопасность государства 10 часов |
|||
Глава 4. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз (5 ч) |
|||
16 |
|
Основные задачи Вооруженных Сил |
|
17 |
|
Правовые основы воинской обязанности |
|
18 |
|
Правовые основы военной службы |
|
19 |
|
Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная |
|
20 |
|
Требования воинской деятельности к личности военнослужащего |
|
Глава 5. Особенности военной службы в современной Российской армии (5 ч) |
|||
21 |
|
Особенности военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы |
|
22 |
|
Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира |
|
23 |
|
Военные операции на территории России: борьба с терроризмом |
|
24 |
|
Военные учения Вооруженных Сил Российской Федерации |
|
25 |
|
Боевая слава российских воинов |
|
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 8 часов |
|||
Глава 6. Основы здорового образа жизни (4 ч) |
|||
26 |
|
Демографическая ситуация в России |
|
27 |
|
Культура здорового образа жизни Культура питания |
|
28 |
|
Культура здорового образа жизни и репродуктивное здоровье |
|
29 |
|
Вредные привычки. Культура движения |
|
|
|
|
|
Глава 7. Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч) |
|||
30 |
|
Медико-психологическая помощь. Первая помощь при ранениях |
|
31 |
|
Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и термических ожогах, обморожении |
|
32 |
|
Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии |
|
33 |
|
Первая помощь при остром отравлении никотином, алкоголем, лекарствами, ядами, наркотическими веществами |
|
|
|
|
|