X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

ОТДЕЛПО ОБРАЗОВАНИЮ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И  СПОРТУ АДМИНИСТРАЦИИ ОСТРОГОЖСКОГОМУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

 

Рассмотрено:                                                                         Утверждаю:

Заседаниепедагогического совета                                       Заведующий МКДОУ

МКДОУ детский сад«Солнышко»                                      детский сад «Солнышко»

Протокол №2от от30.01.2023г.                                                      МатюхинаЮ.Ф.____

                                                                                                 Приказ №26/1-ОД от 30.01.2023г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Адаптированная дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности длядетей с ОВЗ и инвалидностью «Умелые руки»

 

 

https://disk.yandex.ru/i/6bUtZu6OlarqAw на яндекс диске

 

                                    https://solnishkoostrog.obrvrn.ru/sveden/education/programma-dlya-detey-s-ovz/?property_code=edit_mode&property_value=Y

 на сайте доу

 

 

                                                

                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Острогожск 2023 год

 

Оглавление

1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………..3

1.2. Актуальность……………………………………………………………………..3

1.3. Педагогическая целесообразность……………………………………………..4

1.4. Адресат программы……………..………………………………………………5

2.    Сроки и условия реализации программы………………………………………6

2.1. Цели и задачи программы…………..……………………………………………7

2.2. Планируемые результаты……………….……………………………………….7

3. Содержание программы. Учебный план…………………………………………9

3.1. Содержание программы……………………………………………………….10

4. Комплекс организационно-педагогических условий…………………………14

4.1. Учебно-календарный график…………………………………………………14

4.2. Условия реализации программы……………………………………………..14

4.3.  Материально-техническое обеспечение…………………………………….14

4.4. Информационное обеспечение……………………………………………….14

4.5. Кадровое обеспечение……………………………….. ………………………15

4.6 Оценочные материалы……………….…………………………………….…..15

4.7.Методы педагогической диагностики……… …………………………………15

4.8. Методы и технологии обучения и воспитания.………………………………16

5.Список литературы………………………………………………………….……18

Приложение 1……………………………………………………………………….20

Приложение 2……………………………………………………………………….21

Приложение 3……………………………………………………………………….23

Приложение 4……………………………………………………………………….26

Приложение 5……………………………………………………………………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка


       Старший дошкольный возраст — важнейший период формирования жизненногоресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественныхотношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств.

Особенно значим этот период жизни для детей сограниченными возможностями здоровья, поскольку такие дети часто отстают отсверстников в обучении, им трудно дается усвоение материала, появляютсязначительные сложности в общении не только с ровесниками, но и взрослыми.Общими для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья являются вразной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций,нарушение умственного развития, замедленный темп либо неравномерное становлениепознавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточночасто у обучающихся отмечаются нарушения речевой функции и мелкой моторики рук,зрительного восприятия, пространственной ориентировки и эмоционально-личностнойсферы.

Данная программараскрывает творческие способности ребенка с ограниченными возможностямиздоровья, развивает художественный вкус, фантазию, трудолюбие. Сам процессрукоделия способен доставить ребенку огромную радость и желание творить. Всевиды рукоделия, представленные в программе, развивают у детей с ограниченнымивозможностями здоровья способность работать руками под управлением сознания,совершенствуют мелкую моторику рук, точные движения пальцев, развиваютглазомер. Такие занятияспособствуют более успешной адаптации ребенка в обществе и интеграции в нем.

1.2. Актуальность

 

Актуальность  данной программыобусловлена необходимостью решения проблемы социально — педагогическойреабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и направлена насоздание благоприятных условий для их творческой деятельности и самореализации.

    Направленность  программы  «Умелые руки»   –   по содержанию являетсяхудожественной; по функциональному предназначению – адаптированнойобщеразвивающей; по форме организации – индивидуальной, групповой; по времениреализации – одногодичной, по уровню усвоения материала — ознакомительной.

    Содержание программы адаптировано к потребностям ребенка сограниченными возможностями здоровья и направлено на развитие познавательных процессов, на создание первоначальныхоснов в области декоративно — прикладного творчества, развитие познавательногоинтереса, творческих способностей учащихся с учетом уровня его возможностей.

 

 

Данная             программа    составлена   в    соответствии    сосновными нормативными документами:

ü Концепция развития дополнительного образования детейдо 2030 года,

утвержденная распоряжениемПравительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. No 678-р;

ü Порядок организации и осуществления образовательнойдеятельности

по дополнительнымобщеобразовательным программам, утвержденный приказом Минпросвещения России от9 ноября 2018 г. No 196;

ü Порядок организации и осуществления образовательнойдеятельности

по дополнительнымобщеобразовательным программам, утвержденный приказом Минпросвещения России от27 июля 2022 г. No 629 (вступает в силу 1 марта 2023 г.)

ü Федеральный государственный образовательный стандартначального

общего образования обучающихся сограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки Россииот 19 декабря 2014 г. No 1598;

ü Федеральный государственный образовательный стандартобразования

обучающихся с умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями)», утвержденный приказом МинобрнаукиРоссии от 19 декабря 2014 г. No 1599;

ü Целевая модель развития региональных системдополнительного

образования детей, утвержденнаяприказом Минпросвещения России от 3 сентября 2019 г. No 467;

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

ü Письмо Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. NoВК-641/09

«О направлении методическихрекомендаций» (вместе с «Методическими

рекомендациями по реализацииадаптированных дополнительных

общеобразовательных программ,способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональномусамоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включаядетей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).

ü Письмо Минпросвещения России от 1 августа 2019 г. NoТС-1780/07

«О направлении эффективныхмоделей дополнительного образования для

обучающихся с ОВЗ»;

ü Примерные адаптированные основные образовательныепрограммы

дошкольного образования,начального общего образования, основного общего образования для обучающихся всоответствии с нозологическими группами https://fgosreestr.ru/;

ü Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. No 181-ФЗ «Осоциальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениямиот 28 июня 2021 г. No 219-ФЗ);

ü Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ «Обобразовании в

Российской Федерации».

 

üПоложениемо разработке, структуре и утверждения дополнительной общеразвивающей программыв МКДОУ детский сад «Солнышко».

 

 

1.3. Педагогическая целесообразность

 

 Программадает возможность создания ситуации успеха для детей с ограниченнымивозможностями здоровья через применение индивидуально-дифференцированногоподхода в обучении, что позволяет дошкольникам справиться с возможнымитрудностями при выполнении задания, повышает самостоятельность детей. Программа опирается на принципы витагенности(жизненной определенности), доступности, здоровьесбережения, наглядности,активности и направлена на творческую реабилитацию детей с ОВЗ основанную наискусстве, в первую

очередь декоративную и творческуюдеятельности. Основная цель данного подхода состоит в гармонизации развитияличности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Отличительной особенностью данной программыявляется ее адаптированность под запросы конкретных  детей.  Программа «Умелые руки»  ориентирована насоздание условий для развития творчества учащихся, повышение уверенности всебе, в своих силах, что позволяет выстраивать образовательную деятельность сполным учетом особенностей заболевания.

 

                                               1.4.Адресат программы

 

Даннаяпрограмма разработана для детей старшего дошкольного возраста 5-8 лет. Освоениепрограммного материала рассчитано на один учебный год.

Максимальное количество детей в объединении 5 человек.Академических часов в год – 36. Срок реализации  один год — 36 часов.

 Особенности детей снарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Для детей с нарушениями функций опорно-двигательногоаппарата характерно своеобразное психическое развитие, обусловленноесочетанием раннего органического поражения головного мозга с различнымидвигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Важную роль в генезе нарушенийпсихического развития играют возникающие в связи с заболеванием ограничениядеятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и обучения.Принарушениях функций опорно-двигательного аппарата нарушено формирование нетолько познавательной деятельности, но и эмоционально-волевой сферы и личности.Структура нарушений познавательной деятельности при нарушениях функций опорно-двигательногоаппарата имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей. Кним относятся:

üнеравномерный,дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций;

üвыраженность астеническихпроявлений – повышенная утомляемость,

üистощаемость всехпсихических процессов;

üсниженный запас знаний ипредставлений об окружающем мире.

 Дети с нарушениями функцийопорно-двигательного аппарата не знают многих явлений окружающего предметногомира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что былов их практике. Это обусловлено следующими причинами: вынужденная изоляция,ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи сдлительной обездвиженностью или трудностями передвижения; затруднения

   В познании окружающего мира в процессепредметно-практической деятельности, связанные с проявлением двигательных исенсорных расстройств. При нарушениях функций опорно-двигательного аппаратаотмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторныхсистем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенносказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняетинтеллектуальную деятельность таких детей.

 

Особенности детей с задержкойпсихического развития (ЗПР).

Для детей с задержкойпсихического развития характерны следующие основные черты: повышеннаяистощаемость и в результате нее низкая работоспособность; незрелость эмоций,воли, поведения; ограниченный запас общих сведений и представлений; бедныйсловарный запас, не сформированность навыков интеллектуальной деятельности;игровая деятельность сформирована также не полностью. Восприятиехарактеризуется замедленностью. В мышлении обнаруживаются трудностисловесно-логических операций. У детей с ЗПР страдают все виды памяти,отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Имнеобходим более длительный период для приема и переработки информации.

Л.С. Выготский неоднократноподчеркивал, что процесс формирования психики ребенка определяется социальнойситуацией развития, под которой понимаются отношения между ребенком иокружающей его социальной действительностью. Обучение детей этих групп попрограмме «Бисерная мастерская» позволяет тренировать эмоциональную и волевуюсферы, первичные познавательные процессы, увеличивать словарный запас,развивать речь, запускать процессы адаптации и социализации в группесверстников. Содержательная деятельность в рамках программы позволяет решатьвопросы развития детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата иЗПР.

Даннаяпрограмма разработана для детей старшего дошкольного возраста 5-8 лет. Освоениепрограммного материала рассчитано на один учебный год.

 

                                 

 

2. Сроки и условия реализации программы

Данная программа, общим объемом 36 учебных занятий,изучается в течении 1 года. Продолжительность образовательного процесса – 36занятий в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня по25-30 минут. Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста 5-8лет. Организация и проведение учебного и воспитательного процессов строятся сучетом возрастных и индивидуальных особенностей развития данной возрастнойгруппы.

 

Программакаждого года обучения представляет собой завершенный тематический блок знаний иможет рассматриваться как самостоятельная программа, рассчитаннаясоответственно на один год обучения.

 

Методыобучения: словесные (беседа,  объяснение, дискуссия, анализ), наглядные(демонстрация видеоматериала, иллюстраций, технологических карт),практические(выполнение творческих заданий). Занятия по типу проведения — комбинированные.

Основнойметод обучения — практическая деятельность.

 

Виды занятий очной формы обучения: учебное занятие,  индивидуальноезанятие, беседа, конкурс, выставки творческих работ, занятие-путешествие,занятие-игра,  защита творческих проектов.

 

 

 

 

Особенности организации учебного процесса. Для детей предусмотрены различныеформы занятий, включающие элементы обучения и релаксации (ребенок имеетвозможность отдохнуть, плавно переключиться на другой вид деятельности, чтобыне допустить потери внимания к предмету и вместе с тем подготовиться к болеесерьезной работев последующем).

 

 

Программарассчитана, прежде всего, на выполнение изделий и экспонатов, степень сложностикоторых зависит от диагноза и индивидуальных способностей ребенка.

 

Для успешной реализации программы необходимо:

 

          психолого-педагогическоесопровождение образовательного процесса (в виде консультаций психолога);

 

  сотрудничество сродителями;

  соответствующеематериально-техническое обеспечение.

 

Основнымпринципом программы является принцип индивидуального подхода к ребенку,учет его возрастных, физических, эмоциональных особенностей, учет егоинтересов. Программа построена на принципах доступности, занимательности,наглядности, последовательности, на принципе сотрудничества (сотрудничестваребенка с педагогом, с родителями).

 

2.1. Цели и задачи программы

 

Цель программы: создание условий для развития творческих способностей,жизненных и социальных компетенций обучающихся с ограниченными возможностямиздоровья посредством декоративно-прикладного творчества.

                Задачи программы:

     обучающие:познакомить обучающихся с декоративно-прикладным творчеством.

      воспитательные: формирование мотивации к творческому труду, работе на конечный результат.

     развивающие: формирование у обучающихся оценочных  и рефлексивных умений вдекоративно-прикладной деятельности.

 

 

Личностные: формированиеобщественной активности личности, гражданской позиции, культурыобщения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.

 

Метапредметные: развитиемотивации к художественному творчеству, потребности всаморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.

 

2.2. Планируемые результаты.

 

Кроме расширения объема знаний, умений и навыков подекоративно-прикладному творчеству и раскрытия творческого потенциала учащихся,ожидается:

 

-повышение социальной активности;

-положительнаядинамика развития познавательных психических процессов; -сформированностьустойчивого интереса к выбранному виду деятельности;

 

-реализация     потребности      к      саморазвитию,     самообразованию     и

самостоятельности;

-сформированность  чувства  собственного  достоинства  и   самоуважения;

 

-расширение кругозора ребенка.

 

 

 

В конце курса обучения учащийся

 

будет знать:

-начальное понятиео композиции (орнамент в круге, полосе и т.д.);

-правила построения композиции;

 

-простейшие приёмыработы с бумагой: вырезание, вырезание по кругу,

 -фигурноевырезание, складывание, склеивание, конструирование из бумаги.

-специализированныетермины в области декоративно-прикладного искусства и дизайна.

 

-основы декоративно-художественного творчества.

 

   правили поведения в учебном кабинетедо занятий, во время и после занятий, а так же в непредвиденных ситуациях;

 

будет уметь:

 

-готовиться кработе в кабинете;

-правильноорганизовать свое рабочее место, пользоваться инструментами и материалами,необходимыми в работе;

-применять напрактике изученные техники (выполнять простые приемы оригами: изготовлениеквадрата из прямоугольного листа, складки «долиной» и «горой» вертикально,горизонтально и т. д.).

 

сможет решать следующие жизненно –практические задачи:

-самоопределение враспределении свободного времени.

 

способен проявлять следующие отношения:

 

-способностьадаптироваться в новом для себя детском коллективе;

 -способностьработать в паре и группе.

 

Личностныерезультаты:сформируется общественная активность личности, гражданская позиция,культура общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни.

 

Метапредметные результаты: учащиеся смогут проявлять мотивацию   к   художественному  творчеству,   потребности   в саморазвитии, самостоятельности, ответственности,активности, аккуратности.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет