Изучение декоративно-прикладного искусства России на уроках в 1классе детской художественной школы
Е.В. Сергеева
Дополнительнойпредпрофессиональной программой «Живопись» на занятиях по предмету «Беседы обискусстве» предусмотрен ряд тем, посвящённых декоративно-прикладному искусству,в первую очередь его традиционным для России видам. Рассмотрим особенностиизучения данных тем в условиях детской художественной школы.
При обучениинеобходимо дать детям представление о ДПИ как части народного искусства с егодуховными и эстетическими ценностями, накопленными трудом и опытом многихпоколений.
Также важно изначальноструктурировать теоретическую информацию, классифицировать ДПИ по разнымпризнакам.
1. Деление ДПИ на прикладное идекоративное искусство.
Предметы, ккоторым прикоснулась рука художника, становятся произведениями прикладногоискусства. Это область художественного освоения предметного мира. Узор,украшение как бы «прикладываются» к предмету, делают его не только утилитарным,но и красивым, нарядным. Такая вещь ценится как за то, что она полезна, так иза мастерство украшения. Красота и польза в них уравновешены и дополняют другдруга.
Хотя сегодняизделия прикладного искусства – текстиль, одежда, посуда – выпускаются индустриальнымспособом, они сохраняют национальные традиции, накопленные опытом многихпоколений.
Вдекоративном искусстве на первом месте стоит красота. Так называемая «польза»этих предметов в том, что они красивы. Изделия декоративного искусствасуществуют только для украшения человека, одежды, жилища.
Если предметыприкладного искусства выпускаются тысячами, то декоративные – десятками, аиногда единицами. В них художник проявляет свой вкус. Кроме того, в предметахдекоративного искусства видны стилистические черты определённой историческойэпохи.
2. Классификациядекоративно-прикладного искусства:
Пофункциональной роли:
— Практическаяфункция. Практическое искусство связано с использованием изделий в хозяйственной,бытовой жизнедеятельности человека для получения практической пользы.
— Художественно-эстетическаяфункция. Обусловлена реализацией эстетических потребностей человека.
— Досуговаяфункция. Направлена на удовлетворение потребности человека (ребенка) вразвлечениях и играх.
Пофункциональной роли выделяются:
— мебель,
— посуда,
— ювелирныеизделия,
— кухоннаяутварь,
— орудиятруда,
— оружие,
— игрушки.
Поматериалу:
— металл,
— дерево,
— керамика,
— стекло,
— текстиль,
— пух,шерсть, мех,
— эмаль,
— лаки,
— кость,
— камень идр.
Потехнологии изготовления:
Автоматизированноеизготовление. Изделие выполняется автоматически, по заданной программе, схеме,лекалам (тульские пряники, печатные платки и др.)
Смешанноеизготовление. Применяется и автоматизированный, и ручной труд.
Ручноеизготовление. Произведения выполняются только ручным способом, и каждое изделиеиндивидуально.
Потехнике выполнения:
— резьба,
— роспись,
— ковка,
— чеканка,
— литьё,
— лепка,
— кружевоплетение,
-ковроткачество,
— тиснение идр.
На занятиях вдетской художественной школе учащиеся 1 класса знакомятся с традиционнымивидами декоративно-прикладного искусства России:
— керамика –изделия из обожжённой глины,
— резьба ироспись по дереву,
— ткачество,
— кружево,
— вышивка,
— ковка,литьё, чеканка,
— резьба покамню,
— резьба покости,
— изделия изстекла.
При проверкеуровня усвоения изучаемого материала необходимо применять различные формыконтроля: письменный и устный опросы, тестирование, контрольная работа,викторина, составление кроссворда.
Приведёмпримеры вопросов и заданий:
— Какимтребованиям должны отвечать окружающие нас предметы быта?
— Какиеокружающие нас предметы можно назвать произведениями ДПИ?
— Как с древнейшихвремён украшались предметы?
— Что такоеремесло и связано ли оно с искусством?
— Когдасоздание и украшение предметов стало заботой специалистов?
— По какимпризнаком можно классифицировать ДПИ?
— Какие видыДПИ вы знаете?
— Назовите центрырусских традиционных народно-художественных промыслов.
Обобщениепедагогического опыта по данной теме позволяет утверждать, что теоретическаяподготовка при изучении декоративно-прикладного искусства даёт возможность:
— осмыслитьявления ДПИ, народной художественной культуры с точки зрения их нравственных иэстетических ценностей;
-сформировать знания основных видов ДПИ, его особенностей, народных истоковдекоративно-прикладного творчества;
-сформировать умение выявлять средства выразительности в произведениях ДПИ;
-сформировать навыки по восприятию произведения ДПИ, умению выражать к нему своеотношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;анализировать произведения ДПИ.
В дальнейшемобучающиеся будут использовать приобретённые знания, умения и навыки признакомстве с декоративно-прикладным искусством разных стран и эпох, а также приработе в конкретном материале на занятиях по прикладной композиции.