X-PDF

Рабочая программа занятий «Арт-терапия для 7-8 классов»

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочаяпрограмма

занятий«Арт-терапия

для7-8 классов»

 

 

 

 

 

 

 

 

СОСТАВИТЕЛЬ:

Герман И. И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2022

 

Пояснительная записка

 

 

Программа занятий«Арт-терапия для 7-8  классов» основана на комплексном подходе, имеетиндивидуальную коррекционно-развивающую направленность и ориентирована на развитиекоммуникативных навыков, повышение эффективности внутригрупповоговзаимодействия.

Художественнаядетальность позволяет расслабиться и начать воспринимать себя каким он есть, небоятся открыться окружению свои способности, не боясь при этом критики илибояться ошибиться, т к это не урок, где есть оценки правильно или неправильно. Потребности, чувства, переполняющие подростка, могутвыразиться в таком виде как творческая деятельность.

 

Приреализации данной программы придерживаемся мнения Копытина А.И., что:

·       арт – терапияявляется средством преимущественно невербального общения. Это делает ееособенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется всловесном описании своих переживаний, либо, напротив, чрезмерно связан сречевым общением.  Символическая речь, являясь одной из основизобразительного искусства, позволяет человеку зачастую более точно выразитьсвои переживания, по – новому взглянуть на ситуацию и найти путь к решению;

·       изобразительнаядеятельность является мощным средством сближения людей, своеобразным мостоммежду психологом (педагогом) и клиентом, помогает при налаживании контактов;

·       арт – терапияявляется средством свободного самовыражения и самопознания. Предполагаетатмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека;

·       арт –терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительныеэмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать болееактивную жизненную позицию.

Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, чторабота по развитию коммуникативных способностей позитивно отразится на созданииблагоприятного эмоционального климата, что в свою очередь позволит улучшить иобщие показатели учебной деятельности.

Актуальность программы

Подростковый возраст – это самый трудный и самыйсложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становленияличности.

Наиболее важным отличительным признаком этого периодаявляются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознанияподростка, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развитияи становления подростка как личности. Согласно мнению Б. Г. Ананьева, сознание,пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и,завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствуетобразованию и стабилизации личности. [1]

Подросток начинает всматриваться в себя, стремитсяпознать сильные и слабые стороны своей личности. Возникает потребность оценитьсвои возможности для того, чтобы найти свое место в коллективе. В процессерефлексии происходит гармонизация замыслов и возможностей человека, егопотенций и тенденций. Возникшая таким образом индивидуальность обладает,согласно Б.Г. Ананьеву, особой организацией. Центральную ее область занимаетвнутренний мир, который включает Я человека, его мировоззрение,ценностные ориентации и т.д. Его замкнутый контур регулирует все свойствачеловека и выступает психологическим барьером, определяющим, по Ананьеву,избирательное отношение субъекта к различным воздействиям. Ведущей вовзаимодействии является созидающая, творческая деятельность, которая реализуетвсе великие возможности исторической природы человека. [1]

Класс как малая социальная группавлияет на личность ученика, также и ученик влияет на класс. О. А. Андриенкоизучив уровень развития классного коллектива, межличностные отношения в нем иих влияние на личность ученика, пришла к выводу о том, что уровень развитияколлектива, психологический климат в нем, оказывают значительное влияние навоспитание личности в коллективе: в классах, находящихся на высоком уровнегруппового развития царит благоприятный психологический климат, в них невыявлено «изолированных» подростков, наблюдается высокий уровень групповойсплоченности. А это, в свою очередь, ведет к развитию коммуникативных качествобучающихся, формирует у них адекватную самооценку, самоуважение, уверенность всебе, своих силах.  [1]

Поскольку подросток еще не обладает достаточнымумением правильно анализировать собственные личностные проявления, то возможныконфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязаний подростка, егомнением о себе и его реальным положением в коллективе, отношением к нему состороны взрослых и сверстников.

Поэтому подростку необходима помощь взрослого человека,чтобы помочь выявить и преодолеть переживания и внутриличностные конфликты,возникающие в процессе его личностного развития.

Неосознаваемые внутренние конфликты и переживаниячасто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их.Изобразительная деятельность может являться альтернативным языком,более точным и выразительным, чем слова, это инструмент для исследованиябессознательного человека. Потребности, чувства, переполняющие подростка,выплескиваются в воображаемой ситуации. Невозможные в реальной жизни желаниялегко исполняются в мире фантазий. Поэтому воображение и фантазия в рядеслучаев приносят успокоение, снимая напряженность и устраняя внутреннийконфликт.

 

 

Общая характеристикапрограммы

 

Главное преимуществозанятий по арт-терапии в том, что каждый ребенок в группе сможет свободновыразить свою позицию, мнение в творческой форме. В процессе работы ребеноктворчески самовыражается, развивает свои художественные способности в целом,повышает свои адаптационные способности за счет раскрытия внутренних ресурсов.

 

Арт-терапия даетвыход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает при интерпретациивытесненных переживаний, способствует повышению самооценки подростка.Арт-терапия имеет инсайт-ориентированный характер и направлена наизменение мироощущения человека и системы его отношений (включая окружающий мири самого себя), достижение им лучшего понимания своих переживаний либо такоеизменение их качества, которое делает человека более аутентичным,творческим, счастливым.          Арт – терапию частоназывают исцеляющим творчеством, потому что оно приносит удовольствие, обучаетвыражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно.Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний.

 

 

Цель программы: Развитие коммуникативных навыков, улучшение показателейгрупповой сплоченности, коррекция качеств личности (конфликтность) у подростковс помощью методов арт-терапии,

т. е. формировать компетенции в сфере межличностныхотношений: уважение к сверстникам, тактичность, вежливость, эмоциональнаястабильность, групповая сплоченность, групповое сотрудничество.

 

Задачи:

·       расширять эмоциональный опыт

·       обучать новым приёмам рисования иразвивать умение экспериментировать;

·       стабилизация эмоционального состояниядетей

·       снижать эмоциональное и мышечноенапряжение, совершенствовать

коммуникативныенавыки и творческие способности;

·       воспитывать межличностное доверие игрупповое сотрудничество;

·       повышение адекватности коммуникативныхпроявлений.

Формы и методы работы:

 

1.   Изотерапия — воздействие средствамиизобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладнымискусством и т. д.;

2.   Маскотерапия- воздействие через эмоциональноепроживание при использовании маски;

3.   Коллаж — воздействие посредством создание общейработы.

4.   Игровая терапия — воздействие с использованиемигры.

 

Общее число занятий: 10, один раз в неделю.

Продолжительность занятия: 1,5–2 часа.

Количество детей в группе: 7-10 человек.

Занятия проводятся после диагностического исследования

Формы организации деятельности

·       беседа;

·       творческое занятие;

·       игра;

Основная формаработы – практическое занятие, результатом которого будет творческий продуктребенка.

 

Методы и приемы обучения

 

В процессе организации занятий используютсяследующие методы работы:

·       упражнение – организованноеповторение какого-либо планомерного действия для погружения варт-терапевтическое занятие и его завершения;

·       словесный метод, которыйвключает в себя лекции, объяснительные и обобщающие беседы, коллективныеобсуждения, диспуты и т. п;

·       наглядно-демонстрационннныйметод, подразумевающий использование различных аудио-видеосредств,способствующих более эффективному усвоению теоретического материала;

·       практический метод,предполагающий использование различных форм самостоятельной работы — групповыепрактикумы, сюжетно-ролевые игры, тренинги, упражнения, творческие задания,творческие показы и т. п.

 

На занятиях используются следующие приемы:

·       творческие задания;

·       ассоциации;

·       коллективная работа.

 

Ожидаемые результаты:

1.    Повышение таких параметровгрупповой сплоченности: взаимопомощь, уважение к личности другого, улучшениюсоциально-психологического климата в классе.

2.    Приобретении навыковмежличностного и группового общения;

3.    Создание устойчиво позитивныхмежличностных связей на уровне ученик -ученик и ученик – группа.

 

 Придиагностике уровня групповой сплоченности у подростков можно использоватьследующие диагностические методики:

1.     Определение индекса групповой сплоченности Сишора.(Приложение 1)

2.    Методика выявлениякоммуникативных склонностей учащихся Р.В. Овчаровой. (Приложение 2)

3.    Оценка отношений подростка склассом (Приложение 3)

Для проведения занятий нужны различные материалы: карандаши, фломастеры, краски, кисти разныхразмеров, палитра, баночки с водой, губка, бумага различных цветов, оттенков,формата, плотности и текстуры, картон, фольга, клей, скотч, ножницы, нитки,веревки. Для коллажей понадобятся старые журналы, репродукции, фотографии.

Диски с музыкой.

 

 Психологический комментарий: данная программа не имеет жесткой структуры. Иногда ходтренинга требует изменения последовательности упражнений, исключения некоторыхиз них, а также добавления новых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический планзанятий

 

 

Тема

Цели, задачи, назначения арт-занятия

Наименование форм работы, упражнения

Количество часов

1 Знакомство.

– Создание условий для включения личности в процесс самораскрытия; знакомство со спецификой работы в группе, со структурой занятий, установление принципов работы в группе, знакомство с каждым членом в группе.

– Побуждение личности к раскрытию на общение, раскрепощение, развитию творческого воображения.

— Позволяет осознать самих себя членом группы, почувствовать взаимодействие со своими сверстниками.

1.     Информация о тренинге знакомство со структурой занятий.

2.     Знакомство.

3.     Выработка правил группы.

4.     Упражнение “Каракули”

5.     “Метафорический Автопортрет”.

6.     Рефлексия.

2

2 «Рисуем деревья»

Это занятие позволяет развить чувство причастности к коллективу, групповую сплоченность, доброжелательные взаимоотношения, сочувствие, сопереживание. Сочетание изобразительного творчества и музыки побуждает к самораскрытию, исследованию своего эмоционального состояния, переживаний, личных проблем.

1.     Свободное рисование на листе бумаги.

2.     Техника “Рисуем деревья”.

3.     Рефлексия.

2

3 “ Следуй за лидером”

Развитие эмпатии, доброжелательного отношения друг к другу.

1.     Упражнение “Интервью”.

2.     Техника “Следуй за лидером”

3.     Рефлексия.

2

 

4 «Дружба»

 

Создание в группе атмосферы взаимного принятия, доброжелательности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки.

Побуждение каждого участника к самораскрытию через спонтанное творчество, проявлению отношений и эмоциональных реакций.

 Обучению ознавания в себе как личности таких качеств, как способность к дружбе, осознавание положительных сторон своей личности.

 

1.     Упражнения для настроя «Пожмите друг другу руки!»

2.     Техника «Дружба»

3.     Рефлексия

2

 5 «Рисование на влажной бумаге в подгруппах»

 

Отработка навыков невербальной коммуникации, эмоциональный подход к заданной теме, развитие креативности, формирование установки на взаимопонимание, развитие навыков рефлексии, повышение самооценки.

1.     Упражнения для настроя. «Передай жест»

2.      «Рисование на влажной бумаге в подгруппах»

3.     Рефлексия

1,5

 6 «Рисуем круги»

 

Ролевое развитие и трансформация, расширение способов коммуникации, идентификация с различными ролями и ситуациями, ритуальный характер действий членов группы.

1.     Упражнения для настроя «Рисунок по кругу». 

2.     Техника «Рисуем круги»

3.     Рефлексия.

2

7 “Рисуем маски…”

Создание условий для включения личности в процесс самопознания, осознания участниками своего реального и идеального Я, отношения к себе, своих сильных и слабых сторон, формирование установки на взаимопонимание, развитие навыков рефлексии, повышение самооценки.

1.     Визуализация.

2.     Техника “Рисуем маски…”

3.     Рефлексия.

2

 

8. Арт-занятие «Опиши и нарисуй»

 

 

Создание благоприятных условий для позитивного взаимодействия между учениками,

1.     Упражнения для настроя

2.     Техника “ Опиши и нарисуй

3.     Рефлексия.

 

1,5

9. Занятие «Совместный коллаж»

 

 

 

— Тренировка в необычном способе передачи обратной связи умения не бояться высказать своё мнение своим сверстникам.

развитие умения работать по правилам, навыков конструктивного взаимодействия, умения понимать собеседника, совместно работать и договариваться для достижения единого результата.

 

 

1.     Упражнения для настроя «Пожелание»

2.     Техника «Совместный коллаж»

3.     Рефлексия.

 

2

10. Занятие «Коллективный арт-проект»

-развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам- активизация воображения и взаимодействия между участниками группы, формирование сплоченности.

 

— развитие способности конструктивного взаимодействия.

активизация воображения и взаимодействия между участниками группы, формирование сплоченности.

 

1.     Упражнения для настроя «Парное рисование»

2.     Техника «Коллективный арт-проект»

3.     Рефлексия.

 

 

2

Итого:

18,5 часов

 

 

 

Общие рекомендации при проведении тренинга по арт-тарапии(Лебедева Л.Д):

Оптимальное число участников арт-терапевтической группы от3 до 15 человек. Пространство для занятий включает круг из стульев, рабочие места (парту и стул) для индивидуального творчества, а также свободнуюот мебели часть класса, в которой можно легко перемещаться.
Участники имеют равные права и равную ответственность за происходящее.

 

 

Структура занятий.

Первый этап. Настрой.

Начало занятия – это настрой на творчество. Задача этогоэтапа — подготовка участников к спонтанной художественной деятельности ивнутригрупповой коммуникации. Здесь используются игры, двигательные итанцевальные упражнения, несложные изобразительные приемы. Например, различныеварианты техники “каракули” (“каракули Винникотта”, “каракули тела”, “каляки”),техника “закрытых глаз”, “автографы”, “эстафета линий”. При выполнении этихупражнений происходит снижение контроля со стороны сознания и наступаетрелаксация.

Второй этап. Актуализация визуальных, аудиальных,кинестетических ощущений.

Музыка как терапевтическое средство, по мнению многихотечественных и зарубежных ученых (С.С. Корсаков, В.М. Бехтерев, К.Швабе и др.), влияет на настроение человека, улучшает его самочувствие,стимулирует его волю к выздоровлению, помогает ему активно участвовать влечебном процессе.

Для занятий лучше подбирать мелодичные композиции безтекста, которые не вызывают протеста у участников. Громкость звучания такжеустанавливается с общего согласия. Заметим, что необходимо изменить иливыключить музыку, если этого желает хотя бы один из присутствующих.

Можно сочетать арт- и танцевально-двигательную терапию.

Третий этап. Индивидуальная изобразительная работа.

Этот этап предполагает индивидуальное творчество дляисследования собственных проблем и переживаний. Принято считать, что все видыподсознательных процессов, в том числе страхи, сновидения, внутренниеконфликты, ранние детские воспоминания, отражаются в изобразительной продукциипри спонтанном творчестве.
Участники занятий, как правило, различаются степенью готовности к экспрессии, кконтакту с
 психологом, к открытости в вербализации своих переживаний.Некоторые дети и взрослые пытаются создавать реалистичные, красивые рисунки.Поэтому необходимо объяснить участникам занятия, что их работы не будутоцениваться. Важен процесс спонтанного творчества, эмоциональное состояние“рисовальщика”, его внутренний мир, поиск адекватных средств самовыражения.
Данный этап занятия располагает к косвенной диагностике. Так, некоторыедополнительные сведения об авторе можно получить при интерпретации рисунков всоответствии с устоявшимися критериями известных проективных методик. Однакоследует избегать прямолинейных аналогий и поспешных выводов. 

Четвертый этап. Активизация вербальной и невербальнойкоммуникации.

Главной задачей этого этапа является созданиеусловий для внутригрупповой коммуникации. Каждому участнику предлагаетсяпоказать свою работу и рассказать о тех мыслях, чувствах, ассоциациях, которыевозникли у него в процессе изобразительной деятельности. Степень открытости и откровенности самопрезентации зависит от уровнядоверия к группе, к психологу, от личныхособенностей ребенка. Если он по каким-то причинам отказывается отвысказываний, не следует настаивать.
По рассказу участника можно понять, кого он осуждает, кому сочувствует, кемвосхищается. Поэтому нетрудно составить представление о нем самом, егоценностях и интересах, отношениях с окружающими.

 

Пятый этап. Рефлексивный анализ

Заключительный этап предполагает рефлексивныйанализ в безопасной обстановке. Здесь обычно присутствуют элементы спонтанной“взаимотерапии” в виде доброжелательных высказываний, положительного программирования,поддержки. Атмосфера эмоциональной теплоты, эмпатии, заботы позволяет каждомуучастнику арт-терапии пережить ситуацию успеха в той или иной деятельности.Участники приобретают положительный опыт общения со свкрстниками, у них закрепляютсямежличностные связи, постепенно корректируется эмоциональный климат в классе. Взавершение необходимо подчеркнуть успех всех и каждого.

 

Правила арт-терапии.

1.    В арт-терапевтическом процессенеприемлемы команды, указания, требования, принуждение.

2.    Ребенок вправе выбирать виды исодержание творческой деятельности, изобразительные материалы, а также работатьв собственном темпе.

3.    Ребенок может отказаться отвыполнения некоторых заданий, открытой вербализации чувств и переживаний,коллективного обсуждения. (“Включенность” детей в групповую коммуникацию вомногом определяется педагогической этикой и мастерством психолога.)

4.    Ребенок имеет право простонаблюдать за деятельностью остальных участников или заниматься чем-либо пожеланию, если это не противоречит социальным и групповым нормам.

5.    В арт-терапии принят запрет насравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания!

Таким образом, арт-терапия позволяет каждомуучастнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравненияс более успешными, на его взгляд, детьми, продвигаться в развитии сообразносвоей природе. При этом гуманистический подход не декларируется, а реальновоплощается на практике.

Причем, чем меньше психолог вмешивается в художественную деятельность детей, тем выше полученныйтерапевтический эффект, тем быстрее устанавливаются отношения эмпатии,взаимного доверия и принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Определение индекса групповойсплоченности Сишора.

Назначениеи инструкция.

 Групповаясплоченность — чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграциигруппы, ее сплоченность в единое целое, — можно определить не только путемрасчета соответствующих социометрических индексов.

Значительнопроще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькимивариантами ответов на каждый.

Ответыкодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальнаясумма +19 баллов, минимальная -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

 

I.Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?

1.Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5)

2.Участвую в большинстве видов деятельности (4)

3.Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3)

4.Не чувствую, что являюсь членом группы (2)

5.Живу и существую отдельно от нее (1)

6.Не знаю, затрудняюсь ответить (1)

 

II.Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без измененияпрочих условий)?

1.Да, очень хотел бы перейти (1)

2.Скорее перешел бы, чем остался (2)

3.Не вижу никакой разницы (3)

4.Скорее всего остался бы в своей группе (4)

5.Очень хотел бы остаться в своей группе (5)

6.Не знаю, трудно сказать (1)

 

III.Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?

1.Лучше, чем в большинстве коллективов (3)

2.Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)

3.Хуже, чем в большинстве классов (1)

4.Не знаю, трудно сказать (1)

 

IV.Каковы у вас взаимоотношения с руководством?

1.Лучше, чем в большинстве коллективов (3)

2.Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)

3.Хуже, чем в большинстве коллективов (1)

4.Не знаю. (1)

 

V.Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем коллективе?

1.Лучше, чем в большинстве коллективов (3)

2.Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)

3.Хуже, чем в большинстве коллективов (1)

4.Не знаю (1)

 

Уровнигрупповой сплоченности

15, 1 баллов и выше — высокая;

11, 6 — 15 балла — выше средней;

7 — 11,5 — средняя;

4 — 6,9 — ниже средней;

4 и ниже — низкая.

 

 

 

Приложение 2

 

Методика выявления коммуникативных склонностейучащихся Р.В. Овчаровой.

Данная методика предназначена для выявления уровнякоммуникативных компетенций учащихся. Основополагающим методом исследованияявляется тестирование. Методика предназначена для подростков июношей 14 – 17 лет. Исследование проводит учитель, педагог-психолог 1-2 раза вгод. Результаты исследования предназначены для заместителейруководителей по учебно-воспитательной работе, преподавателей,воспитателей, кураторов учебных групп, классных руководителей, мастеровпроизводственного обучения, социального педагога. Методика проводится встандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальнаяформы тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии сключом оценки и обработки данных исследования.


Цель: выявление коммуникативных компетенций учащихся

 
Ход проведения. Учащимся предлагается следующая инструкция:«Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение покаждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет». Если Ваш ответ навопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», еслиотрицательный, то «—». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесьнад деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро».

Вопросы

  • Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
  • Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
  • Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
  • Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?
  • Любите ли Вы придумывать или организовываться своими товарищами различные игры и развлечения?
  • Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, кото­рые нужно было выполнить сегодня?
  • Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
  • Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товари­щами из-за невыполнения ими своих обещаний, обяза­тельств, обязанностей?
  • Часто ли Вы в решении важных дел принимаете ини­циативу на себя?
  • Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
  • Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
  • Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
  • Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
  • Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
  • Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?
  • Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
  • Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
  • Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свида­ния?
  • Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
  • Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

 

 

 

 

ЛИСТ ОТВЕТОВ

1

6

11

16

2

7

12

17

3

8

13

18

4

9

14

19

5

10

15

20

Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных компетенцийопределяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросыотрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученномутаким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативныхспособностей ребенка:

  • низкий уровень — 0,1—0,45;
  • ниже среднего — 0,46—0,55;
  • средний уровень — 0,56—0,65;
  • выше среднего — 0,66—0,75;
  • высокий уровень — 0,76—1.

Перевод баллов в проценты выраженности:

0,1-0,44 – до 40% — не сформирована

0,45-0,69 – до 69% — в стадии формирования

0,70 – 1 – 70% и более – сформирована

 

 

Приложение 3

Оценкаотношений подростка с классом

Межличностное восприятие в группе зависит отмножества факторов. Наиболее исследованными из них являются: социальныеустановки, прошлый опыт, особенности самовосприятия, характер межличностныхотношений, степень информированности друг о друге, ситуационный контекст, вкотором протекает процесс межличностной перцепции и т.д. В качестве одного изосновных факторов на межличностное восприятие могут влиять не толькомежличностные отношения, но и отношение индивида в группе. Восприятие индивидомгруппы представляет собой своеобразный фон, на котором протекает межличностноевосприятие. В связи с этим исследование восприятия индивидом группы являетсяважным моментом в исследовании межличностного восприятия, связывая между собойдва различных социально-перцептивных процессов.

Предлагаемая методика позволяет выявить тривозможных «типа» восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателятипа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельностивоспринимающего.

 

Тип 1. Индивид воспринимает группу как помеху своейдеятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собойсамостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении отсовместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, вограничении контактов. Этот тип восприятия индивидом группы можно назвать«индивидуалистическим».

 

Тип 2. Индивид воспринимает группу как средство,способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группавоспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида.Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказатьпомощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источникомнеобходимой информации. Данный тип восприятия индивидом группы можно назвать«прагматическим».

 

Тип 3. Индивид воспринимает группу каксамостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают проблемы группыи отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждогочлена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповуюдеятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы. Этот тип восприятияиндивидом своей группы может быть назван «коллективистическим».

 

На основании трех описанных гипотетических «типов»восприятия индивидом группы была разработана специальная анкета, выявляющаяпреобладание того или иного типа восприятия группы у исследуемого индивида.

 

В качестве исходного «банка» суждений приразработке анкеты был использован список из 51 суждения, каждое из которыхотражает определенный «тип» восприятия индивидом группы (а именно – учебнойгруппы). При создании анкеты использовались суждения из теста для изучениянаправленности личности и методики определения уровнясоциально-психологического развития коллектива. На основании экспертной оценкибыли отобраны наиболее информативные для решения поставленной задачи суждения.

 

Анкета состоит из 14 пунктов-суждений, содержащихтри альтернативных выбора. В каждом пункте альтернативы расположены в случайномпорядке. Каждая альтернатива соответствует определенному типу восприятияиндивидом группы. Анкета создана с учетом специфики учебных групп и применяласьдля исследования перцептивных процессов в группах интенсивного обученияиностранным языкам, но при соответствующей модификации может быть применена и вдругих группах.

По каждому пункту анкеты испытуемые должны выбратьнаиболее подходящую им альтернативу в соответствии с предлагаемой инструкцией.

 

АНКЕТА

1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто.

 А – знает больше, чем я;

Б – все вопросы стремится решать сообща;

В – не отвлекает внимание преподавателя.

 

2. Лучшими преподавателями являются те, которые:

А – используют индивидуальный подход;

Б – создают условия для помощи со стороны других;

В – создают в коллективе атмосферу, в которой никтоне боится высказываться.

 

3. Я рад, когда мои друзья:

А – знают больше, чем я, и могут мне помочь;

Б – умеют самостоятельно, не мешая другим,добиваться успехов;

В – помогают другим, когда представится случай.

 

4. Больше всего мне нравится, когда в группе:

А – некому помогать;

Б–не мешают при выполнении задачи;

В – остальные слабее подготовлены, чем я.

 

5. Мне кажется, что я способен на максимальное,когда:

А–я могу получить помощь и поддержку со стороныдругих;

Б – мои усилия достаточно вознаграждены, В – естьвозможность проявить инициативу, полезную для всех.

 

6. Мне нравятся коллективы, в которых:

А – каждый заинтересован в улучшении результатоввсех;

Б – каждый занят своим делом и не мешает другим;

В – каждый человек может использовать других длярешения своих задач.

 

7. Учащиеся оценивают, как самых плохих такихпреподавателей, которые.

А – создают дух соперничества между учениками,

Б–не уделяют им достаточного внимания,

В – не создают условия для того, чтобы группапомогала им.

 

8. Больше всего удовлетворение в жизни дает:

А – возможность работы, когда тебе никто не мешает;

Б – возможность получения новой информации отдругих людей;

В – возможность сделать полезное другим людям.

 

9. Основная роль должна заключаться.

А – в воспитании людей с развитым чувством долгаперед другими;

Б–в подготовке приспособленных к самостоятельнойжизни людей;

В – в подготовке людей, умеющих извлекать помощь отобщения с другими людьми.

 

10. Если перед группой стоит какая-то проблема, тоя:

А – предпочитаю, чтобы другие решали эту проблему;

Б – предпочитаю работать самостоятельно, неполагаясь на других;

В – стремлюсь внести свой вклад в общее решениепроблемы.

11. Лучше всего я бы учился, если бы преподаватель:

А – имел ко мне индивидуальный подход;

Б – создавал условия для получения мной помощи состороны других;

В – поощрял инициативу учащихся, направленную надостижение общего успеха.

 

12. Нет ничего хуже того случая, когда:

А – ты не в состоянии самостоятельно добитьсяуспеха;

Б – чувствуешь себя ненужным в группе;

В – тебе не помогают окружающие.

 

13. Больше всего я ценю:

А – личный успех, в котором есть доля заслуги моихдрузей, Б – общий успех, в котором есть и моя заслуга;

В – успех, достигнутый ценой собственных усилий.

 

14. Я хотел бы.

А – работать в коллективе, в котором применяются основныеприемы и методы совместной работы,

Б – работать индивидуально с преподавателем, В –работать со сведущими в данной области людьми.

 

Инструкция испытуемым: «Мы проводим специальноеисследование с целью улучшения организации учебного процесса. Ваши ответы навопросы анкеты помогают нам в этом. На каждый пункт анкеты возможны 3 ответа,обозначенные буквами А, Б и В. Из ответов на каждый пункт выберите тот, которыйнаиболее точно выражает вашу точку зрения. Помните, что плохих илихороших ответов в данной анкете нет. На каждый вопрос может бытьвыбран только один ответ».

 

На основании ответов испытуемых с помощью «ключа»производится подсчет баллов по каждому типу восприятия индивидом группы.Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные испытуемымпо всем 14 пунктам анкеты, суммируются для каждого типа восприятия отдельно.При этом общая сумма баллов по всем трем типам восприятия для каждогоиспытуемого должна быть равна 14. При обработке данных «индивидуалистический»тип восприятия индивидом группы обозначается буквой «И», «прагматический» –«П», «коллективистический» – «К». Результаты каждого испытуемого записываются ввиде многочлена:

a И + b П + c К, где a — количество баллов,полученное испытуемым по «индивидуалистическому» типу восприятия, b –«прагматическому», c – «коллективистическому», например: 4И + 6П + 4К.

Ключ для обработки анкеты

Тип восприятия индивидом группы

индивидуалистичбеское

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

коллективистическое

прагматическое

1В 8А 2А 9Б ЗБ 10Б 4Б 11А 5Б 12А 6Б 13В 7Б 14Б

1Б 8В 2В 9А 3В 10В 4А 11В 5В 12Б 6А 13Б 7А 14А

111111

1А 8Б 2Б 9В ЗА 10А 4В 11Б 5А 12В 6В 13А 7В 14В

11

 

 

Приложение 4

Арт-Дневник

 

1. Что я чувствовал (а)?

2. Что было открытием для меня?

3. Я понял (а), что я…

4. Я был (а) удивлен (а), обнаружив…

5. Я испытал (а) сильную агрессию (раздражение),когда…

6. Мне было уютно при…

7. Мне было некомфортно, когда….

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

Содержание, цели изадачи каждого занятия

 

1.      Занятие«Знакомство»

Ритуал приветствия (3-5минут):

Ведущий предлагает участникам выбрать ритуалприветствия, который будет использоваться на каждом занятии. Ребята могутпредлагать свои варианты. Выбирается понравившийся всем ритуал. (Например,рассказ о приятном событии на прошедшей неделе)

Правила группы (3-5мин).

Ведущийобъясняет необходимость правил в группе: «Именно тогда мы группа, когда у насесть свои «правила», по которым мы живем и работаем». После каждого правилаведется его обсуждение в группе.

1. Доверительныйстиль общения. Обращение на ты ко всем, включая ведущих. Этопсихологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста,социального положения, жизненного опыта и т. д.

2. «Здесь и теперь».Во время занятий все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, иобсуждают то, что происходит с ними в группе.

3. Говорим только отсебя и о себе. («Я считаю…», «Я думаю…», а не «Некоторые говорят…», «Моидрузья считают…»).

4. Искренность вобщении. Во время работы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводупроисходящего, т. е. только правду. Если нет желания высказаться искренне иоткровенно, лучше промолчать.

5. Секретность(конфиденциальность). Все, что происходит во время занятий, не выносится запределы этой комнаты. Благодаря соблюдению этого правила, можно не бояться, чтообсуждаемые на занятии проблемы могут стать общеизвестными. Мы доверяем другдругу и группе в целом.

6. Оцениваем неличность, а ее действия. При обсуждении происходящего в группе следуетоценивать не участников, а только их действия (высказывания). Нельзяиспользовать высказывания типа: «Ты болтун», следует говорить: «Ты говоришьмного и неконкретно» и т. д.

7. Когда одинговорит, остальные молча слушают.

 

Упражнение «Самопрезентация»

Цель: знакомствоучастников, ослабление излишнегосознательного контроля, настрой на совместнуюработу.

Инвентарь: карандаши, фломастеры, листы формата А4.

Время работы: 10-15 минут.

Ход упражнения:

Участникам раздаются листы А4 и карандаши,фломастеры для оформления «визиток». Необходимо предъявить свою «визитку»,рассказать коротко о себе, о своих ожиданиях и опасениях, связанных стренингом.

Каждый участникгруппы оформляет карточку-визитку, где указывает свое имя. Предоставляетсяполная свобода выбора. Имя может быть настоящим, уменьшительно-ласкательным,можно взять имя своего друга или героя фильма, книги. Имя должно быть написанодостаточно крупно. После подготовки визиток происходит их представление.

Важно: дать понять ребятам, что именно так их здесьбудут называть. Первые несколько занятий все должны быть с визитками. Визиткитеряют свою необходимость, когда все запомнили имена друг друга.

 

Арт-терапевтическоеупражнение «Каракули»

 

Цель: снятиенапряжения, запуск внутригруппового взаимодействия.

Инвентарь: бумага формата А3, восковые мелки или масляная пастель.

Время работы: 15-20 минут.

Ход упражнения:

Ведущий предлагает участникам группы взяв бумагу имелок любого цвета, закрыть глаза и в течение нескольких минут (ведущий можетзадать определенное время, например, 1-2 минуты) хаотично, стремясь неконтролировать движения руки сознанием, водить мелком по бумаге. В нужныймомент ведущий просит участников открыть глаза и, рассматривая полученныекаракули, постараться найти в них какой-либо образ или несколько образов. Затемучастники могут прорисовать эти образы, добавляя каракулям новые детали илиусиливая уже имеющиеся в каракулях элементы. При этом они могут пользоватьсямелками любого цвета.

           После завершения изобразительной работы происходит представление рисунков вкруге с краткими авторскими комментариями (кто, что увидел и почувствовал).Участники могут при этом говорить о том, какие чувства и ассоциации вызывают уних рисунки друг друга.

           Ведущий может кратко прокомментировать процесс и результаты работы. 

 

Арт-терапевтическоеупражнение «Метафорическийавтопортрет»

 

Цель: исследование себя и поиск собственных ресурсов.

Инвентарь: карандаши, краски, листы бумаги формата А5, релаксационная музыка.

Время работы: 25 — 30 мин.

Ход упражнения: Каждому участнику раздается бумага формата А4,  накаждом из которых следует нарисовать свой автопортрет в образе любимого героя ,любого персонажа или даже предмета, с которым участник себя ассоциирует.

В конце проходит презентация своих рисунков, гдеучастники рассказывают по желанию о том герое или предмете, который онинарисовали, описывая положительные или же отрицательные черты, присущие ему.Анализируя, чем они похожи на него и почему именного его они выбрали.

Резюме ведущего: только разобравшись в себе, мы сможем понимать других.Изменить других людей сложнее, легче начать с себя.

         Заполнениеарт-дневников, рефлексия

Цель: развитиесамоанализа, приучение к систематическому анализу проведенного времени.

Инвентарь: бланки арт-дневников (приложение 4), ручки, карандаши,фломастеры, мелки.

Время работы:15-20 мин.

Ход упражнения: В конце каждого занятия участникизаполняют арт-дневники.  Назначение дневника: отработка навыков своегоповедения; вербализация осознания своего психологического состояния. Ведущий напервых занятиях предлагает участникам начать вести дневник, в котором имнужно описывать то, что с ними происходило в тренинге, свои чувства,переживания, мысли. Каждому раздается бланки арт-дневников с опорными вопросами(можно свои чувства, ощущения, переживания нарисовать):

1. Что я чувствовал (а)?

2. Что было открытием для меня?

3. Я понял (а), что я…

4. Я был (а) удивлен (а), обнаружив…

5. Я испытал (а) сильную агрессию (раздражение),когда…

6. Мне было уютно при…

7. Мне было некомфортно, когда….

 

Надо попытаться убедить ребят в полезностиведения дневниковых записей, а также в том, что для них будет интересным вконце тренинга проследить по записям произошедшие перемены в видении себя,других членов группы, возникающих ситуаций. После заполнения каждый участникделится своими впечатлениями от занятия.

Ритуал прощания (3-5минут). Участники предлагают ритуал прощания, который будетиспользоваться на каждом занятии. Выбирается понравившийся всем ритуал.(Например, становимся в круг, беремся за руки и дружно говорим«До-сви-да-ни-я»).

 

 

 

2. Занятие «Рисуем деревья»

Ритуал приветствия (3-5минут):

1 этап: Настрой («разогрев»)

Цель: Активизация визуальных, звуковых, кинестетическихощущений

Время работы: 10-15 мин.

Ход упражнения:

Пространствоарт-терапевтического взаимодействия следует организовать так, чтобы в помещенииобразовалось три условных круга: свободная от мебели территория, на которойможно двигаться, танцевать; круг из стульев (по числу присутствующих назанятии); расположенные по кругу столы для работы.

Участникампредлагают занять удобное положение (встать, присесть, сесть на пол, если естьсоответствующие условия, – по желанию). Ведущий дает такие инструкции:«Закройте глаза. Представьте цвет, звук, мелодию, движения, с помощью которыхможно было бы выразить ваше состояние „здесь и сейчас“. Встаньте в общий круг.Попробуйте описать словами и показать ваши ощущения».

Вначале участникамдается инструкция к следующему этапу (индивидуальной работы с образами),чтобы не нарушить эмоциональное состояние, которое возникнет у каждого послевхождения в образ дерева в лесу: «Сейчас мы будем представлять себя деревьями.Когда музыка закончится, запомните свои ощущения, выберите себе любые карандашии краски и нарисуйте представленные вами образы одного или нескольких деревьеви возникшие ассоциации. Придумайте рисунку название и историю, которую вашедерево хотело бы рассказать другим деревьям».

Звучит медленная, мелодичная музыкальная композициябез слов.

«А теперь закройте глаза и постарайтесь увидетьлес. Представьте себя в образе дерева.

Найдите ему место среди других деревьев. Выберите ваудитории подходящее место, где дереву удобно качать ветвями, расти вверх идаже танцевать. Покажите движениями, танцем, как оно себя чувствует. Одинокоедерево открыто всем ветрам. Летом его обжигает солнце, зимой остужает мороз.Даже зверю трудно спрятаться под одиноким деревом. Хорошо, когда рядом естьдобрые и надежные друзья. Подойдите друг к другу так близко, как вам этогохочется. Пусть ваши деревья образуют несколько рощиц. Бережно соприкоснитесьпальчиками-листочками».

(Это дает ведущему возможность обратить внимание наособенности внутригрупповых взаимоотношений.)

«Попробуем все вместе создать образ очень сильного,могучего дерева. Встаньте рядом друг с другом, в круг. Какой огромный, надежныйствол получился у дерева! И ветви тянутся вверх, переплетаясь между собой. Втакой кроне тепло и уютно белкам, птицам. А само дерево ничего не страшится: нибури, ни грозы, ни одиночества».

(Ведущему важно заметить, в каком из предложенныхобразов участник занятия чувствует себя комфортнее и увереннее.)

 

Индивидуальная работа.

Цель: Этозанятие позволяет развить чувство причастности к коллективу, групповуюсплоченность, доброжелательные взаимоотношения, сочувствие, сопереживание.Сочетание изобразительного творчества и музыки побуждает к самораскрытию,исследованию своего эмоционального состояния, переживаний, личных проблем.

Материалы: масляная пастель, восковые мелки, цветные карандаши,фломастеры, краски, гуашь, бумага формата А 4, большой лист ватмана (лучше вформе круга или эллипса); аудиозаписи музыкальных композиций и проигрыватель.

2 этап: Индивидуальная работа.

 

 Каждый участник занимает место за рабочим столом ирисует возникшие у него образы и ассоциации, обдумывает их и сочиняет историюсвоего дерева.

 

3 этап: Вербализация.

 

Участники пересаживаются в круг, составленный изстульев, кладут на пол внутри круга свои работы так, чтобы всем было удобно ихрассмотреть. Затем каждый рассказывает о своем рисунке. Степень открытостизависит от самого «художника». Если он по какой-то причине молчит, можнопопытаться деликатно его расспросить, например, о чувствах, надеждах, мечтах,желаниях дерева-образа, но не следует настаивать на этом.

Чтобы прояснить детали рисунка или рассказа,ведущий и другие члены группы могут дополнительно задавать косвенные вопросы:

1. Где твоему дереву хотелось бы расти: на опушкеили среди других деревьев?

2. Есть ли у него друзья и враги?

3. Боится ли чего-нибудь это дерево?

4. Грозят ли ему какие-либо опасности?

5. О чем мечтает это дерево?

6. Какое настроение у твоего дерева?

7. Это дерево скорее счастливо или несчастно?

8. Если бы вместо дерева был нарисован человек, токто бы это был?

9. За что его любят люди?

10. Что снится дереву?

11. Какой подарок его мог бы обрадовать?

12. Чем можно помочь дереву, если оно болеет?

Большинство участниц с удовольствием рассказываютпро дерево, сообщая при этом важные сведения о себе, своих переживаниях,сомнениях, проблемах.

Далее участникам предлагается сохранить образдерева, отделить его от фона:

«Аккуратно оторвите по контуру изображения деревавнешнюю, лишнюю часть рисунка. Это следует делать пальцами, ножницамипользоваться нельзя».

Коллективная работа. «Представьте, что большой лист ватмана на полу – этополяна, на которой вырастут ваши деревья. Каждый вправе решать, где удобнееразместить рисунок: в лесу среди других деревьев, в маленькой рощице или встороне от других деревьев. Выберите подходящее место и расположите деревья наплоскости листа. При желании измените первоначальное положение вашего рисунка».

На этом этапеособенно значимо состояние уверенности, ощущение принятия и защищенности.Рисунки можно перемещать многократно.

 

4. Заключительный этап:

Заполнение арт-дневников, рефлексия (15-20 мин.), ритуалпрощания (3-5 мин.)

 

3.      Занятие«Следуй за лидером»

 

Ритуал приветствия (2-3минуты)

 

1 этап: Настрой («разогрев»)

 

Упражнение «Интервью»

Цель: проанализировать особенности участников группы черезинтервьюирование ими друг друга.

Время работы:15-20 мин.

Инвентарь: флипчарт или доска,мел.

Ход упражнения: Участники разбиваются на пары и в течение 10 минутпроводят взаимное интервью, после которого представляют группе своего партнера.Основные во­просы для интервью должны быть заранее написаны на флипчарте.

 

2 этап: Индивидуальная работа.

 

«Следуй за лидером

 

Задачи:Развитие эмпатии,доброжелательного отношения друг к другу.

 

Материалылистыплотной бумаги формата А3, акварель, кисти, цветные мелки, карандаши.

 

Ребенокрисует картинку, линия за линией. После каждой линии

отводитсявремя на то, чтобы остальные члены группы ее срисовали. Только

ведущийребенок знает, каким будет конечный рисунок. Также очень весело

сравниватьконечные результаты разных людей и смотреть, насколько они

получилисьпохожими на оригинал.

 

3 этап: Вербализация.

 

Участники обмениваются впечатлениями, рассказываюто позитивном    опыте, чувствах, эмоциях.

 4.Заключительный этап:

Заполнение арт-дневников, рефлексия (15-20 мин.), ритуалпрощания (3-5 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

4. Арт-занятие«Дружба»

 

Ритуал приветствия (2-3минуты)

 

1 этап: Настрой («разогрев»)

 

Упражнение «Пожмите друг другу руки!»

 

Цель: созданиедоверительной атмосферы, сплочение группы.

Время: 5-7мин.

Ход упражнения: Участникам предлагается выходить в круг и пожиматьдруг другу руки, если они сочтут, что называемые ведущим характеристики имеют кним отношение. Каждая фраза начинается со слов: «В круг выходят те, кто…

 — играет накаком-нибудь инструменте;

 — родился вдругом городе;

 — умеет петь(танцевать, играть в футбол, кататься на коньках, плавать);

 — бывалкогда-нибудь цирке;

 — любитжареные пирожки (соленые огурцы, моченые яблоки);

 — имеет брата(сестру, собаку, кошку, хомяка, попугая);

 — считает себя«совой» («жаворонком»);

 — любитматематику (биологию, физкультуру)»…

 Можноперемешать шутливые характеристики серьезными.

Обсуждение:

 — Как вы себячувствовали во время игры?

 — Узнали ли выдля себя что-то новое?

 — Всегда лихотелось выйти, когда звучала подходящая характеристика?

 — Ожидали ливы с нетерпением, когда появится возможность выйти в круг?

 

2 этап:Индивидуальная работа.

 

Техника «Дружба»

 

Задачи:

1.                Создание в группе атмосферывзаимного принятия, доброжелательности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки.

2.                Побуждение каждого участника ксамораскрытию через спонтанное творчество, проявлению отношений и эмоциональныхреакций.

3.                 Обучению сознавания всебе как личности таких качеств, как способность к дружбе, осознаваниеположительных сторон своей личности.

Материалы: Половина листа ватмана каждому участнику.Акварельные краски или гуашь, кисти. Фломастеры. Баночки для воды.

 Инструкция1:

Визуализация.«Закрой глаза и представь себя в качестве друга.

Мы все можем бытьхорошими друзьями людям, которые нам

не безразличны, покрайней мере, некоторое время. Какой ты друг?

Представь, что тыдружишь сам с собой. С какими проблемами ты помог бы себе справиться? Чем стобой было бы интересно заниматься?

Чем бы ты могпомочь? Чем ты можешь поделится с собой как с другом?»

Обсуждение 1: Поделитесь впечатлениями.

Комментариидля психолога:

При обсуждениипсихолог может обратить внимание на то, что «беззвучные» места – это те частитела, которые мы плохо сознаем. Но иногда человек просто не умеет слышатьзвуки. У него все тело «молчит». Такому участнику можно порекомендоватьпотренироваться дома. Обычно после нескольких тренировок тело начинает «звучать».

Вообще, молчащие участки – это яркийдиагностический признак, требующий психотерапевтической работы с мышечнымизажимами, с запретами и страхами. Но на тренинге мы, конечно, не интерпретируем«глухоту». В крайнем случае, если это вызывает беспокойство самого участника,наедине, после тренинга, мы можем порекомендовать психолога, знакомого стелесно-ориентированной психотерапией.

Инструкция 2: 

Рисунок. «Я хорошийдруг, потому что…». Каждый может представить свои качества как друга какугодно, например, как комикс, собрание рисунков, картинок-настроений.

3 этап:Вербализация.

 Участникиобмениваются впечатлениями, рассказывают о позитивном опыте, чувствах, эмоциях.«Покажите, что у вас получилось. Какие участки вам не нравятся? Почему? Где вывидите диссонанс? В чем он выражается? Какие участки тела вам нравятся?Расскажите, что по вашему мнению означают цвета, которые вы взяли для каждойчасти?»

При создании рисункаможно включить фоновую музыку. Она должна носить нейтральный характер. Лучшевсего если это будет трансовая музыка (не путать с релаксационной). Такаямузыка больше напоминает некое приятное сочетание звуков, а не мелодию. Каждыйслышит ее в соответствии со своим состоянием.

Рисунки участников- очень хорошая диагностика дляпсихологов. Но участникам не следует озвучивать свои наблюдения. Если естьвремя и вам кажется необходимым, можете стимулировать выражение чувств.

4. Заключительныйэтап:

Заполнение арт-дневников, рефлексия (15-20 мин.), ритуалпрощания (3-5 мин.)

 

5.  Арт-занятие «Рисование на влажной бумаге в подгруппах»

Ритуал приветствия (2-3минуты)

 

1 этап: Настрой («разогрев»)

 

Упражнение «Передайжест»

 

Задачи: снятие напряжения, физическое раскрепощение,стимулирование спонтанности, активизация внутригруппового взаимодействия.Развитие взаимного доверия и сплоченности.

Участники группыстановятся в круг и по очереди совершают различные выразительные движения. Всягруппа повторяет за каждым участником его жесты.

 

2 Этап: Индивидуальная работа.

«Рисование на влажной бумаге в подгруппах»

Задачи:активизация воображения и взаимодействия между участниками группы, формированиесплоченности. Исследование сходства и различий в индивидуальных и групповыхэкспрессивных проявлениях. Осознание участниками группы своих психологическихособенностей.

Материалы: белая бумага формата А0, цветные карандаши, фломастеры,гуашь, акварельные краски, кисти.

Участники образуют подгруппы (желательно, чтобы составподгрупп на этом занятии отличался от состава подгрупп на предыдущем занятии стем, чтобы стимулировать прямые контакты участников с более широким кругомлиц), в каждой из которых может быть от трех до пяти человек. Ведущий сообщаетгруппе о том, что сначала предполагается работа с краской на общем листе бумагибез создания какого-либо законченного образа, просто «игра» с цветом, послечего участники должны совместно создать из получившихся пятен какой-либо образ.После этого участники каждой подгруппы берут лист  ватмана и смачивают еговодой. Затем по очереди или одновременно они начинают рисовать на нем линии илипятна, пользуясь гуашевыми или акварельными красками. При этом выбор цветакаждым участником определяется тем, насколько он ему приятен или интересен.Индивидуальные территории для каждого участника на общем листе ватмана необозначаются, так что каждый имеет возможность, договариваясь или недоговариваясь с другими, рисовать, где захочет. Ведущий должен наблюдать затем, как участники подгрупп взаимодействуют на этом этапе и, в случаенеобходимости, во время обсуждения в круге акцентировать внимание на выражении:чувств, связанных с работой на общем пространстве и нарушением неформальных границучастников. Он также следит за соблюдением групповых норм, в частности, нормынедопущения физического насилия. По мере того, как пространство листа ватманапостепенно заполняется цветными линиями и пятнами, они могут сливаться друг сдругом, а краски — смешиваться. Цветовое «поле» может вызывать у участниковразные чувства и ассоциации, которыми они делятся друг с другом. Благодаряэтому подгруппа договаривается о трансформации пятен в более или менееоформленные образы. Для этого, кроме красок, они могут воспользоваться идругими изобразительными средствами (фломастерами, мелками и т. д.) и техниками(например, коллажем). После создания работ в качестве дополнительного элементатворческого взаимодействия участникам можно предложить совместно сочинить на основерисунка художественно-поэтический текст (сказку, историю, «белый» стих и т. д.)либо подготовить и затем представить другим подгруппам пантомиму или танец,передающие чувства и образы, навеянные рисунком.

3 этап: Вербализации

 Участникиобмениваются впечатлениями, рассказывают о позитивном    опыте,чувствах, эмоциях.

4. Заключительный этап:

Заполнениеарт-дневников, рефлексия (15-20 мин.), ритуал прощания (3-5 мин.)

 

 

 

6. Арт-занятие «Рисуемкруги»

Ритуал приветствия (2-3минуты)

1 Этап: Настрой («разогрев») 

 

Упражнение «Рисунок по кругу». 

Арт-терапевтическое пространство организуетсяследующим образом: два больших стола (можно составить ученические парты),вокруг которых расставлены стулья, и стол психолога.

 

Каждая группа получает по одному листу бумаги (А4);первый участник рисует на листе незатейливую картинку или просто цветные пятнаи передает эстафету следующему участнику, который продолжает рисунок. В итогекаждый рисунок возвращается к первому автору.

После выполнения упражнения обсуждаетсяпервоначальный замысел, участники рассказывают о своих чувствах. Коллективныерисунки можно прикрепить к стене: создается своеобразная выставка, котораякакое-то время будет напоминать группе о коллективной работе в «чужом пространстве».

Это упражнение может выявить сильные противоречия вгруппе, вызвать агрессивные чувства, обиду. Поэтому арт-терапевт долженпредупредить участников о бережном отношении к работам друг друга.

 

2 этап: Индивидуальная работа.

 

«Рисуем круги»

Цель: Развитие эмпатии, доброжелательногоотношения друг к другу.

 

Оно способствует развитию спонтанности, рефлексии;позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характерпроблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные игрупповые взаимоотношения, их динамику, способствует формированию групповойсплоченности.

Материалы: листы бумаги формата А4; два рулона – по одному на каждыйстол – обоев или плотной оберточной бумаги длиной около двух метров каждый, безсоединительных швов; достаточное количество разнообразных изобразительныхматериалов: карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки, масляная пастель,гуашь, кисти, баночки с водой, ластик, скотч. (Каждый участник сам выбираетизобразительные средства.)

 

Инструкции ведущего: «Займите место за одним изстолов.

При желании вы можете пересесть на другое место,свободно передвигаться вокруг стола и рисовать на любой части бумаги.

Нарисуйте на большом полотне кружок такого размераи цвета, какой вам хочется.

Нарисуйте рядом с ним еще один-два круга, любогоразмера и цвета. Отойдите от стола и посмотрите на полученные изображения состороны.

Если вы не удовлетворены результатами работы ихотели бы изменить (уточнить, подправить) вид, цвет, положение своих кругов набумаге, можно сделать еще один или несколько рисунков.

Обведите нарисованные вами группы кругов контурами.Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились.Представьте, что вы прокладываете дороги.

Заполните пространство каждого из своих круговсюжетными рисунками, значками, символами – придайте им индивидуальность».

Коллективная работа. Инструкции ведущего: «Походите вокруг листа-картины,внимательно рассмотрите рисунки. Если вам хочется дорисовать что-нибудь вкругах других участников, попробуйте с ними об этом договориться.

С согласия авторов вы можете написать добрые словаи пожелания около рисунков, которые вам понравились. Будьте бережны кпространству и чувствам других!

Заполните оставшееся свободное пространство листа узорами,символами, значками и т. д. Перед этим договоритесь с другими участниками осодержании и способах создания фона коллективного рисунка».

3 Этап: Вербализации

Группы прикрепляют получившиеся картины-полотна кстене. Затем каждый участник делится впечатлениями о совместной работе,показывает собственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах, прижелании зачитывает вслух то, что ему написали другие участники.

 

4. Заключительный этап:

Заполнение арт-дневников, рефлексия (15-20 мин.),ритуал прощания (3-5 мин.)

 

 

7. Арт-занятие «Рисуеммаски…»

 

Ритуал приветствия (2-3минуты)

1 этап: Настрой («разогрев») 

Используется прием визуализации: 

Цель: создать условия для совместного и в тоже времяиндивидуального существования.

Участники садятся вкруг. Предлагается сесть удобно и закрыть глаза. Психолог: «Закройтеглаза. Чудесный день, голубое небо, теплое солнце. Воздух свеж и приятен. Вамдышится легко и свободно. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждымвздохом вы все сильнее расслабляетесь. А теперь представьте себя на Маскараде.Представьте, как будто ваша душа покидает ваше тело, вы смотрите на себя состороны. Что вы видите, чувствуете? А теперь вернитесь обратно в ваше тело,посмотрите на себя изнутри. Что вы есть на самом деле? Почувствуйте своенастроение, что хочется делать? Не открывая глаз, еще раз осмотритесь.Зафиксируйте свои ощущения и на счет «три» откройте глаза».

Открыв глаза,участникам объясняется задание.

2 этап: Индивидуальнаяработа.

«Рисуем маски…»

Цель-создание условий для включения личности в процесс самопознания, осознанияучастниками своего реального и идеального я, отношения к себе, своих сильных ислабых сторон, формирование установки на взаимопонимание, развитие навыковрефлексии, повышение самооценки.

Предполагаемый психологический результат:

Способствовать расширению представлений о себе, какличности, формированию адекватной самооценки, расширению представлений в сферевзаимоотношений подросток-взрослый и саморазвитию.

Материалылистыплотной бумаги формата А3, акварель, кисти, цветные мелки, карандаши, клей,цветная бумага, цветные нитки, кисти, различные журналы с картинками, цветнаяфольга, ножницы, зеркало.

Далее психологпредлагает каждому подростку самому сделать маску, главное, чтобы маскаотражала его внутренний мир, несла некоторое содержание о хозяине.Предлагается создать маску Персоны (проявление того, что мы предъявляем миру;это характер, который мы считаем приемлемым)или Тени (ее содержание включаетсебя желания, воспоминания, опыты, которые отсекаются человеком какнесовместимые с идеалами). Предлагается подумать и решить, какую маску – своейПерсоны или Тени – они будут делать, каким им представляется этот образ. Есликто-то из участников хочет изготовит обе маски – это не возбраняется.

Пока участникиработают над своими масками, подготавливается следующий этап – примеркумасок. Для этого необходим еще один участник процесса – зеркало. Важнопоставить его таким образом, чтобы каждый мог к нему подойти и увидеть себя.

Приглашается каждыйучастник, надев маску, подойти к зеркалу (в любом порядке, по мере готовности).Каждый у зеркала проводит столько времени, сколько ему необходимо. Следующийподросток подходит к зеркалу только тогда, когда оно свободно.

3 Этап: Вербализации

Участникиобмениваются впечатлениями, рассказывают о позитивном    опыте,чувствах, эмоциях. Делятся, какую маску создавали, почему был сделан именнотакой выбор. Какие эмоции человек испытал, надев маску, глядя на себя в зеркало?Подросткам предлагается по кругу высказаться о положительных сторонах,качествах масок партнеров.

4. Заключительный этап:

Заполнениеарт-дневников, рефлексия (15-20 мин.), ритуал прощания (3-5 мин.)

 

 

 

 

 

8. Арт-занятие «Опиши инарисуй»

 

Ритуал приветствия (2-3минуты)

1 этап: Настрой(«разогрев») 

 

Каждому участникупредлагается занять место за столом, приготовит бумагу, карандаши, краски идругие материалы, необходимые для рисования.

·        Возьмите карандаш (краски,пастельные мелки), закройте глаза и попробуйте рисовать на листе бумаги любыелинии, геометрические фигуры, знаки. Не ограничивайте движения руки. Можнопросто «калякать».

·        Рассмотрите свой рисунок.Если хочется дорисовать или объяснить словами, сделайте это.

·        Возьмите другой лист бумаги,карандаши другого цвета, который в данный момент соответствует вашемунастроению, и снова нарисуйте «каракули», только теперь с открытыми глазами.Подойдите к любому из участников группы и предложите дополнить его такимобразом, чтобы получить узнаваемое изображение.

 

2 этап: Индивидуальная работа.

 

«Опиши и нарисуй»

 

Цель: создание благоприятных условий дляпозитивного взаимодействия между учениками,

Материалылистыбумаги формата А4, цветные мелки, карандаши.

 

Впарах дети по очереди описывают своему партнеру рисунок (линия

зал и н и е й ), нарисованный раньше, но который второй ребенок не видел.

Ивторой ребенок должен воссоздать рисунок при помощи исключительно

вербальныхинструкций. Это весело, развивает навыки говорения, слушания

и сотрудничества.

3. Этапвербализации

Участники обмениваются впечатлениями, рассказываюто позитивном    опыте, чувствах, эмоциях.

4. Заключительныйэтап:

 Заполнение арт-дневников, рефлексия (15-20 мин.),ритуал прощания (3-5 мин.)

 

 

 

9. Занятие «Совместный коллаж»

 

Ритуал приветствия (2-3минуты)

 

1 этап: Настрой («разогрев») 

 

Упражнение«Пожелание»

 Цель: тренировка в необычном способе передачиобратной связи умения не бояться высказать своё мнение своим сверстникам.

Ход упражнения: Каждый участник получает лист бумаги, накотором он молча рисует свое пожелание группе. По сигналу ведущего каждыйпередает рисунок своему соседу справа (слева). Участник, получивший рисунок,продолжает его. Упражнение продолжается до тех пор, пока рисунки не вернутся ксвоим авторам. Обсуждение.

 

2 этап: Индивидуальная работа.

 

Арт-терапевтическое упражнение «Совместный коллаж».

 

Цель: развитиеумения работать по правилам, навыков конструктивного взаимодействия, уменияпонимать собеседника, совместно работать и договариваться для достиженияединого результата.

Время: 45 – 55 мин.

Инвентарь: ватман, фломастеры, цветные карандаши,иллюстрированные журналы, клей, ножницы, релаксационная музыка.

Ход упражнения: Группаделится по парам. Каждой паре раздается по листу бумаги и изобразительныематериалы. Дается инструкция:

1.    этап. Двое создают коллаж на листе на заданную тему(например, «Каникулы»). Разрешается разговаривать, обсуждать совместныйрисунок. После завершения работ проводится обсуждение: Что помогало вам вработе? Что мешало? Как происходил процесс рисования? Как вы договаривались?Кто был ведущим, кто ведомым?

2.    этап. Двое создают коллаж на листе на заданную тему(например, «Творчество»). Разговаривать в процессе создания коллажа нельзя.После завершения работ проводится обсуждение: Как происходил процесс на этотраз? Как вы договаривались? Кто был ведущим, кто ведомым? Как назовет коллажкаждый из ее создателей?

3.    этап. Двое создают коллаж  на листе насвободную тему. Разговаривать в процессе рисования нельзя. После завершенияработ проводится обсуждение: Какова была тактика? Как вы понимали друг друга?Кто ведущий, кто ведомый? Дайте название ваше коллажу. Довольны ли вырезультатом?

Обсуждение поитогам совместной работы: какой этап был наиболее интересным? Что было важно вработе? Где может пригодиться умение чувствовать и понимать другого человека?

 

3. Этапвербализации

 Умение работать вкоманде, находить подход к собеседнику даже в сложных ситуациях, добиваться егорасположения, налаживать доброжелательные отношения – все это характерно длячеловека, склонного к продуктивному взаимодействию с другими людьми, членамиколлектива, к налаживанию взаимовыгодного сотрудничества с ними.

4. Заключительныйэтап:

Заполнениеарт-дневников, рефлексия (15-20 мин.), ритуал прощания (2-3 мин.)

 

 

 

 

10.      Занятие«Коллективный арт-проект» (А.И. Копытин)

 

Ритуал приветствия (2-3минуты)

 

1 этап: Настрой («разогрев») 

 

Упражнение «Парное рисование»

Время проведения: 10-15 мин.

Цели: развитиесаморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитиеспособности конструктивного взаимодействия. Техника проводится в парах.

Необходимыематериалы: краски, кисточки, карандаши, мелки, бумага, стаканчики для воды,цветная бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, маркеры.

Ходработы: группа делиться по парам, каждой паре раздается по листу бумаги,коробке красок, карандашей. Другие материалы могут лежать на отдельном столе,чтобы любой ребенок мог подойти и взять то, что ему может понадобиться.

Инструкция«Сейчас мыбудем рисовать в парах. Двое рисуют на одном листе бумаги какую-то единуюкомпозицию или образ. При этом есть очень важное условие: нельзя заранеедоговариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессеработы. Кроме красок и карандашей разрешается дополнять образ цветной бумагой,использовать готовые образы из журналов, вырезая и приклеивая их в дополнение ккомпозиции. Начинаем по сигналу».

Послетого, как рисунки будут готовы, проводится обсуждение и выставка работ. Можновыбрать самую гармоничную, самую необычную или самую конфликтную работу изадать вопросы авторам, что им помогало, как они действовали, какдоговаривались на невербальном уровне что именно будут рисовать и т.д.

Так жеобсуждается и негативный опыт взаимодействия в процессе парного рисования.

 

2 этап: Индивидуальная работа.

 

Арт – терапевтическоеупражнение «Коллективный арт-проект» (А.И. Копытин)

Цель: активизация воображения и взаимодействия междуучастниками группы, формирование сплоченности.

Время: 60 мин.

Инвентарь: листы ватмана, краски, карандаши, фломастеры, восковыемелки, материалы для коллажа (глянцевые журналы, цветная бумага, картон),пластилин, клей и др.

Ход упражнения: Склеив, несколько листов ватмана друг с другом скотчемили клеем, участники организуют большое пространство. Им предлагается создатьобщий коллаж на заданную тему. Участники могут не только рисовать, но илепить, конструировать формы из бумаги и картона и т.д. Каждый можетрасполагать создаваемые им образы на общем пространстве. Ведущий можетобратиться к группе с вопросом, как участники предпочитают работать –спонтанно, не договариваясь о том, что будет создаваться, либо обсудив заранееплан действий и намерения каждого.

Когда коллаж будетсоздан, происходит обсуждение процесса и результатов работы.

3. Этапвербализации

 Совместная работа — этовсегда интересно, каждый предлагает свое и рождается одна общая идея, которуюкаждый видит по-разному.

4. Заключительныйэтап:

Заполнениеарт-дневников, рефлексия (15-20 мин.), ритуал прощания (3-5 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Завершающий этап

На завершающем этапес целью выявления воздействия арт-терапевтических упражнений проводитсяконтрольная диагностика:   Определение индекса групповой сплоченностиСишора. Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся Р.В. Овчаровой.Оценка отношений подростка с классом.

 

На последнем занятииорганизуется выставка работ с участием родителей. Каждый участник делитсясвоими впечатлениями от занятий. Ведущий дает рекомендации по дальнейшемуразвитию.

 

 

 

 

Приложение 6.

 

Вариативные задания для разогрева.

 

1.. «Буднии выходные»

Два дня недели назначают выходным. А все остальныебуднями. Ведущий начинает перечислять все дни в беспорядке. Задача игроковхлопать в ладоши лишь тогда, когда ведущий называет выходные.

 

2. Хрюкните те, кто…». Участники сидят на стульях по кругу, один из них водящийпроизносит фразу: Хрюкните те, кто… (продолжение фразы может бытьлюбым, например, …умеет ездить на велосипеде), следующий водящийпроизносит следующую фразу, подходящую по смыслу.

Примерный перечень фраз:

1.      Мяукните те,кто любит слушать музыку.

2.      Прокукарекайтете, кто хоть раз в жизни не слушался маму

3.      Пожмитесоседу справа руку те, кто хоть раз в жизни дрался

4.      Помахайтерукой те, кто умеет свистеть и т.д.

 

3. Кто это?

Ведущий заготавливает полоски бумаги с именамиучастников, которые помещаются в шапку, и пускает ее по кругу. Каждый поочереди вытаскивает листок с именем и, не называя его, описывает данногочеловека, черты его характера, манеру поведения, личностные особенности и т.д.При этом необходимо избегать описания внешних данных (рост, вес, цвет волос,глаз), а также оценочных суждений. Остальные участники должны угадать, кто это.

 

4. Упражнение для релаксации «Безопасное место».
Сядьте поудобнее на стул, или лягте, расслабьтесь. Дышите медленно и глубоко.Закройте глаза. Пофантазируйте, представьте место, в котором вы чувствуете себяв безопасности и вам приятно там находится. Только вы имеете доступ к этомуместу. Мысленно перенеситесь туда. Почувствуйте воздух, который там движется,запахи, насладитесь красотой. Выразите улыбкой свою радость по отношению кэтому месту. 
Украсьте своё сказочное место. Сделайте его безопасным. Представьте пещеру илидом и окружающую природу, желаемую погоду. Оставайтесь в этом месте столько,сколько пожелаете, если вам приятно здесь находиться. Если вы почувствовали,что отдохнули, дайте себе знак «проснуться». Не торопитесь, пробуждайтесьмедленно и с определённым ритмом возвращайтесь в реальный мир.

 

5. Упражнение «Рисунок на спине»

Описание упражнения

Участники делятся произвольно на три команды и строятся втри колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своеготоварища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинкуи прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спин каждого последнегочлена команд. Задание — почувствовать и передать как можно точнее этот рисунокдальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали,на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.

Участникам предлагается обсудить в командах ошибки инаходки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетомэтих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены командменяются местами.

Обсуждение

Обсуждение в общем кругу. Что помогало понимать ипередавать ощущения? Что чувствовали первые и последние члены команд в первом иво втором случае? Что мешало выполнять упражнение?

Психологический смысл упражнения

Развитие коммуникативных навыков, ответственности,сплоченности внутри команды. Осознать, насколько важно настроиться на пониманиедругого человека, а также само желание понять другого. Демонстрация возможностиадекватного обмена информацией без использования слов, развитие и навыковневербального общения.

 

6. Упражнение «Кто я?»

Цель: развитие самоинтереса, самоанализа.

Время работы: 10-15 мин.

Инвентарь: листы А4, ручки.

Ход упражнения:Участникампредлагается написать в столбик цифры от 1 до 10 и 10 раз ответить на вопрос:«Кто Я?», используя характеристики, черты, чувства и интересы для описаниясебя, начиная каждое предложение с местоимения «Я». В завершении работы каждыйможет громко прочесть свой перечень остальной группе и отрефлексировать теощущения, чувства, мысли, эмоции, которые возникли в процессе выполнения этогозадания.

Литература:

1.                Ананьев Б.Г. Человек какпредмет познания. / Б.Г. Ананьев – Л.: ЛГУ, 2013.

2.                Социальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.:Издательский центр «Академия», 2000. – 264 с.

3.                Вальдес Одриосола. М. С. –Арт-терапия в работе с подростками /М.С. Вальдес Одриосола – М.:Владос, 2007 г. – 60 с.

4.                Копытин А.И., СвистовскаяЕ.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. / А.И. Копытин– СПб.: Речь, 2012.

5.                Копытин А.И. Теория ипрактика арт-терапии. / А.И. Копытин – СПб., 2012.

6.                Хрестоматия.Арт-терапия. / Под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 2012.

7.                Практикум поарт-терапии. / Ред. А.И.Копытин. – СПб.: Речь, 2013.

8.                Киселева М.В.Арт-терепия в работе с детьми. / М.В. Киселева– СПб.: Речь, 2014.

9.                Лебедева Л.Д. Практикаарт-терапии: подходы, диагностика». / Л.Д.  Лебедева  – СПб.: Речь, 2013.

10.           Ремшмидт Х. Подростковый июношеский возраст: Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. – М.: Знание,2014.

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет