X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

       средняяобщеобразовательная школа № 19 г.о. Красногорск         

                            Московской области

 

                                                                                                                                                                                                                     .                                                                                                 

 

 

 

Методическаяразработка

«Использованиеигр и игровых упражнений  в коррекции

девиантногоповедения у подростков»

 

 

                 Учитель физической культуры МБОУ СОШ № 19

                   г. Красногорск,Баишев Ринат Саидович

 

 

 

 

 

 

 

 

2021-2022учебный год

 

 

                 Методика проведения игр и игровых упражнений

 

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе,выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблемасоциально-педагогической поддержки ребенка, имеющего отклонения в поведении.Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детскойпреступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей сдевиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают какрезультат политической, социально-экономической и экологической нестабильностиобщества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностныхориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений (отсутствияконтроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, большого количестваразводов).

Девиантное поведение определяется какотклоняющееся поведение, т.е. как отдельные поступки или система поступков,противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам,причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а такжесопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

 

Типичными нарушениями поведения детей являются:

  • гиперактивное поведение (повышенная потребность в движении, обусловленная преимущественно нейродинамическими особенностями ребенка);
  • демонстративное поведение (намеренное и осознанное нарушение принятых норм, правил поведения; варианты такого поведения: детское кривляние, капризы, сопровождающиеся внешними проявлениями раздраженности);
  • протестное поведение (негативизм, строптивость, упрямство);
  • агрессивное поведение (физическая, вербальная агрессия);
  • инфантильное поведение (сохранение в поведении ребенка черт, присущих более раннему возрасту);
  • конформное поведение (полностью подчинено внешним условиям — требованиям других людей);
  • симптоматическое поведение (закодированное сообщение, своеобразный сигнал тревоги со стороны ребенка, например у ребенка закономерно поднимается температура именно в день проведения контрольной работы, диктанта).

Основные принципы работы с детьми с девиантнымповедением:

1. Признание личности ребенка с девиантным поведением. Вседети и особенно дети с девиантным поведением имеет право ошибаться, бытьнесостоятельным в чем-либо, быть не таким, каким хочет его видеть общество.Педагог должен признать личность детей с девиантным поведением, его право навыбор траектории учебной и трудовой деятельности. При этом выборе педагогдолжен быть рядом, оказывать ему квалифицированную и своевременную помощь.

2. Гуманизм. Деятельность педагогадолжна быть направлена на сохранение и укрепление психического здоровья детей сдевиантным поведением.

3. Честность и открытость. Психологунеобходимо говорить детям с девиантным поведением и его семье о том, чтопроисходит на самом деле.

4. Зона ближайшего развития как принцип выбора форм и методовработы. Педагогу необходимо учитывать запросы и возможности детей сдевиантным поведением и их родителей для того чтобы выбирать способывзаимодействия с ними.

5. “Плохое” поведение — привычный способ адаптации к среде.Педагог должен учитывать, что такое поведение есть защита подростка отобщества, а не он сам.

Игры и игровые упражнения являются одним изнаиболее эффективных методов коррекции девиантного поведения у детей. Игрывызывают неожиданные ситуации, а это и есть оздоровительный эффект. Ребенокраскрывается в играх и стремится реализовать свои комплексы, стремится бытьсамим собой. То, что увлекает, заставляет размышлять, — запоминается,доставляет чувство удовольствия. Следует подчеркнуть, что систематическоенаблюдение за игрой позволяет определить степень общительности или замкнутостикаждого ребенка. Робость часто не позволяет ребенку самому предложить себя наглавную роль, а его товарищи этого не замечают. Рекомендуется предоставлятьтакую возможность каждому ребенку и поощрять любую инициативу и творчество.Включившись в игру, даже самые застенчивые и робкие дети в конце концовчувствуют себя свободно, раскованно, раскрепощенно, получая радость от общенияс людьми. Игра помогает ребенку преодолеть робость, стеснительность,скованность. Ценность игры еще в том, что в ней проявляется способность ксамовоспитанию. Ребенок намеренно ведет себя так, как того требует роль. Следуетпомнить, что игра не предназначена для исправления недостатков ребенка. Главнаяопора должна быть на положительные качества, снятие чувства вины иотрицательных эмоций, вызвавших отклонения. В таких играх не должно бытьпроигравших. При отклоняющемся поведении положительное влияние игры состоит ещев том, что она заставляет соблюдать нормы и правила нравственного поведения.Нарушение этих правил отмечают сами дети, участвующие в игре, и выражаютосуждение нарушителю. Игра тренирует эмоциональные реакции, способствуетвыработке сдерживающих механизмов при бурных эмоциональных реакциях.

Родители тоже должнывключиться в процесс коррекции девиации у детей. Они могут в домашних условияхпроводить упражнения и игры с ребенком, получив необходимые рекомендации. Аглавное для родителей – это принять правильную позицию в общении со своимребенком и установить определенные правила в семье, при этом самим обязательноих соблюдать.

  

Использование игр иигровых упражнений в работе

с детьми с  девиантнымповедением.

Цель: коррекция девиантного поведения у детей младшего школьноговозраста.
Задачи:

— помочь детям справиться с агрессией и переживаниями, которыепрепятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками;

— снизить эмоциональное напряжение;

— создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу«безопасности» в группе;

— перенести положительный опыт из группы в реальную школьнуюситуацию;

— воспитать уверенность в себе;

— научить детей сотрудничать.

Игры, способствующие снижению агрессии в поведении.

Цель: научитьконтролировать агрессию.

 1.Игра  «Спусти пар» (продолжительность-10 минут)

.Цель: работа с гневом и обидами, возникающими вотношениях между детьми.

Инструкция: сядьте, пожалуйста,в один общий круг. Я хочу предложить вам игру, которая называется Спустипар. Играют в нее так:

Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на чтоон сердится. Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться.Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из васдойдет очередь спустить пар. Если кому-то из вас будет совершенноне на что пожаловаться, то можно просто сказать: У меня пока ничего ненакипело и мне не нужно спускать пар. Когда круг спусканияпара завершится, дети, на которых жаловались, могут высказаться по этомуповоду. А теперь подумайте о том, что вам сказали. Иногда вы можете изменить всебе то, что мешает другим, иногда вы не можете или не хотите ничего менять. Услышалили вы о чем-то таком, что можете и хотите изменить в себе? Если да, то выможете сказать, например: «Я больше не хочу сбрасывать твои вещи с парты».

2. Игра «Датский бокс» (продолжительность-10 минут)

Цель: научить отстаиватьинтересы, сохраняя хорошие отношения с партнером.

Инструкция: Кто можетрассказать мне о каком-нибудь своем хорошем споре? Как все проходило? Почемуэтот спор ты считаешь хорошим? О чем вы спорили? Я хочу показать вам, как спомощью большого пальца руки вы можете провести хороший спор. Хорошим спорбывает до тех пор, пока мы следуем правилам ведения спора и радуемся тому, чтои наш партнер выполняет правила. При этом мы не хоти никого обидеть. Разбейтесьна пары и встаньте друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки. Затемсожмите руку в кулак и прижмите его к кулаку своего партнера так, чтобы вашмизинец был прижат к его мизинцу, ваш безымянный — к его безымянному, вашсредний — к его среднему, ваш указательный – к его указательному. Стойте так,словно вы привязаны друг к другу. Тем более что это так и есть: во всяком споре«спорящие» всегда тем или иным образом зависят дуг от друга. Итак, восемьпальцев прижаты друг к другу, а большие пальцы вступают в бой. Сначала онинаправлены вертикально вверх. Затем один из вас считает до трех, и на счеттри начинается бокс. Побеждает тот, чей большой палец окажетсясверху, прижав большой палец партнера к руке хотя бы на секунду. После этого выможете начать новый раунд. После пяти раундов сделайте перерыв, чтобы рука отдохнула,и выберите себе другого партнера. Прощаясь со своим партнером, поклонитесь емув благодарность за честное ведение игры.

3. Игровое упражнение «Агрессивное поведение» (продолжительность- 10 минут). Цель: разобратьсяв собственном агрессивном поведении и исследовать чужое. Материалы: Бумагаи карандаш – каждому ребенку.

Инструкция: Возьмите каждый полисту бумаги и запишите на нем все, что делает тот человек, о котором можносказать: Да, он действительно агрессивный. Выпишите небольшойрецепт, следуя которому можно создать агрессивного ребенка. Например, паракрепких кулаков, громкий голос, большая порция жестокости и т.д. (Затемпопросите нескольких учеников продемонстрировать элементы такого поведения, акласс должен отгадывать, что именно они показывают.) А теперь подумайте, какиеэлементы агрессивного поведения встречаются здесь, в этом классе. Что тебекажется агрессивным? Когда ты сам проявляешь агрессивность? Каким образом тыможешь вызвать агрессию по отношению к себе? Возьми еще один лист бумаги, разделиего вертикальной линией посередине. Слева запиши, как окружающие в течениеучебного дня проявляют агрессию по отношению к тебе. Справа запиши, как ты сампроявляешь агрессию по отношению к другим детям в школе. После этого попроситьучеников зачитать свои записи.

Анализ упражнения:

— Вы можете представить, что кто-нибудь из вас станет драчуном?

— Бывают ли такие дети, которые проявляют свою агрессию некулаками, а каким-то другим способом?

— Почему и дети, и взрослые так часто пытаются почувствовать своепревосходство, унизив других?

— Как ведет себя жертва агрессии?

— Как бы ты описал свое собственное поведение?

4. Игровоеупражнение «Безмолвный крик» (продолжительность- 7 минут)

Цель: помочь детямпонять, что они могут одновременно контролировать себя и избавляться отнапряжения.

Инструкция: закрой глаза итрижды глубоко и сильно выдохни. Представь себе, что ты идешь в тихое испокойное место, где никто тебе не помешает. Вспомни о ком-нибудь, ктодействует тебе на нервы, кто тебя злит и причиняет тебе какое-то зло. Представьсебе, что этот человек еще сильнее раздражает тебя. Пусть твое раздражениеусиливается. Определи сам, когда раздражение станет достаточно сильным. Тотчеловек тоже должен понять, что больше раздражать тебя уже нельзя. Для этого тыможешь закричать изо всех сил, но так, чтобы никто не услышал в классе. То естькричать нужно про себя. Может быть, ты захочешь заорать: Хватит!Перестань! Исчезни! Открой рот и закричи про себя так громко, как толькосможешь. В твоем потайном месте ты один, там никто не может услышать тебя.Закричи еще раз, и в этот раз ори еще громче! Ну вот, теперь хорошо. А теперьснова вспомни о человеке, который осложняет тебе жизнь. Представь себе, чтокаким-то образом ты мешаешь этому человеку злить себя. Продумай в своемвоображении, как ты сможешь сделать так, чтобы он больше тебя не мучил. Атеперь открой глаза и расскажи нам о том, что ты пережил.

Анализ упражнения:

— Смог ли ты в своем воображении крикнуть очень-очень громко?

Представленная информация была полезной?
ДА
58.65%
НЕТ
41.35%
Проголосовало: 1052

— Кого ты представил в образе своего злого духа?

— Что ты кричал?

— Что ты придумал, чтобы остановить этого человека?

 

Игры, направленные на формирование уверенности в себе.

Цель: научить верить всебя.

1.Игра «Ворвись в круг»(продолжительность — 10-12 минут).

Цель: проанализироватьчувство отверженности.

Инструкция: Кто из вас бывалкогда-нибудь в ситуации, когда другие дети не принимали его в свою игру? Что выделали в таких случаях? Что происходит, если одного и того же ребенка постоянноне принимают в игру? Встаньте в один большой круг и крепко сцепитесь руками.Один ребенок должен остаться за кругом и попытаться прорваться в круг. Кактолько ему это удастся, следующий должен выйти за круг и попытаться ворваться внего и остаться в нем. Пожалуйста, будьте осторожны, чтобы никому не причинитьболи. Дайте возможность как можно большему количеству детей собственными силамипроникнуть в круг. Если ребенок оказывается не в состоянии сделать это,проследите, пожалуйста, чтобы, он находился вне круга не более одной минуты.Дети должны пустить этого ребенка в круг, а кто-то другой выходит из него ипродолжает игру.

2. Игровое упражнение «Достижение цели» (продолжительность18 минут).

Цель: настроить на успех.

Инструкция: Посидите несколькомгновений в тишине и подумайте, чего бы вы хотели достичь в этом году. Чему вамхотелось бы научиться? Подумайте, как вы могли бы без слов показать группе,чему вы хотите научиться. (2-3 минуты). После этого дать каждому ребенку 2минуты, чтобы он показал собственную пантомиму. Остальные дети угадывают, чтоим хотели показать. В больших классах можно проводить эту игру, объединяя детейв подгруппы по 6-7 человек.

 Анализ упражнения:

— Трудно ли тебе было выбрать важную цель?

— Как ты себя чувствовал, когда изображал ее?

— Веришь ли ты, что в течение года сможешь достичь этой цели? Чтотебе нужно сделать для этого?

— Чему ты научился, узнав о том, к чему стремятся другие дети?

— Откуда ты берешь свои цели?

— Не слишком ли они глобальные? Или, может быть, слишком мелкие?Или как раз достижимые?

3. Игровое упражнение «Растянись!» (продолжительность- 8 минут).

Цель: научить раздвигатьграницы собственного образа «Я».

Инструкция: Сейчас вы можетенаучиться растягивать свое тело и дух. Встаньте где-нибудь на свободном месте изакройте глаза. Представьте, что у вас в руках кусок глины. Начните разминатьего, чтобы он стал как можно более мягким. Возможно, вам понадобится для этоговся сила кистей рук и предплечий. (30 секунд.) Теперь откройте глаза. Покажитемне различные способы того, как вы можете растягивать этот комок размягченнойглины. Вы можете крутить его между ладоней, чтобы он от этого вытягивался,можете его растянуть, можете защипывать края и сделать из них тонкие жгутики.Когда вы хотите растянуть свой комок глины другим способом, сначала сноваскатайте его в мягкий шар (2-3 минуты). Это у вас хорошо получилось. Теперьположите комок перед собой на пол, встаньте ровно и прямо и снова закройтеглаза. Представьте, что ваши ноги прочно прикреплены к полу. Теперьвысоко-высоко задерите свои руки в небо, как будто вы хотите достать ими дозвезд. Встаньте на цыпочки. Наклонитесь и прикоснитесь к полу. Как далеко оттела вы можете потянуться руками по полу в одну сторону, не сгибая колен? А теперьпокажите мне, как далеко вы можете вытянуть руки позади спины? Представьте, чтовы находитесь в большом стеклянном шаре, который окружает вас со всех сторон.Оставайтесь в середине этого шара и попытайтесь прикоснуться к нему изнутрикончиками пальцев и носками ног. Постарайтесь достать до всех точек этого шара.Если хотите, вы можете для этого вертеться на месте, но следите за тем чтобы вывсегда стояли точно в середине этого шара… (1-2 минуты.) Теперь остановитесь,пусть ваши глаза будут закрыты. Представьте, что ваше тело во все сторонынемного расширилось и удлинилось. Представьте себе какую-нибудь новуюинтересную цель, которую вы хотели бы достичь. Может быть, вы хотели бынаучиться играть в новую игру или играть на музыкальном инструменте. Представьтесебе, как вы тянетесь к этой цели. Посмотрите, что вы делаете, чтобы дотянутьсядо нее. А теперь постарайтесь увидеть, как вы достигли этой цели и делаете приэтом все, что хотите. Насладитесь тем, что смогли достичь эту цель. Порадуйтесьэтой новой возможности (1-2 минуты.). А теперь немножко потрясите головой,откройте глаз и вернитесь на свои места.

 

Игры,  направленные на снижение эмоциональногонапряжения.

Цель: научитьдобиваться успеха.

1. Игровое упражнение «Звучащая сила»  (продолжительность- 2 минуты).

Цель: придать детямсвежие силы, бодрое настроение и оптимизм.

Инструкция: 1. Энергия из звука«Аааааа» Я хочу помочь вам наполнить себя свежей. Встаньте и сделайте оченьглубокий выдох. Затем наберите полные легкие воздуха и снова выдохните. Но вэтот раз выдохните со звуком. Пропойте во всеемя выдоха долгое «Ааааа».Представьте себе, что при этом из ваас вытекают ощущение усталости, утомления,скуки. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые ирадостные мысли. На каждом «Ааааа» все громче и громче, пока вся ваша усталостьи неприятные ощущения не покинут вас полностью… (1 минута) 2. Энергия из звука«Иииии» На минутку встаньте со своего места и превратитесь в сигнальную сиренумашины «Скорой помощи». Положите руку себе на голову и произнесите громкийвысокий протяжный звук «Иииии». Постарайтесь почувствовать, как ваша голова начинаетдрожать от этого звука… А теперь на самом деле попробуйте прокричать этот звукподобно сигнальной сирене, произнося его то ниже, то выше. Через некотороевремя вы заметите, что тем самым сохранили свои силы… (30 секунд) В некоторыхслучаях можно использовать звуки «Аааа», «Оооо», «Ииии», «Уууу».

2. Игровое упражнение «Стряхни!» (1минута).

Цель: стряхнуть всенегативное, ненужное и мешающее.

Инструкция: Я хочу показатьвам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться отнеприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, чтоотнимает у нас множество сил. Например, кому-нибудь из вас может придти вголову мысль: «Опять у меня не получилось. Я не умею рисовать и никогда ненаучусь этому». А кто-то может сказать себе: «В последнем диктанте я наделалкучу ошибок. В следующем я опять наделаю не меньше». Другой может подумать:«Все равно я не такой умный, как другие. Что мне зря стараться?» Навернякакаждый из вас видел, как отряхивается промокшая собака. Она трясет спиной и головойтак сильно, что вся вода брызгами разлетается в стороны. Вы можете сделать,примерно, то же самое. Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. Иначните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как всенеприятное – плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе –слетает с вас, как вода с собаки. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер.А затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если вы будете издавать при этомкакие-нибудь звуки. Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняетсяваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с васспадает, и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились. (Всего30 – 60 секунд.)

3. Игровое упражнение «Взгляд в будущее» (17минут).

Цель: поверить в «мечтужизни».

Материалы: Бумага, карандаш –каждому ребенку.

Инструкция: Вы когда-нибудьзадумывались о том, что вы будете делать в этом году… через пять лет… черездесять лет? С кем вы говорите о том, чего бы вы хотели достичь и что пережить всвоей жизни? Я хотела бы, чтобы вы сейчас задействовали свою фантазию ипредставили, какой прекрасной станет ваша жизнь. Сядьте удобно и закройтеглаза. Сделайте три глубоких вдоха. Представь себе, что ты ночью лежишь в своейпостели и видишь прекрасный сон. Ты видишь самого себя через пять лет… (15секунд.) Обрати внимание, как ты выглядишь через пять лет; где ты живешь; чтоты делаешь. (15 секунд.) Представь себе, что ты очень доволен своей жизнью. Тыеще продолжаешь ходить в школу или ты уже работаешь? За что именно тыотвечаешь? Что ты умеешь делать из того, чего не умеешь еще сейчас, когда тыеще ребенок и ходишь в школу? (30 секунд.) В течение некоторого времени подумайи постарайся понять, что тебе потребовалось сделать, чтобы достичь такогорезультата. Какие шаги ты для этого предпринял? (1 минута.) Теперь вернисьобратно, в настоящее, и хорошо запомни все, что ты увидел и что узнал о самомсебе. Потянись немного, напряги и расслабь все свои мускулы и открой глаза.Теперь возьми лист бумаги и опиши, что ты будешь делать через пять лет. Запиши,где ты будешь жить, во что будешь играть. Напиши, кто будет важен для тебя втвоей жизни. Опиши, как ты достиг всего этого. (15 минут.)  

 4. Игровое упражнение «Копилка хороших поступков» 

 (продолжительность — 10 минут).

Цель: завершить школьнуюнеделю приятными переживаниями.

Материал: Каждому ребенкувыдаются бумага и карандаш.

Инструкция: Мы все хотимдостичь в жизни успехов. Может быть, вы хотите стать такими же успешными всвоих делах, как и ваши родители, а, может быть, даже еще больше, чем они.Большинство людей полагает, что они добьются большего успеха, если постояннобудут подгонять себя, требуя от самих себя быть лучше, быстрее, умнее. И многиеиз них забывают сделать самый первый и самый важный шаг, лежащий в основевсякого успешного результата. Мы можем считать себя добившимися успеха лишьтогда, когда знаем, в чем мы его добились и каким образом мы это сделали.Обычно нам нужно некоторое время на то, чтобы заменить и запомнить своидостижения. Возьмите лист бумаги и запишите три хороших поступка, которые высовершили на этой учебной недели. Мысленно вспомните все хорошее, что высделали. Например, выполнили сложное и неприятное задание, подготовились ктрудному уроку, выучили длинное-длинное стихотворение. Выберите три такихпоступка, которыми вы гордитесь больше всего, но только три. После того, как вызапишите их, похвалите себя одним спокойным предложением за все три события. Например:«Инна, ты на самом деле сделала» это здорово. Затем запишите на свой лист этуфразу. На все это у вас есть пять минут. Такое признание своих достижений мыбудем отныне проводить каждую неделю. Конечно, вы всегда радуетесь, когдаокружающие признают ваши достижения. Но они могут и не замечать всех вашихуспехов. Поэтому важно уметь самостоятельно замечать все хорошее, что высделали и заслуженно хвалить себя. Это станет залогом ваших новых побед.

 

Игры, направленные на формирование  положительного эмоциональногонастроения, атмосферы «сотрудничества» в коллективе.

Цель: научить видеть эмоцииокружающих.

1.    Игровоеупражнение «Фотография» (продолжительность — 5 мин

Цель:распознавание эмоций.

2.    Игровоеупражнение «Успокой обезьянку» (продолжительность — 8 минут).

Цель:развитие чувства эмпатии.

3.    Сказка «Прохвастунишку Коки» (продолжительность — 4 минуты).

Цель: развитиеумения слушать.

4.     Беседапо сказке (продолжительность- 3 минуты).

Цель: подготовкак инсценировке.

5.     Инсценировкапо сказке (продолжительность- 8 минут).

Цель: пропуститьчерез себя другой образ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Списоклитературы:


1. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением /Под ред. М.И. Рожкова. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 240 с.
2. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегосяповедения): Учеб. пособие. Для студентов высш. учеб заведений. – М.:Издательский центр «Академия», 2003.- 288 с.
3. Пятунин В.А. Психолого-педагогические особенности девиантногоповедения. Часть I. Факторы формирования девиантного поведения. — М.:Педагогика-Пресс, 1999. — 345 с.
4. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков/ Под ред. А.Б. Фоминой. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 270 с.
5. Клюева Н.В., Ю.В.Касаткина. – Ярославль.: Академия развития,1996. – 240с.
6. Лютова Е.К.,. Монина Г.Б. – СПб.: Тренинг эффективноговзаимодействия с детьми, 2001. – 190с.
7. Овчарова Р.В. – М.: Справочная книга школьного психолога,1998. – 238с.
8. Подласый И.П. – Курс лекций по коррекционной педагогике. Длясредних специальных учебных заведений. – М.: Владос, 2002. – 332с.
9. Фопель К. – М.: Как научить детей сотрудничать?, 2000. –160с.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.65%
НЕТ
41.35%
Проголосовало: 1052

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет