X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Автор В.А.Малахова

Астрономия в начальной школе

Аннотация. В статье дано представление об астрономии. Авторприводит результаты обзора практической литературы по проблеме преподаванияастрономии в начальных классах; выделяет разнообразные формы организациидеятельности класса, а также описывает задания, которые можно использовать науроках астрономии.

Ключевые слова: астрономия, младшие школьники, Солнечнаясистема, звезды.

Annotation.The article gives an idea of astronomy. The author presents the results of areview of practical literature on the problem of teaching astronomy inelementary grades; identifies various forms of organization of classactivities, and also describes tasks that can be used in astronomy lessons.

Keywords:astronomy, elementary school students, Solar system, stars.

Астрономия – это наука, изучающая движение и природуСолнца, Луны, планет, звезд, галактик и других небесных тел [4, с. 162]. Астрономиявсесторонне изучает небесные объекты, включая их положение, движение и общиехарактеристики. Выделяют ряд разделов данной науки:

· небеснаямеханика – определение массы и формы звезд, изучение законов их передвиженияпод воздействием сил тяготения;

· теоретическаяастрономия – разработка аналитических и компьютерных моделей небесных тел иявлений;

· археоастрономия– изучение астрономической истории и выявление познаний в области звезд вдревние времена;

· астрометрия– изучение расположения и движения космических объектов;

· астрофизика– изучение химических и физических свойств космических объектов [4].

В начальной школе на уроках и на внеурочных занятияхученики знакомятся с Солнечной системой, планетами земной группы,планетами-гигантами; открывают для себя Землю и Луну, Солнце, необыкновенныенебесные явления, Галактики, Вселенную, мир звезд и многое другое. Цель даннойдеятельности – сформировать у младших школьников основные базовые знания вобласти астрономии, а также пробудить интерес учеников к Космосу и космическимявлением [2, с. 9].

Существует множество различных технологий, педагогическихприемов и методов, которые учитель может использовать в своей профессиональнойдеятельности, для достижения заявленной цели. Также педагог может предлагатьзадания, которые необходимо выполнять в групповой или индивидуальной форме, впарах. Это будет способствовать достижению предметных результатов, а такжеметапредметных. Изучение астрономии в образовательных организациях включает всебя теоретические и практические уроки.

На занятиях учитель может использовать метод аналогии,чтобы активизировать у младших школьников мышление, воображение и т.п.Например, на уроках о Солнце. Педагог может попросить учеников рассказать, чтоони думают о размере Солнца (большое оно или маленькое). Часто дети отвечают,что данная звезда маленькая (такого размера, как люди видят её на небе). Втакой ситуации, учитель может взять, например, большого размера надувной мяч ипопросить школьников представить, что это Солнце. Однако, предварительноуточнив у детей, какого размера данный мяч (большой или нет). Далее учительможет начать отходить от класса, держа в руках «звезду». Так, младшие школьникибудут наблюдать за тем, как большой мяч постепенно отдаляется и визуальноначинает становиться меньше. Благодаря такому опыту, ученики с помощью учителяделают вывод о том, что большие предметы и объекты, находясь далеко от нас,кажутся маленькими. Данную аналогию можно проводить с планетами, Луной,звездами [3, с. 114].

Существуют разнообразные дидактические игры, который включаютв себя метод аналогии. Например, школьникам можно предложить создать живуюкосмическую модель, которая наглядно покажет отношение Луны к Земле. Цель такойигры заключается в том, что младшие школьники научаться отличать Луну отСолнца, а также поймут, что Луна является спутником Земли. В центре класса настул учитель ставит лампу, которая будет символизировать Солнце. Далее педагогберет в руки глобус и говорит ученикам, что он будет Землей. Учитель ходитвокруг Солнца, кружиться вокруг себя. На роль Луны по очереди вызываютсямладшие школьники. Их задача ходить вокруг Земли, держать в руках маленькоезеркало и ловить блики лампы. Лучше всего, если ученики будут стоять лицом кЗемле. Проигрывая с классом такую ситуацию, можно обсуждать вопросы смены дня иночи, почему люди видят части Луны и т.д. Таким образом, можно обыгрыватьразные космические явления, проводить аналогию взаимоотношений внутри Солнечнойсистемы.

Важно продумать работу класса по теме Мир звезд. Учительможет предложить школьникам сначала сделать зарядку для глаз, а далее закрытьих руками и представить звездное небо. После этого по очереди каждый ученикописывает картинку, которую представил. Педагог может также поучаствовать вданном задании, однако в своем рассказе обратить внимание слушателей, чтозвезды бывают разного цвета и размера.

Мифы и легенды Древней Греции можно использовать на урокахи во внеурочной деятельности для изучения различных созвездий. Существуетлегенды о Большой Медведице, Драконе, Персее, Пегасе и т.д. Школьникам можнорассказывать мифы, показывать видео, просить, чтоб ученики самостоятельно ихпрочитали. Далее дети могут проигрывать ситуации, обсуждать услышанные истории.Также педагог может предлагать ученикам рисовать заданные созвездия наконтурной карте, находить созвездия на карте звездного неба или собирать его изподготовленных заранее частей.

Учитель может распечатать картинки изученных созвездий,сложить их в конверт и положить каждому ученику на парту. Во время проверкидомашнего задания, актуализации знаний или повторении изученного материалапедагог может предложить младшим школьникам задание: учитель называетсозвездие, а учащиеся находят и показывают всему классу карточку с ним.

В образовательных организациях активно используют проектнуюи исследовательскую деятельность. Во внеурочное время можно предлагатьшкольникам провести свое исследование по темам Солнечной системы, созвездиям,звездам.

Представленная информация была полезной?
ДА
59%
НЕТ
41%
Проголосовало: 778

Звезды – гигантские раскаленные газовые шары, излучающиесвет. Они различаются по цвету, размеру и яркости. Ученые выделяют пять типовзвезд:

· Красныекарлики                                         

В состав красных карликов входят Проксима Центавра, Глизе581 и Звезда Бернарда. Важно объяснить школьникам, что это наименьшие звездыглавной последовательности. Ученики должны запомнить, что этот тип встречаетсячаще всего, потому что обладают длительным сроком существования, который дажепревышает возраст самой Вселенной.

· Желтыекарлики

К желтым карликам относятся Солнце, Кеплер – 22 и АльфаЦентавра А. Сейчас эти звезды пребывают в рассвете сил, потому что продолжаютактивно сжигать водород в своем ядре. Этот процесс переводит их к следующемуэтапу, в котором пребывает большая часть звезд.

· Голубыегиганты

Это крупные звезды, в которых заметен синий окрас. Лишь0,7% звезд оказываются в этой категории. Не все голубые сверхгиганты – звездыглавной последовательности. Наибольшие (О-тип) очень быстро сгорают, из-за чеговнешние слои начинают расширяться и увеличивать яркость.

· Гиганты

Сюда входят Арктур и Альдебаран. Они расположены в конце эволюционнойшкалы. Красные гиганты накапливают гелий, что приводит к сжиганию ядра иповышению внутреннего нагрева. Водород сливается во внешних слоях, а звездаувеличивается в размерах и светит еще ярче.

· Супергиганты

В этой категории школьники знакомятся с Антарес иБетельгейзе. Эти звезды увеличиваются из-за сокращения в ядрах. NML Лебедяв 1650 раз больше Солнца и является крупнейшей звездой во Вселенной [4, с.165].

Учитель может предложить младшим школьникам разделиться нагруппу, выбрать себе тип звезды и разработать проект или провести исследование.В данном задание ученики будут из разных источников информации (учебники,книги, журналы, видео и аудио) знакомиться с теорией по выбранному явлению.Далее создавать из бумаги макет Вселений и звезд конкретного типа. Наспециальном занятии школьники будут показывать свои работы одноклассникам иприглашенным учителям, участвовать в конкурсе и т.п. У учащихся данная работабудет развивать универсальные учебные действия, формировать представление озвездах и т.д. 

Таким образом, в образовательных организациях в начальнойшколе можно интересно преподносить материал, связанный с астрономией. На урокахи во внеурочной деятельности учитель может использовать разнообразные формыработы, педагогические методы и приемы, а также вспомогательный материал потемам связанным с астрономией. Все это поможет младших школьников увлечьизучением Космоса, Солнечной системы, созвездиями и многим другим, сделатьматериал наглядным и доступным.

Литература

1. Алексеевнина А.К., БусловаН.С. Методика проведения и подготовки к участию в дистанционных олимпиадах //История и педагогика естествознания. – 2020. – № 1. – С. 29-32.

2. Алексеевнина А.К.,Буслова Н.С. Методические аспекты организации проектной мастерской поастрономии для младших школьников // История и педагогика естествознания. –2019. — № 4. – С. 8-10.

3. Дробчик Т.Ю.,Невзоров Б.П. Преподавание астрономии школьникам: проблемы и перспективы //Профессиональное образование в России и за рубежом.  – 2018. — № 1 (29). –С. 113-122.

4. Ечмаева Г.А.,Малышева Е.Н. Ключевые аспекты изучения школьного курса астрономии //Современное педагогическое образование. – 2019. — № 3. – С. 162-166.

5. Ламанов В.В. Обинтересе учащихся к астрономии (из опыта кружковой работы) // Педагогическоеискусство. – 2019. — № 1. – С. 31-34.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59%
НЕТ
41%
Проголосовало: 778

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет