Конспектзанятия в старшей группе «Масленица!»
Образовательная область:«Художественно-эстетическое»
Цель: Развивать музыкальные и творческие способностидетей в различных видах музыкальной деятельности. Знакомстводетей с истоками русской народной культуры, развитие музыкальных и творческихспособностей.
Задачи:
— образовательные: формироватьпредставления о традиции празднования Масленицы, о жанрах народных песен,их характере и эмоционально-образном содержании;
— развивающие : развивать музыкальную память,чувство ритма, внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку; обогащатьсловарный запас; ритмичность и пластику движений в элементах русскогохоровода, ловкость и сноровку в играх, артикуляционную и мелкуюмоторику рук, координацию речи с движением.
— воспитательные: воспитывать бережное отношение к народной культуре, любовь к музыке, желание исполнять народные песни вповседневной деятельности.
Тип занятия: интегрированное.
Возраст детей: старшая группа (5-6 лет).
Формазанятия: двигательная, музыкально-художественная, игровая,коммуникативная,продуктивная.
Формаорганизации занятия: групповая.
Оборудование:мультимедийный проектор, экран, календарь народных праздников, иллюстрациинародных инструментов, музыкальный центр, кукла Масленица, деревянные ложки,платочки, блины ( резиновые).
Структура (части ипредполагаемое время):
Игровая мотивация(организационный момент) –1 мин.
Вводная часть –2мин.
Основная часть –20мин.
Заключительнаячасть –2 мин
Общее время: 25мин.
Резервное время(1-3 минуты) Контроль за усвоением детьми программного содержания: опрос,беседа, наблюдение.
Предварительнаяработа:проведение лексического занятия «Масленица»; разучивание народных и авторскихигр; закрепление игры на деревянных ложках; знакомство с песенным масленичнымфольклором.
Содержание (ход занятия) |
Методы и приемы |
Игровая мотивация (организационный момент) Дети заходят в зал, садятся на стулья. П.: «Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Скажите – мы рады видеть гостей? А друг друга вы видеть рады? Ну тогда давайте всем улыбнемся и поздороваемся. В гости к пальчику большому, Приходили прямо к дому. Указательный и средний, Безымянный и последний – Сам милинчик – малышок Постучался о порог. Сегодня наше занятие пройдет не как обычно — обратите внимание, что находится у меня в руках?». Педагог демонстрирует детям календарь народных праздников. (Ответы детей) П.: «Правильно, это «Календарь народных праздников». А что такое «народные праздники»?» (Ответы детей) П.: «Давайте вспомним, какой праздник мы с вами уже занесли в наш календарь?» (Ответы детей) П.: «Да, это праздник «Рождество». Мы с вами знаем, что он празднуется каждый год 7 января». Основная часть: П: «А сегодня наш календарь мы пополним ещё одним народным праздником. У этого праздника нет определенной даты празднования, его отмечают каждый год в разные дни. А как он называется, попробуйте догадаться сами, а поможет вам в этом моя загадка: Всю неделю отдыхают, Всех блинами угощают! Холод, зиму провожают, А весну с теплом встречают!» (Ответы детей) П.: «Правильно, этот праздник называется «Масленица», и сегодня с вами мы поговорим о том, как встречали этот праздник. Празднуют его в конце февраля, начале марта. Масленица имела другое название — проводы зимы. Как вы думаете почему?» (Ответы детей) П.: «А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души».
Игра «Карусель» Дети, взявшись за ленты, бегут вокруг Масленицы, приговаривая: Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели! А потом-потом-потом, все бегом-бегом, бегом! Тише-тише, не спешите! Карусель остановите!
П.: «У этого праздника есть свой символ, а какой именно вы узнаете, отгадав загадку: Желтый, круглый, ароматный И на вкус такой приятный И с вареньем, и с медком, Со сгущенным молочком!» (Ответы детей) П.: «Символ этого праздника – блин. Почему?» (Ответы детей) «Да потому, что он круглый, румяный, горячий как солнце, по которому люди соскучились за зиму, и ждут с нетерпением». Пекут и кушают их на масленичной неделе очень много. А вы любите блины? С чем вы их обычно кушаете?» (Ответы детей)
Хороводная игра «Блинчик» Месим, месим, месим тесто (топающим шагом идут в центр) Разливайся блинок (расходятся) Разливайся большой. Оставайся такой Да не подгорай! П-ш-ш-ш (Приседают на корточки) Ой, подгорел! (2 раза)
Дети встают в круг и передают «блинчик» друг другу со словами: Ты, катись, горячий блинчик, Быстро, быстро по рукам, У кого горячий блинчик, Тот сейчас станцует нам. У кого из детей остановился «блинчик», тот выходит в центр круга, показывает любое движение, а ребята за ним повторяют.
П.: «В городах и селах появлялись ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками. Все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами. Масленицу праздновали не один день, как другие праздники, а целую неделю. Давайте с вами вспомним название дней недели.
Дидактическая игра « Что за чем, и перед чем»
П.: «Молодцы, вспомнили все дни недели, а теперь давайте посмотрим, чем занимались каждый день на масленичной неделе?» «Понедельник называли встречей. В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили в санях по деревне. Затем отвозили на самую высокую снежную гору, чтобы Масленица видела, откуда придет весна, пели песни в честь Масленицы» (Слушание аудиозапись «А мы Масленицу дожидаем») П.: «Понравилась вам пьеса? Что вы представили, когда ее слушали? (Ответы детей). Разбор музыкального произведения по признакам (жанр, лад, темп, характер, форма) Правильно, молодцы! Во время празднования Масленицы, дети играли в разные забавы, водили хороводы. Заводилы говорили: «Эй, честной народ, становись к нам в хоровод!» Я тоже приглашаю вас водить хоровод. (Игра «Плетень» — ходим змейкой, закручиваем улитку, идем змейкой). П.: «Вторник — заигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, частушки, шутили. П.: «Среда — лакомка. Как вы думаете, почему именно так называли этот день недели? (Ответы детей). Родственники навещали друг друга, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами. Каждая хозяйка хотела, чтобы именно к ней пришло много гостей, потому что считалось, чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году будет. (Песня «Блины» — в исполнении детей) П.: «Четверг назывался разгуляем. Из снега строили городок с башнями и воротами. Мальчишки делились на две группы: конники и пехота. Первая ватага атаковала город, а вторая защищала его. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели песни про блины. ( Игра на музыкальных инструментах – ложки) П.: «Пятница — тещины вечерки, а суббота – золовкины посиделки были гостевыми днями. Как вы думаете, чем занимались люди в эти дни?» (Ответы детей). П.: «Последний день Масленицы — Прощеное Воскресенье. Все просят друг у друга прощения. Кланяются в ноги В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело — символ зимы. Прощались с ней шутками, песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы. Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права». (Проводится русская народная игра «Гори, гори ясно»).
Заключительная часть: «Давайте вспомним, про какой народный праздник мы с вами сегодня говорили?» (Ответы детей) «Как по — другому его можно назвать и почему?» (Ответы детей) «Что является символом Масленицы?» (Ответы детей) «Сколько длятся праздничные гулянья?» (Ответы детей) «Чем люди занимаются в масленичную неделю?» (Ответы детей)
П.:«Молодцы ребята, все правильно. Теперь нам осталось внести этот народный, веселый праздник в наш календарь, который мы и дальше будем с вами пополнять замечательными народными праздниками. Мы весело провели время, пора нам встречу завершать, да попрощаться». Дети под музыку выходят из зала. Представленная информация была полезной? ДА 58.69% НЕТ 41.31% Проголосовало: 990 |
Игровой прием, вступительная беседа Моделирование Словесный метод: вопросы детям
Обобщение ответов детей
Мотивация к деятельности
Игровой метод: загадывание загадки
Показ слайда 1 Оценка ответов детей, обобщение ответов Словесный метод: рассказ педагога
Показ слайда 2
Мотивация к деятельности Игровая ситуация Показ слайда 3
Словесный метод: вопросы детям, обобщение ответов
Мотивация к деятельности Игровая ситуация
Показ слайда 4 Словесный метод: рассказ Мотивация к деятельности Игровая ситуация Словесный метод: вопросы детям
Показ слайда 5 Словесный метод: рассказ
Показ слайда 6
Показ слайда 7 Словесный метод: рассказ, вопросы детям
Показ слайда 8
Показ слайда 9
Словесный метод: вопросы детям
Показ слайда 10 Мотивация к деятельности Практический метод
Словесный метод: вопросы детям, обобщение, оценка ответов детей Связь зачина занятия с концовкой Моделирование Установка на дальнейшую деятельность
|
Литература:
1. Н.Е. Веракса,Т.С.Комарова, М.А.Васильева Основная образовательная программа дошкольногообразования «От рождения до школы». М., 2016
2. М.А. ДавыдоваСценарии музыкальных, календарных и фольклорных праздников. М., 2007
3. М. Б. Зацепина Народныепраздники в детском саду 5-7 лет. М., 2005
4. О.Л. Князева,М.Д. Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуре. СПб., 2010
5. Л.А. ЛялинаНародные игры в детском саду. М., 2008
6. Л.И. МельниковаДетский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях. М., 2000
7. Г. М. НауменкоНародные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках: Сборникфольклорных материалов. М., 2001
8. В.М. ПетровВесенние праздники, игры, забавы для детей. М., 1998 г.
![Анастасия](/wp-content/uploads/2023/11/expert.webp)