X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

КОНКУРС

ДЛЯОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ И МОЛОДЕЖИ

«ДЕНЬНАУКИ-23»

 

Исследовательская работа

 

Изобразительно-выразительные средства   в поэзиипоэта-земляка   Николая Михайловича Михеева

 

 

 

 

 

 

Выполнил работу: Биссинг Никита Сергеевич

ученик 10 класса МБОУ

«Станционно-Ребрихинская СОШ»

Руководитель: Цацура Елена Валентиновна

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Станционно-Ребрихинская СОШ»

 

 

 

СтанцияРебриха 2023г.

 

Содержание

                                    стр.

 

1.Оглавление(содержание)……………………………………………………………………1

2.Введение……………………………………………………………………2,3,4

3. Основнаячасть……………………………………5

— слово о поэте-землякеНиколае Михайловиче Михееве

— изучение изобразительно-выразительных средств  

изобразительно-выразительные средства  в поэзии поэта-земляка   Николая Михайловича Михеева

средства художественной выразительности в итоговой аттестации

4. Заключение, выводы,практические рекомендации

5. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Даннаяработа посвящена исследованию изобразительно-выразительных средств    в поэзии поэта-земляка   Николая МихайловичаМихеева. Художественные средства выразительности помогают передатьавторский замысел, раскрывают тончайшие оттенки поэтической речи поэта. Приисследовании были использованы  сборники стихотворений: «Свет уходящего дня»,«Катятся времени волны», «От истока и до устья», «Ностальгия». Поэт активноиспользовал в своём творчестве художественные средства выразительности.

Данная тема очень актуальна. Так как пробуждает интерес к поэзии,а это в свою очередь воспитывает любовь к своей земле, к своему народу. Чтоочень важно сейчас, когда мы живём в интересное и сложное время, когда на многоеначинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. Нампоказалось интересным понаблюдать за ролью  изобразительно-выразительныхсредств в поэтических текстах. В качестве материала мы выбрали стихотворения нашего поэта-земляка Николая Михайловича Михеева.

Тема нашего исследования«Изобразительно-выразительные средства встихотворениях поэта-земляка Николая Михайловича Михеева».

Объект исследовательской работы— лирика  поэта-земляка Николая Михайловича Михеева. При исследованиииспользовались  сборники его стихотворений: Свет уходящего дня,Катятся времени волны, «От истока и до устья», «Ностальгия».

Предмет исследования– изобразительно-выразительные средства, используемые Николаем Михеевым в своихстихотворениях.

Гипотеза — формированиепонятий о изобразительно-выразительных средствах будет успешным, если научитьсявидеть и осознавать  взаимосвязи слов в прямом и переносном значении.Предположим, что данный вид средств  широко используется в лирике Николая  Михеева.

Цель  исследовательской работы:исследование стихотворений Николая Михайловича Михеева на наличиеизобразительно-выразительных средств; определение позиции автора  черезхудожественные языковые средства, а именно, изобразительно-выразительныесредства

Методы исследования:

  1. анализ
  2. сравнение
  3. обобщение

Задачи исследования:

1.Познакомиться с биографией поэта,которая, естественно, оказывает влияние на творческие замыслы, на выражение авторскойпозиции в творчестве.

2. Изучить стихотворения НиколаяМихайловича Михеева.

3. Определить темы и идеи стихотворений.

4. Подробно изучить видыизобразительно-выразительных средств, их особенности.

5. Найти стихотворения сизобразительно-выразительными средствами .

6. Определить влияниеизобразительно-выразительных средств на поэтику произведения, выражениеосновной мысли.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯПОДГОТОВКА:

1.     Картотека изобразительно-выразительныхсредств (в течение года);

2.     Найти примеры изобразительно-выразительныхсредств в стихотворениях поэта. Определить, в чем заключается художественныйсмысл использования этого приема в каждом примере.

 

 

Выполненнуюработу мы считаем актуальной, так как она способна привлечь внимание ктворчеству поэта-земляка. Проведя опрос учителей-филологов школы, о трудностях,возникающих при изучении  изобразительно-выразительных средств, мы сделаливыводы, что данная тема вызывает немало вопросов в понимании школьников.   Нокак никакая другая она раскрывает богатство языковых средств русского языка.Наша работа помогает изучать данную тему, опираясь на краеведческий материал. Для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей,чувств и оценок автор текста может использовать различные средства языковойвыразительности.

 

 

 

 

 

        

 

 

Основная часть

1.     Слово о поэте-земляке Николае МихайловичеМихееве      

          

Николай Михеевродился 18 мая 1922 года в селе Макарово Тюменцевского района Алтайского края вбольшой дружной семье.   Мать умерла рано, осталось 5 детей, и отец женился наженщине с тремя детьми. Учился в Усть-Мосихинской средней школе. Закончил 9классов. Сначала увлекался рисованием, а затем стал писать стихи, былредактором школьной газеты. Первое стихотворение о поэте В.Маяковском былонаписано для школьной газеты. Любил литературу. В 1940 Николаю Михееву было 18лет, ему молодому, грамотному юноше предлагаю работать в селе Тюменцевосекретарём суда. Он уже стал печататься в газете и тут война.

 Направили НиколаяМихеева в г. Москву в Московское Краснознамённое пехотное училище.      Аспоткнулся он под Любанью в январе 1944 года, когда до прорыва блокады и доконца войны осталось не так уж много. Лёг снаряд и 6 часов старший лейтенантМихеев без сознания пролежал на холодном ветру. Нашёл его комиссар полка, апотом на фанерной волнушке привезли Николая Михеева в медсанбат. И началосьдолгое лечение в госпиталях Ленинградской, Свердловской областях, городе Чите.

   В декабре 1944года после госпиталя Николай Михеев приезжает в тыл, в село Макарово. Работаетсудебным исполнителем в селе Тюменцево, знакомится с будущей женой СофьейИвановной, которая работала бухгалтером в сельпо. А 3 февраля 1945 года ониженились.

   В 1950 годусемья переезжает на Конезавод Тюменцевского района, где он работаетосвобождённым секретарём парткома до 1956 года.

На станцию РебрихаНиколай Михеев приехал с семьёй в 1963 году. Сначала работал на элеваторе зав.Кадрами, а через два года назначили директором лесоторгового склада, оттуда иушёл на пенсию. У Николая Михеева была крепкая дружная семья. Вырастили троихдетей. Помогают растить 6 внуков и уже есть 13 правнуков. С Софьей ИвановнойНиколай Михайлович прожил 61 год.

   В августе 2010года Н.М.Михеева не стало. В 2012 году, в доме, где проживал поэт, открытамемориальная доска. Сельской библиотеке Шелаболихинского района в селе Макаровоприсвоено имя братьев Михеевых.  Николай Михайлович Михеевявляется автором сборников стихов.

Изучение изобразительно-выразительныхсредств

 

   Русская поэзия и проза изобилуют языковыми средствами. Они делаюттекст насыщенным, а также демонстрируют мастерство писателя или поэта, егоумение владеть художественной речью. Даже простой предмет или событие могутбыть описаны красочно и живописно благодаря специальным приемам. В даннойработе мы исследуем использование изобразительно – выразительных средствязыка   поэтом земли ребрихинской Н.М.Михеевым. в стихотворениях.

 

           Творчество Николая Михайловича Михеева — творчество не только поэта, но ичеловека творчески одаренного, человека, ощущающего свою тесную взаимосвязь смиром природы. Именно поэтому, поэзия его читателями воспринимается с точкизрения ее особого звучания, особого простого, доступного голосалирики.

ЛирикаН.М.Михеева яркая, но не броская. Для болееполной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей, чувств и оценок автортекста может использовать различные средства языковой выразительности.

  Средствавыразительности,  выполняющие  стилистическую и изобразительно-выразительнуюфункцию,  создают особую организацию речи.

      Средстввыразительности  много, поэтому очень трудно развить умение видеть совокупностьвсех    изобразительно – выразительных средств языка, которые используются в тексте, квалифицировать их и определять их роль во фрагментах текста, правильноприводить примеры.

       Знание иумелое употребление лексических норм делают нашу речь правильной,нормированной. Но кроме знания норм необходимо ещё и использование в речиизобразительно-выразительных средств, т.е. таких средств, которые сделают нашуречь красивой, образной, выразительной, богатой.

      Именнопоэтому,   в данной работе мы исследуем использование изобразительно –выразительных средств языка   в стихотворениях  поэта-землякаНиколая Михайловича Михеева.

Используемаяактивно в его творчестве звукопись делает лирику поэта утонченной, возвышенной,но в то же время грустно — печальной, как музыкальная поэма или медленныйвальс.

 

Эпитет (греч. «приложенное»,«прибавленное») — это художественное, образное определение, обладающее особойхудожественной выразительностью, выражающее чувства автора к изображаемомупредмету, создающее живое представление о предмете. Как правило, эпитет выраженименем прилагательным, употреблённым в переносном значении. С этой точкизрения, например, прилагательные голубое, серое, синее в сочетании со словом«небо» не могут быть названы эпитетами; таковыми служат прилагательныесвинцовое, стальное, янтарное…

Эпитет– образное определение, выделяющее, подчёркивающее один из признаков предметаили действия:

 

— жадный взгляд(М. Волошин);

— льстивые ивы (М.Цветаева);

малиноваяулыбка(И. Анненский);

причастия: взлетосиянный(М. Цветаева);

крайзаброшенный(С. Есенин);

наречия: веселоцвела(И. Тургенев);

горько жалуюсь(А.Пушкин);

существительные:утес-великан

(М. Лермонтов);

местоимения:

 

Эпитет индивидуализирует, характеризуетявление, выделяет в нём те признаки и свойства, которые кажутся писателюнаиболее важными и значительными на основе его представления об этом явлении,понимания и знания его, отношения к нему.

Не каждое определение можно назвать эпитетом. Сравните: железнаякровать и железный характер, серебряная ложка и серебряный ключ (родник).

В народном поэтическом творчестве используются постоянныеэпитеты: «дороженька столбовая», «синее море», «красна девица», «добрыймолодец», «скатный жемчуг», «мать-сыра земля».

2. Сравнения — это сопоставление одного предмета с другимпри помощи сравнительного союза: как, словно, будто, точно, что… илисуществительного в творительном падеже.

Он бежал быстрее, чем лошадь.(А.Пушкин);

На небе непрерывновспыхивали неяркие, длинные, словно разветвлённые молнии. Они не тольковспыхивали, сколько трепетали и

подёргивались, каккрыло умирающей птицы.

(И.Тургенев)

 

3. Метафора (греч. «перенесение») представляет собойперенесение значения по сходству; скрытое сравнение, но оно не оформлено спомощью сравнительных союзов:

Знать, солнышко утомлено: За горы прячется оно; Луч погашает

за лучом И, алымтонким облачком,

Задернув ликусталый свой, Уйти

готово на покой.Пора ему и отдохнуть…(

В. А. Жуковский)

 

Иногда весь текст или значительный по объёму его фрагментстроится на основе переноса значения по сходству. В этом случае говорят оразвёрнутой метафоре.

 

4. Олицетворение — художественный приём, заключающийся втом, что при описании животных или неодушевлённых предметов они наделяютсячеловеческими чувствами, мыслями, речью:

Лазурь смеется (С. Есенин);

задумается радость(А. Пушкин).

Зачастуюолицетворение используется при описании природы, которая наделяетсячеловеческими чертами:

Нева вздувалась иревела (А. Пушкин).

 

 

 

  1. Изобразительно-выразительные средства   в поэзии поэта-земляка   Николая Михайловича Михеева

 

Название

Определение

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

Возможная роль в тексте

Примеры

Эпитет

художественное образное определение.

-Усиливают выразительность, образность языка произведения;

-придают художественную, поэтическую яркость речи;

-обогащают содержание высказывания;

-выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;

-создают живое представление о предмете;

-оценивают предмет или явление;

-вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;

-помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.

РАСПУТЬЕ

По старой березе корявой

Сок катиться, будто слеза.

И сам я сдержать не пытаюсь

Свою золотую слезу.

КУЛУНДА

Степь необъятная, в росах,

С шелестом хлебных полей,

Их золотые колосья

Шепчутся, кланяясь ей.

 

 

 

 

 

ОРЛОВСКИЕ РЫСАКИ

Звенящей струною натянутый корд,

По кругу рысит рысачок.

А тренер смеется: <<Еще не рекорд,

Но будут рекорды еще>>

      

Сравнение

уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака.

-Сообщает явлению и понятию то освещение, оттенок смысла, какой намерен придать ему писатель;

-помогает более точно представить предмет или явление;
-помогает увидеть в предмете новые, невидимые стороны;

-сравнение придает описанию особую наглядность.

СЫПАЛ ДОЖДИК МЕЛКИЙ, КАК МОШКА

Сыпал дождик мелкий, как мошка,

До костей пронизывала сырость.

Он сидел, сутулясь, на мешках,

Папироса гасла, не курилась.

ВСХОДЫ

Зелень всходов на степных просторах-

Нет конца, куда не повернись.

Лишь недавно здесь, как черный творог,

Чернозем был влажен и зернист.

ЗАПОРОЖЕЦ ЗАСТРЯЛ… ХОТЬ САМ

Запорожец застрял… Хоть сам

В эту хлябь под него ложись.

По пшеничным седым усам

Дождь, как слезы, стекает вниз

 

 

 

 

 

Метафора

употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлении.

Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста не только усиливает зримость и наглядность изображаемого, но и передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта.

ГРОЗА

Ослепленный блеском молний,

Гневом грома поражен,

Я иду, себя не помня,

Лезу, будто на рожон.

ПОДСНЕЖНИК

Сквозь твердь еще стылого грунта

Проклюнулся первый подснежник.

Ему было первому трудно,

Но он сохранил свою нежность.

ДУШНЫЙ ЗНОЙ ВИСИТ НАД СТЕПЬЮ

Душный зной висит над степью,

Нет прохлады даже в колках,

А девчата длинной цепью

Растянулись на прополке

Олицетворение

перенос признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия.

Олицетворения придают тексту яркий, зримый характер, подчеркивают индивидуальность стиля автора.

 

РУЧЕЙ, ЗВЕНЯ НА ПЕРЕКАТАХ

Ручей звеня на перекатах,

Бежит, торопится к реке.

Под хохот белых куропаток

В еще сквозном березняке.

 ТРАКТОР ВОЗЛЕ КОЛКА

Трактор возле колка

Встал и задремал

Тишину иголкой

Проколол комар.

ВДАЛЬ УБЕГАЮЩАЯ ТРАССА

Вдаль убегающая траса,

То спуск пологий, то подъем…

Бежит железный мой савраска,

И щебень больно бьет поддон

 

 

 

 

средства художественной выразительности в итоговой аттестации

Насегодняшний день, каждый желающий успешно сдать итоговую аттестацию долженнаучиться использовать в своей устной и письменной речи средства художественнойвыразительности. Кроме того,  вопрос о них есть в тестовой части как дляобучающихся 9 класса, так и для обучающихся 11 класса.

Всеучащиеся 9-ых классов сдают ОГЭ, и одним из самых сложных заданий является«Анализ средств выразительности», ведь в нем нужно не только знать средствавыразительности, но и уметь их определять.  И я решила создать игру, спомощью которой будет легче запомнить средства выразительности речи и научитьсяих различать. Эту игру мы будем использовать в ходе  подготовки к ОГЭ, атакже ее будут использовать ребята других классов, не только готовясь к ОГЭ, нои при изучении произведений литературы.

 

Приступаяк реализации своего проекта, я проанализировал сборники заданий ОГЭ и ЕГЭавтора Цыбулько И.П., а также варианты сайта ФИПИ. Всего было изучено  36тренировочных вариантов.

Такимобразом, чаще всего в экзаменационных материалах встречаются: эпитеты (32), метафоры(20), сравнения(20), олицетворения (7).

 

Изучив средства художественной выразительности, убедились в том,что ресурсы выразительных средств в языке неисчерпаемы и средства языка, такиекак фигуры и тропы, делающие нашу речь красивой и выразительной необычайноразнообразны.

Проанализировав собранный материал, пришли к выводам:

— чаще всего в заданиях ОГЭ встречаются фразеологизмы и эпитеты;

— реже сравнения, метафоры и олицетворения;

— без постоянной тренировки невозможно в нужной мере подготовитьсяк итоговой аттестации;

— изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основанашей духовности, нашей культуры.

Закончить работу хочется словами известного лингвиста ВиктораВладимировича Виноградова: «Всесредства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими».

 

 

                                                                          4 . Заключение

Внашем исследовании рассмотрены средства художественной выразительности,использованные поэтом, определена   их  функциональная роль.

Даннаятема очень актуальна. Так как пробуждает интерес к поэзии, а это в свою

очередьвоспитывает любовь к своей земле, к своему народу. Что очень важно сейчас,

 когдамы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть

по-иному,многое заново открываем и переоцениваем.

 

Изобразительно-выразительные средстваслужат для того, чтобы наша речь

небыла обыденной, они придают «цвет» изображаемым событиям, помогают

задуматьсянад прочитанным, привлекают к себе внимание.

Таким образом, исследовавстихотворения Николая Михайловича Михеева, мы пришли к выводу, что поэт активноиспользует в своем творчестве изобразительно-выразительныесредства. Они помогают передать авторский замысел,раскрывают тончайшие оттенки поэтической речи поэта, придают речи лаконизм,экспрессию, динамику, дают возможность избежать излишнего повторения.

Наиболее употребительнымиявляются  эпитеты и метафоры. На наш взгляд, автору наиболее важны действия исостояния конкретного лица, лирического героя стихотворения.

Такимобразом, данная работа может найти своё практическое применение при изученииизобразительно-выразительных средств на уроках литературы, на урокахвнеклассного чтения при знакомстве с творчеством поэта-земляка НиколаяМихайловича Михеева, проведении внеурочных занятий, а также во внекласснойвоспитательной работе (проведение вечеров поэзии, литературных гостиных…).Частично материал данного исследования может быть использован при осуществлениисоциального проекта о творческих людях района. 

 

После знакомства слирикой поэта-земляка возникает желание продолжить дальнейшую работу поисследованию не только изобразительно-выразительных средств стихотворений Николая Михеева,  но и проследить за языковыми средствами, рассмотреть лексический состав стихотворений. Поэтому считаем необходимымпродолжить начатую работу по исследованию творчества нашего земляка — поэта землиребрихинской  Николая Михайловича Михеева.

 

 

 

 

 

Литература:

1.      «Пособие для подготовки к экзаменам . Сочинение, отзыв, эссе» АвторЕ.Ю.Махницкая. Издательство «Феникс»2005 г

2.     Шанский Н.М. Лингвистический анализхудожественного текста.

3.       АхмановаО.С. Словарь лингвистических терминов. — М.: Сов. энциклопедия, 1966. — 608с.

4.     сборники заданий ОГЭ и ЕГЭ автор ЦыбулькоИ.П., 2022

5.      Газета «Алтайская правда»№20. 2008г

6.      Журнал «Сибирские огни».№5.2008г

7.       Литературный журнал «Пикет»№1. 2012г

8.      Сборник стихов «Светуходящего дня» Н.М.Михеев. 2008г

9.      Сборник стихов «Катятсявремени волны» Н.М.Михеев.2007г

10. Архивныематериалы школьной и сельской библиотеки.

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет