Проблеме изменений климата уделяется особое внимание мировой общественности и специалистов. Девяностые годы XX века были периодом бурного развития осведомленности и реагирования на изменения климата. Важным шагом в мировой экологической политике явилась Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК ООН), принятая в 1992 г. на Конференции по окружающей среде и развитию (КОСР-2) в Рио-де-Жанейро.
РКИК подписали 154 государства. Первая конференция сторон, присоединившихся к Конвенции, состоялась в марте-апреле 1995 г. в Берлине, вторая — в Женеве в июле 1996 г.
Страны, подписавшие Конвенцию, берут на себя, в частности, следующие обязательства:
готовить, периодически обновлять, публиковать и представлять в распоряжение Конференции сторон национальные отчеты по антропогенным выбросам газов, не контролируемых в соответствии с Монреальским протоколом (по озону, см. гл. 6.2.1), используя при этом сопоставимые и согласованные методики .
формулировать, реализовывать, публиковать и регулярно корректировать национальные, а при необходимости и региональные программы, предусматривающие принятие мер по предотвращению изменений климата путем контроля за антропогенными источниками выбросов и прекращению накопления всех парниковых газов, не контролируемых в соответствии с Монреальским протоколом, а также мер, направленных на облегчение адаптации к изменению климата.
|
|
Из числа ведущих ученых-климатологов и технических экспертов образована Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК), которая регулярно готовит и публикует информацию по «оценке воздействий».
В 1995 г. опубликована Вторая оценка воздействий, в подготовке которой участвовали более 2000 ученых и экспертов из более чем 130 стран. В Оценке сделан анализ проблемы в трех аспектах:
современных знаний об изменении климата .
последствий изменения климата и мер борьбы с отрицательными последствиями, способов адаптации к новым условиям .
экономических и социальных аспектов изменения климата.
Главная цель РКИК ООН — обеспечить стабилизацию концентраций парниковых газов в атмосфере, на таких уровнях, которые позволят предотвратить опасные последствия вмешательства человека в климатическую систему. Накопление парниковых газов в атмосфере должно происходить достаточно медленно, чтобы экосистемы смогли естественным путем адаптироваться к изменившимся климатическим условиям. Тем самым можно будет предотвратить угрозу нарушений в Производстве продуктов питания и обеспечить устойчивость экономического развития.
Принята Женевская Декларация министров, в которой подчеркивается необходимость ужесточить требования к контролю за выбросами в период после 2000 г. и объявить эти договоренности юридически обязывающими. В Декларации записано следующее:
|
|
1. Имеющиеся данные свидетельствуют о заметном влиянии человека на глобальный климат. Если не будут приняты меры, направленные на предотвращение изменений климата, средняя глобальная температура земной поверхности к 2100 г. может повыситься на 2°С (от 1 до 3,5° С) по сравнению с уровнем 1990 г., средний уровень моря может вырасти к тому же сроку на 50 см (от 15 до 95 см). Для того чтобы стабилизировать атмосферные концентрации парниковых газов на уровне, в два раза превышающем соответствующие уровни доиндустриальной эпохи, необходимо снизить существующие уровни глобальных выбросов более чем в два раза.
2. Ожидаемые климатические изменения окажут серьезное и в основном отрицательное влияние на многие экосистемы и социально-экономические секторы, включая продовольственное снабжение и водные ресурсы, а также на здоровье людей. В некоторых случаях последствия могут оказаться необратимыми. Наиболее уязвимыми по отношению к изменению климата являются развивающиеся страны и малые островные государства.
3. Значительное уменьшение суммарных выбросов парниковых газов технически возможно и экономически оправдано. Для этого необходимо разработать комплекс мер в области технической политики, ускоряющих техническое развитие, распространение и передачу новых технологий. Большинство стран вполне способно предпринять достаточно безболезненные шаги, ведущие к уменьшению суммарных выбросов парниковых газов.
За период, прошедший после принятия РКИК ООН, знания о процессах, влияющих на климат, существенно расширились.
Важной вехой в мировой экологической политике была третья сессия Конференции сторон-участников РКИК ООН в Киото (Япония) в 1997 г. В ней участвовали 159 сторон.
Протокол, подписанный в Киото (Киотский протокол), явился несомненно, событием в мировой экологической политике. Основные предпосылки и позиции Протокола сводятся к следующему.
Поскольку использование невозобновляемых ресурсов, которые являются ограниченными, растет экспоненциально, так же как и население Земли, их использование должно находиться в состоянии равновесия с возможностями воспроизводства и переработки отходов экосистем. Для большинства малых газовых составляющих в атмосфере возможность переработки уже сейчас меньше желаемой, что подтверждается ростом концентраций долгоживущих парниковых газов. Отсюда вытекает центральная задача — снижение общих выбросов долгоживущих парниковых газов индустриально развитыми странами (в протоколе их перечислено 39). Снижение должно составить в среднем 5,2% по отношению к уровню 1990 г. для газов: гидрофторуглеводородов, перфторуглеводородов и гексафторида серы. Снижение рассчитано в эквивалентах диоксида углерода.
Общий выброс, согласно Протоколу, — это разница между выбросами от источников и поглощением стоками. При этом к стокам углерода относятся только новые лесные посадки и восстановленные леса, начиная с 1990 г. Сведение лесов считается источником выбросов.
Трудностью решения этой проблемы является то, что величины эмиссии существенно отличаются в разных странах.
В решении проблемы загрязнения атмосферного воздуха предполагаются следующие шаги:
реализация совместных проектов по распределению эмиссии диоксида углерода между странами .
торговля квотами на эмиссию — для стран, имеющих резервы .
«чистое развитие».
Ряд решений Киотского протокола рассматриваются как прорыв. Сюда относится возможность торговли квотами на выброс, что реализует принцип «загрязнитель платит». Экологическая целесообразность такого принципа рассмотрена в гл. 8.6.
|
|
Следующее в ряду решений — установление механизма «чистого развития», целью которого является помощь странам, которые не вошли в перечень индустриально развитых в достижении устойчивого развития.
Таким образом, главной идеей Киотского протокола является изменение существующей тенденции на обратную после 200 лет непрерывного роста выбросов вследствие использования природных горючих материалов.
Вопросы, поставленные Киотским протоколом, активно обсуждаются. Они в дальнейшем были рассмотрены на 4-й конференции сторон-участников РКИК ООН в 1998 г. в Буэнос-Айресе. Контрольный период установлен в сроки 2008—2012 гг.
Большинство специалистов полагает, что если решения будут реализованы, то к 2008 — 2012 гг. суммарные выбросы диоксида углерода, метана, диоксидов азота, фторуглеводородов, гексафторида серы удастся снизить до установленного уровня — 5,2 % к 1990 г. Однако есть мнение, что планируемый уровень сокращения недостаточен. Французские ученые, в частности, считают: чтобы приостановить процесс глобального потепления, надо снизить выброс диоксида углерода к 2050 г. на 70% по отношению к нынешним показателям.
Действе Киотского протокола, регламентирующего ограничения на выброс парниковых газов, продлено до 2020 года. Соответствующее решение было приняти 8 декабря 2013 года. За продление действия доовора высказалось около 200 стран. В соответствии с вновь принятыми соглашениями, каждая страна, подписывая протокол, до 2014 года должна оценить уровень своих обязательств по нему и представить в ООН информацию о возможности его повышения.
Среди одобривших новое соглашение оказалось 38 государств, в том числе и Украина. На долю этих государств приходится лишь 15 % выбросов парниковых газов. В то же время США, Китай, Индия, Япония, Россия и Канада в нвом периоде обязательств участвовать не намерены.