X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Повышение качества урока через использованиездоровьесберегающих технологий в процессе обучения в условиях реализацииФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

 

«Забота оздоровье ребёнка – это  не просто комплекс санитарно-    гигиенических норм и правил…  и не свод требований к режиму,

 питанию,труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических идуховных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»

                                                                                   В.А.Сухомлинский

Здоровьевсегда считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья,радости и благополучия человека.

Всовременном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно изсовременных определений здоровья дается, как способность адаптироваться,приспосабливаться к жизни, что особо значимо для детей с ограниченнымивозможностями.

Скаждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими ипсихическими возможностями. Дети с нарушением интеллекта – наиболеемногочисленная категория аномальных детей. У них наблюдаются нарушенияпознавательной деятельности: в первую очередь — это ограниченность восприятия,нарушение всех операций процесса мышления, проблемы концентрации внимания,запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, нарушениемелкой и общей моторики. Кроме того, у многих наблюдаются школьные страхи,боязнь ответа у доски, закрытость, низкая двигательная активность — все этонеблагоприятно сказывается на психическом и физическом здоровье детей.

Образовательныйпроцесс в условиях меняющего современного мира постоянно усложняется и требуетот учеников большего умственного и нервно- психического напряжения.

Определяющимфактором в системе сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколенияявляется здоровьеориентированный образовательный процесс в школе. Этоорганизация образовательного процесса с учетом всех норм и правил,способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся и включение вобразовательный процесс системы здоровьесберегающих технологий, направленных насохранение здоровья учащихся.

Послова профессора Н.К. Смирнова, “Здоровьесберегающие образовательныетехнологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный настремлении педагога не нанести ущерба здоровью учащихся”.

Внастоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состояниисделать для здоровья современного ученика больше чем врач. Это не значит, чтоон должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель долженработать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью обучающихся, аявлялось здоровьесберегающим и корригирующим.

Оказывается,одним из главных секретов хорошего самочувствия обучающихся и высокойактивности в учебном процессе является применение игровой технологии обучения.

Вигре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируетсямировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно восприниматьпроисходящее.

Игроваятехнология строится как целостное образование, охватывающие определенную частьучебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

Игровойсюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогаетактивизировать учебный процесс, освоить ряд учебных элементов.

Педагогическаяигра обладает четко поставленной целью обучения и соответствует ей результатом,которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуютсяучебно-познавательной направленностью.

Игране заменяет полностью традиционные формы и методы обучения, она рационально ихдополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачконкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время игра повышаетинтерес обучающихся к урокам, стимулирует рост познавательной деятельности, чтопозволяет детям получать и усваивать большее количество информации,способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразныхситуациях, формирует опыт нравственного выбора.

Играулучшает отношения между её участниками и педагогом, так как игровыевзаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть и теми другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера, онаповышает самооценку участников игры, так как у них появляется возможность отслов перейти к конкретному делу и проверить свои способности.

Спомощью игры можно снять психическое утомление, ее можно использовать длямобилизации умственных усилий обучающихся, для развития у них организаторскихспособностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости науроках.

Однимиз методов игровой технологии является сказкотерапия. Сказкотерапияиспользуется с лечебной, психокоррекционной, развивающей и воспитательнойцелью. Сказка служит эффективным взаимодействием учителя и ученика,способствует выработке общего языка общения. Переживая сказку ребенок учится нетолько понимать ситуацию, но и поступать в ней определенным образом, получаякритерии выбора и свободу действий.

Спервых минут урока, а именно с организационного, нужно создать обстановкудоброжелательности. Его цель — создание положительного настроя на обучение,пробуждение интереса к познанию нового, а также коррекция психофизическихфункций. Основная задача учителя – включить детей в работу с первых минутурока. Организационные моменты проводятся в разных вариантах, но в любом случаиполезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения в видеигры. Психофизическая гимнастика способствует раскрепощению детей, проявлениюсвоего “я”, развитию воображения, преодоление двигательной неловкости.

Длясообщения темы урока эффективно использовать игровой момент. Игровая форма нетолько пробуждает интерес к уроку, но и направляет внимание детей к изучению ивосприятию материала.

Основнойэтап урока — изучение нового материала.

Наэтом этапе игровая технология предусматривает включение элементовсказкотерапии: сказочные задачи, рассказывание сказки, сочинение сказки,рисование сказки, театрализация, что способствует повышению познавательнойактивности, создают положительный фон урока, необходимый для эмоциональногосостояния здоровью детей. В своей работе я столкнулась с тем, что дети не знаютсказок, которые знакомы большинству малышей уже с самого раннего детства.Поэтому я старалась в любую свободную от урока минуту познакомить детей спроизведениями народного и авторского творчества. Чаще всего это удавалосьсделать на классных часах.

Большойинтерес к происходящему на уроке мне удавалось вызвать у обучающихся, если кнам на урок «приходил» какой-то сказочный герой и просил помощи у детей врешении той или иной задачи. Дети с интересом и радостью включались в работу,например, помогали Колобку избежать опасностей, путешествуя по леснымтропинкам; Незнайке помогали правильно решить примеры или задачу; вместе сКрасной Шапочкой пробирались через лес к ее бабушке, при этом выполняя разныевиды работ.

Полезновключать в урок элементы соревнования. Так как в моем классе только двоеобучающихся, то я придумала игру, в которой дети соревнуются между собой вдостижении лучшего результата. Например, на уроке математики они «совершалиперелет» из Курска в Москву на самолетах. При этом, выполняя разнообразныезадания, дети приближались к цели в зависимости от того, как справились сработой. В этой игре было важно не допустить значительного отрыва одного«пилота» от другого. А на следующем уроке построить игру так, чтобы победителембыл другой. Такие игры позволяют раскрыть личностные качества, повышаютсамооценку обучающихся, создают положительный фон урока.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

Оченьполезно включать и отдельные игровые моменты на различных этапах урока,например для коррекции различных психических процессов я использую следующиеигры: «Выложи сам», «Палитра» (для коррекции восприятия); «Что изменилось?»,«Самый внимательный», «Нос, пол, потолок» (для коррекции внимания), «Повтори замной», «Внимательный художник» (для коррекции памяти) и другие.

Отправильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многомзависит функциональное состояние обучающихся в учебной деятельности,возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на среднемуровне и предупреждать преждевременное утомление.

Науроках письма, детям приходится много писать. Значительную нагрузку испытываюторганы зрения и слуха, мышцы спины, мышцы кисти работающей руки. Еслипредоставить обучающимся возможность отдохнуть, переключится на другой виддеятельности, то признаки утомления пройдут.

Длятого чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, нужнопроводить игровые физминутки.

·           игры для снятия общего и локальногоутомления: «Ветер», «Буратино», «Три медведя», «Рябинка», «Гуси», «Лягушки»,«1,2,3,4» и другие;

·           игры для кистей рук: «Пальчик-пальчик», «Сорока»,«Семья», «Забор», «Две вороны» и другие;

·           гимнастика для глаз: «Веселые рожицы»,«Далеко – близко», «Фигуры» и другие.

Оздоровительныефизминутки – это часть системы использования здоровьесберегающей технологии вшколе.

Основныезадачи физминуток — это:

1.       снять усталость и напряжение

2.       внести эмоциональный разряд

3.       развивать общую и мелкую моторику

Ястараюсь, чтобы физминутка была связана с темой урока и являлась переходныммостиком к следующей части урока.

Положительноевлияние на повышение и поддержание работоспособности обучающихся оказываютзадания, которые надо выполнять, перемещаясь по классу, например, игра «Соберифигуры», «Кто быстрее», «Посчитай», «Ты-мне, я-тебе», игра в мяч сразнообразными заданиями.

Систематическоеиспользование физминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, кизменению отношения к себе и своему здоровью. Дети после физминуток становятсяболее активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшемуусвоению знаний.

Комплексноеиспользование игровой технологии в учебном процессе позволяет снижатьутомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность, а это в своюочередь способствует сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Периодобучения детей младшего школьного возраста является особенно интенсивным иимеет большое значение для дальнейшего развития личности, а применение игровойтехнологии с элементами здоровьесбережения в этом возрасте должно заниматьведущее место в учебном процессе начальной школы.

Такимобразом, применение здоровьесберегающих технологий в процессе обученияспособствует повышению качества урока.

Можнос уверенностью утверждать, что здоровьесберегающее обучение

ü  направленона обеспечение физического и психического здоровья учащихся;

ü  опираетсяна принципы природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности(практической ориентации);

ü  приводитк повышению мотивации учебной деятельности; предотвращению усталости иутомляемости; приросту учебных достижений;

ü  достигаетсячерез учёт особенностей класса (изучение и понимание человека); созданиеблагоприятного психологического фона на уроке; использование приёмов,способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; созданиеусловий для самовыражения учащихся.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет