Повышение качества урока через использованиездоровьесберегающих технологий в процессе обучения в условиях реализацииФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
«Забота оздоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно- гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму,
питанию,труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических идуховных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»
В.А.Сухомлинский
Здоровьевсегда считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья,радости и благополучия человека.
Всовременном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно изсовременных определений здоровья дается, как способность адаптироваться,приспосабливаться к жизни, что особо значимо для детей с ограниченнымивозможностями.
Скаждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими ипсихическими возможностями. Дети с нарушением интеллекта – наиболеемногочисленная категория аномальных детей. У них наблюдаются нарушенияпознавательной деятельности: в первую очередь — это ограниченность восприятия,нарушение всех операций процесса мышления, проблемы концентрации внимания,запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, нарушениемелкой и общей моторики. Кроме того, у многих наблюдаются школьные страхи,боязнь ответа у доски, закрытость, низкая двигательная активность — все этонеблагоприятно сказывается на психическом и физическом здоровье детей.
Образовательныйпроцесс в условиях меняющего современного мира постоянно усложняется и требуетот учеников большего умственного и нервно- психического напряжения.
Определяющимфактором в системе сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколенияявляется здоровьеориентированный образовательный процесс в школе. Этоорганизация образовательного процесса с учетом всех норм и правил,способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся и включение вобразовательный процесс системы здоровьесберегающих технологий, направленных насохранение здоровья учащихся.
Послова профессора Н.К. Смирнова, “Здоровьесберегающие образовательныетехнологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный настремлении педагога не нанести ущерба здоровью учащихся”.
Внастоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состояниисделать для здоровья современного ученика больше чем врач. Это не значит, чтоон должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель долженработать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью обучающихся, аявлялось здоровьесберегающим и корригирующим.
Оказывается,одним из главных секретов хорошего самочувствия обучающихся и высокойактивности в учебном процессе является применение игровой технологии обучения.
Вигре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируетсямировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно восприниматьпроисходящее.
Игроваятехнология строится как целостное образование, охватывающие определенную частьучебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Игровойсюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогаетактивизировать учебный процесс, освоить ряд учебных элементов.
Педагогическаяигра обладает четко поставленной целью обучения и соответствует ей результатом,которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуютсяучебно-познавательной направленностью.
Игране заменяет полностью традиционные формы и методы обучения, она рационально ихдополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачконкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время игра повышаетинтерес обучающихся к урокам, стимулирует рост познавательной деятельности, чтопозволяет детям получать и усваивать большее количество информации,способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразныхситуациях, формирует опыт нравственного выбора.
Играулучшает отношения между её участниками и педагогом, так как игровыевзаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть и теми другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера, онаповышает самооценку участников игры, так как у них появляется возможность отслов перейти к конкретному делу и проверить свои способности.
Спомощью игры можно снять психическое утомление, ее можно использовать длямобилизации умственных усилий обучающихся, для развития у них организаторскихспособностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости науроках.
Однимиз методов игровой технологии является сказкотерапия. Сказкотерапияиспользуется с лечебной, психокоррекционной, развивающей и воспитательнойцелью. Сказка служит эффективным взаимодействием учителя и ученика,способствует выработке общего языка общения. Переживая сказку ребенок учится нетолько понимать ситуацию, но и поступать в ней определенным образом, получаякритерии выбора и свободу действий.
Спервых минут урока, а именно с организационного, нужно создать обстановкудоброжелательности. Его цель — создание положительного настроя на обучение,пробуждение интереса к познанию нового, а также коррекция психофизическихфункций. Основная задача учителя – включить детей в работу с первых минутурока. Организационные моменты проводятся в разных вариантах, но в любом случаиполезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения в видеигры. Психофизическая гимнастика способствует раскрепощению детей, проявлениюсвоего “я”, развитию воображения, преодоление двигательной неловкости.
Длясообщения темы урока эффективно использовать игровой момент. Игровая форма нетолько пробуждает интерес к уроку, но и направляет внимание детей к изучению ивосприятию материала.
Основнойэтап урока — изучение нового материала.
Наэтом этапе игровая технология предусматривает включение элементовсказкотерапии: сказочные задачи, рассказывание сказки, сочинение сказки,рисование сказки, театрализация, что способствует повышению познавательнойактивности, создают положительный фон урока, необходимый для эмоциональногосостояния здоровью детей. В своей работе я столкнулась с тем, что дети не знаютсказок, которые знакомы большинству малышей уже с самого раннего детства.Поэтому я старалась в любую свободную от урока минуту познакомить детей спроизведениями народного и авторского творчества. Чаще всего это удавалосьсделать на классных часах.
Большойинтерес к происходящему на уроке мне удавалось вызвать у обучающихся, если кнам на урок «приходил» какой-то сказочный герой и просил помощи у детей врешении той или иной задачи. Дети с интересом и радостью включались в работу,например, помогали Колобку избежать опасностей, путешествуя по леснымтропинкам; Незнайке помогали правильно решить примеры или задачу; вместе сКрасной Шапочкой пробирались через лес к ее бабушке, при этом выполняя разныевиды работ.
Полезновключать в урок элементы соревнования. Так как в моем классе только двоеобучающихся, то я придумала игру, в которой дети соревнуются между собой вдостижении лучшего результата. Например, на уроке математики они «совершалиперелет» из Курска в Москву на самолетах. При этом, выполняя разнообразныезадания, дети приближались к цели в зависимости от того, как справились сработой. В этой игре было важно не допустить значительного отрыва одного«пилота» от другого. А на следующем уроке построить игру так, чтобы победителембыл другой. Такие игры позволяют раскрыть личностные качества, повышаютсамооценку обучающихся, создают положительный фон урока.
Оченьполезно включать и отдельные игровые моменты на различных этапах урока,например для коррекции различных психических процессов я использую следующиеигры: «Выложи сам», «Палитра» (для коррекции восприятия); «Что изменилось?»,«Самый внимательный», «Нос, пол, потолок» (для коррекции внимания), «Повтори замной», «Внимательный художник» (для коррекции памяти) и другие.
Отправильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многомзависит функциональное состояние обучающихся в учебной деятельности,возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на среднемуровне и предупреждать преждевременное утомление.
Науроках письма, детям приходится много писать. Значительную нагрузку испытываюторганы зрения и слуха, мышцы спины, мышцы кисти работающей руки. Еслипредоставить обучающимся возможность отдохнуть, переключится на другой виддеятельности, то признаки утомления пройдут.
Длятого чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, нужнопроводить игровые физминутки.
· игры для снятия общего и локальногоутомления: «Ветер», «Буратино», «Три медведя», «Рябинка», «Гуси», «Лягушки»,«1,2,3,4» и другие;
· игры для кистей рук: «Пальчик-пальчик», «Сорока»,«Семья», «Забор», «Две вороны» и другие;
· гимнастика для глаз: «Веселые рожицы»,«Далеко – близко», «Фигуры» и другие.
Оздоровительныефизминутки – это часть системы использования здоровьесберегающей технологии вшколе.
Основныезадачи физминуток — это:
1. снять усталость и напряжение
2. внести эмоциональный разряд
3. развивать общую и мелкую моторику
Ястараюсь, чтобы физминутка была связана с темой урока и являлась переходныммостиком к следующей части урока.
Положительноевлияние на повышение и поддержание работоспособности обучающихся оказываютзадания, которые надо выполнять, перемещаясь по классу, например, игра «Соберифигуры», «Кто быстрее», «Посчитай», «Ты-мне, я-тебе», игра в мяч сразнообразными заданиями.
Систематическоеиспользование физминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, кизменению отношения к себе и своему здоровью. Дети после физминуток становятсяболее активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшемуусвоению знаний.
Комплексноеиспользование игровой технологии в учебном процессе позволяет снижатьутомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность, а это в своюочередь способствует сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Периодобучения детей младшего школьного возраста является особенно интенсивным иимеет большое значение для дальнейшего развития личности, а применение игровойтехнологии с элементами здоровьесбережения в этом возрасте должно заниматьведущее место в учебном процессе начальной школы.
Такимобразом, применение здоровьесберегающих технологий в процессе обученияспособствует повышению качества урока.
Можнос уверенностью утверждать, что здоровьесберегающее обучение
ü направленона обеспечение физического и психического здоровья учащихся;
ü опираетсяна принципы природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности(практической ориентации);
ü приводитк повышению мотивации учебной деятельности; предотвращению усталости иутомляемости; приросту учебных достижений;
ü достигаетсячерез учёт особенностей класса (изучение и понимание человека); созданиеблагоприятного психологического фона на уроке; использование приёмов,способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; созданиеусловий для самовыражения учащихся.
