Пояснительнаязаписка
Рабочаяпрограмма по русскому языку для 4 класса разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта начального общего образования, наоснове программы под редакцией В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого (Концепция ипрограммы для начальных классов УМК « ШКОЛА РОССИИ» М.: Просвещение, 2014г. ).
Обеспечена:
1. Учебник «Русский язык» 4класс авторы: В.П.Канакина и В. Г. Горецкий. Москва, «Просвещение», 2014 г. 1, 2 часть
2. Рабочая тетрадь: «Русский язык» 4 класс. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.Москва, «Просвещение», 2014 г. 1, 2 часть
Общаяхарактеристика учебного предмета
Учебно-методическийкомплект по русскому языку (программа, учебник, методическое пособие) направленна осуществление языкового образования и развития младших школьников,необходимого и достаточного для дальнейшего обучения детей русскому языку всредней школе.
В программе и учебниках реализованкоммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированныйподходы к обучению детей родному языку. Курс русского языка включает триосновных раздела: «Текст», «Предложение», «Слово».
Целиобучения:
1. Развитиеи совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение,чтение, письмо, внутренняя речь)
2. Формированиенаучных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях иявлениях, а также умений и навыков их использования в практическойдеятельности.
3. Активизациямыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельностиучащихся.
4. Созданиеу школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову ирусскому языку в целом.
Одной из форморганизации наблюдений ученика над языковым материалом является диалог ученикаи автора, диалог ученика и учителя. Важно сделать ученика участником наблюденийнад языком, заинтересовать новой темой.
Основнаячасть уроков по русскому языку посвящена упражнениям различного вида и форм:это упражнения, говорение, произношение слов, грамматический разбор слов,использование таблиц, схем, рисунков, материалов форзацев учебника.Существенное значение придаётся развитию связной речи учащихся в её устной иписьменной форме.
Задачи обучения:
· развитиеречи,мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка всоответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
· освоениепервоначальныхзнаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарнымиспособами анализа изучаемых явлений языка;
· овладениеумениямиправильно писать и читать, участвовать в диалоге, оставлять несложныемонологические высказывания;
· воспитаниепозитивногоэмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности ксохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
В 4классе ведущимнаправлением работы по языку будетфункционально-синтаксическое. Значительное место уделяется частям речи и их существенным признакам. Учащиеся знакомятся со словоизменением частей речи(склонением (имен существительных, изменением их по падежам, склонениемимен прилагательных, личных местоимений, спряжением глагола, изменениемглаголов настоящего и будущего времени полицам и числам), с новой частью речи — наречием. На этом этапе начинаетсяработа над формированием сложных орфографических навыков правописаниябезударных падежных окончаний имен существительных, имен прилагательных,местоимений (в ознакомительном плане), безударных личных окончанийглаголов. Развивается умение анализировать слово в единстве всех его сторон: смысловой,произносительной, словообразовательной,морфологической, синтаксической.
Совершенствуются и углубляются уже приобретенныев процессе изучения основных единиц языка иречи знания, умения и навыки, формируются навыки культуры речи. Одновременно четвероклассники получают и новыесведения о речи, тексте, предложении, об однородных членах предложения, о лексическом значении слова. Продолжаетсяработа со словарями учебника.
Место предмета в учебном плане.
На изучение русского языка в 4 классе начальной школы отводится 4,5 ч внеделю. Курс рассчитан на 153 часа (34 учебныенедели)
Содержаниепрограммы
Вспоминаем, повторяем, изучаем (11 ч)
Язык и речь. Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст. Текст и его признаки.Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста.План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
Предложение (9ч). Предложение как единицаречи. Видыпредложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в концепредложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, концепредложения (общее представление).
Составление предложений собращением.
Основа предложения. Главные ивторостепенные члены предложения.
Словосочетание. Вычленение изпредложения основы и словосочетаний.
Разбор предложения по членампредложения.
Однородные члены предложения(общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятаяпри перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но.Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление изапись предложенийс однородными членами с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения(общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение соднородными членами.
Слово и его лексическоезначение (19 ч). Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие иновые слова. Заимствованныеслова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных словучебника.
Формирование умения правильновыбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранениеоднообразного употребления слов в связной речи.
Имя существительное (41 ч)
Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и враспознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения именсуществительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознаванииимен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознаванииимен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-госклонения.
Правописание безударныхпадежных окончаний имен существительных1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кромеимен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежныхокончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежныхокончаний имен существительных 1, 2 и3-го склонения в единственном числев каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм именсуществительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы,из магазина, с вокзала; работать вмагазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться кмузыке).
Склонение именсуществительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончанийимен существительныхво множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного иродительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблятьих в речи.
Имя прилагательное (31 ч)
Имя прилагательное какчасть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознаванииимен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении именприлагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение именприлагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья,-ье, -ов, -ин).Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных(общее представление).
Склонение имен прилагательныхв мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежныхокончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение именприлагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописанияпадежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение и правописание именприлагательных во множественномчисле.
Употребление в речи именприлагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов,прилагательных-паронимов.
Местоимение (9 ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2и 3-го лица единственного и множественногочисла. Склонение личных местоимений спредлогами и без предлогов. Раздельноенаписание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня,его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использованиеместоимений как одного из средствсвязи предложений в тексте.
Глагол (32 ч)
Глагол как часть речи.Упражнение в распознавании глаголовпо общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола(особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратныеглаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем ибудущем времени (спряжение). Развитие уменияизменять глаголы в настоящем ибудущем времени по лицам и числам,распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лицаединственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общеепредставление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов внастоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и внеопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописаниебуквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределеннойформы (общее представление).
Правописание глаголов впрошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшемвремени (видеть — видел, слышать —слышал)
Употребление в речи глаголовв прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильноупотреблять при глаголах имена существительныев нужных падежах с предлогами и без предлогов(тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
Повторение изученного (18ч)
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность научиться дляформирования следующих общих личностных результатов:
· становление внутренней позиции школьника науровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентацияна содержательные моменты школьной действительности и принятие образца«хорошего ученика»;
· принятие и освоение социальной ролиобучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных,учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения,устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковойдеятельности, к чтению и читательской деятельности;
· осознание языка как основного средствачеловеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющейжизни общества;
· восприятие русского языка как одной изосновных национально-культурных ценностей российского народа, его значения впроцессе получения школьного образования, осознание себя носителем этогоязыка;
· понимание того, что правильная устная иписьменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
· развитие способности к самооценке на основенаблюдения за собственной речью;
· осознание основ российской гражданскойидентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык,историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;формирование ценностей многонационального российского общества; становлениегуманистических и демократических ценностных ориентаций;
· уважительное отношение к иному мнению, историии культуре других народов;
· понимание целостного, социальноориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразииприроды, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамичноизменяющемся и развивающемся мире;
· развитие самостоятельности и личнойответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе винформационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах исоциальной справедливости;
· развитие этических чувств (стыда, совести,доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувстводноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;
· развитие чувства прекрасного и эстетическихчувств на основе материалов курса «Русский язык»;
· развитиенавыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессевыполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
· развитиемотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданиюсобственных информационных объектов и др., к работе на результат;
· установкана здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках,бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
· приниматьи сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве сучителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи;проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
· учитывать выделенныеучителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве сучителем, одноклассниками);
· планировать,контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленнойзадачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способыдостижения результата;
· выполнятьдействия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся висточниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника— в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способарешения;
· осуществлятьитоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильностьвыполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия какпо ходу его реализации, так и в конце действия;
· выполнятьучебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
· адекватновоспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
· пониматьпричины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способностиконструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
КоммуникативныеУУД:
· уметьслушать и слышать собеседника, вести диалог;
· ориентироватьсяв целях, задачах, средствах и условиях общения;
· пониматьнеобходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитыватьразличные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с цельюуспешного участия в диалоге;
· строитьпонятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оцениватьсобственное поведение и поведение окружающих;
· признаватьвозможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
· стремитьсяк точному выражению собственного мнения и позиции;
· договариватьсяи приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуациистолкновения интересов;
· задаватьвопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничествас партнёром;
· уметьвыбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативныхзадач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётомособенностей разных видов речи, ситуаций общения;
· строитьмонологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевойзадачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормылитературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность,содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
· активноиспользовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных ипознавательных задач;
· применятьприобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
· уметьиспользовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источникахдля выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература,использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями исправочниками различных типов;
· записывать,фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационныхтехнологий (далее ИКТ);
· ориентироватьсяна разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболееэффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
· использоватьзнаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы)представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка,преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практическихлингвистических задач;
· овладеватьнавыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии сконкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текстахудожественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание,языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменносодержание текста;
· осознаннои произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачамикоммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать передаудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графическоесопровождение;
· осуществлятьлогические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации породовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделениякомплекса существенных признаков и их синтеза.
Предметнымирезультатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующихумений:
Ученик научится
– воспринимать на слух текстыв исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читатьцелыми словами;
– понимать смыслзаглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных;самостоятельно озаглавливать текст;
– делить текстна части, озаглавливать части;
– подробно и выборочно пересказыватьтекст;
– правильно называтьзвуки в слове, делить слована слоги, ставить ударение, различатьударный и безударные слоги;
– делить слована части для переноса;
– производить звуко-буквенныйанализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложныхсловах;
– правильно списыватьслова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая собразцом;
– писать под диктовку слова,предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, гдепроизношение и написание совпадают;
– видеть опасныеместа в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
– писать без ошибок большуюбукву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географическихназваниях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложныхслов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк,чн в словах; ь для обозначениямягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыминаписаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другимисловами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графическиобъяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
– находить иисправлять орфографические ошибки наизученные правила;
– находить кореньв группе однокоренных слов, видеть всловах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этихсуффиксов и приставок; видеть исамостоятельно подбирать однокоренные слова;
– обращать внимание наособенности употребления слов;
– ставить вопросы ксловам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится впредложении и что говорится;
– составлять предложенияиз слов, предложения на заданную тему;
– предполагать позаглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечатьна вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему текступосле его чтения; выбирать подходящеезаглавие к тексту из ряда данных;
– составлять текстпо картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его
-склонять имена существительные в единственном числе;
-определять и различать падежи имен существительных по совокупности ихпризнаков; правильно употреблять существительные в различных падежах;
-распознавать тип склонений имени существительного по роду и окончанию в именительномпадеже;
-различать безударные окончания существительных одного и того склонения;правильно употреблять в речи существительные во множественном числе.
-определять род, число, падеж имени прилагательного в единственном числе;
-употреблятьв речи прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы;
-определять и распознавать падежи единственного числа имен прилагательных;
-правильно писать родовые окончания имен прилагательных в единственном числе;
-различать сходные по произношению окончания имен прилагательных и правильнописать;
-склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе;
-определять и распознавать падежи множественного числа имен прилагательных.
— различать временные формы глагола иправильно их употреблять;
-определять род и число глаголов прошедшего времени; правильно ставить вопросы«что делать? что сделать?»;
-правильно употреблять в речи глаголы неопределенной формы;
-различать временные формы глагола;
-распознавать лицо глагола, осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшеми будущем временах;
-спрягать глаголы, распознавать лицо и число глагола;
-писать мягкий знак в окончаниях 2-го лица единственного числа;
-точно употреблять глаголы в предложении;
-соотносить безударные окончания глаголов одного и того же спряжения в разныхлицах;
правильно писать безударные личные окончания глаголов;обосновывать написание окончаний глаголов; определять у глагола спряжение,лицо, число, время; распознавать спряжение глагола по неопределенной форме
Ученики должны сделатьпервый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к егоизучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобылучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы пониматьдругих и самому быть понятым.
Ученик получит возможность научиться
— проводить фонетико-графический (звукобуквенный)разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму,
-оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного)разбора слов.
— осознавать место возможного возникновенияорфографической ошибки;
— подбирать примеры с определенной орфограммой;
— при составлении собственных текстов перефразироватьзаписываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
— при работе над ошибками осознавать причины появленияошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующихписьменных работах.
— разбирать по составу слова с однозначно выделяемымиморфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
-оценивать правильностьпроведения разбора слова по составу;
Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п |
Разделы, темы |
Количество часов |
|
Примерная или авторская программа |
Рабочая программа |
||
1. |
Наша речь и наш язык |
2 |
2 |
2. |
Текст. Предложение. Словосочетание |
14 |
14 |
3. |
Слово в языке и речи |
19 |
19 |
4 |
Состав слова. |
16 |
16 |
5 |
Правописание частей слова |
29 |
29 |
6 |
Части речи |
76 |
76 |
6.1 |
Общее представление о частях речи |
1 |
1 |
6.2 |
Имя существительное |
30 |
30 |
6.3 |
Имя прилагательное |
19 |
19 |
6.4 |
Местоимение |
5 |
5 |
6.5 |
Глагол |
21 |
21 |
7 |
Повторение изученного за год |
14 |
14 |
Календарно –тематическое планирование
№ п/п
|
Содержание (разделы, темы) |
Кол.-во часов |
Дата
|
|
план. |
факт. |
|||
|
1 четверть (36ч) |
|
|
|
|
Повторение (10 часов) |
|
|
|
1 |
Наша речь и наш язык. Формула вежливости. |
1 |
1.09 |
|
2 |
Текст и его план. |
1 |
2.09 |
|
3 |
Р.р. Изложение текста по самостоятельно составленному плану. |
1 |
6.09 |
|
4 |
Типы текстов. |
1 |
7.09 |
|
5 |
Предложение как единица речи. |
1 |
8.09 |
|
6 |
Виды предложений по цели высказывания и по интонации. |
1 |
9.09 |
|
7 |
Диалог. Обращение. |
1 |
12.09 |
|
8 |
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. |
1 |
13.09 |
|
9 |
Словосочетание. |
1 |
14.09 |
|
10 |
Входной контрольный диктант «Повторение». |
1 |
15.09 |
|
|
Предложение (8 часов) |
|
|
|
11 |
Работа над ошибками. Однородные члены предложения. |
1 |
16.09 |
|
12 |
Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложении с однородными членами. |
1 |
20.09 |
|
13 |
Знаки препинания в предложении с однородными членами. |
1 |
21.09 |
|
14 |
Р.р. Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень». |
1 |
22.09 |
|
15 |
Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного. |
1 |
23.09 |
|
16 |
Сложное предложение и предложение с однородными членами. |
1 |
26.09 |
|
17 |
Р.р. Обучающее изложение. |
1 |
27.09 |
|
18 |
Проверочная работа «Предложение». |
1 |
28.09 |
|
|
Слово в языке и речи (11 часов) |
|
|
|
|
Слово и его лексическое значение. Синонимы. Омонимы. Антонимы. Фразеологизмы. (3 часа) |
|
|
|
19 |
Слово и его лексическое значение. |
1 |
29.09 |
|
20 |
Многозначные слова. Заимствованные и устаревшие слова. |
1 |
30.09 |
|
21 |
Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы. |
1 |
4.10 |
|
|
Состав слова (6 часов) |
|
|
|
22 |
Состав слова. Распознавание значимых частей слова. |
1 |
5.10 |
|
23 |
Состав слова. Значение суффиксов и приставок. |
1 |
6.10 |
|
24 |
Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. |
1 |
7.10 |
|
25 |
Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных. |
1 |
10.10 |
|
26 |
Правописание приставок и суффиксов. |
1 |
11.10 |
|
27 |
Правописание суффиксов ик и ек. |
1 |
12.10 |
|
|
Правописание ъ и ь разделительных знаков (2 часа) |
|
|
|
28 |
Разделительные твёрдый и мягкий знаки. |
1 |
13.10 |
|
29 |
Р.р. Обучающее изложение. |
1 |
14.10 |
|
|
Части речи (7 часов) |
|
|
|
30 |
Части речи. Морфологические признаки частей речи. |
1 |
18.10 |
|
31 |
Грамматические признаки частей речи. |
1 |
19.10 |
|
32 |
Глагол. Имя числительное. |
1 |
20.10 |
|
33 |
Наречие как часть речи. |
1 |
21.10 |
|
34 |
Правописание наречий. |
1 |
24.10 |
|
35 |
Контрольный диктант 2 «Части речи». |
1 |
25.10 |
|
36 |
Р.р. Сочинение – отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван – царевич на Сером волке». |
1 |
26.10 |
|
|
Имя существительное (36 часов) |
|
|
|
37 |
Работа над ошибками. Распознавание падежей имен существительных. |
1 |
27.10 |
|
2 четверть (35ч) |
||||
38 |
Распознавание именительного, родительного и винительного падежей неодушевлённых имён существительных. |
1 |
8.11 |
|
39 |
Распознавание одушевлённых имён существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже. |
1 |
9.11 |
|
40 |
Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах. |
1 |
10.11 |
|
41 |
Упражнение в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные. |
1 |
11.11 |
|
42 |
Три склонения имён существительных. Первое склонение. |
1 |
14.11 |
|
43 |
Упражнение в распознавании имен существительных первого склонения. |
1 |
15.11 |
|
44 |
Р.р. Сочинение по репродукции картины А.А. Пластова «Первый снег». |
1 |
16.11 |
|
45 |
Второе склонение имен существительных. |
1 |
17.11 |
|
46
|
Упражнение в распознавании имен существительных второго склонения. |
1
|
18.11 |
|
47 |
Третье склонение имен существительных. |
1 |
22.11 |
|
48
|
Упражнение в распознавании имен существительных третьего склонения. |
1 |
23.11 |
|
49 |
Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного. |
1 |
24.11 |
|
50 |
Р.р. Обучающее изложение. |
1 |
25.11 |
|
51 |
Анализ изложения. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа. |
1 |
28.11 |
|
52 |
Именительный и винительный падежи. |
1 |
29.11 |
|
53 |
Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже. |
1 |
30.11 |
|
54 |
Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных. |
1 |
1.12 |
|
55 |
Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже. |
1 |
2.12 Представленная информация была полезной? ДА 58.65% НЕТ 41.35% Проголосовало: 1052 |
|
56 |
Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах. |
1 |
6.12 |
|
57 |
Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже. |
1 |
7.12 |
|
58 |
Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже. |
1 |
8.12 |
|
59 |
Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже. |
1 |
9.12 |
|
60 |
Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже. |
1 |
12.12 |
|
61 |
Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. |
1 |
13.12 |
|
62 |
Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных. |
1
|
14.12 |
|
63 |
Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных. |
1 |
15.12 |
|
64 |
Р.р. Сочинение по репродукции картины В.А.Тропинина «Кружевница». |
1 |
16.12 |
|
65 |
Склонение имён существительных во множественном числе. |
1 |
20.12 |
|
66 |
Контрольный диктант 3 «Правописание падежных окончаний имен существительных». |
1 |
21.12 |
|
67 |
Работа над ошибками. Именительный падеж имён существительных множественного числа. |
1 |
22.12 |
|
68 |
Родительный падеж имён существительных множественного числа. |
1 |
23.12 |
|
69 |
Правописание окончаний имен существительных множественного числа в винительном падеже. |
1 |
26.12 |
|
70 |
Р.р. Обучающее изложение. |
1 |
27.12 |
|
71 |
Проверочная работа. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе. |
1 |
28.12 |
|
72 |
Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа. |
1 |
29.12 |
|
3 четверть(45ч) |
||||
|
Имя прилагательное ( 29 часов) |
|
|
|
73 |
Значение и употребление в речи имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. |
1 |
10.01 |
|
74 |
Род и число имён прилагательных. Изменение прилагательных по числам, по родам (в единственном числе). |
1 |
11.01 |
|
75 |
Р.р. Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка». |
1 |
12.01 |
|
76 |
Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе. |
1 |
13.01 |
|
77 |
Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. |
1 |
16.01 |
|
78 |
Р.р. Составление текста-рассуждения по репродукции картины В.Серова «Мика Морозов». |
1 |
17.01 |
|
79 |
Правописание падежных окончаний имён прилагательных. |
1 |
18.01 |
|
80 |
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. |
1 |
19.01 |
|
81 |
Именительный падеж. Склонение имен прилагательных. |
1 |
20.01 |
|
82 |
Родительный падеж имен прилагательных. |
1 |
24.01 |
|
83 |
Дательный падеж имен прилагательных. |
1 |
25.01 |
|
84 |
Именительный, винительный, родительный падежи. |
1 |
26.01 |
|
85 |
Творительный и предложный падежи имён прилагательных. |
1 |
27.01 |
|
86 |
Окончание имён прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей. |
1 |
30.01 |
|
87 |
Р.р. Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания. |
1 |
31.01 |
|
88 |
Проект имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. |
1 |
1.02 |
|
89 |
Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. |
1 |
2.02 |
|
90 |
Именительный и винительный падежи прилагательных женского рода в единственном числе. |
1 |
3.02 |
|
91 |
Родительный, дательный, творительный, предложный падежи имен прилагательных женского рода. |
1 |
7.02 |
|
92 |
Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода. |
1 |
8.02 |
|
93 |
Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных. |
1 |
9.02 |
|
94 |
Р.р. Изложение описательного текста. |
1 |
10.02 |
|
95 |
Склонение имён прилагательных во множественном числе. |
1 |
13.02 |
|
96 |
Р.р. Сочинение по репродукции картины Н.К. Рериха «Заморские гости». |
1 |
14.02 |
|
97 |
Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа. |
1 |
15.02 |
|
98 |
Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа. |
1 |
16.02 |
|
99 |
Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа. |
1 |
17.02 |
|
100 |
Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор имён прилагательных. |
1 |
21.02 |
|
101 |
Проверочная работа « Имя прилагательное». |
1 |
22.02 |
|
|
Местоимение (9 часов) |
|
|
|
102 |
Роль личных местоимений в речи. |
1 |
27.02 |
|
103 |
Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа. |
1 |
28.02 |
|
104 |
Изменение личных местоимений по падежам. |
1 |
1.03 |
|
105 |
Склонение личных местоимений1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. |
1 |
2.03 |
|
106 |
Склонение личных местоимений 3 лица единственного и множественного числа. |
1 |
3.03 |
|
107 |
Изменение личных местоимений по падежам. |
1 |
7.03 |
|
108 |
Р.р. Изложение повествовательного текста с элементами описания. |
1 |
9.03 |
|
109 |
Проверочная работа « Местоимение». |
1 |
10.03 |
|
110 |
Контрольный диктант 4 «Личные местоимения». |
1 |
13.03 |
|
|
Глагол ( 34 часа) |
|
|
|
111 |
Работа над ошибками. Роль глаголов в языке. |
1 |
14.03 |
|
112 |
Изменение глаголов по временам. |
1 |
15.03 |
|
113 |
Неопределённая форма глагола. |
1 |
16.03 |
|
114 |
Неопределённая форма глагола. |
1 |
17.03 |
|
115 |
Р.р. Изложение по самостоятельно составленному плану. |
1 |
21.03 |
|
116 |
Изменение глаголов по временам. |
1 |
22.03 |
|
117 |
Изменение глаголов по временам. |
1 |
23.03 |
|
4 четверть( 36ч) |
||||
118 |
Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. |
1 |
3.04 |
|
119 |
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. |
1 |
4.04 |
|
120 |
2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. |
1 |
5.04 |
|
121 |
Р.р. Сочинение по картине И.И.Левитана «Большая вода». |
1 |
6.04 |
|
122 |
1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени. |
1 |
7.04 |
|
123 |
1 и 2 спряжение глаголов будущего времени. |
1 |
11.04 |
|
124 |
Спряжение глаголов в сложном будущем времени. |
1 |
12.04 |
|
125 |
Наши проекты. Проект « Пословицы и поговорки». |
1 |
13.04 |
|
126 |
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. |
1 |
14.04 |
|
127 |
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. |
1 |
17.04 |
|
128 |
Упражнение в правописании безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. |
1 |
18.04 |
|
129 |
Упражнение в правописании безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. |
1 |
19.04 |
|
130 |
Правописание возвратных глаголов. |
1 |
20.04 |
|
131 |
Правописание – тся и — ться в возвратных глаголах. |
1 |
21.04 |
|
132 |
Правописание – тся и — ться в возвратных глаголах. |
1 |
25.04 |
|
133
|
Закрепление пройденного. Составление рассказа по серии картинок. |
1 |
26.04 |
|
134 |
Правописание глаголов в прошедшем времени. |
1 |
27.04 |
|
135 |
Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. |
1 |
28.04 |
|
136 |
Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. |
1 |
2.05 |
|
137 |
Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. |
1 |
3.05 |
|
138 |
Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. |
1 |
4.05 |
|
139 |
Р.р. Изложение повествовательного текста по вопросам. |
1 |
5.05 |
|
140 |
Контрольный диктант 5 «Глагол». |
1 |
10.05 |
|
141 |
Работа над ошибками. Обобщение по теме «Глагол». |
1 |
11.05 |
|
142 |
Обобщение по теме «Глагол». Проверочная работа. |
1 |
12.05 |
|
143 |
Итоговый диктант. |
1 |
15.05 |
|
144 |
Р.р. Изложение повествовательного текста. |
1 |
16.05 |
|
|
Повторение ( 9 часов) |
|
|
|
145 |
Повторение. Язык. Речь. Текст. |
1 |
17.05 |
|
146 |
Повторение. Предложение и словосочетание. |
1 |
17.05 |
|
147 |
Повторение. Лексическое значение слова. |
1 |
18.05 |
|
148 |
Повторение. Состав слова. |
1 |
19.05 |
|
149 |
Повторение. Значимые части слова. |
1 |
19.05 |
|
150 |
Повторение. Правописание гласных и согласных в корне слова. |
1 |
23.05 |
|
151 |
Повторение. Части речи. Наречие. |
1 |
24.05 |
|
152 |
Повторение. Части речи. Изменение имен существительных по падежам. |
1 |
25.05 |
|
153 |
Повторение. Звуки и буквы. |
1 |
25.05 |
|
Материально-техническое обеспечение порусскому языку
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения |
Количество |
Технические средства обучения |
|
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, портретов и картин. Компьютер |
Д Д
|
Оборудование класса |
|
Ученические столы двухместные с комплектом стульев Стол учительский Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. |
К Д Д
|
Наглядно-учебные пособия |
|
1. Таблицы по русскому языку для 1-4 классов 2. Словарные слова для 1- 4 классов 3. Репродукции с описанием «Времена года» 4. Орфографические и толковые словари. |
Д Д Д К
|
Учебно-методическоеобеспечение
Комплектдля обучающегося:
1.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс: учебник дляобщеобразовательных учреждений. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2014.
2. Русский язык. 4класс. Проверочные работы по русскому языку./Авт.- сост.:Т.С. Максимова.- М.:ВАКО,2014.
Методическая литературадля учителя:
1. Русский язык. Рабочиепрограммы.1-4 классы / Канакина В.П., Горецкий В.Г., Бойкина М.В. – М.: Просвещение, 2013.
2. Русский язык.Методическое пособие. 4 класс. / Канакина В.П. – М.:Просвещение, 2014.
3. Русский язык.Сборник диктантов и самостоятельных работ.
1-4 классы. / Канакина В.П. – М.:Просвещение, 2012.
4. Повторение иконтроль знаний. Русский язык. 3-4 классы. Интерактивные дидактическиематериалы. Методические пособие с электронным интерактивным приложением /Авт.-сост.: С.А. Маркова. – М.: Планета, 2012. – (Качество обучения).