Методывключения детей в активные формы деятельности по предметам естественнонаучногоцикла.
Ксегодняшнему дню ярко выражен дефицит практической направленности естественно-научного образования, вследствие чего уменьшается интерес учащихся к изучению физики ихимии, как предметам. Отличительной особенностьюнового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной цельюразвитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционногопредставления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков,формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийсядолжен овладеть. Требования к результатам обучения сформулированы в виделичностных, метапредметных и предметных результатов. Школьный курс физики — системообразующий,поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии,географии и астрономии. Современная физика – быстро развивающаяся наука, и еёдостижения оказывают влияние на многие сферы человеческой деятельности.
Одним из подходов,методов в активизации познавательных способностей детей среднего и старшегозвена является погружение в предметы (сентябрь, первая неделя, три — четыредня). Выдерживая временные рамки урока, блоками раскрываются основные темыкурса, изучаемые в течение года (физики, химии, биологии) с акцентом напрактическую значимость предмета. Предлагаются задания, выполняя которыеребёнок вынужден простраивать траекторию изучения материала, используяразличные интерактивные технологии и знания по другим предметам.
Для «выращивания» учебнойсамостоятельности подростков как одного из ведущих результатов образования восновной школе необходимо
усилить поисково-исследовательский,проблемный характер предметного содержания, связанный с опробованием,моделированием, экспериментированием в рамках образовательных областей;повысить роль проектной деятельности учащихся.
Особую значимостьэтому виду деятельности учащихся придает то, что она носит выраженныйпоисково-исследовательский характер и оформляется в виде конкретного продукта –текста, видеофильма, компьютерной программы, макета и т.п.
Введение в проектнуюдеятельность особенно эффективно, если проводить его в режиме погружения впредмет. В начале учебного года в течение четырёх дней учащиеся погружаются впредметы. Погружение начинается с фестиваля идей, на котором дети выбираютпонравившиеся им направления в предметах. Презентацию проводят преподаватели,заранее продумывающие программу. Задача учителя рассказать о темах, которыебудут изучаться в данном учебном году, и сделать акцент на применение ииспользование изучаемого материала в жизни.
Ограничениемявляется лишь количество выбранных направлений — два. Например, литература ифизика, физика и химия, общество и биология. В течение четырёх дней, по две ленты(по времени лента длится три урока), дети погружаются в выбранные предметы.
Учительрассказывает о том, как можно использовать изучаемый материал применительно кбыту, природным явлениям или технике. Погружая детей в существующие проблемыили рассказывая о противоречиях, учитель тем самым предлагает разобраться ипорешать создавшиеся неопределенности. Учащиеся, как показывает практика, включаютсяи предлагают пути возможных выходов, алгоритмы решения, выбирая при этомсамостоятельно траекторию возможных алгоритмов и форму реализации проектов.Проекты по времени могут быть долгосрочными и кратковременными. Заканчиваетсяпогружение фестивалем проектов, где дети представляют свои мини-наработки. Некоторыемогут в течение года иметь продолжение. А кто-то просто презентует продуктсвоей деятельности. Это могут быть фотосессии погружения, реферативная работаили презентация по выбранной теме.
Примеры: В рамкахизучаемой темы «Растворы, виды растворов» учащиеся в течение года на урокахзнакомятся с понятиями насыщенный, ненасыщенный, перенасыщенный раствор ипроделывают практическую работу «Приготовление растворов различнойконцентрации». На погружении демонстрируется: мел, который используют вгимназии, плохого качества,- рассыпается при надавливании, а цветные мелкицарапают доску и не оставляют видимый след. Учитель предлагает сделать мелхорошего качества своими руками. Механизм приготовления — это выпариваниеочень концентрированного раствора. Учащиеся получают навык работы поприготовлению, возникает необходимость подбора литературы, выбора технологии изготовленияи последовательности добавления ингредиентов.
В восьмом классеучащиеся пробовали вырастить кристаллы соли, и у всех получился не оченьпрезентабельный результат, в отличие от природных кристаллов выросших, напримерв озере. Учитель физики в рамках изучаемой в 10 классе темы МКТ предлагаетучащимся разобраться в свойствах кристаллов сахара. Вырастить монокристаллсахара, исследуя температурный режим, получить методом плавления кристалл леденцаи исследовать свойства полученных образцов (например: показатель преломления).Работать учащиеся могут, выбирая и тему, и возможный вариант представлениярезультатов: в одиночку, группой или парами.
Контрольно-оценочнаядеятельность учителя на данном этапе образования сосредотачивается, преждевсего, на:
-способах работы учащихся сразличными источниками информации; использовании ими всевозможных моделей исамостоятельной постановки новой задачи;
-способах планирования учащимисясамостоятельной работы;
-сформированности рефлексивной ипрогностической оценок;
-способности устанавливать причинынесоответствия замысла и реализации;
-индивидуальных способах решениязадач;
-умении проводить исследования иставить эксперименты.
Основной формойоценки деятельности учащихся становится зачетная система, с учетом видовдеятельности, отслеживанием развития компетенций учащихся.
Зачеты могутиметь различные формы и виды организации: устное собеседование, стендовыйдоклад, письменная работа, выступление на конференции и т.д. Форма оцениваниязачетных работ также может быть совершенно различной в зависимости от того, вкакой форме проводится сам зачет. ( каждой категории учащихся, в зависимости отвыбора ими вида деятельности ) Средством фиксации результатов сдачи зачетов служатиндивидуальные зачетные книжки учащихся. Учитель вписывает в зачетнуюкнижку форму зачета, указывает условную оценку деятельности: зачет «автомат»,зачет или не зачет. Книжки по истечении зачетной недели просматриваются иподписываются родителями, затем сдаются на подпись классным руководителям иадминистрации школы.
Правильная организациязачетной системы способствует формированию целостной системыконтрольно-оценочной деятельности, как со стороны учителей, так и со стороныучащихся и их родителей.
-открытая защитаучащимися своей деятельности как форма аттестации за определенный период(учебный блок, год и т.д.). Такой отчет включает в себя всю образовательную деятельностьученика во всех ее видах и формах и сопровождается обстоятельным обсуждениемего успехов и неудач, в котором принимают участие учителя, дети, родители.
Важна и определеннаядиагностика непосредственно на выходе из погружения. Прежде всего, с цельюопределения «первичного» уровня освоения темы, а также для фиксациипоследующего его приращения за период самостоятельной работы. Одна из возможныхформ проведения такой диагностики – диагностическая работа, в содержаниекоторой должны войти задания невысокого уровня сложности, задания наопределение уровня сформированности только лишь основных, основополагающихумений по данной теме. Возможно, в эту работу следует включать и задания наопределение уровня сформированности общеучебных умений (так, например, в физикеэто могут быть умения использовать измерительные приборы для определения физическихвеличин, умение оценивать погрешности измерений, в биологии – умение строитьлогический ряд, проводить сравнительный анализ и др.).
Эффективностьпроцесса обучения зависит от умения правильно выбрать технологические приёмы,удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных формурока. Важно понимать, что каждый ученик успешен, талантлив и уникален во всем.Современные технологии позволяют определить сферу комфортности для каждого.
