X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Изучение декоративно-прикладного искусства России на уроках в 1классе детской художественной школы

 

Е.В. Сергеева

 

Дополнительнойпредпрофессиональной программой «Живопись» на занятиях по предмету «Беседы обискусстве» предусмотрен ряд тем, посвящённых декоративно-прикладному искусству,в первую очередь его традиционным для России видам. Рассмотрим особенностиизучения данных тем в условиях детской художественной школы.

При обучениинеобходимо дать детям представление о ДПИ как части народного искусства с егодуховными и эстетическими ценностями, накопленными трудом и опытом многихпоколений.

Также важно изначальноструктурировать теоретическую информацию, классифицировать ДПИ по разнымпризнакам.

1.    Деление ДПИ на прикладное идекоративное искусство.

Предметы, ккоторым прикоснулась рука художника, становятся произведениями прикладногоискусства. Это область художественного освоения предметного мира. Узор,украшение как бы «прикладываются» к предмету, делают его не только утилитарным,но и красивым, нарядным. Такая вещь ценится как за то, что она полезна, так иза мастерство украшения. Красота и польза в них уравновешены и дополняют другдруга.

Хотя сегодняизделия прикладного искусства – текстиль, одежда, посуда – выпускаются индустриальнымспособом, они сохраняют национальные традиции, накопленные опытом многихпоколений.

Вдекоративном искусстве на первом месте стоит красота. Так называемая «польза»этих предметов в том, что они красивы. Изделия декоративного искусствасуществуют только для украшения человека, одежды, жилища.

Если предметыприкладного искусства выпускаются тысячами, то декоративные – десятками, аиногда единицами. В них художник проявляет свой вкус. Кроме того, в предметахдекоративного искусства видны стилистические черты определённой историческойэпохи.

2.    Классификациядекоративно-прикладного искусства:

Пофункциональной роли:

— Практическаяфункция. Практическое искусство связано с использованием изделий в хозяйственной,бытовой жизнедеятельности человека для получения практической пользы.

— Художественно-эстетическаяфункция. Обусловлена реализацией эстетических потребностей человека.

— Досуговаяфункция. Направлена на удовлетворение потребности человека (ребенка) вразвлечениях и играх.

Пофункциональной роли выделяются:

— мебель,

— посуда,

— ювелирныеизделия,

— кухоннаяутварь,

— орудиятруда,

— оружие,

— игрушки.

Поматериалу:

— металл,

— дерево,

— керамика,

— стекло,

— текстиль,

— пух,шерсть, мех,

— эмаль,

— лаки,

— кость,

— камень идр.

Потехнологии изготовления:

Автоматизированноеизготовление. Изделие выполняется автоматически, по заданной программе, схеме,лекалам (тульские пряники, печатные платки и др.)

Смешанноеизготовление. Применяется и автоматизированный, и ручной труд.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

Ручноеизготовление. Произведения выполняются только ручным способом, и каждое изделиеиндивидуально.

Потехнике выполнения:

— резьба,  

— роспись,

— ковка,

— чеканка,

— литьё,

— лепка,

— кружевоплетение,

-ковроткачество,

— тиснение идр.

На занятиях вдетской художественной школе учащиеся 1 класса знакомятся с традиционнымивидами декоративно-прикладного искусства России:

— керамика –изделия из обожжённой глины,

— резьба ироспись по дереву,

— ткачество,

— кружево,

— вышивка,

— ковка,литьё, чеканка,

— резьба покамню,

— резьба покости,

— изделия изстекла.

При проверкеуровня усвоения изучаемого материала необходимо применять различные формыконтроля: письменный и устный опросы, тестирование, контрольная работа,викторина, составление кроссворда.

Приведёмпримеры вопросов и заданий:

— Какимтребованиям должны отвечать окружающие нас предметы быта?

— Какиеокружающие нас предметы можно назвать произведениями ДПИ?

— Как с древнейшихвремён украшались предметы?

— Что такоеремесло и связано ли оно с искусством?

— Когдасоздание и украшение предметов стало заботой специалистов?

— По какимпризнаком можно классифицировать ДПИ?

— Какие видыДПИ вы знаете?

— Назовите центрырусских традиционных народно-художественных промыслов.

Обобщениепедагогического опыта по данной теме позволяет утверждать, что теоретическаяподготовка при изучении декоративно-прикладного искусства даёт возможность:

— осмыслитьявления ДПИ, народной художественной культуры с точки зрения их нравственных иэстетических ценностей;

-сформировать знания основных видов ДПИ, его особенностей, народных истоковдекоративно-прикладного творчества;

-сформировать умение выявлять средства выразительности в произведениях ДПИ;

-сформировать навыки по восприятию произведения ДПИ, умению выражать к нему своеотношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;анализировать произведения ДПИ.

В дальнейшемобучающиеся будут использовать приобретённые знания, умения и навыки признакомстве с декоративно-прикладным искусством разных стран и эпох, а также приработе в конкретном материале на занятиях по прикладной композиции.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет