Ранняяпрофессиональная ориентация и содействие
профессиональному самоопределению школьников нахудожественном отделении Детской школы искусств Пионерского городскогоокруга.
“В жизни каждого человека наступает время, когда ондолжен сделать выбор: или он будет заниматься тем, к чему лежит его душа, илипозволит решать за себя другим”.
КрисУайднер.
Профориентационная работа в школе – это системаучебновоспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимогообъема знаний о социально-экономических и психофизических характеристикахпрофессий, система наших с вами мероприятий, обеспечивающих научно-обоснованный выбор профессии.
Каждый ученик рано или поздно встает перед проблемой выборасвоей дальнейшей профессии. Эта проблема оказывается достаточно сложнорешаемой, так как активная позиция в этом плане у многих еще не сформирована.Для учащихся вопросы профориентации значимы, знакомы, но с какой стороныподойти к осознанному их решению, далеко не все себе представляют. Поэтомуважна помощь учителей, взрослых на этапе формирования готовности кпрофессиональному самоопределению.
Цельпрофориентационной работы художественного отделении в школе искусств:
-оказание педагогической помощи учащимся в профессиональномсамоопределении, в осознанном, обоснованном выборе профессии, социальнойадаптации;
-обучение, воспитание и подготовка учащихся к поступлению всредние и высшие учебные заведения;
-подбор учебных заведений с учетом индивидуальныхвозможностей подростков.
Главныезадачи деятельности по профориентации учащихся
— сформировать положительное отношение к труду;
-научить разбираться в содержаниипрофессиональной деятельности;
-научить соотносить требования, предъявляемые профессией, синдивидуальными качествами;
-научить анализировать свои возможности и способности,(сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своейличности).
Основныминаправлениями профориентационной работы в школе являются:
— профессиональная информация,
— профессиональное воспитание, — профессиональная консультация.
Профессиональная информация включает в себя сведения о мирепрофессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенныхдля самоопределения, информацию о системе учебных заведений.
Профессиональное воспитание включает в себя формированиесклонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность нашей с вамипедагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобыпобуждать детей к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы,общественно-полезному труду, к активной пробе своих сил. Это позволяет напрактическом опыте узнать и определить свои склонности и способности.Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешнонакапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьникпопробовал себя в самых различных видах деятельности.
Профессиональное консультирование – изучение личностиучащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональнаяконсультация чаще всего носит индивидуальный характер.
Школа дает общее образование, важное и значимое, номногогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, раннейпрофориентации способствует именно дополнительное образование. И если школьноеобразование все дети получают в более — менее одинаковом объеме, чтоопределяется государственным стандартом, то дополнительное образованиереализуется индивидуально в силу его многообразия, разнонаправленности,вариативности. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает ихпотребностям, удовлетворяет интересы. И в этом — смысл дополнительногообразования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенкуполноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. Удетей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, большевозможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.
Художественное отделение МБУ ДО ДШИ ПГО реализует рядобразовательных программ:
— группа раннегоэстетического развития «Пчелка» (6-7 лет)
— дополнительнаяобщеразвивающая прграмма (8-10 лет)
— предпрофессиональнаяпрограмма (11-15 лет)
С учётом возрастных, психологических особенностей учащихсяна каждом этапе обучения меняются задачи дополнительного образования:
1-ая ступень (младший школьный возраст)
Расширениепознавательных возможностей детей, диагностика уровня их общих и специальныхспособностей, создание условий для последующего выбора дополнительногообразования, т. е. своеобразная «проба сил».
2-ая ступень (средний школьный возраст)
Формирование теоретических знаний и практических навыков,раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности.3-я ступень (старший школьный возраст)
Достижениеповышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, созданиеусловий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации.
Еще на первом этапе обучения мы объясняемдетям, что художниками хотят стать многие, хотят стать известными и знаменитыми.Однако художник, создающий искусство — это не профессия, это призвание,требующее большого труда, воли, везения. Художник — не просто рисует картины,он создаёт неповторимые произведения искусства. Настоящий художник всегдауникален, единичен. И если вы готовы пойти на такой подвиг и посвятить себяискусству — вы должны быть готовы к возможным лишениям. Однако, в миремного профессий связанных с изобразительным искусством, умение создаватькрасоту, требует умение рисовать. Красота, во многих проявлениях, нужна будетлюдям всегда. Как верно выбрать профессию, в которой можно максимальноиспользовать свой природный талант, найти своё место в обществе? Ответ на этотвопрос очень важен для молодых людей.
Мы знакомим детей с профессиями в которых необходимхудожественный талант (который нужно непрерывно развивать).
Список профессий, связанных с изобразительнымискусством:
— художник — живописец;
— художник — график;
— архитектор;
— скульптор;
— художник — монументалист;
— художник театра и кино;
— художник — мультипликатор (игровая мультипликация,реклама);
— веб — дизайнер, медиа-дизайнер;
— дизайнер интерьера и мебели;
— дизайнер одежды и обуви;
— художник-педагог;
— керамист;
— краснодеревщик;
— художник-оформитель;
— художник-конструктор;
— иллюстратор;
— дизайнер промышленного оборудования;
— художник по ткани;
— визажист;
— модельер-конструктор;
— ювелир;
— художник-фотограф, оператор
К 10-11 годам учащиеся заканчивают обучение подополнительной общеразвивающей программе и могут принять решение о продолженииобучения на художественном отделении.
Федеральнымзаконом N 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации предусмотрена реализация в ДШИ дополнительных предпрофессиональныхобразовательных программ в области искусств, в соответствии с установленными кним федеральными государственными требованиями, одной из основных задач которых, является «выявление одарённых детей, их подготовка к возможномупродолжению образования в средних и высших учебных заведениях».
Новые программы стали перспективной формойпредпрофессионального обучения искусству. Они позволяют создать хорошуюматериальную базу знаний, а также значительно расширить количествоспециальностей, которыми могут овладеть учащиеся с учетом потребностей рынкатруда. Учащиеся отделения неоднократно становились лауреатами ипобедителями городских, межшкольных, региональных и международных конкурсов.
С 2017 года в нашей школе была разработана программаранней профессиональной ориентации. Ребята, окончившие художественную школу ине желающие прощаться с изобразительным творчеством, теперь могут остаться вшколе еще на год. Выпускники, прошедшие базовый курс, приступают к освоению новогоматериала.
Чтобы результат профориентационной работы в ДШИ былустойчивым и более эффективным, она должна быть систематической и идти почетырём направлениям:
• информационная работа в школе,
• работа с педагогами,
• работа с родителями, работа с учениками.
Информационнаяработа в школе.
ВДШИ оформлен стенд, который акцентирует внимание на привлекательных сторонахизобразительной деятельности и профессиях, наглядно рассказывает о достиженияхучащихся и преподавателей школы, о дальнейшей судьбе выпускников школы,выбравших художественное творчество своей профессией. Там же представленперечень профильных учебных заведений.
Работас педагогами школы.
Проведение методических советов, семинаров с рассмотрениемвопросов методики профориентацнонной работы, обменом опыта ее проведения.
Работас родителями.
• индивидуальные консультации с родителями по вопросу выборапрофессий учащимися;
• информирование о наличии учебных заведений.
Работас учащимися.
• выставки, конкурсы различных уровней;
• мастер-классы, семинары и творческие встречи с ведущими преподавателями и мастерами в своей профессии;
• проведение классных часов по данному направлению;
• осуществление индивидуальных и групповых консультаций учащихся;
• проведение вечеров – встреч с выпускниками школы, выбравшими профессию художественной направленности;
Важно помнить, что профориентационная работа приноситпользу только тогда, когда к ней привлечён весь коллектив школы, и когдасоблюдаются следующие принципы:
1. Систематичность и преемственность – профориентационная работа недолжна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется спервого по выпускной класс.
2. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся взависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от уровняспособностей и успеваемости.
3. Оптимальное сочетание групповых и индивидуальных формпрофориентационной работы с учащимися и родителями.
4. Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений,службы занятости.
5. Связь профориентации с жизнью (органическое единство спотребностями общества в кадрах).
Сохранить преемственность уникальной системынепрерывного образования в области искусства возможно только благодарясовместным усилиям всех педагогов. Наш общий долг поднимать значимость ипрестиж профессии педагога – художника. Это путь продолжительный, на многиегоды. Однако, «дорогу осилит идущий».