Медиаобразованиекак средство формирования компетенций учащихся на уроках истории
Современное общество каждодневно окруженоинформационным потоком. Средства массовой информации оказывают воздействие начеловека и социум в целом. Информационные источники бывают разные, поэтомучеловек должен уметь получать, отбирать, анализировать правильную информацию.Подрастающее поколение особенно подвержено влиянию и манипуляции медиа.Возникает необходимость в использовании медиаобразования в образовательныхцелях.
Термин медиаобразование появился относительно недавно.В отечественную педагогику термин «медиаобразование» был введен в XX в. Наиболееуспешными странами, которые внедряют практику медиаобразования, являютсяКанада, Австралия, Франция, Великобритания и другие. В XXI векепроисходит практическое применение медиаобразования в учебных заведениях. Перспективыразвития медиаобразования напрямую связаны с процессом социальной модернизации,проблемами формирования гражданского общества и медиакультуры личности.
Медиаобразование – понятие, которым обозначают влияниеили воздействие средств массовой информации, телевидения, интернета, рекламы ит.д. на развитие личности, ее грамотности и культуры общения. Медиа направленона то, чтобы человек мог использовать в повседневной жизни правильную ифильтровать негативную информацию. Медиаобразование – это своеобразноеискусство понимания социального, политического, экономического и культурного контекстасообщений, идущих по медийным каналам к личности.
Формирование медиакомпетенций на уроках истории –насущная потребность времени. История как раз тот предмет, который формирует у учащихсяне только компетенции, но и историческую память, образы исторического прошлого.На учебных занятиях и во внеурочной деятельности можно анализировать различныеисточники информации: исторические документы, тексты учебника, содержаниегазетной статьи, теленовость, видеоролик и т.д. Задача учащихся найти главнуюмысль, критически оценить, сравнить, сделать выводы. Фактически в этом изаключается смысл медиаобразования.
Современные школьники испытывают повышенный интерес кмедиа в связи с распространением компьютерных технологий, мобильной связи иИнтернета. Медиаобразование как источник удовлетворения потребностейопределенной аудитории, позволяет извлечь из медиа максимум пользы всоответствии с потребностями и информационными запросами учащихся. Поэтому вобразовательном процессе медиаобразование должно:
— ориентироваться на развитие личности (формированиеэстетического сознания, развитие критического мышления и творческихспособностей);
— учитывать психологические и возрастные особенностиучащихся;
— совершенствовать методики и формы проведения занятийс учащимися на материале медиа;
— включать или предусматривать изучение медиакультурына уроках и внеурочной деятельности.
В современном образовании зачастую используютсятермины «медиаграмотность» или «медиакомпетентность» как способ развития иосвоения медиатекстов в образовании. На уроках истории используются самыеразнообразные медиатексты: иллюстрации в учебном пособии, архивные документы,фотографии, документальные фильмы, картины, карикатуры, материалы СМИ и т.д. Выделяютсяследующие способы использования медиатекстов:
1. Источник учебной информации (мультимедийные технологиипомогают найти необходимую дидактическую информацию).
2. Средство выбора дидактической информации, еекачественной обработки (выбор информации во многом определяется медиа избирательностью,сформированным критическим мышлением у учащихся).
3. Средство представления учебного материала (медиа характеризуетсявысоким качеством изображения и звука, сочетанием различных каналовпредъявления информации, что способствует повышению эффективности восприятияучебного материала и лучшему его усвоению).
4. Средство осуществления контроля над выполнениемобразовательных задач (существует большое разнообразие электронных тестов,тренажеров, учебных программ, которые помогают осуществить любой вид контроля вобразовательной деятельности и быстро оценить его результаты).
Век компьютерных технологий сделал возможным широкоеприменение технологий медиа в образовательном процессе. Широкий изобразительныйи звуковой ряд, активное включение образного мышления в образовательный процесспомогают учащимся целостно воспринимать предлагаемый учебный материал. Современныйученик должен быть не только созерцателем готового учебного материала, но иучастником его создания, преобразования, оперативного использования и внедрения.На уроках истории можно предложить учащимся найти сообщения про те или иные историческиесобытия из различных источников – это позволяет совершенствовать навыки работыс медиасообщениями, умение анализировать. Учащиеся озвучивают и анализируютразличные точки зрения, которые дают медиа. Задача учителя – дать инструмент,чтобы каждый сам смог проанализировать свои тексты и сделать выводы, чтобы уучащихся сформировалось понимание, что единственный источник информации не всегдадоносит правду. Бывает, что медиа обманывают, а бывает, по-разномуинтерпретируют события.
Медиакомпетентный ученик — это учащийся, который:
• осмысленно воспринимает медиатекст;
• интерпретирует, критически анализирует медиатексты,понимает их суть, адресную направленность;
• находит требуемую информацию в различныхмедиатекстах,
• систематизирует ее по определенным признакам;
• трансформирует визуальную информацию в вербальную иобратно;
• создает собственные медиатексты.
Современный педагог – это медиакомпетентный педагог,который обладает совокупностью мотивов, знаний, умений способствующихмедиаобразовательной деятельности в аудитории различного возраста. У учителя появляетсявозможность совмещать изложение теоретических сведений с показомдемонстрационного материала. Самое сложное в образовательном процессе – этонаучить ребят анализировать степень достоверности информации и подлинность ееисточников. Внедрение в образовательный процесс современных образовательных,информационных и медиа технологий позволяет учителю на уроках историиформировать следующие компетенции:
· отрабатыватьглубину и прочность знаний;
· закреплятьумения и навыки;
· развиватькритическое и аналитическое мышление, умение самостоятельно планировать своюучебную деятельность;
· выстраиватьиндивидуальную траекторию обучения каждого ученика и т.д.
Медиаобразование позволяет инициировать и стимулироватьвнутреннюю активность учащихся в учебном процессе. Медиа обогащает содержаниеурока истории, делает его более наглядным, содержательным и более интереснымдля нынешнего поколения. Систематическое использование медиатекстов и созданиесобственных медиапродуктов во время изучения истории содействует повышению интересаучащихся к историческим событиям и современным тенденциям развития общества, становлениюгражданской культуры и позиции личности. Формирование критического мышления науроках истории и внеурочной деятельности позволяет защитить учащихся отманипулятивного воздействия медиа, научить ориентироваться в информационномпотоке современного общества.
Список литературы
1. ГлазыринаЛ.Д., Колбышева С.И. Основы медиатизации: значение media в социокультурномпространстве // Проблемы управления. — 2009. № 3 — С. 32-42.
2. Запрудскі,М. І. Медыяадукацыя ў школе: фарміраванне медыяграматнасці вучняў: дапаможнікдля настаўнікаў / М. І. Запрудскі, А. А. Палейка, А. У. Радзевіч, Т. П.Мацкевіч [і інш.]; пад рэд. М. І. Запрудскага. – Мінск. – 2016. – 336 с.
3. Засим,О. А. Медиакультура: сущность, значение, внедрение в систему современногообразования / О. А. Засим //Адукацыя і выхаванне. – 2015. – № 8. – С. 7.
4. Нечитайлова,Е. В. Медиатекст как основа развития критического мышления школьников / Е. В.Нечитайлова // Проблемы современного образования. – 2011. – № 5. – С.89-95.