X-PDF

Рамочная конвенция об изменении климата

Поделиться статьей

Проблеме изменений климата уделяется особое внимание мировой общественности и специалистов. Девяностые годы XX века были периодом бурного развития осведомленности и реагирования на изменения климата. Важным шагом в мировой экологической политике явилась Ра­мочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК ООН), принятая в 1992 г. на Конференции по окружающей среде и развитию (КОСР-2) в Рио-де-Жанейро.

РКИК подписали 154 государства. Первая конференция сторон, при­соединившихся к Конвенции, состоялась в марте-апреле 1995 г. в Берли­не, вторая — в Женеве в июле 1996 г.

Страны, подписавшие Конвенцию, берут на себя, в частности, сле­дующие обязательства:

готовить, периодически обновлять, публиковать и представлять в распоряжение Конференции сторон национальные отчеты по антропогенным выбросам газов, не контролируемых в соответствии с Монреаль­ским протоколом (по озону, см. гл. 6.2.1), используя при этом сопостави­мые и согласованные методики .

формулировать, реализовывать, публиковать и регулярно корректи­ровать национальные, а при необходимости и региональные программы, предусматривающие принятие мер по предотвращению изменений кли­мата путем контроля за антропогенными источниками выбросов и пре­кращению накопления всех парниковых газов, не контролируемых в со­ответствии с Монреальским протоколом, а также мер, направленных на облегчение адаптации к изменению климата.

Из числа ведущих ученых-климатологов и технических экспертов об­разована Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК), которая регулярно готовит и публикует информацию по «оценке воздействий».

В 1995 г. опубликована Вторая оценка воздействий, в подготовке ко­торой участвовали более 2000 ученых и экспертов из более чем 130 стран. В Оценке сделан анализ проблемы в трех аспектах:

современных знаний об изменении климата .

последствий изменения климата и мер борьбы с отрицательными по­следствиями, способов адаптации к новым условиям .

экономических и социальных аспектов изменения климата.

Главная цель РКИК ООН — обеспечить стабилизацию концентраций парниковых газов в атмосфере, на таких уровнях, которые позволят пре­дотвратить опасные последствия вмешательства человека в климатичес­кую систему. Накопление парниковых газов в атмосфере должно проис­ходить достаточно медленно, чтобы экосистемы смогли естественным путем адаптироваться к изменившимся климатическим условиям. Тем самым можно будет предотвратить угрозу нарушений в Производстве про­дуктов питания и обеспечить устойчивость экономического развития.

Принята Женевская Декларация министров, в которой подчеркивается необходимость ужесточить требования к контролю за выбросами в период после 2000 г. и объявить эти договоренности юридически обязы­вающими. В Декларации записано следующее:

1. Имеющиеся данные свидетельствуют о заметном влиянии человека на глобальный климат. Если не будут приняты меры, направленные на предотвращение изменений климата, средняя глобальная температура земной поверхности к 2100 г. может повыситься на 2°С (от 1 до 3,5° С) по сравнению с уровнем 1990 г., средний уровень моря может вырасти к тому же сроку на 50 см (от 15 до 95 см). Для того чтобы стабилизировать атмосферные концентрации парниковых газов на уровне, в два раза пре­вышающем соответствующие уровни доиндустриальной эпохи, необхо­димо снизить существующие уровни глобальных выбросов более чем в два раза.

2. Ожидаемые климатические изменения окажут серьезное и в основ­ном отрицательное влияние на многие экосистемы и социально-эконо­мические секторы, включая продовольственное снабжение и водные ре­сурсы, а также на здоровье людей. В некоторых случаях последствия мо­гут оказаться необратимыми. Наиболее уязвимыми по отношению к из­менению климата являются развивающиеся страны и малые островные государства.

3. Значительное уменьшение суммарных выбросов парниковых газов технически возможно и экономически оправдано. Для этого необходимо разработать комплекс мер в области технической политики, ускоряющих техническое развитие, распространение и передачу новых технологий. Большинство стран вполне способно предпринять достаточно безболезнен­ные шаги, ведущие к уменьшению суммарных выбросов парниковых газов.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

За период, прошедший после принятия РКИК ООН, знания о про­цессах, влияющих на климат, существенно расширились.

Важной вехой в мировой экологической политике была третья сессия Конференции сторон-участников РКИК ООН в Киото (Япония) в 1997 г. В ней участвовали 159 сторон.

Протокол, подписанный в Киото (Киотский протокол), явился не­сомненно, событием в мировой экологической политике. Основные пред­посылки и позиции Протокола сводятся к следующему.

Поскольку использование невозобновляемых ресурсов, которые яв­ляются ограниченными, растет экспоненциально, так же как и населе­ние Земли, их использование должно находиться в состоянии равнове­сия с возможностями воспроизводства и переработки отходов экосистем. Для большинства малых газовых составляющих в атмосфере возможность переработки уже сейчас меньше желаемой, что подтверждается ростом концентраций долгоживущих парниковых газов. Отсюда вытекает цент­ральная задача — снижение общих выбросов долгоживущих парниковых газов индустриально развитыми странами (в протоколе их перечислено 39). Снижение должно составить в среднем 5,2% по отношению к уровню 1990 г. для газов: гидрофторуглеводородов, перфторуглеводородов и гексафторида серы. Снижение рассчитано в эквивалентах диоксида углеро­да.

Общий выброс, согласно Протоколу, — это разница между выброса­ми от источников и поглощением стоками. При этом к стокам углерода относятся только новые лесные посадки и восстановленные леса, начиная с 1990 г. Сведение лесов считается источником выбросов.

Трудностью решения этой проблемы является то, что величины эмиссии существенно отличаются в разных странах.

В решении проблемы загрязнения атмосферного воздуха предполага­ются следующие шаги:

реализация совместных проектов по распределению эмиссии диок­сида углерода между странами .

торговля квотами на эмиссию — для стран, имеющих резервы .

«чистое развитие».

Ряд решений Киотского протокола рассматриваются как прорыв. Сюда относится возможность торговли квотами на выброс, что реализует принцип «загрязнитель платит». Экологическая целесообразность такого принципа рассмотрена в гл. 8.6.

Следующее в ряду решений — установление механизма «чистого раз­вития», целью которого является помощь странам, которые не вошли в перечень индустриально развитых в достижении устойчивого развития.

Таким образом, главной идеей Киотского протокола является изме­нение существующей тенденции на обратную после 200 лет непрерывного роста выбросов вследствие использования природных горючих материа­лов.

Вопросы, поставленные Киотским протоколом, активно обсуждают­ся. Они в дальнейшем были рассмотрены на 4-й конференции сторон-уча­стников РКИК ООН в 1998 г. в Буэнос-Айресе. Контрольный период ус­тановлен в сроки 2008—2012 гг.

Большинство специалистов полагает, что если решения будут реали­зованы, то к 2008 — 2012 гг. суммарные выбросы диоксида углерода, ме­тана, диоксидов азота, фторуглеводородов, гексафторида серы удастся снизить до установленного уровня — 5,2 % к 1990 г. Однако есть мнение, что планируемый уровень сокращения недостаточен. Французские ученые, в частности, считают: чтобы приостановить процесс глобального потеп­ления, надо снизить выброс диоксида углерода к 2050 г. на 70% по отно­шению к нынешним показателям.

Действе Киотского протокола, регламентирующего ограничения на выброс парниковых газов, продлено до 2020 года. Соответствующее решение было приняти 8 декабря 2013 года. За продление действия доовора высказалось около 200 стран. В соответствии с вновь принятыми соглашениями, каждая страна, подписывая протокол, до 2014 года должна оценить уровень своих обязательств по нему и представить в ООН информацию о возможности его повышения.

Среди одобривших новое соглашение оказалось 38 государств, в том числе и Украина. На долю этих государств приходится лишь 15 % выбросов парниковых газов. В то же время США, Китай, Индия, Япония, Россия и Канада в нвом периоде обязательств участвовать не намерены.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет