X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Т.П.Кулаева, преподаватель математики иинформатики, высшая квалификационная категория

ТОГБПОУ «Тамбовский областной медицинскийколледж», г.Тамбов

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕСТУДЕНТОВ 1 КУРСА (НА БАЗЕ 11 КЛАССОВ)

 

Общественные и экономические преобразования,происходящие в России, во многом изменили цели и задачи, стоящие передобразованием. Сегодня содержание образования должно обеспечить формированиекартины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образования,отвечать потребностям общества, ориентироваться на создание условий длясамореализации личности. Содержание образования определяется и государственнымзаказом, и требованиями конкурентоспособности специалиста.

В основе конкурентоспособности специалиста лежатконкурентоспособности студента и выпускника, которые базируются на конкурентоспособностиобразовательного учреждения (колледжа). В свою очередь, качество теоретическогои практического обучения является одним из основных показателей конкурентоспособностиколледжа.

Ситуация на рынке труда, требования к специалистуделают реализацию компетентностного подхода в обучении очевиднойнеобходимостью. Преподавание учебных дисциплин, в том числе и математики,ориентируется не столько на усвоение знаний, сколько на способы их усвоения,развитие познавательных интересов обучающихся.

Перед преподавателем встает множество вопросов о том,как организовать процесс обучения, чтобы уровень подготовки студентасоответствовал государственным требованиям по математике, учитывая минимальноеколичество аудиторных занятий.

При этом процесс обучения должно организовыватьсятаким образом, чтобы студент не только получал объем предусмотренный программойзнаний и умений, но и имел возможность приобрести и закрепить уменияанализировать, синтезировать, выделять главное, обобщать, сравнивать,сотрудничать и др.[3, стр. 94].

Решению всех этих задач и проблем может способствоватьорганизация разноуровневого обучения математике.  

 

ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ.

 

Дляпроведения занятий по математике разработан комплект обучающих модулей поучебной дисциплине «Математика».

В целомособым образом расположенный материал (математические диктанты, примеры, разборих, методические указания к решению задач и др.) позволит восстановить и закрепитьосновные знания, умения и навыки по курсу.

Занятияпроводятся лекционно-практическим методом. Теоретические знаниязакрепляются на практических занятиях посредством решении примеров и задач. Длястудентов пропустивших теоретическое занятие и имеющих пробелы в знаниях предлагаетсядля самостоятельного изучения во время дополнительных занятий и консультацийпервая часть обучающего модуля: теоретическая. Она включает в себя определения, формулировкитеорем, формулы, алгоритмы решения задач и примеров, графики, диаграммы,таблицы. В результате самостоятельной работы с данной частью обучающего модулястуденты восстанавливают пробелы в знаниях по изученной теме (разделу).

Напрактических  занятиях проверяется усвоение лекционного материала, проверяетсядомашняя работа, разбираются наиболее трудные вопросы, закрепляются знания прирешении задач и примеров.

Дляформирования устойчивых ЗУН по курсу «Математика» рекомендуются дифференцированныеупражнения (в соответствии с уровнем подготовки, с постепенным усложнениемучебного материала и характера самостоятельной работы).

В целомсистема дифференцированных заданий состоит из двух ступеней упражнений,представленных 2 различными типами карточек заданием (карточка-информатор,карточка-задание).

Методикаработы такова:

1 этап:По материалам повторения и обобщения основных теоретических сведений,полученных студентами на лекции, рекомендуется  математический диктант,позволяющий преподавателю определить уровень подготовки студентов кпрактическому занятию, чтобы затем организовать работу по дифференцированнымупражнениям. Проверяет диктант преподаватель, результаты работы доводятся досведения студентов. 

2 этап:В выборе варианта карточки с упражнениями, с которого студентам целесообразнеевсего начать обучение, следует руководствоваться следующим:

Дляучащихся, не усвоивших теоретический материал рекомендуется подготовительныйцикл задач и упражнений по карточке-информатор. Эти задания направлены главнымобразом на анализ готовых решений примеров, осознания условий задач с рекомендациями по ихрешению, указаниями по оформлению записей в тетрадях, примерами построениячертежей, доказательством справедливости тех или иных утверждений и имеют цель –репродуктивного воспроизведения образца заданий для восполнения пробелов поизученному теоретическому материалу.

Толькопосле тщательного выполнения упражнений из карточки-информатор студентыприступают к выполнению упражнений из карточки-задания.

Карточка-заданиесодержитаналогичные примеры и задачи, рассмотренные в карточке-информаторе, которыетребуется решить, и рекомендована тем учащимся, которые, зная теорию, не умеютприменять ее на практике. Целью выполнения заданий из этой карточки являетсяформирование у студентов устойчивых знаний и умений по данной теме курса.

Примечание:

1.Привыполнении заданий из этой карточки студент может обращаться за помощью к преподавателю,к карточке-информатору и к теоретической части обучающей программы, гдеразбираются примеры, которая лежит на каждой парте.

Текущийконтроль:

Студентыимеют возможность самостоятельно и объективно оценить, насколько повысилсяуровень их ЗУН по данной теме, посредством анализа сопоставленного собственноговарианта решения с эталонами ответов, которые раздаются в конце занятия. Приэтом допущенные ошибки выносятся на поля, а именно: арифметические — помечаются«галочкой», ошибки на изученный материал по данной теме «восклицательным знаком»,не решенные задания – «минусом».

Этодает возможность самостоятельно и объективно судить об уровне сформированностиЗУН по теме у каждого студента, рассмотреть каждому студенту свои ошибки иразграничить их, своевременно выявлять плохо усвоенный материал.

Толькопотом работа сдается преподавателю. Разбираются и анализируются «трудныевопросы», преподаватель выставляет оценку с учетом своего анализа и самоанализастудента по выполненной практической работе.

3 этап:Задание на дом.

Послезавершения и подведения итогов практической части работы на занятии даетсязадание на дом, которое студенты записывают из карточки-домашнее задание. Онасодержит примеры и задачи, аналогичные тем, что были в практической работе и болеесложного характера, для самостоятельного работы дома и позволяет проверить ирасширить каждому студенту знания, закрепить умения и навыки по пройденномуматериалу. В начале каждого практического занятия перед первым  его этапомпреподаватель раздает студентам эталоны ответов для самоанализа домашней работы,учащиеся выносят допущенные ошибки на поля: арифметические — помечаются«галочкой», ошибки на изученный материал по данной теме «восклицательнымзнаком», не решенные задания – «минусом». Преподаватель проверяет домашнеезадание у  тех студентов, которые плохо усвоили материал предыдущего занятия ивыборочно оценивает домашнюю работу студентов, показавших  устойчивый результатусвоения материала занятия.

Таким образом, создаются мотивационные предпосылки дляобращения студентов к дальнейшему изучению математики, для овладенияконкретными математическими знаниями и умениями необходимыми для применения впрактической деятельности, достаточными для изучения других дисциплин, дляпродолжения обучения в системе непрерывного образования.

Итоговый контроль.

По завершению курса изучения дисциплины«Математика» проводится тестовый контроль у студентов по вариантам. Цельитогового контроля – проверка уровня усвоения математических знаний, умений инавыков студентов.

СПИСОК ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ ПО КУРСУ:

1. Обучающие программы поразделам и темам дисциплины для практических занятий по математике

Наименование раздела и темы занятия

Количество шт.

Элементарное исследование функций. Построение графиков функций. Решение задач на нахождение пределов функций.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

10

 Решение примеров на нахождение производных, дифференциалов. Приложение дифференциала к приближенным вычислениям функций.

10

Решение примеров на нахождение неопределенного и определенного интегралов различными методами: непосредственное интегрирование. Интегрирование методом замены переменных.

10

Применение определенного интеграла к решению прикладных задач: вычисление площадей плоских фигур, длины дуги кривой, объемов тел.

10

Дифференциальные уравнения

10

Расчет выборочных характеристик: математического ожидания, дисперсии.

10

Приложение математики к генетике (элементы биометрической оценки фенотипической изменчивости количественных признаков)

10

Применение математических методов в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала: приложение математики к фармакологии.

10

Применение математических методов в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала: приложение математики к педиатрии, терапии

10

 Итоговое занятие. Дифференцированный зачет

10

 

2. Теоретическое приложениек комплекту обучающих модулей по курсу «Математика»

Наименование раздела и темы занятия

Количество шт.

Роль и место математики в современном мире. Пределы, их свойства.

10

Производная функции. Дифференциал и его приложение к приближенным вычислениям

10

Неопределенный и определенный интегралы и их свойства. Применение определенного интеграла к решению прикладных задач

10

Дифференциальные уравнения и их применение в медицинской практике.

10

Математическая статистика и ее роль в медицине и здравоохранении. Приложение математики к генетике.

10

Применение математических методов в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала. Приложение математики к фармакологии, педиатрии, терапии.

10

 

Список литературы:

1. Матвеева Т.В. Применение методики индивидуализацииобучения высшей математике // Среднее профессиональное образование. Приложениек ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу СПО. —  2009. -№12. – С. 33-43.

2. Филатова  С. Индивидуальный подход идифференцированное обучение в системе среднего профессионального образования //Медсестра. – 2012. — №10. – С. 57-61. 

3. Фролова Г.В., Черкашина Е.В. Как учить математике вколледже? // Среднее профессиональное образование. Приложение к ежемесячномутеоретическому и научно-методическому журналу СПО. — 2007.-№7. – С. 94-98.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет