Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Технология проблемного обучения
-
2 слайд
Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством.
Искусство основано на интуиции, технология — на науке.
С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем всё началось сначала.В.П.Беспалько — доктор
педагогических наук, профессор -
3 слайд
Проблемное обучение
Это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и, организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.
-
4 слайд
Главная цель проблемного обучения
при минимальных затратах времени получить максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей учащихся
-
5 слайд
-
6 слайд
-
7 слайд
Примеры проблемных ситуаций
на уроках музыки
6 класс. Тема: «В чем сила песни?»
Способ создания проблемной ситуации: Формулировка трех основных условий, при которых песня всегда будет нравиться людям Способ разрешения проблемной ситуации:
Попытка применить сформулированные условия к современной песне. Выявление и разрешение противоречия. -
8 слайд
Примеры проблемных ситуаций
на уроках музыки
4 класс. Тема: «Царит гармония оркестра»
Способ создания проблемной ситуации: Проблемная задача: Началась репетиция симфонического оркестра. Входит опоздавший балалаечник. Каковы действия дирижера?
Способ разрешения проблемной ситуации: Проведение эксперимента. Попытка проявить знания полученные ранее, через анализ инструментов симфонического оркестра. -
9 слайд
Примеры проблемных ситуаций
на уроках музыки
7 класс. Тема: «Музыкальный образ и стилевые направления в искусстве»1) Каким бы стал финал Увертюры “Эгмонт”, если бы Бетховен был романтиком?
2) Опишите пейзаж за окном с точки зрения представителей различных направлений.
3) Придумайте и опишите сюжеты будущих программных произведений с одним названием, но разными взглядами на окружающий мир. Какие средства музыкальной выразительности будут уместны для воплощения этого сюжета в музыке? Стиль какого композитора вы выбрали бы как наиболее приемлемый? -
10 слайд
Сказка о старом диване
-
11 слайд
Примеры проблемных ситуаций
на уроках музыки
8 класс.
Тема: «Что значит современность в музыке?»
Слушаем и оцениваем три муз. Произведения№1 – “…”
№2 – “…”
№3 — “…”
-
12 слайд
Примеры проблемных ситуаций
на уроках музыки
8 класс.
Тема: «Что значит современность в музыке?»
Слушаем и оцениваем три муз. Произведения№1 – “…” – И.С. Бах Токката ре минор
№2 – “…” – В.А. Моцарт Реквием
№3 — “…” – П.И. Чайковский Симфония № 1
-
13 слайд
-
14 слайд
Познание начинается с удивления Аристотель
-
15 слайд
-
16 слайд
Познавательная задача.
Началась репетиция симфонического оркестра. Входит опоздавший балалаечник. Каковы действия дирижера?
4 класс
Тема: «Царит гармония оркестра» -
17 слайд
-
18 слайд
Центральные понятия:
Проблемная ситуация
Проблемный вопрос
Проблемная задача
Творческая задача
Самостоятельная работа -
19 слайд
Условия использования проблемных ситуаций:
Со стороны учащихся:
новая тема («открытие» новых знаний);
умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;
умение определить область «незнания» в новой задаче;
активная поисковая деятельность. -
20 слайд
Со стороны учителя:
умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом;
формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.Условия использования проблемных ситуаций:
-
21 слайд
В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть:
проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;
поиск истины (способа, приема, правила решения);
различные точки зрения на один и тот же вопрос;
противоречия практической деятельности. -
22 слайд
Пути, которыми учитель может привести учеников к проблемной ситуации:
побуждающий диалог — это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу
подводящий диалог: логически выстроенная цепочка заданий и вопросов — «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия;
применение мотивирующих приёмов: «яркое пятно» — сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.), демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность), «актуализация» — обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся. -
23 слайд
Формы и методы учебной деятельности:
Работа в группах — взаимообучение групп.
Работа в парах-парное взаимообучение.
Самостоятельная поисковая работа
(работа со справочным материалом, учебными пособиями, предметными картинками)
Подготовка выступлений учениками
(отрабатывается техника выступления, формулирование вопросов, аргументация, оценивание)
Ученик вместо учителя
Подготовка проблемных домашних заданий -
24 слайд
Структура проблемного урока
Актуализация прежних знаний
Создание проблемной ситуации
Постановка учебной задачи
Исследование проблемы
«Открытие» новых знаний
Первичное закрепление знаний
Самостоятельная работа
Рефлексия.
Итог урока -
25 слайд
Литература:
1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие – М.: Народное образование, 1998 г.
2. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1977 -
26 слайд
Спасибо за внимание!