Какв тепловых двигателях происходит преобразование внутренней энергии в механическую?
С тепловыми двигателями учащихся знакомят впервые в VIII классе, когда рассматривают общий принцип работы тепловых двигателей (совершение полезной работы за счет внутренней энергии рабочего тела), изучают двигатель внутреннего сгорания и паровую турбину, а также вводят понятие о КПД тепловых двигателей. Основное внимание уделяют конструкции и принципам работы названных выше двигателей. В курсе X класса рассматривают энергетические процессы, происходящие при работе тепловых двигателей.
При изучении нового материала повторяют то, что уже известно учащимся, в частности понятие теплового двигателя как такого устройства, в котором внутренняя энергия топлива превращается в механическую. Тепловой двигатель совершает полезную работу за счет внутренней энергии при переходе тепла от более горячего тела к более холодному. Делают вывод: любой тепловой двигатель имеет три части: нагреватель, рабочее тело и холодильник.
Рабочее тело (им может быть пар, газ или специальная смесь) получает некоторое количество теплоты () от нагревателя и расширяется. При расширении рабочее тело совершает работу. При сжатии рабочее тело отдает количество теплоты (
) холодильнику. Температуру холодильника и нагревателя поддерживают постоянной, при этом температура нагревателя всегда выше температуры холодильника (
). Это следует из того, что двигатель совершает полезную работу только в том случае, когда работа расширения больше работы сжатия, а она больше тогда, когда расширение происходит при более высокой температуре, чем сжатие.
Рисунок 6. – Цикл Карно
Необходимо подвести школьников к пониманию того, что, двигатель должен работать циклично. После этого целесообразно рассмотреть принцип работы идеальной тепловой машины Карно, рабочим телом в которой является идеальный газ. При расширении газа во время его контакта с нагревателем температуру поддерживают постоянной, во время сжатия и контакта с холодильником температура также постоянна, следовательно, расширение и сжатие происходят изотермически (на рисунке 6 соответственно изотермы 1 – 2и 3 – 4 ). Но если температура расширения больше температуры сжатия, то необходимо произвести процессы, при которых температура меняется от до
, а затем от
до
. В принципе это осуществимо при изобарном, изохорном или адиабатном процессах. Наиболее целесообразным является адиабатный процесс (процесс, происходящий без теплообмена), так как именно это условие является условием максимальной работы (на рисунке 6 2 – 3и 4 – 1– адиабаты). Полезная работа численно равна площади заштрихованной фигуры.
Важным является вопрос о коэффициенте полезного действия. Как известно, КПД – это отношение полезной работы к количеству теплоты, полученному от нагревателя:
.
Задача повышения КПД – одна из основных технических задач. Она связана прежде всего с созданием материалов, имеющих достаточную прочность при высоких температурах. В настоящее время температурные границы рабочего тела составляют 303 – 853 К. КПД идеальной машины, работающей по циклу Карно, при таких значениях температур составляет 65%. Однако с учетом потерь КПД примерно равен 40%. Необходимо, чтобы десятиклассники поняли принципиальное отличие решения задачи повышения КПД тепловых двигателей от решения этой же задачи применительно к механическим и электрическим двигателям. КПД последних стремятся приблизить к 100%, а КПД тепловых двигателей к КПД идеальной машины Карно, работающей при тех же температурах холодильника и нагревателя. Поэтому повышение КПД тепловых двигателей связано с повышением температуры нагревателя и понижением температуры холодильника.
В заключение изучения рассматриваемой темы обращают внимание учащихся на значение развития теплоэнергетики для народного хозяйства, в частности рассказывают о той экономии, которую дает стране развитие теплоэлектроцентралей.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ТЕМЫ «ОСНОВЫ ТЕРМОДИНАМИКИ» НА ОСНОВЕ ПРОБЛЕМНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
№п/п | Тема урока | Тип урока | Актуализация знаний | Элементы содержания | Демонстрации (приборы и материалы) | Колчас | д/з |
Термодинамическая система. Термодинамическое равновесие. Внутренняя энергия. Внутренняя энергия идеального одноатомного газа. | Урок изучения нового материала | Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. | Тепловое движение молекул. Закон термодинамики. Порядок и хаос. | «Внутренняя энергия». | §9 | ||
Работа в термодинамике. Количество теплоты. | Комбинированный Урок | Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. | Количество теплоты, удельная теплоемкость. Физические условия на Земле, обеспечивающие существование жизни человека. | «Теплоемко-сть». | §10 | ||
Решение задач по теме «Работа в термодинамике. Количество теплоты» | Урок решения задач | ||||||
Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам в идеальном газе. Адиабатный процесс | Урок изучения нового материала | Тепловое движение молекул. Закон термодинамики. Порядок и хаос. | Первый закон термодинамики. Необратимость процессов в природе. | Законы термодинамики | §11 | ||
Решение задач по теме «Первый закон термодинамики» | Урок решения задач | ||||||
Решение графических задач по теме «Первый закон термодинамики» | Урок решения задач | ||||||
Тепловые двигатели. Коэффициент полезного действия. ДВС | Комбинированный урок | Тепловые двигатели. | Принципы действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей. Рациональное природопользование и защита окружающей среды | «Четырехтактный ДВС», «Компрессионный холодильник» | §12 | ||
Решение задач по теме «КПД тепловых двигателей». | Урок решения задач | ||||||
Обобщение и систематизация знаний по теме «Основы термодинамики» | Обобщение и систематизация знаний | ||||||
Контрольная работа № 2 «Основы термодинамики» | Урок контроля | Выполнение К.Р. |
Организация отдельных уроков по теме «Основы термодинамики»
(10 класс)
Тема урока: «Термодинамическая система. Термодинамическое равновесие. Внутренняя энергия. Внутренняя энергия идеального одноатомного газа»
Ведущая идея урока: Термодинамика – раздел физики, изучающий возможности использования внутренней энергии тел для совершения механической работы. Изменение внутренней энергии всегда происходит за счет энергии других тел: при теплопередаче – за счет изменения внутренней энергии . при совершении работы – за счет механической энергии.
Задачи:
1. Образовательная –обеспечить формирование понятия «термодинамика», «внутренняя энергия» . усвоение формулы для расчета внутренней энергии идеального газа.
2. Развивающая – развитие способов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, обобщение), развитие речи (владение физическими понятиями, терминами), развитие познавательного интереса учащихся.
3. Воспитательная – формирование научного мировоззрения, воспитание устойчивого интереса к предмету, положительного отношения к знаниям.
Тип урока: изучение нового материала.
План урока:
Организационный момент | 1 мин | |
Изучение нового материала | 30 мин | |
Закрепление изученного материала | 10 мин | |
Итоги урока | 3 мин | |
Задание на дом | 1 мин |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Организационный момент. Поприветствовать учащихся, проверить готовность класса к уроку, отметить отсутствующих, наличие мела, чистоту доски и кабинета. II. Изучение нового материала. Термодинамика – раздел физики, изучающий возможности использования внутренней энергии тел для совершения механической работы. Термодинамика – макроскопическая теория, так как изучает тепловые свойства макроскопических тел без учета их молекулярного строения. Переход к понятию: внутренняя энергия. Из курса физики 8 класса мы знаем, что внутренняя энергия тела – сумма кинетической энергии хаотического теплового движения частиц (атомов или молекул) тела и потенциальной энергии их взаимодействия. Вывод формулы для расчета внутренней энергии идеального газа. Т.к. En у идеального газа пренебрежимо мала по сравнению с Ek, внутренняя энергия идеального газа определяется кинетической энергией теплового движения частиц. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Записывают в тетрадь определения. Вспоминают понятие. Записывают вывод формулы. Учащиеся делают в ы в о д: внутреннюю энергию тела можно изменить двумя способами: 1) совершением механической работы . 2) путем теплопередачи. |
