X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

 

 

 

 

КУРСОВАЯРАБОТА

ПОПРОГРАММЕ БАКАЛАВРИАТА

 

ФОРМЫИ МЕТОДЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                              3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ                                                                                                     6

1.1. Функции социального педагога  вучреждениях  дополнительного образования                                                                                                             6

1.2. Основные направлениядеятельности социального педагога в организации дополнительного образованиядетей                                            12

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ  СОЦИАЛЬНОГОПЕДАГОГА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ                16

2.1. Должностная инструкциясоциального педагога в учреждении дополнительного образования детей                                                                  16

2.2. Формы и методы работысоциального педагога в организации дополнительного образования детей                                                                  21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                    29

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                                  31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На современномэтапе своего развития общество столкнулось с множеством социальных проблем. Всвязи с этим повысились требования к созданию условий для организацииучебно-воспитательного процесса и культурного досуга детей, содержаниюобразования, профессиональному мастерству педагогов в учрежденияхдополнительного образования. Обладая открытостью, мобильностью, гибкостью,способностью быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересахребенка, его семьи, общества, государства, учреждения дополнительногообразования детей социально востребовано и является объектом внимания иподдержки со стороны общества и государства. В соответствии с Законом РФ «Обобразовании» ведущей функцией системы учреждений дополнительного образованиядетей является реализация образовательных программ и образовательных услуг вцелях удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества,государства. Это должно способствовать созданию условий для развитияиндивидуального потенциала учащихся, формированию их готовности к социальной ипрофессиональной адаптации.

В настоящиймомент уже разработано немало различных концепций дополнительного образованиядетей и взрослых (Закон РФ «Об образовании», ФЗ «О дополнительном образовании»,Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществленияобразовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»).

Авторамиопределены новые образовательные ориентиры, выявлена новая системаобразовательных ценностей, обозначены технологии проектированияиндивидуально-личностных систем, рассмотрено содержание дополнительногообразования детей.

Вопросамиопределения содержания, методики и технологии социально- педагогическойдеятельности посвятили свои работы М.А. Галагузова, В.Е. Гмурман, Ю.В.Василькова, Л.С. Выготский, И.Д. Зверева, А.Й. Капская, Л.Г. Кузнец, О.М.Леонтьев и прочие научные работники.

 Цельпрофессиональной деятельности социального педагога – это оказание подопечномусоциально-психолого-педагогической помощи, создание благоприятных условий дляличностного роста, защита прав подопечного в его жизненном пространстве.

Правильноорганизованный досуг детей во внеурочное время, занятый полезными деламиспособствует профилактике девиантного поведения, что,  ведет к общемуоздоровлению детей и подростков. Через различные методы и технологиисоциально-педагогической деятельности в УДО дети повышают свою самооценку,приобретают полезные навыки, учатся общаться, строить свою деятельность вколлективе и рационально использовать свое время т.д.

Таким образом,можно с уверенностью утверждать, что социально-педагогическая деятельность вучреждениях дополнительного образования социально значимая проблема, котораяочень важна для современного общества. Значимость и актуальность рассмотреннойпроблемы определили тему курсового исследования.

Целью даннойкурсовой работы является изучение особенности социально-педагогическойдеятельности в учреждении дополнительного образования детей, а также изучение форми методов работы социального педагога в учреждениях дополнительного образования.

Объектисследования – деятельность социального педагога в учреждениях дополнительногообразования.

Предметисследования – особенности (функции, методы, технологии) деятельностисоциального педагога в учреждении дополнительного образования.

Задачиисследования:

1) изучить содержаниедеятельности социального педагога;

2) рассмотретьфункции деятельности социального педагога;

3) изучить основныеаспекты социально-педагогической деятельности в организации дополнительногообразования детей.

Методыисследования:

–теоретическийанализ психолого-педагогической, социально-педагогической литературы,нормативных документов по проблеме исследования, обобщение и систематизацияполученных результатов.

Структура работы состоитиз введения, двух частей, заключения и спискалитературы.

 


 

ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ИЗУЧЕНИЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ

1.1.Функции социального педагога в учреждениях

дополнительногообразования

 

Анализнормативных документов, посвященных проблеме профессиональной компетентностиспециалистов в области педагогического образования, позволил получить следующиерезультаты.

В макетеФедерального государственного стандарта третьего поколения, в которомопределены требования к результатам освоения основной образовательной программыкак обладание компетенциями, выделяются следующие виды профессиональнойкомпетентности специалистов в сфере педагогического образования [1, с.257]:универсальные (социально-личностные, общекультурные, общенаучные,инструментальные) и профессиональные (по видам деятельности, например:научно-исследовательские, производственно-технологические,организационно-управленческие, проектные и пр.).

а)социально-личностные и общекультурные компетенции:

готовностьуважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурнымтрадициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия;

способностьпонимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия иненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политическойорганизации общества;

способностьпонимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимыефилософские проблемы ;

владениесредствами самостоятельного, методически правильного использования методовфизического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервоворганизма, укрепления здоровья, коррекции физического развития и телосложения,в том числе с использованием навыков рефлексии и самоконтроля [1, с.257];

готовностьк кооперации с коллегами, работе в коллективе; знание принципов и методоворганизации и управления малыми коллективами; способность находитьорганизационно -управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностьнести за них ответственность и другие.

б) общенаучныекомпетенции:

знаниеосновных методов защиты производственного персонала и населения от возможныхпоследствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и способы применениясовременных средств поражения, основные меры по ликвидации их последствий

знаниеосновных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук,способность использовать их при решении социальных и профессиональных задач,способность анализировать социально значимые проблемы и процессы

в)инструментальные компетенции:

пониманиесущности и значения информации в развитии современного общества; знаниеосновных методов, способов и средств получения, хранения, переработкиинформации; наличие навыков работы с компьютером как средством управленияинформацией; умение работать с традиционными носителями информации,распределенными базами знаний; способность работать с информацией в глобальныхкомпьютерных сетях;

свободноевладение литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке,навыками публичной и научной речи; умение создавать и редактировать текстыпрофессионального назначении, анализировать логику рассуждений и высказываний;владение одним из иностранных языков на уровне бытового общения; способностьиспользовать для решения коммуникативных задач современные технические средстваи информационные технологии и т. д.;

г)профессиональные компетенции (по видам деятельности):

научно-исследовательская;

производственно-технологическая;

организационно-управленческая;проектная и др.

Характеризуяструктуру квалификационных требований, назовем основные компетенции,становление которых предполагается при освоении образовательной программы тогоили иного уровня:

– собственнопрофессиональные компетенции — когнитивная компетенция, в основе которой лежатзнания, и технологическая компетенция, проявляемая в умениях;личностно-профессионалъные компетенции — социальная, коммуникативная иинформационная.

Впрофессиональной компетентности условно выделяются ключевые, базовые испециальные компетентности [1, с.257].

Охарактеризуемобозначенные компетентности более подробно применительно к профессиональнойдеятельности учителя.

Ключевые –компетентности, необходимые для любой профессиональной деятельности, связаны суспехом личности в быстро меняющемся мире.

Ключевыекомпетентности приобретают сегодня особую значимость. Они проявляются вспособности решать профессиональные задачи на основе использования:

информации;

коммуникации,в том числе на иностранном языке;

социально-правовыхоснов поведения личности в гражданском обществе.

Базовыекомпетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности(педагогической, медицинской, инженерной и т. д.).

Дляпрофессиональной педагогической деятельности базовыми назовем компетентности,необходимые для «построения» профессиональной деятельности в контекстетребований к системе образования Hа определенном этапе развития общества [1, с.265].

Базовыекомпетентности формируются посредством решения пяти групп профессиональныхзадач, о которых было сказано выше.

К первойгруппе задач – видеть ученика в предмете, выстраивать его индивидуальныйобразовательный маршрут могут быть отнесены следующие задачи:

уметьосуществлять педагогическую диагностику развития ребенка как личности иученика, оценивать его индивидуальный опыт, который позволяет осваивать ребенкуобразовательную программу (учение, общение, творческая и социальнаяактивность);

уметьанализировать систему взаимоотношений ребенка в классе, видеть динамикуизменения этих взаимоотношений;

уметьдиагностировать творческую и социальную активность ребенка, его учебнуюсамостоятельность;

уметьотслеживать результативность (успешность) освоения ребенком ОП, выявлять егодостижения и проблемы (затруднения).

Вторая группазадач создание условий для достиженияучеником цели образования включает в себя следующие задачи:

уметьотбирать содержание учебного материала и технологии (приемы, способы),позволяющие позитивно мотивировать ученика к конкретной учебной деятельности наоснове проведенной диагностики (напр., выполнять учебные задания, участвовать вгрупповой работе, принимая на себя различные роли, участвовать впроектировочной деятельности, реализовывать социально значимые проекты и т.д.);

уметьставить цели, отбирать содержание учебного материала и адекватные здоровье сберегающиетехнологии, позволяющие развивать учебную самостоятельность, творческую ипоисковую активность ребенка с учетом диагностики, оптимизации учебнойнагрузки, сохранении физического и психического здоровья;

уметьорганизовать сообщество детей и взрослых для овладения ребенком опытоммежкультурного взаимодействия при решении им определенных задач (учебных,коммуникативных, социальных, бытовых и т. д.);

уметьстроить учебный процесс вокруг комплексных тем;

уметьорганизовывать социальные пробы подростков.

Третья группазадач взаимодействие с другими субъектамиобразовательного процесса [3, с.135]:

уметьиспользовать формы и технологии взаимодействия с коллегами (учителя, психолог,социальный педагог, педагог дополнительного образования и др.) для решенияопределенной профессиональной задачи: разработки ОП; построения учебногопроцесса вокруг комплексных тем; сохранения преемственности между ступенями,организации методической работы, осуществления ОЭР и др.;

уметьпроектировать и использовать различные формы и технологии взаимодействия сродителями в соответствии с образовательной ситуацией (родительское собрание,включение родителей в решение учебно-воспитательных задач, решение бытовыхпроблем и др.);

уметьвзаимодействовать с администрацией ОУ для решения профессиональных задач;

уметьвзаимодействовать с общественными организациями (попечительский совет, органызащиты детей, фонды и др.);

уметьустанавливать партнерские взаимоотношения с возможными организаторамисоциальных проб подростков.

Четвертаягруппа задач – создавать и использовать образовательную среду – включает в себязадачи:

уметьорганизовывать и использовать различные образовательные среды внутри ОУ(коммуникативная, правовая, информационная, языковая (родного и иностранногоязыка) и др.) для решения конкретной педагогической задачи (развитие учебнойсамостоятельности, обучение самооцениванию и взаимооцениванию, развитиетворческой, поисковой активности) [3, с.135];

уметьотобрать объекты образовательной среды и использовать их для решения конкретныхпедагогических задач (организация экскурсии в музей, на природу, культпоход втеатр, работу с детской периодической печатью, работу в Интернете, организацияобразовательного туризма и др.).

Пятая группавключает следующие задачи:

уметьопределять сферу профессиональных интересов, выявлять проблемы (затруднения) иосуществляемой профессиональной деятель-ности и определять способы их решения;

уметьопираться на ключевые компетентности при решении задач профессионального роста(способы работы с разными источниками информации, соблюдение социально-правовыхнорм, использование разных языков для решения задачи).

Специальныекомпетентности отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферыпрофессиональной деятельности. Специальные компетентности можно рассматриватькак реализацию ключевых и базовых компетентностей в области учебного предмета,сферы профессиональной деятельности [3, с.135].

Базовые иключевые компетентности всегда проявляются в контексте предмета или предметнойобласти (или специальной компетентности). Базовые компетентности предполагаютсформированность первоначального уровня способности к конкретнойпрофессиональной деятельности. Базовую компетентность можно приобрести толькопри овладении методами конкретной работы, принятия участия в обсуждении ирешении конкретных профессиональных проблем разнообразного характера.

Все три видакомпетентностей взаимосвязаны и развиваются одновременно, что и формируетиндивидуальный стиль педагогической деятельности, создает целостный образспециалиста, и, в конечном итоге, обеспечивает становление профессиональнойкомпетентности.

Ключевые,базовые и специальные компетентности, пронизывая друг друга, проявляются впроцессе решения профессиональных задач разного уровня сложности, сиспользованием определенных ресурсов [6, с.77].

Формированиепрофессиональной компетентности — процесс цикличный, т.к. в процессепедагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, икаждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще,процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией ииндивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, азначит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональнойкомпетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должнастимулировать профессиональное саморазвитие. В школе должна быть созданадемократическая система управления. Это и система стимулирования сотрудников, иразличные формы педагогического мониторинга (не контроля!), к которым можноотнести анкетирования, тестирования, собеседования, и внутришкольныемероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений.Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной тревожностипедагога, влияют на формирование благотворной психологической атмосферы вколлективе.

 

1.2.Основные направления деятельности социального педагога в организациидополнительного образования детей

 

Любаядеятельность имеет свою структуру, которая определяет взаимосвязь ивзаимообусловленность элементов деятельности. Структура деятельностисоциального педагога, как и любой другой профессиональной деятельности,предполагает наличие следующих компонентов: субъекта (того, кто ее осуществляет),объекта (того, для кого она специально организована, на кого направлена), цели(к чему она стремится), функций (какие при этом функции выполняются), средств(при помощи каких методов и технологий достигается ее цель).

Схематично этоможно представить следующим образом:

Любаядеятельность осуществляется в направлении от субъекта к объекту, хотя объектявляется главным, определяющим содержание деятельности. Разберемпоследовательно каждый элемент схемы, начиная с ее определяющего элемента объекта.

Объектом,деятельности социального педагога являются дети и молодежь, нуждающиеся впомощи в процессе их социализации. К этой категории относятся дети синтеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениямиот нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социальноговоспитания, а также довольно большое количество детей, имеющих физические,психические или интеллектуальные нарушения развития. Все эти дети требуютособой заботы общества.

Профессиональнаязадача деятельности социального педагога в обществе легче всего выявляется отпротивного. Если процесс социализации ребенка проходит успешно, то он ненуждается в профессиональной помощи социального педагога. Необходимость в нейвозникает там и тогда, где и когда семья и школа не обеспечивают необходимоеразвитие, воспитание и образование ребенка, в результате чего появляются«социально выпавшие» дети.

Содержательнозадачу деятельности социального педагога соответственно можно определить какпомощь в интеграции ребенка в общество, помощь в его развитии, воспитании,образовании, профессиональном становлении, иными словами помощь в социализации ребенка. По сути дела, эта деятельность направлена наизменение тех обстоятельств в жизни ребенка, которые характеризуются отсутствиемчего-либо, зависимостью от чего-либо или потребностью в чем-либо.

Следовательно,целью деятельности социального педагога является создание условий дляпсихологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение егопотребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских,педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений всемье, школе, ближайшем окружении и других социумах.

Постояннымлейтмотивом профессиональной деятельности социального педагога являетсянаправленность на оказание помощи ребенку в его саморазвитии,самосовершенствовании и самореализации.

Социальныйпедагог – объективный исследователь семейного социума. В центре его вниманияжизненные условия семьи: материальные, экономические, бытовые, духовные,психологические, воспитательные, стиль семейных отношений и т.д.

Впрофессиональной деятельности социальный педагог взаимодействует сгосударственными, муниципальными органами и общественностью. Он стремитсясделать союзниками своей работы прежде всего родителей, педагогов,семейно-соседскую общину, саму личность.

Спецификапрофессиональной деятельности социального педагога в учрежденияхвоспитательно-образовательной системы определяет его функциональныеобязанности.

В деятельностисоциального педагога можно выделить следующие функции:

диагностическую;

прогностическую;

посредническую

– коррекционно-реабилитационную;

– охранно-защитную;

– предупредительно-профилактическую;

– эвристическую.

Таким образом,социальный педагог в рамках образовательного учреждения может осуществлять своюдеятельность в следующих направлениях, наполняя их конкретным содержанием:

–социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностныхпроблем детей всех возрастов;

–социально-педагогическая защита прав ребенка;

– обеспечениесоциально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося;

–социально-педагогическое консультирование;

–социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация;

– содействиесозданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личностиребенка;

– поддержкасоциально ценной деятельности детей и подростков (возможна в виде волонтерства,проектной деятельности);

–организационно-методическая деятельность.

социальныйпедагог дополнительный образование

 


 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 965

ГЛАВА2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ  СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

2.1.Должностная инструкция социального педагога в учреждении дополнительногообразования детей

 

Социальныйпедагог в дополнительном образовании – профессия людей, работающих с детьми изнеблагоприятных семей. Вообще, дополнительное образование детей – это один изважнейших социальных институтов, который создается для детей, для их обучения,воспитания и помощи в их развитии. Дополнительное образование детей решаетключевые задачи социального развития региона и влияет на качество жизни, таккак приобщает юных жителей к здоровому образу жизни. А социальный педагог вдополнительном образовании способствует этому процессу. Работа социальногопедагога в дополнительном образовании содействует полноценному развитию детейтак называемой группы риска. Эта работа направлена на предупреждение ихпротивоправного поведения. Социальный педагог в дополнительном образованиикурирует процесс обучения своих подопечных, осуществляет контроль их явки назанятия дополнительного образования. Он же и содействует в организации досугаэтих детей.

Социальныйпедагог в дополнительном образовании помогает детям и их родителям и опекунам ввыборе кружков по интересам и секций увлечений. В обязанности социальногопедагога в дополнительном образовании входит и посещение детей и их семей надому, анализ семейного благополучия и социально-бытовых условий жизни своихподопечных. Если возникает такая необходимость, то социальный педагог вдополнительном образовании обращается в органы опеки и социальной защиты своегорегиона за помощью. Также в случае необходимости социальный педагог вдополнительном образовании становится «адвокатом» своих подопечных и защищаетих интересы в различных учреждениях, государственных органах и в различныхадминистративных комиссиях.

Что же должензнать, и чем руководствоваться в своей деятельности, социальный педагог вдополнительном образовании? Прежде всего, он должен знать социальнуюпсихологию, для возможности более тесного контакта с ребенком. Не помешает изнание дефектологии. Ведь в неблагоприятных семьях (а это часто именно и естьобласть деятельности социального педагога) и дети часто физически несовершенны. Обязательно и знание вопросов педагогики, воспитания и реабилитациипри работе социальным педагогом. В связи с частыми посещениями органов власти,социальный педагог в дополнительном образовании должен иметь понятия о правовойзащите, этике и нормативно-законодательных документах региона. Не помешает изнание социально-экономического положения.

Таким образом,социальный педагог в дополнительном образовании — это всесторонне развитый,грамотный, образованный и необходимый член общества любого региона России.

Рамкикомпетенции любого специалиста устанавливаются соответствующимнормативно-правовым документом — квалификационной характеристикой,представляющей собой обобщенные требования к подготовленности специалиста науровне его теоретического и практического опыта. Она является основополагающимдокументом подготовки и профессиональной деятельности специалиста и содержитего должностные обязанности; характеристику труда; основные знания и умения,которыми должен обладать выпускник того или иного учебного заведения либопрактикующий специалист в данной должности.

В настоящеевремя для составления должностной инструкции социального педагогадополнительного образования необходимо руководствоваться Единымквалификационным справочником должностей руководителей, специалистов ислужащих. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РоссийскойФедерации от 14 августа 2009 г. № 593.

Квалификационнаяхарактеристика социального педагога состоит из трех частей: «Должностныеобязанности», «Должен знать» и «Квалификационные требования».

В первой части«Должностные обязанности» определены основные виды помощи, которые оказываетсоциальный педагог ребенку. К ним относятся:

—       социально-информационнаяпомощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальнойзащиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектраоказываемых ими услуг;

—       социально-правоваяпомощь, направленная на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие вреализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитаниедетей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам;

—       социально-реабилитационнаяпомощь, направленная на оказание реабилитационных услуг в центрах, комплексах,службах и других учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоциональногосостояния и здоровья нуждающихся в ней детей;

—       социально-бытоваяпомощь, направленная на содействие в улучшении бытовых условий детей,проживающих в семьях группы риска;

—       социально-экономическаяпомощь, направленная на оказание содействия в получении пособий, компенсаций,единовременных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот,выпускников детских домов;

—       медико-социальнаяпомощь, направленная на уход за больными детьми и профилактику их здоровья,профилактику алкоголизма, наркомании несовершеннолетних, медико-социальныйпатронаж детей из семей группы риска;

—       социально-психологическаяпомощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье имикросоциуме, вкоторых развивается ребенок, устранение негативных воздействийдома, в школьном коллективе, затруднений во взаимоотношениях с окружающими, впрофессиональном и личном самоопределении;

—       социально-педагогическаяпомощь, направленная на создание необходимых условий для реализации правародителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтныхситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями,предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую беспризорность ибезнадзорность, обеспечение развития и воспитания детей в семьях группы риска.Все эти виды социальной помощи могут реализовываться в разных формах: заочных,очных, стационарных, комплексных. При этом помощь может оказыватьсяопосредованно, непосредственно кратковременно, непосредственно продолжительно, непосредственномногопрофильно [1, с.257].

Должностнаяинструкция социального педагога дополнительного образования разрабатывается иутверждается на основании трудового договора в соответствии с положениямиТрудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующихтрудовые правоотношения в Российской Федерации.

Социальныйпедагог относится к категории специалистов. На должность социального педагоганазначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование или высшеепрофессиональное образование.

Назначение надолжность социального педагога и освобождение от нее производится приказомруководителя учреждения по представлению

Социальныйпедагог должен знать:

КонституциюРоссийской Федерации;

законы РФ,постановления и решения Правительства РФ и федеральных и местных органовуправления образованием по вопросам образования;

конвенцию оправах ребенка;

основысоциальной политики, права и государственного строительства, трудового исемейного законодательства;

общую исоциальную педагогику;

педагогическую,социальную, возрастную и детскую психологию;

основысоциальной гигиены;

социально-педагогическиеи диагностические методики;

основныеприемы и методы доврачебной медицинской помощи;

правила инормы охраны труда, техники безопасности, и противопожарной защиты.

Образовательнаядеятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна бытьнаправлена на:

формирование иразвитие творческих способностей учащихся;

удовлетворениеиндивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном,художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также взанятиях физической культурой и спортом;

формированиекультуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

обеспечениедуховно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического,трудового воспитания учащихся;

выявление,развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиесяспособности;

профессиональнуюориентацию учащихся;

создание иобеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья,профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

подготовкуспортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральнымистандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся сограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;

социализацию иадаптацию учащихся к жизни в обществе;

формированиеобщей культуры учащихся;

удовлетворениеиных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащихзаконодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральныхгосударственных образовательных стандартов и федеральных государственныхтребований [15, с.31].

 

 

2.2.Формы и методы работы социального педагога в организации дополнительногообразования детей

 

Метод – этоспособ действия или способ достижения, какой либо цели.

Условно методыможно разделить на методы исследования социально-педагогической реальности иметоды ее преобразования [11, с.305]. Имеет право на существования иклассификация, предложенная Ф.А.Мустаевой, она выделяет: методы исследования,методы воспитания и методы социально-психологической помощи. В контекстесодержательной характеристики социально- педагогической деятельности возможноделение, имеющихся методов на: социально-педагогического исследования, методысоциального обучения и воспитания, методы социально-педагогической помощи [6, с.125].

В реальнойпрактической деятельности, социальному педагогу, чтобы оказать профессиональнуюпомощь ребенку, необходимо собрать объективные сведенья о ребенке и егоокружении, проанализировать полученные сведенья, выстроить предположение(гипотезу) о возможном решении проблемы социальной жизни ребенка, предпринятьконкретные практические шаги по реализации, выдвинутой гипотезы и, наконец,проверить результативность, предпринятых им шагов.

В практическойдеятельности социальный педагог учреждения дополнительного образованияиспользует различные методы:

Методы какэлемент социального воспитания:

а) методмотивирования и поощрения к действию б)метод репродуцирования в) методзакрепления и обогащения г)метод содействия и сотворчества

Методывоздействия: а) методы, воздействующие на сознание б) методы, воздействующие начувства в) методы, воздействующие на поведение

Методыорганизации социально-педагогического взаимодействия:

а) методцелеполагания

б) методценностного ориентирования

в) методорганизации деятельности

г) методыобщения

д) методыоценки

е) методысамореализации

При использованииразличных методов на практике могут быть очень полезными следующие выводы:

Ни одинотдельно взятый метод обучения не может дать результаты в полном объеме.

Ни один изметодов не является универсальным, и потому хороших результатов можно добитьсяпри использовании не просто нескольких, а целого ряда методов. Наибольшегоэффекта можно достигнуть, используя не разнонаправленные, а дополняющие другдруга методы, направленные на единую цель, т.е. систему методов.

Ю.К. Бабанскийвпервые предложил группу методов – стимулирования и мотивацииучебно-познавательной деятельности. Эти методы ранее как бы не замечали, амежду тем ими пользовались. Любая деятельность, по мнению Бабанского, имеет трисоставляющих – организацию, стимулирование и контроль.

Методыорганизации учебно-познавательной деятельности:

 – получениеновых знаний (включают в себя рассказ, объяснение, беседу, работу с книгой,организацию наблюдения, иллюстрацию, демонстрацию;

– выработкапрактических умений и накопление опыта учебной деятельности (упражнения,этюды);

– закреплениеизученного материала (беседы и повторение пройденных этюдов, упражнений);

– организациявзаимодействия обучающихся (освоение элементарных норм ведения разговора, методвзаимной проверки, работа в группах, создание ситуаций совместных переживаний).

Методыстимулирования учебно-познавательной деятельности:

– методыэмоционального стимулирования;

– методыразвития познавательного интереса;

– методыформирования ответственности и обязательности;

– методыразвития творческих способностей и личных качеств.

Методыконтроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности,социального и психического развития:

 повседневное наблюдение за обучающимися;

 выставление баллов (плюсов-минусов) поурочно или после прохождения тем: памятьфизического действия, оценка факта, предлагаемые обстоятельства;

проверка домашних заданий;

открытые уроки для родителей и администрации;

тестирование. Как было показано выше, метод обучения выступает в роли способаорганизации процессов освоения новых знаний, формирования умений и навыков,развития психических функций и личностных качеств. Таким образом, понятие«метод» характеризует содержательную, или внутреннюю, сторону процесса.

Знание методовпозволяют социальному педагогу оптимизировать свою профессиональнуюдеятельность, подняться на уровень профессионального мастерства. К огромномуарсеналу методов, приёмов и способов деятельности он подходит с позицийнеобходимости и достаточности, соблюдает чувство меры, порядка и связи. Метод,применяемый социальным педагогом, определяется:

—       проблемойребёнка;

—       особенностямиего личности;

—       состояниемсемейных взаимоотношений;

—       уровнемсоциальной адаптации;

—       возможностямисамого специалиста и др.

Социальныйпедагог согласно «Закону об образовании РФ» организуют образовательный процессв соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам,сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастныхкатегорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения(например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческиеколлективы, ансамбли, театры), а также индивидуально.

Занятия вобъединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программамразличной направленности (технической, естественнонаучной,физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой,социально-педагогической). Занятия в объединениях могут проводиться по группам,индивидуально или всем составом объединения.

Социально-педагогическаядеятельность может реализовываться в виде социально-педагогической технологии одного из сложившегося на основе предыдущего опыта или выявленного и обоснованногопути достижения определенной социально-педагогической цели [8, с.126].

Технологиявообще – это совокупность приемов, применяемая в каком-нибудь деле, мастерстве,искусстве. Необходимо отметить, что специалисты сегодня не пришли пока кединому мнению относительно технологизации социально-педагогическойдеятельности.

Понятиетехнологии прочно вошло в общественное сознание во второй половине XX столетия.Оно отражает направленность прикладных исследований на радикальноеусовершенствование человеческой деятельности, повышение ее результативности,интенсивности, технической вооруженности. Отличие педагогических технологий отдругих обусловлено спецификой предметной области. Под социальными технологиямиподразумевают совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяютсядля достижения поставленных целей в процессе социального развития, для решениятех или иных социальных проблем. Классификация социальных технологий может бытьосуществлена по разным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д.

Организационныесоциально-педагогические технологии направлены на выявление детей группы риска,диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы иобеспечение условий их реализации. Эти функциональные направления деятельностисоциального педагога учреждения дополнительного образования обусловливаютнеобходимые этапы и составляющие социально-педагогической технологии.

Чтобыорганизовать взаимодействие различных структур, решающих проблемынесовершеннолетних, необходимо сформировать банк данных детей и подростковгруппы риска. Инициатива создания целостного банка данных должна принадлежатьсоциальному педагогу и осуществляться им совместно с другими специалистами иучреждениями.

На данномэтапе работы социальный педагог выступает в качестве исследователя иорганизатора должностного, подчас формального взаимодействия различныхорганизаций, призванных оказывать помощь детям. Происходит выявление детейгруппы риска.

Следующимтехнологическим этапом является диагностика проблем личностного и социальногоразвития детей и подростков, попадающих в сферу деятельности социальногопедагога. Необходимо уточнить социальные и психолого-педагогические особенностикаждого ребенка, сведения о котором поступили в банк данных. Для этогосоциальный педагог работает с ребенком, с классным руководителем, учителями,родителями с целью выяснения ситуации, в которой находится ребенок, изучаетиндивидуальные особенности ребенка и выявляет его интересы и потребности,трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяетих причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследуетусловия и особенности отношений микросреды жизнедеятельности ребенка.Социальный педагог использует в работе апробированный и утвержденный пакетпсихолого-педагогической диагностики.

При этомважнейшим инструментом педагогической диагностики выступает педагогическоенаблюдение, которое предопределяет успешность, как диагностики, так и последующихмер влияния и социально-педагогического взаимодействия ребенка и социальногопедагога.

Следующий этапэто разработка и утверждение программ социально-педагогической деятельности сребенком или группой. По результатам диагностики социальный педагог определяетсуть проблемы или совокупности проблем, подбирает адекватныепсихолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешениякак индивидуально, так и в группах. Индивидуальные социально-педагогическиепрограммы разрабатываются с целью оказания своевременнойсоциально-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социальноопасном положении. Групповые программы разрабатываются для решения проблемопределенной группы подростков, выявленных в ходе диагностики.

Индивидуальныеи групповые программы разрабатываются с привлечением представителей всехнеобходимых для разрешения проблемы служб, ведомств, административных органов.

Всеразрабатываемые программы должны отвечать следующим характеристикам:

целесообразности методов, форм и средств социально-педагогической деятельности,в том числе и целесообразности привлечения различных служб, ведомств иадминистративных органов;

прогнозируемости;

измеряемости ожидаемых результатов.

Проектыиндивидуальных, групповых программ экспертируются и рецензируютсясоциально-психологической службой, научными консультантами и выносятся наобсуждение методического совета или педагогического совета образовательногоучреждения.

Таким образом,социально-педагогическая деятельность может реализовываться в видесоциально-педагогической технологии — одного из сложившегося на основепредыдущего опыта или выявленного и обоснованного пути достижения определённойсоциально-педагогической цели. Технология вообще — это совокупность приёмов,применяемая в каком-нибудь деле, мастерстве, искусстве. Необходимо отметить,что специалисты сегодня не пришли к единому мнению относительно технологизациисоциально-педагогической деятельности.

Различныенаправления работы социального педагога в разной степени поддаютсятехнологизации. Например, работа по охране прав ребёнка в большинстве случаевпостроена на заранее отработанных технологиях, значительная часть которых имеетузаконенную процедуру исполнения. Работа с подростком, его семьёй, в «открытой»среде (на улице), наоборот, максимально спонтанна, интуитивна, хотя и не лишенатехнологических элементов (типовые технологии общения, преодолениямежличностных конфликтов и т. п.)

Основутехнологического процесса составляет алгоритм действий (операций). Предполагаетпять взаимосвязанных этапов:

– диагностико-прогностический;

– этап выбора(разработки) оптимальной технологии;

этапнепосредственной подготовки к реализации выбранной технологии;

—       реализационный;

—       экспертно-оценочный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализисторически сложившегося современного опыта формирования сети внешкольныхучреждений и содержания социально-педагогической деятельности показал, чтодостигнутый уровень работы этих учреждений предопределяет их особую роль всоциуме. Социально-педагогическая деятельность в учреждении дополнительногообразования детей включает педагогическую деятельность учреждений в целом, онарешает актуальные проблемы социального воспитания детей и социальной защитыдетства: массовую, культурно-досуговую и рекреативно-оздоровительную работу сдетьми и семьей; комплексные программы работы с детьми, требующими особогопедагогического внимания (детьми-инвалидами, сиротами, детьми с асоциальнымповедением, детьми из неблагополучных семей и пр.); образовательную деятельностьв многообразии ее содержания и форм учебных и творческих занятий, если ихметодическая инструментовка позволяет детям приобретать новый социальный опыт,способствует их профессиональному самоопределению и создает условия длятворческого труда.

Таким образом,социально-педагогическая деятельность предполагает разностороннюю общественнозначимую и педагогически ориентированную деятельность социальных институтовобщества, государственных и негосударственных структур, населения в том числе,и всей системы дополнительного образования, направленных:

– навоспитательную помощь человеку в его нравственном, психическом, физическом,интеллектуальном, эстетическом, социальном развитии, духовномсовершенствовании;

– гуманизациюотношений в социуме, оздоровление и преобразование окружающей среды;

– удовлетворениежизненно важных потребностей человека и решение его социальных проблем.

Длясоциально-педагогической деятельности характерен личностно-средовый подход, асфера ее функционирования – это открытый социум. Специфической чертойсоциально-педагогической деятельности является поиск конструктивных путейвзаимодействия с семьей воспитательных формирований и добровольных организаций,также социальная защита личности.

Социально-педагогическаяработа с детьми и молодежью представляет собой систему действенных мер(трудоустройство, досуговая занятость, социальная помощь, дополнительноеобразование и другое), предпринимаемых совместными усилиями государственных ичастных учреждений, исправительных, религиозных организаций, коммерческихструктур в рамках разработанной комплексной программы.

Под«дополнительным» образованием в данном исследовании понимаетсясущностно-мотивированное образование, позволяющее человеку приобрестиустойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя,самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.Дополнительное образование — самостоятельный и самоценный вид образованияникогда никакой школой заменен не будет, так как, чем выше качественный уровеньшкольного образования, тем шире спектр образовательных потребностей личности,которые сама же школа в рамках образовательных программ удовлетворить в полноймере не может.

Дополнительноеобразование – это особое образовательно-воспитательное пространство, гдеобъективно создается множество отношений, где осуществляются специальныеобразовательные деятельности различных систем (государственных, общественных,смешанных) по развитию индивида, по его самореализации и самоопределению, таккак оно расширяет возможности реализации практического опыта ребенка, являетсявременем творческого освоения новой информации и самоосмысления, формированияновых жизненных умений и способностей.

СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.                Басов Н.Ф. Социальный педагог:Введение в профессию. – М.: Академия, 2018. – 259 с.

2.                Галаузова Ю.Н., Сорвачева Г.В. Социальнаяпедагогика: Практика глазами преподавателей и студентов: пособие для студентов.– М.: ВЛАДОС. 2017. – 224 с.

3.                Дополнительное образование детей.Учебное пособие для вузов. – М.: Владос, 2017. – 256 с.

4.                Евладова Е.Б. Дополнительноеобразование детей. – М.: Владос,  2017. – 352 с.

5.                Концепция модернизации российскогообразования на период до 2010 года.– М.: Академия, 2017. – 324 с.

6.                Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. –М.: Владос, 2017. – 296 с.

7.                Никитина Н.И. Методика и технологияработы социального педагога. – М.:  ВЛАДОС, 2017. – 399 с.

8.                Сластенини В.А. Методика и технологияработы социального педагога. – М.: Академия. – 2017. – 208 с.

9.                Сластенин В.А. Педагогика: Учебноепособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2017. –512 с.

10.           Краснов В.Г. Педагогические аспекты всоциальной работе. –Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2017. – 265 с.

11.           Мудрик А.В., Сластенин В.А. Социальнаяпедагогика. – М.: Владос,  2017. – 165 с.

12.           Орлов А. Б. Психология личности и сущностичеловека: Парадигмы, проекции, практики. – М.: Академия, 2017. – 272 с.

13.           Реан А.А. Социализация личности //Хрестоматия: Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.:Питер, 2017. – 365 с.

14.           Реан А.А. Психология изученияличности. – СПб.: Питер, 2017. – 523 с.

15.           23.Реан А.А., Коломинский Я.Л.Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер Ком, 2017. – 416 с.

16.           Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальнаяпсихология. – М.: Инфра-М, 2016. – 256 с.

17.           Тетерский С.В. Введение в социальнуюработу. – М.:  Академический проект, 2017. – 494 с.

18.           Холостова Е.И. Социальная работатеория и практика. – М.: Владос. – 2017. – 255 с.

19.           Шакурова М.В. Методика и технологияработы социального педагога. – М.: Академия, 2017. –  242 с.

20.           Щербаков А.И., Мудрик А.В. Психологияучителя. – М.: Педагогика, 2017. – 258 с.

21.           Приказ Министерства образования инауки Российской Федерации Министерства образования Науки России от 29 августа2017г. № 1008 г. Москва.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 965

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет