Муниципальное автономное общеобразовательноеучреждение
средняя общеобразовательная школа № 153 с углубленным
изучением иностранных языков города Перми
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МАОУ «СОШ №153»
____________Н.Р.Исаева
Программа ритмическихупражнений для развития чувства ритма у учащихся на уроках музыки
Ритм,наряду с мелодией, является одной из важнейших составляющих музыкальногоискусства, поэтому развитие чувства ритма у школьников представляется намкрайне важным для лучшего и более быстрого усвоения и понимания различныхмузыкальных произведений.
Однойиз проблем, на наш взгляд, является отсутствие в школьной программе упражнений,приемов, специально направленных на развитие чувства ритма. Эта проблемаусугубляется генетически более слабыми способностями чувства ритма у восточныхславян, и русских в частности, по сравнению, например, с западноевропейцами,американцами, латиноамериканцами.
Всвязи с этим, автором была разработана система упражнений для развития чувстваритма у учащихся.
Напервых уроках детям дается представление о длительностях нот (целые,половинные, четверти), и способе их счета (по методу «раз, два, три, четыре),при этом начало ноты осуществляется хлопком, а длительность считается вслух.Класс разбивается на несколько групп, и вместе с учителем отсчитываютсяразличные длительности, сначала каждой группой по отдельности, затем всемклассом вместе, но каждая группа отсчитывает свою длительность. В первом классев первом полугодии целесообразно делить класс на 2 группы, одна из которыхпроигрывает четверти, вторая простейший рисунок из целых, половинных,четвертей. Во втором полугодии уже можно делить класс на 3 группы, каждая изкоторых будет играть разные длительности.
Программаритмических упражнений для учащихся начальной школы:
2класс
3класс
4класс
Подобныхритмических рисунков можно разработать сколько угодно. На наш взгляд, понятие овосьмых нотах целесообразно вводить на третий или четвертый год обучения, новсе зависит от уровня развития конкретных детей.
Можнотакже давать задание детям разработать собственные ритмические рисунки, что несомненнобудет способствовать их музыкальному развитию.
Впоследующие годы можно вводить понятие о шестнадцатых нотах, способе их счета(по методу «та-ка-та-ка), и ритмических рисунках на их основе, но это ужедостаточно сложно, и может осваиваться детьми, достигшими определенного уровнямузыкального развития.
Такимобразом, вовлекая обучающихся в процесс проигрывания и создания ритмическихрисунков, мы способствуем развитию их чувства ритма для гармоничногомузыкального развития.