X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Заполнитетаблицу «Виды классификаций ограниченных возможностей человека»:

Классификация

Основание

Группы нарушений

предложена В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым

 

по типу заболевания

с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

с нарушением речи (логопаты);

с нарушением опорно-двигательного аппарата;

с умственной отсталостью;

с задержкой психического развития;

с нарушением поведения и общения;

с комплексными нарушениями психофизического развития (слепоглухонемых, глухих или слепых дети с умственной отсталостью).

предложена Т. А. Власовой и М.С. Певзнер

по типу возникновения (биологическое, социальное)

с отклонениями в развитии, которые вызваны органическими нарушениями ЦНС;

с отклонениями в развитии, вызванные функциональной незрелостью ЦНС;

с отклонениями, вызванные депривационными ситуациями.

предложена Г.Н. Коберником и В.Н. Синевым

по виду нарушения

со стойкими нарушениями слуховой функции (глухих, слабослышащих, позднооглохших);

с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих);

со стойкими нарушениями интеллектуального развития на основе органического поражения центральной нервной системы;

с тяжелыми речевыми нарушениями;

с комплексными расстройствами;

с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

с задержкой психического развития;

с психопатическими формами поведения.

Предложена В.В. Лебединским

 

Психическое недоразвитие, типичной моделью которого является умственная отсталость.

Задержанное развитие — полиформная группа, представленная разнообразными вариантами инфантилизма, нарушений школьных навыков, недостаточностью высших корковых функций и т.д. В отличие от умственной отсталости характеризуется парциальной ретардацией и разными степенями обратимости.

Поврежденное психическое развитие описывает случаи, при которых ребенок имел достаточно длительный период нормального развития, нарушенного заболеваниями (прежде всего, центральной нервной системы) или травмами.

Дифицитарное развитие представляет собой варианты психофизического развития в условиях глубоких нарушений зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

Искаженное развитие — сочетание недоразвития, задержанного и поврежденного развития.

Дисгармоническое развитие — нарушения в формировании личности. Типичной моделью данного вида дизонтогенеза могут быть различные формы психопатий.

Предложена А.В. Семенович

по этиологическому критерию 

функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга;

функциональная несформированность левой височной области;

функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистое тело);

функциональная несформированность правого полушария мозга;

функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер);

функциональная дефицитарность стволовых образований мозга.

 

по времени возникновения

а) врожденные

— наследственные (внутри группы врожденных нарушений следует выделить подгруппу, связанную с наследственной патологией, ибо не все врожденное является наследственным, но все наследственное чаще всего бывает врожденным)

б) приобретенные

рано приобретенные

поздно приобретенные

 

по обратимости отклонений

необратимые,

частично обратимые

практически обратимые.

 

Задание 2. Постройте диаграмму,иллюстрирующую количественное соотношение разных категорий детей с особымиобразовательными потребностями в системе специального образования. *Приведитерегиональные статистические данные по количеству аномалий детского развитияразличных категорий.

*Прим. Региональныестатистические данные должны быть подтверждены ссылками на конкретные источники.

По данным Министерстваздравоохранения и социального развития в РФ насчитывается :

— более 2 000 000 детей сОВЗ (8% от детской популяции);

— из них 700 000 составляютдети-инвалиды (2% от детской популяции);

— из них 57,7% — мальчики, 42,3% -девочки.

 

 

 

 

 

 

 

Распределение категорий детей сособыми образовательными потребностями в системе специального образования поданным Министерства здравоохранения и социального развития Рф в 2021 гг. (в %)

 

Задание 3. Составьтесхему «Группы детей с нарушением психофизического развития» (по Б.П. Пузанову,В.А. Лапшину).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 4. Заполните таблицу «Общие испецифические особенности развития детей с особыми образовательнымипотребностями»

Группы детей

Особенности развития

Все дети с особыми образовательными потребностями

Низкий уровень развития восприятия, недостаточно сформированы пространственные представления, внимание неустойчивое, рассеянное. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной, замедленный темп переработки информации. Наглядно-действенное мышление развито в большей степени. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны. Имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы. Низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости. Несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

Дети с нарушением слуха

Важны двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения. Мыслительные операции протекают медленно, возникают затруднениям в использовании теоретических знаний на практике.

Расстройство всех основных функций речи (коммуникативной, обобщающей, регулирующей).

Дети с нарушением зрения

Повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению. Поведению недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слабо развиты неречевые формы общения. характерна большая неуверенность в правильности и качестве выполнения работы, что выражается в более частом обращении за помощью в оценке деятельности к взрослому, переводе оценки в вербальный коммуникативный план. Игры таких детей отличаются меньшей развернутостью по сравнению с играми обычных детей.

Дети с нарушением интеллекта

Отмечаются задержки в физическом развитии, общая психологическая инертность, снижен интерес к окружающему миру, заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха. По-иному у них складываются соотношения в развитии наглядно-действенного и словесно-логического мышления. Начинают говорить только к 4-5 годам. Речь не выполняет своей основной функции — коммуникативной.

Дети с нарушением речи

Недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Дети с задержкой психического развития

Внимание характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Недостаточная целенаправленность деятельности, часто отвлекаются. Испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций.

Память характеризуется неточностью воспроизведения и быстрой потерей информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений. Выражена тревожность по отношению к взрослому, от которого они зависят.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата

В своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент «детскости». Незрелость эмоционально-волевой сферы. Неравномерный характер нарушений отдельных психических функций. Выраженность астенических проявлений — повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов. Сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Прежде всего, отмечается недостаточность пространственных и временных представлений.

Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы

Синдром гиперактивности и дефицитом внимания (СДВГ).

Его показатели: гиперактивность, нарушение внимания,

импульсивность.

Основные особенности нарушения: трудности концентрации внимания приводят к отказу от сложных заданий; ребенок с энтузиазмом берется за задание, но не может закончить его; часто забывает задание, инструкции и др.; при словесном обозначении предметов и др. может

Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

продуцировать различные варианты; часто не соблюдает нормы общения и поведения.

Специфические особенности: сверхактивность (двигательное беспокойство, говорливость); импульсивность (резкие смены настроения, трудности с организацией собственной деятельности); легко отвлекается шумом и др.; отвечает прежде, чем закончен вопрос; действует, как «заведенный»; вмешивается в разговор или деятельность других; снижено избирательное внимание; часто теряет вещи, в которых нуждается.

Аутизм. Основные особенности нарушения: новая информация вызывает стресс, переживания, перевозбуждение; запоминает учебный материал механически, без осмысления; избирательный интеллектуальный интерес (абсолютная грамотность, способность к языкам и точным наукам); освоенные навыки и знания — прочные; окружающее воспринимает фрагментарно, буквально и прямолинейно; использует свернутые стереотипные речевые клише; встает, ходит, играет во время урока; при видимой рассеянности или возбуждении способен усваивать и

воспроизводить материал; неорганизованность, отсутствие самоконтроля; может реагировать и отвечать правильно, но невпопад или не вовремя;

Специфические особенности: повышенная чувствительность; с трудом вступает во взаимодействие с учителем,

одноклассниками; не воспринимают окружающих как социальных партнеров; стереотипия в действиях и поведении; невозможность переноса действия в другую ситуацию; брезгливость; страхи, негативизм связанные с предыдущими неудачами и нажимом взрослых; похвала, соревнование не всегда является регулятором поведения;  моторная неловкость.

 

Задание 5. 3). Из фильмов«Человек дождя», «Антон тут рядом» подобрать примеры, иллюстрирующиевозможности социальной адаптации детей с нарушениями и ранний детский аутизм.

*Прим. Для выполнения заданиянеобходимо выбрать какой-либо один вариант.

1. Наличие проводника. Социальная адаптация удетей с аутизмом проходит эффективней, когда в нее включен человек (проводник),которого такой ребенок принимает, положительно реагирует на него, вступает сним в контакт. В фильме «Антон тут рядом», показано, как протекает адаптацияАнтона в деревне «Светлана» до того, как он познакомился с Давидом, и после. Когда его пришла навестить режиссер фильма — Любовь Аркус, он сказал ей:«У меня лучше сейчас дела», «У меня всё нормально» — это определеннопоказывает, как влияет наличие проводника на процесс адаптации. В фильме «Человекдождя» для Реймонда выступает таким проводником его брат Чарли: когда онипроводят очень много времени вместе по дорого с одного конца страны в другой(старший брат ухаживает за Рэем, как за маленьким, показывает и объясняет емувсе, учит играть в карты, успокаивает, запоминает его ритуалы и способыстабилизации эмоций).

2. Модификация. Умение адаптировать внешниеусловия мира в комфортные для человека с аутизмом (самостоятельно и с чьей-топомощью). В фильме «Человек дождя» показано, как важно для Рэя определеннойобстановки в комнате, определенного постельного белья, столика с карандашами.Показано, как он умеет настоять на своем, чтобы получить желаемое и обрестиспокойствие. Сюда также относится сцена с сиропом (сироп должен появится настоле раньше блинчиков).

3. Десенситизация. Уменьшение чувствительностик неприятным стимулам. В фильме «Антон тут рядом», главный герой укрываетсяодеялом с головой. В фильме «Человек дождя»  — Реймонд фиксирует произошедшее втетради.

4. Выбор определенных способоввзаимодействия в социуме.Обучить всем нюансам коммуникации людей с аутизмом невозможно, поэтомуиндивидуально подбирают способы взаимодействия в обществе, иногда онипоявляются естественно в ходе занятия и терапии. Например, в фильме «Человекдождя» у Рея есть свои скрытые способы общения: если кто-то емунравится, то он задает вопрос о лекарствах, когда он расстроен, то начинает навсе вопросы отвечать «не знаю». Когда Чарли говорит психиатру, чтоустановил с Реймондом контакт, то последний сообщает об этом не словами, ахарактерным движением пальцев. 

 

Задание 6. Заполнитетаблицу по образцу.

Понятие

Определение

Аномалия

Патологическое отклонение от нормы в функциях организма и его частей, отклонение от общих закономерностей развития

Особые образовательные потребности

Потребности в помощи и в услугах в учебно-развивающем процессе, без которых невозможно получе-ния качественного образования; специальные условия для получения образования — условия, вклю-чающие специальные учебные программы и методы обучения, технические и иные средства, безбарьерную среду, помощь специалистов и иные услуги, без которых невозможно освоение общеобразовательных учебных программ лицами (детьми) с особыми образовательными потребностями.

 

Специальные образовательные условия

Необходимые для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья реабилитационных услуг приспособления, технологии, способы, методы, программы, учебники, пособия и другие средства, обеспечивающие реализацию их конституционных прав и свобод. 

Коррекционно-педагогическая работа

 

Составная часть еди-ного педагогического процесса: обучения, воспитания и развития детей с учетом их психофизического развития и особенностей поведения. 

 

Это планируемое, целенаправленное и особым образом организуемое взаимо-действие педагогов с детьми, имеющими незначительные отклонения в развитии и поведении, направленное на их исправление или ослабление, реконструкцию индивидуальных качеств личности.

 

Абилитация

лечебные, педагогические, психологические или социальные мероприятия по отношению к инвалидам или морально подорванным людям (осуждённым и прочим), направленные на приспосабливание их к жизни в обществе, на приобретение возможности учиться и трудиться. 

 

Задание 7. Определитеосновной состав ПМПК и кратко охарактеризуйте функциональные обязанности еечленов. Впишите недостающие сведения в таблицу.

Состав ПМПК

Основные обязанности

Заведующий

Осуществляет общее руководство деятельностью консультации. Имеет стаж диагностической работы и специальное образование.

Психолог

 Осуществляет диагностику детей. Определяет уровень психического развития, степень и характер образовательных затруднений. Определяет направления коррекционной работы. Формулирует рекомендации по дальнейшему обучению ребенка.

 Учитель (классный руководитель)

Проводит педагогическое изучение детей. Определяет уровень образовательной подготовки, степень и характер образовательных затруднений. Формулирует рекомендации по дальнейшему обучению ребенка.

Логопед

Проводит диагностику детей с целью выявления речевых нарушений и определения уровня речевого развития

Определяет направления работы по коррекции речевых нарушений. Формулирует рекомендации по дальнейшему обучению ребенка. 

Врач-психоневролог

Проводит индивидуальное обследование детей. Участвует в разработке рекомендаций для коррекционных занятий и дальнейшему обучению ребенка. 

 

Задание 8. Определите общие (единые собщеобразовательной) и специфические задачи специальной (коррекционной) школы.Заполните таблицу «Задачи специальной (коррекционной) школы».

Общие с общеобразовательной школой

Специфические

 1)создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности;

3)формирование научно-диалектического мировоззрения;

4)профессиональная (предпрофессиональная) подготовка; 6)освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде, а также приемов самостоятельной деятельности.

2)коррекция нарушений психофизического развития;

5)лечебно-профилактическая и оздоровительная работа;

7) социальная адаптация и интеграция в общество нормально развивающихся людей.

 

Задание 9. На основе представленных данныхзаполните следующую таблицу «Система специальных учреждений для детей сотклонениями в развитии»

Министерство

Решаемые задачи

Сеть учреждений

Министерство образования и науки РФ

Компенсация психофизических дефектов, подготовка к посильному труду.

 

Осуществление обучения и воспитания аномальных детей, коррекция дефектов развития, трудовая и профессиональная подготовка воспитанников.

 Специальные детские сады и школы, школы-интернаты, школы с продленным днем.

 

Специальные вечерние школы для взрослых, специальные ПУ.

 

Детские дома: для глубоко умственно отсталых детей; для слепоглухонемых.

 

Дома для инвалидов и престарелых.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ

Уточнение диагноза, лечение, оздоровление, коррекция медицинскими средствами.

 

Школы-санатории для детей с нарушениями психического/физического развития.

 

Психоневрологические клиники для детей и взрослых с нарушениями речи.

 

Логопедические кабинеты при поликлиниках.

 

 

 

Задание 10. Составьте эссе на тему: «Как я себе представляю профессиюдефектолога».

«Какя себе представляю профессию дефектолога»

Профессиядефектолога представляется мне, как сборная солянка из множества областейзнаний: медицины, педагогики, психологии, физиологии, генетики,нейропсихологии, нейробиологии, социологии, философии, анатомии. Дефектолог -человек-оркестр. Сейчас я постараюсь обосновать свое видение.

Итак, дефектолог,где бы он не работал, успешен в своей деятельности, если открыт к новому идоверяет своему профессиональному чутью и творчеству на 100%. Детей сособенностями развития очень много, их гораздо больше, чем дефектологов. И онивсе разные. Причины, основания, диагнозы, анамнезы — могут быть одинаковые. Адети то, все разные, уникальные, неповторимые. Вы никогда не найдете двуходинаковых детей с РАС или ДЦП. Схожие моменты будут — да, одинаковости — нет. Иих надо социализировать, учить, развивать, любить. Методик и прочегопрофессионального инструментария для этого с каждым годом становится всебольше. Проблема в том, что методика не знает, что дети все разные, уникальные.Вот тут и просыпается человек-оркестр, та самая сборная солянка из всевозможныхзнаний, которая безликую методику одушевляет, подстраивает под каждый случай.Еще и делает это так, чтобы она работала! А если не работает, дефектолог рукине опускает, он из этой методики берет все, что помогло и добавляет другуюметодику. И так до бесконечности, пока не увидит результат. Какая еще изпрофессий так может? Никакая. Потому что все торопятся получить результат,научить. Дефектолог никуда не торопится. Он знает, что времени у него и не былодля получения результатов этих. Но ему наплевать, он знает секрет, которыйскрыт от других: любой инструмент, методика нужны не для того, чтобы научитьучиться, развивать, социализировать, а чтобы научиться жить. Жить с собой, ссемьей, с людьми, с природой, видеть красоту, наслаждаться солнцем и теплом.

Поэтому дефектологеще и волшебник, который видит хорошее, положительное там, где другие не видят,где другие опустили руки.

 

Задание 11. Раскройте содержание основныхпринципов специального образования. Заполните (по образцу) таблицу «Основныепринципы специального образования»

Принципы

Требования

Принцип педагогического оптимизма;

 

Раскрытие потенциальных возможностей лиц с особыми образовательными потребностями, опора на идею                  Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития».

Принцип ранней педагогической помощи;

 

Необходимость раннего выявления отклонений в развитии и максимального сокращения разрыва между моментом выявления первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционно-педагогической помощи.

Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования;

 

Опора на здоровые силы ребенка, построение образовательного процесса с использованием сохранных функций, анализаторов и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития.

Принцип социально-адаптирующей направленности образования;

 

Подготовить человека с особенностями развития к самостоятельной жизни в обществе. Этот принцип обеспечивается содержанием стандартов специального образования, формами и средствами коррекционно-педагогического процесса, позволяющими прочно усвоить нормы социальной жизни, соответствующие навыки и привычки.

Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средства специального образования;

 

Необходимость организации специальной работы по развитию мышления, речи и умения общаться со всеми категориями лиц с отклонениями в развитии.

Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании;

 

Использование предметно-практической деятельности в качестве средства коррекции и компенсации нарушенных психических функций. То, чему обычного ребенка можно научить на словах, для ребенка с особенностями психофизического развития становится доступным только в процессе собственной деятельности.

Принцип дифференцированного и индивидуального подхода;

 

Учет как индивидуальных особенностей каждого ребенка (особенности ВНД, темперамента, характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности знаний и навыков, работоспособность, умение учиться, мотивация, развитие эмоционально-волевой сферы и др.), так и его специфических особенностей, свойственных детям с данной категорией нарушения развития.

Принцип необходимости специального педагогического руководства.

 

Указывает, во-первых, на отличие педагогического руководства — деятельностью ребенка с отклонением в развитии от руководства учебно-познавательной деятельностью обычного ребенка, во-вторых, на обязательность специального педагогического руководства вследствие затрудненности или невозможности самостоятельной учебно-познавательной деятельности детей с особенностями психофизического развития

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет