X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Теоретические исследования проблемыразвития мышления детей младшего школьного возраста. 5

1.1Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста. 5

1.2 Особенностимышления детей младшего школьного возраста. 8

2. Формирование символического мышления умладших школьников. 15

2.1 Организация и методы исследования. 15

2.2  Анализ полученных результатовобследования и разработка рекомендаций поразвитию символического мышления младших школьников. 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ.. 29

ПРИЛОЖЕНИЕ. 32

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблемаданного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этомсвидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Вопросамисследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный вучебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях поданной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы «Формированиесимволического мышления». Однако, требуется учёт современных условий приисследовании проблематики обозначенной темы.

Актуальностьработы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Формированиесимволического мышления» в современной науке, с другой стороны, еенедостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с даннойтематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Результатымогут быть использованы для разработки методики анализа «Формированиесимволического мышления».

Теоретическоезначение изучения проблемы «Формирование символического мышления» заключается втом, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразунескольких научных дисциплин.

Объектом данного исследования является анализ условий «Формированиесимволического мышления».

При этом предметомисследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных вкачестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы «Формирование символическогомышления» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований посходной проблематике.

 

Задачи исследования:

1.                Дать психологическую  характеристикудетей младшего школьного возраста.

2.                Выявить особенности мышлениядетей младшего школьного возраста.

3.                Организовать этапы и методыисследования.

4.                Провести анализ полученныхрезультатов обследования и разработка рекомендаций по развитию символическогомышления младших школьников.

Висследовании использовались следующие методы:  изучение и анализ психолого-педагогической литературы; обобщение;математическая обработка полученных результатов; систематизация; моделирование;эксперимент

 Гипотезанашего исследования заключается в том, что если разработать и применитькомплекс заданий по формированию у учеников начальной школызнаково-символических действий при обучении решению задач, то после егоприменения и проведения диагностики данные действия будут сформированы лучше

Базой нашего исследованияявилось Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняяобщеобразовательная школа № 67» города Магнитогорска.

Работа состоит извведения, двух глав, заключения, списка литературы.


 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХШКОЛЬНИКОВ

1.1 Психологическая характеристика младших школьников

 

Младший школьный возраст– это особый период в жизни ребенка, который появился в возрастной психологиисравнительно недавно. Его появление связано с введением системы всеобщего иобязательного неполного и полного среднего образования [6, с. 337]. Возрастныеособенности развития детей младшего школьного возраста являются предметомисследования многих ученых (Л.И. Айдаровой, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова,А.К. Дусавицкого, Ю.А. Полуянова, В.В. Репкина, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконина идр.). Существует несколько подходов к периодизации психического развитияребенка (П.П. Блонского, З. Фрейда, Л. Колберга, Э. Эриксона, Ж. Пиаже и др.).Однако согласно возрастной периодизации на основе ведущей деятельностипсихолога Д.Б. Эльконина, младший школьный возраст охватывает период от 6–7 до10–11 лет [11, с. 44]. Под младшим школьным возрастом понимается тот возрастнойпериод, когда ведущей для ребенка становится учебная деятельность, а главнымпсихическим новообразованием являются внутренняя позиция обучающегося и умениеучиться [8, с. 17].

Известные российскиепсихологи Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин, описывая возрастные периоды, отмечалитри главные характеристики этого возраста: – социальную ситуацию развития; –ведущую деятельность; – возрастные психические новообразования.

Социальная ситуация – этоспецифическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта всоциальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им всовместной деятельности с другими людьми [2, с. 164].

Поскольку в каждомвозрасте ребенок взаимодействует с окружающими по-разному, то отношения,складывающиеся между ним и его ближайшим социальным окружением на определенномвозрастном этапе, играют важную роль в его психическом развитии [3, с. 5]. Помнению Б.С. Волкова, учебная деятельность – это систематическое ицеленаправленное усвоение знаний, способов действий и развития самого ученика[2, с. 164].

В отличие от игровойдеятельности этот вид деятельности у младших школьников носит обязательный,целенаправленный, общественно значимый и систематизированный характер. Ведущаядеятельность – деятельность, определяющая характер психологического развития натом или ином этапе и закладывающая основу для будущего возрастного периодаразвития [12, с. 161].

Для младенческого возраста(первый год жизни) ведущей деятельностью является непосредственно-эмоциональноеили ситуативно-личностное общение со взрослым, внутри которой формируютсяпредметные действия ребенка. Младшие школьники осознают общественную значимостьучения, то, что знания им нужны для будущего, и они хотят быть умными,культурными, развитыми.

В первые дни пребывания вшколе у них наблюдается положительное отношение к учебной деятельности, чтосоздает благоприятные условия для начала обучения. Однако для эффективнойорганизации обучения важно, чтобы мотив имел не только внешний, но и внутреннийхарактер, т.е. чтобы содержание деятельности и мотив соответствовали бы другдругу. Поэтому большое значение в этот учебный период приобретают учебныемотивы, которые направляют учебную деятельность [3, с. 33].

Именно учебные мотивысвязаны с содержанием и процессом учения, с овладением способа деятельности.Они обнаруживаются в познавательных интересах, стремлении преодолеватьтрудности в процессе познания, проявлении интеллектуальной активности.

В младшем школьномвозрасте игровая деятельность, несмотря на то, что приобретает вспомогательноезначение, влияет на развитие личности младшего школьника, его двигательныхспособностей и личностных качеств. Однако в младшем школьном возрасте играприменяется как средство организации учебной и трудовой деятельности.

В младшем школьномвозрасте только начинает формироваться способность рассматривать и оцениватьсобственные действия, развиваются умения анализировать содержание и процесссвоей мыслительной деятельности [7, с. 433]. В основном способность к рефлексииу детей младшего школьного возраста формируется и развивается при выполнениидействия контроля и оценки. Осознание младшими школьниками смысла и содержаниясобственных действий становится возможным только тогда, когда они умеютсамостоятельно рассказывать о своем действии, подробно объяснять, что и длячего они делают. Поэтому на первых порах обучения любому действию(математическому, грамматическому) необходимо требовать от детей этого возрастане только самостоятельно и правильно выполнять определенные учебные действия,но и развернуто разъяснять о всех совершаемых операциях. Для этого обучающимсяследует задавать вопросы о том, что они делают, почему делают именно так, а не иначе,почему их действия правильны. Подобные вопросы рекомендуется задавать не тольков тех случаях, когда обучающиеся допускают ошибку, а постоянно, приучая ихподробно разъяснять и обосновывать свои действия.

Таким образом, младшийшкольный возраст является важным возрастным периодом, в течение которогопроисходят значительные изменения в личностной сфере младших школьников, ихэмоциональной, познавательной, психической и физиологической сферахдеятельности. Рассмотренные в этом параграфе главные характеристики младшегошкольного возраста (социальная ситуация развития, ведущая деятельность,возрастные психические новообразования) являются значимыми для овладения имиучебной деятельности и обеспечивают их психическое развитие на следующемвозрастном этапе.

В младшем школьномвозрасте продолжается интенсивное созревание организма, в частности,развивается центральная нервная система, увеличивается вес лобных долейголовного мозга, играющих большую роль в формировании высших психическихфункций: мышления, воображения, речи [5, с. 13]. Поскольку у младших школьниковпроцессы возбуждения и торможения легко распространяются в коре головногомозга, то как следствие этого у них отмечается неустойчивость инепроизвольность внимания.

Таким образом, в младшемшкольном возрасте происходит дальнейшее развитие психических процессов, которыехарактеризуют наиболее значимые достижения в развитии младших школьников иобеспечивают их дальнейшее психическое развитие.

 

 

1.2 Особенности мышления детей младшего школьного возраста

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 965

В современной периодизации психического развития охватывает периодот 6-7 до 9-11 лет.

В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новыетребования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности- учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения,но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системеотношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.

Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.

Социальная ситуация в младшем школьном возрасте [9,c.89-90]:

1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.

2. Завершается переход от наглядно-образного ксловесно-логическому мышлению.

3. Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленькихшкольников к отметкам).

4. Мотивация достижения становится доминирующей.

5. Происходит смена распорядка дня.

6. Укрепляется новая внутренняя позиция.

7. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становитсямышление.

Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особаяроль. С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр психическогоразвития ребенка (Л.С. Выготский) и становится определяющим в системе другихпсихических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются иприобретают произвольный характер.

Ранее было принято считать, что для детей младшего школьноговозраста ведущим является конкретно-образное мышление, однако в настоящеевремя, в первую очередь благодаря работам Д. Б. Эльконина, В.В. Давыдова и ихсотрудников, доказано, что дети этого возраста имеют гораздо большиепознавательные возможности, что позволяет развивать у них основы теоретическихформ мышления [9,c.90].

Мышление ребенка младшего школьного возраста находится напереломном этапе развития. В этот период совершается переход отнаглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придаетмыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление,связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, ужеподчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логическиерассуждения детям еще не доступны.

Ребенок, особенно 7-8 летнего возраста, обычно мыслит конкретнымикатегориями, опираясь при этом на наглядные свойства и качества конкретныхпредметов и явлений, поэтому в младшем школьном возрасте продолжает развиватьсянаглядно-действенное и наглядно-образное мышление, что предполагает активноевключение в обучение моделей разного типа (предметные модели, схемы, таблицы,графики и т.п.)

Младшие школьники склонны понимать буквально переносное значениеслов, наполняя их конкретными образами. Ту или иную мыслительную задачуучащиеся решают легче, если опираются на конкретные предметы, представления илидействия. Учитывая образность мышления, учитель принимает большое количествонаглядных пособий, раскрывает содержание абстрактных понятий и переносноезначение слов на ряде конкретных примеров. И запоминают младшие школьникипервоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебныхзадач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно,эмоционально окрашено, неожиданно и ново.

Наглядно-образное мышление очень ярко проявляется при понимании,например, сложных картин, ситуаций. Для понимания таких ситуаций требуетсяориентировочная деятельность. Понять сложную картину — это значит понять еевнутренний смысл. Понимание смысла требует аналитико-синтетической работы,выделения деталей сопоставления их друг с другом. В наглядно-образном мышленииучаствует и речь, которая помогает назвать признак, сопоставить признаки.Только на основе развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышленияначинает формироваться в этом возрасте формально-логическое мышление [9,c.112].

Мышление детей этого возраста значительно отличается от мышлениядошкольников: так если для мышления дошкольника характерно такое качество, какнепроизвольность, малая управляемость и в постановке мыслительной задачи, и вее решении, они чаще и легче задумываются и над тем, что им интересней, что ихувлекает, то младшие школьники в результате, обучения в школе, когда необходиморегулярно выполнять задания в обязательном порядке, научиться управлять своиммышлением.

Учителя знают, что мышление у детей одного и того же возрастадостаточно разное встречаются такие дети, которым трудно и мыслить практическии оперировать образами, и рассуждать, и такие, которым все это делать легко.

О хорошем развитии наглядно-образного мышления у ребенка можносудить по тому, как он решает соответствующие этому виду мышления задачи.

Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическоемышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучениядети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такогорода занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказываетсянеобходимым в учебной деятельности.

В этом отношении наиболее показательно мышление первоклассников.Оно преимущественно конкретно, опирается на наглядные образы и представления.Как правило, понимание общих положений достигается лишь тогда, когда ониконкретизируются посредством частных примеров. Содержание понятий и обобщенийопределяется в основном наглядно воспринимаемыми признаками предметов.

По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научныхзнаний школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, егоумственные операции становятся менее связанными с конкретной практическойдеятельностью и наглядной опорой. Дети овладевают приемами мыслительнойдеятельности, приобретают способность действовать в уме и анализировать процесссобственных рассуждений. С развитием мышления связано возникновение такихважных новообразований, как анализ, внутренний план действий, рефлексия.

Младший школьный возраст имеет большое значение для развитияосновных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных инесущественных признаков, обобщения, определения понятия, выведения следствия ипр. Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому,что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и простоошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность.Так, например, при неумении выделять общее и существенное у учащихся возникаютпроблемы с обобщением учебного материала: подведением математической задачи подуже известный класс, выделением корня в родственных словах, кратким (выделениеглавного) пересказом текста, делением его на части, выбором заглавия дляотрывка и т. п.

Необходимо отметить, что у некоторых детей способности к обобщениюразличного по содержанию материала развиты одинаково — они одинаково хорошо илиодинаково плохо обобщают любой материал. Другие школьники математическийматериал обобщают свободно и быстро, при обобщении же нематематическогоматериала испытывают большие трудности. И наоборот, некоторые учащиеся легко исвободно обобщают нематематический материал, а математический — только послемногих тренировочных упражнений. Поэтому, чтобы судить об особенностях мышленияребенка, необходимо проанализировать выполнение им (и неоднократное!) заданийиз разных областей знаний.

Усвоение любого учебного предмета во многом зависит от того, какразвита у ребенка способность к обобщению материала. Может ли он выделять общеев разном и на этой основе познавать главное, скрытое за разнообразием внешнихпроявлений и несущественных признаков, может ли выделять существенные общиесвойства объектов, т. е. такие свойства, без которых предмет не можетсуществовать как таковой.

Владение основными мыслительными операциями требуется от учащихсяуже в первом классе. Поэтому в младшем школьном возрасте следует уделятьвнимание целенаправленной работе по обучению детей основным приемаммыслительной деятельности.

В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляютсяиндивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы «теоретиков»или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков»,которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников» сярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительноеравновесие между разными видами мышления.

Важное условие для формирования теоретического мышления -формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решатьзадачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а навнутренние, существенные свойства и отношения.

Чтобы сформировать у младшего школьника научное понятие,необходимо научить его дифференцированно подходить к признакам предметов.Следует показать, что есть существенные признаки, без наличия которых предметне может быть подведен под данное понятие. Понятие — это обобщённые знания о целойгруппе явлений, предметов, качеств, объединённых по общности их существенныхпризнаков. Если учащиеся 1-2 класса отмечают наиболее наглядные, внешниепризнаки, характеризующие действие объекта (что он делает) или его назначение(для чего он), то к 3 классу школьники уже в большей мере опираются на знания,полученные в процессе обучения и позволяющие выявлять существенные признакипредметов. Так, в понятие растения включаются такие разные предметы, каквысокая сосна и маленький колокольчик. Объединяются эти разные предметы в однугруппу потому, что каждый из них обладает общими для всех растенийсущественными признаками: они живые организмы, растут, дышат, размножаются.

К 8-9-летнему возрасту у ребенка происходит переход к стадииформальных операций, которая связана с определённым уровнем развитияспособности к абстрагированию (умение выделять существенные признаки предметови отвлечься от второстепенных признаков предметов) и обобщению. Критериемовладения тем или иным понятием является умение им оперировать.

Третьеклассники должны также уметь устанавливать иерархию понятий,вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми ивидовыми понятиями.

Мышление младшего школьника в своём развитии идёт от способностианализировать связи и отношения между предметами и явлениями. К концу 3 классаучащиеся должны научиться таким элементам анализа, как выявление отношениймежду понятиями и явлениями: противоположность (например, трус — храбрец),наличие функциональных связей (например, река и рыба), часть и целое (например,деревья — лес).

Некоторые трудности отмечены у младших школьников в овладениитакой мыслительной операцией, как сравнение. Сначала ребенок вообще не знает,что такое сравнивать. На вопрос: «Можно ли сравнивать яблоко и мяч» — частослышим в ответ: «Нет, нельзя, яблоко можно кушать, а мяч катится». Если задатьвопрос иначе, то можно получить правильный ответ. Следует сначала расспроситьдетей, чем похожи предметы, а затем — чем отличаются. Детей необходимо подвестик правильному ответу.

Особые трудности возникают у младших школьников при установлениипричинно-следственных связей. Младшему школьнику легко устанавливать связь отпричины к следствию, чем от следствия к причине. Это можно объяснить тем, чтопри умозаключении от причины к следствию устанавливается прямая связь. А приумозаключении от факта к вызвавшей его причине такая связь непосредственно недана, так как указанный факт может быть следствием самых разных причин, которыенужно специально анализировать.

Развитие теоретического мышления, т.е. мышления в понятиях,способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии(рефлексия — процесс самопознания своих внутренних актов и состояний), которая,являясь новообразованием подросткового возраста, преображает познавательнуюдеятельность и характер их отношений к самим себе и другим людям.

 

 

 

 


 

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ СИМВОЛИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Организация и методыисследования

 

База исследования – 2 «Б»класс МОУ СОШ № 67 в 2021- 2022 учебном году. В исследовании приняли участие 15обучающихся 2 «Б» класса. По программе курса «Математика», которая используетсяв учебном процессе школы, текстовым задачам отводится 23 часа, также решениезадач осуществляется в каждой теме учебной программы. Для установления степенисформированности у обучающихся знаково-символических действий нами былопроведено педагогическое диагностирование, которое касалось оценивания укаждого обучающегося следующих характеристик:

1) способностипроизводить кодирование информации с помощью символов (методики «Кодирование» (11 субтесттеста Векслера Д. в версии А.Ю.Панасюка);

2) навыка построениясхематических моделей (схема, краткая запись, рисунок).

2.2  Анализполученных результатов обследования и разработка рекомендацийпо развитию символического мышления младших школьников

Цель проводимого мероприятия –выявление способности младшего школьника осуществлять кодирование при помощисимволов и знаков. Для оценивания были выделены следующие универсальные учебныедействия: знаково-символические действия – кодирование (замещение) ирегулятивное действие контроля. У обучающихся был сделан контрольный срез припомощи заданий, соответствующих требованиям выбранной методики. Результатыуровня сформированности умения использовать знаково-символические действия приобучении решению текстовых задач уобучающихся представлены в таблице 1 и на рисунке 1.

В ходе проверки формирования навыка выполнятькодирование посредством символов и знаков при применении методики «Кодирование»(11 субтест теста Векслера Д. в версии А.Ю.Панасюка) выявлено, что 40% (6 чел.)обучающихся выбранной группы имеют низкий уровень умения шифровать. Даннаякатегория детей не понимала или плохо понимала инструкции. Ученики выполнялизадание верно на этапе тренировки и практически сразу же делали ошибки напрактической работе. Был сделан вывод, что умение кодировать при помощисимволов и знаков не в полной мере сформировано.

Было установлено, что имеют среднийуровень проявления свойств внимания и способности к интеграциизрительно-двигательных стимулов ввыбранной группе 33% (5 чел.) обучающихся.Обучающиеся вполне верно выполнялипредложенное задание по кодированию, но допускали некоторое число ошибок (более20% от выполненного объема) или выполняли задание очень медлительно.

20% (3 чел.) обучающихся выбраннойгруппы показали высокий уровень свойств внимания и способности к интеграциизрительно- двигательных стимулов. Эти ученики имеют ярко выраженные свойствавнимания (распределение, концентрация, переключение), восприятия,зрительно-моторной координации, скорости формирования новых навыков, способности к интеграциизрительно-двигательных стимулов. У таких школьников действие кодирования(замещения) вполне сформировано. Они быстропонимали инструкцию, действовали адекватно. Если были ошибки,то их количество незначительно.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 965

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет