X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Введение.

«Нам ненужно сто тысяч пианистов, но нам нужно двести миллионов музыкальнообразованных любителей музыки».

Г.Гинзбург.

Начальный период обучения игре нафортепиано самый сложный и ответственный. В это время закладываются какотношение ребенка к занятиям и к музыке вообще, так и правильные рабочиеприемы. Многие музьжанты вынуждены были расстаться со своей профессией из-за заболеванийрук, запястий, спины. В большинстве случаев профзаболевания пианистов — так же,как и недостатки в технике — результат провала какого-либо звена в воспитаниимузыканта.

Существуют различные педагогическиешколы. Видимо, сейчас на первый план выходит направление, для которого главнаязадача- помочь любому ребенку, независимо от его природных данных, выразитьсебя в музыке. Трудно предположить с самого начала, кто получится талантливыйпианист, педагог или просто грамотный в музыкальном отношении человек — в любомслучае лучше, если никаких упущений в обучении допущено не будет.

Я предлагаю ПРОДЛИТЬ донотныйпериод до 2-х (приблизительно) месяцев и подавать материал в игровой форме.

Цели донотного периода:

1 .Правильная посадка.

2. Удобная постановка рук.

З. Свободные, пластичные плечи и локти.

4.Игра поп legato 3-м пальцем.

5 .Игра в ансамбле с педагогом, игра с рук, подбор послуху.

6.Ритм.

7.Названия октав, названия нот.

Обозначенные мной задачи сами по себе непростые.Удобно оставить изучение нотной грамоты на то время, когда они будут решены.

Я ориентируюсь на детей в возрасте 5-9 лет. Младше 5 лет личномне дети не попадались, и я ничего не могу сказать о них. Если же имеетсяученическая единица старше 9,5 лет — скорее всего, игры для нее не будутактуальны, и надо искать какие- то другие пути подачи материала. И, конечно,гораздо лучше, если ребенок — «чистый лист». У всех разные методики, и уребенка может сложиться впечатление, что он «все это» уже знает, рассказывайтедальше…

Первое занятие

На первомзанятии сначала лучше не пожалеть времени и поболтать с ребенком — установитьконтакт и попробовать подружиться. Узнать, с кем и как он живет, что любитделать в свободное время, как учится в общеобразовательной школе и т.п. Вовремя этого разговора лучше удалить родителей, которые все время норовятвстрять с замечаниями, направленными на улучшение впечатления.

Следующим шагом является знакомствос инструментом. Мы открываем крышку рояля и смотрим, как и откуда берутсязвуки, что будет, если нажать педаль. Я позволяю ребенку заглянуть и потрогатьвсе, что его заинтересует, и попутно рассказываю, почему инструмент называется«фортепиано», и какие инструменты были раньше.

А недавно в моей практике появился элемент техникибезопасности. Меня вызвали из класса, а когда я вернулась, малыш практическилег на подставку, держащую крьшжу рояля и рассматривал рояльное нутро. Яникогда не слышала о травмах, нанесенных рояльной крышкой, тем не менее оченьиспугалась и с тех пор заранее рассказываю о Фее рояля. Она живет внутри,добрая, но немножко обидчивая. Фея сердится, если слышит фальшивые ноты, аособет-шо, если трогают эту подставку для крышки. И руки класть на бок рояляпод крышкой тоже нельзя.

Посадка. Показать ребенку, кудадолжна смотреть серединка животика. Если не нужна подставка под ноги, можно сказать,что педали показывают, куда ставить ножки. Спина, наклон. Я предлагаю ребенкупару раз встать и сесть за инструмент самому, ничего не забыв.

Знакомство с регистрами. В каждомрегистре педагог играет музыкальную зарисовку, и вместе придумываем названия.Например, в низких регистрах живут медведи, в среднем — лисицы, в верхнем —птущы. Потом ребенок отворачивается и определяет, кто поет. Между берлогамимедведей и территорией лиси есть граница-«до» первой октавы. Важная,пограничная нота.

Предложить ребенку определить, естьли какой-нибудь порядок в расположении черных клавиш. Желательно, чтобы ребенокпогладил клавиши и с закрытыми глазами определил, где две, а где три черныеклавиши. Где группа из двух, там живет нота «до» (адрес, по которому живет нота).Найти все ноты «до». Рассказать об октавах. Названия октав.

На первом уроке заводитсяспециальная тетрадь, в которую записываются новые слова и понятия. Тудазаписываем каждую выученную ноту, ритмические рисунки стихотворений, песенки.Все дети с удовольствием рисуют иллюстрации к каждой песенке, появляющейся в ихтетрадке. Она получается как учебник с цветными картинками, сделанными самимучеником. Затем она служит и в последующие годы обучения, далее в нее вносятсяиностранные слова и термины, встречающиеся в нотном тексте.

План проведения урока

Одна из особенностей психикималеньких детей — неумение сосредоточиться. Поэтому на первых порах лучше неперегружать ребенка большим количеством музыкальных примеров, новых, незнакомыхему слов и понятий. Общепризнанно, что сама перемена занятий действует наребенка лучше полного отдыха. Разнообразие форм подачи материала и переключениевнимания ученика на разные задания позволит провести интересный и плодотворныйурок.

Наиболее полезен урок, состоящий изнескольких частей, связанных общей целью : увлечь ребенка, вызвать в немжелание активно участвовать во всем, что делается в классе. 1 «Слушание музыки

2. Подбор по слуху

З. Упражнения для правильной осанки

4.Упражнения для крупных мышц

5 .Хватательные упражнения

6.                Упражнения для пальчиков

7.                Упражнения для развития координации рук

1 .Слушание музыки. Учит детей понимать ее, обогащает запасмузыкальных впечатлений, развивает художественный вкус: «Послушай и определи,что лучше под эту музыку делать: петь, танцевать, маршировать. Расскажи, какаяэто музыка. Можно двигаться под музыку». Музыкальные произведения лучшеподбирать таким образом, чтобы ученик мог сопоставить, сравнить пьесыконтрастного характера или, наоборот, найти отличительные черты в родственныхпьесах. Это могут быть танцы, марши, песни, музыкальные зарисовки и т. д. П. И.Чайковский, «Детский альбом»- подойдут все пьесы.

2.Подбор по слуху. Сыграть ребенку ноту: послушай, спой,запомни. Затем в небольшом интервале — кварта, квинта — надо найти этот звук.Дальше озвучить другую ноту: она выше или ниже?

Предложить ребенку вспомнить испеть песенки, которые ему нравятся. Если он не может или поет трудную дляподбора песенку, предложить свою. Например:

р. н. п. «Во поле береза стояла»

р. н. п. «Василек»

А. Березняк, «Звонок»

А. Березняк, «Ручеек Л. Хереско, «Лестница»

р. н. прибаутка. «Я гуляю»

р. н. п. «Два веселых гуся»

Попростт ребенка встать спиной к умструменту, сыграем и споемвместе с ним. «Послушай внимательно, определи, как движется мелодия: вверх — кптщам, вниз — к медведям, скачками или гшавно по ступенькам? Покажи взмахомруки движение мелодии». Когда получится правильно показать рукой все повторениязвуков, движения мелодии, можно попробовать подобрать песенку от ноты «до».Когда ученик правильно сыграет песенку от заданной ноты, можно предложить емуподобрать по слуху эту мелодию от всех белых клавиш.

Для примера с черной клавишей Приподборе отдельный звук «не ладит» с песней, и вместе с учеником найти«правильный звук»: «Кузнечик».

З.Упражнениядля правильной осанки.

«Маятник».

Ноги на ширине плеч. Корпус чуть прогнут. Плечи свободные инемного опущены. Руки впереди корпуса. Кисти расслаблены, свисают свободно.Локти округлы, без острых углов. Центр тяжести на пояснице. Педагог стоитсзади, поддерживая снизу руки ребенка, как бы перекладывая тяжесть на свои руки.Убедившись, что тяжесть тела ребенка действительно распределена с опорой наноги, а шея и руки расслаблены, педагог подбрасывает его руки вверх, и они,падая свободно, долго раскачиваются, как маятник, до полной остановки. Здесьважно проследить, чтобы не был зажат шейный отдел.

«Балерина»

Чуть прогнутый корпус. На вдохподняться на носки и одновременно плавно приподнять руки вверх, скрестить ихнад головой и развести в стороны. На выдохе вместе с наклоном туловища руки свободнопадают и раскачиваются до полной остановки. Педагог в это время проверяет,расслаблены ли мышцы плеч (подставляя под плечи ребенка ладони).

Упражнение помогает научитьсяощущать руки «из корпуса», а также также освобождать мышцы рук от зажимов.

«Деревце»

Ребенок изображает дерево. Сам-ствол, руки-ветви,пальчики- листья. Надо показать, как деревце покачивается при легком ветерке,при свежем ветре, при сильном ветре. При этом нельзя соскакивать с места.

«Лампочка»

Начать с простого- поднимать и опускать плечи.

Вращательные движения плечами.

Затем сжать руки в кулачки и вращать ими. При этомважно следить за локтями, которые должны непроизвольно участвовать в движении.Следить, чтобы плечи не поднимались.

Поднять руки и показать, каквкручивают лампочку. Не торопиться и не зажимать руку, чтобы не раздавитьхрупкую лампочку. По очереди разными руками.

«Вокруг педали»

Реально совершать круговые движения стопой вокругпедали. Поднимать стопы от пола вверх, по очереди, вместе.

4. Упражнениядля крупных мышц.

Эти упражнения дифференцируют работу крупных мышц. Врезультате активизируются мышцы плече- лопаточного отдела, появляется ощущение«целостности» движений рук «из корпуса».

«Мельница»

Руки и тело свободные. Вращательные движения рук «изкорпуса» в плечевых суставах. Каждой рукой по очереди и вместе, вперед и назад.Главная цель- совершать движения расслабленными руками.

«Боксер»

Очень нравится мальчикам. Надо имитировать движениябоксера, с силой выбрасывая руки вперед, как бы угрожая противнику. Следить,чтобы не задирались плечи. Ощущение целостности рук. «Прощание»

Ребенок имитирует жест прощания, отряхивая ладошкой.Локти свободны, пальцы- продолжение ладони, кисть мягко сгибается.

«Стирка»

Ученик представляет, что он стирает, например,платье для куклы. Постирал, пополоскал, надо стряхнуть. Стряхивать надолегкими, свободными руками, чтобы не обрызгаться самому.

«Вертун»

Всевозможные повороты с распахнутыми руками, споднятием рук.

«Подари руку»

Отдаешь руку как бы насовсем. Если ее как следует«подарили», то она упадет как плеть, если ее отпустить. По очереди, обе рукивместе.

«Красим забор»

Рука — это кисть, которой красят. Она большая имягкая. Красим забор сверху вниз, слева направо, отдельными руками и двумясразу.

«Радуга- дуга»

Задание — нарисовать в воздухе красивую, плавнуюрадугу. Сперва почти у всех она получается кривенькая. Рисовать мягкой, гибкойкистью. Рисуем радуги разные — от маленьких до больших, отдельными руками,двумя руками.

5.Хватательные движения.

Развивают ладонные мышцы. Лучше всего их делать стеннисным мячиком.

Ребенок держит мячик в руке, затем, не наклоняясь,отпускает его и подхватывает другой рукой.

При этом спина прямая.

Подхватывает мячик той же рукой. Левой рукой (еслиправша) труднее. Повод сказать, что левая рука тоже хочет, чтобы у нее хорошополучалось ловить мячик, надо ее потренировать. Можно поиграть с ребекжом вобезьян из мультика «Маугли»- бросать мячик с разных углов и цепко хватать его.

«Летающие платочки»

В обеих руках по платочку, ребенок одновременноотпускает их и тут же ловит, меняя при этом руки. Надо стремиться к плавностидвижений.

«Поймай мяч»

Игра вдвоем. Педагог отпускает мяч, а ребенокподхватывает, не давая упасть. Затем их роли меняются до тех пор, пока мячик неупадет.

6.Упражнениядля пальчиков.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

Обратить внимание малыша на «бугорки» и «косточки»кисти.

«Колечки»

Первый палец с остальными по очереди составляетколечки. Попасть на кончик пальчика.

«Хлебные катышки»

То же, что и в предыдущем упражнении, только надопоказать, как сделать катышек из хлеба.

«Раздави ягодку»

То же, что и в предыдущем. Только теперь в каждомколечке давится ягодка. Сильно не давить, так как ягодка нежная.

«Гостеприимные пальчики»

Складываешь ладошка к ладошке. Пальцы «здороваются» втаком порядке: 1,5,2,4,3.

Для этого упражнения есть стишок:

Мама, мама, (1-е пальцы) Что, что, что? (5-е пальцы)Едут гости! (2-е пальцы) Ну и что? (4-е пальцы) Здравствуйте. (3-е пальцы)

«Человечки идут»

1-2, 2-3, 3-4, 4-5 пальцы парами по очереди «идут»,поднимая ножки, как бы маршируя.

«Растяжка»

Положить один палец на край поверхности либо стола,либо закрытой крышки фортегмано, другие пальцы опускаются вниз и тянутся книзу.Это упражнение способствует развитию независимости пальцев и кистевой гибкости.

«Отделить пальчик»

Главное условие — руки и кисти совершенно свободные.Один палец кончиком прижат к ладони, другие — свободны. Потом — все наоборот.Упражнекше трудное, и надо терпеливо и понемногу увеличивать нагрузку, пока непочувствуется усталость в мышцах.

«Имитация игры»

Положить ладони на стол, потом один палец остается настоле, другие поднимаются. Затем кончик пальца упирается в поверхность стола, адругие пальцы поднимаются. Надо почувствовать вес руки на каждом пальце.

«4-ый палец»

Палец очень слабый и плохо подчиняющийся. Надо положить ладоньна поверхность и попробовать его поднять. Если не получается (а у детей неполучается, как правило), палец надо схватить и поднять другой рукой. Такоеупражнение помогает самостоятельности 4 — го пальца.

«Одуванчик»

Все пальцы собираются в кучку, это как бы одуванчик.Потом надо дунуть на него, и он разлетается (показать, как именно разлетается).Надо, чтобы рука была легкая и мягкая.

«Ракета»

Рука стоит на подушечках, пальцы собраны в кучку.Постояла, потряслась, отголкнулась и полетела вверх (потом это упражнение можновспомнить при объяснении стаккато).

«Толкалки»

Поставить руки на стенку, пальцы на подушечках.Оттолкнуться от стены, как бы спружинив.

«Пачкалки»

На каждом пальчике нарисовать прямо шармовой ручкойточки, которыми надо будет потом играть, чтобы пальцам было удобно, На листебумаги оставлять отпечатки.

«Лисичка»

Рука крадется, как бы перебирая лапками. «Брюшко» улисички не должно волочиться по земле. Подойдет любой зверек. Затем рукаизображает норку, где живет лисичка, и норка эта должна быть просторная, апотолок у норки не должен сверху придавливать лисичку — круглая пещерка. Рукаребенка — норка, рука педагога — лисица (можно поправить изнутри, еслинеудобно), и наоборот.

«Номера пальцев»

Педагог называет номер пальца и руку, а ребенокхватает названное другой рукой. Цель — чтобы получалось схватить нужный палецбыстро и без ошибок. Затем обе руки стоят на «точках» на столе, а названныйпалец поднимается.

За инструментом.

Белые клавиши делятся пополам карандашом. На внешнюючасть попадать нельзя (как на дороге). Нельзя лапать панель под клавишами. Япредлагаю ребенку представить, что эти места намазаны чем-нибудь липким ипротивным. Дальше на основе пройденных упражнений — в нужном месте лежитягодка, которую надо раздавить соответствующей точкой на пальчике. После этогорука плавно уходит вверх и на коленки.

7.Упражнениядля развития координации рук.

«Квадрат»

Одна рука рисует на столе квадрат, другая в это жевремя хлопает по одной точке, попадая на углы квадрата. Затем руки меняютсяместами.

«Опора»

Поставить обе руки на пюпитр, затем на клавиши,положить на колени. Пальцы ставятся на подушечки. Опереться, плавно снять,нарисовать в воздухе полукруг. Не размахивать руками, не давить.

Названиязвуков. Клавиатура.

Если ребенок умеет читать, ему можно предложитьпридумать и записать слова, в которых скрыты названия нот. Таких слов можнопридумать множество. Если ребенок не читает, эти слова можно рисовать. Примерытаких слов:

Ноту «до» мы уже знаем, она у нас пограничная.

Следующая нота «ре» — ее «адрес» между двумя черными.

Далее — «фа» и «си». Находим на клавиатуре три черныхклавиши и с левой стороны «фа», с правой «си» . ( Адрес ноты — «три черные,слева» )

По такому же принципу познакомить ученика составшимися нотами. (для подсказки и лучшего запоминания нот «фа» и «соль»можно напомнить, что на клавиатуре они рядом, а вместе составляют слово,которое обозначает овощ, растущий на грядке ).

Такая последовательностьзапоминания нот представляется более полезной, чем простое заучиваниезвукоряда, при котором поиск нот «ля» и «си» начинается с отсчета от «до».

После знакомства с каждой нотойиграем упражнение «Радуга» — надо сыграть все ноты, к примеру, «фа»; 3 — мпальцем, плавно перенося руку.

Предпожить ребенку нарисовать втетради красивую разноцветную радугу, в ней семь цветов и нот тоже семь.

На каждом уроке проверяютсяназвания клавиш вразбивку в разных регистрах, чтобы ребенок умел ориентироватьсяпо всей клавиатуре.

Можнопредложить ученику и такой вариант запоминания клавиш: группа из двух черных итрех белых клавиш — ДОМИК, по краям ноты «до» и «ми», а в домике живет нота«ре». Гругша из трех черных и четырех белых клавиш — ФАБРИКА с тремя чернымитрубами, начинается с ноты «фа».

Ритм

1. До объяснения длительностей.

Ребенок произносит стишки иодновременно хлопает: на длинных нотах останавливаемся и тянем гласные.

Затем договариваемся записать в тетрадке эти песенки— короткие хлопки будут короткие палочки, длинные хлопки — длинные. Можнопривести сравнение с ходом больших часов и тиканьем маленьких часков. Или, сбольшими (длинными) шагами папы и маленькими (КОРОТКИМИ) шагами ребенка. Шагпапы — ТА, шаг ребенка — ТИ. На нескольких уроках ребенку задается на домпрохлопать и загмсать новую песенку. Когда он справляется без ошибок, можноидти дальше.

Дин — дон, дин — дон,

В переулке ходит слон.

Ехали медведи на велосипеде, А за ними кот, задомнаперед.

Та — та, два кота, два ободранных хвоста.

Белый кот в чулане, все усы в сметане.

Черный кот полез в подвал и мышонка там поймал.

Маленький орешек белочка грьвет. Остренькие зубкищелк да щелк.

Пошел кот под мосток,

Поймал рыбку за хвосток.

Шел кот — скороход, по лесной дорожке. С ним коза —дереза, беленькие рожки.

По дорожке шли, боровик нашли.

Боровик — боровой, в мох укрылся с головой.

Дождик, дождик пуще, дам тебе гущи.

«Андрей — воробей»

Старик — боровик, купи дождевик,

Шляпку штопаю два дня, будет зонтик у меня.

Можно использовать песенки из«подбора по слуху» и те, которые ребенок может сам предложить. После записипесенки палочками, если ребенок захочет, можно рисовать картинки к этимпесенкам прямо в тетрадке.

Игра на одной клавише вопределенном ритме этих пословщ и прибауток дает возможность ребенку самомуучаствовать в процессе музицирования. Педагог подыгрывает гармонии, чтобы былоинтереснее. В начале сборника О. Геталовой «В музыку с радостью» предлагаютсяотличные примеры для игры в ансамбле, ребенок играет на одной клавише, «с рук»,или подобрав. Охотно играют гамму со словами ( я по лестнице пройдусь, иобратно вниз спущусь).

2.Мне больше всего нравится объяснять длительности с помощьюяблока. Оно режется на четыре части. Если мы с ребенком вдвоем, то в игреучаствуют виртуальные мама и папа, например. Мы отбираем у них четвертинкияблока и складываем их в половинки, в половинки плюс четверть. Получается оченьнаглядно и весело, и в дальнейшем ребенку нетрудно понять ноту с точкой. Тольконадо играть до тех пор, пока у ребенка не сложится ощущения твердой уверенностии быстроты в ответах.

Кстати, после этой возни с яблокомможно еще поиграть в игру «Черепашка» : половинка яблока — это черепашка, арука — паю-щрь. Панцирь не должен давить на черепашку, он просторный исвободный, а также без лишних бугров и торчащих пальцев. Черепашка можетперепрыгивать с места на место.

Творческое задание на этом этапе —придумать к каждой ноте зверька. Например: целая нота — колобок, половинка —медвежонок, четверть — волчок, серый бочок. Затем надо нарисовать в своейтетрадке картинки — нота со зверьком.

Заключение

После того, как ребенок достаточноеколичество времени провел за упражнениями для рук, пением, подбором, емунетрудно будет переключить часть своего внимания на графическое изучение нот. Иесли рука заваливается, можно напомнить ему какое — нибудь упражнение, самоелюбимое, «брюшко у лисички» или черепашкин панцирь.

Упражнениями ребенка не надомучить, заниматься каждый урок понемножку. Если видно, что ученик устал или емунадоело, сразу переключиться на другую тематику. Если какое — то упражнение неполучается, не надо об этом говорить, но каждый урок продолжать им заниматься,в конце концов получится. Если все время менять виды деятельности, занятиепроходит плодотворно, интересно и насыщенно.

Использованная литература

1.  Т.Б. Юдовина — Гальперина, «За роялем без слез, или я — детский педагог»

2.  Т.Г. Шуклина — «Первые шаги маленького гманиста»

З. М. С. Москаленко — «Еще раз о фортепиано»

4. Л.Баренбойм, Н. Перунова — « Путь к музщированию»

5. А.Артоболевская — « Первая встреча с музыкой»


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет