Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение
«Основнаяобщеобразовательная школа № 8»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей естественно- математичес-кого цикла Руководитель МО ___________Мусатова С.Л.
Протокол №_________от «_____»_____________2020
|
«Согласовано» заместитель директорашколы по УВР МБОУ «ООШ №8»
___________Окишева Н.М.
«_____»_____________2020
|
«Утверждаю» Директор МБОУ ООШ №8
_____________Ганзюк Н.А Приказ №_________от «_____»_____________2020
|
Рабочаяпрограмма
по биологии
5-9 классы
Автор-составитель:
АрхиповаЛ. Е.
учительбиологии
Берёзовский
2020
СОДЕРЖАНИЕ
1. Планируемыерезультаты освоения учебного предмета……………………стр.3
2.Cодержаниеучебного предмета……………………………………………… стр.7
3..Тематическоепланирование учебного материала………………………….. стр.33
I. Планируемые результатыосвоения учебного предмета
Личностныерезультаты освоения основной образовательнойпрограммы основного общего образования должны отражать:
Метапредметныерезультаты освоения основной образовательнойпрограммы основного общего образования должны отражать:
4)умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственныевозможности ее решения;
Предметныерезультаты освоения основной образовательнойпрограммы основного общего образования должны отражать:
II.Cодержаниеучебного предмета
Живые организмы.
Биология – наука о живых организмах.
Биологиякак наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познанииокружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведенияв окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологическихобъектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами иинструментами.
Свойстваживых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ,движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственностьи изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.
Клеточное строение организмов.
Клетка– основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки.Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальнаяклетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Тканиорганизмов.
Многообразие организмов.
Клеточныеи неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципыклассификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живойприроды.
Среды жизни. Средаобитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов кжизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в воднойсреде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособленияорганизмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мирродного края.
Царство Растения.
Многообразиеи значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковымирастениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративныеорганы. Жизненные формы растений. Растение – целостный организм (биосистема).Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизнирастений.
Органы цветкового растения.
Семя.Строение семени. Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значениекорня. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги.Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Почки.Вегетативные и генеративные почки. Строение листа. Листорасположение.Жилкование листа. Стебель. Строение и значение стебля. Строение и значениецветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода.Многообразие плодов. Распространение плодов.
Микроскопическое строение растений.
Разнообразиерастительных клеток. Ткани растений. Микроскопическое строение корня. Корневойволосок. Микроскопическое строение стебля. Микроскопическое строение листа.
Жизнедеятельность цветковых растений. Процессыжизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенноепитание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктовобмена веществ. Транспорт веществ. Движения. Рост, развитие иразмножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение уцветковых растений. Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания иразмножения растений и ухода за ними. Космическая роль зеленых растений.
Многообразие растений.
Классификациярастений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие споровыерастения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности имногообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие.Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. КлассыОднодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактикизаболеваний, вызываемых растениями.
Царство Бактерии.
Бактерии,ихстроение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Мерыпрофилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л.Пастера.
Царство Грибы.
Отличительныеособенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека.Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлениигрибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их рольв природе и жизни человека.
Царство Животные.
Общеезнакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организмживотного как биосистема. Многообразие и классификация животных. Средыобитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных(раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных вприроде. Значение животных в природе и жизни человека.
Одноклеточные животные, или Простейшие. Общаяхарактеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейшихв природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическимипростейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточнымиживотными.
Тип Кишечнополостные.
Многоклеточныеживотные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождениекишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
Типы червей.
ТипПлоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика.Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и круглыечерви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Мерыпрофилактики заражения. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождениечервей.
Тип Моллюски.
Общаяхарактеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождениемоллюсков и их значение в природе и жизни человека.
Тип Членистоногие.
Общаяхарактеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Происхождение членистоногих.Охрана членистоногих.
КлассРакообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, ихзначение в природе и жизни человека.
КлассПаукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, ихзначение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителейзаболеваний животных и человека. Меры профилактики.
КлассНасекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведениенасекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственнойдеятельности человека. Насекомые – вредители. Меры по сокращению численностинасекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые– переносчики возбудителей и паразиты человека идомашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.
Тип Хордовые.
Общаяхарактеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные,или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнеестроение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности урыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб вприроде. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизничеловека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов.
КлассЗемноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания ираспространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образомжизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождениеземноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значениеземноводных в природе и жизни человека.
КлассПресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания,особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножениепресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся.Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.
КлассПтицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнегостроения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц.Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологическиегруппы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека.Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода заптицами.
КлассМлекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизнимлекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатурымлекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочноеповедение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождениемлекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие – переносчики возбудителейопасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и перваяпомощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих. Сезонныеявления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охранамлекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания иухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родногокрая.
Человек и его здоровье.
Введение в науки о человеке.
Значениезнаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека длясамопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека.Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение,эксперимент). Место человека в системе животного мира. Сходства и отличиячеловека и животных. Особенности человека как социального существа.Происхождение современного человека. Расы.
Общие свойства организма человека.
Клетка– основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение,химический состав, жизненные свойства клетки. Ткани, органы и системы органоворганизма человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема.Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость).
Нейрогуморальная регуляция функций организма.
Регуляцияфункций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций. Нервнаясистема: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны,нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторнаядуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенностиразвития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Нарушениядеятельности нервной системы и их предупреждение.
Железыи их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляциифизиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз,щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная иполовые железы. Регуляция функций эндокринных желез.
Опора и движение.
Опорно-двигательнаясистема: строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост.Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные спрямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды иобраза жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физическихупражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия.Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательногоаппарата.
Кровь и кровообращение.
Функциикрови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз.Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. Иммунитет.Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова вобласти иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями.Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Строение сосудов.Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс.Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистойсистемы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Виды кровотечений,приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание.
Дыхательнаясистема: строение и функции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легкихи тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Вред табакокурения.Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мерпрофилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановкедыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом.
Пищеварение.
Питание.Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, рольферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними.Слюна и слюнные железы. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок.Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы впищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстомкишечнике. Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания,предотвращение желудочно-кишечных заболеваний.
Обмен веществ и энергии.
Обменвеществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обменорганических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов иавитаминозов, и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевыерационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ.
Поддержаниетемпературы тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровытела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции.Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и ихпрофилактика.
Выделение.
Мочевыделительнаясистема: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, егорегуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и меры ихпредупреждения.
Размножение и развитие. Половаясистема: строение и функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды.Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков учеловека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Рольгенетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье.Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактикаСПИДа.
Сенсорные системы (анализаторы).
Органычувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение ифункции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы:палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строениеи функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства,осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияниеэкологических факторов на органы чувств.
Высшая нервная деятельность.
Высшаянервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А.Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение.Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Сон ибодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. Особенности психикичеловека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность кнакоплению и передаче из поколения в поколение информации. Индивидуальные особенностиличности: способности, темперамент, характер, одаренность. Психология иповедение человека. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных,творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания вразвитии психики и поведения человека.
Здоровье человека и его охрана. Здоровьечеловека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образажизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность,сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системыорганов. Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающиездоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированноепитание, стресс). Культура отношения к собственному здоровью и здоровьюокружающих.
Человеки окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии.Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основныхформ труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правилповедения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основабезопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состоянияокружающей среды.
Общие биологические закономерности.
Биология как наука.
Научныеметоды изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент.Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни.Биологические науки. Роль биологии в формировании естественно-научной картинымира. Основные признаки живого. Уровни организации живой природы. Живыеприродные объекты как система. Классификация живых природных объектов.
Клетка.
Клеточнаятеория. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единстваживой природы. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана,цитоплазма, ядро, органоиды. Многообразие клеток. Обмен веществ и превращениеэнергии в клетке. Хромосомы и гены. Нарушения в строении и функционированииклеток – одна из причин заболевания организма. Деление клетки – основаразмножения, роста и развития организмов.
Организм. Клеточные инеклеточные формы жизни. Вирусы. Одноклеточные и многоклеточные организмы.Особенности химического состава организмов: неорганические и органическиевещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии – признакживых организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктовобмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений иживотных. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половоеразмножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость –свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.Приспособленность организмов к условиям среды.
Вид.
Вид,признаки вида. Вид как основная систематическая категория живого. Популяция какформа существования вида в природе. Популяция как единица эволюции. Ч. Дарвин –основоположник учения об эволюции. Основные движущие силы эволюции в природе.Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к средеобитания. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Происхождениеосновных систематических групп растений и животных. Применение знаний онаследственности, изменчивости и искусственном отборе при выведении новых породживотных, сортов растений и штаммов микроорганизмов.
Экосистемы.
Экология,экологические факторы, их влияние на организмы. Экосистемная организация живойприроды. Экосистема, ее основные компоненты. Структура экосистемы. Пищевыесвязи в экосистеме. Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме.Естественная экосистема (биогеоценоз). Агроэкосистема (агроценоз) какискусственное сообщество организмов. Круговорот веществ и поток энергии вбиогеоценозах. Биосфера – глобальная экосистема. В. И. Вернадский –основоположник учения о биосфере. Структура биосферы. Распространение и рольживого вещества в биосфере. Ноосфера. Краткая история эволюции биосферы. Значениеохраны биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие какоснова устойчивости биосферы. Современные экологические проблемы, их влияние насобственную жизнь и жизнь окружающих людей. Последствия деятельности человека вэкосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Содержание курса«Биология. 5 класс»
«Биология —наука о живом мире»
• наукао живой природе — биология: человек и природа; живые организмы — важнаячасть природы; зависимость жизни первобытных людей от природы, охота исобирательство, начало земледелия и скотоводства, культурные растения идомашние животные;
• свойстваживого: отличие живых тел от тел неживой природы; признаки живого: обменвеществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость; организм— единица живой природы; органы организма, их функции; согласованность работыорганов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого;
• методыизучения природы: использование биологических методов для изучения любогоживого объекта; общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение,эксперимент; использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях;
• увеличительныеприборы: необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектовживой природы; увеличительные приборы: лупа ручная и штативная, микроскоп,части микроскопа, микропрепарат; правила работы с микроскопом;
• строениеклетки, ткани: клеточное строение живых организмов; клетка, части клетки иихрастений, их функции;
• химическийсостав клетки: химические вещества клетки; неорганические вещества клетки,их значение для клетки и организма; органические вещества клетки, их значениедля клетки и организма;
• процессыжизнедеятельности клетки: основные процессы, присущие живой клетке, — дыхание,питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение; размножение клетки путемделения; передача наследственного материала дочерним клеткам; взаимосвязаннаяработа частей клетки, обусловливающая ее жизнедеятельность как целостной живойсистемы — биосистемы;
• великиеученые-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И.Вернадский, Н.И. Вавилов.
«Многообразиеживых организмов»
• царстваживой природы: классификация живых организмов; раздел биологии — систематика;царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных; вирусы — неклеточнаяформа жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний;вид как наименьшая единица классификации;
• бактерии:бактерии — примитивные одноклеточные организмы, строение бактерий, размножениебактерий делением клетки надвое; бактерии как самая древняя группа организмов,процессы жизнедеятельности бактерий; понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотахи эукариотах;
• значениебактерий в природе и для человека: роль бактерий в природе; симбиоз клубеньковыхбактерий с растениями; фотосинтезирующие бактерии; цианобактерии как поставщикикислорода в атмосферу; бактерии, обладающие разными типами обмена веществ;процесс брожения; роль бактерий в природе и жизни человека; средства борьбы сболезнетвор-ными бактериями;
• растения:представление о флоре; отличительное свойство растений; хлорофилл; зна—чение фотосинтеза; сравнение клеток растенийи бактерий; деление царства Растения на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные),голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники; строение растений; корень ипобег; слоевище водорослей; основные различия покрытосеменных и голосеменныхрастений; роль цветковых растений в жизни человека;
• животные:представление о фауне; особенности животных; одноклеточные и многоклеточные организмы;роль животных в природе и жизни человека; зависимость животных от окружающейсреды;
• грибы:общая характеристика грибов; многоклеточные и одноклеточные грибы; наличие угрибов признаков растений и животных; строение тела гриба: грибница,образованная гифами; питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники;размножение спорами; симбиоз гриба и растения — грибокорень (микориза);
• многообразиеи значение грибов: строение шляпочных грибов; плесневые грибы, их использованиев здравоохранении (антибиотик пенициллин); одноклеточные грибы — дрожжи, ихиспользование в хлебопечении и пивоварении; съедобные и ядовитые грибы; правиласбора и употребления грибов в пищу; паразитические грибы; роль грибов в природеи жизни человека;
• лишайники:общая характеристика лишайников; внешнее и внутреннее строение, питание,размножение; значение лишайников в природе и в жизни человека; лишайники —показатели чистоты воздуха;
• значениеживых организмов в природе и жизни человека: животные и растения, вредныедля человека; живые организмы, полезные для человека; взаимосвязь полезных ивредных видов в природе; значение биологического разнообразия в природе и жизничеловека.
«Жизньорганизмов на планете Земля»
• средыжизни планеты Земля: многообразие условий обитания на планете; среды жизниорганизмов; особенности водной, почвенной,наземно-воздушной и организменнойсред; примеры организмов — обитателей этих сред жизни;
• экологическиефакторы среды: условия, влияющие на жизнь организмов в природе, факторынеживой природы, факторы живой природы, антропогенные факторы; примеры экологическихфакторов;
• приспособленияорганизмов к жизни в природе: влияние среды на организмы; приспособленностьорганизмов к условиям своего обитания; биологическая роль защитной окраски уживотных, яркой окраски и аромата у цветков, наличия соцветий у растений;
• природныесообщества: потоки веществ между живой и неживой природой; взаимодействиеживых организмов между собой; пищевая цепь; растения — производители органическихвеществ; животные — потребители органических веществ; грибы,бактерии-разлагатели; понятие о круговороте веществ в природе; понятие оприродном сообществе; примеры природных сообществ;
• природныезоны России: понятие природной зоны; различные типы природных зон: влажныйтропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь, природные зоны России,их обитатели; редкие и исчезающие виды животных и растений, требующие охраны;
• жизньна разных материках: понятие о материке как части суши, окруженной морями иокеанами; многообразие живого мира нашей планеты; открытие человеком новых видоворганизмов; своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки,Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды;
• жизньв морях и океанах: условия жизни организмов в водной среде; обитателимелководий и средних глубин; прикрепленные организмы; жизнь организмов набольших глубинах; приспособленность организмов к условиям обитания.
« Человек напланете Земля» (6 ч):
• какпоявился человек на Земле: когда и где появился человек; предки человекаразумного; родственник человека современного типа —неандерталец; орудия трудачеловека умелого; образ жизни кроманьонца; биологические особенностисовременного человека; деятельность человека в природе в наши дни;
• какчеловек изменял природу: изменение человеком окружающей среды;необходимость знания законов развития живой природы; мероприятия по охранеприроды;
• важностьохраны живого мира планеты: взаимосвязь процессов, происходящих в живой инеживой природе; причины исчезновения многих видов животных и растений; виды,находящиеся на грани исчезновения; проявление современным человечеством заботыо живом мире; заповедники, Красная книга; мероприятия по восстановлениючисленности редких видов и природных сообществ;
• сохранениебогатства живого мира: ценность разнообразия живого мира; обязанности человекаперед природой; примеры участия школьников в деле охраны природы; результатыбережного отношения к природе; примеры увеличения численности отдельных видов;расселение редких видов на новых территориях.
Содержаниекурса «Биология. 6 класс»
«Наукао растениях — ботаника»
• внешнеестроение, органы растения: вегетативные и генеративные органы; места обитаниярастений; история использования и изучения растений; семенные и споровыерастения; понятие о ботанике, как о науке, изучающей царство Растения;
• многообразиежизненных форм растений: представление о жизненных формах растений, примеры;связь жизненных форм растений со средой их обитания; характеристикаотличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений(деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав);
• клеточноестроение растений и свойства растительной клетки: клетка как основная структурнаяединица растения; строение растительной клетки (клеточная стенка, ядро,цитоплазма, вакуоли, пластиды); жизнедеятельность клетки; деление клетки;клетка как живая система; особенности растительной клетки;
• тканирастений: понятие о ткани растений; виды тканей (основная, покровная,проводящая, механическая); причины появления тканей; растение как целостныйживой организм, состоящий из клеток и тканей.
«Органырастений»
семя, его строение и значение: семя как орган размножения растений; строение семени(кожура, зародыш, эндосперм, семядоли); строение зародыша растения; двудольныеи однодольные растения; прорастание семян; проросток, особенности его строения;значение семян в природе и в жизни человека;
• условияпрорастания семян: значение воды и воздуха для прорастания семян; запасныепитатель¬ные вещества семени; температурные условия прорастания семян, рольсвета; сроки посева семян;
• корень,его строение и значение: типы корневых систем растений; строение корня — зоныкорня (конус нарастания, всасывания, проведения, деления, роста); рост корня,геотропизм; видо¬изменения корней; значение корней в природе;
• побег,его строение и развитие: побег как сложная система; строение побега; строениепочек; вегетативная, цветочная (генеративная) почки; развитие и рост побегов изпочек; прищипка и пасынкование; спящие почки;
• лист,его строение и значение: внешнее и внутреннее строение листа; типы жилкованиялистьев; строение и функции устьиц; значение листа для растения (фотосинтез,испарение, газообмен); листопад, его роль в жизни растения; видоизме¬нениялистьев;
• стебель,его строение и значение: внешнее и внутреннее строение стебля; типы стеблей;функции стебля; видоизменения стебля у надземных и подземных побегов;
• цветок,его строение и значение: цветок как видоизмененный укороченный побег, развивающийсяиз генеративной почки; строение цветка; роль цветка в жизни растения; значениепестика и тычинок в цветке; соцветия, их разнообразие; цветение и опылениерастений; опыление как условие оплодотворения; типы опыления (перекрестное и самоопыление);переносчики пыльцы; ветроопыление;
• плод,разнообразие и значение плодов: строение плода; разнообразие плодов; цветковые(покры¬тосеменные) растения; распространение плодов и семян; значение плодов вприроде и в жизни человека.
«Основныепроцессы жизнедеятельности растений»
• минеральноепитание растений и значение воды: вода как необходимое условие минерального(почвенного) питания; извлечение растением из почвы растворенных в воде минеральныхсолей; функция корневых волосков; перемеще¬ние воды и минеральных веществ порастению; значение минерального (почвенного) питания; типы удобрений и их рольв жизни растения; экологические группы растений по отношению к воде;
• воздушноепитание растений — фотосинтез: условия образования органических веществ в растении;зеленые растения — автотрофы; гетеротрофы как потребители готовых органическихвеществ; значение фотосинтеза в природе;
• дыханиеи обмен веществ у растений: роль дыхания в жизни растений; сравнительная характеристикапроцессов дыхания и фотосинтеза; обмен веществ в организме как важнейшийпризнак жизни; взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза;
• размножениеи оплодотворение у растений: размножение как необходимое свойство жизни; типыразмножения (бесполое и половое); бесполое размножение — вегетативное иразмножение спорами; главная особенность полового размножения; особенностиоплодотворения у цветковых растений; двойное оплодотворение; достиженияотечественного ученого С.Г. Навашина;
• вегетативноеразмножение растений и его использование человеком: особенности вегетативногоразмножения, его роль в природе; использование вегетативного размножениячеловеком (прививки, культура тканей);
• рости развитие растений: характерные черты процессов роста и развития растений;этапы индивидуального развития растений; зависимость процессов роста и развитиярастений от условий среды обитания; периодичность протекания жизненныхпроцессов; суточные и сезонные ритмы; экологические факторы (абиотические,биотические, антропогенные), их влияние на жизнедеятельность растений.
«Многообразиеи развитие растительного мира» :
• систематикарастений, ее значение для ботаники: происхождение названий отдельных растений;классификация растений; вид как единица классификации; название вида; группыцарства Растения; роль систематики в изучении растений;
• водоросли,их многообразие в природе: общая характеристика; строение, размножение водорослей;разнообразие водорослей, отделы (зеленые, красные, бурые водоросли); значениеводорослей в природе; использование водорослей человеком;
• отделМоховидные, общая характеристика и значение: моховидные, характерные чертыстроения; классы Печеночники и Листостебельные, их отличительные черты; размножение(бесполое и половое) и развитие моховидных; моховидные как споровые растения;значение мхов в природе и в жизни человека;
• плауны,хвощи, папоротники, их общая характеристика: характерные черты высших споровыхрастений; чередование полового и бесполого размножения в цикле развития; общаяхарактеристика отделов Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, ихзначение в природе и в жизни человека;
• отделГолосеменные, общая характеристика и значение: общая характеристика; расселениеголосеменных по поверхности земли; образование семян как свидетельство болеевысокого уровня развития голосеменных по сравнению со споровыми; особенностистроения и развития представителей класса Хвойные; голосеменные на территорииРоссии; значение голосеменных в природе и в жизни человека;
• отделПокрытосеменные, общая характеристика и значение, особенности строения,размножения и развития; сравнительная характеристика покрытосеменных иголосеменных растений; более высокий уровень развития покрытосеменных по сравнениюс голосеменными, их лучшая приспособленность к различным условиям окружающейсреды; разнообразие жизненных форм покрытосеменных; характеристика классов Двудольныеи Однодольные растения, их роль в природе и в жизни человека; охрана редких иисчезающих видов покрытосеменных растений;
• семействакласса Двудольные: общая характеристика; семейства Розоцветные, Мотыльковые, Крестоцветные,Пасленовые, Сложноцветные; отличительные признаки семейств; значение двудольныхрастений в природе и в жизни человека; сельскохозяйственные культуры;
• семействакласса Однодольные: общая характеристика; семейства Лилейные, Луковые, Злаки;отличительные признаки; значение однодольных растений в природе и в жизничеловека; исключительная роль злаковых растений;
• историческоеразвитие растительного мира: понятие об эволюции живого мира; первые обитателиЗемли; история развития растительного мира; выход растений на сушу; характерныечерты приспособленности к наземному образу жизни; Н.И. Вавилов о результатахэволюции растений, направляемой человеком; охрана редких и исчезающих видоврастений;
• многообразиеи происхождение культурных растений: история происхождения культурных растений;значение искусственного отбора и селекции; особенности культурных растений,центры их происхождения; расселение растений; сорные растения, их значение;
• дарыНового и Старого Света: дары Старого Света (пшеница, рожь, капуста, виноград,банан) и Нового Света (картофель, томат, тыква); история и центры их появления;значение растений в жизни человека.
«Природныесообщества» :
• понятиео природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме: понятие о природномсообществе, В.Н. Сукачев о структуре природного сообщества и функциональномучастии живых организмов в нем; круговорот веществ и поток энергии как главноеусловие существования природного сообщества; совокупность живого населенияприродного сообщества (биоценоз); условия среды обитания (биотоп); рольрастений в природных сообществах;
• совместнаяжизнь организмов в природном сообществе: ярусное строение природного сообщества(надземное и подземное); условия обитания растений в биогеоценозе; многообразиеформ живых организмов как следствие ярусного строения природных сообществ;
• сменаприродных сообществ и ее причины: понятие о смене природных сообществ; причинысмены (внутренние и внешние); естественные и культурные природные сообщества,их особенности и роль в биосфере; необходимость мероприятий по сохранениюприродных сообществ.
.
Содержаниекурса «Биология. 7 класс»
Зоология— наука о животных: зоология как система наук оживотных; морфология, анатомия, физиология, экология, палеонтология, этология;сходство и различия животных и растений; разнообразие и значение животных вприроде и в жизни человека.
Животныеи окружающая среда: среды жизни; места обитания —наиболее благоприятные участки среды жизни; абиотические, биотические, антропогенные,экологические факторы; среда обитания — совокупность всех экологическихфакторов; взаимосвязи животных в природе; биоценоз; пищевые связи; цепипитания.
Классификацияживотных и основные систематические группы:наука систематика; вид; популяция; систематические группы. Влияние человекана животных: косвенное и прямое влияние; Красная книга; заповедники.
Краткаяистория развития зоологии: труды великого ученогоДревней Греции Аристотеля; развитие зоологии в Средние века и эпохуВозрождения; изобретение микроскопа; труды К. Линнея; экспедиции русскогоакадемика П.С. Палласа; труды Ч. Дарвина, их роль в развитии зоологии;исследования отечественных ученых в области зоологии.
«Строениетела животных»
Клетка:наука цитология; строение животной клетки: размеры и формы; клеточныеструктуры, их роль в жизнедеятельности клетки; сходство и различия строенияживотной и растительной клеток.
Ткани,органы и системы органов: ткани: эпителиальные, соединительные,мышечные, нервные, их характерные признаки; органы и системы органов,особенности строения и функций; типы симметрии животного, их связь с образомжизни.
«ПодцарствоПростейшие»
Общаяхарактеристика простейших. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Саркодовые:среда обитания, внешнее строение; строение и жизнедеятельность саркодовых напримере амебы-протея; разнообразие саркодовых.
ТипСаркодовые и жгутиконосцы. Жгутиконосцы:среда обитания, строение и передвижение на примере эвглены зеленой; характерпитания, его зависимость от условий среды; дыхание, выделение и размножение;сочетание признаков животного и растения у эвглены зеленой; разнообразие жгутиконосцев.
ТипИнфузории: среда обитания, строение и передвижениена примере инфузории-туфельки; связь усложнения строения инфузорий с процессамиих жизнедеятельности; разнообразие инфузорий.
Значениепростейших: место простейших в живой природе;простейшие-паразиты; дизентерийная амеба, малярный плазмодий, трипаносомы —возбудители заболеваний человека и животных; меры предупреждения заболеваний,вызываемых простейшими. Обобщение и систематизация знаний по теме «ПодцарствоПростейшие».
«ТипКишечнополостные»
Общаяхарактеристика подцарства Многоклеточные животные. Строение и жизнедеятельностькишечнополостных: общие черты строения; гидра —одиночный полип; среда обитания, внешнее и внутреннее строение; особенностижизнедеятельности, уровень организации в сравнении с простейшими.
Разнообразиекишечнополостных: класс Гидроидные; класс Коралловыеполипы, жизненные циклы, процессы жизнедеятельности; класс Сцифоидные медузы,характерные черты строения и жизнедеятельности, жизненный цикл. Обобщение исистематизация знаний по теме «Тип Кишечнополостные».
«ТипыПлоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви»
ТипПлоские черви: общая характеристика; классРесничные черви, места обитания и общие черты строения; системы органов,жизнедеятельность; черты более высокого уровня организации по сравнению скишечнополостными.
Разнообразиеплоских червей: сосальщики и цепни: класс Сосальщики,внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие; класс Ленточные черви,приспособления к особенностям среды обитания, размножение и развитие; мерызащиты от заражения паразитическими червями.
ТипКруглые черви: класс Нематоды, общая характеристика,строение систем внутренних органов; взаимосвязь строения и образа жизнипредставителей типа; меры профилактики заражения человека круглыми червями.
ТипКольчатые черви. Класс Многощетинковые черви:общая характеристика, места обитания, строение и жизнедеятельность системвнутренних органов; уровни организации органов чувств свободноживущих кольчатыхчервей и паразитических круглых червей.
ТипКольчатые черви. Класс Малощетинковые черви:общая характеристика, места обитания, значение в природе; особенности внешнегостроения; строение систем органов дождевого червя, их взаимосвязь с образомжизни; роль малощетинковых червей в процессах почвообразовании
«ТипМоллюски»
Общаяхарактеристика моллюсков: среда обитания, внешнеестроение; строение и жизнедеятельность систем внутренних органов; значениемоллюсков; черты сходства и различия строения моллюсков и кольчатых червей;происхождение моллюсков.
КлассБрюхоногие моллюски: среда обитания, внешнеестроение на примере большого прудовика; строение и жизнедеятельность системвнутренних органов; особенности размножения и развития; роль в природе изначение для человека.
КлассДвустворчатые моллюски: среда обитания, внешнеестроение на примере беззубки; строение и функции систем внутренних органов;особенности размножения и развития; роль в природе и значение для человека.
КлассГоловоногие моллюски: среда обитания, внешнеестроение; характерные черты строения и функции опорно-двигательной системы;строение и функции систем внутренних органов; значение головоногих моллюсков;признаки усложнения организации; роль в природе и значение для человека.Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Моллюски».
«ТипЧленистоногие»
Общаяхарактеристика членистоногих. Класс Ракообразные:характерные черты типа Членистоногие; общие признаки строения ракообразных;среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения, размножение иразвитие речного рака; разнообразие ракообразных; значение ракообразных вприроде и в жизни человека.
КлассПаукообразные: общая характеристика,особенностивнешнего строения на примере паука-крестовика; разнообразие паукообразных; рольпаукообразных в природе и в жизни человека; меры защиты от заболеваний,переносимых отдельными клещами, от укусов ядовитых пауков.
Класс Насекомые:общая характеристика, особенности внешнего строения; разнообразие ротовыхорганов; строение и функции систем внутренних органов; размножение.
Типы развитиянасекомых: развитие с неполным превращением, группынасекомых; развитие с полным превращением, группы насекомых; роль каждой стадииразвития насекомых.
Общественныенасекомые — пчелы и муравьи. Значение насекомых.Охрана насекомых: состав и функции обитателей муравейника, пчелиной семьи;отношения между особями в семье, их координация; полезные насекомые; редкие иохраняемые
насекомые; Краснаякнига; роль насекомых в природе и в жизни человека.
Насекомые —вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека:вредители сельскохозяйственных культур; насекомые — переносчики заболеванийчеловека и животных; методы борьбы с вредными насекомыми. Обобщение исистематизация знаний по теме «Тип Членистоногие».
«Тип Хордовые:бесчерепные, рыбы»
Общаяхарактеристика хордовых. Бесчерепные: общие признаки хордовых животных;бесчерепные; класс Ланцетники; внешнее и внутреннее на 1 строение,размножение и развитие ланцетника — примитивного хордового животного; черепные,или позвоночные, общие признаки.
Черепные, илипозвоночные. Внешнее строение рыб: общая характеристика черепных; общая характеристика рыб; особенности внешнего строения рыб, связанные с обитанием вводе; строение и функции конечностей; органы боковой линии, органы слуха,равновесия.
Внутреннеестроение рыб: опорно-двигательная система, скелетнепарных и парных плавников; скелет головы; особенности строения и функций системвнутренних органов; черты более высокого уровня организации рыб по сравнению сланцетником.
Особенностиразмножения рыб: органы и процесс размножения;живорождение; миграции.
Основныесистематические группы рыб: класс Хрящевые рыбы,общая характеристика; класс Костные рыбы: лучеперые, лопастеперые, двоякодышащиеи кистеперые; место кистеперых рыб в эволюции позвоночных; меры предосторожностиот нападения акул при купании.
Промысловые рыбы.Их использование и охрана: рыболовство, промысловыерыбы; прудовые хозяйства; акклиматизация рыб; аквариумные рыбы. Обобщение исистематизация знаний по теме «Тип Хордовые: бесчерепные, рыбы».
«КлассЗемноводные, или Амфибии»
Общаяхарактеристика земноводных. Среда обитания и строение тела земноводных:места обитания, внешнее строение, особенности кожного покрова;опорно-двигательная система земноводных, ее усложнение по сравнению с костными рыбами;признаки приспособленности земноводных к жизни на суше и в воде.
Строение и функциивнутренних органов земноводных: характерные чертыстроения систем внутренних органов земноводных по сравнению с костными рыбами;сходство строения внутренних органов земноводных и рыб.
Годовой жизненныйцикл и происхождение земноводных: влияние сезонныхизменений в природе на жизнедеятельность земноводных; размножение и развитиеземноводных, черты сходства с костными рыбами, тип развития; доказательствапроисхождения земноводных.
Разнообразие изначение земноводных: современныеземноводные, их разнообразие и распространение; роль земноводных в природныхбиоценозах, в жизни человека; охрана земноводных; Красная книга. Обобщение исистематизация знаний по теме «Класс Земноводные, или Амфибии».
«КлассПресмыкающиеся, или Рептилии»
Общаяхарактеристика пресмыкающихся. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся:взаимосвязь внешнего строения и наземного образа жизни; особенности строенияскелета пресмыкающихся.
Внутреннеестроение и жизнедеятельность пресмыкающихся:сходство и различия строения систем внутренних органов пресмыкающихся и земноводных;черты приспособленности пресмыкающихся к жизни на суше; размножение иразвитие, зависимость годового жизненного цикла от температурных условий.
Разнообразиепресмыкающихся: общие черты строения представителейразных отрядов пресмыкающихся; меры предосторожности от укусов ядовитых змей;оказание первой доврачебной помощи.
Значение ипроисхождение пресмыкающихся: роль пресмыкающихся вбиоценозах, их значение в жизни человека; охрана редких и исчезающих видов;Красная книга; древние пресмыкающиеся, причины их вымирания; доказательствапроисхождения пресмыкающихся от древних амфибий.
«КлассПтицы»
Общая характеристикаптиц. Внешнее строение птиц: взаимосвязь внешнегостроения и приспособленности птиц к полету; типы перьев и их функции; чертысходства и различия покровов птиц и рептилий.
Опорно-двигательнаясистема птиц: изменения строения скелета птиц в связис приспособленностью к полету; особенности строения мускулатуры и ее функции;причины срастания отдельных костей скелета птиц.
Внутреннеестроение птиц: черты сходства строения и функцийсистем внутренних органов птиц и рептилий; отличительные признаки, связанные сприспособленностью к полету; прогрессивные черты организации птиц по сравнениюс рептилиями.
Размножение иразвитие птиц: особенности строения органовразмножения птиц; этапы формирования яйца; развитие зародыша; характерныечерты развития выводковых и гнездовых птиц.
Годовой жизненныйцикл и сезонные явления в жизни птиц: роль сезонныхявлений в жизни птиц; поведение самцов и самок в период размножения; строениегнезда и его роль в размножении, развитии птенцов; послегнездовой период; кочевкии миграции птиц, их причины.
Разнообразие птиц:систематические группы птиц, их отличительные черты; признаки выделенияэкологических групп птиц; классификация птиц по типу пищи, по местам обитания;взаимосвязь внешнего строения птиц, типа пищи и мест обитания.
Значение и охранаптиц. Происхождение птиц: роль птиц в природныхсообществах; охотничье- промысловые, домашние птицы, их значение для человека;черты сходства древних птиц и рептилий.
«КлассМлекопитающие, или Звери»
Общаяхарактеристика млекопитающих. Внешнее строение млекопитающих:отличительные признаки строения тела; сравнение строения покрововмлекопитающих и рептилий; прогрессивные черты строения и жизнедеятельностимлекопитающих в по сравнению с рептилиями.
Внутреннеестроение млекопитающих: особенности строенияопорно-двигательной системы; уровень организации нервной системы по сравнению сдругими позвоночными; характерные черты строения пищеварительной системыкопытных н и грызунов; усложнение строения и функций внутренних органов.
Размножение иразвитие млекопитающих. Годовойжизненный цикл: особенности развития зародыша, забота о потомстве; годовойжизненный н цикл; изменение численности млекопитающих и ее овосстановление.
Происхождение иразнообразие млекопитающих: черты сходствамлекопитающих и рептилий;группы современных млекопитающих; прогрессивные чертыстроения млекопитающих по сравнениюс рептилиями.
Высшие, илиплацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные,хищные: общая характеристика, характерныепризнаки строения и жизнедеятельности представителей разных отрядовмлекопитающих; роль млекопитающих в экосистемах, в жизни человека.
Высшие, илиплацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные инепарнокопытные, хоботные:характерные черты строения и жизнедеятельности водных млекопитающих,парнокопытных и непарнокопытных; охрана хоботных; роль живот ных в экосистемах,в жизни человека.
Высшие, илиплацентарные, звери: приматы: общие черты организациипредставителей отряда. Приматы; признаки более высокой организации; сходствочеловека с человекообразными обезьянами.
Экологическиегруппы млекопитающих: признаки животных однойэкологической группы.
Значениемлекопитающих для человека: происхождение домашнихживотных; отрасль сельского хозяйства — животноводство, его основныенаправления, роль в жизни человека; редкие и исчезающие виды млекопитающих, ихохрана; Красная книга.
«Развитиеживотного мира на Земле» 65.Доказательства эволюции животного мира. УчениеЧ. Дарвина об эволюции: разнообразие животногомира; изучение особенностей индивидуального развития и его роль в объяснениипроисхождения животных; изучение ископаемых останков животных; основныеположения учения Ч. Дарвина; значение теоретических положений Ч. Дарвина в объяснениипричин возникновения видов и эволюции органического мира.
Развитие животногомира на Земле: этапы эволюции животного мира;появление многоклеточных групп клеток, тканей; усложнение строениямногоклеточных организмов; происхождение и эволюция хордовых.
Современныйживотный мир: эволюционное древо современного животногомира; уровни организации жизни; состав биоценоза: продуценты, консументы,редуценты; цепи питания; круговорот веществ и превращения энергии; экосистема;биогеоценоз; биосфера.
Содержаниекурса «Биология. 8 класс»
Организм человека. Общий обзор:
науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена; методы науко человеке; санитарно-эпидемиологические институты нашей страны;
структура тела, место человека в живойприроде: искусственная(социальная) и природная среда; биосоциальная природа человека; части телачеловека; пропорции тела человека; сходство человека с другими животными; общиечерты в строении организма млекопитающих, приматов и человекообразных обезьян;специфические особенности человека как биологического вида;
• клетка:строение, химический состав и жизнедеятельность: части клетки; органоиды в животной клетке;процессы, происходящие в клетке (обмен веществ, рост, развитие, размножение);возбудимость;
• ткани:эпителиальные, соединительные, мышечные ткани; нервная ткань;
• общаяхарактеристика систем органов организма человека, регуляция работы внутреннихорганов: система покровных органов; опорно-двигательная, пищеварительная,кровеносная, иммунная, дыхательная, нервная, эндокринная, мочевыделительная,половая системы органов; уровни организации организма; нервная и гуморальнаярегуляция внутренних органов; рефлекторная дуга.
Опорно-двигательная система:
• скелет: строение, состав и типы соединения костей:общая характеристика и значение скелета; три типа костей; строение костей;состав костей; типы соединения костей;
• скелет головы и туловища: отделы черепа;кости, образующие череп; отделы позвоночника; строение позвонка и груднойклетки;
• скелет конечностей: строение скелета поясовконечностей, верхней и нижней конечностей;
• первая помощь при поврежденияхопорно-двигательной системы: виды травм, затрагивающих скелет (растяжения,вывихи, открытые и закрытые переломы); необходимые приемы первой помощи притравмах;
• строение, основные типы и группы мышц:гладкая и скелетная мускулатура; строение скелетной мышцы; основные группы скелетныхмышц;
• работа мышц: мышцы-антагонисты и мышцы-синергисты; динамическая и статическая работа мышц; мышечное утомление
• нарушение осанки и плоскостопие: осанка; причины и последствия неправильной осанки;предупреждение искривления позвоночника, плоскостопия;
• развитиеопорно-двигательной системы: развитие опорно-двигательной системы в ходе взросления; значениедвигательной активности и мышечных нагрузок; физическая подготовка; статическиеи динамические физические упражнения.
• внутренняясреда; значение крови и ее состав: жидкости, образующие внутреннюю среду организмачеловека (кровь, лимфа, тканевая жидкость); функции крови в организме; составплазмы крови; форменные элементы крови (эритроциты, тромбоциты, лейкоциты);
• иммунитет: иммунная система; важнейшие открытия в сфереизучения иммунитета; виды иммунитета; прививки и сыворотки;
• тканеваясовместимость и переливание крови: причины несовместимости тканей; группы крови;резус-фактор; правила переливания крови;
• сердце икруги кровообращения: органы кровообращения; строение сердца; виды кровеносных сосудов;большой и малый круги кровообращения;
• движениелимфы:лимфатические сосуды; лимфатические узлы; роль лимфы в организме;
• движениекрови по сосудам: давление крови в сосудах; верхнее и нижнее артериальноедавление; заболевания сердечно-сосудистой системы, связанные с давлениемкрови; скорость кровотока; пульс; перераспределение крови в работающих органах;
• регуляцияработы органов кровеносной системы: отделы нервной системы, управляющиеработой сердца; гуморальная регуляция сердца; автоматизм сердца;
• предупреждениезаболеваний кровеносной системы: физические нагрузки и здоровье сердечно-сосудистойсистемы; влияние табака и алкоголя на состояние сердечно-сосудистой системы;
• перваяпомощь при кровотечениях: значение кровотечения; виды кровотечений (капиллярное,венозное, артериальное).
• значениедыхательной системы; органы дыхания: связь дыхательной и кровеноснойсистем; строение дыхательных путей; органы дыхания и их функции;
строениелегких; газообмен в легких и тканях: строение легких; процесс поступления кислорода в кровь итранспорт кислорода от легких по телу; роль эритроцитов и гемоглобина в переносекислорода;
• дыхательныедвижения: механизмвдоха и выдоха; органы, участвующие в дыхательных движениях; влияние куренияна функции альвеол легких;
• регуляциядыхания: контрольдыхания центральной нервной системой; бессознательная и сознательнаярегуляция; рефлексы кашля и чихания; дыхательный центр; гуморальная регуляциядыхания;
• заболеваниядыхательной системы: болезни органов дыхания, передающиеся через воздух (грипп, туберкулез легких);рак легких; значение флюорографии; жизненная емкость легких; значениезакаливания, физических упражнений для тренировки органов дыхания и гигиены помещенийдля здоровья человека;
• перваяпомощь при поражении органов дыхания: первая помощь при попадании инородного тела вверхние дыхательные пути, при утоплении, удушении, заваливании землей,электротравмах; искусственное дыхание; непрямой массаж сердца.
Пищеварительная система:
• значениепищи: значениеи состав пищи; питательные вещества; вода, минеральные вещества и витамины впище; правильная подготовка пищи к употреблению (части растений, накапливающиевредные вещества; санитарная обработка пищевых продуктов);
• строениепищеварительной системы: значение пищеварения; органы пищеварительной системы; пищеварительныежелезы;
• зубы: строение зубного ряда человека; смена зубов;строение зуба; значение зубов; уход за зубами;
• пищеварение в ротовой полости и в желудке: механическая ихимическая обработка пищи в ротовой полости; пищеварение в желудке; строениестенок желудка;
• пищеварениев кишечнике:химическая обработка пищи в тонком кишечнике и всасывание питательных веществ;печень и ее функции; толстая кишка, аппендикс и их функции;
• регуляцияпищеварения: рефлексыорганов пищеварительной системы; работы И.П. Павлова в области изучениярефлексов; гуморальная регуляция пищеварения; правильное питание;
• заболеванияорганов пищеварения: инфекционные заболевания желудочно-кишечного тракта и глистныезаболевания: способы заражения и симптомы; пищевые отравления: симптомы ипервая помощь.
Обмен веществ и энергии:
• обменныепроцессы в организме: стадии обмена веществ; пластический и энергетический обмен;
• нормыпитания: расходэнергии в организме; факторы, влияющие на основной и общий обмен организма;нормы питания; калорийность пищи;
• витамины: роль витаминов в организме; гипер- игиповитаминоз, авитаминоз; важнейшие витамины, их значение для организма;источники витаминов; правильная подготовка пищевых продуктов к употреблению впищу.
Мочевыделительная система:
• строениеи функции почек: строение мочевыделительной системы; функции почек; строение нефрона;механизм фильтрации мочи в нефроне; этапы формирования мочи в почках;
• заболеванияорганов мочевыделения; питьевой режим: причины заболеваний почек; значениеводы и минеральных солей для организма; гигиена питья; обезвоживание; водноеотравление; гигиенические требования к питьевой воде; очистка воды.
Кожа:
• значениекожи и ее строение: функции кожных покровов; строение кожи;
• нарушениякожных покровов и повреждения кожи: причины нарушения здоровья кожныхпокровов; первая помощь при ожогах, обморожениях; инфекции кожи (грибковыезаболевания, чесотка);
• гигиенакожных покровов: участие кожи в терморегуляции; закаливание; первая помощь при тепловоми солнечном ударах.
Эндокринная система:
• железывнешней, внутренней и смешанной секреции: отличия и сходства желез внешней,внутренней и смешанной секреции, их функции; эндокринная система;
роль гормонов в организме: роль гормонов в росте иразвитии организма; влияние нарушений работы гипофиза, щитовидной железы напроцессы роста и развития; роль поджелудочной железы в организме; сахарныйдиабет; роль надпочечников в организме; адреналин и норадреналин.
Нервная система:
• значение,строение и функция нервной системы: общая характеристика роли нервной системы; части и отделынервной системы; центральная и периферическая нервная система; соматический ивегетативный отделы; прямые и обратные связи;
• автономныйотдел нервной системы: парасимпатический и симпатический подотделы автономного отделанервной системы;
• нейрогуморальнаярегуляция: связьжелез внутренней секреции с нервной системой; согласованное действиегуморальной и нервной регуляции на организм; скорость реагирования нервной игуморальной систем;
• спинноймозг: строениеспинного мозга; рефлекторная функция спинного мозга (соматические ивегетативные рефлексы); проводящая функция спинного мозга;
• головноймозг: серое ибелое вещество головного мозга; строение и функции отделов головного мозга;расположение и функции зон коры больших полушарий.
Органы чувств. Анализаторы:
принцип работыорганов чувств и анализаторов: пять чувств человека; расположение, функциианализаторов и особенности их работы; развитость органов чувств тренировка;
• органзрения и зрительный анализатор: значение зрения; строение глаза; слезные железы; оболочки глаза;
• заболеванияи повреждения глаз:близорукость и дальнозоркость; первая помощь при повреждении глаз;
• органыслуха, равновесия и их анализаторы: значение слуха; части уха; строение и функции наружного,среднего и внутреннего уха; шум как фактор, вредно влияющий на слух;заболевания уха; строение и расположение органа равновесия;
• органыосязания, обоняния и вкуса: значение, расположение и устройство органов осязания, обоняния и вкуса;вредные пахучие вещества; особенности работы органа вкуса.
Поведение и психика:
• врожденныеформы поведения:положительные и отрицательные (побудительные и тормозные) инстинкты и рефлексы;явление запечатления (импринтинга);
• приобретенныеформы поведения:условные рефлексы и торможение рефлекса; подкрепление рефлекса; динамическийстереотип;
• закономерностиработы головного мозга: центральное торможение; безусловное (врожденное) и условное(приобретенное) торможение; явление доминанты; закон взаимной индукции;
• биологическиеритмы; сон и его значение: сон как составляющая суточных биоритмов; медленный и быстрый сон;природа сновидений; значение сна для человека; гигиена сна;
особенности высшей нервной деятельностичеловека; познавательные процессы: наука о высшей нервной деятельности;появление и развитие речи в эволюции человека и индивидуальном развитии;внутренняя и внешняя речь; восприятие и впечатление; виды и процессы памяти;особенности запоминания; воображение и мышление;
• воля иэмоции; внимание; регуляция поведения: волевые качества личности и волевые действия;побудительная и тормозная функции воли; внушаемость и негативизм; эмоциональныереакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства);астенические и стенические эмоции; непроизвольное и произвольное внимание;рассеянность внимания;
• режимдня; работоспособность: стадии работоспособности (врабатывание, устойчивая работоспособность,истощение); значение и состав правильного режима дня, активного отдыха.
Индивидуальное развитие организма:
• половаясистема человека:факторы, определяющие пол; строение женской и мужской половой системы;созревание половых клеток и сопутствующие процессы в организме; гигиена внешнихполовых органов. Причины наследственных заболеваний;
• заболеваниянаследственные, врожденные, передающиеся половым путем: врожденные заболевания; заболевания,передаваемые половым путем; СПИД;
• внутриутробноеразвитие организма; развитие после рождения: созревание зародыша; закономерности роста иразвития ребенка; ростовые скачки; календарный и биологический возраст;
• вред наркогенных веществ: примеры наркогенных веществ; причиныобращения молодых людей к наркогенным веществам; процесс привыкания к курению;последствия курения; влияние алкоголя на организм; опасность наркотическойзависимости; реакция абстиненции;
• психологические особенности личности: типы темперамента; характерличности и факторы, влияющие на него; экстраверты и интроверты; интересы и склонности,способности; выбор будущей профессиональной деятельности.
Содержаниекурса «Биология. 9 класс»
Общиезакономерности жизни
Биология — наука о живом мире: биология — наука, исследующая жизнь; изучение природы в обеспечениивыживания людей на Земле; биология — система разных биологических областейнауки; роль биологии в практической деятельности людей.
Методы биологическихисследований: многообразие методовбиологических исследований; наблюдение, измерение, сравнение, описание,эксперимент, моделирование; правила работы в кабинете биологии сбиологическими приборами и инструментами.
Общие свойства живыхорганизмов: отличительные признаки живогои неживого — химический состав, клеточное строение, обмен веществ, размножение,наследственность, изменчивость, рост, развитие, раздражимость; взаимосвязьживых организмов и среды.
Многообразие форм жизни: среды жизни на Земле и многообразие их организмов; клеточноеразнообразие организмов и их царства; вирусы — неклеточная форма жизни;разнообразие биосистем, отображающее структурные уровни организации жизни.
Явления изакономерности жизни на клеточном уровне
Многообразие клеток: многообразие типов клеток (свободноживущие и образующие ткани,прокариоты, эукариоты); роль ученых в изучении клетки.
Химические вещества вклетке: особенности химическогосостава живой клетки и его сходство у разных типов клеток; неорганические иорганические вещества клетки; содержание воды, минеральных солей, углеводов,липидов, белков в клетке и в организме и их функции в жизнедеятельности клетки.
Строениеклетки: структурные части клетки -мембрана, ядро, цитоплазма с органоидами и включениями; цитоплазма -внутренняя среда клетки; отличия животной клетки от растительной.
Органоидыклетки и их функции: мембранные и немембранные органоиды, отличительныеособенности их строения и функции; клетка как элементарная живая система.
Обмен веществ— основа существования клетки: понятие об обмене веществ как совокупностибиохимических реакций, обеспечивающих жизнедеятельность клетки; значениеассимиляции и диссимиляции в клетке; равновесие энергетического состоянияклетки — обеспечение ее нормального функционирования.
Биосинтезбелка в живой клетке: понятие о биосинтезе; этапы синтеза белка в клетке; рольцитоплазмы в биосинтезе белка; роль нуклеиновых кислот и рибосом в биосинтезебелков.
Биосинтезуглеводов — фотосинтез: понятие о фотосинтезе как процессе создания углеводов вживой клетке; две стадии фотосинтеза — световая и темновая; условия протеканияфотосинтеза и его значение для природы.
Обеспечениеклеток энергией: понятие о клеточном дыхании как о процессе обеспечения клеткиэнергией; стадии клеточного дыхания — бескислородная (ферментативная, илигликолиз) и кислород-ная; роль митохондрий в клеточном дыхании.
Размножениеклетки и ее жизненный цикл: размножение клетки путем деления — общее свойствоклеток одноклеточных и многоклеточных организмов; клеточное деление у прокариот— деление клетки надвое; деление клетки у эукариот; жизненный цикл клетки —интерфаза, митоз; фазы митоза; разделение клеточного содержимого на дведочерние клетки.
Закономерностижизни на организменном уровне
Организм — открытая живая система (биосистема): организмкак живая система; компоненты системы, их взаимодействие, обеспечивающеецелостность биосистемы «организм»; регуляция процессов в биосистеме.
Примитивныеорганизмы: разнообразие форм организмов— одноклеточные, многоклеточные и неклеточные; бактерии как одноклеточныедоядерные организмы; вирусы как неклеточная форма жизни; отличительныеособенности бактерий и вирусов; значение бактерий и вирусов в природе.
Растительныйорганизм и его особенности: главныесвойства растений — автогрофность, неспособность к активному передвижению,размещение основных частей (корня и побега) в двух разных средах; особенностирастительной клетки — принадлежность к эукариотам, наличие клеточной стенки,пластид и крупных вакуолей; способы размножения растений — половое и бесполое;особенности полового размножения; типы бесполого размножения — вегетативное,спорами, делением клетки надвое.
Многообразиерастений и их значение в природе: споровыеи семенные растения; особенности споровых растений — водорослей, моховидных,папоротников, хвощей и плаунов; особенности семенных растений — голосеменных ицветковых (покрытосеменных); классы отдела Цветковые — двудольные иоднодольные растения; особенности и значение семени в сравнении со спорой.
Организмыцарства грибов и лишайников: сходство грибовс другими эукариотическими организмами (растениями и животными) и отличие отних; специфические свойства грибов; многообразие и значение грибов —плесневых, шляпочных, паразитических; лишайники как особые симбиотическиеорганизмы; многообразие и значение лишайников в природе.
Животныйорганизм и его особенности: особенностиживотных организмов — принадлежность к эукариотам, гетеротрофность,способность к активному передвижению, забота о потомстве, постройка жилищ(гнезд, нор); деление животных по способам добывания пищи — растительноядные,хищные, паразитические, падальщики, всеядные.
Многообразиеживотных: деление животных на дваподцарства — Простейшие и Многоклеточные; особенности простейших -распространение, питание, передвижение; многоклеточные животные —беспозвоночные и позвоночные; особенности разных типов беспозвоночных животных;особенности типа Хордовые.
Сравнениесвойств организма человека и животных: сходство человека и животных; отличие человека от животных;системы органов у человека как организма — пищеварительная, дыхательная, кровеноснаявыделительная;органы чувств; умственные способности человека; причины, обусловливающиесоциальные свойства человека.
Размножениеживых организмов: типы размножения — половое и бесполое; особенности половогоразмножения — слияние мужских и женских гамет, оплодотворение, образованиезиготы; бесполое раз-множение — вегетативное, образование спор, деле¬ние клеткинадвое; биологическое значение поло¬вого и бесполого размножения; сменапоколений (бесполого и полового) у животных и растений.
Индивидуальноеразвитие: понятие об онтогене¬зе; периоды онтогенеза — эмбриональный ипостэм-бриональный; стадии развития эмбриона — зигота, дробление, гаструла сдифференциацией клеток на эктодерму, энтодерму и мезодерму, органогенез;особенности процесса развития эмбриона, его зави-симость от среды; особенностипостэмбрионального развития; развитие животных организмов с превра-щением и безпревращения.
Образованиеполовых клеток. Мейоз: понятие о диплоидном и гаплоидном наборе хромосом вклетке; женские и мужские половые клетки — га¬меты; мейоз как особый типделения клетки; первое и второе деление мейоза; понятие о сперматогенезе иоогенезе.
Изучениемеханизма наследственности: первые представления о наследственности; первыйнаучный труд по изучению наследственности Г. Менделя и его значение; учение онаследственности и измен¬чивости; достижения современных исследователей визучении наследственности организмов; условия для активного развития генетики вXX в.
Основныезакономерности наследования признаков у организмов: понятие о наследственностии способах передачи признаков от родителей потомству; набор хромосом ворганизме; ген и его свойства; генотип и фенотип; изменчивость и ее проявлениев организме.
Закономерностиизменчивости: понятие об изменчивости; роль изменчивости в жизнедеятельностиорганизмов; наследственная и ненаследственная изменчивость; типы наследственной(генотипической) изменчивости — мутационная, комбинативная.
Ненаследственнаяизменчивость: понятие о ненаследственной (фенотипической) изменчивости, еепроявление у организмов; роль ненаследственной изменчивости в жизнедеятельностиорганизмов; знакомство с примерами ненаследственной измен-чивости у растений иживотных.
Основыселекции организмов: понятие о селекции; история развития селекции; селекциякак наука; общие методы селекции — искусственный отбор, гибридизация,мутагенез; селекция растений, жи-вотных, микроорганизмов; использованиемикробов человеком; понятие о биотехнологии.
Закономерностипроисхождения и развития жизни на Земле
Представленияо возникновении жизни на Земле в истории естествознания:гипотезы происхождения жизни на Земле; опыты Ф. Реди и Л. Пастера,опровергающие гипотезы о самозарождении жизни.
Современныепредставления о возникновении жизни на Земле:биохимическая гипотеза А.И. Опарина; условия возникновения жизнина Земле; процесс коапервации; гипотеза Дж. Холдейна.
Значениефотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни: особенности первичных организмов; появление автотрофов — цианобактерий;изменения условий жизни на Земле и их причины; появление биосферы.
Этапыразвития жизни на Земле:общее направлениеэволюции жизни; эры, периоды и эпохи в истории Земли; выход организмов на сушу;этапы развития жизни — катархей, архей, протерозой, палеозой, мезозой,кайнозой.
Идеиразвития органического мира в биологии:появление и развитие идей об эволюции живого мира; теорияэволюции Ж.Б. Ламарка.
ЧарлзДарвин об эволюции органического мира:исследования, проведенные Ч. Дарвином; основные положенияэволюции видов, изложенные Дарвином; движущие силы процесса эволюции — изменчивость,наследственность, борьба за существование и естественный отбор; результатыэволюции; значение работ Ч. Дарвина.
Современныепредставления об эволюции органического мира:популяция как единица эволюции; основные отличия современногоучения об эволюции от эволюционной теории Ч. Дарвина; важнейшие понятиясовременной теории эволюции.
Вид, егокритерии и структура:вид —основная систематическая единица; признаки вида как его критерии; популяции —внутривидовые группировки родственных особей; популяция как форма существованиявида.
Процессыобразования видов:видообразование; понятиео микроэволюции; типы видообразования — географическое и биологическое.
Макроэволюциякак процесс появления надвидовыхгрупп организмов:условия и значениедифференциации вида; понятие о макроэволюции; доказательства процесса эволюции— палеонтологические, эмбриологические, анатомо-морфологические (рудименты иатавизмы).
Основные направленияэволюции:прогресс и регресс в живоммире; направления биологического прогресса — ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерацияорганизмов; соотношение направлений эволюции.
Примеры эволюционныхпреобразований живых организмов:эволюция —длительный исторический процесс; эволюционные преобразования животных ирастений; уровни преобразований.
Основные закономерностиэволюции:закономерности биологическойэволюции в природе — необратимость процесса, прогрессивное усложнение формжизни, непрограммированное развитие живой природы, адаптации, появление новыхвидов.
Человек — представительживотного мира:эволюция приматов;ранние предки приматов; гоминиды; современные человекообразные обезьяны.
Эволюционноепроисхождение человека:накоплениефактов о происхождении человека; доказательства родства человека и животных;важнейшие особенности организма человека; общественный (социальный) образжизни — уникальное свойство человека.
Этапы эволюции человека:ранние предки человека — австралопитеки; переход к прямохождению— выдающийся этап эволюции человека; стадии антропогенеза — человек умелый,архантропы, или древнейшие люди, палеоантропы, или древние люди, неоантропы,или современные люди; биосоциальная сущность человека; влияние социальныхфакторов на действие естественного отбора в историческом развитии человека.
Человеческие расы, ихродство и происхождение: человекразумный — полиморфный вид; понятие о расе; основные типы рас; происхождение иродство рас.
Человек как жительбиосферы и его влияние на природу Земли:человек — житель биосферы; влияние человека на биосферу;усложнение воздействия человека на биосферу; сохранение жизни на Земле —главная задача человечества.
Закономерностивзаимоотношений организмов и среды
Условияжизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы:среды жизни организмов на Земле — водная, наземно-воздушная,почвенная, организменная; условия жизни организмов в разных средах; экологическиефакторы — абиотические, биотические и антропогенные.
Общиезаконы действия факторов среды на организмы: закономерности действия факторов среды — закон оптимума, законнезаменимости фактора; влияние экологических факторов на организмы: периодичностьв жизни организмов; фотопериодизм.
Приспособленностьорганизмов к действию факторов среды: примеры приспособленности организмов; понятие об адаптации;разнообразие адаптаций; понятие о жизненной форме; экологические группыорганизмов.
Биотическиесвязи в природе: сети питания и способыдобывания пищи; взаимодействие разных видов в природном сообществе -конкуренция, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм; связи организмовразных видов; значение биотических связей.
Популяции:популяция как особая надорганизменнаясистема, форма существования вида в природе; взаимосвязи организмов впопуляции; понятие о демографической и пространственной структуре популяции;количественные показатели популяции — численность и плотность.
Функционированиепопуляций в природе: демографическиехарактеристики популяции — численность, плотность, рождаемость, смертность,выживаемость; возрастная структура популяции; половая структура популяции;популяция как биосистема; динамика численности и плотности популяции; регуляциячисленности популяции.
Сообщества:природное сообщество как биоценоз, его ярусное строение,экологические ниши, пищевые цепи и сети питания; главный признак природногосообщества — круговорот веществ и поток энергии; понятие о биотопе; роль видовв биоценозе.
Биогеоценозы,экосистемы и биосфера:экосистемнаяорганизация живой природы; функциональное различие видов в экосистемах(производители, потребители, разлагатели); основные структурные компонентыэкосистемы; круговорот веществ и превращения энергии — основной признакэкосистем; биосфера — глобальная экосистема; В.И. Вернадский о биосфере;компоненты, характеризующие состав и свойства биосферы — живое вещество,биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество; роль живого вещества вбиосфере.
Развитиеи смена биоценозов:саморазвитие биогеоценозови их смена; стадии развития биогеоценозов; первичные и вторичные смены(сукцессии); устойчивость биогеоценозов (экосистем); значение знаний о сменеприродных сообществ.
Основные законыустойчивости живой природы: цикличностьпроцессов в экосистемах; устойчивость природных экосистем; причины устойчивостиэкосистем — биологическое разнообразие и сопряженная численность их видов,круговорот веществ и поток энергии, цикличность процессов.
Экологические проблемы вбиосфере. Охрана природы:отношениечеловека к природе в истории человечества; проблемы биосферы — истощениеприродных ресурсов, загрязнение, сокращение биологического разнообразия;решение экологических проблем биосферы — рациональное использование ресурсов,охрана природы, всеобщее экологическое образование населения.
III.Тематическоепланирование учебного материала
Тематическое планирование учебногоматериала 5 класс
№ урока |
Тема урока |
|
Тема 1. Биология — наука о живом мире (9 ч) |
||
1 |
Наука о живой природе |
|
2 |
Свойства живого |
|
3 |
Методы изучения природы |
|
4 |
Увеличительные приборы.Лабораторная работа № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов» |
|
5 |
Строение клетки. Ткани. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений» |
|
6 |
Химический состав клетки |
|
7 |
Процессы жизнедеятельности клетки |
|
8 |
Великие естествоиспытатели |
|
9 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Биология — наука о живом мире» |
|
Тема 2 Многообразие живых организмов (12 ч) |
||
10 |
Царства живой природы |
|
11 |
Бактерии: строение и жизнедеятельность |
|
12 |
Значение бактерий в природе и для человека |
|
13 |
Растения |
|
14
|
Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением растения» |
|
15 |
Животные |
|
16 |
Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных» |
|
17 |
Грибы |
|
18 |
Многообразие и значение грибов |
|
19 |
Лишайники |
|
20 |
Значение живых организмов в природе и жизни человека |
|
21 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов» |
|
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч) |
|
|
22 |
Среды жизни планеты Земля |
|
23 |
Экологические факторы среды |
|