X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Муниципальное бюджетноеобщеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

г. Александровск-Сахалинский

 

 

 

 

 

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

ТЕМА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

«Влияние социальных сетей на речь школьников»

 

 

 

 

 

 

Автор: Котовщикова Ксения, 3 класс

 

Научный руководитель:

Миронова Екатерина Сергеевна,

учитель начальных классов,

МБОУ СОШ № 1

 

 

 

 

 

Александровск-Сахалинский, 2022

Оглавление

Введение. 3

Основнаячасть. 4

1.1История и сущность социальных сетей. Крупнейшие социальные сети. 4

1.2.Языки социальных сетей. 5

1.3.Изучение проблематики вопроса исследования. 6

1.4.Меры сохранения чистоты речи в Интернете. 7

Практическаячасть. 7

2.1.Исследование и анализ интернет-источников. 7

2.2.Исследование влияния социальных сетей на речь учащихся МБОУ СОШ № 1  8

3.Заключение. 10

4.Список литературы. 12

5.Приложения. 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Интернет стал сегодня тем явлением,которое вопреки ситуации объединяет общество в его событиях, размышлениях иэмоциях. И язык, оказавшись в новых для него условиях компьютерно-сетевой опосредованности,приспосабливается к ней сам и приспосабливает ее к себе.

Этот процесс ярко проявляется вречевой деятельности виртуальных коммуникантов и требует внимания и изучения.[11, стр. 5-6]

Созданные в сети многочисленные чаты,открытые форумы и личные страницы – основные способы общения молодежи. Языксоциальных сетей с каждым днём всё активнее проникает в нашу повседневнуюжизнь. Хорошо это или плохо? Какие изменения происходят в речи учащихся моейшколы? Захотелось найти ответы на эти вопросы. В результате появилась даннаяработа — исследование по теме: «Влияние социальных сетей на речь школьников»

Актуальность проблемы заключаетсяв том, что приоритетным в сети Интернет становятся не красота и правильностьязыка, а скорость передачи и обратная связь. Сокращения, искажения слов,компьютерный сленг становятся нормальными и общепринятыми. Мы против такогоотношения к своему родному языку и хочется, чтобы люди, общаясь по Интернету,создавая свои комментарии в разных чатах, следили за грамотностью, пыталисьсохранить нашу речь правильной и красивой. Ещё в свое время Л. Н. Толстой говорил:Язык – это орудие мышления. Обращаться с языком кое-как – значит имыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. [10, стр. 357]

Предметом исследованиястал процесс влияния сети Интернет на речь учащихся.

Объект исследования– речь школьников МБОУ СОШ № 1.

Гипотеза– использование особых форм общения в социальных сетях негативно влияет на речьучащихся, допускаются ошибки, как в устной, так и в письменной речи.

Цель работы:изучить особенности языка социальных сетей и их влияние на речь школьников МБОУСОШ № 1, а также подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.

Задачи:

1.                Изучить литературу по данной теме;

2.                Посетить различные сайты и форумы, посещаемыеучениками;

3.                Провести социологический опрос ианкетирование учащихся;

4.                Выявить особенности влияния языкасоциальных сетей на грамотность учащихся, классифицировать типы ошибок;

5.                Исследовать представления учащихся поподнятой проблеме;

Методы исследования:

1. Теоретическое изучение литературыи Интернет – источников;

2. Практический анализ информации всоциальных сетях;

3. Наблюдение, социологический опрос,анкетирование;

4. Классификация ошибок и выяснениепричин допущенных ошибок;

5. Сбор, сравнение и анализполученной информации.

Основная часть

1.1История и сущность социальных сетей. Крупнейшие социальные сети

Термин социальная сеть был введён в1954 г. социологом из Манчестера Д. Барнсом в работе «Классы и собрания внорвежском островном приходе». Он развил и дополнил изобретенный в 1930-х гг.подход к исследованию взаимосвязей между людьми с помощью визуальных диаграмм,в которых отдельные лица представлены в виде точек, а связи между ними – в виделиний. Таким образом, социальная сеть – это универсальная система связей,которая призвана удовлетворять глубинные потребности людей, связанные сгруппировкой участников социальных сетей по определённым интересам. [1, стр.15]

Социальные сети обладают следующимихарактерными особенностями:

1) Создание личных профилей, вкоторых зачастую требуется указать персональные данные (место учёбы и работы,хобби и др.);

2) Предоставление практически полногоспектра возможностей для обмена информацией;

3) Возможность задавать иподдерживать список других пользователей, с которыми у человека имеютсянекоторые отношения.

В настоящее время в Интернетедействуют более тысячи социальных сетей, из них около 100 компаний можноназвать крупными. Самыми успешными на сегодняшний день являются MySpace,Facebook, LinkedIn и Twitter (в Рунете – «Одноклассники» и «ВКонтакте»).

Социальными сетями пользуются 83% отвсех Интернет-пользователей. В самой популярной российской социальной сети«ВКонтакте» зарегистрированы 76% российских Интернет-пользователей. «ВКонтакте»ежедневно посещает каждый третий пользователь Интернета. У другой популярнойрусскоязычной сети «Одноклассники» — более 45 млн. пользователей. 58%пользователей социальных сетей — молодые люди в возрасте от 15 до 25 лет.

1.2.Языки социальных сетей

Особой популярностью в социальныхсетях пользуются несколько так называемых языков.

1) Язык «падонкафф». Он стал одним изсамых распространенных средств общения в Интернете, мгновенно завоевав народнуюлюбовь пользователей.

Язык основан на фонетическом письме.При этом в «неправильном» языке «падонкафф» довольно много правил: здесь вместобезударного «о» всегда ставят «а» («падонак»), -ться заменяют на -цца(«нраицца»), а в некоторых словах жи и ши пишут через ы («жывотнайе») и такдалее.

2). «Олбанский» язык. «Олбанский»(или «албанский») язык – то же самое, что и язык «падонкафф» (некоторыеисследователи их не разделяют). Он также формировался по пути фонетизации, но внекоторые слова здесь добавляется и редукция основы. Иными словами, помимо того,чтобы писать слова так, как слышишь, их еще нужно и сократить.

3). Язык геймеров. Геймер – человек,играющий в видеоигры. Те, кто играет в онлайн-игры, тоже используют дляудобства свой, понятный только им язык. В напряженной интернет-борьбе нетвремени на создание развернутых предложений и огромных диалогов. Поэтомугеймеры вместо больших и сложных фраз пишут только первые буквы.

1.3.Изучение проблематики вопроса исследования

О том, как социальные сети влияют наязык современных людей, в последнее десятилетие написано большое количествостатей, монографий, диссертаций. Так, известный редактор и журналист А.Тарханов в статье «Вход в «эскейп», опубликованной в журнале «Forbes Woman»признает, что не в состоянии повлиять на изменение роли компьютера и социальныхсетей в жизни детей. А. Тарханов утверждает, что не все родители понимают негативнуюроль Интернета. Они совершенно не думают, что использование компьютеранеизбежно повлияет на вкусы и интересы детей.

Также автор отмечает, что зачастую нетолько дети, но и родители попадают под влияние социальных сетей. «Настаетсемейная идиллия. В одной комнате мальчик убивает монстров, в другой комнатедевочка кормит выращенную в компьютере собаку. Жена ищет в сети редкое кино,муж виртуально присматривает автомобиль. И члены семьи переписываются через Facebook,сидя в соседних комнатах» — пишет в своей статье А. Тарханов. [9, стр.32]

Таким образом, общение в социальныхсетях является не просто времяпрепровождением, но и становится образом жизнишкольников. Из этого вытекает множество проблем, одна из которых «негативноевлияние социальных сетей на речь школьников».

В статье под названием «Интернет вжизни современных подростков: проблема и ресурс», опубликованной в научномпсихологическом журнале «Современная зарубежная психология», А.Б. Сорокинаподнимает проблему обучения и личностного развития подростков в контекстеиспользования ими Интернета. Анализируются вопросы, связанные с особенностямиразвития коммуникативных навыков и рисками появления у подростков Интернет-зависимости,в частности, от социальных сетей. [8, стр.45]

Изучение литературы по темеисследования ярко показывает, что проблема влияния социальных сетей на языкпользователей актуальна. В статьях, посвященных данной проблеме, отмечаетсяриск развития у подростков Интернет-зависимости, утраты связи с реальным миром,отсутствие умения общаться, выражая свои мысли правильно, точно, логично, выразительно,с учетом норм литературного языка.

1.4.Меры сохранения чистоты речи в Интернете

Проблемы, связанные с русским языком,эффективно решаются в Сети с помощью специализированных филологических веб -ресурсов. К числу таких ресурсов относятся интернет — библиотеки, онлайнсловари и энциклопедии, научные проекты, учебно-методические сайты, специализированныефорумы, персональные странички лингвистов и др.

Пожалуй, самое заметное место средивеб — ресурсов, посвященных русскому языку, сегодня занимаетсправочно-информационный интернет-портал «Русский язык» (ГРАМОТА.РУ). Егозначимость обусловлена рядом факторов: это и универсальность портала, и государственнаяподдержка, и сотрудничество с выдающимися языковедами, и многолетний опытработы, и уникальность информационного наполнения.

Практическая часть

2.1.Исследование и анализ интернет-источников

Для того, чтобы проанализироватьвлияние Интернет — общения на грамотность подростков, мы исследовали сайты,блоги, форумы, чаты, наиболее часто посещаемые моими одноклассниками, а такжедругими учащимися МБОУ СОШ № 1. Зайдя на любой чат или форум, можно увидеть,сколько ошибок допускают участники мгновенного общения.

Например, в социальных сетях «Одноклассники»и «Вконтакте» отсутствует опция проверки орфографии, и, следовательно, пользователидопускают неимоверное количество ошибок при написании сообщений.

Специфика общения в Интернетеспособствует неграмотному и бездумному письму, так как предполагает анонимностьпользователя, которая даёт большую свободу высказываний и поступков, ибо рискразоблачения минимален.

Язык интернета — это, по сути, языксобственного русскоязычного молодежного жаргона программистов, что тоженесомненно оказывает влияние на письменное общение пользователей интернета.

Таким образом, можно сделать вывод,что Интернет-общение является самым популярным в мире. Такой тип общениятребует быстроты написания сообщений, поэтому письма отличаются краткостью илаконичностью. Объем одного сообщения не превышает 5-6 слов. В связи с этимпостепенно стал вырабатываться симбиоз письменной и устной речи или, как егоеще по-другому называют, Интернет-сленг.

2.2.Исследование влияния социальных сетей на речь учащихся МБОУ СОШ № 1

Проблема влияния Интернета на речь школьниковактуальна, и ею занимается все большее количество людей. И лингвисты, ипедагоги, и родители пытаются понять: каково влияние Интернета на речь детей?Не убивает ли оно русский язык? И вообще — надо ли следить за чистотой языка, точностьювыражений, правильностью оформления мыслей?

Чтобы ответить на эти вопросы, атакже для проверки гипотезы, было проведено анкетирование и социологическийопрос среди учащихся школы. (Приложение 1)

Социологический опрос показал, чтосамой популярной социальной сетью среди учащихся нашей школы является «ВКонтакте»- 64% пользователей, «TikTok»- 18% опрошенных ребят, «Одноклассники — 13% респондентов, и 5% школьниковпредпочитают другие социальные сети.

Исходя из полученных результатов анкетирования,можно сделать вывод о том, что учащиеся нашей школы больше общаются в жизни -54% респондентов, чем в социальных сетях — 46%.

А вот на вопрос о количестве времени,потраченного на виртуальное общение, были получены следующие результаты:большинство ребят тратят на общение в сети от 1 до 3 часов в сутки – 48%; 34%школьников утверждают, что проводят в Интернете от 3 до 5 часов;10 % учащихсянаходятся в сети меньше 1 часа в сутки; 8% — проводят больше 5 часов.

Преобладающее большинство школьниковиспользуют в своём онлайн общении огромное количество сокращений. Например:нормально, подростки говорят норм илинамана, вместо пойдем — падем,спасибо- спс, почему — поч,может быть — мб, домашнее задание -дз и др.

Половина школьников, принявшихучастие в анкетировании, могут отказаться от сленга, смайлов, заимствований иразличных аббревиатур.

Соблюдают правила орфографии и нормылитературного языка лишь единицы из общего числа респондентов.

Таким образом, можно сделать вывод отом, что современные школьники выражают свои мысли быстро и эмоционально, необращая внимания на грамотность. На вопрос «Как вы думаете, влияет ли изменениенаписания слов в Интернете на вашу практическую грамотность?» Положительныйответ дали 55% ребят, а отрицательно ответили 45%учеников. Большинствошкольников, принявших участие в анкетировании, не испытывают проблем свыражением мыслей в устной речи.

На вопрос о выборе между чтением книги общением в социальной сети почти все участники ответили, что они будутобщаться в сети. Для того, чтобы создать более полное представление об ошибках,совершаемых учащимися, нами был выбран и проанализирован фрагмент перепискимежду школьниками. Типичная переписка в Интернете выглядит следующим образом.

-Саша как дела?

-Норм

-Че делаешь?

-Лежу и в вк туплю

-Чего в шк не было?

-Я крч заболел

-Ну лан тогда

Для анализа ошибок, допущенных в этомфрагменте переписки, была составлена таблица (Приложение 2)

Хочется заметить, что вопрос о защитерусского языка волнует не только участников социологического опроса, а такжеродителей и преподавателей.

С помощью социологического опроса намибыли разработаны рекомендации по предупреждению негативного влияния социальныхсетей на язык их пользователей (Приложение 3). Для родителей тоже были созданысоответствующие рекомендации. (Приложение 4).

Вывод:язык и культура неразрывно связаны. Интернет — это зеркало, в которомотражается наша жизнь и наша общая культура, поэтому все проблемы языка вИнтернете — это проблемы нашего миропонимания, нашего общения и нашей системыценностей. Проблемы можно решить только общими усилиями педагогов, государства,семьи и каждого отдельного человека.

3. Заключение

Наше исследование показало, чтоуровень грамотности и культуры речи неизбежно падает, и способствует этойтенденции множество факторов: Интернет, средства коммуникации, СМИ, друзья,реклама. Но наибольшее влияние оказывает Интернет. Произошло смещение акцента скниг на социальные сети, что повлекло за собой падение культурного уровня норм литературногоязыка.

На примере учащихся нашей школыотчётливо видно, что: школьники не следят за правильностью написания слов вчатах, используют различного рода сокращения и жаргон, пишут слова так, какслышат, спокойно общаются с теми, от кого приходят безграмотные сообщения, невидят в нарушении норм культуры речи ничего страшного.

Вывод:наша гипотеза подтвердилась. Но, конечно, можно исправить ситуацию в лучшуюсторону. Например, в Интернете появились множество сайтов, которые предлагаютучебный материал по русскому языку, а также интерактивные диктанты, с помощьюкоторых можно проверить уровень своей грамотности. Одним из таких сайтовявляется gramota.ru.

Но, самое главное, это внутреннийуровень культуры граждан. Нужно, чтобы человек сам себе не мог позволить писатьили говорить низкопробно, фамильярно, используя жаргонизмы.

Следует отметить, что в связи свозрастающим влиянием социальных сетей на речь школьников, актуальнойстановится проблема определения позиции родителей, педагогов в формировании ушкольников культуры речи и общей культуры. Взрослые должны понимать, что вплане речи они являются примером для собственных детей, поэтому старшемупоколению стоит на протяжении всей жизни оттачивать свой разговорный иписьменный навык, дабы быть достойным примером, образцом подражания дляподрастающего поколения, которое должно учить язык не только потому, что вбудущем надо будет сдавать экзамен, а для того, чтобы чувствовать себячеловеком с высоким культурным уровнем, чувствовать себя достойной личностью.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

Мы считаем, что безграмотность всовременном информационном обществе не должна быть нормой. Когда школьникговорит и пишет правильно, это характеризует его как умного, развитого,интеллигентного современного человека.

 

 

 

 

4. Список литературы

1.    Барнс Джеймс. «Классы и собрания внорвежском островном приходе»/Джеймс Барнс// — 1954.- C. 15

2.    Ефимов Е.Г. Социальные Интернет-сети(методология и практика исследования). — Волгоград: Волгоградское научноеиздательство, 2015. — С.168

3.    Копыл В.И. «Общение в Интернете». Изд-во:АСТ, 2005. – 48 с.

4.    Кронгауз М. Новый русский: коллективноеостроумие//Ведомости, 14.12.2006, № 236

5.    Плешаков В.А. Виртуальная социализация каксовременный аспект квазисоциализации личности //Проблемы педагогическогообразования. Сборник научных статей. Вып. 21. /Под ред. В. А. Сластёнина, Е. А.Левановой. — М.: МПГУ — МОСПИ, 2005

6.    Подлесная О. О чем кричит Интернет //Московские новости № 43/2006

7.    Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М.: Айрис-Пресс, 2010. – 448с.

8.    Сорокина, А.Б. Интернет в жизнисовременных подростков: проблема и ресурс// Современная зарубежная психология.- 2015. — Т.4. №1. — С.45.

9.    Тарханов, А. Вход в эскейп// Forbes Woman.– 2010. – лето 2010. – С.32

10.Толстой, А. Н. Полное собрание сочинений.ГИХЛ, 1934. О драматургии. Т. XII, С. 357

11.Трофимова Г.Н. Языковой вкусинтернет-эпохи в России. Монография. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: РУДН, 2011С. 5-6

12.Федеральная целевая программаРусский язык на 2019 — 2021 годы. N 481

13.http://www.gramma.ru

 

 

 

5. Приложения

Приложение 1

Анкета

1)Где вы больше общаетесь — в социальных сетях или в жизни?

2)Сколько времени в день вы проводите в Интернете?

3)Используете ли вы в общении в социальных сетях сокращения и замену слов?

4)Используете ли вы в общении графические обозначения, смайлики?

5)Соблюдаете ли вы правила орфографии при общении в социальных сетях?

А)соблюдаю Б) не соблюдаю В) не всегда соблюдаю.

6)Можете ли вы отказаться от использования смайлов и всевозможных

сокращений,аббревиатур при общении в социальных сетях?

7)Используете ли вы в устной речи сленг, заимствованный из Интернета?

8)Испытываете ли вы затруднения при выражении мысли в устной речи?

9)Как вы думаете, влияет ли изменение написания слов в Интернете на вашу практическуюграмотность?

10)Чем вы займётесь в свободное время — чтением книги или общением в ВКонтакте?

11)Напишите, какие слова вы чаще всего изменяете при общении в Интернете и почему?

12)Нуждается ли русский язык в защите?

Приложение2

Неправильное написание

Вид ошибки

Правильное написание

Суть ошибки

Саша как дела?

 

Пунктуационная

 

Саша, как дела?

«Саша» — это обращение, которое, как известно, обособляется запятыми.

Норм

Грамматическая

 

Нормально

Неудачное сокращение

слова.

Чё делаешь?

Грамматическая

Что

Неудачное сокращение

слова.

Лежу и в вк

туплю

 

Речевая

Нахожусь, сижу,

но никак не

«туплю»

 

«Тупить» — на языке

Интернет-сленга,

означает бессмысленное

времяпрепровождение в сети.

Лежу и в вк

туплю

 

Грамматическая

Вконтакте

Неудачное сокращение

названия известной

соц. сети.

Чего в шк не

было?

Грамматическая

Школа

Неудачное сокращение

слова.

Я крч заболел

Грамматическая

Короче

Неудачное сокращение

слова.

Ну лан тогда

Грамматическая

Ладно

Неудачное сокращение

слова.

 

Приложение 3

Рекомендации для школьников, активно использующих социальныесети

1.Регулируйте время, затраченное на посещение социальных сетей.

2.Найдите себе дело по душе.

3.Как можно больше читайте.

4.Избавьтесь от привычки постоянно выходить в сеть и проверять почту.

5.Осознайте,что социальные сети это всего лишь проект, вид развлечения и виртуальногообщения со знакомыми, а не часть жизни.

6.Больше общайтесь с друзьями и сверстниками в реальном, а не виртуальном мире.

 

Приложение 4

Рекомендации для родителей

1.Повышайте уровень своей компьютерной грамотности.

2.Следите за тем, чтобы у ребенка не возникало проблем в общении со сверстниками.

3.Объясните ребенку, что в современном мире способность грамотно выражать собственныемысли – залог успеха в будущем.

4.Способствуйте раскрытию талантов ребенка.

Приложение 5

Наши предложения по устранению неграмотности всоциальных сетях

1.Ввести в социальные сети орфографический словарь, как в Word.

2.Привлекать людей к чтению книг.

3.Ввести в социальных сетях запрет на жаргонные слова.

4.Давать в конце года призы (бонусы) за правильное написание слов в социальныхсетях.

5.Создать группу (сайт) любителей русского языка.

6.Проводить в Интернете викторины по изучению и правильному применению русскогоязыка.

Приложение 6

Словарь перевода сокращений, аббревиатур, сленговыхвыражений и англоязычных заимствований


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет