X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Медиаобразованиекак средство формирования компетенций учащихся на уроках истории

 

Современное общество каждодневно окруженоинформационным потоком. Средства массовой информации оказывают воздействие начеловека и социум в целом. Информационные источники бывают разные, поэтомучеловек должен уметь получать, отбирать, анализировать правильную информацию.Подрастающее поколение особенно подвержено влиянию и манипуляции медиа.Возникает необходимость в использовании медиаобразования в образовательныхцелях.

Термин медиаобразование появился относительно недавно.В отечественную педагогику термин «медиаобразование» был введен в XX в. Наиболееуспешными странами, которые внедряют практику медиаобразования, являютсяКанада, Австралия, Франция, Великобритания и другие. В XXI векепроисходит практическое применение медиаобразования в учебных заведениях. Перспективыразвития медиаобразования напрямую связаны с процессом социальной модернизации,проблемами формирования гражданского общества и медиакультуры личности.

Медиаобразование – понятие, которым обозначают влияниеили воздействие средств массовой информации, телевидения, интернета, рекламы ит.д. на развитие личности, ее грамотности и культуры общения. Медиа направленона то, чтобы человек мог использовать в повседневной жизни правильную ифильтровать негативную информацию. Медиаобразование – это своеобразноеискусство понимания социального, политического, экономического и культурного контекстасообщений, идущих по медийным каналам к личности.

Формирование медиакомпетенций на уроках истории –насущная потребность времени. История как раз тот предмет, который формирует у учащихсяне только компетенции, но и историческую память, образы исторического прошлого.На учебных занятиях и во внеурочной деятельности можно анализировать различныеисточники информации: исторические документы, тексты учебника, содержаниегазетной статьи, теленовость, видеоролик и т.д. Задача учащихся найти главнуюмысль, критически оценить, сравнить, сделать выводы. Фактически в этом изаключается смысл медиаобразования.

Современные школьники испытывают повышенный интерес кмедиа в связи с распространением компьютерных технологий, мобильной связи иИнтернета. Медиаобразование как источник удовлетворения потребностейопределенной аудитории, позволяет извлечь из медиа максимум пользы всоответствии с потребностями и информационными запросами учащихся. Поэтому вобразовательном процессе медиаобразование должно:

— ориентироваться на развитие личности (формированиеэстетического сознания, развитие критического мышления и творческихспособностей);

— учитывать психологические и возрастные особенностиучащихся;

— совершенствовать методики и формы проведения занятийс учащимися на материале медиа;

— включать или предусматривать изучение медиакультурына уроках и внеурочной деятельности.

В современном образовании зачастую используютсятермины «медиаграмотность» или «медиакомпетентность» как способ развития иосвоения медиатекстов в образовании. На уроках истории используются самыеразнообразные медиатексты: иллюстрации в учебном пособии, архивные документы,фотографии, документальные фильмы, картины, карикатуры, материалы СМИ и т.д. Выделяютсяследующие способы использования медиатекстов:

1. Источник учебной информации (мультимедийные технологиипомогают найти необходимую дидактическую информацию).

2. Средство выбора дидактической информации, еекачественной обработки (выбор информации во многом определяется медиа избирательностью,сформированным критическим мышлением у учащихся).

3. Средство представления учебного материала (медиа характеризуетсявысоким качеством изображения и звука, сочетанием различных каналовпредъявления информации, что способствует повышению эффективности восприятияучебного материала и лучшему его усвоению).

4. Средство осуществления контроля над выполнениемобразовательных задач (существует большое разнообразие электронных тестов,тренажеров, учебных программ, которые помогают осуществить любой вид контроля вобразовательной деятельности и быстро оценить его результаты).

Век компьютерных технологий сделал возможным широкоеприменение технологий медиа в образовательном процессе. Широкий изобразительныйи звуковой ряд, активное включение образного мышления в образовательный процесспомогают учащимся целостно воспринимать предлагаемый учебный материал. Современныйученик должен быть не только созерцателем готового учебного материала, но иучастником его создания, преобразования, оперативного использования и внедрения.На уроках истории можно предложить учащимся найти сообщения про те или иные историческиесобытия из различных источников – это позволяет совершенствовать навыки работыс медиасообщениями, умение анализировать. Учащиеся озвучивают и анализируютразличные точки зрения, которые дают медиа. Задача учителя – дать инструмент,чтобы каждый сам смог проанализировать свои тексты и сделать выводы, чтобы уучащихся сформировалось понимание, что единственный источник информации не всегдадоносит правду. Бывает, что медиа обманывают, а бывает, по-разномуинтерпретируют события.

Медиакомпетентный ученик — это учащийся, который:

• осмысленно воспринимает медиатекст;

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

• интерпретирует, критически анализирует медиатексты,понимает их суть, адресную направленность;

• находит требуемую информацию в различныхмедиатекстах,

• систематизирует ее по определенным признакам;

• трансформирует визуальную информацию в вербальную иобратно;

• создает собственные медиатексты.

Современный педагог – это медиакомпетентный педагог,который обладает совокупностью мотивов, знаний, умений способствующихмедиаобразовательной деятельности в аудитории различного возраста. У учителя появляетсявозможность совмещать изложение теоретических сведений с показомдемонстрационного материала. Самое сложное в образовательном процессе – этонаучить ребят анализировать степень достоверности информации и подлинность ееисточников. Внедрение в образовательный процесс современных образовательных,информационных и медиа технологий позволяет учителю на уроках историиформировать следующие компетенции:

·       отрабатыватьглубину и прочность знаний;

·       закреплятьумения и навыки;

·       развиватькритическое и аналитическое мышление, умение самостоятельно планировать своюучебную деятельность;

·       выстраиватьиндивидуальную траекторию обучения каждого ученика и т.д.

Медиаобразование позволяет инициировать и стимулироватьвнутреннюю активность учащихся в учебном процессе. Медиа обогащает содержаниеурока истории, делает его более наглядным, содержательным и более интереснымдля нынешнего поколения. Систематическое использование медиатекстов и созданиесобственных медиапродуктов во время изучения истории содействует повышению интересаучащихся к историческим событиям и современным тенденциям развития общества, становлениюгражданской культуры и позиции личности. Формирование критического мышления науроках истории и внеурочной деятельности позволяет защитить учащихся отманипулятивного воздействия медиа, научить ориентироваться в информационномпотоке современного общества.

 

Список литературы

 

1.                ГлазыринаЛ.Д., Колбышева С.И. Основы медиатизации: значение media в социокультурномпространстве // Проблемы управления. — 2009. № 3 — С. 32-42.

2.                Запрудскі,М. І. Медыяадукацыя ў школе: фарміраванне медыяграматнасці вучняў: дапаможнікдля настаўнікаў / М. І. Запрудскі, А. А. Палейка, А. У. Радзевіч, Т. П.Мацкевіч [і інш.]; пад рэд. М. І. Запрудскага. – Мінск. – 2016. – 336 с.

3.                Засим,О. А. Медиакультура: сущность, значение, внедрение в систему современногообразования / О. А. Засим //Адукацыя і выхаванне. – 2015. – № 8. – С. 7.

4.                 Нечитайлова,Е. В. Медиатекст как основа развития критического мышления школьников / Е. В.Нечитайлова // Проблемы современного образования. – 2011. – № 5. – С.89-95.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет