X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

 

 

Программапрофессиональной переподготовки

«Олигофренопедагогика»

 

                                                     ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

на тему: «Использование информационныхтехнологий в образовании»

 

                                                                   Выполнила:

                                                                  Продан Елена Анатольевна

                                                                  учитель истории

                                                                  высшая квалификационная категория

                                                                 МБОУ « СОШ № 22»

                                                                                   

 

 

 

 

 

 

г.Симферополь

2022год

Содержание

Введение                                                                                                      3                                                                                                                                                                                                

1.Информационные технологии: сущность,возникновение

и развитие                                                                                                    4

1.1.Определение информационныхтехнологий                                      5

1.2.Средства и виды информационныхтехнологий                                7

1.3.Информационные технологииобучения                                            7

2.Информационные технологии:образовательные возможности         8

2.1.Цели,задачи,возможности ИТ вобразовании                                  11

2.2.Средства ИТ, используемые всистеме образования                      13

3.Единая ИнформационнаяОбразовательная Среда                            15

3.1. Общие сведения и подходы кпроектированию                             15

3.2.Принципы создания единойинформационно-образовательной среды образовательного учреждения                                                    22

4.    Цифровые образовательныересурсы                                              27

4.1. Требования к цифровымобразовательным ресурсам                    27

4.2. Технологиикомпьютерного дистанционного обучения                30

Заключение                                                                                               33

Список использованныхисточников                                                      34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Введение. Актуальностьисследования.

       В современном обществе осуществляется интенсивное внедрениеинформационных систем и технологий в учебный процесс всех звеньев образования.

Новыеаппаратные и программные средства, которые постоянно наращивают возможностикомпьютера, переход в разряд анахронизма понимания его роли как вычислителяпостепенно привели к вытеснению термина «компьютерные технологии» понятием«информационные технологии» (ИТ). Под этим термином понимают процессынагромождения, обработки, представления и использования информации с помощьюэлектронных средств. Суть информатизации образования определяют как созданиеусловий для свободного доступа к большим объемам активной информации в базахданных, электронных архивах, справочниках, энциклопедиях.

Еслиеще совсем недавно информационные технологии воспринимались скорее какнекоторая экзотика, необязательный, но, несомненно, комфортный для пользователяэлемент в мире компьютерных технологий, то теперь ситуация кардинальноизменилась, в частности в отрасли образования. Так, дидактическиориентированные программные средства сегодняшнего поколения, которые направленына использование ИТ, предлагают пользователю очень много вариантовиндивидуальной настройки, то есть ученик в процессе овладения учебнымматериалом может самостоятельно устанавливать скорость изучения, объем учебногои вспомогательного материала, ориентируясь на уровень его трудностей,собственные возможности и жизненные цели. Современный этап компьютеризацииобразовательной отрасли, обогащенный возможностью использования ИТ, становитсяреальностью, которая в настоящее время уже существенно влияет на качество,содержание, методику обучения и даже методологию образования.

Особоеместо во множестве ИТ занимают компьютерные учебные мультимедиа-системы (ММС),которые позволяют углубить знания, сократить сроки обучения, увеличить числослушателей на одного преподавателя. Многочисленные исследования подтверждаютуспех системы обучения с использованием ИТ. Технология мультимедиа – этовзаимодействие визуальных и аудио-эффектов под управлением интерактивногопрограммного обеспечения

Цельработы – на основе комплекса источников илитературы изучить теоретические и методические основы использованияинформационных технологий.

Исходяиз поставленной цели, сформулированы следующие задачи:

·                    изучить исторический аспект использования и проблемы определенияпонятия информационных технологий обучения;

·                    проанализировать проблему педагогической эффективности иклассификации информационных технологий;

·                    охарактеризовать психологические факторы использованияинформационных технологий;

·                    рассмотреть методологические особенности использованияинформационных технологий в учебном процессе.

Объектом  исследования являются технологии в системе образования.

Предмет исследования – процессиспользования информационных технологий в процессе обучения.

Методологическойосновой  исследования являются положения психологической ипедагогической науки об активизации процесса обучения школьников,диалектической связи и обусловленности педагогических явлений, необходимостисистемного подхода к образовательному процессу.

Теоретическое значение полученныхрезультатов заключается в освещении основных подходов к использованиюинформационных технологий в образовательном процессе.

Практическоезначение полученных результатов: результаты исследования могут бытьучтены во время создания учебно-методических материалов.

1. Информационные технологии: сущность, возникновение

и развитие. Развитие новых технологий всегдаследовало за новыми открытиями в других, подчас смежных, областях развитиячеловеческой мысли и потребностей общества. Технологии обучения всегдастроились на новых теориях психологии обучения.

1.1. Определение информационных технологий.                                     Слово технология происходит от греческого techne, что в переводе означает«искусство», «мастерство», «умение». С определенной точки зрения, всеперечисленные понятия могут трактоваться как процессы.

Под процессом обычно принято понимать совокупность определенныхдействий, направленных на достижение поставленной цели.

 Под технологией материального производства понимается процесс,определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменениясостояния, свойств, формы сырья или материала. Технология изменяет качество илипервоначальное состояние материала.

Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду стакими природными богатствами, как нефть, газ, полезные ископаемые и др.

 Следовательно,процесс переработки информации по аналогии с процессом переработки материальныхресурсов тоже можно определить как технологию.

Тогдасправедливо следующее определение: информационная технология — процесс, использующийсовокупность средств и методов обработки и передачи первичной информации дляполучения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Цельтехнологии материального производства – выпуск продукции, удовлетворяющей теили иные потребности человека или системы.

 Цельинформационной технологии — производство информации для ее последующего анализаи принятия на ее основе решения по выполнению какого-либо действия.

Всовременном обществе основным техническим средством обработки информации служитперсональный компьютер. Внедрение персонального компьютера в информационнуюсферу и использование телекоммуникаций определило новый этап развитияинформационной технологии, которая с этого момента получает наименования«новой», «компьютерной».

Определение«новая» подчеркивает радикально новаторский, а не эволюционный характер этойтехнологии. Ее внедрение существенно изменяет содержание различных видовдеятельности в учреждениях и организациях. В сферу новой информационнойтехнологии включены также коммуникационные технологии, обеспечивающие передачуинформации различными средствами, такими как телефон, телеграф, телевидение,факс и др. Определение «компьютерная» подчеркивает, что основным техническимсредством реализации информационной технологии является компьютер.

Существуюттри основных принципа компьютерной информационной технологии:

 —интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;

 —интеграция с другими программными продуктами;

 —гибкое изменение данных и поставленных задач.

Информационнаятехнология, как и любая другая технология, должна отвечать следующимтребованиям:

 —обеспечивать высокую степень расчленения всего процесса обработки информации наэтапы (фазы), операции, действия;

 —включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной цели;

 —иметь регулярный характер.

Приведемнесколько определений понятия «информационная технология». Под информационнымитехнологиями (ИТ) понимают процессы накопления, обработки, представления ииспользования информации с помощью электронных средств. Они характеризуется средой, в которой осуществляются, и компонентами, которые она содержит:

 —техническая среда (вид используемой техники для решения основных задач);

 —программная среда (набор программных средств для реализации ИТО);

 —предметная среда (содержание конкретной предметной области науки, техники,знания);

—методическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности идр.).

Информационнаятехнология (ИТ) — система процедур преобразования информации с целью ееформирования, организации, обработки, распространения и использования.

Основусовременных ИТ составляют:

—компьютерная обработка информации по заданным алгоритмам;

 —хранение больших объемов информации на машинных носителях;

 —передача информации на любое расстояние в ограниченное время. Технологическийпроцесс материального производства реализуют с помощью различных техническихсредств, к которым относятся: оборудование, станки, инструменты, конвейерныелинии и т.п. По аналогии, в информационной технологии тоже должно быть нечтоподобное. В роли технических средств производства информации будет выступатьаппаратное, программное и математическое обеспечение этого процесса. С ихучастием первичная информация перерабатывается в информацию нового качества. Вчисле этих средств выделим программные продукты и назовем их программныминструментарием. Инструментарий информационной технологии — совокупностьпрограммных продуктов, использование которых позволяет достичь поставленнойпользователем цели. К инструментарию можно отнести, например, все известныепрограммные продукты общего назначения: текстовый процессор (редактор),настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базамиданных, электронные записные книжки, электронные календари.

Информационнаятехнология тесно связана с информационными системами, которые являются для нееосновной средой. На первый взгляд может показаться, что приводимые в учебникахопределения информационной технологии и системы очень похожи между собой. На самомделе это не так. Информационная технология является процессом, состоящим изчетко регламентированных правил выполнения операций, действий, этаповвоздействия над данными разной степени сложности, хранящимися в компьютерах.Основная цель информационной технологии — в результате целенаправленныхдействий по переработке первичной информации получить необходимую дляпользователя информацию. Информационная система является средой, составляющимиэлементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программныепродукты, базы данных, люди, различного рода технические и программные средствасвязи и т.д. Основная цель информационной системы — организация хранения ипередачи информации.

Информационнаясистема представляет собой человеко-компьютерную систему обработки информации.Необходимо понимать, что освоение ИТ и ее дальнейшее использование должнысводиться к тому, что сначала необходимо овладеть набором элементарныхопераций, число которых ограничено. Из этого ограниченного числа элементарныхопераций в разных комбинациях составляется действие, а из действий, также вразных комбинациях, составляются более сложные операции, которые определяют тотили иной технологический этап. Совокупность технологических этапов образуеттехнологический процесс (технологию).

1.2. Средствами новых информационных технологий (СНИТ)(И.В.Роберт) называют программно-аппаратные средства и устройства, функционирующиена базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современные средстваи системы информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору,продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации.

Ксредствам новых информационных технологий относятся:

—персональные компьютеры (ПК), комплекты терминального оборудования для ПК всехклассов, локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации,средства манипулирования текстовой и графической информацией, средстваархивного хранения больших объемов информации и другое периферийноеоборудование современных ПК;

 —устройства для преобразования данных из графической или звуковой формыпредставления данных в цифровую и обратно; средства и устройства манипулированияаудиовизуальной информацией (на базе технологии мультимедиа и систем«виртуальная реальность»);

—современные средства связи;

 —системы искусственного интеллекта;

—программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы,операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.), системы машиннойграфики и др.

 Принятовыделять следующие виды информационных технологий: информационная технологияобработки данных, информационная технология управления, автоматизация офиса,информационная технология поддержки принятия решений, информационная технологияэкспертных систем. Информационная технология обработки данных предназначена длярешения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входныеданные и известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки.

Цельюинформационной технологии управления является удовлетворение информационныхпотребностей всех без исключения сотрудников, имеющих дело с принятием решений.Она может быть полезна на любом уровне управления.

1.3Информационные технологии обучения (ИТО).

Внаучно-методической литературе, посвященной проблемам информатизацииобразования, часто встречаются выражения как «новые информационные технологии вобучении», «современные информационные технологии обучения», «технологиикомпьютерного обучения», «компьютерные педагогические технологии», «ЭКССТО —электронно-коммуникативные системы, средства и технологии обучения» и др. Этосвидетельствует о том, что терминология в этой области исследований исоответствующие ей понятия еще не устоялись.

Внедрениев образование новых аппаратных, программных, коммуникационных средствпостепенно привело к вытеснению термина «компьютерные технологии обучения»понятием «информационные технологии обучения».

 Информационныетехнологии обучения (ИТО) — совокупность методов и технических средств сбора,организации, хранения, обработки, передачи и представления информации,расширяющей знания людей и развивающей их возможности по управлениютехническими и социальными процессами.

Говорить о новой информационной технологии обучения можно только в том случае, если:

 —она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии;

—она решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически илипрактически решены;

—средством подготовки и передачи информации обучаемому выступает компьютерная иинформационная техника.

 

2.Информационные технологии (ИТ): образовательные возможности.

Информатизацияобразования является одним из важнейших условий успешного развития процессовинформатизации общества. Ведь именно в сфере образования подготавливаются ивоспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную средуобщества, но которым предстоит самим жить и работать в этой новой среде.

Информатизацияобщества — совокупность взаимосвязанных политических, социально-экономических,научных факторов, которые обеспечивают свободный доступ каждому члену обществак любым источникам информации, кроме законодательно секретных.

Компьютерныеобразовательные технологии позволили на основе моделирования исследоватьразличные (химические, физические, социальные, педагогические и т.п.) процессыи явления. Компьютерная техника стала выступать в качестве мощного средстваобучения в составе автоматизированных систем различной степениинтеллектуальности. В сфере образования все больше стали использоватьсяавтоматизированные системы обучения, контроля знаний и управления учебнымпроцессом.

Информатизацияобразования — это процесс обеспечения системы образования теорией и практикойразработки и использования новых информационных технологий, ориентированных нареализацию целей обучения и воспитания.

Выделимосновные направления внедрения информационных технологий в образование:

 1)использование компьютерной техники в качестве средства обучения,совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество иэффективность;

2)использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения,познания себя и действительности;

 3)рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологийв качестве объектов изучения;

 4)использование средств новых информационных технологий в качестве средств творческогоразвития обучаемого;

 5)использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессовконтроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;

6)организация коммуникаций на основе использования средств информационныхтехнологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методическойи учебной литературы;

7)использование средств современных информационных технологий для организацииинтеллектуального досуга;

8)интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебнымпроцессом на основе использования системы современных информационных технологий.

Важнейшимизадачами информатизации образования являются:

 —повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебномпроцессе современных информационных технологий;

 —применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальнойсоставляющих учебной деятельности;

 —интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной,исследовательской и т.д.);

 —адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностямобучаемого;

 —разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизациипознавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоениесредств и методов информатики для эффективного применения в профессиональнойдеятельности;

 —обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;

 —разработка информационных технологий дистанционного обучения; —совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;

 —внедрение информационных технологий обучения в процесс специальнойпрофессиональной подготовки специалистов различного профиля.

Однойиз важнейших задач информатизации образования является формированиеинформационной культуры специалиста, уровень сформированности которойопределяется, во-первых, знаниями об информации, информационных процессах,моделях и технологиях;

 во-вторых,умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информациив различных видах деятельности; в-третьих, умением использовать современные ИТв профессиональной деятельности;

в-четвертых,мировоззренческим видением окружающего мира как открытой информационнойсистемы.

Ещеодна из задач информатизации образования — построение единого информационногообразовательного пространства (государства, региона). Процесс информатизацииобразования включает в себя систему следующих мероприятий:

1)оснащение учреждений образования и органов управления образованием аппаратнымии программными средствами информационных технологий;

2)подключение по высокоскоростным каналам к региональным, национальным имеждународным компьютерным образовательным сетям, к глобальной сети Интернет;

 3)создание и размещение в сети Интернет информационных ресурсов образовательногоназначения, интеграция различных баз данных на региональном и государственномуровне: образовательные порталы, официальные сайты учреждений образования иорганов управления, тематические ресурсы, методические сайты, электронныебиблиотеки, информационно-поисковые и аналитические системы и др.;

 4)разработка, экспертиза, апробация и внедрение программного обеспеченияобразовательного назначения, в том числе цифровых образовательных ресурсов;

5)формирование информационной культуры у всех участников образовательногопроцесса: сотрудников, педагогов, учеников, их родителей (в частиинформационного взаимодействия со школой);

 6)создание системы сопровождения и обслуживания средств информационных технологийв учреждениях образования и органах управления;

7)создание системы непрерывного обучения педагога информационным технологиям (курсы,мини-семинары, постоянно действующие семинары, конференции, конкурсы, решениепедагогических задач, система индивидуальных консультаций, работа проблемных итворческих групп, самообразование, профессиональное общение и др.).

 Вконцепции информатизации образования охарактеризованы несколько этапов этогопроцесса.

1этап характеризуется следующими признаками:

 —начинается массовое внедрение средств новых информационных технологий, и впервую очередь компьютеров;

—проводится исследовательская работа по педагогическому освоению средствкомпьютерной техники и происходит поиск путей ее применения для интенсификациипроцесса обучения;

 —общество идет по пути осознания сути и необходимости процессов информатизации;

—происходит базовая подготовка в области информатики на всех ступеняхнепрерывного образования.

 2этап характеризуется следующими признаками:

 —активное освоение и фрагментарное внедрение средств НИТ в традиционные учебныедисциплины;

 —освоение педагогами новых методов и организационных форм работы сиспользованием компьютерной техники;

 —активная разработка и начало освоения педагогами учебно-методическогообеспечения;

—постановка проблемы пересмотра содержания, традиционных форм и методовучебно-воспитательной работы.

 3этап характеризуется следующими признаками:

 —повсеместное использование средств современных ИТ в обучении;

 —перестройка содержания всех ступеней непрерывного образования на основе егоинформатизации;

—смена методической основы обучения и освоение каждым педагогом широкого кругаметодов и организационных форм обучения, поддерживаемых соответствующимисредствами современных информационных технологий.

Практическаяреализация компьютерных технологий и переход на последующие этапыинформатизации связаны с отбором содержания отдельных предметов с цельюсоздания компьютерных программ. Программное обеспечение должно отражатьдействующий учебный план и быть сопряженным во времени с учебным планом школы.

Такимобразом, одной из ведущих научно-методических проблем в данном случаестановится создание методологии проектирования современных информационныхтехнологий применительно к школьному образованию.

Каждыйпериод информатизации образования имеет две параллельные ветви развития:технологическая основа и инновационные процессы в самой системе образования.Принимая во внимание огромное влияние современных информационных технологий напроцесс образования, многие педагоги все с большей готовностью включают их всвою методическую систему.

Однакопроцесс информатизации школьного образования не может произойти мгновенно,согласно какой-либо реформе, он является постепенным и непрерывным.

2.1.Использования ИТ в обучении: цели, задачи, возможности.Функциональные свойства современных информационных технологий предоставляютобразовательному процессу реализацию множества возможностей, которые могутспособствовать повышению качества образования. Российские и зарубежные ученые,изучающие процессы информатизации образования, предлагают множество оценоквозможностей информационных технологий. Рассмотрим некоторые из них:

1.Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применениясредств современных информационных технологий:

 —повышение эффективности и качества процесса обучения;

—повышение активности познавательной деятельности;

—углубление межпредметных связей;

—увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.

 2.Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условияхинформационного общества:

—развитие различных видов мышления;

—развитие коммуникативных способностей;

 —формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать вариантырешения в сложной ситуации;

—эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологиимультимедиа;

 —формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;

—развитие умений моделировать задачу или ситуацию;

 —формирование умений осуществлять экспериментально-исследовательскуюдеятельность.

3.Работа по выполнению социального заказа общества:

—подготовка информационно грамотной личности;

—подготовка пользователя компьютерными средствами;

—осуществление профориентационной работы в области информатики.

Обучающаяпрограмма дает возможность обучающимся наглядно представить результат своихдействий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, иисправить ее. Перечисленные возможности компьютера могут способствовать нетолько обеспечению первоначального становления личности ребенка, но ивыявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться,созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений. Таким образом,можно выделить несколько аспектов образовательных средств ИТ:

1.Мотивационный аспект. Применение ИТ способствует увеличению интереса иформированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия:

—максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностейобучающихся;

 —широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий;

—раскрытия творческого потенциала обучающихся;

—освоения студентами современных информационных технологий.

 2.Содержательный аспект. Возможности ИТ могут быть использованы:

 —при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательныхресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины,

—для создания индивидуальных тестовых мини-уроков;

—для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельнойработы студентов.

3.Учебно-методический аспект. Информационные технологии могут быть использованы вкачестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Педагогможет применять различные образовательные средства ИТ на всех этапах учебногозанятия. Кроме того, преподаватель может использовать разнообразные цифровыеобразовательные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных занятий.

4.Организационный аспект. ИТ могут быть использованы в различных вариантахорганизации обучения.

5.Контрольно-оценочный аспект. Компьютерные тесты и тестовые задания могутприменяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний. Тестымогут проводиться в режиме online (проводится на компьютере в интерактивномрежиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме offline(оценку результатов осуществляет преподаватель с комментариями, работой надошибками).

Такимобразом,можно выделить основные направления использования информационных технологийв основной школе:

1.Компьютер и информационные технологии как объект изучения (курс информатики).

 2.Компьютер и ИТ как средство для обучения различным дисциплинам, как инструментподдержки предметных уроков и других видов занятий (использование ИТ в рамкахбазовых курсов программы основной и старшей школы).

3.Компьютер и ИТ как средство развития и воспитания.

4.ИТ как средство диагностики различных функциональных систем детского организма.

Цельюэтих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностейучащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация,интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступеняхобразовательной системы.

2.2.Средства ИТ, используемые в системе образования.

Основнымисредствами информатизации образования являются аппаратное обеспечение,программное обеспечение и содержательное наполнение

Каппаратным средствам относятся:

1.Компьютер — универсальное устройство обработки информации.

 2.Принтер — позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданнуюучащимися или учителем для учащихся. Для применения в школах необходим илижелателен цветной принтер.

3.Проектор — радикально повышает уровень наглядности в работе учителя, даетучащимся возможность представлять результаты своей работы всему классу.

4.Телекоммуникационный блок или сетевое оборудование (для сельских школ, преждевсего, — спутниковая связь) — дает доступ к российским и мировым информационнымресурсам, позволяет осуществлять дистанционное обучение, вести переписку сдругими школами.

5.Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами— клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения), атакже устройства рукописного ввода.

Особуюроль соответствующие устройства играют для учащихся с проблемами двигательногохарактера, например, с ДЦП.

6.Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер,фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон) — дают возможностьнепосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающегомира.

 7.Устройства регистрации данных (датчики с интерфейсами) — существенно расширяюткласс физических, химических, биологических, экологических процессов,включаемых в образование при сокращении учебного времени, затрачиваемого нарутинную обработку данных.

 8.Управляемые компьютером устройства — дают возможность учащимся различныхуровней способностей освоить принципы и технологии автоматического управления

 9.Внутриклассная и внутришкольная сети — позволяют более эффективно использоватьимеющиеся информационные, технические и временные (человеческие) ресурсы,обеспечивают общий доступ к глобальной информационной сети.

10.Аудио-видео средства обеспечивают эффективную коммуникативную среду длявоспитательной работы и массовых мероприятий.

11.Периферийное оборудование. Основные виды периферийного оборудования,используемого в компьютеризированных лекционных аудиториях и студияхдистанционного обучения: плазменные панели, интерактивные и сенсорные экраны,мультимедийные проекторы, ноутбуки, видеокамеры, микрофоны и др.

Рассмотримклассификацию образовательных средств ИТ по ряду параметров.

1.    По решаемым педагогическим задачам:

—средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающиесистемы, системы контроля знаний);

—средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальныеконструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);

 —вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающиекомпьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);

—комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

2.    По функциям в организации образовательного процесса:

 —информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронныепериодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы,информационные системы);

—интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);

 —поисковые (каталоги, поисковые системы).

3.    По типу информации:

 — электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией(учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники,энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методическиематериалы);

 — электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией(коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов иявлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамическиемодели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);

 — электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией(звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальныхпроизведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);

 —электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- ивидео объекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);

 —электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники,учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари,периодические издания).

Поформам применения ИКТ в образовательном процессе:

— урочные;

 —внеурочные.

Поформе взаимодействия с обучаемым:

 —технология асинхронного режима связи — «offline»;

—технология синхронного режима связи — «online».

3.Единаяинформационная образовательная среда (ЕИОС). Вусловиях информатизации одной из целей повышения квалификации и стимулированиясамообразования педагогов школы стало не только овладение ими базовыми навыкамив области ИТ, но и умение творчески применять эти навыки (ИТкомпетентность).Одной из компетенций учителя-предметника в сфере ИТ является наличиепредставлений о принципах формирования единого информационного пространстваобразовательного учреждения, понимание роли и места педагога в процессеинформатизации школы.

3.1.ЕИОС: общие сведения и подходы к проектированию.

Впоследние годы в рамках реализации федеральных целевых программ значительныесредства вкладываются в информатизацию образования.

Вобразовательные учреждения пришли компьютеры, школьные медиатеки пополнилисьцифровыми образовательными ресурсами, начали широко поддерживаться учительскиеинициативы, направленные на активное внедрение ИТ в образовательную практику.

Информационныепроцессы оказывают влияние на все составляющие образовательной системы:содержание образования и воспитания, деятельность педагогических ивспомогательных кадров, решение финансово-хозяйственных вопросов, а такжеопределяют систему ориентиров и точек роста образовательной системы в целом.Это связано с тем, что образовательный процесс, представляющий собойпедагогически организованное взаимодействие его участников, является такжеинформационным процессом, связанным с производством, хранением, обменом ипотреблением различной информации. В силу этого обстоятельства необходимоорганизовать единое информационное пространство образовательного учреждения, тоесть среду, в которой он будет протекать.

Созданиеединой информационно-образовательной среды страны, округа, региона,образовательного учреждения позволит повысить уровень качества образования,обеспечить обмен программно-методическими материалами, повысить профессиональныйуровень педагогов, создать более благоприятные условия сотрудничества педагогови привлечь к творческой деятельности учащихся.

Изучениювопросов создания единой информационной образовательной среды (ЕИОС) посвященыисследования различных авторов, таких как Я.А.Ваграменко, И.В.Роберт, В.А.Красильниковой.

 Единоеинформационно-образовательное пространство (ЕИОП) — реальность, организованнаяи управляемая единой выработанной концепцией, подходами и механизмамиреализации общей стратегии существования, развития и достижения целей повышениякультурного, образовательного и профессионального уровней субъектов,объединенных на единой информационно-технологической основе дляпрограммно-дидактического обеспечения образовательного процесса субъектоввыделенного пространства (В.А.Красильникова).

Информационно-образовательнаясреда (ИОС) — многоаспектная целостная социально-психологическая реальность,предоставляющая совокупность необходимых психолого-педагогических условий,современных технологий обучения и программно-методических средств обучения,построенных на основе современных информационных технологий, обеспечивающихсопровождение познавательной деятельности и доступ к информационным ресурсам(В.А.Красильникова).

Рассматриваемоепонятие информационно-образовательная среда содержит слово «информационно»,которое подчеркивает стремление современного общества построить образовательнуюсреду на основе современных информационных технологий.

Принятовыделять два типа моделей информационно-образовательной среды, сложившихся вразных условиях развития системы образования.

Первыйтип среды (закрытая модель) не имеет возможности или необходимости широкогообщения с другими образовательными учреждениями. Такой типинформационно-образовательной среды вполне жизнеспособен в традиционныхусловиях развития системы образования и общества. Информационно-образовательнуюсреду образовательного учреждения, разрабатывающую и потребляющую внутри своейструктуры программно-методические разработки, другие информационные материалыназывают закрытой информационно-образовательной средой.

Второйтип среды развивается на основе активного использования современныхинформационных и сетевых технологий. Такая образовательная среда учрежденияявляется открытой, наполняемой, динамичной, интегрированной с образовательнымисредами других образовательных учреждений.

Впоследних документах Министерства образования Российской Федерации ставитсявопрос о принципиальных изменениях в обеспечении доступа к открытой информациилюбого пользователя через компьютерные сети различного уровня. Именнообеспечение принципа свободного доступа к информации, где бы она ни находилась,по запросам обучающегося, педагога и других специалистов требует организацииинформационно-образовательной среды любого образовательного учреждения согласновторому типу.

Информатизацияуправления учебным процессом направлена на:

 —создание и развитие на базе локальных компьютерных сетей внутреннихинформационных систем региона, взаимодействующих с отечественными и зарубежнымиинформационными системами;

—генерацию и распространение распределенной системы баз данных и знаний,обеспечивающих решение задач управления учебным процессом;

 —разработку моделей функционирования процессов и технологий учебного процесса.

Врамках информатизации управления учебным процессом должны быть созданыинструментальные программно-дидактические средства и информационные ресурсы,направленные на интегрированное использование в создаваемой единойинформационно-образовательной среде. Первоочередным вопросом при реализацииединой информационно-образовательной модели федерального и региональногоуровней является централизованное создание административно-управляющего ядрапорталов квалифицированной командой. Все субъекты единой образовательной средыдолжны быть интегрированы в эту структуру по разработанным процедурам. Главнаязадача субъектов ЕИОС — разработка информационно-методических материалов и размещениеих на мини-порталах образовательного учреждения с предоставлением правасвободного доступа к информационным ресурсам любому пользователю.

Принятовыделять следующие наиболее важные задачи и направления, которые можно решитьпри создании и дальнейшем использовании ЕИОС (В.А.Красильникова):

1.Применение сетевых технологий обучения как основы современной моделиобразования и апробирование ее в практической педагогической и научнойдеятельности.

2.Создание условий для индивидуализации обучения и развития индивида, повышениедемократичности в получении образования различного уровня на основе современныхинформационных и образовательных технологий.

 3.Активизация совместного сотрудничества всего педагогического корпусаобразовательных учреждений разного уровня и профиля для разработки современныхкомпьютерных средств обучения в виде:

 —электронных пособий и учебников;

 —мультимедийных  демонстрационных и моделирующих материалов;

 —интерактивных компьютерных средств обучения по различным направлениямподготовки;

 —создание условий для повышения качества образования, обеспечениеучебно-методическими материалами и цифровыми образовательными ресурсами.

4.Усовершенствование системы непрерывного повышения квалификации учителей ипреподавателей вузов, работающих с информационными и сетевыми технологиями.

 5.Развитие творческого потенциала всех участников образовательного процесса,проведение научно-практических конференций школьников, студентов, учителей ипреподавателей вузов.

6.Проведение рабочих заседаний и семинаров по интересующим вопросам в режимевидеоконференций и Интернет трансляций.

 7.Проведение опросов и анкетирования по различным направлениям педагогическойдеятельности всех образовательных учреждений и системы образования в целом.

Приформировании информационной среды образовательного учреждения можно применитьразные подходы.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 965

 Чащевсего рассматривают подходы по следующим основаниям:

 —тип управления (распределенный, централизованный);

 —направление подготовки (общеобразовательный, профессиональный);

 —профиль подготовки (гуманитарный, технический, художественный);

 —уровень обучения (общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное,высшее профессиональное, послевузовское и дополнительное профессиональное).

 Косновным требованиям создания ЕИОС  исследователь  В.А.Красильникова относитследующие:

1)разработка концепции создания и функционирования ЕИОС;

2)создание и развитие корпоративной сети региона с подключением всехобразовательных учреждений региона;

3)объединение творческих сил преподавательского состава и педагогическихсотрудников образовательных учреждений;

4)равноправное участие всех образовательных учреждений обеспечиваетсяпосредством:

 —организации и развития интегрированной информационно-образовательной среды;

 —разработки, обсуждения и применения программного и методического продуктов,ориентированных на модернизацию учебного процесса и разработанных наколлективных началах;

—различного уровня семинаров по проблемам ведения педагогической деятельности;

—формирования и работы единого научно-методического совета образования округа;

 —принятия решений, касающихся педагогической деятельности любогообразовательного заведения;

 —получения любой информации, касающейся всех сторон научной и педагогическойдеятельности заведения;

5)открытость и доступ ко всем видам работ, проводимых любым участником созданияЕОИС;

6)обмен разработками программного и методического характера без каких-либоограничений, если субъекты ЕИОС принимали посильное участие в их разработке,апробации и доводке;

7)выработка и поддержание единых требований аттестации работ субъектов ЕИОС;

8)открытое и конструктивное обсуждение результатов по развитию ЕИОС. Принятовыделять следующие определяющие компоненты разработки информационно-образовательнойсреды:

—социально-педагогическое обоснование целесообразности и эффективности созданияинформационно-образовательной автоматизированной среды;

 —программно-технологическое обеспечение управления познавательной и учебнойдеятельностью;

—методическое обеспечение информационно-образовательной автоматизированнойсреды;

—кадровое и организационное обеспечение функционированияинформационно-образовательной автоматизированной среды;

—материально-техническое обеспечение.

Длявыполнения поставленных задач требуется совместная работа всех заинтересованныхсторон региона по следующим направлениям:

1.Создание единой корпоративной образовательной сети региона, сетиспециализированных аудиторий, оснащенных соответствующим оборудованием ипрограммно-методическим обеспечением; разработка и развитие технологийкорпоративного взаимодействия центральной специализированной аудитории с цельюформирования единого образовательного пространства.

2.Продолжение поиска и отработки эффективных современных технологий обучения, собращением особого внимания на комплексное применение технологий сетевого,дистанционного и мультимедиа обучения и научно-исследовательскоесотрудничество, как наиболее адекватную технологию подготовки способных изаинтересованных обучающихся.

3.Разработка и внедрение сетевых и дистанционных технологий обучения во все формыобучения, использование режима видеоконференций.

4.Создание и непрерывное сопровождение тематических и кафедральныхинформационно-обучающих сайтов как ведущего компонентаинформационно-образовательной среды.

 5.Совершенствование системы многоуровневой и разноуровневой подготовки инепрерывного повышения квалификации педагогических и инженерно-техническихкадров в области современных компьютерных и сетевых информационных технологий,в том числе сертифицированных специалистов по компьютерным сетям и современномупрограммному обеспечению.

Кпримеру, приведем следующую последовательность действий для подготовки созданияединой информационно-образовательной среды региона. Для этого необходимо:

1.Провести подробный анализ состояния информационно-образовательнойсреды субъектов образовательной сферы по следующим позициям:

 — оснащенность образовательных учреждений средствами компьютернойтехники и телекоммуникации (выходом в локальную, корпоративную и глобальнуюсеть Интернет);

— наличие программ информатизации образовательных учрежденийрегиона;

 — наличие и уровень использования информационных образовательныхресурсов и инновационных технологий каждым образовательным учреждением региона;

—выявление особенностей педагогической деятельности каждого образовательногоучреждения региона;

 —уровень подготовки педагогов образовательных учреждений общего образования,преподавателей вузов в области применения информационных технологий;

 —разработка архитектуры типового образовательного сайта образовательногоучреждения;

 —определение роли межвузовской электронной библиотеки, ее возможностей всоздании и развитии регионального образовательного портала.

2.Разработать структуру и программный комплекс образовательного порталарегионального уровня на основе системы образовательных сайтов образовательныхучреждений региона.

3.Создать региональный ресурсный центр для координации выполнения работ.

 4.Разработать систему требований для создания и функционирования  классовсвободного доступа к образовательным и другим информационным ресурсам.

5.Разработать модель единой информационно-образовательной среды региона на основеиспользования регионального образовательного портала, образовательных сайтовобразовательных учреждений и сетевых информационных технологий.

6.Разработать механизм развития единой информационно-образовательной средырегиона и сопряжения с сетями и информационными ресурсами науки, культуры издравоохранения.

Задачирегионального ресурсного центра:

 —разработка единой системы информационно-методической поддержки педагогов,работающих в удаленных от центра образовательных учреждениях;

 —разработка и приобретение учебно-методического обеспечения, электронных  мультимедийныхматериалов;

—организация и проведение сетевых конференций, постоянно действующихшкол-семинаров с участием специалистов, сопровождающих функционированиерегионального образовательного портала, представителей образовательныхучреждений, преподавателей вузов и учителей школ, родителей и учеников;

 —разработка программ подготовки и проведение курсов повышения квалификациипедагогов и специалистов других сфер деятельности (культуры, здравоохранения,инженерно-технического обслуживания, системного администрирования) в областисовременных информационных технологий.

Такимобразом, основа ЕИОС представляет  взаимосвязь образовательных порталовфедерального, регионального и образовательного уровня, решающих определенныезадачи.

1.     Основныезадачи федерального образовательного портала:

 —разработать ядро федерального портала и вести его администрирование; —определить принципы ведения учетной информации о региональных и другихспециализированных порталах, определить стандарты и требования к форматампредставления материалов на порталах более низкого уровня;

 —обеспечить выполнение необходимых процедур по функционированию сервероврегиональных порталов;

—обеспечить сбор информации и анализ работы региональных порталов;

—обеспечить ведение тематических конференций, семинаров и консультаций дляадминистраторов региональных порталов.

2.     Основныезадачи регионального образовательного портала:

—обеспечивать взаимодействие с федеральным порталом;

—обеспечить администрирование регионального портала;

—размещать информацию регионального значения;

—обеспечить выполнение необходимых процедур по реализации серверов порталовобразовательных учреждений;

 —обеспечить сбор информации и анализ работы порталов образовательных учреждений;

—обеспечить ведение тематических конференций, семинаров и консультаций дляадминистраторов порталов образовательных учреждений. 3. Основные задачипорталов образовательных учреждений:

—обеспечить взаимодействие с региональным порталом;

—обеспечить администрирование портала;

—размещать и обеспечивать ведение информации, соответствующей запросамконкретного образовательного учреждения;

 —обеспечить ведение тематических конференций, семинаров и консультаций дляпользователей и разработчиков информации мини-порталов.

Образовательныйпортал — сложный информационный комплекс, предназначенный для аккумуляцииготовой, а также для подготовки, размещения и использования распределеннойнаучной, научно-методической, образовательной и другой информации,ориентированной на совершенствование организации и управления образовательнымпроцессом в разных учреждениях и обеспечение категорий пользователей(В.А.Красильникова). Региональный портал образовательного сообщества долженстать комплексным, открытым инструментом накопления и использованияраспределенных образовательных ресурсов, эффективным средством формированияимиджа образовательной системы региона. Региональный образовательный порталявляется системой, выполняющей миссию обеспечения информационно-методическимиматериалами преподавателей, учителей и обучающихся разных категорий, интеграцииопыта инновационной работы в образовательных учреждениях.

3.2.Принципы создания единой информационно-образовательной среды образовательногоучреждения.

Построениеинформационной среды является главной задачей, которую в рамках развитияпроцессов информатизации решает каждое образовательное учреждение. Информационнаясреда образовательного учреждения может рассматриваться не только в качествекомпонента информационных сред более высокого уровня организации (района,города), но и как модель развития информационной среды образовательной системывообще, поскольку именно в условиях образовательного учреждения осуществляютсяосновные виды деятельности: обучение, воспитание и развитие личности детей. Единаяинформационная среда образовательного учреждения (ЕИСОУ) характеризуется рядомпризнаков и свойств. Развитие информационной среды связано с постояннымповышением уровня ее организации и технического оснащения.

Структураинформационной среды в основном определяется необходимостью решенияпедагогических задач, их взаимосвязью и взаимодействием участниковобразовательного процесса.

Информационнаясреда образовательного учреждения должна обеспечивать: — наличие единой базыданных;

—ввод данных с возможностью их последующего редактирования;

 —многопользовательский режим использования данных;

—разграничение прав доступа к данным;

—использование одних и тех же данных в различных приложениях и процессах;

 —возможность обмена данными между различными прикладными программами, а также сбазой данных.

 Информационнаясреда образовательного учреждения помогает решить задачу интеграцииинформационных потоков, характерных для основных видов деятельности образовательногоучреждения. Она является педагогически и технически организованной сферойинформационного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Основнымипользователями ЕИСОУ являются: директор, заместитель директора по ИТ, заместительдиректора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора поадминистративно-хозяйственной части (АХЧ), педагог-организатор, социальныйпедагог, психолог, секретарь, библиотекарь, классный руководитель,учитель-предметник, ученик, родитель.

ЕИСОУнеобходимо рассматривать как с технической точки зрения, так и сорганизационной, а также с точки зрения программного обеспечения. ЕИСОУпредставляет собой совокупность локальных информационных сред. Понятно, чтоинформационная среда заместителя директора по АХЧ должна отличаться отинформационной среды заместителя директора по учебно-воспитательной работе иучителя-предметника. Эти среды изолированы и не пересекаются. Иначе обстоитдело с информационными средами для классного руководителя, который одновременноявляется и учителем-предметником. Он выступает в разных профессиональных ролях,для каждой из которых предназначена своя информационная среда, но в данномслучае эти среды частично «пересекаются и объединяются». ИСОУ реализуется набазе локальной и глобальной вычислительных сетей образовательного учреждения.Без этих сетей невозможно осуществить информационные потоки и наладить ихвзаимодействие.

Типоваяорганизационная структура локальной сети ЕИСОУ включает:

—центральный выделенный сервер для хранения единой базы данных образовательногоучреждения и иных информационных ресурсов общего доступа;

 —компьютерные классы для преподавания курса информатики, для компьютернойподдержки общеобразовательных предметов, для организации внеклассной работы;

 —автоматизированные рабочие места (АРМ) административных работников, сотрудниковсоциально-психологической службы, методистов; — программные модулиавтоматизации библиотеки (медиатеки), учебных предметных кабинетов;

—школьный информационно-методический центр (ИМЦ);

 —демонстрационные комплексы.

Рассмотримболее подробно предназначение указанных структурных элементов.

Компьютерныеклассы предназначены для осуществления образовательного процесса в условияхгрупповой работы под руководством учителя.

Специализированныекомпьютерные классы предназначены для решения определенных дидактических задач,например, для организации изучения иностранных языков.

Малыеинформационные комплексы учебных кабинетов  обеспечивают применениеинформационных технологий при организации фронтальной работы с классом(демонстрационный режим) и индивидуальной работы с 1—2 обучающимися.

Информационно-методическийцентр обеспечивает подготовку и самоподготовку педагогических работников,производство электронных и печатных дидактических средств, ввод данных в базыучителями и классными руководителями.

Техническийкомплекс библиотеки обеспечивает автоматизацию учета библиотечного фонда,ведения абонемента и анализ пользования библиотечно-информационными ресурсами.

Демонстрационныйкомплекс лекционного зала обеспечивает возможность проведения лекций,внеклассных мероприятий, заседаний педагогического совета, родительскихсобраний и других мероприятий, связанных с использованием информационныхресурсов.

Автоматизированныерабочие места   сотрудников администрации образовательного учрежденияпредназначены для автоматизации профессиональных функций данных специалистов сцелью повышения производительности труда и эффективности управления.Коммуникационный узел обеспечивает доступ к ресурсам сети Интернет. Программноеобеспечение ЕИСОУ складывается из:

 —программного обеспечения общего назначения (текстовые и графические редакторы,электронные таблицы и др.);

—программного обеспечения для автоматизации деятельности различных служб (учетаучащихся и родителей, кадрового учета, составления расписания, анализауспеваемости, автоматизации библиотеки и др.);

—программно-методического обеспечения для организации учебно-воспитательногопроцесса (обучающие и развивающие компьютерные программы, электронныесправочники, мультимедийные энциклопедии и др.);

—информационных ресурсов образовательного учреждения (единая база данных,учебно-методические банки данных, мультимедийные учебные разработки, хранилищедокументов, веб-сайт).

Нормативно-организационноеобеспечение ЕИСОУ включает:

 —программу информатизации образовательного учреждения, в которой описываютсяосновные цели, задачи и этапы информатизации, приводится план мероприятий иплан развития технической инфраструктуры на текущий учебный год;

—планы реализации тех образовательных проектов, которые образовательноеучреждение осуществляет в данный момент;

 —распределение функций между сотрудниками образовательного учреждения, в томчисле по управлению процессами информатизации, техническому и методическомусопровождению, обучению и консультированию, внедрению информационных технологийв образовательную практику;

 —регламентирующие документы, в том числе права и обязанности пользователейЕИСОУ, графики работы компьютерного оборудования. Несмотря на то, чтоинформационная среда  включает в себя «личные» среды (с ограничением доступадля других пользователей), имеется информационное пространство, доступное длявсех участников образовательного процесса. Например, большая часть информации,используемой в управленческой деятельности школы, носит открытый характер(расписание, образовательные программы и т.п.). Программу развитияобразовательного учреждения и административную деятельность по ее обеспечениюможно системно обобщить в следующие пять блоков информационных ресурсовучебного заведения:

1.Блок учебно-воспитательной деятельности является самым представительным иобъемным по информационному наполнению. В этом блоке хранятся электронныеучебные материалы по школьным образовательным областям начальной, основной исредней ступеней непрерывного среднего образования.

Вего функции входит непрерывное образование по информатике, расширенноеобразование по математике, предметное гуманитарное образование,естественнонаучное образование, социально-экономическое образование. Вметодическом плане этот блок ориентирован на внедрение активных методовсамообучения, базирующихся на модели организации учебного процесса.

 2.Блок культурно-просветительной деятельности призван сформироватьинтеллигентного человека информационного общества. Кроме основных знаний пофундаментальным наукам выпускник современной школы должен владеть литературным,музыкальным, художественным и архитектурным наследием мировой цивилизации.Формированию культуры школьника должен способствовать широкий выбор виртуальныхмузеев, исторических памятников, картинных галерей и другихдостопримечательностей. Этот блок отвечает за формирование у учеников информационной,экологической и экранной культуры, творческой активности, высокойнравственности и толерантности. В методическом плане этот блок базируется наработе кабинета социальной информатики.

3.Блок информационно-методической деятельности школьных учителей ориентирован наразвитие творческой педагогики в школе, так как внедрение моделиобразовательного процесса требует создания и постоянного обновленияпрограммно-методических комплексов различных форм обучения (проектных,индивидуальных, дистанционных и т.п.). В его функции входит использованиеэлектронных учебных пособий, разработка собственных образовательных ресурсов,проведение телеконференций, формирование программно-методического фонда.

4.Блок научно-продуктивной деятельности основывается на работе школьного научногообщества и отвечает за приобретение учащимися профессиональных навыков,необходимых для жизни и работы в информационном обществе. Эта цель достигаетсяза счет совмещения образования с трудом, основанным на использовании новых информационныхтехнологий. В его работу должны входить обеспечение электронной библиотеки,формирование медиатеки, издательская деятельность, работа в Интернете.

 5.Блок административно-хозяйственной деятельности обеспечивает формирование итиражирование различных директивных документов (АРМ «Директор»),автоматизированное планирование учебного процесса (АРМ «Завуч»), работу склассными журналами (АРМ «Учитель»), анализ и обеспечение здоровья учащихся(АРМ «Медицинский кабинет»), психолого-педагогическую диагностику (АРМ«Психолог») и др.

Можновыделить следующие аспекты использования информационной среды в образовательномучреждении:

 1.Организационный аспект. Руководитель ОУ должен понимать значимость такой среды.

 2.Программно-технический аспект. Школа должна быть снабжена компьютерной техникойв объеме, который позволяет использовать ее не только на уроках информатики, нои на уроках по другим дисциплинам. Это принтеры, сканеры, проекторы и другоеоборудование для организации локальной и глобальной сети. На этапе созданияорганизационной и технической инфраструктуры в образовательном учрежденииоформляются программно-аппаратные комплексы, компьютерные классы,информационно-методический центр, демонстрационный комплекс лекционного зала,оснащаются компьютерами рабочие места административного персонала. Всекомпьютеры ОУ подключаются к сети. Идет активное внедрение обучающегопрограммного обеспечения.

 3.Кадровый аспект. Педагоги и сотрудники школ должны быть обучены. Необходимынавыки работы на компьютере, со стандартными системными и программнымиприложениями, со специальным программным обеспечением, навыки работы синформацией вообще и с информацией, расположенной в Интернете. ЕИСОУ можнорассматривать с различных точек зрения, что позволяет получить наиболее полноепредставление о ее месте в деятельности образовательного учреждения.

Даннымвидам деятельности соответствуют информационные ресурсы и сервисы ссоответствующим программным обеспечением:

1.Учебно-воспитательная работа: обучающие программы-тренажеры, тестовые системы,электронные энциклопедии, ресурсы Интернета, операционные системы и прикладныепрограммы иного назначения.

2.Управление образовательным процессом: системы учета успеваемости и личныхдостижений обучающихся, программы составления и редактирования учебнойнагрузки, расписания занятий, базы данных по работникам образовательногоучреждения и обучающимся.

 3.Управление контингентом обучающихся: базы данных по обучающимся, содержащиеполные персональные данные, включая сведения по успеваемости и достижениям.

4.Управление кадрами образовательного учреждения: базы данных по работникам,содержащие персональные данные, с возможностью получения сведений орезультативности профессиональной деятельности, повышении квалификации,программы подсчета стажа, составления тарификации и т.д.

 5.Управление ресурсами: базы данных по обучающимся и кадрам, фондам библиотеки,помещениям, оборудованию, УМК.

Какуже отмечалось, информационная среда обеспечивает оптимизацию управленияобразовательным процессом и управления образовательным учреждением:контингентом обучающихся, кадрами, материально-техническими ибиблиотечно-информационными ресурсами.

 Подведемитоги: создание единой информационно-образовательной среды – огромная работа, иее выполнение не под силу одному образовательному учреждению. Основнымтехнологическим звеном создания ЕИОС на федеральном уровне является созданиеединого административного ядра — федерального образовательного портала, которыйдолжен занимать центральное место в решении всех задач создания и развитияЕИОС.

4.Цифровыеобразовательные ресурсы (ЦОР).

4.1Требования к цифровым образовательным ресурсам.

Цифровойобразовательный ресурс, как и любой учебный материал, должен оцениватьсясовокупностью качеств. Систематизируя требования к разрабатываемым цифровымобразовательным ресурсам, необходимо отметить, что существует несколько подходов. 

СовременныеЦОР должны:

—соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образованияи науки Российской Федерации, используемым программам;

—ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокуюинтерактивность и мультимедийность обучения;

—обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения,учитывать возрастные  особенности учащихся и соответствующие различия вкультурном опыте;

—предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретениеопыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данногопредмета;

—обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;

 —содержать варианты учебного планирования, предполагающего модульную структуру;

 —основываться на достоверных материалах;

—превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя при этомтематические разделы;

—полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;

 —обеспечивать возможность параллельно использовать с ЦОРами другие программы;

 —обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку исохранение промежуточных результатов работы;

 —иметь там, где это необходимо, встроенную контекстную помощь;

—иметь удобный интерфейс.

Цифровыеобразовательные ресурсы не должны:

—представлять собой дополнительные главы к существующему учебнику/УМК;

—дублировать общедоступную справочную, научно-популярную, культурологическую ит.д. информацию;

—основываться на материалах, которые быстро теряют достоверность (устаревают).

Приразработке цифровых образовательных ресурсов необходимо, по мнению многихавторов, учитывать наличие двух моделей построения ЦОР: I. Дидактическая модель— объединяет критерии разработки ЦОР для содержательного наполнения иметодического сопровождения процесса использования ресурса в практике обучения.

II.Технологическая модель — содержит требования и критерии разработки ЦОР пошироте спектра и уровню технологической реализации цифровых ресурсов и ихсоответствию категориям информационно-программных продуктов.

Помнению Я.А.Ваграменко, в цифровом ресурсе должны быть учтены основные принципыдидактического, технического, организационного, эстетического характера.

Основныедидактические требования к созданию и применению цифрового ресурса с учетомконцепции личностно ориентированного образования:

—педагогическая целесообразность использования информационного ресурса вобразовании;

 —научность содержания ресурса, предъявление научно-достоверных сведений,объективных научных фактов, теорий, законов;

 —доступность предъявляемого учебного ресурса средствами ИТ данному контингентуобучаемых, соответствие ранее приобретенному опыту в целях предотвращенияинтеллектуальных и физических перегрузок обучаемого;

—повышение информационной емкости обучения за счет использования альтернативныхисточников, уплотнения и структурирования учебной информации, перевода ее вактивно функционирующий ресурс;

 —осуществление индивидуализации обучения в условиях коллективного; — сочетаниегрупповых и индивидуальных форм обучения в зависимости от его задач, содержанияи методов;

—развитие коммуникативных способностей обучаемого в результате осуществлениясовместной учебной, исследовательской, научной деятельности.

 Основныеорганизационные требования к созданию и применению цифрового образовательногоресурса:

—соответствие содержания и информационной упорядоченности учебного материалаобразовательным стандартам, учебным планам и программам образовательногоучреждения;

 —обеспечение комплексности и многофункциональности использования ИТ как вобучении (на разного рода занятиях — лекциях, лабораторных и практическихработах, в самоподготовке, в научно-исследовательской, внеклассной работе), таки в управлении образованием;

—адаптивность цифрового образовательного ресурса, возможность внесения в негоизменений и дополнений в зависимости от учебной программы и особенностейконкретного учебного заведения, целей педагогов и управленцев в образовании;

 —обеспечение эстетического восприятия и оформления ресурса, устанавливающихсоответствие функциональному назначению, упорядоченности и выразительности ихвизуальных и звуковых элементов; — наличие рекомендаций по использованиюресурса в учебно-воспитательном процессе;

 —организация учебно-воспитательного процесса педагогом, в полной мере владеющиминформационной культурой своего труда.

Вкачестве основных технических требований к созданию и применению ЦОР выступают:

—обеспечение устойчивой, бесперебойной работы;

—защита от несанкционированных действий, как непосредственного пользователяресурса, так и внешнего воздействий из сети;

—высокая скорость обработки информации и выполнения всех процедур при работе сресурсом в целях устранения негативных ощущений у пользователей, связанных сдолгой загрузкой очередного фрагмента или ожиданием реакции компьютера надействия пользователя;

 —возможности сетевых способов работы с ресурсом;

—простота составления ресурса в компьютерную систему;

—соответствие основы ресурса современным операционным системам.

Привсем вышесказанном, особо актуальной остается проблема комплексной оценкикачества ЦОР, предназначенных для обучения и развития школьников.

4.2.Технологии компьютерного дистанционного обучения.

Образование является приоритетной ценностью нового информационного века. Однакотрадиционные методики и средства обучения оказываются недостаточными длявыполнения повышенных требований к уровню подготовки выпускников высшей школы.Высокие темпы научно-технического прогресса приводят к быстрому устареваниюзнаний специалистов, работающих в различных областях, что обусловливаетнеобходимость продолжения для них образовательного процесса на протяжении всегоактивного периода жизни.

Ответомна возросшие требования к системе образования стало появление концепцииоткрытого образования, целью которого является подготовка обучаемых кполноценному и эффективному участию в общественной и профессиональных областяхв условиях информационного общества. Предполагается, что открытое образованиеповысит качество образования и разрешит противоречие между предложением испросом на образовательные услуги. Принципы открытого и непрерывногообразования могут быть реализованы только при применении дистанционных методовобучения, основанных на использовании современных информационных ителекоммуникационных технологий.

Словосочетание«дистанционное образование» (ДО) прочно вошло в мировой образовательныйлексикон. В течение последних трех десятилетий дистанционное обучение сталоглобальным явлением образовательной и информационной культуры, изменив обликобразования во многих странах мира. Возникла и бурно развивается целаяиндустрия образовательных услуг, объединяемых общим названием «дистанционноеобразование», впечатляющая огромным числом обучающихся, количествомобразовательных учреждений, размерами и сложностью инфраструктуры. Радикальныйпрорыв в области ДО произвели информационные и телекоммуникационные технологии,включая мобильный Интернет и беспроводные сети.

 Из-замногогранности и масштабности дистанционного обучения как явления, широкогоразнообразия образовательных услуг и форм организации (или моделей) ДОобщепринятого, канонического определения дистанционного обучения не существует.Если «дистанционное» означает «на расстоянии», то речь идет об образовании нарасстоянии, т.е. о такой форме образовательного процесса, при которой учащийсяи педагог находятся не в одной аудитории, а на значительном расстоянии друг отдруга. Некоторые исследователи считают, что дистанционное обучение — этосоставляющая дистанционного образования. Правда, при широком понимании обучениякак, например, «совместной целенаправленной деятельности учителя и учащихся, входе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание»,понятия «обучение» и «образование» становятся синонимами.

Дистанционнаятехнология обучения на современном этапе — это совокупность методов и средствобучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведениеучебного процесса на расстоянии на основе использования современныхинформационных и телекоммуникационных технологий.

Задачадистанционного обучения — учить, не имея прямого постоянного контакта собучаемым.

Характернымичертами дистанционного образования являются: гибкость, модульность, новая рольпреподавателя, специализированный контроль качества образования,специализированные технологии и средства обучения.

Принятовыделять следующие основные дидактические особенности дистанционного обучения:

-изучение отдельных учебных курсов (дополнительных) при домашнем обучении;

-расширение и углубление учебного курса (работа с одаренными детьми);

-обеспечениевозможности дублирования учебного курса, ликвидация пробелов знаний;

-обеспечение прохождения профильного уровня предметов в непрофильном классе;

-обеспечениереализации индивидуальных учебных планов (прохождение предметов на базовомуровне);

-использованиевозможностей дистанционного обучения в различных учебных ситуациях;

-обеспечение непрерывного образовательного процесса в условиях вынужденногоотсутствия педагога или обучающегося.

Системадистанционного обучения обладает следующими преимуществами и достоинствами:

—повышение уровня образованности общества и качества образования;

—удовлетворение потребностей страны в качественно подготовленных специалистах;

—развитие единого образовательного пространства, удовлетворяющего потребностинаселения в образовательных услугах независимо от места проживания, состоянияздоровья, материальной обеспеченности и др.;

 —повышение социальной и профессиональной мобильности населения, его социальнойактивности, кругозора и уровня самосознания.

 Достоинствасистемы дистанционного обучения становятся очевидными под воздействиемследующих процессов:

—формирование новых потребностей населения в современных методах и технологияхобразования;

 

—появление и быстрое развитие качественно новых технических средств обменаинформацией между участниками образовательного процесса;

—рост международной интеграции в системах образования при усилении конкуренциина мировых рынках образовательных услуг;

 —реализация конституционного права на образование каждого гражданина нашейстраны.

Впроцессе дистанционного обучения, осуществляемого посредством компьютерныхтелекоммуникаций, для осуществления взаимодействия преподавателей и учащихся, атакже для поддержки информационного потока между ними могут использоватьсясетевые технологии разнообразных форм:

—интернет-технология «Всемирная паутина»;

—электронная почта;

—телеконференции по электронной почте (offline) или в оперативном режиме(online);

 —электронные доски объявлений;

—электронные учебники;

—электронные библиотеки;

—телевидеоконференции.

Такимобразом, дистанционное образование, основанное на использовании современныхинформационных и коммуникационных технологий, позволит осуществить многоцелевые,в том числе междисциплинарные, образовательно-профессиональные программы,доступные различным социальным группам и слоям населения.

Заключение.В настоящее время в развитии процесса информатизации образованияпроявляются следующие тенденции:

—формирование системы непрерывного и открытого образования как универсальнойформы деятельности, направленной на постоянное развитие личности в течение всейжизни;

—создание единого информационного образовательного пространства;

 —активное внедрение новых средств и методов обучения, ориентированных наиспользование информационных технологий;

—синтез средств и методов традиционного и компьютерного образования; — созданиесистемы опережающего образования;

 —повышение демократизации образования;

 —индивидуализация обучения;

—расширение сотрудничества между участниками образовательно-воспитательногопроцесса;

—повышение культурного и образовательного уровня;

 —использование возможностей ИТ в управлении образовательным учреждением.

 Также, следует отметить, что в информационном обществе, когда информациястановится высшей ценностью, а информационная культура человека — определяющимфактором профессиональной деятельности, изменяются и требования к системеобразования, происходит существенное повышение статуса образования.

Подводяитоги, хочу отметить, что практическим последствием внедрения информационныхтехнологий в процесс обучения является: совершенствование организациипреподавания,

повышениеиндивидуализации обучения; повышение продуктивности самоподготовки учащихся;индивидуализация работы самого учителя; ускорение тиражирования и доступа кдостижениям педагогической практики; усиление мотивации к обучению; активизацияпроцесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательскойдеятельности; обеспечение гибкости процесса обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ

 

1.Беланович-Зубов В. Е. Опыт разработки иприменения средств мультимедиа в учебном процессе: методическое пособие /В.Е. Зубов; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации, Сиб. акад.гос. службы. – Новосибирск: СибАГС, 2005. – 136 с.

2.Богданова Д.А. О некоторых возможностяхиспользования современных разработок в информационно-коммуникационныхтехнологиях для образовании / Д.А. Богданова // Ученые запискиИСГЗ. – 2015. – № 1. – С. 54-59.

3.ВаграменкоЯ.А.Информационные технологии и модернизация образования// педагогическаяинформатика.-2000- № 2 — С.3-9.

4.ГобареваЯ.Л. Применение новых информационных технологий в образовании / ГобареваЯ.Л., Кочанова Е.Р., Торопова Н.В. // Информационные технологии вфинансово-экономической сфере: прошлое, настоящее, будущее Международнаянаучная конференция. – 2013. – С. 219-224.

5.ЕлинерИ. Г. Мультимедийная культура и современное общество / Елинер И.Г.. –Санкт-Петербург: Родные просторы, 2008. – 529 с.

6.Искусство мультимедиа: мультимедиа итехника / [В.Д. Сошников, проф., А.В. Денисов, проф., д.иск., И.Р.Кузнецов, доц., к.т.н. и др.; редкол.: В.Д. Сошников и др.] Санкт-Петерб.гуманит. ун-т профсоюзов. – Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-ПетербургскогоГуманитарного университета профсоюзов, 2010. – 198 с.

7.Использование мультимедийных технологийв основном и школьном дополнительном образовании: информационно-методическийсборник / ГОУ Санкт-Петербургский гор. дворец творчества юных [и др.];[сост. А. В. Кузнецов]. – Санкт-Петербург: Региональный центр оценкикачества образования и информ. технологий, 2011. – 38 с.

8. Красильникова В.А.Использование информационных икоммуникационных технологий в образовании: учебное пособие. Ориенбургскийгос.ун-т; 2-е изд. перераб. и дополн. Ориенбург: ОГУ.

9.Кулмуканова К.К. Практический опыт поинформационно-коммуникативным технологиям в образовании / КулмукановаК.К., Кутебаев Т.Ж., Мусина Г.Б., Сатыбалдина М.Б. // Международный журналэкспериментального образования. – 2016. – № 4-2. – С. 240-243.

10.Осин А. В. Открытые образовательные модульные мультимедиасистемы / А. В. Осин. – Москва: Агентство «Издательский сервис», 2010. – 326 с.

11.Подкопаев О.А. К вопросу обинформационных технологиях в дистанционном образовании / О.А. Подкопаев //Преподаватель как субъект и объект информационно-образовательной среды вузаХLIII научно-методическая конференция преподавателей, аспирантов и сотрудников.Под редакцией О.А. Корниловой. – 2016. – С. 278-282.

12.Позднеев Б.М. Разработка и гармонизациямеждународных и национальных стандартов по информационным технологиям вобразовании / Б.М. Позднеев // ИТ – Стандарт 2013 СборникIV Международной конференции. – 2013. – С. 35-47.

13. Роберт И. Основные направления процесса информатизацииобразования в отечественной школе // Школьные технологии. 2006. № 6. С. 19—28.

14.СавинА.Б. Применение информационных технологий в образовании / А.Б. Савин,А.С. Соловьёва // Актуальные проблемы науки и образования: прошлое,настоящее, будущее сборник научных трудов по материалам Международной заочнойнаучно-практической конференции – 2012. – С. 129-131.

15.СахибовА. Теория применения информационно-коммуникационных технологий вобразовании / А. Сахибов / Наука и Мир. – 2014. – Т.3. – № 4;  С. 81-83.

16.Сергеева А.С. Использованиеинформационных коммуникационных технологий в современном образовании /А.С. Сергеева // Образование: традиции и инновации Материалы Vмеждународной научно-практической конференции. Ответственный редактор: УваринаН.В. – 2014. – С. 406-408.

17.Уколов А. Информационные и медийныетехнологии в образовательном процессе / [Антон Уколов]. – М.: Б.и.,2003. – 32 с.

18.Федотова Д. Э. Мультимедийныетехнологии: учебное пособие / Федотова Д. Э. – Москва: МГТУ МИРЭА, 2013. –130 с.

19.Черкашина Н.В. Использованиеинформационных технологий в образовании / Н.В. Черкашина //Ученые записки ИСГЗ. – 2014. – № 2 (12). – С. 72-77.

20.Шитова Т.Ф. Новые информационныетехнологии в образовании / Т.Ф. Шитова, В.А. Гончарова //Новые информационные технологии в образовании: применение технологий «1С» вусловиях модернизации экономики и образования Сборник научных трудов 16-ймеждународной научно-практической конференции. – 2016. – С. 290-293.

21.Шонин М.Ю. К вопросу об информационныхтехнологиях в образовании в современном обществе / М.Ю. Шонин //Инновационные технологии в технике и образовании VII Международнаянаучно-практическая конференция : сб. ст. отв. ред. М. И. Мелихова. –2015. – С. 271-274.

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 965

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет