Тема урока:Ферзь.
Цель:познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь». Показать место ферзя в начальнойпозиции, ознакомить с ходом и взятием ферзя.
Задачи:— научиться делать ходы и взятие ферзём;
— развивать воображение, мышление, память;
— воспитывать усидчивость, уважительное отношение к сопернику по игре, настойчивость.
Оборудование: демонстрационнаяшахматная доска и магнитные шахматы, набор шахмат у детей; мультимедийныйпроектор, тетради, карточки с шахматными задачами.
Ходзанятия:
Этапы урока, время |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
I организационный момент |
Добрый день, ребята. Проверяем готовность к уроку
Задача, конечно, не слишком простая: Играя учить и учиться играя, Но если с учёбой сложить развлеченье, То праздником станет любое ученье. |
|
II Разминка |
Начнём наше очередное занятие по шахматам с разминки. А разгадав кроссворд, мы определим тему нашего занятия: 1. Он есть королевский и ферзевый? 2. Отгадав анаграмму, вы узнаете, где разворачивается главная игра в шахматах Т Р Е Н Ц 3. Восемь полей шахматной доски, которые имеют один и тот же буквенный индекс (a, b, c, d, e, f, g, h). 4. Линия полей шахматной доски, которая имеет один и тот же цифровой индекс (с первой по восьмую). 5. Вперёд и назад ходит браво, Помчится налево, направо Ту фигуру знаю я, Ведь зовут её…. |
Ф л а н г и Ц е н т р
В е р т и к а л ь
Г о р и з о н т а л ь
Л а д ь я |
III Постановка целей занятия |
Назовите тему урока. Составим план урока: 1. Место ферзя в начальном положении. 2. Ход ферзя, сила ферзя. 3. Взятие. 4. Дидактические игры |
Ф е р з ь
Узнать место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Раскрыть секреты ферзя. |
IV Объяснение новой темы |
Сегодня командиром белых фигур выступит Эрик, а командиром чёрных— Диана. Они расскажут и раскроют секреты ферзя. 1.Местонахождение ферзя в начале игры.
2. Ход ферзя
Представленная информация была полезной? ДА 58.69% НЕТ 41.31% Проголосовало: 990
Вывод на слайде
3.Сила ферзя. Давайте убедимся в его силе. Поставьте белого ферзя на одно из центральных полей. Сосчитайте все его возможные ходы. Дети считают на своих листочках Расположите чёрного ферзя на угловом поле. Сосчитайте все его возможные ходы. Дети считают на своих листочках Вывод: Что вы можете сказать о силе ферзя?
4. Взятие А сейчас на доске рассмотрим, как происходит взятие. Вот так белый ферзь побьёт чёрного. Белый ферзь Фе3 бьёт чёрного ферзя Фе6. Запишем ход в тетрадочки: Фе3:е6
А сейчас самостоятельно возьмите каждый своего ферзя, поставьте его на доску и покажите, как происходит взятие. Поменяйтесь ферзями и произведите взятие. |
Эрик белый ферзь занимает место на поле d1. Он стоит между слоном и королём. Говорят, что ферзь любит свой цвет. Диана чёрный ферзь занимает место на поле d8. Он стоит между слоном и королём. На шахматной доске всего два ферзя: белый и чёрный. Эрик ферзь передвигается и как слон, и как ладья: и по диагоналям, и по вертикалям. Показать на демонстрационной доске из начального положения. НО СДЕЛАТЬ ХОД ФЕРЗЬ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ НЕ МОЖЕТ НИ ОДНОГО, ТАК КАК ПЕРЕД НИМ СТОИТ ОТРЯД ПЕШЕК.
Их 27
Их 21
Ферзь сильнее и ладьи, и слона. .
Помним, ход всегда начинают белые |
VI Физ.минутка |
МИКС ФРИЗ ГРУПП Под музыку вы отдыхаете, по её окончанию вы должны будете образовать группу, ответив на вопрос: 1. Сколько всего на шахматной доске чёрных слонов? 2. Сколько всего в начале игры ладьи? 3. На сколько сторон может пойти ферзь из углового поля? 4. На сколько сторон может пойти ферзь из центрального поля? |
2
4, почему?
3
8 |
VII Развитие умений –применения знания. Игровая практика |
|
|
VIII Рефлексия |
|
|
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
«Шахматный педагог – 2015»
Методическая разработка
урока по курсу
«Основы шахматной игры».
Тема урока:
«Матовые комбинации. Тема блокировки»
3 класс (второй год обучения)Составила: Сазонова Руфина Мунировна
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №32»
г. Нижнекамск РТ -
2 слайд
Определяем основной вопрос урока
-
3 слайд
Определяем основной вопрос урока
Тема урока:
«Блокировка».
Цели урока:
1. Узнать, что такое блокировка.
2. Раскрыть секреты блокировки. -
4 слайд
Цель блокировки:
Ограничить фигуры противника в подвижности за счёт его же фигур. -
5 слайд
Домашнее задание
Объяви мат в два хода. Ход белых.
Запиши решение и поделись с одноклассниками.