X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выявлениезатруднений учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Заместитель директора по УВР     

МБОУ «Гимназия №3» г.о.Королёв

Васильева Наталия Львовна

 

 

 

Существенные политические, экономическиеи социальные изменения в России, произошедшие за последние годы, вызвалипотребность в содержательном и структурном обновлении образования и разработке,введении и внедрении федерального государственного образовательного стандарта(ФГОС) начального (НОО), основного (ООО) и среднего общего образования (СОО).

Современный учитель, следующийтребованиям ФГОС, должен владеть целым рядом компетентностей:

– в сфере построения образовательногопроцесса;

– в организации взаимодействиясубъектов образовательного процесса;

– в сфере общения;

 Динамичные изменения современногообразования нередко обусловливают возникновение затруднений учителя при решенииновых профессиональных задач. Для обеспечения современного качества образованияважно понимание особенностей профессиональных затруднений учителей, причины ихвозникновения, что позволит разработать действенные пути преодолениязатруднений.

Для того чтобы определить путипреодоления затруднений используется совокупность методов выявления затрудненийучителя:

– анкетирование (самооценказатруднений, выявление типичных для современного учителя затруднений);

– наблюдения (уточнение характеристиквыявленных затруднений, фиксация многообразия проявления одного и того жезатруднения учителей разных предметов, имеющих разный стаж работы в школе);

– анализ посещенных уроковметодистами разных предметов (сопоставление собственных выводов с выводамиколлег);

– проведение структурированногоинтервью и бесед с учителями (уточнение сущности, характеристик затруднений, выявлениепричин возникновения затруднений).

Для выявления профессиональныхзатруднений учителей в МБОУ «Гимназия №3» было проведено анкетирование(Приложение 1), которое состояло из четырех блоков вопросов.Теоретической основой анкеты стали группы профессиональных задач современногоучителя. Цель анкеты: выявить самооценку профессиональных затруднений учителем.С помощью вопросов анкеты диагностировались профессиональные затруднения потаким областям как:

I.     Общепедагогическая:

1.                Организация и содержание образовательногопроцесса

2.                Формирование и оценка метапредметных иличностных результатов

3.                Владение методическими приемами,педагогическими средствами и их совершенствование

4.                Умение осуществлять оценочно-ценностнуюрефлексию

II.                       Научно-теоретическая:

1.                Оценка знаний нормативных документов, втом числе ФГОС

2.                Знание теоретических основ наукипреподаваемого предмета

3.                Знание истории развития науки исовременных её достижений

III.                   Психолого-педагогическая:

1.                Знание психологических особенностей учащихся

2.                Знание психологических закономерностейобучения, воспитания и развития школьников

3.                Знание теоретических основ педагогики

4.                Знание педагогических технологий

IV.          Коммуникативная:

1.                Умение вырабатывать стратегию, тактику итехнику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность длядостижения определенных социально значимых целей

2.                Владение ораторским искусством, умениеубеждать, аргументировать свою позицию

3.                Эмоциональное выгорание 

 

В основу вопросов анкеты былиположены требования к современному педагогу, его компетенции.

Компетенции – один из ключевыхтерминов, связанных с оценкой персонала. Компетенции – этоиндивидуально-личностные качества, навыки, модели поведения, которыехарактеризуют человека, то есть проявление человека в поведении.

В анкетировании приняли участие 19учителей:

 из них – 7 учителей русского языка,6 учителей математики, 4 учителя истории и 2 учителя географии.

Уровень квалификации данных учителей:с высшей категорией – 11 человек, с первой категорией – 4 человека, безкатегории – 4 человека.

Проведя анализ результатованкетирования, получены следующие данные по каждой из областей.

 

 

 I.      Вобщепедагогической области наибольшие профессиональные затруднения вызываютследующие показатели:

1.    Разработка программ и методическоесопровождение учебного процесса.

2.    Построение индивидуального маршрутаученика.

3.    Разработка способов педагогическойподдержки ученика, имеющего затруднения в освоении предмета.

4.    Развитие мотивации и самостоятельностиучащегося в образовательном процессе.

5.    Выявление типичных причин неуспеваемости.

 

II.      Внаучно-теоретической области наибольшие затруднения вызывают следующиепоказатели:

1.      Ориентация в целях и задачахнауки

2.      Ориентация в многообразииметодов научного познания

3.      Ориентация в истории научныхоткрытий и владение содержанием о современных достижениях науки и практики

 

 

III.     Впсихолого-педагогической области наибольшие затруднения вызывают следующиепоказатели:

1.      Знания о психологиисовременного школьника, учет возрастных особенностей учеников в образовательномпроцессе

2.      Понимание закономерностейпознания

3.      Умение анализироватьсобственную профессиональную деятельность

 

IV.    Вкоммуникативной области наибольшие затруднения вызывают следующие показатели:

1.      Умение конструктивновзаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностейдетей и подростков;

2.      Умение организоватьисследовательскую, самостоятельную работу учащихся

3.      Умение принимать участие в профессиональныхдискуссиях и обсуждениях (научно-практических конференциях, методическихобъединениях, педагогических советах), логически аргументируя свою точкузрения; создавать научные, научно-методические тексты по заданной логическойструктуре.

 

Предполагаемые пути решения имеющихсяпроблем:

— активизировать работу учителей посамообразованию (планирование, анализ, представление работы посамообразованию);

— разработать единую дляпреподавателей всех предметов концепцию, схему взаимодействия между учителями,критерии оценки результатов и т. д.

— провести обучающие семинары оспособах диагностики и экспертизы образовательной среды; об аналитическойкультуре педагога и видах педагогического анализа; о формах и методахоценивания;

— провести педсоветы по развитиюмотивационной сферы обучающихся;

— мотивировать педагогов к обобщениюсобственного педагогического опыта, повышению квалификации;

— провести консультации поиндивидуальным запросам педагогов.

 

Пути преодолениявыявленных затруднений.

 

1) Составление плана по коррекциизатруднений педагогов.

2) Организация методической работы. Сцелью преодоления профессиональных затруднений учителей по реализации ФГОСметодическую подготовку, на наш взгляд, следует вести по несколькимнаправлениям:

– обеспечениепсихолого-педагогической подготовленности учителей в соответствии ссовременными требованиями;

– осмысление теоретических аспектоввведения ФГОС;

– развитие, обновление и обеспечениедоступности профессионально-педагогической информации для учителей;

– обучение учителей формам ипедагогическим технологиям, заложенным в ФГОС и др.

3) Выбор учителями актуальных тем посамообразованию и контроль над процессом их разработки.

4) Организация и проведение тренинговдля учителей по необходимым темам. Приведем несколько тем таких занятий:

– тренинг общения с цельюсовершенствования коммуникативных умений эффективного взаимодействия сучащимися и коллегами и выработки оптимальных стилей общения с разными людьми;

– тренинг креативности, которыйслужит для развития творческого воображения и мышления учителей;

– тренинг разрешения различныхпедагогических ситуаций, вырабатывающий навыки учителей по болеерезультативному взаимодействию с обучающимися и др.).

5) Организация работыпроблемно-творческих групп. Она может быть сформирована из педагогов-экспертов,которые по результатам самодиагностики не испытывают затруднений в тех или иныхаспектах деятельности. Приведем примеры тем нескольких проектов, которые могутбыть выполнены учителями в рамках проблемно-творческой группы:

– Формы контроля степенисформированности УУД школьников;

– Роль лабораторного практикума вреализации активных методов обучения школьников;

– Особенности форм и педагогическихтехнологий реализации ФГОС;

– Особенности форм и педагогическихтехнологий внеурочной работы школьников, как компонента ФГОС;

– Научно-исследовательскаядеятельность учащихся, осуществляемая в соответствии с требованиями ФГОС и др.

6) Создание информационной базы,позволяющей учителям преодолевать профессиональные затруднения, связанные среализацией ФГОС. Речь идет о программах внеурочной деятельности школьников,создании базы лучших сценариев занятий с использованием активных методовобучения, разработках собственных средств наглядности.

7) Взаимные посещения уроков, какучителями-предметниками, работающими в основной школе, так и уроков учителейначальных классов. Это должно способствовать большей преемственности в работепо реализации требований стандарта. Показ опыта в режиме реального времени вформе серии открытых учебных занятий и внеурочных мероприятий (заседанийнаучных и научно-технических обществ обучающихся, предметных месячников, недельи др.), как показывает наш педагогический опыт, имеет непреходящее значение вделе преодоления профессиональных затруднений педагогов.

8) Проведение повторной диагностикизатруднений педагогов.

 

Формы, используемые для преодоленияпрофессиональных затруднений педагогов:

1) Теоретическая подготовка(педагогические советы, заседания МО, теоретические семинары, методические дни,выступления, доклады, выставки). Приведем в качестве примера несколько темпедагогических советов, семинаров:

– Структура и содержание основнойобразовательной программы школы;

– Психологические основысистемно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию обучающихся;

– Внеурочная деятельность и ее роль вдостижении результатов обучения и воспитания школьников и др.

2) Консультирование учителей,разработка рекомендаций, памяток.

3) Круглые столы, проводимые с цельюобмена опытом. Приведем примеры тем для заседаний круглых столов:

– Психолого-педагогические основыработы с подростками;

– Особенности подросткового возрастаи их учет в педагогической деятельности;

– Наиболее острые проблемы реализацииФГОС и др.

4) Выставки, аукционы педагогическихи методических находок, которые предполагают выдвижение и защиту идей,направленных на реализацию требований, заложенных в ФГОС. В ходе их проведенияпедагоги за ограниченное время могут рассказать о своих идеях и практическихнаходках так, чтобы коллеги заинтересовались ими и выбрали для дальнейшегоиспользования в практической работе. В процессе защиты педагогических идейдолжны быть введены позиции: автор, оппонент, интерпретатор, практик.Участником данного мероприятия предлагаются вопросы для уточнения и объединенияэтих позиций.

5) Практические занятия, деловые иролевые игры, которые обеспечивают активную позицию учителя в преодолениизатруднений и поэтому заслуживают большого внимания. Приведем несколько темтаких занятий:

– Моё место и роль в процессереализации ФГОС;

– Свобода творчества иответственность учителя в рамках ФГОС;

– Если бы я был … и др.

6) Семинары-практикумы поиспользованию активных и продуктивных технологий и методов обучения, которыедают возможность развивать умения учителей пользоваться широким спектромпедагогических технологий, методических приемов и средств. Сформировать эти идругие умения возможно лишь при активном участии учителей в деятельностипрактического характера.

7) Педагогические мастерские способныдать учителям возможность для разработки и претворения в жизнь инновационныхформ и педагогических технологий активного обучения школьников. Как правило,все участники игры активно включаются в предложенную педагогическую ситуацию ипредлагают свои пути решения той или иной поставленной проблемы. В ходепроведения педагогических мастерских педагоги могут делиться на группы, каждаяиз которых должна предложить свои пути решения какого-либо профессиональногозатруднения, связанного с введение ФГОС.

8) Методический калейдоскоп можетвключать обмен между учителями наиболее удачными педагогическими находками иметодическими приемами по внедрению в образовательный процесссистемно-деятельного подхода и др.

В работе по преодолениюпрофессиональных затруднений учителей при внедрении ФГОС особое вниманиенеобходимо уделить практическим формам работы, ибо, как говорил А. И. Герцен:«Теория внушает убеждения, пример определяет образ действий»

 

Основные идеи оценки.

Ø Проактивностьвзамен реактивности

Ø Нетхороших и плохих учителей, есть подходящие и неподходящие

Ø Уучителя не недостатки, а зоны для развития

Ø Правильноопределенный профиль компетенций – залог успеха при проведении оценки

Для каждого учителя нужно найти зонуразвития.

 

ДОМ ИЗМЕНЕНИЙ

Определение новых задач

             Внедрение решений

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

Принятие ответственности

     

                  Поиск решений

 

 

Критерии эффективной цели. Какойдолжна быть цель, чтобы стать эффективной?

Ø Конкретной

Ø Измеримой

Ø Достижимой

Ø Актуальной

Ø Соотносимойс определенным сроком

 

У каждого учителя есть своя мотивацияв данной профессии. Воздействуя на эти мотиваторы можно добиться наибольшегоэффекта.

 

Соотношение мотивации и возможностей.

 

Вывод

Действия

Хочет-может

Оптимальный на данный момент

Создание плана индивидуального профессионального развития

Хочет- не может

Мотивированный учитель с недостаточными для данной работы возможностями

Диагностика практических знаний и навыков.

Обучение, личностное развитие

Не хочет –может

Квалифицированный учитель, не мотивированный на полную отдачу

Анализ карты мотиваций.

Соотнесение карты мотиваторов с возможностями.

 

 

Результатом изучения затруднений ипотребностей педагогов служит разработка индивидуального образовательногомаршрута педагога по развитию профессиональной компетенции. Одной из технологийпрофессионального развития педагога служит индивидуальный образовательныймаршрут. Индивидуальный образовательный маршрут – это личный, отличающийсяхарактерными признаками путь следования, который представляет собойцеленаправленную проектируемую дифференцируемую образовательную программу,обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программыпрофессионального развития при осуществлении методического сопровождения.(Приложение 2)

 

 

 

Списоклитературы

1.    А.П. Виноградова. Профессиональныезатруднения учителей и пути их преодоления.

2.    А.Н. Кивалов. Выявление профессиональныхзатруднений педагогических работников как ресурс независимой оценки качестваобразования. Инновационное образование в развивающемся регионе: сб. ст. XVIIIМеждунар. науч.-практ. конф. Личность. Общество. Образование, 2015

3.    Климов, А.Е. Психология профессиональногосамоопределения. Учебное пособие для студентов. М., Академия, 2014.

4.      Петунин О.В. Профессиональные затрудненияпедагога при внедрении ФГОС общего образования. Журнал «Современные проблемынауки и образования» – 2016. – № 1

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Анкета«Выявление затруднений учителя»

        Уважаемыеколлеги, оцените, пожалуйста, степень своей компетентности в рамкахпредложенных видов педагогической деятельности по следующей схеме:

 поставьте себеоценку                                  В-высокая

    С-средняя

 Н-низкая

 

 

Виды и элементы педагогической деятельности

Степень владения

Общепедагогическая

1

Владение содержанием новых программ

 

2

Выбор и применение активизирующих методов, приемов и средств обучения

 

3

Формирование у школьников положительной мотивации и потребности в знаниях

 

4

Выбор оптимальной структуры урока

 

5

Использование разнообразных форм работы на уроке

 

6

Обеспечение самостоятельной активной работы учащихся

 

7

Построение индивидуального образовательного маршрута

 

8

Развитие мотивации и самостоятельности в образовательном процессе

 

9

Выбор и применение активизирующих методов, приемов и средств обучения

 

10

Выявление типичных ошибок и затруднений учащихся

 

11

Осуществление контроля усвоения учебного материала учащимися

 

12

Самоанализ урока

 

Научно-теоретическая

13

Знание ФГОС нового поколения

 

14

Умение работать с нормативными документами

 

15

Организация проектной деятельности

 

16

Знание теоретических основ преподаваемого предмета

 

 

Психолого-педагогическая

17

Построение личностно-ориентированного образовательного процесса

 

18

Планирование и осуществление самообразования и саморазвития

 

19

Анализ своей педагогической деятельности и определение проблем

 

20

Знание современных концепций и технологий обучения и воспитания

 

21

Умение использовать различные приемы развития положительной мотивации учения, организовывать коммуникацию с учениками

 

22

Создание на уроках благоприятного психологического микроклимата

 

23

Обеспечение дисциплины на уроке

 

24

Знание возрастной психологии

 

Коммуникативная

25

Умение анализировать свою деятельность

 

26

Умение обобщать, описывать  и представлять свой педагогический опыт

 

27

Умение проводить анализ уроков коллег

 

28

Взаимодействие с родителями

 

 

Повышениеквалификации мне нужно  по следующим проблемам (или темам):____________

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет