X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

 

Казенноеобщеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийскогоавтономного округа-Югры

«ИЗЛУЧИНСКАЯШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

СОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

КОУ «Излучинская школа-интернат»

628634,Нижневартовский район, п.г.т. Излучинск, ул. Савкинская 29

тел./факс:бухгалтерия (3466) 28-39-42, приемная (3466) 28-38-37, эл.адресoffice@izkor.ru

 

Рассмотрено на заседании МО учителей-дефектологов, учителей-логопедов

Протокол № 2 от 22.09.2022 года

Руководитель МО

_____________ Гарькова Ю.П.

 

Согласовано:

Председатель ППк

Приказ №323/п от23.09.2022 г.

________________ М.В. Ромаева

Утверждаю:

Директор КОУ «Излучинская школа-интернат»

_______________Н.Н. Брусенцева

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ

 

 «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

 

1Г КЛАССА (С ТЯЖЕЛЫМИНАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ)

 

НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

Программусоставила:учитель-логопед

Якшина ТатьянаЕвгеньевна

 

 

2022 год

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

Рабочая программа курсавнеурочной деятельности по предмету «Развитие речи» для 1 г класса разработанав соответствии с

       Приказом Министерства образования и наукиРФ от (ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержденныйприказом Минобразования и науки РФ от 19.12.2014г. №1598;

       ФГОС основного общего образования,утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 (далее– ФГОС ООО);

и с учетом

       Примерной адаптированной основнойобщеобразовательной программой начального общего образования обучающихся стяжелыми нарушениями речи (Одобрена решением федерального учебно-методическогообъединения по общему образованию. Протокол от 22 декабря 2015 г/ № 4/15.), 

       Порядком организации и осуществленияобразовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –образовательным программам начального общего, основного общего и среднегообщего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021 №115;

       Адаптированной основнойобщеобразовательной программой начального общего образования детей тяжелыминарушениями речи вариант 5.2 (1 отделение) КОУ «Излучинская школа-интернат»(протокол ПС № 1 от 27.08. 2020 г.)

       Положение о формах, периодичности, порядкетекущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (Пр. от  01.09.2021г.№ 232/п

       Инструктивного письма Министерстваобразования Российской Федерации от 14.12.2000 №2 «Об организации работылогопедического пункта общеобразовательного учреждения»; 

       Инструктивного письма Т.П. Бессоновой«Содержание и организация логопедической работы учителя-логопедаобщеобразовательного учреждения» (методические рекомендации), М., 2010;

       Методическиеразработки логопедов-практиков А.В. Ястребовой, Г.Г. Ефименковой,Р.И.Лалаевой,, а также в соответствии с рядом разделов программ предметнойобласти филология в начальной школе.

       Наоснове рекомендаций ЦПМПК

 

Тяжелые нарушенияречи у обучающихся проявляются в системной недостаточности всех ее компонентови  характеризуется несформированностью или недоразвитием всех компонентов речи,касающихся как смысловой, так и звуковой ее сторон и выраженных в различнойстепени тяжести. Речь детей характеризуется чрезвычайной бедностью словаря.Каждый учащийся, особенно поступающий в дополнительный класс, имеет свойсловарь, иногда весьма отличный от словаря других. Используемые слова вбольшинстве случаев произносятся искаженно и употребляются неверно, частонаблюдаются замены одного слова другим вследствие неправильного понимания ихзначения или звукового сходства. Ученики стремятся изменять слова по родам, числам, падежам, лицам и временам, но их попытки словоизменения оказываются часто безуспешными. Многие грамматические формы и категории недостаточноразличаются детьми. При построении предложения ими грубо нарушаются нормы согласования и управления. Затруднения в практическом овладенииграмматическими закономерностями языка ограничивают понимание устной речи, азатем и читаемого текста.

Позднее началоречи обуславливает недостаточность коммуникативного опыта у детей с ОНР,усугубляемое снижением мотивационной основы процесса общения.

Все этоограничивает общение детей. Их разговорная речь оказывается бедной,малословной, тесно связанной с определенной ситуацией. Вне этой ситуации онаоказывается непонятной. Развитие описательной и повествовательной речипроисходит в процессе обучения очень медленно.

Указанныеотклонения в развитии речи детей требуют специальной работы по их преодолению.

На специальных уроках«Развитие речи» обучающиеся получают не  только знания об окружающих ихпредметах, временах года, нормах общения, но и практическую речевую подготовку.Они приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковойдействительности. На этих уроках ведется работа по развитию диалогической имонологической форм речи на основе обогащения и уточнения словарного запаса ипрактического овладения основными закономерностями грамматического строя языка.

Предметн6аядисциплина «Развитие речи» относится к дисциплинам коррекционного циклавнеурочному компоненту учебного плана. Основная цель данного предмета –компенсации недостатков развития языковой способности на основе специальноорганизованной практики общения.

 

Общаяхарактеристика учебного предмета «Развитие речи»

Коррекционныйкурс «Развитие речи» тесно связан с учебными предметами области «Филология» иставит своей целью поэ­тапное формирование речевой деятельности обучающихся вовсех аспектах. На уроках по развитию речи обучающиеся получают не только знанияо нормах общения, но и практическую речевую подготовку. Они научаютсянаблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковойдействительности. На уроках ведется работа по развитию диалогической имонологической речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса ипрактическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка.Система занятий по развитию речи направлена на овладение обучающимися с ТНРспособами и средствами рече­вой деятельности, формирование языковых обобщений,правильное использование языковых средств в процессе общения, учебной дея­тельности.

Главной цельюработы по развитию речи является формирование широкого арсенала языковыхсредств и компенсация недостатков развития языковой способности на основеспециально организованной практики общения обучающихся с ТНР.

Реализацияэтой цели осуществляется в процессе решения следующих задач:

-формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической,описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающейдействительности, развития познавательной деятельности(предметно-практического, наглядно-образного, словесно-логического мышления);

-формирование, развитие и обогащение лексического строя речи;

-практическое овладение основными морфологическими закономерностямиграмматического строя речи;

-практическое овладение моделями различных синтаксических конструкцийпредложений;

-усвоение лексико-грамматического материала для овладения программным материаломпо обучению грамоте, чтению и другим учебным предметам.

Задачиуроков по развитию речи взаимосвязаны и решаются в процессе специальноорганизованной речевой практики с использованием тренировочных упражнений,направленных на преодоление дефицитарности лексико-грамматических обобщений вкачестве необходимой базы, формирующей и развивающей самостоятельную речевуюдеятельность обучающихся. Задачи уроков по развитию речи решаются как приреализации содержания коррекционных курсов, так и содержания учебных предметов.

Программапо развитию речи состоит из следующих разделов: «Работа над словом», «Работанад предложением», «Работа над связ­ной речью».

Работанад всеми разделами ведется параллель­но, однако при необходимости учительможет посвятить отдельные уроки работе над словом, над предложением или надсвязной речью.

Работанад словом. Раздел призван решать следующие задачи:

-формирование понимания слов, обозначающих предметы, признаки, качествапредметов, действия;

-обогащение и развитие словарного запаса обучающихся как путем накопления новыхслов, так и за счет развития умения пользоваться различными способамисловообразования;

-формирование представлений об обобщенном лексико-грамматическом значении слова;

-уточнение значений слов;

-развитие лексической системности;

-расширение и закрепление связей слова с другими словами;

-обучение правильному употреблению слов различных морфологических категорий всамостоятельной речи.

Развитиесловаря осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельностиобучающихся на основе ознакомле­ния с предметами и явлениями окружающейдействительности, уг­лубления и обобщения знаний о них. Обучающиеся должныуметь вы­делять существенные признаки предметов и явлений, вскрывать связи иотношения между ними и выражать их в речи.

Впроцессе усвоения значения слова вначале уточняется его кон­кретное значение(денотативный компонент — связь с конкретны­ми предметами, действиями,признаками предметов). В дальнейшем проводится работа над понятийнымкомпонентом значения слова (слово как обозначение группы, класса предмета).Уточнение зна­чения обобщающих слов производится параллельно с дифференциа­циейслов, относящихся к этому обобщающему поня­тию (посуда — тарелка, чашка,нож, вилка, кастрюля и т. д. — ку­хонная, столовая, чайная),определяется сходство и различие в значении этих слов.

Помере уточнения значения слова осуществляется включение данного слова вопределенную лексическую систему, формирование семантических полей (т. е.функциональное объединение слов се­мантически близких).

Обучающиесяучатся группировать слова по различным лексико- семантическим признакам(родовидовым отношениям, отношени­ям часть—целое, по сходству илипротивоположности значений и т. д.), учатся находить и правильно использовать вречи антонимы и синонимы.

Обогащениесловаря проводится и путем усвоения слов, выра­жающих определеннуюсинтаксическую роль в речи, но не имею­щих лексического значения (союзы, междо­метия).Развитие словаря осуществляется также через ознакомление обучающихся сразличными способами словообразования. У обучающихся фор­мируется способностьвыделять и сравнивать различные морфемы в словах. В процессе усвоениясловообразования рекомендуется сле­дующий порядок работы: уточнение значенияслова, от которого будет образовано новое слово, сопоставление по значению двухслов, вы­деление общих и различных элементов в словах, уточнение обобщен­ногозначения некорневой морфемы, сопоставление родственных слов с различнымипрефиксами или суффиксами, сравнение слов с разными корнями и одинаковойнекорневой морфемой.Обучающиеся знакомятся с многозначностью отдельныхприставок. При образо­вании новых слов с помощью суффиксов следует обучатьобучающихся улавливать общий признак, обозначаемый этими суффиксами (на­пример,обозначение лиц по роду их деятельности, профессии при помощи суффиксов(-щик,-чик, -ист, -тель, -арь). В дальнейшем в речь вводятся слова, образованныепри помощи приставок и суф­фиксов одновременно.

Длязакрепления слова в речи и активного его использования обучающимися необходимосоздавать на уроках условия для частого упот­ребления слова в составе различныхсловосочетаний и предложе­ний. Желательно, чтобы обучающиеся самостоятельновключали отра­ботанные слова в спонтанную речь.

Науроках развития речи обучающиеся уточняют значения родст­венных слов,закрепляют их точное использование в речи.

Основноевнимание в словарной работе следует уделять лекси­ческим упражнениям.Упражнения должны носить характер прак­тической речевой деятельности, включатьнаблюдения и анализ лексики, закреплять навык точного употребления слов в речи.Теоретичес­кие сведения по лексике обучающимся не сообщаются. Слова отбира­ютсяв соответствии с темой урока и включаются в тематический словарь, которыйусложняется от класса к классу. Особое внима­ние уделяется усвоению глаголов,являющихся основой формиро­вания структуры предложения.

Приусвоении конкретного значения слов используются различ­ные наглядные средства(показ предмета, действия, его изображе­ние на картинке и т.п.). При знакомствесо словами, имеющими отвлеченное (абстрактное) значение, применяются словесныеи логические средства (описание, противопоставление по значению, анализморфологической структуры и др.).

Одновременнос уточнением лексического значения слова усваи­вается его грамматическоезначение. Усваиваются языковые закономерности и правила их использования,закрепляются связи грамматического значения слова с формальными признаками. Закрепляются наиболее продуктивные формы словоизменения и словообразовательныхмоделей; осваиваются менее продуктивные формы словоизменения исловообразовательных моделей; уточняются значение и звучание непродуктивныхформ словоизменения и словообразовательных моделей.

Формируютсяпонимание и дифференциация грамматических форм словоизменения: выделение общегограмматического значения ряда словоформ; соотнесение выделенного значения сфлексией, выражающей данное грамматическое значение; звуковой анализ флексии;закрепление связи грамматического значения и флексии; уточнение значения,употребления и дифференциации предлогов (в значении направления действия,местонахождения в различных предложно-падежных формах); дифференциация формединственного и множественного числа существительных (на материале слов сударным/безударным окончанием, с ударным/безударным окончанием сморфонологическими изменениями в основе);дифференциация глаголов в форме 3-голица единственного и множественного числа настоящего времени (сударной/безударной флексией без чередования звуков в морфеме, с чередованием звуковв морфеме); умение определять род существительных по флексии.

Формируютсяпонимание и дифференциация словообразовательных моделей: существительных,образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов созначением «очень большой»; прилагательных, образованных от существительных (сиспользованием продуктивных и непродуктивных суффиксов с чередованием и безчередования); глаголов, образованных префиксальным способом. Уточняются общиезначения и звучания словообразующих  аффиксов. Сравниваются родственные словапо значению и звучанию (производящего и производного), определяется их сходствои различие. Определяются и выделяются в родственных словах общие морфемы,соотносятся со значением. Формируются модели словообразования, уточняются идифференцируются значения словообразующих аффиксов через сравнение слов содинаковым аффиксом, через сравнение родственных слов.

Программойпредусмотрена работа по развитию грамматических значений форм слов и грам­матическогооформления связей слов в предложениях.

Работанад предложением. Основная задача этого раздела- раз­витие и совершенствование грамматического оформления речи пу­темовладения словосочетаниями различных типов, связью слов в предложении, мо­делямиразличных синтаксических конструкций предложения.

Впроцессе формирования и закрепления навыка построения словосочетаний илипредложений одновременно уточняются морфологические особенности входящих в негослов (род, число, падеж, вид, время, лицо и т.д.).

Модели(типы) предложений усложняются от класса к классу.

Овладениеграмматическим строем языка в младших классах ведется в практическом плане безупотребления грамматических терминов, путем формирования языковых(морфологических и син­таксических) обобщений.

Формированиеразличных конструкций предложения осущест­вляется как на основе речевыхобразцов, так и на основе демон­стрируемого действия, с помощью картинок. Приэтом важное место отводится таким видам работы как моделирование иконструирование, способствующих формированию процессов анализа, синтеза иобобщений на синтаксическом уровне.

Вработе над предложением большое внимание уделяется семантическим связям междусловами предложения (с использованием вопросов, сопоставления по значению,верификации предложений, различной символизации).

Привведении в речь той или иной модели предложения необ­ходимо опираться навнешние схемы, выделяя и обозначая графи­чески его структурные компоненты.Алгоритмизация операций языкового анализа и синтеза позволяет учителюорганизовывать умственную деятельность обучающихся.

Работанад связной речью. Основные задачи разделаследующие:

-формирование умений анализировать неречевую ситуацию, выявлятьпричинно-следственные, пространственные, временные и другие семантическиеотношения;

-формирование умений планировать содержание связного собственного высказывания;

-формирование умений понимать связные высказывания различной сложности;

-формирование умений самостоятельно выбиратьи адекватно использовать язы­ковыесредства оформления связного высказывания.

Программойпредусматривается овладение разными формами связной речи (диалогическая имонологическая), видами (устная и письмен­ная) и типами или стилями (сообщение,повествование, описание, рассуждение).

Вначалеобучающиеся усваивают диалогическую форму речи, учат­ся составлять диалоги подруководством учителя.

Работанад различными видами и типами связной монологичес­кой речи происходит вопределенной последовательности, с учетом психологической структуры этого видаречевой деятельности: осо­знание побудительного мотива к высказыванию,ориентировка в смысловом содержании текста и в языковых средствах выраженияэтого содержания, создание про­граммы (плана) связного высказывания сначала вовнешнем плане (с внешними опорами, схемами), затем про себя, реализация про­граммы(рассказывание).

Работанад смысловым содержанием текста включает развитие умения анализироватьнаглядную ситуацию (реальную ситуацию, серии сюжетных картинок, сюжетнуюкартинку), выделять в ней главное и существенное, основное и фоновое,формирование уме­ния устанавливать смысловые связи между отдельными компонен­тамиситуации и располагать эти компоненты в определенной ло­гическойпоследовательности, определяя смысловой план текста, умение удерживатьсмысловую программу в памяти, а в дальнейшем развертывать ее впроцессепорождения связного высказывания.

Впроцессе смыслового программирования текста проводится работа с серией сюжетныхкартинок (раскладывание серий, нахож­дение лишней или «выпавшей» картинки ит.д.); работа с двумя сход­ными сюжетными картинками, на одной из которыхотсутствует ряд предметов, что способствует привлечению внимания к содержанию,выделению элементов ситуации на картинке, ее анализу. Исполь­зуется такжеработа над соотнесением сюжетных и предметных кар­тинок; по анализу отдельнойсюжетной картинки; составлению смысло­вого плана связного высказывания (сначалакартинно-графического, затем картинно-вербального, далее вербального).

Формированиеумения оформлять текст с помощью языковых средств включает развитие навыковправильного выбора слов, грам­матического оформления связей между словами впредложении, а также умения использовать специальные лингвистические средст­васвязи между отдельными предложениями текста.

Впроцессе развития связной речи обучающихся с ТНР не­обходимо учитыватьпоследовательность перехода от ситуативной речи к контекстной. В связи с этимсначала в работе используются серии сюжетных картинок, отдельные сюжет­ныекартинки, и в дальнейшем обучающиеся учатся составлять рас­сказы безиспользования наглядности, по заданной теме.

Системаработы по развитию связной речи должна стро­иться с учетом различной степенисамостоятельности обучающихся при планировании текста. В связи с этимпредусмотрена следующая последовательность работы: пере­сказ с опорой на сериисюжетных картинок; пересказ по сюжетной картинке; пересказ без опоры нанаглядность, рассказ по серии сюжетных картинок; рассказ по сюжетной картинке(сначала с пред­варительной беседой по содержанию картинки, а затем самостоя­тельныйрассказ); самостоятельный рассказ на заданную тему (по предложенному названию,началу, концу).

Учитываястепень трудности продуцирования текстов различной структуры реко­мендуетсяследующая последовательность работы: формирование умений составлятьтекст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.

ВI классе обучающиеся учатся отвечать на вопросы учителя, составлять короткиерассказы по серии сюжетных карти­нок. Под руководством учителя пересказываютнебольшие тексты, составляют несколько предложений, объединенных одной темой(по картинке или серии картинок), высказываются по личным наблю­дениям ивпечатлениям. Примерная тематика для развития речи: «Наш класс, наша школа»,«Осень», «Наш город (село)», «Зима», «Моя семья. Наш дом», «Весна», «Роднаястрана», «Лето».

Предметныерезультаты освоения содержания коррекционного курса«Развитие речи» определяется уровнем речевого развития, степенью выраженности,механизмом языковой/коммуникативной недостаточности, структурой речевогодефекта обучающихся с ТНР.

Местоучебного предмета «Развития речи» в учебном плане

Предмет«Развитие речи занимает одно из центральных мест в системекоррекционно-образовательной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи,притом, что развитие речи как процесс реализуется на всех уроках предметного ивнешкольного компонентов, а также во время индивидуальных и подгрупповыхзанятий.

Предмет«Развитие речи» является самостоятельным коррекционным курсом, обеспечивающимвышеперечисленные направления работы, что обусловливает его сложную структурнуюорганизацию.

Выделениеспецифических задач по формированию лексико-грамматической стороны речи исвязной речи может реализоваться только в условиях формирования познавательнойактивности детей с тяжелыми нарушениями речи, а также постоянногостимулирования потребности в речевом общении. Взаимосвязанность процессовразвития речи на специальных уроках, на других уроках, а также в процессевнешкольной деятельности способствует формированию коммуникативных компетенций,а также предпосылок успешного освоения предметных областей, что в совокупностиобеспечивает успешную социализацию ребенка в социуме.

Ценностныеориентиры содержания  предмета «Развитие речи»

Цельюкоррекционного курса «Развитие речи» является формирование полноценной речевойдеятельности, а также создание предпосылок для освоения предметных результатовобучения. На уроках по развитию речи обучающиеся получают практическую речевуюподготовку на основе расширения арсенала языковых средств: лексики, грамматики,связной речи. В результате у них формируются практические навыки речевогообщения, они осваивают различные коммуникативные сценарии социальноговзаимодействия. На основе организации познавательной деятельности у обучающихсярасширяются и уточняются представления об окружающем мире, расширяется возможностьиспользовать речь в ее обобщающей и познавательной функции. Таким образом, науроках развития речи ведется интенсивная работа по развитию коммуникативной,обобщающей и когнитивной функциями речи.

Немалуюроль играет система упражнений по формированию планирующей и регулирующейфункциями речи, что позволяет осуществить достижение личностных иметапредметных результатов обучения и перенести их в сферу обучения в целом.

I.   Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Развитиеречи»

Программаобеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметныхрезультатов.

 Личностныерезультаты:

1.Целостное восприятие окружающего мира.

 2.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебнойдеятельности и формирование личностного смысла учения.

3.Формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия иуправлять ими.

4.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различныхсоциальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы изспорных ситуаций.

5.Положительноеотношение к школе и учебной деятельности.

6. Знаниеи выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам,бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

Метапредметныерезультаты:

1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебнойдеятельности, поиска средств её осуществления.

 2.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия всоответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определятьнаиболее эффективные способы достижения результата.

3.Использование знаково-символических средств представления информации.

4.Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных ипознавательных задач.

 5.Овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии сзадачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.

6.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,классификации по родовидовым признакам, установления аналогий ипричинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

7.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможностьсуществования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своёмнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

8.Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться ораспределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимныйконтроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение иповедение окружающих.

 9.Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторони сотрудничества.

10.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов иявлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета«Развитие речи».

11.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающимисущественные связи и отношения между объектами и процессами.

12. Умениеработать в материальной и информационной среде начального общего образования (втом числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета«Развитие речи».

13. Понимать и принимать учебную задачу, сформулированнуюучителем.

14.Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбеучителя-логопеда),

15.Выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда.

16.Осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоватьсяобразцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля).

17.Работать в определённом темпе и применять знания в новых ситуациях.

 

 

Предметныерезультаты

ЯЗЫКОВЫЕ

Умение различатьна слух и в самостоятельной речи грамматические формы слова.

Знание названийокружающих предметов, их качеств, повседневных действий. Умение их употреблятьв составе собственного высказывания.

Умение образовыватьновые слова суффиксальным способом (изученные формы).

Умение выражатьпространственные отношения предметов с помощью изученных предложно-падежныхконструкций.

Практическоеосознание взаимосвязи между морфемами в составе слова и  изменением смысласлова.

Умение осознаннограмматически правильно строить предложения  из 3-4-х слов.

 КОММУНИКАТИВНЫЕ

Умение вслушиваться в обращенную речь, пониматьинструкции и небольшие связные высказывания.

Умение корригировать свою деятельность в соответствиис указаниями педагога или замечаниями соучеников.

Умение точно отвечать на вопросы (простая форма).

Умение обратиться к взрослому или ребенку с просьбойили вопросом для удовлетворения своих потребностей.

I.    Тематическоепланирование

№п/п

перечень и название тем предмета /виды контроля

количество часов

1.       

Обследование речи обучающихся

4

2.       

Наш класс. Наша школа

12

3.       

Осень

9

4.       

Наш город – наше село

10

5.       

Зима

8

6.       

Моя семья. Наш дом.

6

7.       

Весна

5

8.       

Родная страна

6

9.       

Лето

6

10.   

Обобщение

2

Всего за год

 

68

 

I.    Содержание

,

Работа над словом

Накоплениесловаря, необходимого для полноценного общения на основе расширенияориентировки детей в окружающей их обстановке, ознакомления с природнымокружением, с некоторыми явлениями общественной жизни. Название предметов,действий, которые дети непосредственно воспринимают в окружающей ихдействительности. Называние деталей, частей предмета. Правильное пониманиезначений используемых слов. Точное соотношение их с объектами окружающего мира.Различение сходных предметов по существенным признакам, Понимание иупотребление в разговорной речи слов со значением:уменьшительности-ласкательности (существительные с суффиксами -ик,-ек, -к: столик, грибок, машинка)тут, там, здесь, слева, справа, туда, сюда ит.п.), а также посредством предлогов В, НА, обозначающих местоположение,направление действия, перемещение; признака предмета по цвету величине, форме,вкусу, состоянию (красный, большой, круглый, сладкий, чистый) и признакадействия (писать красиво)сейчас, утром).Личныеи указательные местоимения (я, ты, он, она, оно, этот, тот).

 

Работа над предложением

Составление простых распространенных предложений.Выделение в предложении слов, обозначающих предмет и действие.

Грамматические признаки числа в именах существительныхи в глаголах настоящего и прошедшего времени 1-го и З-го лица мужского иженского рода, в сочетании существительных с местоимениями мой, моя, мои.

Составление простого распространенного (трехчленного)предложения, где третий член относится к глаголу и обозначает переходностьдействия на предмет (неодушевленное существительное в винительном падежеженского и мужского рода: ест котлету, рисует дом).

Пространственные отношения, указывающие направлениедвижения, перемещение предметов: существительное в винительном падеже спредлогами В, НА, ПОД, отвечающие на вопрос кудà? (положил в парту,на парту, под парту).

Местонахождение предметов: существительное впредложном падеже с предлогом В, НА и существительное в творительномпадеже с предлогом ПОД, отвечающие на вопрос где?

Усвоение значений предлогов. Умение различать их междусобой. Умение различать значения предлогов и правильно отвечать на вопросы где?и куда?

Принадлежность предмета: существительное в родительномпадеже с предлогом У(у мамы, у Пети).

Отрицания: существительное в родительном падеже (неткниги). Орудия или средства действия: существительное в творительном падеже безпредлога (рисует карандашом, вытирает тряпкой) Адресата действия:существительное в дательном падеже без предлога: (отдал Пете).

Признаки действия наречие (Вова пишет красиво).

 Распространение трехчленного предложения за счетслов, обозначающих признаки предмета. Составление предложений с сочетаниями,обозначающими временные отношения. Глаголы настоящего времени 1-го и 3-го лица,прошедшего времени. Различение и составление предложений с сочетаниямиглаголов, выраженных сложным будущим временем. Правильное соотнесение вопросов чтоделает?  что делал (а)? Что будет делать?  со временем действия.

Формированиеумения устанавливать связь слов в предложении.

Связная речь

Пониманиепростейших обращений, просьб и поручений, адресованных одному или всемучащимся, слов или фраз, необходимых в учебной или бытовой деятельности, типа: Покажитететрадь. Достаньте учебник и т.д.

Различение побудительных и вопросительных обращений,типа: Возьми карандаш. Взял карандаш?

Самостоятельное обращение к товарищу, учителю,воспитателю с просьбой, вопросом.

Составление коротких диалогов по вопросам учителя сиспользованием изученных типов предложения. Понимание связного высказывания,состоящего из знакомых слов и оборотов речи, составление краткого связноговысказывания, состоящего из 2 — 3 предложений (с помощью учителя иликоллективно).

Описание хорошо известных предметов и демонстрируемыхдействий по вопросам учителя, по образцу, по схематическому плану. Установлениевременной последовательности событий по серии картин (2 — 3 картины) и уменияпередать их содержание при помощи учителя.

Сообщение о погоде, календарных данных, о событиях предшествующегодня.

Тематика для бесед

Наш класс, наша школа. (16 ч.)Название и назначение предметов, находящихся в классе. Название личных учебныхвещей, действия с ними. Правила поведения во время занятий и в свободное время.

Имена товарищей по классу, имя, отчество учителявоспитателя. Речевой этикет (приветствие, обращение, прощание, просьба и т.д.).Знакомство со школою (экскурсия). Расположение классов и других помещений(спальни, столовой, раздевалки, спортивного зала и т.д.).

Режим дня. Правила личной гигиены. Названия частейтела, предметов ухода за телом.

Столовая. Название чайной и столовой посуды, продуктовпитания, некоторых блюд. Правила поведения за столом.

Спальня. Названия мебели, спальных принадлежностей,белья и одежды.

Осень.(12 ч.) Характерные признаки осени (помере их появления в данной местности): похолодание, изменение окраски листьев,травы, листопад, укорачивание светового дня, отлет птиц. Наблюдения за погодой.

Название, отличительные признаки, места произрастаниянекоторых (4-5) овощей, фруктов, ягод, наиболее распространенных в даннойместности.

Домашние животные и их детеныши. Названия 3-4 животныхи тех действий, которые они совершают. Уход за домашними животными.

Основные виды осенних работ на пришкольном участке, всаду, на огороде.

Экскурсий в лес, парк, в поле, на огород, в сад, наферму.

Наш город (село).(7 ч.) Названиегорода (села), где живут дети, где находится школа. Различие между городом иселом. Знание основных достопримечательностей города (села) (наличие историческихпамятников, памятников архитектуры, музеев и проч.). Отдельные сведения обистории города (села). Знание о наличии вблизи школы культурно-просветительскихучреждений (театра, кинотеатра, клуба, библиотеки, стадиона и т.п.), ихназначение; близлежащие промышленные предприятия, какую продукцию онивыпускают.

Транспорт. Автобус, машина легковая, грузовая,трамвай, троллейбус, метро. Названия основных профессий, связанных странспортом: водитель (шофер), милиционер. Правила поведения в транспорте.

Улица. Правила, перехода через улицу, правилаповедения на улице.

Зима.(7 ч.) Характерные признаки зимы (по мереих появления в данной местности): дальнейшее похолодание, мороз, снежныйпокров, замерзание водоемов. Внешний вид растений зимой. Наблюдение за погодой.

Названия и отличительные признаки зимней одежды иобуви. Зимние развлечения детей. Зимние виды спорта. Труд людей зимой в городеи на селе.

Праздник елки. Название и описание 2-3 елочных игрушек(по форме, размеру, цвету, материалу, из которого они сделаны).

Зимующие птицы ближайшего окружения (воробей, ворона,голубь синица и т.п.), их названия; подкормка птиц зимой, изготовлениекормушек.

Моя семья, наш дом.(6 ч.)  Составсемьи. Члены семьи, их имена, профессии. Употребление ласкательных имен членовсемьи. Домашний труд взрослых, выполнение поручений детьми.

Игрушки. Название 3-4 игрушек, их назначение, описаниенекоторых игр.

Комнатные растения. Названия 3-4 комнатных растений,правила ухода за комнатными растениями.

Праздник мамы. Изготовление простейших подарков длямамы, бабушки, сестры.

Весна.(7 ч.) Характерные признаки весны (по мереих появления в данной местности): потепление, таяние снега, пробуждение почек ипоявление листьев на деревьях, зеленой травы, первых цветов, прилет птиц,удлинение светового дня. Наблюдение за природой.

Перелетные птицы. Название 3-4 перелетных птиц(ласточка, грач, скворец и т.д.). Строительство гнезд. Изготовлениескворечников и дуплянок. Дикие животные и их детеныши. Названия и отличительныеособенности 3-4 диких животных (заяц, лиса, медведь, волк и др.). Сад и огород.Труд человека в саду и огороде весной. Посадка растений, вскапывание грядок,клумб, посев семян овощей и цветов, укрывание их от заморозков. Труд людейвесной в городе.

Названия 2-3 весенних цветов. Их сравнение по цвету,форме, размерам.

Экскурсии для наблюдений за весенними изменениями вприроде, в зоопарк или лесничество.

Родная страна. (4 ч.) Моя Родная страна– Россия. Столица России – Москва.  Флаг России. Герб России. Гимн России.Эмблема родного города.

Лето!(6 ч.) Характерные признаки лета:потепление, жара, полное распускание листьев, прогревание водоемов, большойсветовой день, грозы.

Летние цветы (2-3 названия). Их отличительныепризнаки. Насекомые (2-3 названия). Действия, которые они производят (летают,ползают, прыгают, жужжат и т.д.).

Летние развлечения детей (купание, загорание, сборягод, грибов и т.д.). Охрана окружающей среды.

Обобщение. (2 ч.)

Возможнопроизведение корректировки рабочей программы в соответствии с индивидуальнымиособенностями обучающихся по выполнению программного материала рабочейпрограммы.

 

 

Дата

Тема

Предметные результаты

Метапредметные результаты

по плану

факт.

 

 

 

Обследование речи обучающихся

 

 

1.       

02.09

б/л

Обследование речи обучающихся

 

 

2.       

07.09

 

Обследование речи обучающихся

 

 

 

 

 

Наш класс. Наша школа

Расширение словарного запаса по теме «Наш класс. Наша школа». Уточнение названий фор и цветов, обобщающие понятия: мебель, учебные принадлежности, игрушки, посуда, профессии, дни недели, постельное белье, одежда, комнатные растения.

Уточнения понимания и употребления множественного числа имен существительных и глаголов; родительного падежа единственного и множественного числа, винительного падежа. Практический навык согласования имен прилагательных с именами существительными в роде и числе, глаголов прошедшего времени и имен существительных (личных местоимений) в числе и роде. Закрепление навыка употребления предложно-падежных конструкций с предлогами: с, из, на, в.

Умение выслушивать вопрос и отвечать полными ответами. Умение строить элементарный диалог на заданную тему.

Умение строить простой описательный рассказ по образцу и заданной теме.

Уточнение пространственных представлений: наверху, внизу, впереди, сзади.

Составление простых распространенных предложений по схеме, образцу

Понимание фактологии простых описательных и повествовательных текстов, ответы на вопросы

Усвоение правил поведения и общения.

3.       

09.09

 

Учебные предметы

4.       

14.09

б/л

Цвет, форма, величина

5.       

16.09

б/л

В школе

6.       

21.09

б/л

Оборудование школы

7.       

23.09

б/л

Работники школы

8.       

28.09

Представленная информация была полезной?
ДА
58.8%
НЕТ
41.2%
Проголосовало: 966

 

Дни недели. Расписание уроков

9.       

30.10

 

Режим дня. Правила личной гигиены

10.   

05.10

 

Ты и твое тело.

11.   

07.10

 

В столовой

12.   

12.10

 

В спальне

13.   

14.10

 

В игровой комнате

 

 

 

Осень

Расширение словарного запаса по тематике.

Формирование обобщающих понятий: осенние месяцы, лиственные деревья, ягоды, фрукты, овощи, домашние животные.

Образование уменьшительных форм имен существительных, образование имен прилагательных от имен существительных (суффиксальный способ словообразования).

Образование имен существительных в творительном падеже, множественном числе.

Практический навык подбора антонимов

Умение сравнивать объекты по образцу и заданному плану.

Выделение общей части у ряда слов (корень, суффикс, приставка, окончание). Взаимосвязь между формой слова и его значением (формирование грамматических обобщений).

Умение строить бытовые диалоги. Ролевые игры.

Описание животных по картинке и образцу.

Умение понимать тексты прозаические и стихотворные, выделять коннотативное значение в тексте.

14.   

19.10

 

Признаки осени в неживой природе.

15.   

21.10

 

Деревья и кустарники

16.   

26.10

 

Охрана окружающей среды

17.   

28.10

 

Осенние работы в саду, огороде, на пришкольном участке

18.   

09.11

 

Ягоды. Фрукты

19.   

11.11

 

Овощи

20.   

16.11

 

В магазине. На рынке.

21.   

18.11

 

Домашние птицы

22.   

23.11

 

Домашние животные

 

 

 

Наш город – наше село

23.   

25.11

 

Добро пожаловать

24.   

30.11

 

Город или село?

25.   

02.12

 

«Окна разинув, стоят магазины…»

26.   

07.12

 

Город, в котором мы живем.

27.   

09.12

 

Село, в котором мы живем.

28.   

14.12

 

Где находится школа

29.   

16.12

 

На улице

30.   

21.12

 

Правила дорожного движения

31.   

23.12

 

Повторение

 

 

32.   

11.01

 

Транспорт

Расширение словарного запаса. Образование сложных слов (складывание корневых морфем).

Обобщающие понятия: хвойные деревья; дикие животные, птицы

Практическое освоение понятия «синонимия слов».

Составление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений по порам.

Понимание текстов, содержащих метафоры.

Навыки классификации на вербальном уровне (выделение четвертого лишнего в ряду слов.

33.   

13.01

 

Зима

 

 

 

Признаки зимы

34.   

18.01

 

Зимний лес. Зимой на реке.

35.   

20.01

 

Дикие животные зимой

36.   

25.01

 

Птицы зимой

37.   

27.01

 

Птицы зимой

38.   

01.02

 

Зимняя одежда и обувь

39.   

03.02

 

Зимние развлечения

40.   

08.02

 

Труд зимой в городе и селе.

Расширение словарного запаса по тематике. Понятие об именах, отчествах и фамилиях людей.

Основы письменной коммуникации: письмо, поздравительная открытка, телеграмма, СМС сообщение.

Расширение набора коммуникативных сценариев.

Составление текстов-описаний человека по образцу и представлениям

41.   

10.02

 

Моя семья. Наш дом.

 

 

 

Я и моя семья

42.   

15.02

 

Здравствуйте! Это я!

43.   

17.02

 

Домашний адрес

44.   

 

 

Правила поведения в гостях и дома

45.   

01.03

 

Восьмое марта

46.   

03.03

 

«Все работы хороши – выбирай на вкус!»

 

 

 

Весна

47.   

10.03

 

Признаки весны в неживой природе

48.   

15.03

 

Дикие животные весной

49.   

17.03

 

Птицы весной

50.   

22.03

 

Растения весной

51.   

24.03

 

Труд людей весной

2

 

 

Родная страна

52.   

05.04

 

Моя Родная страна – Россия

53.   

07.04

 

Столица России – Москва

54.   

12.04

 

Флаг России.

55.   

14.04

 

Герб России.

56.   

19.04

 

Гимн России.

57.   

21.04

 

Эмблема родного города

 

 

 

 

 

Лето

Расширение словарного запаса по тематике. Практическое знакомство с наречиями. Обобщающие понятия: насекомые, рыбы. Различение и составление предложений с сочетаниями глаголов, выраженных сложным будущим временем. Правильное соотнесение вопросов что делает?  что делал (а)? Что будет делать?  со временем действия.

Формирование умения устанавливать связь слов в предложении.

 

Описание хорошо известных предметов и демонстрируемых действий по вопросам учителя, по образцу, по схематическому плану. Установление временной последовательности событий по серии картин (2 — 3 картины) «Развитие речи (окружающий мир)» и умения передать их содержание при помощи учителя.

Сообщение о погоде, календарных данных, о событиях предшествующего дня.

58.   

26.04

 

Сезонные изменения в природе

59.   

28.04

 

Насекомые

60.   

03.05

 

Летние цветы

61.   

05.05

 

Лес летом.

62.   

10.05

 

Летом на реке

63.   

12.05

 

Развлечения детей летом

 

 

 

Обследование речи обучающихся

 

 

64.   

17.05

 

Обследование речи обучающихся

 

 

65.   

19.05

 

Обследование речи обучающихся

 

 

66.   

24.05

 

Обобщающее повторение

 

 

67.   

26.05

 

Обобщающее повторение

 

 

68.   

31.05

 

Обобщающее повторение

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.8%
НЕТ
41.2%
Проголосовало: 966

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет