X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

 

 

         «Как радиация влияет на человекаи окружающую среду».

 

 

 

 

 

Выполнил:ученик 9 класса Борщев Кирилл

Проверила:Прокофьева Анжела Николаевна, учитель физики

 

 

 

 

 

 

 

Полинчет,2022г

 

 

 

 

 

     СОДЕРЖАНИЕ                                                    

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..

2

 

Глава I. Теоретическая часть………………………………………………………………..

3

 

1.1 Радиация……………………………………………………………………………………………………………..

3

 

1.2 Источники и виды радиации……………………………………………………………

4

 

1.3 Влияние радиоактивного облучения на человека и окружающую среду……………

6

 

1.4 Радиологическая ситуация в стране, способы защиты от радиации…………………

7

 

 

 

 

Глава II. Практическая часть………………………………………………………………..

10

 

Заключение……………………………………………………………………………………

11

 

Список литературы…………………………………………………………………………..

12

 

Приложение………………………………………………………………………………….

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

            Темаисследовательского проекта «Как радиация влияет начеловека и окружающую среду» интересуетменя достаточно давно. Тема во многом была выбрана из-за актуальности длясовременного  общества и человека.

 Наблюдая за новостями, происходящими в мире, я столкнулась с такойпроблемой: Люди все чаще слышат слова «Ядерная энергетика, «Радиация», которыев большинстве случаев вызывают только опасение и страх. Что же на самом деле мызнаем о радиации, которая нас окружает? Существуют ли способы борьбы с ней? Попытаюсь найти для себя ответы на эти вопросы, вот почему мнезахотелось изучить эту тему более подробно.

Цель проекта: исследовать влияние радиации на человека и окружающую среду.

Задачи:

1.Дать характеристику радиации;

2. Узнать, как радиация влияет на живые организмы;

3. Рассмотреть способы борьбы и защиты от радиации;

4. Провести опрос среди обучающихся школы

5. Сделать выводы из проделанной работы.         

Объект исследования: радиация.

Предмет исследования: влияниерадиации на человека и окружающую среду.

Гипотеза: информированностьобщества о влиянии радиации на организм поможет снизить количество людей,получающих облучение по незнанию.

Методыисследования:

1.     изучение и анализ специальной литературы,ЦОР, ЭОР. Интернет-ресурсов;

2.      сбор данных с помощью опроса(анкетирование), систематизация и анализ полученных данных;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Теоретическая часть

1.1  Что такое радиация?

      Радиоактивность — этонеустойчивость ядер некоторых атомов. Из-за этой неустойчивости происходитраспад ядра, сопровождаемый выходом, так называемого ионизирующего излучения,то есть радиации. Существует несколько видов радиации: альфа-частицы,бета-частицы, гамма-излучение, нейтроны и рентгеновские лучи. Первые три -наиболее опасны для человека.

Главная особенностьрадиоактивных превращений заключается в том, что они происходятсамопроизвольно. Радиоактивные превращения протекают непрерывно и всегдасопровождаются выделением определенного количества энергии, которое зависит отсилы взаимодействия атомных частиц между собой. На скорость протекания реакцийвнутри атомов не влияет ни температура, ни наличие электрического и магнитногополей, ни применение самого эффективного химического катализатора, ни давление,ни агрегатное состояние вещества.

 Прибор для измеренияэффективной дозы или мощности ионизирующего излучения за некоторый промежутоквремени называется дозиметром. Само измерение называется дозиметрией.

 

 

Типыдозиметров:

 

 

1.Профессиональный.

Помимо измерения дозыизлучения могут измерять активность радионуклида в каком либо образце:предмете, жидкости, газе и т. д. Дозиметры-радиометры могут измерять плотностьпотока ионизирующих излучений для проверки на радиоактивность различныхпредметов или оценки радиационной обстановки на местности.

2.Бытовой.

Недорогие индивидуальныедозиметры, которые измеряют мощность дозы ионизирующего излучения на бытовомуровне с не высокой точностью измерения— для проверки продуктов питания,строительных материалов и т. д.. Бытовые дозиметры в основном различаются последующим параметрам:

— типы регистрируемыхизлучений — только гамма, или гамма и бета;

— тип блокадетектирования ионизирующего излучения — газоразрядный счетчик (также известенкак счетчик Гейгера, или усовершенствованный его аналог, счетчик Гейгера-Мюллера)или сцинтилляционный кристалл/пластмасса; количество газоразрядных счетчиковварьируется от 1 до 4-х;

—  размещение блокадетектирования — выносной или встроенный;

— наличие цифрового и/илизвукового индикатора;

— время одного измерения— от 3 до 40 секунд;

— габариты и вес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2  Источникирадиации

 Есть два вида источниковрадиации. Один вид образуется в природе естественным путем (например, природныйуран, торий, радон, радиоактивный калий, радиоактивный углерод, радий, полезныеископаемые, щебень, бетон и прочее). Земная кора содержит естественныерадиоактивные элементы, создающие естественный радиационный фон. В горныхпородах, почве, атмосфере, воде, растениях и тканях живых организмовприсутствуют радиоактивные нуклиды.

Другие источники радиациипоявились благодаря деятельности человека при ядерных испытаниях, работеатомных электростанций (АЭС), излучение электронных устройств. Этоискусственные радиоактивные источники. Они находят применение в науке, медицине,промышленности.

Лишь недавно ученыепоняли, что наиболее весомым из всех естественных источников радиации являетсяневидимый, не имеющий вкуса и запаха тяжелый газ (он в 7,5 раза тяжелеевоздуха) радон. Радон концентрируется в воздухе внутри помещений лишь тогда,когда они в достаточной мере изолированы от внешней среды. Герметизацияпомещений с целью утепления только усугубляет дело, поскольку при этом ещеболее затрудняется выход радиоактивного газа из помещения. Главный источникрадона в закрытых помещениях – это грунт. Просачивающийся сквозь пол радонпредставляет собой главный источник радиоактивного облучения населения взакрытых помещениях. Концентрация радона в верхних этажах многоэтажных домов,как правиле ниже, чем на первом этаже. Исследования показали, что концентрациярадона в деревянных домах даже выше, чем в кирпичных, хотя дерево выделяетсовершенно ничтожное количество радона по сравнению с другими материалами. Этообъясняется тем, что деревянные дома, как правило, имеют меньше этажей, чем кирпичные,и, следовательно, комнаты, в которых проводились измерения, находились ближе кземле – основному источнику радона.

В настоящее времяосновной вклад в дозу, получаемую человеком от техногенных источников радиации,вносят медицинские процедуры и методы лечения, связанные с применениемрадиоактивности. Одним из самых распространенных медицинских приборов являетсярентгеновский аппарат.

Источником облучения,вокруг которого ведутся наиболее интенсивные споры, являются атомныеэлектростанции. В настоящее время они вносят весьма незначительный вклад всуммарное облучение населения. При нормальной работе ядерных установок выбросырадиоактивных материалов в окружающую среду очень невелики.

Но для здоровьянемаловажна не только сила облучения, но и время воздействия.

Продукты — бананы, груши,спелая клубника, мясо, птица, — каждый год на городских рынках специалистыобнаруживают тонны заражённых продуктов. По результатам исследований, до 70%радиации, которая накапливается в организме, приходится на пищу и воду.

Детские игрушки — мячики,машинки, медведи и прочие игрушки — не всегда несут пользу для детей. Проиблизително,в 20 раз превышают нормы излучения игрушек. Виной тому — некачественные краскии пластик с повышенным радиационным фоном, либо хранение или производство назагрязненных территориях.

Украшения тоже могутпредставлять опасность: некоторые современные технологии обработки драгоценныхкамней подразумевают радиоактивное облучение

Антиквариат — еще одинпотенциальный источник радиации. В 40 — 60 года игрушки, сувениры и украшениянередко покрывали специальным составом люминофором, в который входилирадиоактивные элементы, а фужеры и рюмки «подкрашивали» путем пропусканиягамма-лучей. Именно они придают прозрачному стеклу старых наборов тёмный оттенок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 965

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3  Влияниерадиоактивного облучения на живые организмы.

Облучение- это процессвоздействия на организм радиации. Во время облучения негативная энергиярадиации передаётся клеткам, меняя и разрушая их. Облучение может изменить ДНК,привести к генетическому повреждению и мутации, причём для этого достаточноодного кванта (частицы радиации).  И чем выше уровень радиации, чем дольшевоздействие, тем выше риск. На чёрном счету облучения ряд страшных и тяжёлыхзаболеваний: острая лучевая болезнь, всевозможные мутации в организме человека,бесплодие, нарушения в центральной нервной системе, иммунные заболевания,нарушения обмена веществ, инфекционные осложнения, раковые опухоли.

По результатамнезависимых исследований профессора Гофмана (1994), заболевания способнывызывать даже малые дозы радиации. Бич нашего времени, онкологическиезаболевания, ежегодно уносят жизни почти 8 миллионов человек по всему миру, иэто страшное число непрерывно растёт. По прогнозам врачей, если ситуация неизменится, уже к 2030 году от рака ежегодно будет умирать 17 миллионов жителейнашей планеты.

Поглощаемые животнымивместе с кормами и зеленой массой радионуклиды стали причиной того, что укрупного рогатого скота и свиней отмечались нарушение полового цикла, снижениеплодовитости, возрастание числа патологических явлений и т.д.

Живые организмы обладаютразличной радиорезистентностью, т.е. устойчивостью к воздействию ионизирующихизлучений. В целом она снижается по мере усложнения органического мира:максимальна у низших организмов (мхи и лишайники) и минимальная у высших (человек, животные). Исследования показали, что наиболее радиочувствительныерастения хвойных пород ( сосна погибает уже при дозе 600 рад), а устойчивостьлиственных деревьев ( березе, осина, ива, дуб и др.) в 10-15 раз выше посравнению с хвойными. После Чернобыльской аварии в30-километровой зоне в почвах резко сократилась численность дождевых червей,однако, к 1989г. Их популяция полностью восстановилась, вероятно, благодаряразмножению радиорезистентных особей. За тот же период и популяция рыжейполевки восстановила свои потери. Это дает основание считать, что отдельныевиды живых организмов перешли на качественно высокий уровень резистентности,который объясняется как проявление «прогрессивной эволюции» в приспособлении кионизирующей радиации.

 

 

 

 

 

 

1.4  Радиологическаяситуация в стране

Как обстоит дело срадиацией в различных российских регионах? Если кратко, то неровно. Естьпрактически «чистые» области, а есть те, где ситуация на грани.

Один из самых известныхгородов – Брянск. В городе еще слышны отголоски чернобыльской трагедии.Радиация в Брянской области сохраняется, но уже не на столь опасном уровне.Продукты, выращенные в области, можно есть без опаски, хотя многие до сих порне рискуют. Однако, по подсчетам специалистов, чтобы нанести существенный вредздоровью, человек должен съесть около 16 кг грибов, выросших в брянских лесах.Радиация в Брянской области сходит на нет.

      Что касается Центрального региона,то радиационная обстановка в Московской области в целом считаетсяблагополучной.

В Челябинской областиситуации сложная. Там загрязнение превышает предельно допустимые нормы.

      Присутствует радиоактивноезагрязнение в Тульской, Тверской, Калужской, Владимирской областях (отголоскивзрыва на ЧАЭС). Уровень радиации на большинстве территорий серьезных опасенийне вызывает.

 

 Способызащиты от радиации

Несмотряна высокую опасность, которую несет в себе практически любой источник радиации,методы защиты от облучения все же существуют. Все способы защиты отрадиационного воздействия можно разделить на три вида: время, расстояние испециальные экраны.

1)Защита временем.

Смыслэтого метода защиты от радиации заключается в том, чтобы максимально уменьшитьвремя пребывания вблизи источника излучения. Чем меньше времени человекнаходится вблизи источника радиации, тем меньше вреда здоровью он причинит.Данный метод защиты использовался, к примеру, при ликвидации аварии на АЭС вЧернобыле.

2)Защита расстоянием.

 ЕслиВы обнаружили вблизи себя предмет, являющийся источником радиации, необходимоудалиться от него на расстояние, где радиационный фон и излучение находятся впределах допустимых норм. Также можно вывести источник радиации в безопаснуюзону или для захоронения.

3)Противорадиационные экраны и спецодежда.

Внекоторых ситуациях просто необходимо осуществлять какую-либо деятельность взоне с повышенным радиационным фоном. Для этого были разработаны средстваиндивидуальной защиты от радиации. Они представляют собой экраны из материалов,которые задерживают различные виды радиационного излучения и специальнуюодежду.

Наслучай катастроф, подобных чернобыльской, или терактов с использованиемрадиоактивных веществ, в США созданы гели и пены, способные впитыватьрадионуклиды с различных поверхностей. В основе этих чистящих средств те жеполимеры, которые применяются в детских подгузниках. Пена, за полчаса поглощаетс бетонных поверхностей более 98% радиоактивных изотопов.

 

Рекомендациипо снижению радиационного фона в быту:

— Чащепроветривайте помещения, особенно маленькие.

 

— Чаще бывайте насвежем воздухе.

 

— Долго неговорите по сотовому телефону, используйте громкую связь.

 

— Находитесь какможно дальше от экрана телевизора или включенной микроволновки.

 

— Отремонтируйтепомещение, а если нет такой возможности,  чаще делайте влажную уборку.

 

—Сочетайте занятия в классе с отдыхом (или физкультурой) на улице.

Большевсего от радиации страдают половые органы, молочные железы, костный мозг,легкие, глаза. Поэтому некоторые врачи рекомендуют лишь в случае остройнеобходимости обследоваться на медицинских рентгеновских аппаратах: не чащеодного раза в год.

Нередкость случаи, когда общеупотребительные предметы оказывались сильноизлучающими. Часы с самосветящимся циферблатом — тоже источник «рентгенов», ауран могут использовать для придания блеска искусственным фаpфоpовым зубам.

 Дляочистки организма от радионуклидов должны выполнять следующие условия. Есливы опасаетесь радиации, то можно ввести в свой ежедневный рацион морепродукты.Чтобы защитить себя от радиации в обычной жизни, избегайте потребления в пищунеизвестно как выращенных ранних овощей.

Ежедневнов меню надо включать салаты из сырых овощей – моркови и красной свеклы,капусты, сладкого перца,- заправленные нерафинированным подсолнечным маслом илисметаной или соком лимона. Красный пигмент овощей и фруктов, подсолнечное маслоявляются энтеросорбентами и способствуют выводу из организма радиоактивныхэлементов. Железо, содержащиеся в яблоках, способствует очищению крови.

Следуеттакже использовать подсолнечное масло утром после чистки зубов, тщательно полоскаяполость рта (до появления пены) для дезинфекции, ликвидации воспалительныхпроцессов десен и горла и обволакивания микробов и вирусов, попавших в полостьрта. После этого  масло следует выплевывать, не глотая.

Чеснок,по рекомендациям доктора Гейла, следует употреблять в качестве энтеросорбента,впитывающего и выводящего радиоактивные элементы из организма. Зубчик чеснока (без хлеба) употребляют утром натощак за час до еды и вечером через два часаборьбы с дисбактериозом ( если нет врачебных противопоказаний по другимболезням).

Хорошимэнтеросорбентом и радиопротектором является белая фасоль, содержащая около12,5℅ железа. В ней много микроэлементов и витаминов. Из неё можно готовитьпервые и вторые блюда, но вводить в питание постепенно – из – за сильногометеоризма кишечника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГлаваII. Практическая часть

 

Мною было проведено анкетирование среди обучающихся школы с 7-11класс, я получил следующие результаты:

 На вопрос «знаете ли вы, что такое радиация?» 78% обучающихсяответило «да», не знают, что такое радиация 22% опрошенных.

Отсюда следует, что не всем обучающимся школы известно о радиации.

На вопрос «знаете ли вы, как радиация влияет на человека и природу?»-ответило да-86% опрошенных,  нет-14%.

Отсюда следует, что большинство учащихся знают, что радиация приноситвред человеку и окружающей среде.

На вопрос «слышали вы о Чернобыльской АЭС?» 100 % респондентовответили да.

Большинство учеников нашей школы знает про Чернобыльскую АЭС.

92% обучающихся нашей школы считают, что радиация опасна для живыхорганизмов, 8% считают, что вреда она не приносит.

На вопрос «где, по вашему мнению, радиоактивных веществ большевсего, обучающиеся ответили следующим образом:

В воздухе-35% опрошенных.

В продуктах питания – 10%

В почве-50 % респондентов.

В воде-10%

Вывод: исследование показало, что мои одноклассники и друзья, знаютчто такое радиация, как она влияет на человека и природу. Большинство слышалопро Чернобыльскую АЭС. Почти все учащиеся знают, что радиация опасна. Большинствоопрошенных считают, что радиации больше всего в почве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Проделавопределенную работу по исследуемым мною источникам, я понял, что отношениелюдей к той или иной опасности определяется тем, насколько хорошо она имзнакома. С одной стороны, имеются опасности, о существовании которых люди частои не подозревают и которые поэтому, к сожалению, почти не привлекают к себевнимания. С другой стороны то, что слишком хорошо известно, перестает вызыватьстрах.

            Итак,гипотеза исследования подтвердилась, информированность общества о влияниирадиации на организм поможет снизить количество людей, получающих облучение понезнанию.

 Впроцессе анализа отрицательных последствий радиации я пришел к следующимрезультатам:

1. Я смог объективно оценить степень опасности радиоактивного излучения;

 2.Обобщил наиболее известные сведения о радиации, дозах облучения, их эффекта иопасности для населения от всех известных источников ионизирующих излучений;

 3.Получил знания, которые позволяют избежать большинства отрицательныхвоздействий радиации на организм человека и тем самым сберечь свое здоровье,здоровье своих близких и многих других людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Списоклитературы:

 

1.Гусаров И.И., Дубовской А.В. Радонотерапия и радиационный гормезис // Мед.радиол. и радиац. безопасность.-1999

2.Кэбин Э. Радиация. Опасности реальные и ложные.  Попытка популярного изложенияактуальных проблем радиационной экологии.

3.И. Я. Василенко, О. И. Василенко. Радиационный риск при облучении в малых дозахничтожно мал.

4.Интернет — ресурсы.

www.forbes.ru

www.narod.ru

www.izwestija.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1

Опрособучающихся  с 7-11 класс.

 

Приложение2

 

Адреспубликации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/398208-issledovatelskaja-rabota-na-temu-vlijanie-rad


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 965

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет