X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Конспектзанятия в старшей группе «Масленица!»

Образовательная область:«Художественно-эстетическое»

Цель:  Развивать музыкальные и творческие способностидетей в различных видах    музыкальной деятельности.  Знакомстводетей с истоками русской народной культуры, развитие музыкальных и творческихспособностей.

Задачи:

образовательные: формироватьпредставления  о традиции празднования Масленицы, о жанрах народных песен,их  характере и эмоционально-образном содержании;

развивающие : развивать музыкальную память,чувство ритма, внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку; обогащатьсловарный запас; ритмичность и пластику движений в элементах  русскогохоровода, ловкость и  сноровку в  играх, артикуляционную и мелкуюмоторику рук,  координацию речи с движением.
воспитательные: воспитывать бережное отношение к народной культуре, любовь к музыке, желание исполнять народные песни вповседневной деятельности.

Тип занятия: интегрированное.

Возраст детей: старшая группа (5-6 лет).

Формазанятия: двигательная, музыкально-художественная, игровая,коммуникативная,продуктивная.

Формаорганизации  занятия: групповая.

Оборудование:мультимедийный проектор, экран, календарь народных праздников, иллюстрациинародных инструментов, музыкальный центр, кукла Масленица, деревянные ложки,платочки, блины ( резиновые).

Структура (части ипредполагаемое время):

Игровая мотивация(организационный момент) –1 мин.

Вводная часть –2мин.

Основная часть –20мин.

Заключительнаячасть –2 мин

Общее время: 25мин.

Резервное время(1-3 минуты) Контроль за усвоением детьми программного содержания: опрос,беседа, наблюдение.

 

Предварительнаяработа:проведение лексического занятия «Масленица»; разучивание  народных и авторскихигр; закрепление игры на деревянных ложках; знакомство с песенным масленичнымфольклором.

 

Содержание (ход занятия)

Методы и приемы

Игровая мотивация (организационный момент)

Дети заходят в зал, садятся на стулья.

П.: «Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычная встреча. К  нам пришли гости.  Скажите – мы рады видеть гостей? А друг друга вы видеть рады? Ну тогда давайте всем улыбнемся и поздороваемся.

В гости к пальчику большому,

Приходили прямо к дому.

Указательный и средний,

Безымянный и последний –

Сам милинчик – малышок

Постучался о порог.

Сегодня наше занятие пройдет не как обычно — обратите внимание, что находится у меня в руках?». Педагог демонстрирует детям календарь народных праздников. (Ответы детей)

П.: «Правильно, это «Календарь народных праздников». А что такое «народные праздники»?» (Ответы детей)

П.: «Давайте вспомним, какой праздник мы с вами уже занесли в наш календарь?» (Ответы детей)

П.: «Да, это праздник «Рождество». Мы с вами знаем, что он празднуется каждый год 7 января».

Основная часть:

П: «А сегодня наш календарь мы пополним ещё одним народным праздником. У этого праздника нет определенной даты празднования, его отмечают каждый год в разные дни. А как он называется, попробуйте догадаться сами, а поможет вам в этом моя загадка:

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают!

Холод, зиму провожают,

А весну с теплом встречают!» (Ответы детей)

П.: «Правильно, этот праздник называется «Масленица», и сегодня с вами мы поговорим о том, как встречали этот праздник. Празднуют его в конце февраля, начале марта. Масленица имела другое название — проводы зимы. Как вы думаете почему?» (Ответы детей)

П.: «А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души».

 

Игра «Карусель»

Дети, взявшись за ленты, бегут вокруг Масленицы, приговаривая:

Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели!

А потом-потом-потом, все бегом-бегом, бегом!

Тише-тише, не спешите! Карусель остановите!

 

П.: «У этого праздника есть свой символ, а какой именно вы узнаете, отгадав загадку:

Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный

И с вареньем, и с медком,

Со сгущенным молочком!» (Ответы детей)

П.: «Символ этого праздника – блин. Почему?» (Ответы детей) «Да потому, что он круглый, румяный, горячий как солнце, по которому люди соскучились за зиму, и ждут с нетерпением». Пекут и кушают их на масленичной неделе очень много. А вы любите блины? С чем вы их обычно кушаете?» (Ответы детей)

 

Хороводная игра «Блинчик»

Месим, месим, месим тесто (топающим шагом идут в центр)

Разливайся блинок (расходятся)

Разливайся большой.

Оставайся такой

Да не подгорай! П-ш-ш-ш (Приседают на корточки)

Ой, подгорел! (2 раза)

 

Дети встают в круг и передают «блинчик» друг другу со словами:

Ты, катись, горячий блинчик,

Быстро, быстро по рукам,

У кого горячий блинчик,

Тот сейчас станцует нам.

У кого из детей остановился «блинчик», тот выходит в центр круга, показывает любое движение, а ребята за ним повторяют.

 

П.: «В городах и селах появлялись ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.  Все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами. Масленицу праздновали не один день, как другие праздники, а целую неделю. Давайте с вами вспомним название дней недели.

 

Дидактическая игра « Что за чем, и перед чем»

 

П.: «Молодцы, вспомнили все дни недели, а теперь давайте посмотрим, чем занимались каждый день на масленичной неделе?»

«Понедельник называли встречей. В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили в санях по деревне. Затем отвозили на самую высокую снежную гору, чтобы Масленица видела, откуда придет весна, пели песни в честь Масленицы» (Слушание аудиозапись «А мы Масленицу дожидаем»)

П.: «Понравилась вам пьеса? Что вы представили, когда ее слушали? (Ответы детей).  Разбор музыкального произведения по признакам (жанр, лад, темп, характер, форма) Правильно, молодцы! Во время празднования Масленицы, дети играли в разные забавы, водили хороводы. Заводилы говорили: «Эй, честной народ, становись к нам в хоровод!» Я тоже приглашаю вас водить хоровод. (Игра «Плетень» — ходим змейкой, закручиваем улитку, идем змейкой).

П.: «Вторник — заигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, частушки, шутили.

П.: «Среда — лакомка. Как вы думаете, почему именно так называли этот день недели? (Ответы детей).  Родственники навещали друг друга, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами. Каждая хозяйка хотела, чтобы именно к ней пришло много гостей, потому что считалось, чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году будет. (Песня «Блины» — в исполнении детей)

П.: «Четверг назывался разгуляем. Из снега строили городок с башнями и воротами. Мальчишки делились на две группы: конники и пехота. Первая ватага атаковала город, а вторая защищала его. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели песни про блины. ( Игра на музыкальных инструментах – ложки)

П.: «Пятница — тещины вечерки, а суббота – золовкины посиделки были гостевыми днями. Как вы думаете, чем занимались люди в эти дни?» (Ответы детей).

П.: «Последний день Масленицы — Прощеное Воскресенье. Все просят друг у друга прощения. Кланяются в ноги В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело — символ зимы. Прощались с ней шутками, песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы. Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права». (Проводится русская народная игра «Гори, гори ясно»).

 

Заключительная часть: «Давайте вспомним, про какой народный праздник мы с вами сегодня говорили?» (Ответы детей)

«Как по — другому его можно назвать и почему?» (Ответы детей)

«Что является символом Масленицы?» (Ответы детей) «Сколько длятся праздничные гулянья?» (Ответы детей)  «Чем люди занимаются в масленичную неделю?» (Ответы детей)

 

 П.:«Молодцы ребята, все правильно. Теперь нам осталось внести этот народный, веселый праздник в наш календарь, который мы и дальше будем с вами пополнять замечательными народными праздниками. Мы весело  провели время, пора нам встречу завершать, да попрощаться».

Дети под музыку выходят из зала.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.55%
НЕТ
41.45%
Проголосовало: 982

 

Игровой прием, вступительная беседа

Моделирование

Словесный метод: вопросы детям

 

 

 

 

 

Обобщение ответов детей

 

 

 

Мотивация к деятельности

 

Игровой метод: загадывание загадки

 

Показ слайда 1

Оценка ответов детей, обобщение ответов

Словесный метод: рассказ педагога

 

Показ слайда 2

 

 

 

 

 

Мотивация к деятельности Игровая ситуация

Показ слайда 3

 

Словесный метод: вопросы детям, обобщение ответов

 

 

 

Мотивация к деятельности Игровая ситуация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показ слайда 4

Словесный метод: рассказ

Мотивация к деятельности Игровая ситуация Словесный метод: вопросы детям

 

 

Показ слайда 5

Словесный метод: рассказ

 

 

 

Показ слайда 6

 

 

 

Показ слайда 7

Словесный метод: рассказ, вопросы детям

 

 

Показ слайда 8

 

 

 

Показ слайда 9

 

Словесный метод: вопросы детям

 

 

 

Показ слайда 10

Мотивация к деятельности

Практический метод

 

Словесный метод: вопросы детям, обобщение, оценка ответов детей

Связь зачина занятия с концовкой Моделирование Установка на дальнейшую деятельность

 

 

Литература:

1. Н.Е. Веракса,Т.С.Комарова, М.А.Васильева Основная образовательная программа дошкольногообразования «От рождения до школы». М., 2016

2. М.А. ДавыдоваСценарии музыкальных, календарных и фольклорных праздников. М., 2007

3. М. Б. Зацепина Народныепраздники в детском саду 5-7 лет. М., 2005

4. О.Л. Князева,М.Д. Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуре. СПб., 2010

5. Л.А. ЛялинаНародные игры в детском саду. М., 2008

6. Л.И. МельниковаДетский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях. М., 2000

7. Г. М. НауменкоНародные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках: Сборникфольклорных материалов. М., 2001

8. В.М. ПетровВесенние праздники, игры, забавы для детей. М., 1998 г.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.55%
НЕТ
41.45%
Проголосовало: 982

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет