X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Е.А.Устьянцева, учитель-дефектолог

 ГБДОУдетский сад № 26 компенсирующего вида

 Пушкинскогорайона Санкт-Петербурга

 

ЗНАЧЕНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ В ПЕРИОД РАННЕГО ДЕТСТВА

Общеизвестно,что раннее детство — это особый период становления всех органови систем ребенка; это возраст, когда происходит «закладка» основ здоровьяи характера человека. Именно поэтому крайне важно создать маленькомуребенку максимально благоприятные условия для роста, воспитания и развития.

Периодраннего дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием процессавосприятия. Направленное на формирование полноценного восприятия окружающейдействительности, сенсорное воспитание служит основой познания мира.Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительнойстепени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенноребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

Внастоящее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениямив развитии, с затруднениями в обучении, общении, трудностями адаптации. Однимиз основных факторов, влияющих на возникновение этих отклонений, являются, какправило, нарушения процессов внутриутробного и раннего постнатального развития,в связи с этим  важное значение приобретает сенсорное развитие.

Сенсорноеразвитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений овнешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении впространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития враннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возрастбольшинством исследователей считается наиболее благоприятным длясовершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений обокружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики(Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представителиотечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец,А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер и др.)справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечениеполноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторондошкольного воспитания.

Значениесенсорного развития в детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболееблагоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопленияопыта об окружающем мире. Сенсорное развитие позволяет повысить продуктивностьпротекания психических процессов, улучшает у ребенка внимание, память, речь,пространственные представления, мелкую и крупную моторику.

Основойумственного развития и воспитания ребенка является сенсорное воспитание,которое направлено, прежде всего, на развитие ощущений и восприятий. Ребенокпознает окружающий мир через ощущения и восприятия. Уровень ощущений ивосприятий определяет и успешность познавательной деятельности.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундаментобщего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельноезначение, т.к. полноценное восприятие необходимо и для успешного обученияребенка в детском саду, школе, и для многих видов труда. Для развитиявосприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, которыйвключает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорныеэталоны.

Согласно исследованиям ощущение и восприятие представляютсобой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, егоособенностей. Развивать анализаторы ребенка —  значит обучать его действиямобследования предмета, которые в психологии называются перцептивнымидействиями. С помощью перцептивных действий ребенок воспринимает в  предметеновые качества и свойства: поглаживает, чтобы узнать, какова поверхность(гладкая, шершавая); сжимает, чтобы определить твердость (мягкость,эластичность) и т.д. Социальная ситуация развития в период раннего детства, помнению Л.С. Выготского, состоит в том, что вся жизнь и поведение ребенкаопосредуется взрослым либо реализуется в сотрудничестве с ним.

Восприятиеформируется в связи с развитием и усложнением деятельности анализаторов.Ребенок ежедневно сталкивается с разными людьми и окружающими предметами, врезультате чего он постоянно испытывает зрительные, слуховые, кожные и другиераздражения. Постепенно раздражения, вызываемые определенным предметом,выделяются из всех воздействий окружающих предметов и явлений, связываютсямежду собой, и это приводит к возникновению восприятия особенностей данногопредмета. Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первыетри года, очень значительны.

Напротяжении первых трех лет жизни у ребенка быстро совершенствуется зрительнаяоценка небольших расстояний, а также правильные определения с помощью зренияместоположения предметов. Восприятие и образование представлений о свойствахпредметов в раннем возрасте тесно связаны с развитием речи ребенка, врезультате речевого общения с окружающими людьми все большую роль в восприятииребенка начинает играть слово.

Взрослыйпомогает ребенку в развитии речи, называя те или иные предметы, он привлекает кним внимание малыша, заставляет наблюдать характерные их особенности,последовательно переходить от одной детали к другой. Также называние взрослым,а затем и самим ребенком воспринимаемых предметов и явлений привлекает прошлыйопыт, связанный с данным словом, и это придает восприятию осмысленный,сознательный характер.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

Каждыйвозрастной этап для сенсорного воспитания ставит свои задачи.

Основнаязадача  первого года жизни состоит  в предоставлении ребенку достаточного богатстваи разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов.Сенсорное воспитание в этот период – основной вид воспитания вообще.Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не толькодля развития деятельности органов чувств, но и для нормального общегофизического и психического развития ребенка. Известно, что в условияхограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод»,ведущий к задержкам общего развития.

Навтором – третьем году жизни задача сенсорного воспитания существенноусложняется. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорныхэталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величинеи других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточноразнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основнымиразновидностями свойств – семью цветами спектра, с такими формами, как круг,квадрат, овал, прямоугольник.

Знакомядетей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания иупотребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойствапредметов во время действий с ними. И не беда, если треугольник он будет приэтом называть «угольником» или «крышей». Достаточно, чтобы дети научилисьправильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Исключение составляетознакомление с величиной предметов. Она воспринимается только в сравнение сдругой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другимпредметом, которой в этом случае является маленьким. И это соотношение можетбыть зафиксировано только в словесной форме.

Чтобыпривлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам предметов, выработатьустойчивые представления об этих свойствах, целесообразно организовать такие действияс предметами, при которых для получения нужного результата требуетсясопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение илинесоответствие. Такое сопоставление вначале дети не могут выполнить зрительно.Поэтому им предлагают накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнить поформе и величине, прикладывать их вплотную друг к другу, сравнивая цвета. Отвнешних приемов сопоставления дети постепенно переходят к сопоставлению наглаз. Это дает им возможность устанавливать тождество и различие по внешнимсвойствам и между такими предметами, которые нельзя наложить друг на друга илиприложить вплотную.

Детитретьего года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивные действия(вкладывание мозаики, складывание простейших предметов строительного материла). Но при этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей ииспользуемого материала, так как не понимают их значения и не фиксируютвнимание на них. Поэтому, обучая малышей выполнять простейшие продуктивныезадания, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма,величина, цвет – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать привыполнении самых различных действий. К трехлетнему возрасту завершаетсяподготовительный этап сенсорного воспитания ребенка, и далее начинаетсяорганизация систематического усвоения  им сенсорной культуры.

Необходимо отметить, что безруководства взрослого сенсорный опыт ребёнка не становится фундаментом для егоразвития.

Литература:

1.Гаврина. С.Е«Школа для дошколят. Тренируем мышление», Росмен,2003г

2.Бурдина. С.В«Цвет, форма, величина»  и «Тетрадь с заданиями. Знакомимся с геометрией», Домпечати-  Вятка, 2004г.

3.Петрова И.В. «Сенсорноеразвитие детей раннего и дошкольного возраста», ТЦ «Москва», 2012г.

4.Высокова Т.П. «Сенсомоторноеразвитие детей раннего возраста», Волгоград,  «Учитель»,2010г.

5.Нищева Н.В. «Сенсомоторноеразвитие детей  дошкольного возраста», Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2011г.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет