X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

 

Муниципальноебюджетное учреждение

дополнительногообразования Дом пионеров и школьников муниципального района Нуримановский район

РеспубликиБашкортостан

 

 

 

 

Принята назаседании                                                                                         УТВЕРЖДАЮ

методическогосовета                                                                      Директор МБУ ДО ДПиШ                                         от «    »сентября  2021 г.                                                                  _______Л.М.Мартымянова

Протокол№                                                                                      «    » сентября 2021 г.

 

 

 

Адаптированнаядополнительная общеобразовательная

программа«Акварелька»

                                                  Возраст:  5-14 лет

Срокреализации программы: 3 года

 

 

 

 

 

 

 

педагогдополнительного образования 

 

                                                Шагабутдинова Гульнара Насибулловна                                                                                                                                                                                                    

                                                                

                                                             

с.КраснаяГорка —  2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

 

         Направленностьпрограммы –художественная.

 Программа направлена на реализацию приоритетныхнаправлений художественного образования: приобщение к искусству как духовномуопыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитиеиндивидуальности, дарования и творческих способностей обучающихся. Изучаютсятакие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможнаориентация в потоке художественной информации. Воспитанники получаютпредставление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Темыпрограммы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации явлений,фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства ине свести его изучение к узко технологической стороне. Занятия различнымивидами изобразительной деятельности способствуют самовыражению обучающихся,развитию его творческих способностей и обогащению его представлений обокружающей действительности.

Обеспечение реализации прав детей с ограниченнымивозможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на участие в программах дополнительногообразования является одной из важнейших задач государственной образовательнойполитики. Расширение образовательных возможностей этой категории обучающихсяявляется наиболее продуктивным фактором социализации детей-инвалидов и детей сограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в обществе. Программыдополнительного образования решают задачи реализации образовательныхпотребностей детей, относящихся к данной категории, защиты прав. Даннаяпрограмма рассчитана на работу с детьми не только простыми, но и особеннымидетьми.

        В современном мире ребенок окружен цифровыми технологиями и познает все спомощью телевидения, интернета. Такой обучающийся практически лишен «живоготворчества», а дополнительные занятия обучающийся по программе  «Акварельки» вполной степени удовлетворяют потребность в творчестве.

Данная программаориентирована на развитие у каждого обучающегося творческогопотенциала и художественных способностей. Применяемые формы и методы обучения,использование игровых заданий повышает мотивацию обучающихся кзанятиям, развивает их познавательную активность.

Актуальностьпрограммы.

Программа актуальна,так как   изобразительная деятельность занимает особое место в развитии ивоспитании обучающихся. Содействуя развитию воображения и фантазии,пространственного мышления, колористического восприятия, она способствуетраскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формированияэстетической культуры обучающегося, его эмоциональной отзывчивости. Приобретаяпрактические умения и навыки в области художественного творчества, обучающиесяполучают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желаниесоздавать нечто новое своими силами. Сегодня, когда во многихобщеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводитсяограниченное время, развитие художественного творчества школьников черезсистему дополнительного образования обучающихся становится особенно актуальным.

           Аспектыактуальности и успешной реализации программы: личностно -ориентированный подход к процессу обучения; реализация потребностей обучающийся вмежличностном общении и продуктивная организация их свободноговремяпровождения, направленная на развитие творческих способностей, трудовыхнавыков, коммуникативных способностей, формирование социально-значимойличности, использование новых технических средств.

         Программа  создает условия для формирования таких личностных качеств, какуверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоватьсяуспехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерскиекачества. Занятия изобразительным искусством совершенствуют органы чувств,развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат пониматьпрекрасное. В процессе обучения обучающиеся получают знания о простейшихзакономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе,цветоведению, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки,рисования, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красотеприроды и человеческих чувств. Так же для улучшения восприятия и болееблизкого ознакомления обучающихся с изобразительным искусством планируютсяпосещения выставок, встречи с художниками города, виртуальныеэкскурсии по залам музеев, по странам мира и знакомство с их культурой. Все этов целом является мощным стимулом для развития познавательного интереса кискусству.

Педагогическаяцелесообразность программы обусловлена тем, что занятия по программеспособствуют  формированию высокого интеллекта, духовности через мастерство.Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание,фантазирование служат для достижения этого. Обучающиеся получают дополнительные знания по таким предметам, как изобразительноеискусство, декоративно-прикладное творчество, повышая свой образовательныйуровень по истории искусств.  Программа направлена на практическое применениеполученных знаний и умений. Обсуждение детских работ с точки зрения ихсодержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание обучающихся,формирует опыт творческого общения. Организация выставок дает обучающимсявозможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.Выполненные на занятиях работы могут быть использованы как подарки для родных идрузей, могут применяться в оформлении кабинета. Каждый обучающийся видитрезультат своего труда, получает положительные эмоции.

          Цель программыразвитие творческих способностейобучающихся в области изобразительного искусства с учётоминдивидуальности каждого обучающегося.

          Задачи программы:

          Образовательные:

-сформироватьбазовые компетенции в области изобразительной деятельности;

-расширитьзнания обучающихся обизобразительной грамоте и изобразительном искусстве;

-сформироватьпервичные знания о мире пластических искусств (изобразительном,декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне, о формах их бытования вповседневной жизни человека;

-сформироватьустойчивый интерес к изобразительному искусству, способность воспринимать егоисторические и национальные особенности;

-сформироватьумения по изодеятельности в части исполнения творческого продуктаразнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, попамяти, по представлению, по воображению);

-сформироватьэлементарные умения, навыки, способы художественной деятельности;

-познакомитьобучающихся сразличными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности,многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними. 

Развивающие:

-развитьу обучающихся чувственно-эмоциональные проявления: внимание, память, фантазию,воображение;

-развитьколористическое видение;

-развитьхудожественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное;

-улучшитьмелкую моторику, пластичность, гибкость рук и точность глазомера;

-способствоватьразвитию у обучающихся потребности активного участия в культурной жизниучреждения;

-развитькоммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность вгруппе, сотрудничество, общение;

          Воспитательные:

-сформироватьу обучающихся устойчивый интерес к искусству и занятиям художественнымтворчеством;

воспитатьлюбовь к родной природе, своему народу, Родине;

-воспитать уважение к народным традициям, историческому прошлому своего народа,многонациональной культуре;

-воспитатьтерпение, волю, усидчивость, трудолюбие, аккуратность;

-научитьадекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощьдругим, разрешать конфликтные ситуации.

Отличительныеособенности даннойобразовательной программы заключается в том, что она ориентирована наприменение широкого комплекса различного дополнительного материала поизобразительному искусству. Программа содержит региональный компонент.

Процесс обученияизобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательныхметодов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законови правил изобразительного искусства у обучающихся развиваютсятворческие начала.  Каждое занятие направлено на овладение основизобразительного искусства, на приобщение обучающихся кактивной познавательной и творческой деятельности.

Возраст обучающихся,участвующих в реализации программы:

 программапредназначена для детей в возрасте от 7 до 10 лет.

  Набордетей производится в начале учебного года. В объединение принимаются всежелающие, без предварительных испытаний. Допускается дополнительный набор обучающихся в течениевсего учебного года.

Наполняемостьучебной группы:

За год обучения-12-15 человек;

Так как программарассчитана на обучающихся младшегои среднего школьного возраста, то для более качественного обучения учтеныпсихологические особенности обучающихся этих возрастных групп.

Младшим школьнымвозрастом принято считать возраст обучающихся примерно от 7 до14 лет. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развитияУчебная деятельность в  этом возрасте стимулирует, прежде всего, развитиепсихических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий.Младшие обучающиесяотличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательнойлюбознательностью. Младший обучающийся с живымлюбопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрываетперед ним всё новые и новые стороны.

Произвольноевнимания младшего обучающегося требует так называемой близкоймотивации, то есть  младший обучающийся может заставитьсебя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективыполучить отличную отметку, заслужить похвалу педагога, лучше всех справиться сзаданием и т. д.). Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание.Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание обучающихся, безвсяких усилий с их стороны.

Сроки реализацииобразовательной программы.

          Программа рассчитана на 3 года обучения. Всего на освоение программы отводится 432 часа.

           Режим занятий:

Занятия проводятся2 раза в неделю по 2 учебных часа. Продолжительность одного занятия составляет 45минут, перерыв между занятиями составляет 15 минут. 

          Формы занятий:   Дляреализации программы используются несколько форм занятий:

Вводное занятие – педагогзнакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организацииобучения и предлагаемой программой работы на текущий год.

Ознакомительное занятие – педагогзнакомит обучающихся с новымиметодами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиесяполучают преимущественно теоретические знания).

Рисование с натуры – специальноезанятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используянатуру.

Рисование по памяти – проводитсяпосле усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает обучающимсявозможность тренировать свою зрительную память.

Тематическое занятиеобучающимсяпредлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям.Занятие содействует развитию творческого воображения обучающегося.

Занятие-импровизация – на такомзанятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалови использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию обучающегося,раскрепощают его; пользуются популярностью у обучающегося иродителей.

Занятие проверочное – (на повторение)помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данногоматериала и выявить обучающегося, которым нужна помощь педагога.

Конкурсное игровое занятие – строится в видесоревнования в игровой форме для стимулирования творчества обучающихся.

Занятие-экскурсия – проводится вмузее, на выставке с последующим обсуждением.

Комбинированное занятие – проводится длярешения нескольких учебных задач.

Итоговое занятие – подводит итогиработы детского объединения за учебный год. Может проходить в видемини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетнымвыставкам.

        

 Ожидаемыерезультаты и способы определения их результативности:

 Врезультате реализации программы предполагается достижение определённого уровняовладения обучающимсяизобразительной грамоты. Обучающиеся будут знатьспециальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства,научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментамиизобразительного искусства.

  

Кконцу обучения обучающиеся будут

знать:

-основныеи дополнительные цвета;

-цветовуюгамму красок (тёплые, холодные цвета);

-понятиесимметрии;

-контрастыформ;

-свойствакрасок и графических материалов;

-азывоздушной перспективы (дальше, ближе);

 

уметь:

-смешиватьцвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;

-правильноиспользовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;

-грамотнооценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;

-работатьсамостоятельно и в коллективе;

-организовыватьи содержать в порядке своё рабочее место;

-проявлятьтрудолюбие;

-проявлятьсамостоятельность;

-проявлятьуверенность в своих силах.

   Формы и способы проверки результатов:

Выявлениедостигнутых результатов осуществляется:

черезтестирование (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденногоматериала); викторины; наблюдения педагога; через отчётные просмотрызаконченных работ. Отслеживание личностного развития детей осуществляетсяметодом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.

Формы проведенияитогов реализации образовательной программы:

В конце годаобучения по программе проводится итоговая отчетная выставка творческих работобучающихся.

Итогомреализации дополнительной образовательной программы является раскрытия и развитие потенциальных творческих способностей ивозможностей  ребенка в рисовании.

Обучающиеся будутзнать:

·       Название трёх основных цветов, получение новогоцвета и более светлых (тёмных) тонов.

·       Техники и приёмы работы (монотипия, рисованиегуашью, акварельные карандаши, нетрадиционные техники рисования).

·       Тёплые и холодные цвета.

·       Понимать,что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень,блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство,сюжет;

·       Правилатехники безопасности.

 

Обучающиесябудут уметь:

·       Смешиватькраски на палитре.

·       Получатьоттенки цветов (розовый, голубой, светло-зелёный и др.), смешивать гуашь сбелилами.

·       Делатьэскиз в карандаше.

·       Рисоватьнесложные предметы на основе геометрических фигур.

·       Располагатьсюжет на всём листе бумаги.

·       Содержатьсвоё рабочее место в порядке.

 

 

УЧЕБНЫЙ-ТЕМАТИЧЕСКИЙПЛАН

 

1 годобучения

 

 

Наименование тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Беседы по технике безопасности.

2

2

2.

Королевство волшебных красок.

4

18

22

3.

В мире сказок.

4

30

34

4.

В гостях у народных мастеров.

10

16

26

5.

В сказочной стране «Дизайн».

10

30

40

6.

Нетрадиционные техники рисования.

5

5

10

7.

Выставочная работа.

4

4

8

8.

Итоговое занятие.

2

2

 

Итого:

41

103

144

 

 

СОДЕРЖАНИЕПРОГРАММЫ

1 годобучения

 

 

Вводное занятие.

Ознакомлениес основными задачами курса, материалами при работе в данном объединении.Организации рабочего места. Ознакомление с расписанием. Знакомство с нагляднымипособиями, оборудованием, материалами.  Правилами поведения во время занятий.Знакомство с материалами (карандашом, бумагой, ластиком, красками). Какправильно держать карандаш, кисточки, как правильно сидеть.

Королевство волшебных красок.

Знакомствос азбукой цвета и секретом цветов радуги. Путешествие по миру изобразительногоискусства.

В мире сказок.

В миресказок. Художники-сказочники. Изображение    сказочных персонажей.

В гостях ународных мастеров.

Чудесныймир народного искусства. Необычные игрушки, разноцветные узоры и орнаменты.Народные промыслы. Мастера Дымково, Филимоново, Хохломы, Гжели. Приемы росписи.

Всказочной стране «Дизайн».

 В сказочной стране «Дизайн» начнут изучать азбуку формы и смогут самостоятельноукрашать разные предметы. Научатся изготавливать стильныесветильники, подсвечники. Создание дизайн проекта  детское кафе «Улыбка» и проекта «Дизайн в нашей жизни».

Нетрадиционныетехники рисования.

Умениепользоваться нетрадиционными техниками позволит детям получать удовольствие отсвоей работы. Научатся применять такие нетрадиционные техники рисования какмонотипия,  кляксография, свеча + акварель, граттаж. Ребенок любит быстро достигать результата всвоей работе, а перечисленные нетрадиционные техники способствуют этому.

Выставочнаяработа.

Оформление итоговых выставок в конце каждой темы.

Итоговоезанятие.

Тестированиедля проверки теоретических знаний обучающихся.

Просмотручебных работ и творческих заданий за учебный год.

 

 

УЧЕБНЫЙ-ТЕМАТИЧЕСКИЙПЛАН

 

2 годобучения

 

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

 

 

1.

Вводное занятие.

2

2

 

2.

Основы рисования.

6

1

5

Беседа

 

3.

Начальные упражнения.

14

14

Наблюдение, беседа

 

4.

Рисование простым карандашом и раскрашивание готового рисунка акварелью.

52

2

50

Наблюдение, беседа

 

5.

Нетрадиционные техники рисования.

34

1

33

Наблюдение, беседа

 

6.

Природа родного края.

34

1

34

Наблюдение, беседа

 

7.

Итоговая аттестация.

2

2

Выставка

 

 

ИТОГО:     

144

7

137

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕПРОГРАММЫ

 

2 годобучения

 

Раздел № 1 «Вводное занятие» — 2 часа

Теория. Знакомство спрограммой объединения. Цели и задачи курса. Техника безопасности. Правилавнутреннего распорядка учреждения. Воспитательная работа.

 

Раздел № 2 «Основы рисования» — 6 часов.

 Теория. Как научитсярисовать.

 Практика.  Учимся правильно: крепить лист; держать карандаш, кисть и т.д.

 

Раздел № 3 «Начальные упражнения» — 14часов

Практика.  Рисуем:

— прямые линии от руки;

— зигзаги;

— волнистые линии;

— кружочки;

— овалы;

— прямоугольники;

Затушёвка простым карандашом.

 

Раздел № 4; «Рисование простым карандашоми раскрашивание готового рисунка акварелью» — 52 часа.

Теория. Изобразительныесвойства карандаша. Виды карандаша (твердый, мягкий, твердо-мягкий и др.) Воспитательная работа.

Практика.  Рисование ираскрашивание готового рисунка акварелью. Отработка приемов штриховки. Улитка.Божья коровка. Стрекоза. Рыбка.

Утёнок. Цыплёнок. Мышка. Котик. Слоник. Петушок.Собачка. Бычок. Ослик. Зайчик.

 

Раздел № 5 «Нетрадиционные техникирисования» — 34 часа.

Практика (34 часа):

— тема «Рисование ватными палочками»;

— тема «Рисование мыльными пузырями»;

— тема «Рисование мятой бумагой»;

— тема «Кляксография»;

— тема «Рисование солью»;

— тема «Оттиск поролоном»;

— тема «Тиснение»;

— тема «Набрызг»;

— тема «Закат солнца»;

— тема «Цветущая сирень».

 

Раздел № 6 «Природа родного края» — 34часа.

Практика (34 часа).Зарисовка отдельных элементов природы на кубанской земле:

— тема «Подсолнуховое поле»;

— тема «Кукурузное поле»;

— тема «Пшеничное поле»;

— тема «Рисунок на Кубанскую тему»

 

Раздел№  7 «Итоговая аттестация» — 2 часа. Выставка работ по завершениюреализации программы.

 

УЧЕБНЫЙ-ТЕМАТИЧЕСКИЙПЛАН

 

3 годобучения

 

№ п,….

Название раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации

Всего

Теория

Прак-тика

1

Вводное занятие. Начальная диагностика

4

2

2

Диагностика (наблюдение, собеседование)

2

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

4

2

2

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

3

Рисунок-основа изобразительного творчества

4

2

2

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

4

Разновидности графики: линейный рисунок

4

2

2

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

5

Разновидности графики: монотипия.

4

2

2

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

6

Разновидности графики: гравюра

4

2

2

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

7

Литогравюра

4

2

2

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

8

Урок-обобщение

4

2

2

Текущий контроль (наблюдение, опрос, упражения, анализ достижений)

9

Линия и ее выразительные возможности

4

2

2

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

10

Композиция Весенние ручьи

4

2

2

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

11

Условно-символический характер изображения

4

2

2

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

12

Пастель. Цветные карандаши, акварель, гуашь

8

4

4

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

13

 

Единство пользы и красоты

4

2

2

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

14

Цвет и его возможности

4

2

2

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

15

Ритм цветовых пятен как средство выражения

4

2

2

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

16

Образ традиционной русской избы

4

2

2

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

17

Пейзажи родной земли. Гармония жилья и природы

4

2

2

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

18

Древнерусский город. Древние соборы

4

2

2

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

19

Народные праздничные обряды

4

2

2

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

20

Образ красоты человека

4

2

2

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

21

Городской пейзаж. Фонари на улицах и в  парках

4

2

2

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

22

Жанры в живописи

4

2

2

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

23

Живопись. Художники — пейзажисты родного края

4

2

2

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

24

Современное выставочное искусство

4

2

2

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

25

Изображение природы в разных состояниях

4

2

2

Текущий контроль (опрос, наблюдение)

26

Художественная мастерская

4

2

2

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

27

Симметрия

4

2

2

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

28

Гармония

4

2

2

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

29

Часть и целое

4

2

2

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

30

Сюжет

4

2

2

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

31

Родилась живопись

4

2

2

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

32

Сюжетная композиция

4

2

2

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

33

Красота фигуры человека в движении

4

2

2

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

34

Изображение на плоскости фигуры человека

4

2

2

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

35

Итоговое занятие

4

2

2

Итоговый контроль (опрос,наблюдение, упражения, анализ и оценка работ, выставка)

 

Итого

144

72

72

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕПРОГРАММЫ

 

3 годобучения

Тема 1. Вводное занятие.

Теория. Цели изадачи обучения, правила техники безопасности и личной гигиены. Организациярабочего места.

Тема2.  Виды изобразительного искусства и основы их образного языка.

Теория. Беседа овидах и жанрах изобразительного искусства. Слайды, диапозивы.

Тема3.Рисунок – основа изобразительного творчества.

Теория.Творческие  задачи рисунка. Виды рисунка.

Тема4.Разновидности графики: линейный рисунок, монотипия, гравюра, линогравюра,обобщение.

Теория. Значениерисунка и цвета в работе художника. Тон, линия, пятно, соотношение белого ичерного. Штрихи, мазки.

Тема5.Линия и ее выразительные возможности.

Теория. Умениепостроения композиции, выразительные возможности линий, мнообразие линий,толстые, тонкие, изящные, спокойные. Умение видеть линии в окружающей насдействительности. Рассматривание весенних веток. Веселый трепет тонких, нежныхветок берез, суровая мощь старых дубовых веток.

Практика:рисование разных веток, птиц из разных «живых» линий.

Тема6.Композиция «Весенние ручьи».

Теория. Основыкомпозиции. Взаимосвязь элементов в произведении. Знание основных законовкомпозиции, выбор главного композиционного центра. Упражнения на заполнениесвободного пространства на листе. Совершенствование навыков грамотного отображенияпропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения,освещенности, цвета предметов.

Практика:Отработка в упражнениях разных штрихов и мазков.

Тема7.Условно-символический  характер изображения.

Теория.Умениеприменять декоративность, изобразительная условность. Значение цветовойсимволики в гербах.

Практика:Изображение символов и эмблем в современном обществе.

Тема8.Пастель. Цветные карандаши. Акварель. Гуашь.

Теория.Знакомство с техникой исполнения в этих материалах. Все о живописи:цветоведение, материалы, инструменты, техники акварельной живописи и гуашевымикрасками. Понятие об основных и дополнительных цветах, теплых и холодныхцветовых гаммах, различение цветов, их светлоты и насыщенности. Правильноеобращение с художественными материалами. Освоение различных приемов работыакварелью, гуашью. Получение различных цветов и их оттенков.

Практика:Использование данных материалов в упражнениях.

Тема9.Единство пользы и красоты.

Теория. Знать,как в жилищах разных народов выражалось представление об идеале, совершенстве.Традиционные образы народного (крестьянского) искусства, солярные знаки. Уметьнаходить нудную информацию и использовать  ее.

Практика:индивидуальная работа в технике живопись над темой «Русская изба».

Тема10. Цвет и его возможности.

Теория. Умениепередавать настроение в творческой работе с помощью цвета, развитие виденияцвета; понятие о  цветовой гармонии, умение находить образы в бесформенныхцветовых пятнах.

Практика:изображение осеннего леса по памяти и представлению.

Тема11.Ритм цветовых пятен как средство выражения.

Теория. Развитиечувства ритма. Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Особоевнимание уделяется восприятию и передаче красоты. Определение и передачаформы, характерной для изображаемого предмета. Передача их наиболеетипичных черт, пропорциональности форм. Развитие наблюдательности зарастительным и животным миром; умений вести наблюдения окружающейдействительности, умений анализировать, сравнивать, обобщать передавать ихнаиболее типичные черты. Воспитание чувства сострадания ко всему живому.

Практика:изображение осеннего листопада по памяти, по представлении. Умение создаватьтворческие работы на основе собственного замысла.

Тема12.Образ традиционной русской избы.

Теория. Развитиеобъёмно-пространственного мышления. Знать, что такое образ и уметь егосоздавать в своих работах. Развитие конструктивного и творческого мышления.

Практика:Композиционно-пространственное искание формы и передача характера постройки древнерусскойизбы.

Тема13.Пейзажи родной земли. Гармония жилья и природы.

Теория. Знатьхарактерные черты родного пейзажа, устройство русской избы.

Практика: Уметьнарисовать пейзаж по памяти.

Тема14.Древнерусский город. Древние соборы.

Теория. Вызватьинтерес у учащихся  к устройству города – крепости, развить чувствопропорции. Познакомить с понятием вертикаль, горизонталь. Изучение строения,конструкции древнерусских крепостей.

Практика:изображение с помощью графических средств города – крепости.

Тема15. Народные праздничные обряды.

Теория. Знатькалендарные праздники, способы работы с композицией. Орнамент. Стилизация. Видыорнаментов: замкнутый, бесконечный, ленточный и др.; законы построенияорнаментов: симметрия , чередование элементов (ритм); цветовое решение. Понятие– «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные.Самостоятельное составление орнаментов в полосе, прямоугольнике, круге из формрастительного и животного мира, а также из геометрических фигур, на основе декоративнойпереработки форм растительного и животного мира; применение в декоративнойработе линии симметрии, силуэта, ритма.

Практика:составление своей композиции по классических схемам.

Тема16.Образ красоты человека.

Теория. Вызватьинтерес к познанию образа жизни князя и дружины. Знать различия в их жизни, иторгового люда.

Практика:изображение людей по пропорциям, уметь изображать древнерусских воинов.

Тема17.Городской пейзаж. Фонари на улицах и в парках.

Теория. Знатьвиды фонарей уличных. Форма, строение.

Практика:придумать свои фонари.

Тема18. Жанры в живописи.

Теория. Развитиенавыков в составлении небольших композиций в разных жанрах по выбору. Разныеспособы компоновки предметов, пространства на листе.

Тема19.  Живопись. Художники – пейзажисты родного края.

Теория.Экскурсия в картинную галерею.

Тема20. Современное выставочное искусство.

Лекцияо роли современной выставочной деятельности художников в нашей повседневнойжизни.

Тема21.Изображение природы в разных состояниях.

Теория. Изображениеконтрастных состояний природы без предварительного рисунка. Цветовой круг.Контрастные цвета.

Практика:изображение грозы, тумана, солнечного дня.

Тема22. Художественная мастерская.

Теория. Чтотакое мастерская художника. Показ фильмов о мастерских художников.

Тема23.  Симметрия.

Теория. Умениестроить сложные симметричные формы в карандаше, сангине. Понятие симметрии,формы, светотени.

Практика:изображение натюрморта.

Тема24. Гармония.

Теория. Какчеловек использует природные мотивы в своих изделиях, уметь видеть прекрасное вприроде. Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам.Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства; с образцамирусского народного декоративно-прикладного искусства: русские матрешки,Хохлома, Городец. Ознакомление с видами народного творчества – художественнойросписью. Закрепление умения применять в декоративной работе линию симметрии,силуэта, ритма; освоение навыков свободной кистевой росписи; составлениеэскизов и выполнение росписей на заготовках. Развитие умения видеть не толькокрасоту природы, но и красоту предметов, вещей. Расширение представлений окультуре прошлого и настоящего; об обычаях и традициях своего народа.

Практика:изображение браслетов, ожерелий, колец.

Тема25.Часть и целое.

Теория. Знать,что такое часть и целое. Видеть то и другое в природе, искусстве. Композиция,ритм, подчинение мелких форм крупным.

Практика:Изображение интерьера древнерусской избы, дом-космос.

Тема26.Сюжет.

Теория. Уметьопределять сюжет картины, знать , что такое сюжет, назначение его в искусстве.

Практика:исполнение композиции на бытовой жанр.

Тема27.Родилась живопись.

Теория.Вызватьинтерес к древнему художнику, воспитать стремление к изучению истории.Композиция, рисунок, живопись древнего искусства.

Практика:изображение животных по принципу древнего искусства.

Тема28.Сюжетная композиция.

Теория. Умениепередавать пространство в цвете. Законы цветовой композиции.

Практика:изображение праздничного пира в теремных палатах.

Тема29.Красота фигуры человека в движении.

Теория. Развитиеглазомера, чувства пропорций человеческого тела.

Практика:«спортивная эстафета».

Тема30.Изображение на плоскости фигуры человека.

Теория. Умениепредставлять сложную форму тела человека через элементарные формы, построениеформы по Дюреру.

Практика: наброскишкольных товарищей по школе в карандаше.

 

 

 

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Ожидаемыерезультаты

Кконцу обучения обучающиеся

должнызнать:

-основные приемы и способы рисования;

-основы цветоведения;

-основные признаки композиции;

-понятия: орнамент, ритм, контраст;

-технологии работы с бумагой, картоном и другими материалами;

-операции работы с различным прикладным материалом;

-правила санитарии, гигиены и техники безопасности.

должныуметь:

-готовить рабочие место и распределять труд по операциям;

-работать с предлагаемым инструментом и материалом;

-создавать работы по собственному замыслу, используя различные техники;

-работать над созданием коллективных работ.

Результатомдеятельности коллектива могут служить выставки, а также активное участие вразличных творческих конкурсах.

Личностныерезультаты:

-формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной,творческой и других видов деятельности

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способностиобучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению ипознанию;

-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровнюразвития науки и общественной практики;

-развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

Метапредметныерезультаты:

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществленияосознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулироватьдля себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы иинтересы своей познавательной деятельности;

-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачейкоммуникации; владение устной и письменной речью.

-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии дляклассификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическоерассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делатьвыводы;

Предметныерезультаты:

-умение решать ситуационные задачи;

-формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебнымпредметам для решения прикладных учебных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.     ГалянТ.В.  Весёлые уроки волшебника Карандаша: Я рисую натюрморт. – Ростов на Дону:ООО «Удача», 2008

2.     Руббра Б.Учитесь рисовать портреты. ООО «Попурри» 2003

3.     Простыеуроки рисования. «Море». Журнал для детей от 7 до 13 лет. ООО «Издательство«Доброе слово»» 2012

4.     Простыеуроки рисования. «Цирк». Журнал для детей от 7 до 13 лет. ООО «Издательство«Доброе слово»» 2012

5.     Простыеуроки рисования. «Замки, дворцы, крепости». Журнал для детей от 7 до 13 лет.ООО «Издательство «Доброе слово»» 2012

6.     Простыеуроки рисования. «Горы». Журнал для детей от 7 до 13 лет. ООО «Издательство«Доброе слово»» 2012

7.     Простыеуроки рисования. «Рыцари и дамы». Журнал для детей от 7 до 13 лет. ООО«Издательство «Доброе слово»» 2012

8.     Простыеуроки рисования. «Прикладное искусство». Журнал для детей от 7 до 13 лет. ООО«Издательство «Доброе слово»» 2012

9.     Руббра Б.Учитесь рисовать портреты. ООО «Попурри» 2003

10. Шалаева Г.П..Рисование. Первый учебник вашего малыша.- М.: ООО « Издательство «ЭКСМО»», 2004

11..Альбрехт  Е.И.Учебный рисунок фигуры человека. –М.: АСТ; Донецк: Сталкер,2007

12.Астахов Ю.А. 50Великих русских художников: Иллюстрированная энциклопедия. – М.: «ИздательствоБелый город». 2008

13.Компанцева Л.В.Поэтический образ природы в детском рисунке. Пособие для воспитателя в детскомсаду. –М.: Просвещение 1985

14.Руббра Б.Учитесь рисовать портреты. ООО «Попурри» 2003

15.СокольниковаН.М. Изобразительное искусство для детей. Волшебный мир красок. –М.: Астрель.2010

16. Чтобы ожили стены.Сборник. Изд.2-е.доп. –М.: «Молодая Гвардия». 1977

17.Свет и Цвет вживописи. Особенности изображения. -М.: ООО ТД « Издательство МИР КНИГИ», 2008

18.Пейзаж. Основытехники изображения. -М.: ООО ТД « Издательство МИР КНИГИ», 2006

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет