Раньше, когда еще существовали их обычаи и правила, со всего монгольского войска ежегодно выделяли обедневшим ордам и дружинам копчур1 лошадьми, овцами, волами, войлоком, крутом2 и пр.
…Теперь ни для кого не секрет, что прежде, во времена наших славных отцов, на монгольский улус налагались разного рода повинности и тяготы вроде копчура скотом, содержания больших ямов…
Рашид ад-Дин. Сборник летописей, т. III, М. – Л., 1946, стр. 281-283.
В ту эпоху было установлено следующее: личная тысяча (Чингис-хана), несмотря на то что она главнейшая, [численно] не должна была превышать тысячи человек. Эмиром этой тысячи Чингис-хана был человек из племени Тангут, по имени Чаган. Когда ему было одиннадцать лет, Чингис-хан, усыновив его, воспитал и называл его также пятым сыном. Средства передвижения, продовольствие, веревки и прочее он получал от этой тысячи и часть, [причитающуюся] Чингис-хану, требовал [для него] без всякого пристрастия…
Рашид ад-Дин. Сборник летописей, т. I, кн. 2, М. – Л., 1952, стр. 266.
|
|
Уже несколько лет между потомками Джучи, Чагатая и Угэдэя, являющимися двоюродными братьями государя ислама – да укрепится навеки его царство, – происходит борьба и распря. Войска их, постоянно грабя обозы друг друга, уводили в полон детей друг друга и продавали их торговцам. Многие же продавали своих детей по бедности. Государь ислама – да укрепится навеки его царство – от этого обстоятельства пришел в негодование и сказал: «Поскольку монгольские роды по большей части происходят от великих эмиров, которые усердно служили в пору Чингисхана, а в настоящее время потомки эмиров находятся в почете у каана3 и других государей, то как можно, чтобы их родственников продавали в рабство тазикам4 или большая часть их впадала в нищенство. Для соблюдения прав этих людей или для защиты [их] чести необходимо устранить эти обстоятельства, потому что иначе величие и внушительность монгольского войска, достигшие выси небесной, будут разбиты, и в глазах тазиков оно (войско) станет ничтожным, и большую часть их (воинов) уведут во вражеские страны».
По этой причине (Газан-хан) повелел: «Сколько бы ни приводили от монголов молодых людей, всех покупали бы для государевой службы и давали бы за них наличными деньгами, дабы в итоге получилась слава и награда, а из них неотлучно служили бы каптаулы5собственного [государева] войска. В последние два года он купил многих и, определив им средства для жизни и татар6, назначил для их содержания область [г.] Мераги. Темником над ними он поставил Пулад-чинсанга7, а начальниками тысяч и сотен назначил своих приближенных. Собралось около десяти тысяч человек. По заведенному правилу, сколько ни приводят [молодых людей], всех покупают, чтобы получился целый тумэн8 с лишком, и все, ставши государевыми каптаулами и инджу9, служат неотлучно».
|
|
1 Копчур – общее название всех поборов по-монгольски.
2 Крут – масса выжатого, свернувшегося кипяченого молока, сушеная и нарезанная.
3 Каан – великий монгольский хан, резиденция которого находилась в современном Пекине.
4 Тазиками названы жители бывших владений хорезм-шаха Мухаммеда, покоренных Чингис-ханом.
5 Т.е. кэбтэул, «ночная стража».
6 Тагар – обложение населения на содержание войска.
7 Пулад-чинсанг – монгольский министр при дворе Газан-хана, монгольского правителя Ирана.
8 Тумэн – «десять тысяч», «тьма» (монг.).
9 Инджу – категория зависимых людей.
Рашид ад-Дин, Сборник летописей, т. III, М. – Л., 1946, стр. 281, 283, 286.
СОДЕРЖАНИЕ ПОЧТОВЫХ СТАНЦИЙ НА ДОРОГАХ
Из «Хэй-да ши-люе»
Что касается системы учреждения почтовых станций, то разрешается [местным] вождям и начальникам самим определять длительность их обслуживания.
В этих пустынных землях, через которые [я, Сюй] Тин, проезжал… кроме того, существует еще один вид [обложения]: все отдают чай-фа на нужды местных почтовых станций в каждом владении. Это также одинаково обязательно для высших и низших.
«Хайнин Ван Цзин-ань сянь-шэн и шу», Шанхай, L 1940, кн. 37, л. 110-116.
Из «Го-чао вэнь-лэй»
Вначале все князья и императорские родственнигч сами [по собственному усмотрению] могли брать лошадей н. почтовых станциях, а послов было великое множество. Когда кони падали от усталости, то они силой отбирали лошадей у народа, чтобы ехать на них дальше, а когда они прибывали в подворья, то требовали себе самых различных вещей и, если подача кушаний задерживалась хоть немного, [обслуживающих лиц] избивали плетьми. В городах и их предместьях, на дорогах – всюду, куда они прибывали, вызывали тревогу [среди местного населения]. Люди в подворьях не могли сносить [такого обращения].
«Го-чао вэнь-лэй», изд. Сы-бу цун-кань, гл. 57, л. 18а.