X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Проблемыисследования и коррекции эмоциональных комплексов через рисование у детеймладшего подросткового возраста

1.1 Эмоции и ихкомплексы у детей младшего подросткового возраста

1.2 Видыэмоциональных комплексов у детей младшего подросткового возраста

1.3 Арттерапия вкоррекции эмоциональных проблем детей младшего подросткового возраста

Глава 2.Практическая работа по диагностированию и коррекции эмоциональных нарушений умладших подростков

2.1 Подборметодик. Первичная диагностика эмоциональных комплексов

Заключение

Списокиспользованных источников

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Эмоциональноеразвитие ребенка в психологии определяет его психическое благополучие. Средидетских эмоций различаются не только положительные, но и отрицательные, которыевлияют, как на психологическое состояние так и на деятельность ребенка. В итогев большинстве случаев мы можем сказать не об единственном проявленииотрицательных эмоций у ребенка, а о целом комплексе влияющем на особенностидеятельности и поведении ребенка.

 Широкие областиизучения тревожности и страха предоставляют нам фундаментальное представлениедля понимания этих эмоций. Литературы по изучению страха и тревожностиразработано недостаточно, но она дает понимание, что данная тема актуальна дляизучения в современном мире.

 Темаэмоциональных комплексов актуальная, так как они имеют широкое распространениеу детей и подростков, а так же являются катализатором при возникновения проблеми расстройств в эмоциональной сфере детей и подростков. Исходя из актуальностиданной темы используются различные коррекционные методы эмоционально-личностныхрасстройств у подростков, в том числе арттрепия и ее непосредственнаясоставляющая рисование.

 Рассматриваяразвитие современного мира мы можем утверждать, что творческий потенциалребенка ограничивается взрослыми и современными требованиями, применяемыми кребенку. Что в свою очередь негативно влияет на общее состояние ребенка иограничивает его свободу в самовыражении своих чувств и переживаний.

 Творчестводелает возможным раскрытие скрытых содержаний психики ребенка. Значение иценность рисования в диагностике и коррекции эмоциональных проблем у детейполучили одобрение со стороны множества психологов.

 Непосредственночерез рисование мы можем диагностировать ребенка и осуществлять коррекциюэмоциональных проблем так, как через творческую деятельность ребенок можетвыразить свои переживания, страхи и дать возможность оценить его внутреннееэмоциональное и психологическое состояние.

 Методы коррекцииэмоциональных комплексов через рисование к сожалению редко встречаются впсихологической литературе, что может свидетельствовать о не изученности даннойтемы и может дать толчок к дальнейшему изучению данных методов в психологии.

 Для написания данной работы были использованы материалы работотечественных и зарубежных психологов в области исследования эмоциональногоразвития и эмоциональных нарушений К.Э.Изарда, Л.С.Выготского, А.И.Копытина,А.Н.Леонтьева.

Цельисследования: проведение коррекции эмоциональных комплексов у детей.

 

 

Объектисследования: эмоциональные комплексы.

Предмет исследования:коррекция эмоциональных комплексов у детей.

В соответствии собъектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:

1.    Подбор и изучение литературы    по темеисследования.

2.    Изучить особенности эмоциональных комплексов у детей.

3.    Подбор методик, определение    группы –диагностика.

4.     Провестикоррекцию у детей с    эмоциональными комплексами

1.    Гипотеза: использование рисования в коррекционных целях позволитснизить переживания страхов, тревожности и агрессии у детей.

Методы исследования:

           изучениепсихолого-педагогической    литературы по темеисследования;       

           экспериментальные    методы:констатирующий, формирующий и    контрольный эксперимент;   

Глава 1. Проблемыисследования и коррекции эмоциональных комплексов через рисование у детеймладшего подросткового возраста.

1.1 Эмоции и ихкомплексы у детей.

Эмоция это психический процесс, дающий субъективнуюоценку отношений к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.

Классифицироватьэмоции можно разным признакам.

Эмоциональныйпроцесс состоит из трех компонентов

1-это эмоциональное возбуждение, от которых зависят мобилизационные сдвиги ворганизме. В момент переживания человеком значимого для него события, онорассматривается в форме эмоционального процесса, то имеет начало повышениеинтенсивности, скорости протекания процессов. В исключительных случаяхвозбудимость может наоборот снижаться.

2– полярность эмоций. Подразделяются на два вида: положительные — при которых,происходит оценка события как положительного и отрицательная – при условии, чтособытие расценивается как негативное. Положительная эмоция дает сигнал опродолжении и поддержки положительного события для человека, отрицательнаянаоборот, дает сигнал о прекращении взаимодействия с событиями, которые несутнегативную окраску событий для индивида.

3– уровень контроля. Существуют 2 вида эмоционального возбуждения, аффекты икрайнее возбуждение, при первых степень контроля и ощущение происходящегосохраняются, а при крайнем возбуждении ощущение и контроль происходящегофактически равны нулю.

Эмоцииклассифицируются по испытываемым переживаниям и соответственно выделяются видыданных эмоций.

1.Альтруистические эмоции проявляются в виде переживаниями за кого-либо, взаботе, в сопереживании и эмпатии к другим людям.

2.Коммуникативные эмоции, проявляются, когда индивиду необходимо общение, желаниивзаимодействовать с  участниками социума, получении понимания и отклика,чувства симпатии и уважения другого человека.

3. Глорическиеэмоции возникают при потребности в самоутверждении у  окружающих, желанииполучить признание, испытывать чувство гордости за  продукты своейдеятельности и продемонстрировать ценность самого себя окружающему миру.

4.Праксические эмоции, которые индивид получает от удовлетворения не толькопродуктами своей деятельности, но и вовлеченностью в сам процесс и потребностьюбыть успешным в ней.

5.Пугнические эмоции проявляются, при возникновении потребности в конкуренции,жажде адреналина, спортивного азарта, когда он подвержен напряжению вэмоциональной и волевой сферах и стремится к участию в деятельности, где можетпроявить свои сильные качества, а также проверить себя на прочность.

6.Романтические эмоции возникают при стремлении к таинственному, необычному, вовремя ожидания светлых и благоприятных событий, то для человека под действиемэтих эмоций все становится более приятным, иным и необыкновенным, будто индивидсмотрит на мир через розовые очки, которые преображают все событиядействительности.

7.Гностические эмоции сопровождают познавательную деятельность человека, прикоторой возникает желание узнать истину, систематизировать факты, изничтожитьпротиворечия в своих рассуждениях.

8.Эстетические эмоции связаны с получением эстетического удовольствия,удовлетворения чувства прекрасного, получение наслаждения от любования красотойи возможности погружаться в чувства легкой грусти, растроганности.

9.Гедонистические эмоции связанные непосредственно с удовлетворением потребностейи получении удовольствия от данного процесса.

Фундаментальныеэмоции и их комплексы.

Фундаментальныеэмоции несут солидную роль в человеческой жизни, но, не сочетаясь с другимиэмоциями существуют недолго, ровно до того момента, как их не сменит проявлениедругих.

Фундаментальные эмоцииимеют внешние выражение по средствам мимических или нервно-мышечныхособенностей проявления и несут в себе индивидуальную реакцию переживания.Несмотря на врожденный характер данных эмоций в их проявлении у различныхкультур есть свои, особенные правила, которые вынуждают контролироватьпроявление и демонстрацию одних эмоций и предполагают чаще демонстрироватьдругие.

“К. Изард выделилследующие основные, «фундаментальные эмоции».

1. Интерес (какэмоция) – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитиюнавыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.

2. Радость –положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточнополно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого моментабыла невелика или во всяком случае неопределенна.

3. Удивление – неимеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональнаяреакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущиеэмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить винтерес.

4. Страдание –отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной иликажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейшихжизненныхпотребностей, которое до этого момента представлялось более или менеевероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

5. Гнев –эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее вформе аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия напути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

6. Отвращение –отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами,людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физиологическиевзаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие сидеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установкамисубъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностныхотношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируетсягневом, а отвращение – желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.

7. Презрение –отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностныхвзаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов иповедения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объектачувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующиепринятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

8. Страх –отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектоминформации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной иливоображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямымблокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха,располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действуетна основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).

9. Стыд –отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственныхпомыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но исобственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.”[14]

Эмоции такжеразличают по длительности протекания в организме: кратковременные так же называемые аффектами и более длительные, устойчивые настроения.

Если две и болеефундаментальные эмоции протекают у индивида в совокупности достаточно стабильнои часто, то они характеризуют его определенную эмоциональную черту. Развитиеданных черт в большинстве случаев зависит от генетики человека, ототличительных черт его жизни. Так в жизни каждого человека происходят события,во время которых, он испытывает различные эмоции одновременно, при это сигналык действию у данных эмоций различны и  бывают противоположны, в этимоменты индивид испытывает так называемые чувства, но более точное название -эмоциональные комплексы.

“Эмоциональныйкомплекс — эмоции разной направленности, придающие мотивационную окраскусигналам внешней среды, которые активизируются одновременно” [13].

Человек,в силу биологических особенностей, сложной организации восприятия(перцепции) ипознавательных процессов, спорности ситуации стимул от которой человек получаетиз среды и при взаимодействии с другими людьми не дает возможности ответитьединичной эмоцией, так как чаще всего восприятие событий побуждает к проявленияцелого комплекса эмоций. События могут вынудить человека испытывать злость,отвращение, и даже презрение. В ситуации опасности может возникнуть сначалаиспуг, после него появляется раздражение, а после вновь сменяется страхом.Также характерны проявления злости по отношению к самому себе у человека,когда основным чувством является вина. При депрессии,  печаль это одна измалых частей, которую испытывает человек, так как она сочетается вместе свраждебностью направленной к себе, со страхом и стыдом [13].

Знаниеособенностей эмоций очень важно для понимания самого себя, так в большинствеситуаций люди не предполагают, что помимо одной фундаментальной эмоции онииспытывают целый комплекс, что дает им понимание о том, что движет ими впереломные и критические моменты.

К основнымэмоциональным комплексам относятся следующие виды:

1. Тревожностьявляется комплексом эмоций включающем в себя такие эмоции, как: страх, горе,гнев, стыд, вину и  интерес-возбуждение в некоторых отдельных случаях.Состояние тревоги (тревога, тревожность) — является эмоциональным состояниемпсихики человека оказывается предчувствием к событиям негативного характера.Тревога является катализатором для включения внутренних ресурсов организма дляадаптации к новым условиям. Эмоциональный комплекс тревожности включает в себяразличные фундаментальные эмоции, но главенствующими выделяются проявленияопасений и неопределенного страха.

2. В депрессиисоставляющими частями являются: горе, гнев, отвращение, презрение, страх, винаи робость. Часть из этих эмоций направлены на самого человека, которыйиспытывает депрессию и к другим, кто оказывается в окружении человека.

3. Положительнымкомплексом является любовь. Так как является важной частью жизни любогочеловека и служит ключевым фактором для внесения в жизнь положительных ирадостных эмоций. Психологи выделяют несколько видов любви, и главное во всехних то, что они несут в себе неповторимые признаки и имеют различные сочетанияаффектов.

4. Враждебность –является сочетанием между собой гнева, отвращения и презрения, провоцирующие кагрессивному поведению в некоторых случаях. При условии есть у субъектаприсутствует знание о предполагаемом объекте враждебности, то она может перейтив ненависть.

Частые идлительные проявления комплексов эмоций и чувств могут переходить в устойчивые,глубокие, иногда противоречивые психо-эмоциональные состояний..

Эмоциональнаяокраска деятельности ребенка играет значительную роль и является не толькокатализатором к возникновению творческой деятельности, но и контролирует любыепсихические процессы, и как следствие вся деятельность в целом.

Так как эмоциисопровождают всю деятельность индивида затрагивая каждый процесс в организмеребенка, то касательно эмоциональной сферы изученную многими отечественными изарубежными учеными, то мы можем сказать, что она является главным регуляторомего деятельности. От эмоций которые ребенок испытывает и демонстрирует впроцессе своего взросления зависит его социальное развитие и успешностьвзаимодействия с другими членами социума.  От эмоциональных проявленийзависят не только формирование личностных черт и социальное развитие, она такжевоздействует на интеллект и его развитие.

Эмоциональноеразвитие ребенка напрямую зависит от социальных ситуаций в которых оннаходится. Изменение социальной ситуации в жизни ребенка вызывают различныереакции, как например появление страха при изменении уклада жизни привычногоребенку. Подавление и неудовлетворение  потребностей в период кризисаможет быть основанием для появления фрустрации, которая проявляется в видеагрессии или же депрессивных состояний.

1.2 Видыэмоциональных комплексов у детей младшего подросткового возраста.

Агрессия являетсяодним из ярко проявляющихся типов поведения в подростковом возрасте, можетпроявляться, как реакция на  незначительные по мнению взрослыхпереживания, которые для ребенка являются достаточно острыми и могут вызватьагрессию, как ответ в особенности если подростка ограничивают в свободе своихдействий и выражении себя.

Двумя наиболеераспространенными причинами к проявлению агрессии у детей считают:

 

1.Возникает,когда ребенок боится быть обиженным и следует принципу лучшая защита, этонападение, исходя из этого суждения мы можем судить, что уровень страха,равен уровню агрессии со стороны ребенка.

2. Это ужепережитая обида, нападение, травма ребенка, которая возникает из за нарушенныхсоциальных отношений подростка и окружающего его общества.

Агрессия у детейразделяется по формам ее проявления.

1.Физическаяагрессия проявляется в виде применения физической силы к другим участникамсоциума и вещам ставшими катализаторами для вспышки агрессии у ребенка. Так жевыделяют ситуации, при которых вид агрессии направлен и на предмет и на людей(бросить тарелку в другого человека).

2. Вербальнаяагрессия- попытка показать свой авторитет, силу и превосходство над другим человекомне используя физическую силу, а апеллируя только речью, позой, жестами пытатьсяподчинить себе другого человека, чаще все навязывая ему чувство вины и принижаясамооценку собеседника. Также в данную категорию входит ругань в неприятныхинцидентах.

Если при работепсихологом не было выявлено более глубоких психических отклонений, топроисходит работа для того, чтобы научить подростка к выражению своихнегативных эмоций через приемлемые социумом способы. При работе с агрессивнымповедением, нужно понимать, что проявление страха на агрессию будет толькостимулировать ее проявление. В итоге основной задачей является то, что им надодать понять, что с любыми потребностями во внимании, в преодолении страха,демонстрации силы можно справится и другими методами не проявляя агрессию, аиспользуя положительные для окружающих способы, что позволит удовлетворитьпотребность и продемонстрировав социально-положительный навык поведения.

Тревожность -состояние человека, которое сопровождает любую его деятельность и еевозникновение не зависит от ситуации. Основным спутником тревожности являетсястрах, в подростковом возрасте основной причиной страха является определение идемонстрация своего взрослого Я в социуме. Тревожность состояние,которое может передаваться от человека к человеку, так можно указать, что в неконфликтных семьях и коллективах уровень тревожности намного ниже, нежели вчасто конфликтующих.

Понятия страха итревожности разделяются авторами и можно выделить 5 наиболее распространенныхкритериев, которые используются в психологической литературе.

1. Конкретностьугрозы. Страх в данном случае отражает реакцию на конкретный объект, атревожность характеризует смутную, неопределенную угрозу в некоторых случаяхвоображаемую.

2.Направлениеугрозы. В данном контексте у страха направление угрозы идет на самого человека,его жизнь, а при тревожности — на личностную составляющую человека, еговзаимоотношения, ценностные ориентиры.

3.Реакция.Реакция на испытание страха бывает 2 видов, стеническая и астеническая. Впервом случае у человека будто открывается 2 дыхание, появляются силы напреодоление страха, и во втором случает организм цепенеет и человек не можетдаже сдвинуться с места. Реакция на тревожность иная человек стремится изменитьситуацию или же отношение к ней.

4.Организацияпереживаний. Страх — фундаментальная эмоция человека, а тревожность выступаеткомплексом эмоций, происходящим в организме.

5.Интенсивность.Страх является реакцией на конкретный объект угрожающий жизни и здоровьючеловека, а тревожность характеризуется не объективными переживаниями. Так же оразличиях страха и тревоги мы можем судить, используя ряд переживаний иконцепцию тревожного ряда Березина.

1.3 Арттерапия вкоррекции эмоциональных комплексов младших подростков

Психологическая коррекцияэто форма психологопедагогической деятельности, предназначеннаядля формирования необходимых психологических качеств для развития и оптимизации его социальной адаптации к изменению жизни и сглаживание особенностей психологического развития, которая производится специалистами психологопедагогической области.

Арттерапия -дословно переводится, как терапия искусства. Это метод основанный на сочетанииобщения и творческой деятельности. Основной целью арттерапии служит личностноеразвитие с помощью возможности самовыражения и самопознание через искусство,повышение уровня самооценки при принятии и понимании творческой деятельностиклиента, из этого вытекает главный принцип- принятие продукта творческойдеятельности и его одобрения не взирая на содержание так, как это являетсявыражением человека своих чувств, эмоций и переживаний.

При работе сдетьми и подростками основной задачей является использование индивидуальноприспосабливающихся  форм диагностики и коррекции и арттерапия в своюочередь представляется нам наиболее перспективной для использования в даннойсфере так, как позволяет переживать, осознавать и демонстрировать имеющиеся унего переживания в удобной для его психики формой, ведь обычно ребенок неосознает причины, а испытывает тревогу не осознавая ее природу.

Рисунок занял впсихологической диагностики и коррекции почетное место в настоящие время и егоиспользование имеет ряд преимуществ:

1. Егоиспользование можно применять начиная с  второй части раннего детства (2-3года)

2. Использованиерисунка в диагностики менее время затратно по сравнению с опросниками, и вбольшинстве случаев могут превосходить их по информативности.

3. Спектриспользования рисунков в диагностике обширен и может применяться при исследованииразных областей деятельности человека и находит применение различных областяхпсихологии.

4. Рисунок несетв себе множество показателей не только качественного, но и количественногоанализа, что является ценными данными для проверки валидности и надежности.

Творческая деятельность дает возможность выражать, ощущать и понимать свои чувства и эмоции, переживать, надеется, выражать то что не можешь выразить словами, является катализатором и способом для осуществления рефлексии. Изобразительная деятельность, служит для детей не только отражением окружающего их мира, но и дает возможность выразить их отношения в мире и к миру в целом, помогает воссоздать их желания относительно него. изобразительнаядеятельность популярна среди детей всех возрастов и встречает положительную реакцию на предложение психолога заняться рисованием во время встреч.

Рисование в программе арттерапии не имеет ничего общего с обучением рисованию как специальности, обращаясь к К. Рудестаму, в арттерапии в отличие от изобразительного искусства творческая деятельность имеет спонтанный характер и не ограничивается правилами и теоретической составляющей рисунка. Для арттерапии художественные навыки не играют никакой роли и в ней важно то, чтобы клиент выражал свои переживание и отношения, был искренним, открытым и  спонтанновыражал чувства, в арттерапии преобладает индивидуальный стиль самовыражения, а не демонстрация работы высокого качества.

Психолог наарттерапевтических занятиях является непосредственным партнером для ребенка, ане наставником. При этом чем меньше будет вмешательство психолога в процесстворчества, чем большей положительный эффект в выражении чувств и переживанийребенка мы получим.

в процессепроведения арттерапии есть определенные правила, которые полностью исключаюткоманды и указания к ребенку, он сам должен выбирать тему, материалы и темпсвоей работы.

При групповойарттерапии ребенок может не участвовать в общих обсуждениях и демонстрацияхпродукта творчества, и занимать наблюдательную позицию по отношению к другимучастникам.

В интерпретациирисунков качественный и количественный анализ присутствует, но не являетсяцентральным, так как большую ценность имеют отдельные элементы, расположение,общее впечатление и тд.

При интерпретациирисунков нужно:

1.Отметитьнетипичные или странные элементы рисунка.

2.Рассмотретьобъекты, которые отсутствуют на рисунке, но при заданной теме должны быть, таккак это может свидетельствовать о том, что у ребенка в жизни недостает каких товажных частей.

3.Центр рисунка вчаще всего указывает на главную проблему или  нечто важное для ребенка.

4.Размерыобъектов также имеют значение, так увеличение объекты говорят о преувеличение ,а уменьшенные наоборот..

5. Искривлениепропорций какой то части объекта может свидетельствовать о ее проблематике.

6. Обращатьвнимание на слова, которые могут появляться на рисунке, что по мнению ребенкадолжно внести в конкретику для его работы.

Дети имеют определенные характеристики благодаря которым, психологи активно применяют арттерапию так, как данные способы диагностики и коррекции имеют более положительные результаты нежели  если использовать другие методы.

1. Наличие трудностей с выражением своих чувств и переживаний, так как большинству детей сложно проговаривать то, что они испытывают и выражение их через рисование позволяет детям выговорится.

2. Не сформированность рефлексии, и спонтанность выражения эмоций, из чего следует, что выражение их в творчестве не будет подвергаться цензуре и более понятны для восприятия и оценки.

3. Наличие фантазии и возможность проигрывать ситуации которые волнуют ребенка.

Терапевтическая функция рисования позволяет не только производить коррекцию и помогать ребенку выразить свои переживания, но и так же является стимулом для развития психических функций ребенка.

Методов арттерапии множество и позволяет производить коррекцию эмоциональной сферы детей, основными задачами с которыми сталкивается психолог при проведении арттерапевтических занятий является соблюдение равновесия между тем в какую сторону нужно идти при работе и стороне в которую направляет ребенок.

Теорияарттерапии предполагает проведение первичного взаимодействие с ребенком, чтопозволяет наладить эмоциональный контакт и выстроить доверительныевзаимоотношения с ребенком. Так же при проработке негативных эмоций можноиспользовать техники ассоциаций.

Напервых этапах работа протекает медленно, так как продолжается выстраиваниедоверительных отношений и постепенные беседы, на данном этапе в процессевзаимодействия у ребенка могут возникать вопросы о волнующих его сферах. Такжепсихологом могут заранее подготавливаться задания для выражения чувств ипереживаний в определенных сферах его жизни, и благодаря им воздействовать наобщее состояние ребенка и его самооценку, чтобы после проведения консультации унего создавалось чувство уверенности в себе, понимание испытываемых эмоций иповышение самооценки.

Далееидет работа непосредственно с определением положительной динамики работы и вслучае ее успешного продвижения продолжать прорабатывать негативные эмоции и ихкоррекция.

Работас ребенком является крайне деликатной процедурой и надо понимать, что психологдолжен в полной мере находится с ребенком на так называемой однойволне и иметь представления и понимание, что хочет выразить ребенокопределенным элементом на рисунке для возможности дальнейшего его обсуждения.

Далееарттерапевтический процесс имеет следующие этапы:

1.Общееотношение ребенка к процессу творчества, прояснение данных аспектов поможетребенку лучше осознавать свои чувства и эмоции.

2.Следующем этапом познания самого себя для ребенка является описание своегорисунка, как он его видит и воспринимает.

3.Общееописание работы ребенка, разбор ее частей и ассоциаций связанных с образамикоторые ребенок изобразил.

4.Описание работы со стороны ребенка, описание картины через своенепосредственное в ней участие..

5.Выделение важных предметов на рисунке и определение их важности для ребенка.

6.Проигрывание сценок с героями рисунка или предметами, составляя диалоги.

7.Прояснение цветов используемых ребенком в рисунке и определение их значимостидля него.

8.проведение параллельных ассоциаций рисунка и жизни ребенка. идет проработкаситуаций происходящих в жизни ребенка и тут главными аспектами работы являетсяневербальный аспект при обсуждении и проработке ситуации.

Вданных методах работы конкретизация рисунка проводится непосредственно сребенком, так же задаются вопросы позволяющие более полно открыть ситуацию выраженнуюребенком.

Основнымпри обсуждении и проработке конкретных вопросов связанных с рисунком, являетсязадача дать ребенку высказать все что его волнует и приходит на ум, так какданные обсуждения помогают в проработке душевных переживаний ребенка.

Соблюдениетерапевтического контакта на встречах является основным аспектом к развитиюстабильной установки своего я, предоставление ребенку возможностиосознать несовершенство мира и то, что в мире присутствует много негативныхаспектов, но у него есть силы и возможности их преодолеть.

Вывод: в первой главе были раскрыты теоретические аспекты, факторы и особенности проявления тревожности и агрессии у младших подростков.
Нами были описаны эмоциональные комплексы у детей и возможности их коррекции, рассмотрели основные виды коррекции эмоциональных комплексов с помощью аррттерапии и непосредственнорисования.
В подтверждение данной гипотезы нами проводится диагностическаяработа с младшими подростками и описание коррекционной программы.

Глава 2.  Проведениеработы по непосредственной  диагностики и коррекции эмоциональныхкомплексов у детей младшего подросткового возраста.

2.1 Подборметодик и первичная диагностика эмоциональных комплексов у младших подростков.

Проведениедиагностики и коррекции было проведено на базе МБОУ СОШ No3 города Красногорск.

Цель: выявлениевозможности коррекции агрессии и тревожности у детей младшего подростковоговозраста через рисование.

Исследование и коррекция проводилось с участием психолога.

1 этап — подборметодик, проведение первичной диагностики тревожности и агрессии у младшихподростков.

2 этап -формирование группы по результатам первичной диагностики и проведениекоррекционной работы.

3 этап -проведение повторной диагностики после проведение коррекционной работы.

Для проведенияпервичной, и итоговой диагностики после коррекционной работы были использованыследующие методики:

-Шкала тревогиСпилбергера-Ханина (STAI) для выявления личностной  и реактивнойтревожности.

-Опросник«Баса-Дарки» для выявления агрессии.

-Рисуночнаяметодика Несуществующее животное.

1этап.

Проведениепервичной диагностики.

Шкала тревоги СпилбергераХанина (STAI)

Шкала тревогиСпилбергера (State-Trait Anxiety Inventory — STAI) — является информативнымспособом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность,как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристикачеловека). Разработана Спилбергером Ч.Д.и адаптирована Ханиным Ю.Л..

Инструкция. Прочитайтевнимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру всоответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете вданный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных инеправильных ответов нет.

Шкала ситуативной тревожности

№пп

Суждение

Никогда

Почти никогда

Часто

Почти всегда

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я внутренне скован

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности, напряжения

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4

 

Шкала личной тревожности

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое изприведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справав зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте,поскольку правильных или неправильных ответов нет.

№пп

Суждение

Никогда

Почти никогда

Часто

Почти всегда

21

У меня бывает приподнятое настроение

1

2

3

4

22

Я бываю раздражительным

1

2

3

4

23

Я легко расстраиваюсь

1

2

3

4

24

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

1

2

3

4

25

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

1

2

3

4

26

Я чувствую прилив сил и желание работать

1

2

3

4

27

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

28

Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

29

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

30

Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

31

Я все принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

32

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

33

Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4

34

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

35

У меня бывает хандра

1

2

3

4

36

Я бываю доволен

1

2

3

4

37

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

38

Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

39

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

40

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4

 

Опросник уровняагрессивности Басса – Дарки

Описание методики

Опросник агрессивности Басса — Дарки (англ. Buss — DurkeeHostility Inventory, сокр. BDHI) предназначен для выявления уровняагрессивности учащихся. Опросник состоит из 75 утверждений, на которыеиспытуемый отвечает «да» или «нет».  На русском языкестандартизирован А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой в 2005 году.

1.    Физическая агрессия – использование физической силы противдругого лица.

2.    Косвенная – агрессия, окольным путем направленная надругое лицо или ни на кого не направленная.

3.    Раздражение – готовность к проявлению негативных чувствпри малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4.    Негативизм – оппозиционная манера в поведении отпассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев изаконов.

5.    Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные ивымышленные действия.

6.    Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожностипо отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносятвред.

7.    Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как черезформу (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия,угрозы).

8.    Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта втом, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые имугрызения совести.

При составленииопросника использовались следующие принципы:

       вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

       вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степениослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Инструкция

Внимательно прослушайте утверждения. Если вы согласны сутверждением, то ставьте знак «+», если нет, ставьте знак «-».

 

Стимульный материал опросника Басса-Дарки

   1.Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим. да / нет

2. Иногдасплетничаю о людях, которых не люблю.   да / нет

3. Я легкораздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.   да / нет

4. Если меня непопросят по-хорошему, я не выполню.   да / нет

5. Я не всегдаполучаю то, что мне положено.   да / нет

6. Я не знаю, чтолюди говорят обо мне за моей спиной.   да / нет

7. Если я неодобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.   да / нет

8. Когда мнеслучалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.  да / нет

9. Мне кажется,что я не способен ударить человека.   да / нет

10. Я никогда нераздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.   да / нет

11. Я всегдаснисходителен к чужим недостаткам.   да / нет

12. Если мне ненравится установленное правило, мне хочется нарушить его.   да / нет

13. Другие умеютпочти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.   да / нет

14. Я держусьнастороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно,чем я ожидал.   да / нет

15. Я часто бываюнесогласен с людьми.   да / нет

16. Иногда мне наум приходят мысли, которых я стыжусь.   да / нет

17. Есликто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.   да / нет

18. Когда яраздражаюсь, я хлопаю дверями.   да / нет

19. Я гораздоболее раздражителен, чем кажется.   да / нет

20. Если кто-товоображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор.   да /нет

21. Меня немногоогорчает моя судьба.   да / нет

22. Я думаю, чтомногие люди не любят меня.   да / нет

23. Я не могуудержаться от спора, если люди не согласны со мной.   да / нет

24. Люди,увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.   да / нет

25. Тот, ктооскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.   да / нет

26. Я не способенна грубые шутки.   да / нет

27. Меняохватывает ярость, когда надо мной насмехаются.   да / нет

28. Когда людистроят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.  да / нет

29. Почти каждуюнеделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.   да / нет

30. Довольномногие люди завидуют мне.   да / нет

Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

31. Я требую,чтобы люди уважали меня.   да / нет

32. Меня угнетаетто, что я мало делаю для своих родителей.   да / нет

33. Люди, которыепостоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.  да / нет

34. Я никогда небываю мрачен от злости.   да / нет

35. Если ко мнеотносятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.   да / нет

36. Если кто-товыводит меня из себя, я не обращаю внимания.   да / нет

37. Хотя я и непоказываю этого, меня иногда гложет зависть.   да / нет

38. Иногда мнекажется, что надо мной смеются.   да / нет

39. Даже если язлюсь, я не прибегаю к сильным выражениям.   да / нет

40. Мне хочется,чтобы мои грехи были прощены.   да / нет

41. Я редко даюсдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.   да / нет

42. Когдаполучается не по-моему, я иногда обижаюсь.   да / нет

43. Иногда людираздражают меня одним своим присутствием.   да / нет

44. Нет людей,которых бы я по-настоящему ненавидел.   да / нет

45. Мой принцип:Никогда не доверять чужакам.   да / нет

46. Есликто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю.   да/ нет

47. Я делаю многотакого, о чем впоследствии жалею.   да / нет

48. Если яразозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.   да / нет

49. С детства яникогда не проявлял вспышек гнева.   да / нет

50. Я часточувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.   да / нет

51. Если бы всезнали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать.  да / нет

52. Я всегдадумаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятноедля меня.   да / нет

53. Когда на менякричат, я начинаю кричать в ответ.   да / нет

54. Неудачиогорчают меня.   да / нет

55. Я дерусь нереже и не чаще чем другие.   да / нет

56. Я могувспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под рукувещь и ломал ее.   да / нет

57. Иногда ячувствую, что готов первым начать драку.   да / нет

58. Иногда ячувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.   да / нет

59. Раньше ядумал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.  да / нет

60. Я ругаюсьтолько со злости.   да / нет

61. Когда япоступаю неправильно, меня мучает совесть.   да / нет

62. Если длязащиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее.  да / нет

63. Иногда явыражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.   да / нет

64. Я бываюгрубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.   да / нет

65. У меня нетврагов, которые бы хотели мне навредить.   да / нет

66. Я не умеюпоставить человека на место, даже если он того заслуживает.   да /нет

67. Я частодумаю, что жил неправильно.   да / нет

68. Я знаю людей,которые способны довести меня до драки.   да / нет

69. Я неогорчаюсь из-за мелочей.   да / нет

70. Мне редкоприходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.  да / нет

71. Я часто толькоугрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.  да / нет

72. В последнеевремя я стал занудой.   да / нет

73. В споре ячасто повышаю голос.   да / нет

74. Я стараюсьобычно скрывать свое плохое отношение к людям.   да / нет

75. Я лучшесоглашусь с чем-либо, чем стану спорить.   да / нет

 

Методика«Несуществующее животное».

Это одна из наиболееинформативных рисуночных методик? Ее рекомендуется использовать, начиная состаршего дошкольного возраста (с пяти — шести лет).

Проведение тестирования.Лист бумаги кладется перед обследуемым горизонтально.

Инструкция: «Я хочупосмотреть, насколько у вас развиты воображение, фантазия (как ты умеешьфантазировать, воображать). Придумайте и нарисуйте животное, которого на самомделе нет, никогда не было и которого до вас никто не придумал — ни в сказках,ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах».

Если обследуемый говорит,что не знает, как рисовать, не умеет, не может ничего придумать и т.п., то надоободрить его, объяснить, что для этого задания не нужно ничего уметь. Посколькутребуется нарисовать животное, которого на самом деле нет, то совершенно всеравно, каким оно получится. Если обследуемый долго думает, не приступая крисованию, то следует посоветовать ему начать рисовать, как получается, адальше придумывать по ходу рисования.

Когда обследуемый кончаетрисовать, его просят придумать животному название. Его записывают в протоколе.Если придумывание названия вызывает очень большие затруднения, то эту частьзадания опускают. При необходимости выясняют, какой части тела (или какомуоргану) соответствуют те или иные детали изображения.

Бывает, что вместонесуществующего животного изображают обычное, известное, что отражается в егоназвании (заяц, осел и т.п.). В этом случае нужно попросить сделать еще одинрисунок, нарисовав на этот раз животное, которого на самом деле не бывает.Инструкцию при этом полностью повторяют. Если и повторный рисунок представляетсобой изображение реального животного, то эту работу прекращают. Если виднарисованного животного вполне обычен (например, явно изображен заяц), ноназвано оно необычно (например, сказано, что это «волшебный заяц»), то заданиесчитается успешно выполненным и повторять его не нужно.

Выяснив названиеживотного, проверяющий говорит: «Теперь расскажите про него, про его образжизни. Как оно живет?». Рассказ записывают, по возможности, дословно. Приобследовании подростка или взрослого человека можно предложить ему написатьрассказ об образе жизни придуманного животного самостоятельно.

Если в рассказе нетдостаточных сведений о животном, то по окончании работы задаются дополнительныевопросы:

o    Чем оно питается?

o    Где живет?

o    Чем обычнозанимается?

o    Что любит делатьбольше всего?

o    А чего большевсего не любит?

o    Оно живет одноили с кем-нибудь?

o    Есть у негодрузья? Кто они?

o    А враги у негоесть? Кто? Почему они его враги?

o    Чего оно боится,или оно ничего не боится?

o    Какого оноразмера?

Затем обследуемомупредлагают представить, что это животное встретило волшебника, который готоввыполнить любые три его желания, и спрашивают, какими могли бы быть этижелания. Все ответы записывают в протоколе.

Беседа о придуманномживотном может варьироваться проверяющим в зависимости от особенностейобследуемого и от целей обследования. Приведенный список вопросов — необязательный, а ориентировочный.

Испытуемые.

Для выявленияэмоциональных комплексов у детей младшего подросткового возраста нами быливзяты испытуемые из 6 А класса, 15 человек 7 мальчиков и 8 девочек возрастом 12лет. Испытуемые представлены под номерами с 1 по 7 мальчики, с 8 по 15 девочки.Первичная диагностика проходила в течении 2х дней с участием психолога школы,тестовые методики проводились для детей совместно, рисуночный тест«Несуществующее животное» проводился индивидуально с каждым ребенком.

Результаты первичнойдиагностики представлены в таблице ниже

 

Несуществующее животное

Баса-Дарки

Шкала тревоги Спилбергера

физ

кос

разд

нег

об

под

вер

чв

ин.А

ин.вр

1

А-высокая, Т-высокая

9

8

11

5

4

8

13

7

33

12

46

2

А-средняя, Т-высокая

6

4

7

3

4

6

8

6

21

10

45

3

А-средняя, Т-средняя

5

5

7

2

3

5

8

5

20

8

37

4

А-высокая, Т-высокая

10

7

10

5

7

8

11

9

31

15

47

5

А-низкая,Т-высокая

3

3

5

1

2

4

6

4

14

6

45

6

А-средняя,Т-Низкая

6

5

7

3

4

4

9

6

22

8

27

7

А-низкая,Т-низкая

2

4

4

0

2

4

7

6

13

6

26

8

А-низкая, Т-средняя

5

5

6

3

4

5

7

5

18

9

36

9

А-низкая, Т-высокая

3

2

5

1

2

3

6

3

14

5

45

10

А-низкая,Т-средняя

4

3

5

1

2

1

6

4

15

3

36

11

А-низкая, Т-средняя

3

2

4

0

3

2

5

2

12

5

32

12

А-средняя, Т-средняя

6

3

7

3

4

4

8

5

21

8

38

13

А-высокая,Т-высокая

10

7

10

5

9

9

11

9

31

18

49

14

А-низкая, Т-средняя

4

3

5

1

1

3

4

4

13

4

35

15

А-средняя, Т-средняя

6

5

7

2

4

5

10

5

23

9

32

 

Из своднойтаблицы результатов мы можем увидеть, что:

Высокий уровеньагрессии имеют 3 ребенка (20%)

Высокий уровеньтревожности 5 детей(33%)

Средней уровеньагрессии 5 детей(33%)

Средний уровеньтревожности 6 детей(40%)

Низкий уровеньагрессии 7 детей (46%)

Низкий уровеньтревожности  4 ребенка(26%)

 Благодаряполученным данным мы можем сформировать группу детей из 6 человек, которыеимеют высокий уровень тревожности и/или агрессии для проведения коррекционнойработы по снижению проявления данных комплексов.

2 этап нашейработы заключается в проведении коррекции эмоциональных комплексов тревожностии агрессии.
Коррекционная программа рассчитана на 7 занятий продолжительностью 90 минут ипроводится на базе школы.
Направленность коррекционной программы определяется тем, что в процессе еепрохождения создаются условия для снятия эмоционально напряжения, отработкинавыков взаимодействия, адекватного выражения чувств и эмоций, раскрытиятворческого потенциала у детей.
Основным методом коррекции эмоциональных комплексов у детей младшегоподросткового возраста мы используем рисование. Для коррекции используютсяразличные арттерапевтические изобразительные техники: рисование с помощьюпальцев, изображение абстракций, каракули, рисование музыки. Так же намииспользуются методы психогимнастики, игры направленные на развитие коммуникациимежду детьми, и упражнения с помощью которых создается положительное настроениеу участников психокоррекционной группы.
Цель программы: Через рисование преодолеть агрессию и тревожность у детеймладшего подросткового возраста в условия психолого-педагогическойдеятельности.
Принципами легшими в основу программы коррекции эмоциональных комплексов умладших подростков:
-рисунок является способом диагностики и коррекции.
-рисунок рассматривается в комплексе, один элемент не может быть привязан кодной психологической характеристики.
— один и тот же ребенок может изменить значение элемента рисунка в течениивремени.
-любой рисунок всегда сопровождается беседой о значении элементов и ответах науточняющие вопросы.
-главный герой рисунка- это описание ребенком самого себя, а ситуация описаннаяребёнка на рисунке это субъективное восприятие ребенком данной ситуациипроизошедшей в его жизни.
-при проведении психокоррекционных методик соблюдается принцип психологическойбезопасности по отношению к ребенку.
Коррекционная программа состоит из 2 частей:
На первом этапе происходит установление доверительных отношений с ребенком, таккак первичные взаимодействия психолога и ребенка могут вызывать чувстватревоги, или усиливать уже имеющиеся эмоциональные нарушения.
Целью данного этапа является: знакомство детей в группе между собой,установление доверительных отношений, создание позитивного настроя в группедетей с помощью метода игра в рисунке.
На втором этапе, происходит объективирование переживаний детей, и проведениеиндивидуальной работы с детьми с использованием рисуночных и других методик длядальнейшей коррекционной работы с агрессией и тревожностью индивидуума.
Перед началом и в конце коррекционных занятий в зависимости от состоянияребенка, проводится релаксационные, тонизирующие упражнения или дыхательнаягимнастика.
Занятие состоит из следующих этапов:
-Приветствие (данное действие позволяет создать теплую, дружескую атмосферу,для возникновения доверительных отношений и положительного восприятия другдруга)
-Разминка (взаимодействие на эмоциональную сферу детей, поднятие их активностии общего настроения в группе)
-Основной этап занятия ( проведение техник и методик направленных на решениепоставленных задач для данной группы детей, основным требование для данногоэтапа является чередование деятельности детей.)
-Рефлексия (дети дают оценку осуществленной деятельности и своегоэмоционального состояния.)
-Прощание.

Коррекционнаяпрограмма.

Содержаниеарттерапии

Тематика занятий

 

Время

 

1

«Солнечный зайчик»

1 час 30 мин

 

2

«Лесная поляна»

1 час 30 мин

3

«Волшебный лес»

1 час 30 мин

4

«Городская сказка»

1 час 30 мин

5

«Космическое путешествие или на Луне живет …»

1 час 30 мин

 

6

«Мои светлые сны»

1 час 30 мин

7

«Радость»

1 час 30 мин

 

1.«Солнечныйзайчик»

Детирассаживаются в круг, и тренер включает музыку из детских мультипликационныхфильмов. Просит детей с закрытыми глазами представить яркий, солнечный день идля себя ответить на следующие вопросы:

• Где вы?

• Что вас окружает?;

• Что вы делаете?

• Какие чувствавы испытываете? И тд.

После этоготренер просит детей нарисовать то, что дети представили и по итогу завершениярисования демонстрируют свои рисунки группе и делятся своими эмоциями ипереживаниями которые они испытали в данный момент. После этого рисунки детейклеятся на стену, и тренер говорит им о том, что этот кабинет будетсвоеобразной мастерской для их творчества.

2.«Лесная поляна»

Тренеррассказывает детям о теме нового занятия и как и в предыдущий раз просит ихрассесться в круг. На фон ставится музыка связанная с лесом, Дети, как ипрошлый раз закрывают глаза и тренер просит их представить картину прогулки полесу, где в итоге они выходят на поляну.

После завершениямузыкального фона, детям предлагается из природных материалов воссоздатьпредставленную ими картину. На фон повторно включается музыка.

После завершенияработы, дети демонстрируют получившиеся у них картины и рассказывают о то, чтоим пришло в голову и какие эмоции и чувства они испытали в процессе.

В конце занятиятренер подводит итоги и вместе с детьми развешивает получившиеся в процессе.

3. «Морскойприбой»

После приходадетей, тренер интересуется их настроем и настроением, дети рассказывают об этомпо очереди. После приветственных мероприятий тренер описывает, что дети будутделать сегодня.

Включается музыкасвязанная с морем После завершения композиции дети проходят к местам, где ужеприготовлены материалы (песок, фигурки) для создания композиции, которая былапредставлена детьми в процессе прослушивания композиции.

По окончаниюработы над созданием композиции дети проходят и смотрят на работы других членовгруппы, и возвращаются на свои места в кругу, где обсуждают свою работу, а также делятся своими эмоциями и впечатлениями от процесса.

По окончаниюданного рассказа, тренер подводит итог работы.

4. «Городскаясказка»

После приветствиядетей, проговаривания их настроения и рассадки на стулья вкруг, тренер включаетмузыку «Сарочинская ярмарка» и дает задание представить город, как он живет.

Затем из ткани инаполнителя, детям предлагается создать образы жителей этого города, и поокончанию работы рассказать о герое и его жизни.

Далее детямпредлагается найти для каждого героя своего хозяина и по окончанию занятияподарить его родителю, другу или оставить себе.

5. «Космическоепутешествие или на Луне живет …»

После приветствияи рассадки, детям предлагают познакомиться с техникой аппликации. Включаетсямузыка космической тематики.

Послепрослушивания композиции, детям раздаются материалы для аппликации ( бумага,ножницы, клей) и просят их изобразить свои представления от этой музыки.

По окончаниюработы, дети рассказывают о своих аппликациях, и какие чувства и эмоции онииспытывали в момент работы и, когда смотрят на картину. После того как всезакончат высказываться, работы вешаются на стену.

Тренер благодаритдетей за работу.

6. «Мои светлыесны»

Дети входят вкабинет, здороваются и проявляют интерес к теме сегодняшнего занятия.

Тренеррассказывает о том, что сегодня они будут воплощать свои сны в реальность.

Детям включаетсямелодия колыбельной и после прослушивания им раздается пластилин и начинаетсяработа.

По окончаниюработы дети рассказывают о том, что они создали. После того как все детивыскажутся о проделанной работе, все фигурки выставляются на отдельный стол.

В конце занятиядети получают от тренера задании принести фотографии, вырезки из газет ижурналов.

7. «Радость»(коллаж)

Тренер и детиприветствуют друг друга, тренер сообщает им о том, что сегодня их последнеезанятие, и предлагает вспомнить все позитивные моменты их совместной работы иих последним заданием является запечатление этих моментов в виде коллажа,который дети сделают совместно из материалов, которые они принесли из дома.

Каждый ребенокнаходит себе место, где ему будет удобнее всего изображать с помощью вырезок ифотографий положительные эмоции.

И в итоге в концеу детей получается один большой коллаж, на котором они изобразили своиположительные эмоции.

Коллажпредлагается разместить на самом видном месте, что бы все кто входил к кабинетмогли его увидеть.

После происходитпрощание и пожелание всего хорошего участникам группы и от участников другдругу.

После проведениякоррекционной программы проводится повторная диагностика на выявление агрессиии тревожности у детей проходивших коррекцию.

Результаты по методикамБаса-Дарки и Шкала тревоги СпилбергераХанина (STAI),проведенные по итогу окончания коррекционной программы.

 

Спилбергера-Ханина

 

фа

кос

раз

нег

об

под

ва

чв

агр

враж

1

6

5

6

3

2

6

9

4

21

8

40

2

5

4

7

2

4

5

7

6

19

9

39

4

8

5

8

3

5

8

9

7

25

13

41

5

3

4

5

1

2

3

7

3

15

5

37

9

2

3

4

1

3

2

5

4

11

5

38

13

7

5

6

3

6

7

8

6

21

13

40

 

 Что дает нам возможностьувидеть положительные изменения в сторону снижения агрессии и тревожности удетей после прохождения коррекционной программы.

Заключение. Проведенные нами исследования позволяют сделать вывод, что проблема эмоциональных комплексов актуальна и в настоящее время. Большую распространенность среди подростков имеет тревожность и агрессия, что ведет к появления личностных и социальных проблем у ребенка в настоящее время и в будущем.
Для диагностики мы использовали:
Шкала тревоги СпилбергераХанина (STAI)
Опросник«БасаДарки»
Рисуночнаяметодика Несуществующее животное.
На этапе диагностики были выявлены дети с высоким уровнем тревожности и агрессии, в связи с этим была организованна коррекционная группа, для которой были подобраны коррекционные мероприятия содержащие в себе арртерапевтические методики.
Данная программа была наиболее актуальна для коррекции тревожности и агрессии у младших подростков.
Контрольный эксперимент позволил увидеть динамику улучшений после проведения коррекционной работы.
В итоге основываясь на положительной динамике снижения тревожности и агрессии, что показано результатами методик, а так же наблюдениями педагогов и родителей мы можем сделать вывод, что гипотеза исследования подтвердиласькоррекция психоэмоциональных комплексов через рисование эффективное средство снижения тревожности, и агрессии у детей младшего подросткового возраста.

Список использованных источников

1. Алан, Дж.Ландшафт детской души / Дж.Алан. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 272 с. – ISBN:5-9292-0153-6.

2. Бердникова, Ю.Мир ребенка / Ю.Бердникова. – М.: Наука и техника, 2007. – 288 с. – ISBN:5-94387-324-4.

3. Бетенски, М.Что ты видишь? Новые методы арт-терапии / М.Бетенски. — — М.: ЭКСМО-Пресс,2002. – 256 с. – ISBN: 5-04-009258-Х.

4. Венгер, А.Л.Психологическое консультирование и диагностика / А.Л.Венгер. – М.: Генезис,2001. — Ч.1. — 160 с. — Ч.2. — 128 с. – ISBN: 5-98563-025-0

5. Водинская,М.В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительнойдеятельностью Водинская М.В.. – М.: Теревинф, 2006. –ISBN: 5-901599-36-5.

6. Выготский,Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте Л.С.Выготский. — М.: АСТ,2008. – 668 с. — ISBN: 978-5-17-044338-3.

7. Галигузова,Л.Н. Искусство общения с ребенком от года до шести лет, советы психолога /Л.Н.Галигузова, Е.О.Смирнова. – М.: АРКТИ, 2004. – 160 с. – ISBN:5-89415-363-8.

8. Горвиц, Ю.МНовые информационные технологии в дошкольном образовании / Ю.М.Горвиц,Л.Д.Чайнова, Н.Н.Поддъяков и т.д. – М.: ЛИНКО-Пресс, 2001. – 328 с. – ISBN:5-7193-0104-6.

9. Гудман, Р.Обсуждение и создание детских рисунков. Практикум по арт-терапии / Р.Гудман;Под ред. А.И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001. – 448 с. — ISBN: 5-318-00450-4.

10. Дилео, Д.Детский рисунок: диагностика и интерпретация / Д.Дилео. – М.: Из-воЭКСМО-Пресс, 2007. – 272 с.ISBN: 785903182206.

11. Доронова,Т.Н. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольноговозраста в условиях детского сада / Т.Н.Доронова, С.Якобсон, Е.Соловьева и др.- М.: Просвещение, 2003. — 80 с. — ISBN: 5-09-014731-0.

12. Дружинин,В.Н. Психология общих способностей / В.Н.Дружинин. — М.: Наука, 1999. – 368 с.- ISBN: 5-8323-0354-7.

13. Изард, К.Э.Психология эмоций / / К.Э.Изард. Перевед. с английского. – СПб.: Питер, 2008. –464 с. — ISBN: 978-5-314-00067-0.

14.https://psyera.ru/fundamentalnye-emocii-po-k-izardu_7878.htm

15. Исурина, Г.Л.Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапиив свете концепции отношений / Г.Л.Исурина // Групповая психотерапия. — 1990. -С.89-120.

16. Казакова,Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: пособие для воспитателей детскогосада / Т.Г.Казакова. – М.: Просвещение, 2007. – 192 с. – ISBN:978-5-89144-851-3.

17. Комарова,Т.С. Дети в мире творчества:Книга для педагогов дошкольных учреждений /Т.С.Комарова. – М. Мнемозина, 1995. – 157 с. — ISBN: 978-5-87441-006-3.

18. Комарова,Т.С. Изобразительное искусство детей в детском саду и в школе / Т.С.Комарова,О.Ю.Зарянова, Л.И.Иванова и др. – М.: Педагогическое общество России, 2000. –52 с. — ISBN: 5-93134-101-3.

18. Комарова,Т.С. Савенков А.И. Детское коллективное творчество / Т.С.Комарова,А.И.Савенков. – М.: 2005. – 128 с. — ISBN: 5-93134-266-4.

19. Комарова,Т.С. Детское художественное творчество: методическое пособие для воспитателей ипедагогов: для работы с детьми 2-7 лет / Т.С.Комарова. – М.: Мозаика-Синтез. –2005 . – 118 с. — ISBN: 5-86775-273-9.

20. Копытин, А.И,Е.Е Свистовская. Арт-терапия детей и подростков / А.И.Копытин, Е.Е.Свистовская.– М.: Когито-центр, 2007. — ISBN: 5-89353-211-2.

21. Копытин, А.И.Руководство по групповой арт-терапии / А.И.Копытин. – СПб.: Речь, 2003. — 320с. — ISBN: 5-9268-0165-6.

22. Крамер, Э.Детство и арт-терапия / Э.Крамер. – М.: Педагогика, 1979.

23. Лебедева,Л.Д. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании иарт-терапии / Л.Д.Лебедева, Ю.В.Никонорова, Н.А.Тараканова. — СПб.: Речь, 2006.– 336 с. — ISBN: 5-9268-0512-0.

24. Леонтьев,А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н.Леонтьев // Психология эмоций. – М.:Психология, 1984.- С.1, 13-20, 23-28, 35-39.

25. Мадонова,Е.Н. Арт-терапия в решении задач психологической коррекции / Е.Н.Мадонова //Журнал прикладной психологии. – 2005. — №5. — С. 26-39.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет