Контрольная работа по эстетике.
1.Что изучает эстетика:с точки зрения марксизма, с точки зрения Канта?
Сточки зрения марксизма, эстетика, поставила своей задачей раскрыть внутреннююприроду и закономерность возникновения, развития и общественного бытияэстетической мысли. С точки зрения марксизма, эстетические идеи, как и всякиедругие, являются отражением реального процесса человеческой жизни. Поэтомуисточник их возникновения и развития, причины расцвета и упадка нужно искать нев самих идеях, а в материальных условиях жизни общества, в характере классовойборьбы на каждом отдельном этапе общественного развития, учитывая при этом, чтообласть эстетического находится в живом взаимодействии с другими сторонамиобщественного сознания — политикой, моралью, искусством и т. д.
Критическаяфилософия Иммануила Канта изложена в трудах: «Критика чистого разума»,«Критика практического разума» и «Критика способности суждений». В первом изних Кант изложил свое учение о познании, во втором — этику, в третьем —эстетику. Основу всех трех «Критик» составляет учение Канта о «вещи в себе» и«явлениях». Согласно Канту, существует независимый от нашего сознания мирвещей, их философ называет «вещи в себе». Познание начинается с того, что «вещив себе» действуют на органы чувств и вызывают ощущения. Признавая существование«вещей в себе» независимо от сознания человека, Кант становится на позицииматериализма. Первичным для него является не наше сознание, а предметыматериального мира. Но, как только Кант переходит к рассмотрению вопроса опознании, его формах и границах, он оставляет материалистическую точку зрения иразвивает идеалистическое учение о познании. Решение этих трех вопросов Кантсвязывает с исследованием трех основных свойств познания: I) чувственности; 2)рассудка; 3) разума. Чувственность — свойство ощущений, рассудок — свойствопонятий и суждений, разум — свойство умозаключений, которые восходят к «идее» —понятие о безусловном соединении всех обусловленных явлений.
2.Известно, что искусство нацелено на формирование в человеке способности ксопереживанию. Однако Ницше утверждал, что сострадание противоречит законуразвития, ибо поддерживает то, что должно погибнуть, вставая на защитуобездоленных и осужденных жизнью, делая реальность более мрачной. Какова вашапозиция по этому вопросу?
ФилософияНицше потерпела крах испытаниемвременем. Безжалостность немецкого солдата к покоренным народам столкнулась ссостраданием русского солдата и проиграла.На самом деле, Фридрих Ницшезабыл, что самим своим существованием человечество обязано состраданию. Толькоэто чувство сострадания, способность поставить себя на место другого, позволилалюдям организовать взаимопомощь, сбиться в общины и создать цивилизацию.Ницшебыл увлечен модной в его время идеей естественного отбора, что и сказалось наего философии.
3.Охарактеризуйте категорию «прекрасное»: согласно платновоско-пифогарейскойтрадиции; согласно рационалистической трактовке эпохи классицизма.
Пифагорейцы оказали большое влияниена последующее развитие эстетики, в особенности на музыкальную эстетику. Онивпервые диалектически подошли к истолкованию гармонии и красоты, посколькустали рассматривать их как единство противоположностей.
Классицизм трактовал П. и его оценкурационалистично и нормативно.
4. Поясните, почему дизайн – видхудожественно-технической деятельности.
Дизайн — этопроцесс производства вещей,
мудроеи творческое решение человеческих проблем.
БрайенХорриган
ПонятиеДизайн. Дизайн впереводе с английского означает замысел проект,узор (замышлять, проектировать). В болееузком, профессиональном понимании дизайн означает проектно-художественнуюдеятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими иэстетическими качествами, деятельность по организации комфортной для человекапредметной среды — жилой, производственной, социально-культурной. В эпохуРенессанса в Италии существовало понятие designo — проекты,рисунки, лежащие в основе работы, идеи. Сегодня дизайн — это комплекснаямеждисциплинарная проектно-художественная деятельность, интегрирующаяестественнонаучные, технические, гуманитарные знания, инженерное ихудожественное мышление, направленная на формирование на промышленной основепредметного мира в чрезвычайно обширной зоне контакта его счеловеком во всех без исключения сферах жизнедеятельности. центральнойпроблемой дизайна является создание культурно- и антропосообразного предметногомира, эстетически оцениваемого как гармоничный, целостный.) Отсюдаособая важность для дизайна — это использование наряду с инженерно-техническимии естественнонаучными знаниями средств гуманитарных дисциплин — философии,культурологии, социологии, психологии, семиотики и др. Все эти знанияинтегрируются в акте проектно-художественного моделирования предметного мира,опирающегося на образное, художественное мышление.
5. Прав ли Брахт, считающий, что вне восприятияпубликой искусство не существует: «Статуя, погруженная на дно моря, не естьпроизведение искусства»?
Вопрос спорный, так какстатуя может быть выполнена талантливым мастером, и эта статуя тогда являетсяпроизведением искусства, а может быть это ширпотреб выполненный халтурщиком.Статуя, может быть произведением искусства, а может быть нет, независимо от тогогде она находиться. Если статуя выполнена талантливо, то бесспорно она являетсяпроизведением искусства и на дне моря.
6. Почемуклассицизм обращается к античным мифам.
Стремлениехудожников изобразить современные проблемы в зеркале античных мифов былосвязано с задачей выявить в том или ином явлении его родовые, устойчивые черты,понять сущность человека, идеальное воплощение которой они видели в античнойклассике.
7. Приведите пример образа «типичного героя» в реалистическом романе (например в романах Ч.Диккенса, У. Теккирея, Флобера, М. Лермонтова, Ф.Достоевского, Л. Толстого и т.п.)
Печорин— типичный герой 1830-х годов, и в Лермонтове есть что-то от Печорина. Какперекликаются слова Печорина о том, что он презирает жизнь, слермонтовскимисловами: Но судьбу я и мир презираю! Поэтому вГерое нашего времени мы так явственно слышим голос автора.
Конечно,Лермонтов — натура исключительная, но что общего у Лермонтова с его героемПечориным? Несомненно, что они были близки, ведь им пришлось жить в невероятнотрудное время. Они жили в эпоху безвременья, породившую страшнуюболезнь. Болезнь эта состояла в том, что в условиях самодержавно-полицейскогогосударства силы необъятные, дремавшие в молодом поколении, немогли найти себе достойного применения. Люди, одаренные от природы умом иволею живой, и своенравной головой, и сердцем, пламенным и нежным, остропереживали эту трагедию.
8. Чтосимволизирует «Демон» М. Врубеля.
Мысльизобразить, как выражался Врубель, «нечто демоническое» возникла еще в Киевепод впечатлением оперы русского композитора, пианиста и дирижера АнтонаРубинштейна «Демон» и одноименной поэмы Михаила Лермонтова. В пониманииВрубеля, Демон — не черт и не дьявол, потому что «черт» по-гречески значитпросто «рогатый», «дьявол» — «клеветник», а «Демон» означает «душа».
9. Ж.-Ж.Руссо был сторонником не толькосентиментализма, но и«мужественной, сильной красоты», презирая чертыутрированного изящества, манерность, жеманность искусства рококо, стремлениеукрашательства в барокко. Как вы понимаете главный принцип эстетики рококо –«искусство для наслаждения»?
Лозунг эстетики рококо – «искусство для наслаждения»– выражал достаточно точно и красноречиво мироощущение предреволюционнойаристократии, которая жила «одним днем» (стиль Людовика XV во Франции). Влитературе рококо нет места героизму и долгу; царят галантнаяигривость, фривольная беззаботность. Гедонизм становится высшей мудростью рококо.Поэты воспевают праздность, сладострастие, дары Вакха и Цереры, сельскоеуединение, отдаляющее человека от треволнений общественной жизни.Распространенным мотивом становится путешествие на остров Цитеру (островЛюбви).
10. Являетсяли реклама вещи художественным произведением. Почему?
Реклама,безусловно, способствует и эстетическому осмыслению предметного мира, повышаячувствительность к красоте, воспитывая и развивая культуру восприятия, вкус, вчем проявляется дидактическая ее направленность. Реклама, точно так же, как иискусство, обращается к эмоциональной сфере человека, воздействуя на негопосредством чувственных образов и удовлетворяя потребности эмоциональной жизни.Такие функции, как эстетическая и гедонистическая (способность доставлятьнаслаждение), присущи рекламе постольку, поскольку она сама является одним извидов художественной деятельности и неизбежно использует модели отображенияэстетических свойств явлений действительности и предметного мира, а такжеприемы их художественного постижения, которые выработаны искусством.
11. Можноли считать Интернет-арт новой формой художественного творчества? Почему?
Закономерно,что новые изобретения могут становиться инструментарием для искусства людей.Современных художников называют медиахудожниками или медиаартистами. Такиехудожники делают и презентуют свои произведения с помощью современныхинформационных и коммуникационных технологий — видео, компьютера, интернета.Медиаискусство на сегодня имеет много жанров и разновидностей, которыепостоянно изменяются и развиваются, в частности это видеоарт, медиаинсталяция,медиаперформанс, интернет-арт или нет-арт и другие.
Последнийвид искусства – нет-арт (Net.art, или сетевое / интернет искусство) — этохудожественные проекты, которые могут существовать исключительно в веб-среде.Интернет в данном случае является обязательным и единственным средствомвыражения медиахудожника. Произведения сетевого искусства уникальны ифактически отрицают главные идеи традиционного искусства. Невозможно сходить вмузей или на выставку и увидеть там эти произведения, поскольку они существуюттолько в онлайне и является результатом интерактивности виртуальногопространства.
Автор,художник, создает только главную идею, контекст и инструментарий, с помощьюкоторого пользователь может воплощать собственные фантазии и задумки. То естьна первый план выходит не демонстрация уже готового произведения, авзаимодействие, художественное общение. Из этого следует парадоксальный вывод:самого произведения как материального объекта фактически не существует, поэтомупонятно, что нет-арт является некоммерческим. Не нужно платить за билет вгалерею, все будет происходить в окне вашего браузера.
12.Известно, что в Греции произошло рождение театра и в делевоспитания граждан особое значение придавалось трагедии. Однако Руссоутверждал: «Пусть не приписывают театру способность изменять чувства и нравы:они в состоянии лишь следовать им … Говорят, будто трагедия ведет через страхк страданию. Допустим, – но что это за страдания? Преходящее пустое волнение… бесплодная жалость, действующаялегкой данью в виде нескольких слезинок ини разу еще не породившая ни одного гуманного поступка». Какова ваша точказрения?
Пусть же не приписывают театру способность изменять чувства и нравы: он всостоянии лишь следовать им иукрашать их. Автор, решившийвступить в противоречие с господствующим духом, скоро оказался бы автором дляодного себя. Из этих предварительных замечаний следует, чтотеатральное зрелище укрепляет национальный характер, усиливает естественныесклонности и придает большую энергию всем страстям.
13. Библейскиесюжеты в искусстве. Примеры.
МЕРТВЫЙХРИСТОС. Джузеппе Саммартино — итальянский скульптор южно-итальянской школы.Работал в Неаполе. В его манере традиции барокко соединились с веризмомнеаполитанской пластики. Мертвый Христос — самая известная егоработа. Скульптура выполнена в 1756 году.
МУЗЫКА.Генрих Фон Бибер (1644 — 1704)
Генрихфон БИБЕР — австрийский композитор и скрипач родом из Богемии.
Наиболееизвестен сборник его 15 сонат «Розарий» (ок.1676). Автор духовной музыки,инструментальных ансамблей, опер. По-видимому, Б. является автором 53-голосной«Зальцбургской мессы», которая долгое время приписывалась разнымавторам.Написал 16 мистерий-сонат для скрипки и бассо-континуо (орган, виола дагамба). Часто встречаются символы розы и креста
АРХИТЕКТУРА.Базилика Хигвей
БазиликаХигвей – главный кафедральный собор Пресвятой Девы Марии, расположенный нацентральной улице одноименного города. Базилика является одной из самых важныхи самых посещаемых святынь в Доминиканской Республике и известным религиознымцентром в Латинской Америке.
ЖИВОПИСЬ.ПОЛЕНОВ ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ
КартинаВ. Д. Поленова «Исполнялся премудрости» является одним из вариантов (возможноэскизом) одноименной композиции, входящей в цикл картин «Из жизни Христа».
ПРОЗА.УЛИЦКАЯ ЛЮДМИЛА ЕВГЕНЬЕВНА(род.1943)
МЕДЕЯИ ЕЕ ДЕТИ. Мотивы дома, семьи, религиозных ценностей являются центральными вромане Л. Улицкой «Медея и ее дети». Действие романа происходит в Крыму, в домепожилой Медеи.
14. Евангелистские сюжеты в искусстве. Примеры.
«Иисусиз Назарета» Дж. Дзефирелли. Дзефирелли в своей картине наглядно показал, чтоизобразить идеал технически возможно, но с точки зрения художественногорезультата невыполнимо. Целью режиссера, снимавшего фильм по заказукатолической церкви, видимо было создание научно-популярного изложенияописывающего евангельские события.
Изгнаниеторгующих из храма Рембранд. Описанное событие является эпизодом земной жизниИисуса Христа. На празднике Пасхи в Иерусалиме евреи были обязаны «заклатьпасхальных агнцев и принести жертвы Богу», в связи с чем в храм сгонялижертвенный скот и устраивали лавки для продажи всего необходимого прижертвоприношениях. Здесь же располагались разменные кассы: в обиходе былиримские монеты, а подати в храм по закону уплачивались еврейскими cиклями.
15. Приведитепримеры поп-арта в городской среде.
Зарождениепоп-арта. В 1952 при Институте современного искусства в Лондоне несколькокритиков, художников и архитекторов образовали «Независимую группу», изучавшуюсовременные технологии и городскую народную культуру.
Изученияпроводились на основе американской культуры, к которой члены группы испытывалисмешанные чувства иронии и восхищения. Ричард Гамильтон и Эдуард Паолоццисоздавали композиции-коллажи из наиболее популярных тем печати и рекламы новыхпромышленных изделий (Ричард Гамильтон «Так что же делает наши сегодняшние доматакими особенными, такими привлекательными?».