X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

 

Современные педагогическиетехнологии и методы

 

Впедагогической и психологической литературе часто встречается понятиетехнология, пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техникии внедрением новых компьютерных технологий. 

Понятиепедагогическая технология может быть представлено в трех аспектах:

Научный  —  изучение и разработка целей, содержания и методов обучения ипроектирование педагогических процессов.

Процессуально-описательный- описание (алгоритм) процесса, совокупность целей,содержания, методов и средств, необходимых для достижения планируемыхрезультатов обучения.

Процессуально-действенный- осуществление учебного процесса, функционированиевсех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Такимобразом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, и вкачестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и вкачестве реального процесса обучения. 

Источникамипедагогической технологии являются достижения педагогической, психологической исоциальных наук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, вселучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет.

Понятиепедагогическая технология шире, чем понятие методикаобучения. 

Технологияотвечает на вопрос — как наилучшим образом достичь целей облучения, управленияэтим процессом. Технология направлена на последовательное воплощение напрактике заранее спланированного процесса обучения.

Любаяпедагогическая технология должна удовлетворять основным методологическимтребованиям — критериям технологичности, которыми являются:

      концептуальность;

      системность;

      управляемость;

      эффективность;

      воспроизводимость.

Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогическойтехнологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию,включающую философское, психологическое, дидактическое исоциально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всемипризнаками системы:

      логикой процесса,

      взаимосвязью его частей, целостностью.

Управляемость   предполагает          возможность          диагностического целеполагания, планирования, проектированияпроцесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов сцелью коррекции результатов.

Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуютв конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам иоптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандартаобучения. Воспроизводимость — подразумевает возможностьприменения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в другиходнотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Перечисленные критериитехнологичности определяют структуру педагогической технологии, котораявключает в себя три части:

v концептуальная основа — это научная базатехнологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

v cодержательный компонент обучения  — это цели :общие и конкретные, а также содержание учебного материала 

v процессуальная часть — технологический процесспредставлен системной совокупностью следующих элементов:

          организация учебного процесса;

          методы и формы учебной деятельности учащихся;

          методы и формы работы преподавателя;

          деятельность педагога по управлению процессомусвоения материала;             диагностика учебного процесса.

          сущность педагогической технологии и требования,предъявляемые к ней.

 

Как и любая технология, педагогическаятехнология представляет собой процесс, при котором происходит качественноеизменение воздействия на обучаемого. 

Педагогическую технологию(ПТ) можно представить следующей формулой:

 

ПТ = цели + задачи + содержание + методы(приемы, средства) + формы обучения

 

Организацияи реализация этого процесса зависит от требований ведущих дидактическихпринципов. 

Дидактическиепринципы, или принципы обучения — это руководящие положения, принципиальныезакономерности, которые направляют деятельность преподавателя, помогаютопределить содержание обучения, методы и формы обучения. 

К основным дидактическимпринципам относятся:

      принцип научности и доступности обучения;

      принцип системности обучения и связи теории с практикой;

      принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящейроли учителя;

      принцип наглядности;

      принцип прочности усвоения знаний и связи обучения со всестороннимразвитием личности учащихся

 

Вобразовательной практике ставятся и достигаются разнообразные цели, решаютсямногие задачи с опорой на различные методы, методики и технологии.

Объясняется данный факт тем известнымобстоятельством, что для достижения одной и той же цели можно использоватьразные технологии, методы или приемы, средства или процедуры, применениекоторых, однако, может дать разный эффект, потребует больших или меньшихвременных, человеческих или материальных ресурсов и затрат. 

Метод— совокупность приемов или операций практическогоили теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретнойзадачи. Метод имеет определенную структуру, адекватно которой выполняютсядействия, применяемой в образовательной практике (технологии тренинга, игровые,диалогические технологии).

Метод (проблемный метод,метод диалога, метод сотрудничества, тренинг и т.д) определяет конкретную формуорганизации деятельности субъектов образовательного процесса в рамкахсоздаваемой и применяемой технологии для тех или иных целей (обучения, общения,развития). 

Метод может определятьформу организации деятельности субъектов образовательного процесса в рамкахсоздаваемой и применяемой технологии для тех или иных целей (обучения, общения,развития и т.д.).

Методика выступает организующим началом в построении профессиональнопедагогическойдеятельности педагога. Она описывается, как правило, без учета механизмов изакономерностей, лежащих в основе достижения цели с ее помощью.  В отличие отпедагогической технологии, основанной на прогностическом знании о механизмахполучения желаемого результата, источником появления новой методики чаще всегоявляется обобщение положительного инновационного практического опыта конкретныхносителей того или иного способа педагогической деятельности. 

Эффективностьконкретной методики зависит от степени ее технологичности, т.е. от способностивызывать нужный, желаемый, заранее спланированный педагогический результат.

Технология поэтапная реализация того или иного методаили принципа с помощью определенных форм работы. При одном и том же принципемогут быть разные технологии его реализации.

Технология, в которой цель(конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяетразработать объективные методы контроля ее достижения. Технология позволяетсвести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужденпереходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.

 

Технология развивающего обучения

Из всех существующихотечественных технологий обучения технология развивающего обучения являетсяодной из наиболее признанных.  У ее истоков стояли такие выдающиеся психологи ипедагоги, как Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов имногие другие. 

До Л. С. Выготскогосчиталось, что развитие ребенка, в частности развитие интеллекта, идет вслед заобучением и воспитанием. Л. С. Выготский доказал, что педагогика должнаориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Толькотогда она сумеет в процессе обучения вызвать к жизни те процессы развития,которые в данный момент лежат в зоне ближайшего развития. 

Смысл понятия «зонаближайшего развития» состоит в том, что на определенном этапе развития ребенокможет решать учебные задачи под руководством взрослых и в сотрудничестве сболее умными товарищами.

Однако до исследований Л.В. Занкова идеи Л. С. Выготского были не востребованы применительно к дидактикеи практике обучения. 

Л. В. Занкову удалосьразвернуть на базе обучения в начальных классах педагогический эксперимент, воснову которого была положена идея о том, что можно ускорить развитиешкольников за счет повышения эффективности обучения.

Реализация идеипотребовала разработки ряда новых дидактических принципов.

Решающая роль отводилась принципу обучения на высоком уровне

трудности, который характеризуется не тем,что повышает некую абстрактную «среднюю норму трудности», а тем, что раскрываетдуховные силы ребенка, дает им простор и направление. 

Еслиучебный материал и методы его изучения таковы, что перед школьниками невозникает препятствий, которые должны быть преодолены, то развитие детей идетслабо.

Принцип обучения навысоком уровне трудности определяет отбор и конструирование содержанияобразования. Учебный материал становится более обширным и глубоким, ведущаяроль отводится теоретическим знаниям, при этом, однако, не понижается значениепрактических умений и навыков учащихся.

Л. В.Занков также утверждал, что в изучении программного материала следует идтивперед быстрым темпом, непреднамеренное замедление темпа, связанное смногократным и однообразным повторением пройденного, создает помехи или дажеделает невозможным обучение на высоком уровне трудности.

Технологиюразвивающего обучения также активно разрабатывали Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдови их многочисленные ученики. 

Д. Б.Эльконин с учетом возрастных особенностей школьников обосновалсистемнодеятельностный подход к обучению.

Кдидактическим идеям технологии развивающего обучения относится также идеястимулирования рефлексии учащихся в различных ситуациях учебной деятельности.Под рефлексией понимается осознание и осмысление учащимся собственных действий,приемов, способов учебной деятельности.

Посколькупроцедуры рефлексии тесно связаны с процедурой самоконтроля и самооценки, им вобучении (согласно технологии развивающего обучения) также придается оченьбольшое значение.

Идеитехнологии развивающего обучения в нашей стране получили широкоераспространение среди учителей, однако ряд положений этой технологии остаетсядискуссионным. Исследования Института психологии РАН показали, что дети сврожденными замедленными динамическими характеристиками личности обречены нанеизбежные затруднения при работе в едином для всего класса темпе.

Поэтомутребования обучать всех быстрым темпом и на высоком уровне сложности выполнимыне для всех учеников.

Технология поэтапного формирования умственныхдействий

Технология поэтапногоформирования умственных действий разработана на основе соответствующей теорииП. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, Н. Ф. Талызиной и др.

Авторыданной теории установили, что знания, умения и навыки не могут быть усвоены исохранены вне деятельности человека. 

В ходе практической деятельностиу человека формируется ориентировочная основа как система представлений о цели,плане и средствах осуществления действия. 

То есть для безошибочного выполнения действиячеловек должен знать, что при этом произойдет, на какие аспекты происходящегонеобходимо обратить внимание, чтобы не выпустить из-под контроля главное. Этиположения составляют основу теории обучения как поэтапного формированияумственных действий.

Технология поэтапногоформирования умственных действий имеет как позитивные, так и негативныестороны. 

Достоинствами даннойтехнологии являются: 

      создание условий для работы ученика в индивидуальном темпе;

      сокращение времени формирования умений и навыков за счет показаобразцового выполнения разучиваемых действий; 

      достижение высокой автоматизации выполняемых действий в связи с ихалгоритмизацией;

      обеспечение доступного контроля качества выполнения как действия вцелом, так и его отдельных операций; 

      возможность оперативной коррекции методик обучения с целью ихоптимизации.

Недостатками технологиипоэтапного формирования умственных действий являются:

      ограничение возможностей усвоения теоретических знаний;

      сложность разработки методического обеспечения;

      формирование у обучаемых стереотипных мыслительных и моторных действийв ущерб развитию их творческого потенциала.

Технология коллективного взаимодействия

Технология коллективноговзаимодействия (организованный диалог, сочетательный диалог, коллективныйспособ обучения, работа учащихся в парах сменного состава) разработана А. Г.Ривиным, его учениками и последователями В. В. Архиповой, В. К. Дьяченко, А. С.

Соколовым и др.

Технология коллективноговзаимодействия включает три компонента: а) подготовку учебного материала; б)ориентацию учащихся; в) технологию хода самого учебного занятия. В условияхтехнологии коллективного взаимообучения каждый обучаемый работает виндивидуальном темпе; повышается ответственность не только за свои успехи, но иза результаты коллективного труда; формируется адекватная самооценка личности,своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. 

У учителя отпадаетнеобходимость в сдерживании темпа продвижения одних и стимулировании другихучащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе. Обсуждениеодной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает числоассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоениематериала.

Технология полного усвоения

Авторами технологииполного усвоения являются американские ученые Дж. Кэрролл и Б. Блум. Подробноеописание этой технологии в отечественной литературе дано М. В.

Клариным. 

Технология полногоусвоения отличается от традиционной технологии (классно-урочной системы) поконечному результату.

При классно-урочной системе, задающей для всех учеников одно и то жеучебное время, содержание, условия труда, на выходе получаются неоднозначныерезультаты. 

Одни ученики лучшеусваивают материал, другие — хуже, а некоторые вообще часть информации неусваивают, т. е. уровень овладения знаниями у учеников разный.

Технологияполного усвоения задает единый для учащихся фиксированный уровень овладениязнаниями, умениями и навыками, но делает переменными для каждого обучающегосявремя, методы, формы, условия труда.

Определяющимв этой технологии являются планируемые результаты обучения, которые должны бытьдостигнуты всеми учащимися. Это есть эталон полного усвоения (критерий). Эталонзадается в унифицированном виде с помощью таксономии целей, т. е. иерархическивзаимосвязанной системы педагогических целей, разработанных для мыслительной,чувственной и психомоторной сфер.

Технология разноуровневого обучения

Технология разноуровневогообучения предполагает создание педагогических условий для включения каждогоученика в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. Еепоявление было вызвано тем, что традиционная классно-урочная система,ориентированная на обучение всех детей по унифицированным программам иметодикам, не может обеспечить полноценного развития каждого ученика. 

Учительв образовательном процессе имеет дело с учащимися, имеющими различные интересы,склонности, потребности, мотивы, особенности темперамента, мышления и памяти,эмоциональной сферы. 

Притрадиционной классно-урочной системе эти особенности трудно учитываются.Технология разноуровневого обучения предусматривает уровневую дифференциацию засчет деления класса на подвижные и относительно гомогенные по составу группы,каждая из которых овладевает программным материалом в различных образовательныхобластях на базовом и вариативном уровнях (базовый уровень определяетсягосударственным стандартом, вариативный — носит творческий характер, но не нижебазового уровня).

Используются три варианта дифференцированного обучения:

1)          на основе предварительной диагностики динамическиххарактеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями учащиеся сначала обучения распределяются по классам, работающим по программам разногоуровня;

2)          внутриклассная дифференциация происходит в среднемзвене, в зависимости от познавательных интересов на добровольной основесоздаются группы углубленного изучения отдельных предметов;

3)          дифференциация за счет профильного обучения восновной школе и старших классах, организованная на основе психодидактическойдиагностики, экспертной оценки, рекомендаций учителей и родителей, самопознанияи самоопределения обучающегося.

Дифференцированноеразноуровневое обучение предусматривает:

•созданиепознавательной мотивации и стимулирование познавательной деятельностиобучающихся;

•добровольный выбор каждымобучающимся уровня усвоения учебного материала (не ниже Госстандарта);

  организациюсамостоятельной работы обучаемых на различных уровнях;

  полноеусвоение базового компонента содержания образования;

  парные,групповые и коллективные (работа в парах сменного состава) формы организацииучебного процесса;

  текущийконтроль за усвоением учебного материала;

  вводныйи итоговый контроль по каждой укрупненной единице усвоения учебного материала(для учащихся, не справившихся с ключевыми заданиями, организуетсякоррекционная работа до полного усвоения);

  опережающееобучение учащихся по индивидуальным планам в каких-либо образовательныхобластях.

На этапе усвоения новыхзнаний объяснение дается в емкой, компактной форме, обеспечивающей переход ксамостоятельной отработке учебной информации большинством учащихся. 

Для остальной частипредлагается повторное объяснение с использованием дополнительных дидактическихсредств.

Каждый ученик по мереусвоения изучаемой информации включается в обсуждение, отвечает на вопросытоварищей, ставит собственные вопросы. Эта работа может проходить как вгруппах, так и в парах. Этап закрепления знаний предполагает самопроверку ивзаимопроверку обязательной части заданий. 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.46%
НЕТ
41.54%
Проголосовало: 975

Сверхнормативная частьработы вначале оценивается учителем, а затем наиболее значимые результатыдокладываются всем учащимся. Подведение итогов занятия включает контрольноетестирование. После самопроверки и взаимопроверки учащиеся оценивают своюработу на занятии.

Технология адаптивного обучения

Разновидностью технологииразноуровневого обучения является технология адаптивного обучения,предполагающая гибкую систему организации учебных занятий с учетоминдивидуальных особенностей обучаемых. 

Центральное место в этойтехнологии отводится обучаемому, его деятельности, качествам его личности.

Особое внимание уделяетсяформированию у них учебных умений.

При использованиитехнологии адаптивного обучения педагог работает со всем классом (сообщаетновое, объясняет, показывает, тренирует и т. д.) и индивидуально (управляетсамостоятельной работой учащихся, осуществляет контроль и т. д.).  Деятельностьучащихся совершается совместно с педагогом.

Технология программированного обучения 

В отечественной наукетехнологию программированного обучения разрабатывали П. Я.

Гальперин, Л. Н. Ланда, А.М. Матюшкин, Н. Ф. Талызина и др.

Технологияпрограммированного обучения — это технология самостоятельного индивидуальногообучения по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальныхсредств (программированного учебника, особых обучающих машин, ЭВМ и др.). Онаобеспечивает каждому учащемуся возможность осуществления учения в соответствиис его индивидуальными особенностями (темп обучения, уровень обученности и др.).

Характерные чертытехнологии программированного обучения:

             разделение учебного материала на отдельныенебольшие, легко усваиваемые части; •включение системы предписаний попоследовательному выполнению определенных действий, направленных на усвоениекаждой части;

             проверка усвоения каждой части. При правильномвыполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала ивыполняет следующий шаг обучения; при неправильном ответе учащийся получаетпомощь и дополнительные разъяснения;

•фиксирование результатоввыполнения контрольных заданий, которые становятся доступными как самимучащимся (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь).

Разработаны такжесмешанные технологии программированного обучения. 

В качестве таковых известнышеффилдская и блочная технологии.

Шеффилдскаятехнология программированного обучения быларазработана английскими психологами. 

Согласно этой технологииучебный материал делится на различные по объему части (порции, шаги).Основанием деления является дидактическая цель, которая должна быть достигнутав результате изучения данного фрагмента программированного текста с учетомвозраста учащихся и характерных особенностей темы. В зависимости отдидактической цели определяется и способ ответа учащихся: путем его выбора илизаполнения пробелов, имеющихся в тексте.

Основу блочнойтехнологии программированного обучения составляет гибкая программа,всесторонне учитывающая разнообразие действий, определяющих процесс учения. Онаобеспечивает учащимся выполнение разнообразных интеллектуальных операций иоперативное использование приобретаемых знаний при решении определенных задач.Основным компонентом такой программы является так называемый проблемный блок,который требует от учащегося интенсивной интеллектуальной работы, напримеррешения задачи с неполными данными, формулировки или проверки гипотезы,планирования эксперимента и т. п. Эта работа предполагает выполнение различныхумственных действий (обобщения, доказательства, объяснения, проверки),обогащающих объем их знаний.

Технология компьютерного обучения

Бурный прогресс в областиразвития персональных электронно-вычислительных машин вывел педагогов на новуютехнологию компьютерного обучения. Компьютеры, снабженные специальнымиобучающими программами, дают возможность решать почти все дидактическиезадачи. 

Они одновременновыдаютопределенную информацию, проверяют, усвоили ли ее учащиеся и в какой мере,формируют соответствующие теоретические знания и практические умения, открываютдоступ к электронным библиотекам, к основным отечественным имеждународным базамданных; за считанные секунды могут найти нужную цитату,абзац, параграф илиглаву книги, выделить в ней главное и т. п. 

Адаптивные программы могутприспосабливать темп обучения к индивидуальным особенностям учащихся,анализировать каждый ответ и на этой основе устанавливать очередные порцииучебного материала, регистрировать ответы, увеличивать или уменьшать в зависимостиот уровня сложности задаваемых вопросов время, необходимое для подготовкиответа учеником.

Технология проблемного обучения

Технология проблемногообучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельнойпоисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых уучащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности,познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление идругие личностно значимые качества. Большой вклад в разработку технологиипроблемного обучения внесли ученые Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И.Махмудов, В.

Оконь и др.

При проблемном обучениипреподаватель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учеником задачу(проблему), заинтересовывает его, пробуждает у него желание найти способ ееразрешения. Ключевым понятием проблемного обучения является проблемнаяситуация.

Проблемная ситуациявозникает в том случае, если:

             для осмысления чего-либо или совершения каких-тонеобходимых действий человеку не хватает имеющихся знаний или известныхспособов действия, т. е. имеет место противоречие между знанием и незнанием;

             обнаруживается несоответствие между имеющимися уучащихся знаниями и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами,между знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими инаучными знаниями);

             необходимость использовать ранее усвоенные знания вновых практических условиях; •имеется противоречие между теоретически возможнымпутем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа;

•имеется противоречиемежду практически достигнутым результатом выполнения учебного задания иотсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.

 

Проблемнаяситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемоеученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям,способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации, снятьвозникшее противоречие.

В качестве проблемных заданий могут выступатьучебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. Однако нельзя смешиватьпроблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе неявляется проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь приопределенных условиях. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызванаразличными типами заданий.

Технология модульного обучения

В отечественной дидактикенаиболее полно основы модульного обучения изучались и разрабатывалисьП.Юцявичене и Т. И. Шамовой.

Сущность технологиимодульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно (или сопределенной помощью) достигает конкретных целей в процессе работы с модулем.Модуль — это целевой функциональный узел, в котором объединено учебноесодержание и технология овладения им.

Состав модуля:

  целевойплан действий;

  банкинформации;

  методическоеруководство по достижению дидактических целей.

Содержание обучения приданной технологии представлено в законченных самостоятельных информационныхблоках. 

Их усвоение осуществляетсяв соответствии с дидактической целью, которая содержит в себе указание нетолько на объем изучаемого содержания, но и на способ и уровень его усвоения.Модули подразделяются на три типа: познавательные, используемые при изученииоснов наук; операционные, которые необходимы для формирования и развитияспособов деятельности, и смешанные, содержащие первые два компонента.

При модульном обучении насамостоятельную работу отводится максимальное время. Ученик учитсяцелеполаганию, планированию, организации, самоконтролю и самооценке, что даетему возможность осознать себя в учебной деятельности, самому определить уровеньосвоения знаний, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях.

Технология концентрированного обучения

В основе технологии концентрированного обучения лежит известный впедагогической практике метод «погружения в предмет». Данная технология,начиная от П. Блонского, разрабатывалась и использовалась В. Ф. Шаталовым, М.П. Щетининым, А. Тубельским и др. 

Сторонники этой технологиисчитают, что при традиционной классно- урочной системе организации обучения уучащихся слабо формируются знания и умения по отдельным учебным дисциплинам,так как содержание материала в учебных программах и учебниках искусственно разбитона относительно самостоятельные, логически завершенные разделы, темы,параграфы. 

Кроме того, интерес уобучаемых к рассматриваемому материалу теряется за счет длительности изученияпроблемы (урок от урока отстоит далеко, полученная на одном занятии информациядо следующего урока большей частью забывается).

Частая смена предметов непозволяет учащимся ни в один из них погрузиться полностью. Каждый урок — этоновая доминанта для учащихся, новые требования со стороны педагогов, новоесодержание материала, новые эмоциональные впечатления и т. д. На переключение содного предмета на другой тратится много энергии, в течение дня каждыйследующий урок как бы стирает предыдущий, обесценивая его значимость. 

Необходимо каждый разсоответствующим образом настраиваться и осуществлять учебную деятельность. Сутьконцентрированного обучения состоит в том, что уроки объединяются в блоки; втечение дня, недели сокращается число параллельно изучаемых учебных дисциплин. 

Технология проектного обучения

Технология проектногообучения является одним из вариантов практической реализации идеи продуктивногообучения. 

Продуктивное обучение (вотличие от традиционной практики обучения) характеризуется тем, чтообразовательный процесс имеет на выходе индивидуальный опыт продуктивнойдеятельности.

В основе данной технологиилежат идеи Д. Дьюи об организации учебной деятельности по решению практическихзадач, взятых из повседневной жизни. 

Д. Дьюи отрицаетнеобходимость стандартизированного содержания образования и фактически сводитобучение к основанному на интересах детей практицизму.

В настоящее время педагогивновь обращаются к проектному обучению в рамках задачи гуманизации образования,видя в нем одно из возможных решений проблемы превращения ученика в субъектаучебной деятельности, развития его познавательных возможностей и потребностей. 

Целью продуктивногообучения является не усвоение суммы знаний и не прохождение образовательныхпрограмм, а реальное использование, развитие и обогащение собственного опытаучащихся и их представлений о мире. По словам разработчиков этой технологии,каждый ребенок должен иметь возможность реальной деятельности (для старшихшкольников — работы), в которой он может не только проявить своюиндивидуальность, но и обогатить ее.

Технология гарантированного обучения

Технологиягарантированного обучения, предложенная В. М. Монаховым, представляет собоймодель совместной педагогической деятельности учителя и учащихся попроектированию и осуществлению учебного процесса.

Технологиягарантированного обучения в деятельности учителя предусматривает два этапа:проектирование и реализация учебного процесса. 

Этап проектирования связанс конструированием технологической карты, которую автор называет «паспортомпроекта будущего учебного процесса в данном классе».

Втехнологической карте представлены целеполагание, диагностика, внеаудиторнаясамостоятельная работа (домашние задания), логическая структура проекта,коррекция. Основной объект проектирования учебного процесса — учебная тема.

Целеполаганиепредусматривает построение учителем в соответствии с требованиями

ФГОС и учебной программымикроцелей изучаемой темы. 

 

Технологиягарантированного обучения, по утверждению В. М. Монахова,

обеспечивает достижениецелей ФГОС и создает комфортные условия обучения (не допускает перегрузкиучащихся).

Технология дистанционного обучения

Технология дистанционногообучения — это получение образовательных услуг без посещения учебногозаведения, с помощью современных систем телекоммуникации, таких как электроннаяпочта, телевидение и Интернет.

Современные информационныеобразовательные технологии позволяют учиться незрячим, глухим и страдающимзаболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Технология дистанционного обучения дает возможность учитыватьиндивидуальные способности, потребности, темперамент и занятость обучающегося,который может изучать учебные предметы в любой последовательности, быстрее илимедленнее. 

Данная технологияпредполагает использование традиционных форм обучения (лекции, консультации,лабораторные работы, контрольные работы, зачеты, экзамены и др.), но они имеютсвои отличительные особенности. 

Авторские технологии обучения

Каждый автор и исполнитель привносят в педагогический процесс что-тосвое индивидуальное. Поэтому, кроме перечисленных выше педагогическихтехнологий обучения, существует большое количество авторских. 

Любая авторская технологияопирается на общеизвестные приемы, методы, структурирует и организует их вокругкакой-то наиболее значительной авторской идеи.

Например, Технология обучения В. Ф. Шаталова:

  изложениетеоретического материала осуществляется в быстром темпе и крупными блоками;

  использованиена доске при объяснении опорных сигналов (схем, рисунков-символов, отдельныхслов);

  подробноеобъяснение учителем алгоритма решения определенного типа учебной задачи;

  письменное,фронтальное повторение материала по опорным конспектам; • быстрое, обзорноеповторение в течение 5 минут значительного по объему учебного материала;

  общее,фронтальное решение совместно с учащимися типовых задач;

  проверкацепочкой (у ученика, который первым решил задачу, проверяет учитель, а укаждого следующего — предыдущий ученик);

  релейнаяконтрольная работа (учащиеся должны воспроизвести решения определенного числатиповых задач по изучаемой теме);

  активнаявзаимопомощь (с учеником, пропустившим занятия, занимается кто-то из учениковкласса, хорошо усвоивших соответствующую тему);

  урокоткрытых мыслей (любой ученик может сделать небольшое сообщение, доклад,связанный с изучаемой темой);

  парныйвзаимоконтроль (учащиеся, которые получают за свои ответы «отлично», опрашиваютпо этому же вопросу своих товарищей).

Методы обучения

Методыобучения — способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя иучащихся являются существенной составляющей педагогических технологий.

Впедагогической литературе нет единого мнения относительно роли иопределения понятия метод обучения. Так, Ю.К. Бабанский считает,что методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязаннойдеятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задачобразования. Т.А. Ильина понимает под методом обучения способ организациипознавательной деятельности учащихся.

 

Вистории дидактики сложились различные классификации методов обучения, наиболеераспространенными из которых являются:

v по внешним признакам деятельности преподавателя иобучающегося:

          лекция;

          беседа;

          рассказ;

          инструктаж;

          демонстрация;

          упражнения;

          решение задач;

          работа с книгой;

v по источнику получения знаний:       словесные;          наглядные:

          демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм,моделей;

          использование технических средств;

          просмотр кино- и телепрограмм;      практические:

          практические задания;

          тренинги;

          деловые игры;

          анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.;

v по степени активности познавательной деятельностиучащихся:

          иллюстративный;

          проблемный;

          частичнопоисковый;

          исследовательский; v по логичности подхода:

          дедуктивный;

          аналитический;

          синтетический.

 

Близко к этойклассификации примыкает классификация методов обучения, составленная покритерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых.

Посколькуже успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутреннейактивности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности,степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбораметода. 

В этой классификациипредложено выделить пять методов обучения:

          объяснительно-иллюстративный метод — метод, прикотором учащиеся получают

          знания на лекции, из учебной или методическойлитературы, через экранное пособие в готовом виде. 

          репродуктивный метод- метод, где применениеизученного осуществляется на основе образца или правила;

          метод проблемного изложения — метод, при котором,используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагатьматериал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем,раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы,показывает способ решения поставленной задачи;

          частичнопоисковый, или эвристический метод обучениязаключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (илисамостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководствомпедагога, либо на основе эвристических программ и указаний.

          исследовательский метод — метод, в котором послеанализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного илиписьменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники,ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.46%
НЕТ
41.54%
Проголосовало: 975

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет